Научная статья на тему 'К вопросу о риторическом аспекте политической коммуникации премьер-министра Франции Г. Атталя (на примере французского медиапространства)'

К вопросу о риторическом аспекте политической коммуникации премьер-министра Франции Г. Атталя (на примере французского медиапространства) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический дискурс / политическая риторика / политические речи / публичные выступления / политические деятели / лингвоперсонология / языковая личность / политические тексты / журналистика / медиалингвистика / СМИ / средства массовой информации / медиадискурс / медиатексты / язык СМИ / языковые средства / французские СМИ / французский язык / политическая коммуникация / вербальное поведение / Габриэль Атталь / political discourse / political rhetoric / political speeches / public speeches / politicians / linguo-personology / linguistic personality / political texts / journalism / media linguistics / mass media / media discourse / media texts / mass media language / language means / French media / French language / political communication / verbal behavior / Gabriel Attal

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полина Гарриевна Логинова, Юлия Николаевна Эбзеева

В статье на примере анализа политической коммуникации премьер-министра Франции Г. Атталя детерминируется риторическая специфика французского центризма как одного из ведущих политических течений в стране. Риторико-стилистическому анализу подвергнуты репрезентативные выступления политика, актуализированные в современном французском политическом медиапространстве, посредством исследования которых представляется возможным сделать вывод о характере политической коммуникации нового деятеля французской политической арены. В работе показано, что риторико-стилистические особенности политической коммуникации Г. Атталя детерминируют идеологические принципы французских центристских течений. Риторическому анализу подвергнуты устные выступления Г. Атталя, а именно: первое интервью политика журналисту Жилю Було (Gilles Bouleau) в должности премьер-министра Франции, транслировавшееся по телеканалу «Tf 1 Info», а также выступление политика в ходе церемонии передачи полномочий от уже бывшего премьер-министра Франции Элизабет Борн, репрезентированные во французском медиапространстве. Охватываемый временной период — январь 2024 года. Проиллюстрировано, что реализация персуазивной стратегии Г. Атталя обусловливает использование политиком риторических приемов эмоционального воздействия на реципиентов. Показано, что посредством метафорических словоупотреблений, анафорических повторов, «аргумента к авторитету», цитирования политиком осуществляется попытка влияния на сознание социума. Актуальность работы определяется неугасающим интересом к изучению риторической специфики вербального поведения акторов мировой политической арены в целом, а также подтверждается отсутствием работ в области исследования вербального поведения г. Атталя: рассматривается политическая речь одного из самых неоднозначных акторов современной французской политической арены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Полина Гарриевна Логинова, Юлия Николаевна Эбзеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards the Issue of Rhetorical Features of Political Communication of the French Prime Minister Gabriel Attal (On the Example of the French Media Landscape)

The article characterizes the rhetorical specificity of French centrism as one of the leading political movements in the country based on the analysis of political communication of the French Prime Minister Gabriel Attal. The authors carry out a rhetorical and stylistic analysis of the representative speeches of the politician, actualized in the modern French political media space, through the study of which it is possible to draw a conclusion about the nature of political communication of a new figure in the French political arena. The article shows that the rhetorical and stylistic features of Attal's political communication determine the ideological principles of the French centrist movements. The following oral speeches of Attal are subjected to rhetorical analysis: the first interview of the politician given to the journalist Gilles Bouleau as Prime Minister of France, broadcast on the Tf 1 Info TV channel, as well as the politician's speech during the ceremony of transfer of power from the then former French Prime Minister Elizabeth Born, represented in the French media space. The study covers the time period of January 2024. It is illustrated that the realization of Attal's persuasive strategy determines the use by the politician of rhetorical devices of emotional influence on recipients. It is shown that through metaphorical word usage, anaphoric reiterations, “argument from authority”, and quoting the politician makes an attempt to exert influence upon the consciousness of the society. The urgency of the study is determined by the undying interest in studying the rhetorical specificity of the verbal behavior of actors of the world political arena in general, and is also confirmed by the lack of works in the field of research of Attal’s verbal behavior. The article considers the political speech of one of the most ambiguous actors of the modern French political arena.

Текст научной работы на тему «К вопросу о риторическом аспекте политической коммуникации премьер-министра Франции Г. Атталя (на примере французского медиапространства)»

Политическая лингвистика. 2024. № 2 (104). Political Linguistics. 2024. No 2 (104).

