иностранных отношений Монголии
(http://www.mfat.gov.mn).
10. «Ambassador Addelton’s Remarks at the Asia Society Breakfast: Warm Relations in a Cold Place: The United States and Mongolia,» Embassy of the United States in Ulaanbaatar, Mongolia, June 14, 2011. (http://mongolia.usembassy.gov/speeches 061411.html).
11. Batbayar Ts. Mongolia’s Foreign Policy at the Beginning of XX Century: New Identity and New Challenges // RSIM. 2002. №17. P. 198-204.
12. Biden praises Mongolia’s democratic development. August 22, 2011 (http://www.business-
mongolia.com/mongolia/2011/08/22/biden-praises-mongolias-democratic-development/).
13. Boone P. Grassroots Macroeconomic Reform in Mongolia // Journal of Comparative Economics. - 1994.
- №18. - P. 40-45.
14. Fish S. The Inner Asian Anomaly: Mongolia’s Democratization in Comparative Perspective» Communist and Post-Communist Studies 34. - № 3 (September 2001). - P. 323-338.
15. Miliate B. Democratization and Foreign Policy (https://circle.ubc.ca/handle/2429/43714).
16. Mongolia ranks 65th in Democracy Index 2012. 21.03.2013
(http://english.news.mn/content/137799.shtml).
17. Sabloff P. Why Mongolia? The political culture of an emerging democracy // Central Asian Survey. -2002. - №21. - P. 19-36.
18. Secretary of State congratulates Mongolians on
National Day. 13.07.2012
(http://english.news.mn/content/114120.shtml).
Родионов Владимир Александрович, кандидат политологических наук, доцент кафедры истории, археологии и этнографии Бурятского госуниверситета, 670025, Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25,
e-mail:[email protected]
Rodionov Vladimir Aleksandrovich, candidate of political sciences, associate professor at History, Archeology and Ethnology Chair, Buryat State University, 670025, Ulan-Ude, Pushkina St., 25, е-mail:[email protected]
УДК 94
© Самусужун
К ВОПРОСУ О РОДОСЛОВНЫХ БАРГУТОВ
В статье исследуются вопросы о баргутах и хала - родословных (обог - фамилия) новобаргутов, происхождение и развитие родословных.
Ключевые слова: Баргуты, шэнэ барга - новобаргуты, хуушан барга - старобаргуты, хала - родословная, обог - фамилия.
Samusuzhung
WITH REGARD TO THE QUESTIONS OF BARGU’S GENEAOLOGY
The article is devoted to Bargut people and hala - genealogy of new Bargut; it also explores origins and evolution of its genealogy.
Keywords: Bargut people, new bargut, old bargut, genealogy, surname.
В настоящее время на территории городского округа Хулун-Буир Автономного района Внутренняя Монголия (далее - АРВМ) КНР компактно проживают этнические общности баргутов. Территория городского округа Хулун-Буир расположена в западной части северовосточного Китая, на стыке границ трех государств - России, Монголии и Китая. Баргуты Хулун-Буира делятся на хуушан барга и шэнэ барга, т. е. на старобаргутов и новобаргутов.
Интерес к исследованию родословных бар-гутов вызван тем, что с древних времен у монгольских народов передавалась термином хала родословная (обог - фамилия) из поколения в поколение по мужской линии. Общие аспекты происхождения баргутов, их история и культура рассматриваются в научных трудах исследова-телей-монголоведов, таких как Б.Я. Владимир-
цов, Н.Н. Поппе, В.И. Рассадин, Г. Д. Санжеев, Т.Д. Скрынникова, Б.Х. Тодаева, Ц.Б. Цыден-дамбаев и др.
В нашем исследовании мы впервые обратились к изучению родословных фамилий ново-баргутов, которые являются представителями одного из монгольских племен. Долгое время считалось, что новобаргуты в жизни не используют нэр - имя с обог - фамилией. Известный монголовед Ш. Сондой разъясняет, что самое основное и фундаментальное понятие - это обог
- фамилия. Фамилия у монгольских народов передается по отцовской линии. Все представители одной фамилии являются потомками одного рода. В процессе исторического развития фамилии новобаргутов подразделялись на несколько новых фамилий. Поэтому нередко люди разных фамилий являются потомками одного рода.
