УДК 330.1 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-104-108
К ВОПРОСУ О РОЛИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
РАДЮКОВА ЯНА ЮРЬЕВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: radyukova68@mail.ru
ГУКАСОВ ДАВИД САМВЕЛОВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: kaf-finnal@yandex.ru
В статье рассмотрена роль монополистических образований в национальной экономике (регулирование ценообразования, реализация конкурентной политики, лоббирование интересов компании), что позволило сформулировать ключевые детерминанты и угрозы развития национальной экономики от их деятельности, что определено противоречивым характером развития естественных монополий: с одной стороны, предприятия-монополисты сохранили ряд особенностей, сформировавшихся еще в советские годы, а с другой - наличие огромного модернизационного потенциала указанных секторов отечественной экономики. Авторами сделан вывод, что государственные структуры, осуществляющие контроль за антимонопольной деятельностью, должны нейтрализовать негативное воздействие монополистических образований на экономику территории, обеспечивая свободный выбор потребителя и способствуя свободой конкурентной торговле на рынке. Отмечено, что отечественное антимонопольное законодательство устанавливает организационные и правовые основы антимонопольного регулирования и направлено на обеспечении конкуренции, а также создание для этого благоприятных условий, однако, оно нацелено лишь на минимизацию монополистической деятельности. Ключевая направленность действующих антимонопольных актов заключается в формировании новых хозяйствующих структур, лишенных возможности занимать монопольное положение на рынке. В работе обосновано, что усиление глобализаци-онного влияния делает обязательным для национальной экономики ее переориентацию на инновационное развитие, что позволило сделать следующий вывод: государство должно четко обозначить вектор деятельности предприятий-монополистов, а также определить стратегический инструментарий государственного регулирования: повышение инвестиционной привлекательности монополистических образований; повышение эффективности деятельности регулируемых организаций; нейтрализация барьеров на «входе» в отрасль и развитие конкуренции; обеспечение свободного доступа потребителей к продукции и услугам монополистических образований.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, монополистические образования, глобализация, естественные монополии
Известный английский экономист Дж. Р. Хикс, как-то отметил: «Самая лучшая прибыль монополии - спокойная жизнь». Согласно данному высказыванию, деятельность монополистических образований направлена на:
- достижение договоренности с ключевыми конкурентами об установлении определенных цен на товары, либо о продаже продукта конкретным клиентам, а также продаже товаров в отдельно взятом регионе;
- слияние компании с ключевыми конкурентами;
- лоббирование привилегированных контрактов с «карманными» поставщиками или дис-
трибьюторами, с целью обеспечения доминирующего положения на определенном рыночном сегменте [1].
Следовательно, государственные структуры, осуществляющие контроль за антимонопольной деятельностью, должны нейтрализовать подобного рода действия, обеспечивая свободный выбор потребителя и способствуя свободой конкурентной торговле на рынке.
Большинство современных законодательных актов касательно антимонопольного регулирования (как российских, так и зарубежных), составлены таким образом, чтобы иметь возможность препятствовать перечисленным выше трем направлениям деятельности монополистов, про-
Я. Ю. РАДЮКОВА, Д. С. ГУКАСОВ
105
тиворечащим правилам свободной конкуренции, а также позволяющие органам власти проводить по выявленным фактам судебное расследование. Например, в США раздел 1 Закона Шермана накладывает запрет компаниям на заключение соглашения с компаниями-конкурентами, в случае если оно препятствует обеспечению свободной конкуренции. Раздел 2 Закона Шермана также запрещает «монополизацию», т. е. попытку одного предприятия контролировать весь рынок посредством недобросовестных действий. Раздел 7 Закона Клейтона запрещает осуществлять слияния и поглощения компаний, а также любые иные виды комбинирования предприятий, ведущие к снижению уровня конкуренции на рынке.
Подобного рода примеры можно встретить и в законодательства других стран. Так, Закон о свободной конкуренции Румынии запрещает вступать в соглашения, ведущие к «ограничению, воспрепятствованию или извращению норм конкуренции». В статье 13 того же закона наложен запрет на слияния компаний, наносящий ущерб правилам конкурентной борьбы [2].
В свою очередь, в России регулирование деятельности монополистических образований осуществляется на основе антимонопольного законодательства, главными актами которого являются: закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «О защите прав потребителей», Указ Президента РФ «О государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», Положение «О Государственном реестре РФ объединений и предприятий-монополистов на товарных рынках» и др.
Отечественное антимонопольное законодательство устанавливает организационные и правовые основы антимонопольного регулирования и направлено на обеспечении конкуренции, а также создание для этого благоприятных условий. Однако, действующее антимонопольное законодательство является несколько «однобоким» и нацелено лишь на минимизацию монополистической деятельности, забывая о цивилизованном регулировании монополий как особой рыночной структуры, положительным образом влияющей на развитие национальной экономики [3]. Ключевая направленность действующих антимонопольных актов заключается в формировании новых хозяйствующих структур, лишенных возможности занимать монопольное положение на рынке.
