© А.Б. Барангов, И.В. Слободчикова, 2008
УДК 338.242.4
ББК 65.011.151+67.401.11
К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Б. Барангов, И.В. Слободчикова
Статья посвящена вопросам реализации федеральной и региональной инновационной политики для обеспечения инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения. Обоснована необходимость и определено содержание основных направлений государственной поддержки инновационной деятельности, способствующих активизации процессов создания и продвижения нововведений. Подчеркнута значимость механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере, в решении проблемы переориентации региональной экономики на инновационный путь развития.
Ключевые слова: инновационная деятельность, государственное регулирование экономики, инновационная политика, государственно-частное партнерство, научные исследования.
В современных условиях одним из стратегических направлений государственного регулирования экономики является осуществление инновационной политики с целью обеспечения устойчивого развития страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Разработка и реализация инновационной политики основывается на формировании национальной инновационной системы, которая создается с целью объединения усилий государственных органов управления всех уровней, научно-технических организаций и предпринимательского сектора экономики для ускоренного использования достижений науки и техники, реализации стратегических национальных приоритетов страны и развития венчурной индустрии в России как одного из наиболее эффективных ее механизмов [5, с. 93].
Представляется, что одним из важнейших аспектов инновационной политики является региональная составляющая. Под региональной инновационной политикой понимает-
ся совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Изменения в характере новых технологий и в глобальной экономике привели к росту значения регионов как мест осуществления экономической деятельности.
Следует подчеркнуть, что основной целью региональной инновационной политики должно быть создание благоприятных условий осуществления инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности местной продукции, эффективное использование научно-технических резервов и решение задач социально-экономического развития. Законодательная база, целевые программы, концепции являются базовыми средствами реализации инновационной политики в регионах РФ. Основное значение инновационных региональных программ состоит в стимулировании региональной интеграции между различными субъектами НИОКР, координации инновационной политики регионов, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего опыта создания инноваций. Особое значение приобретает региональное инновационное сотрудничество.
Как показывает опыт, в наибольшей степени решению задач развития инновационной экономики, наращивания конкурентоспособной продукции, реализации передовых технологий, создания стабильных источников доходов бюджета в современных условиях способствует определение основных направлений государственной поддержки инновационной деятельности. Можно выделить следующие направления государственной инновационной политики: правовое регулирование, прямое и косвенное финансирование, организационное обеспечение, а также государственное стимулирование инновационной деятельности и инновационных процессов в Российской Федерации и ее субъектах
В современном обществе именно инновации обеспечивают успешное развитие экономики, повышение уровня и качества жизни населения. Однако в нашей стране механизм эффективных инновационных процессов еще не сформирован. Поэтому государственное регулирование выступает важнейшим средством обеспечения динамичного протекания инновационных процессов. Крайне важны определение приоритетов инновационного развития, разработка инновационных программ и создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
Особое значение в проведении научных исследований, внедрении достижений науки в производство, создании наукоемких производств имеет государственная финансовая поддержка, которая, как правило, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации в форме предоставления кредитов, субсидий, субвенций. Причем государственное финансирование можно разделить на прямое - выделение денежных средств непосредственно из бюджета или распределение через специальные внебюджетные фонды, а также косвенное воздействие, предусматривающее предоставление налоговых льгот, привилегий субъектам инновационной деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.
Эффективное продвижение инноваций можно обеспечить лишь на основе тесного взаимодействия научных, учебных учреждений и производственных предприятий. Одна-
ко только за счет финансирования научной деятельности из средств бюджета не может быть достигнута цель ориентации научных исследований на актуальные проблемы производства, следовательно, и на потребности рынка. Поэтому необходима заинтересованность бизнеса в финансировании научных исследований. Здесь важную роль играет применение специальных мер государственного стимулирования: государственные гарантии, государственный заказ, распространение идеи инновационного развития с целью повышения общественного статуса научной, инновационной деятельности.