С точки зрения территориальноадминистративного деления народ разделяли на т. н. тысячи - «мянгат», которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие группы, переселяемые произвольно по решению властей без учета их родовой принадлежности, именно так появились новые группы людей. Однако благодаря стойкой традиции сохранения родословных сведения о фамильной и родовой принадлежности этих новых групп людей сохраняются. Поэтому родословная для монголов крайне важна, каждый монгол должен знать историю своей родословной. В связи с этим представители старшего поколения рассказывают детям с малых лет об их происхождении и родословной.
Несомненно, у баргутов также сохранялось и развивалось четкое понятие о своей родословной, но в течение длительного времени происходил исторический процесс слияния и обобщения названий разных родов и аймаков. Особенно в 1734 г., когда по-новому создавались административные деления, такие как гар, хушуун и сомон, в результате чего роды расчленились на разные подгруппы. Например, 5 человек рода Ихзон (по именам Дугар, Цаган, Цэрэн, Айджу, Шонхо) были отправлены в пять разных сомонов Хувээт-шар хошууна на должности занги. Эти должности передавались из поколения в поколение строго в одном и том же роду. Таким образом, передавались и распространялись родословные. Подобных случаев наблюдалось достаточно много.
Фамилии-родословные новобаргутов изначально делятся на две группы. Одна группа, вероятно, образовалась в IX в. по именам одиннадцати сыновей Хоридая и двух сыновей Бурядая
- старшего сына Хоридая.
Откуда произошла вторая группа баргут-ских родословных, - в настоящее время неизвестно. По статистике западного новобаргутско-го хошуна, всего 45 родословных и 11 родов хори-бурят занимают небольшую часть.
Примерно в 30-е гг. XVII в. известные народные занги Дугар и Цэрэн подали заявление с просьбой принять их в правительственные органы. Найралт-Туб Хан одобрил эту идею и наградил их должностями занги сомонов. В то время количество людей с такой должностью составляло 8 чел. в северном и западном хошуунах. Наследовав должность занги, потомки и составляли «Гэрийн тууж» - «семейную родословную». В такой се-
мейной родословной записывали в возрастном порядке имена всех мужчин этой семьи, особенное внимание уделялось мужчинам, имеющим право наследовать должность занги, с большим почтением записывая их имена красной тушью в записи семейной родословной.
Таким образом, появилось слово «Улаан-Бииртэн», что в переводе на русский означает «Люди, записанные красной тушью». К тому же государство давало почетные чиновничьи должности погибшим на войне, и эти должности передавались по наследству их потомкам. Кроме этого, выдавалась «Эргумжллийн бичиг» - почетная грамота с официальной печатью, разрешающая потомкам наследовать должность предков. Обычные араты тоже составляли и хранили свою семейную родословную.
Все вышесказанное доказывает то, что у баргутов существовала многовековая традиция составления семейных родословных, или «Гэрийн тууж», что в переводе на русский означает «Запись об истории семьи». Иначе говоря, у баргутов существовал обычай записывать историю своего рода. Но, к сожалению, исторических событий XX в., особенно из-за десятилетней культурной революции в Китае, большая часть семейных родословных была уничтожена или утрачена. Тем не менее из архивного фонда по литературе и истории народа при народном политическом консультативном совете Хулун-Буира были специально выделены средства, благодаря местным краеведам в настоящее время почти полностью восстановлены утерянные записи родословных баргутов.
Литература
1. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. - С. 79.
2. Рассадин В.И. Историческая связь бурятского языка с языком баргутов // Цыбиковские чтения. -Улан-Удэ, 1989. - С. 173-176.
3. Харгана Ж. Олзий. Барга монголын туух. -Улаан-Баатар: «Содпресс» хэвлэлийн газар. 1999. -С. 35.
4. Ш. Сондой. Эртний барга ястан. - Хух-Хот. Кн. изд-во АРВМ. 2005 . - С. 24.
5. Запись родословных баргутов западного ново-баргутского хошуна. - Хух-Хото. Кн. изд-во АРВМ. 1991. - С. 3-5.
Самусужун - аспирант кафедры истории, археологии и этнографии Бурятского государственного университета, 670025, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина 25, е-mail: [email protected]
Samusuzhung - postgraduate student, History, Archeology and Ethnography Chair, Buryat State University, 670025, Ulan-Ude, Pushkina St., 25, e-mail [email protected]