Сегодня в России монополистические образования являются одними из ключевых субъектов национальной экономики. Данные Института
комплексных стратегических исследований (ИКСИ) свидетельствуют о том, что доля трех основных компаний (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и РЖД) составляет 13,5 % ВВП и 16 % от совокупного объема прибыли страны. На данных предприятиях задействовано порядка 4 % трудоспособного населения, а практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 %) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий [4].
Отраслям естественных монополий, в первую очередь газовой, нефтедобывающей и электроэнергетике, отводится особая роль в воспроизводственном экономическом цикле, именно они обеспечивают процесс обращения товаров и во многом формируют основу развития национального хозяйства. Однако, усиление глобализацион-ного влияния привело к тому, что данные отрасли оказались в тупиковой ситуации, ежемесячно усугубляющейся падением спроса на реализуемые услуги, кредитным кризисом, а в случае нефтегазовой отрасли - обвалом цен на энергоресурсы на международном рынке.
Развитие естественных монополий в нашей стране протекало под воздействием двух противоположных тенденций: с одной стороны, предприятия-монополисты сохранили ряд особенностей, сформировавшихся еще в советские годы (высокая степень износа оборудования, низкая эффективность структуры собственности, отсутствие действенных и отвечающих современным требованиям механизмов контроля; а с другой - наличие огромного модернизационного потенциала указанных секторов отечественной экономики (предприятия-монополисты служат основой развития национального хозяйства, формируют условия для интенсивного развития смежных отраслей и определенных видов деятельности, берут на себя дополнительную социальную нагрузку) [1].
Происходящие в настоящее время глобальные изменения в производительных силах и экономических отношениях общества, заставляют по-новому взглянуть на роль и место государства в экономике, а также его взаимоотношения с бизнесом. На сегодняшний день деятельность многих естественных монополий выходит за рамки национальных границ. Постепенно они превращаются в полноценных субъектов международной политики, активно участвуя во всех глобальных процессах, происходящих в мире.
В условиях глобализации транснациональные корпорации (ТНК), к числу которых в первую
Уа. Уи. КЛБУИКОУЛ, Э. 8. 0ИКЛ80У
очередь относится такая российская компания, как «Газпром», и международные финансово-промы-шленные группы занимают ведущее место в системе экономических отношении. В результате реализация экономических и институциональных интересов субъектов глобального рыночного хозяйствования ведет к усилению процессов монополизации.
На сегодняшний день естественные монополии топливно-энергетического комплекса России, наравне с промышленно-развитыми странами, реализуют свои интересы в политических, экономических, инвестиционных, технологических и других сферах мировой экономики.
В условиях глобализации произошла трансформация ряда национальных рынков в международные, что ожесточило конкурентную борьбу и обострили ряд проблем антимонопольного регулирования в мировом масштабе. Так, слияния зарубежных компаний с национальными может нейтрализовать как реальную, так и потенциальную конкуренцию [5].
В результате сегодня деятельность подобного рода компаний на территории одного государства может оказывать сильнейшее влияние на поведение потребителей и осуществление производственно-хозяйственной деятельности ряда отраслей в других странах.
Подобного рода трансформация стала возможна благодаря либерализации торговли и заключения целого ряда двусторонних и региональных договоров, послуживших импульсом к развитию конкурентоспособности страны. Новые участники конкурентных отношений в лице иностранных участников, смогли реализовать на национальном рынке товары более высокого качества или товары по более низким ценам. Однако, либеральная торговля все еще не избавилась от недобросовестных методов поведения, противоречащих правилам отношений с конкурентами, к числу которых относится ценовой сговор, групповой бойкот, незаконное получение сведений, злоупотребление доминирующим положением на рынке, слияние компаний с целью установления монопольного положения. На практике же любые компании как вместе, так и в одиночку могут иметь побудительные стимулы к действиям, противоречащим антимонопольному законодательству и принципам либерализованной торговли.
Глобализационное влияние способствовало усилению международной составляющей применения антимонопольного законодательства. Если раньше случаи судебных разбирательств на международном уровне были единичными, то сегодня
они составляют существенную часть дел в международном судопроизводстве.
Однако по-прежнему существуют препятствия, мешающие проведению эффективного расследования и исправления зарубежной практики поведения, противоречащей правилам отношений с конкурентами. Эти препятствия могут возникнуть в результате различий взглядов наших стран на роль антимонопольной политики, а также различий в применении национальных механизмов проведения расследования.
Таким образом, эффективное дальнейшее развитие национальной экономики невозможно без осуществления продуманной экономической политики государства.
Кроме того, необходимо отметить, что в условиях усиления глобализационного влияния на российскую экономику, а также поступательного развития науки и высоких технологий, порождающих время от времени структурные кризисы, рынок не в силах самостоятельно справиться с накапливающимися диспропорциями, его саморегулирующиеся начала бессильны против многих негативных факторов экономического развития. В случаях, если же он справляется с накопившимися в экономике диспропорциями, то, как правило, это случается с большим запозданием или сильными колебаниями в уровне производства, росте цен и, соответственно, сопровождается социально-экономическими потрясениями. Следовательно, государство должно минимизировать данные колебания экономического цикла, обеспечивая «плавное» развитие национальной экономики.