Особая роль отводится организационному обеспечению инновационной деятельности. Специальные инновационные, венчурные фонды уже активно создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В рамках указанных направлений государство проводит ряд мероприятий, направленных на увеличение вклада науки в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национальной продукции. На основе нормативных документов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, можно систематизировать меры государственной поддержки инновационной деятельности, соответствующие перечисленным направлениям (см. табл. 1).
В современной международной и российской практике существует целый арсенал средств государственного стимулирования инновационного развития. Однако не все они используются и не все эффективно работают в регионах. Как правило, бюджеты субъектов РФ не в состоянии финансировать научные разработки, крупные инновационные проекты, предприятия не имеют достаточных средств для переоснащения производства. Не все субъекты Федерации обладают достаточным научным потенциалом. Это подтверждает тот факт, что федеральная поддержка региональной инновационной деятельности является важным аспектом взаимоотношений между федеральной и региональной научно-технической и инновационной политикой.
Таблица 1
Государственная поддержка инновационной деятельности *
Направления Мероприятия
Нормативно-правовое обеспечение - Определение приоритетов инновационного развития; - разработка инновационных программ; - создание правовой базы инновационных процессов, системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности
Финансовое обеспечение Прямое - Финансирование инновационной деятельности за счет средств бюджета, специализированных внебюджетных фондов; - частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков
Косвенное - Предоставление налоговых льгот, преференций; - частичное или полное освобождение от уплаты налогов; - предоставление права использования принадлежащего государству имущества
Организ ационное обеспечение - Создание институтов развития (фондов, программ, ассоциаций); - формирование инновационной инфраструктуры поддержки и развития инновационного потенциала; - научно-методическое обеспечение инновационной деятельности; - кадровое обеспечение инновационной деятельности; - создание условий для привлечения инвестиций; - обеспечение инновационной деятельности информацией
Г осударственное стимулирование - Государственный заказ; - обеспечение гарантированных рынков сбыта инноваций; - повышение общественного статуса инновационной деятельности; - предоставление государственных гарантий по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инновационной деятельности
* Составлено автором.
Несмотря на то что ежегодно растут расходы федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие НТП (средства, выделяемые научным организациям на фундаментальные исследования и разработку перспективных технологий и направлений НТП), в действительности эти расходы составляют все еще небольшую долю в общем объеме ВВП (см. табл. 2).
В России, имеющей масштабный научно-технический комплекс, задача перехода экономики на инновационный путь развития не может быть решена только путем увеличения расходов федерального бюджета на НИОКР, поддержку инновационного предпринимательства и т. д. Реальные экономические возможности позволяют федеральным
органам власти решать только часть проблем в сфере науки и техники, связанных с сохранением и эффективным использованием научно-технического потенциала регионов. На регионы ложится не меньшая доля обязанностей и ответственности за решение этих проблем. Конституция РФ общие вопросы науки относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов [3, ст. 72].
Несмотря на предоставленные федеральным законодательством полномочия, роль регионов в стимулировании и поддержке научной деятельности явно недостаточна.
За исключением нескольких положительных примеров, удельный вес расходов региональных бюджетов, направляемых на развитие науки и техники, редко превышает
Таблица 2
Динамика расходов бюджета на фундаментальные исследования и содействие НТП в 2002-2005 гг.*
Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Млн руб. 31 055,8 41 576,3 47 477,9 76 909,3
В % к расходам федерального бюджета 1,51 1,76 1,76 2,19
В % к ВВП 0,29 0,31 0,28 0,36
* Источник: [4].
десятые доли процента. Поэтому без мощного внешнего вливания финансовых ресурсов или изменения налоговой политики в отношении слаборазвитых регионов последние на многие десятилетия останутся в качестве реципиентов [1, с. 78].