УДК 811.1331 42+808.51

ББКШ14711=51+Ш14711-55 ГРНТИ 16.21.27; 16.21.55 Код ВАК5.9.8; 5.9.6

Полина Гарриевна Логинова1н, Юлия Николаевна Эбзеева2н

1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, [email protected], SPIN-код: 3893-1192

2 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия, [email protected], SPIN-код: 3316-4356

К вопросу о риторическом аспекте политической коммуникации премьер-министра Франции Г. Атталя (на примере французского медиапространства)

АННОТАЦИЯ. В статье на примере анализа политической коммуникации премьер-министра Франции Г. Атталя детерминируется риторическая специфика французского центризма как одного из ведущих политических течений в стране. Риторико-стилистическому анализу подвергнуты репрезентативные выступления политика, актуализированные в современном французском политическом медиапространстве, посредством исследования которых представляется возможным сделать вывод о характере политической коммуникации нового деятеля французской политической арены. В работе показано, что риторико-стилистические особенности политической коммуникации Г. Атталя детерминируют идеологические принципы французских центристских течений. Риторическому анализу подвергнуты устные выступления Г. Атталя, а именно: первое интервью политика журналисту Жилю Було (Gilles Bouleau) в должности премьер-министра Франции, транслировавшееся по телеканалу «Tf 1 Info», а также выступление политика в ходе церемонии передачи полномочий от уже бывшего премьер-министра Франции Элизабет Борн, репрезентированные во французском медиапространстве. Охватываемый временной период — январь 2024 года. Проиллюстрировано, что реализация персуазивной стратегии Г. Атталя обусловливает использование политиком риторических приемов эмоционального воздействия на реципиентов. Показано, что посредством метафорических словоупотреблений, анафорических повторов, «аргумента к авторитету», цитирования политиком осуществляется попытка влияния на сознание социума. Актуальность работы определяется неуга-сающим интересом к изучению риторической специфики вербального поведения акторов мировой политической арены в целом, а также подтверждается отсутствием работ в области исследования вербального поведения г. Атталя: рассматривается политическая речь одного из самых неоднозначных акторов современной французской политической арены.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: политический дискурс, политическая риторика, политические речи, публичные выступления, политические деятели, лингвоперсонология, языковая личность, политические тексты, журналистика, ме-диалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, французские СМИ, французский язык, политическая коммуникация, вербальное поведение, Габриэль Атталь.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Логинова Полина Гарриевна, доцент, кандидат филологических наук, кафедра международной коммуникации, факультет мировой политики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Ленинские горы, 1, стр. 51; email:[email protected].

Эбзеева Юлия Николаевна, доктор социологических наук, кандидат филологических наук, доцент, первый проректор — проректор по образовательной деятельности РУДН, заведующая кафедрой иностранных языков, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; email: [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Логинова, П. Г. К вопросу о риторическом аспекте политической коммуникации премьер-министра Франции Г. Атталя (на примере французского медиапространства) / П. Г. Логинова, Ю. Н. Эбзеева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2024. — № 2 (104). — С. 105-111.

Polina G. Loginova1H, Yuliya N. Ebzeeva2H

1 Moscow Lomonosov State University, Moscow, Russia, [email protected], SPIN: 3893-1192

2 Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow, Russia, [email protected], SPIN: 3316-4356

Towards the Issue of Rhetorical Features of Political Communication

of the French Prime Minister Gabriel Attal

(On the Example of the French Media Landscape)

ABSTRACT. The article characterizes the rhetorical specificity of French centrism as one of the leading political movements in the country based on the analysis ofpolitical communication of the French Prime Minister Gabriel Attal. The authors carry out a rhetorical and stylistic analysis of the representative speeches of the politician, actualized in the modern French political media space, through the study of which it is possible to draw a conclusion about the nature of political

© Логинова П. Г., Эбзеева Ю. Н., 2024

communication of a new figure in the French political arena. The article shows that the rhetorical and stylistic features of Attal's political communication determine the ideological principles of the French centrist movements. The following oral speeches of Attal are subjected to rhetorical analysis: the first interview of the politician given to the journalist Gilles Bouleau as Prime Minister of France, broadcast on the Tf 1 Info TV channel, as well as the politician's speech during the ceremony of transfer ofpower from the then former French Prime Minister Elizabeth Born, represented in the French media space. The study covers the time period of January 2024. It is illustrated that the realization of Attal's persuasive strategy determines the use by the politician of rhetorical devices of emotional influence on recipients. It is shown that through metaphorical word usage, anaphoric reiterations, "argument from authority", and quoting the politician makes an attempt to exert influence upon the consciousness of the society. The urgency of the study is determined by the undying interest in studying the rhetorical specificity of the verbal behavior of actors of the world political arena in general, and is also confirmed by the lack of works in the field of research of Attal's verbal behavior. The article considers the political speech of one of the most ambiguous actors of the modern French political arena.