Более конкретно, цели антимонопольного регулирования заключаются в достижении экономического роста, снижении уровня безработицы, повышении уровня экономической эффективности, обеспечении стабильности цен и экономической свободы хозяйствующих субъектов; обеспечении экономической безопасности страны; а также установлении баланса экономических интересов общества, государства и монополистических образований.
При этом, сразу следует отметить о противоречивости целей антимонопольного регулирования, таких как обеспечение экономического роста и повышение уровня занятости населения, так как достижение одной из целей негативным образом отражается на другой.
Таким образом, антимонопольное регулирование представляет собой совокупность инструментов воздействия на производственно-хозяйственную деятельность монополистических образований, направленных на нейтрализацию
Я. Ю. РАДЮКОВА, Д. С. ГУКАСОВ
1D?
рыночных несовершенств, основным из которых является преодоление барьеров развития конкуренции на рынке. В свою очередь, антимонопольная политика должна быть направлена на:
- повышение инвестиционной привлекательности монополистических образований;
- повышение эффективности деятельности регулируемых организаций;
- нейтрализацию барьеров на «входе» в отрасль и развитие конкуренции;
- обеспечение свободного доступа потребителей к продукции и услугам монополистических образований.
Соответственно ключевая задача антимонопольного регулирования заключается в реализации целей долгосрочной экономической политики государства, на основе обеспечения эффективного функционирования монополистических образований, не создавая при этом новых перекосов. Следовательно, государство должно четко обозначить вектор деятельности предприятий-монополистов, а также определить стратегический инструментарий государственного регулирования.
Литература
1. Kozhevnikova T. M., Radyukova Ya. Yu., Stepiche va O. A. The place and role of natural monopolies in the globalizing economic space // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 3. С. 70-78.
2. Фатхуллин Р. О. Правовая природа транснациональных корпораций в условиях глобализации // ЕврА-зЮж. 2011. № 9 (40).
3. Решетникова Е. Стратегия вместо политики // Российская Бизнес-газета. Промышленное обозрение. 2011. № 822 (40).
4. Радюкова Я. Ю., Жучков А. Ю. Естественные монополии в условиях усиления глобализационных процессов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 16-20.
5. Стратегические ориентиры экономического развития России: науч. доклад. СПб.: Алетейя, 2010. С. 61.
References
1. Kozhevnikova T. M., Radyukova Ya. Yu., Stepicheva O. A. The place and role of natural monopolies in the globalizing economic space // Nauka i tekhnologii. 2013. T. 1. № 3. S. 70-78.
2. Fathullin R. O. Pravovaya priroda transnacion-al'nyh korporacij v usloviyah globalizacii [The legal nature of transnational corporations in the context of globalization] // EvrAzYUzh. 2011. № 9 (40).
3. Reshetnikova E. Strategiya vmesto politiki [Strategy instead of the policy] // Rossijskaya Biznes-gazeta. Promyshlennoe obozrenie. 2011. № 822 (40).
4. Radyukova Ya. Yu., Zhuchkov A. Yu. Estestven-nye monopolii v usloviyah usileniya globalizacionnyh pro-cessov [Natural monopolies in the face of increasing globalization processes] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2013. № 2. S. 16-20.
5. Strategicheskie orientiry ekonomicheskogo razvitiya Rossii: nauch. Doklad [Strategic guidelines for the economic development of Russia: scientific report]. SPb.: Aletejya, 2010. S. 61.
* * *
ROLE OF RHE ANTITRUST REGULATION IN NATIONAL ECONIMY REVISITED
RADYUKOVA YANA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: radyukova68@mail.ru
GUKASOV DAVID SAMVELOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: kaf-finnal@yandex.ru
The article is dedicated to the role of monopolies in national economy (the regulation of pricing, the realization of the competition policy, lobbying on company issues), which allows to formulate key determinatives and national economy development threats caused by their activity. This is specified by contradictory development character of natural monopolies: on the one hand, enterprises-monopolists maintained certain features shaped in the USSR, on the other hand, the immense modernization potential of within-named domestic economy sectors exists. The authors draw a conclusion that government structures, which control antitrust activity, should neutralize monopolies' negative influence on domestic economy by providing a consumer with free choice and facilitating free competition in market trade. It is pointed out that domestic antitrust legislation sets the institutional bases and legal frameworks for antitrust regulation and is aimed at ensuring competition and creating favorable environment for it, however, its target is only to minimize monopoly activity. The key aim of the active laws is to form
Ya. Yu. RADYUKOVA, D. S. GUKASOV
new economic structures deprived of a chance to become monopolies at the market. The article substantiates that the reinforcement of the globalization influence makes national economic refocusing on innovative development obligatory. This allows to conclude that government should designate the vector of enterprises-monopolists activity plainly and pin down strategic tools of government regulating such as advance in the investment attraction of enterprises-monopolists and in the efficiency of regulated organizations, the neutralization of barriers at the «entry» of a department and the development of the competition, the backing of free access for consumers to goods and services provided by monopolies.
Key words: antitrust regulation, monopolies, globalization, natural monopolies