Обладая правом на законотворческую деятельность, органы государственной власти большинства субъектов РФ не используют это право применительно к сфере науки и техники. Многие регионы еще не начали формировать самостоятельную нормативно-правовую базу, регулирующую эту сферу. Не во всех субъектах РФ существует законодательное регулирование инновационной деятельности, которое должно определять направления развития региона, согласовывать действия, закреплять взаимосвязи субъектов инновационной деятельности. Это объясняется явной недооценкой роли и места научно-технической и инновационной деятельности в обеспечении устойчивого развития регионов России.
Другими факторами, препятствующими современному экономическому развитию на основе использования научных достижений, являются нецелевое, неэффективное использование финансовых средств, инертность руководителей, их незаинтересованность в улучшении результатов. Поэтому представляется, что наряду с государственным финансированием и руководством необходимо также внедрять современные методы управления, способы финансирования, применяемые с сфере частного бизнеса. Так, в процесс производства и реализации знаний в виде новых технологий, оборудования необходимо привлекать представителей бизнеса, поскольку в соответствии с современными тенденциями экономического раз-
вития важным условием повышения инвестиционной и инновационной активности является развитие институтов взаимодействия государства, науки и бизнеса в России и ее регионах. Ключевым моментом такого партнерства является согласование целей и потребностей каждой из сторон. Ведь партнерство возможно только тогда, когда заинтересованы все партнеры, и за счет взаимодействия они могут наиболее эффективно решить проблему переориентации региональной экономики на инновационный путь развития (см. рис. 1).
При этом каждая из сторон государственно-частного партнерства вносит свой вклад в общий проект. В данном контексте:
- в задачи науки входит предложение новых идей и разработок;
- миссия государства - создание условий для всех участников, подготовка соответствующих кадров, обеспечение необходимой базы данных по разработанным технологиям, а также их доступность для коммерческих предприятий, предоставление налоговых и иных льгот, гарантий;
- роль бизнеса - финансирование проекта, материализация научных замыслов, эффективное управление.
В качестве примера взаимодействия сторон в инновационной сфере можно привести партнерство частного сектора с Инвестиционным фондом РФ, Российской венчурной компанией, особыми экономическими зонами, технологическими парками [2, с. 121].
Механизм такого государственно-частного партнерства может быть использован для решения государственных задач в области инновационного развития на уровне Федерации и ее субъектов.
В заключение следует отметить, что более тесное взаимодействие между промышленным, аграрным секторами экономики, финансовыми институтами, вузами, научными организациями, органами государственной власти субъектов РФ будет содействовать достижению целей инновационной политики, прежде всего созданию благоприятной среды для нововведений. Указанная политика должна быть направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в научно-технический прогресс страны, в улучшение социально-экономических показателей регионов за счет эффективного использования их инновационного потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадмахалгаев, Л. Ц. Регионы России: состояние, проблемы, решения / Л. Ц. Бадмахалгаев, А. Л. Бадмахалгаев. - Элиста, 2007. - 366 с.
2. Государственно-частное партнерство: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N° 8. - С. 119-126.
3. Конституция РФ. - Режим доступа: http:// www. constitution. rn.
4. Россия в цифрах, 2006 : крат. стат. сб. - М. : Росстат, 2006. - 462 с.
5. Рудцкая, Е. Р. Российский фонд фундаментальных исследований и инновационное развитие экономики России / Е. Р. Рудцкая, Е. Ю. Хрусталев, С. А. Цыганов // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 2 (37). - С. 92-105.
BY THE QUESTION ABOUT THE STATE’S ROLE IN ACTIVIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY
A.B. Barangov, I.V Slobodchikova
The article is devoted to the issues of realization federal and regional innovation policy for supporting innovative economic development, increasing standard and quality of population life. It was substantiated the necessity and defined the content of the reference directions of the government support for innovative activities facilitated activization the process creating and promotion innovatives. The author justified significance of the mechanism state-private partnership in innovative sphere, and in solving the problem of reorientation regional economic into innovative way of development.
Key words: innovative activity, state regulation of economy, innovation policy, state-private partnership, scientific researches.