KEYWORDS: political discourse, political rhetoric, political speeches, public speeches, politicians, linguo-personology, linguistic personality, political texts, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, French media, French language, political communication, verbal behavior, Gabriel Attal.

AUTHOR'S INFORMATION: Loginova Polina Garrievna, Candidate of Philology, Associate Professor of International Communication Department, School of World Politics, Moscow Lomonosov State University, Moscow, Russia.

Ebzeeva Yuliya N., Doctor of Sociology, PhD in Philology, Associate Professor, First Vice-Rector — Vice-Rector for Academic Studies of the RUDN University, Head of the Department of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow, Russia.

FOR CITATION: Loginova P. G., Ebzeeva Y. N. (2024). Towards the Issue of Rhetorical Features of Political Communication of the French Prime Minister Gabriel Attal (On the Example of the French Media Landscape). In Political Linguistics. No 2 (104), pp. 105-111. (In Russ.).

ВВЕДЕНИЕ

Риторика как полигуманитарная наука определяется, с одной стороны, вслед за Г. Г. Хазагеровым, как «ораторское искусство, воздействие на аудиторию с помощью слова» [Хазагеров 2002: 46-47] и, с другой стороны, вслед за И. В. Аннушкиным «как искусство речи предлагать образцы содержательно-стилевого творчества и формировать стиль деятельности и речевых взаимоотношений» [Аннушкин 2019: 31].

Франция — страна с богатейшим политико-риторическим наследием. Политическая риторика современной Франции как теория политической речи и политического красноречия сложилась как под влиянием античной риторики, так и под влиянием ораторского мастерства политических деятелей эпохи Великой французской революции, результатом которой стало крушение старого порядка и трансформация Франции из монархии в республиканское государство. Выступления и речи идеологов революции приобретают особое значение, став, по сути, орудием ведения политической борьбы. Выдающимися ораторами-полемистами эпохи Великой французской революции принято считать Ж.-П. Марата, М. Робеспьера, Ж. Дантона, О. Г. Р. Мирабо, фундамент политического красноречия которых составили воззрения Цицерона, Аристотеля, а также деятелей эпохи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Ф.-М. А. де Вольтера, Д. Дидро). Влияние Цицерона на ораторское мастерство идеологов Великой французской революции подчеркивалось В. Гофманом: «...пользуясь

римскими костюмами, римскими фразами, они выполняли задачу своего времени — освобождали от оков и строили новое буржуазное общество. Как говорил К. Маркс, они заимствовали у предков язык, чтобы разыграть новое действие на всемирно-исторической сцене» [Гофман 2021: 108]. Таким образом, становление французской современной политической коммуникации, локализованной в медиапространстве, в значительной степени обусловливается как риторическим наследием Античности, так и наследием риторов Великой французской революции: акторы современной французской политической арены (к примеру, Г. Атталь, М. Ле Пен, Ж.-Л Меланшон, Э. Земмур, Дж. Барделла) аккумулировали наследие предшественников, что, в той или иной форме, репрезентируется в их вербальном поведении.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В настоящее время политический диалог реализуется главным образом в медиапро-странстве, представляющем собой среду осуществления и существования политической коммуникации. Политизация медиапро-странства моделирует виртуальные образы того или иного актора политической арены; в рамках данной статьи — французской. В настоящей работе политическая коммуникация понимается вслед за А. П. Чудиновым и Э. В. Будаевым как коммуникация, в которой политические субъекты выступают в качестве автора политического текста или его адресата [Будаев, Чудинов 2006]: субъекты

политической коммуникации — политические деятели или журналисты [Шейгал 2000].

Медиапространство обретает очертания социальных и политических структур, в рамках которых эволюционирует, и может быть определено как особая реальность, организующая и включающая медийные практики. Оно всегда «принимает форму тех социальных и политических структур, в рамках которых функционирует» [Коханова 2021: 71]. Медиапросранство a priori является политизированным, однако термин «политическое медиапространство», ставший весьма обиходным в рамках информационно-коммуникативной практики, широко используется. Как открытая динамичная цифровая формация, политическое медиапространство проецируется на массовое сознание индивидов [Кравцов 2022]. Понятие медиапространства трактуется как структурная организация ме-диасистемы, способ связи ее компонентов. В понимании В. П. Шкондина и И. Н. Деминой его функция — информационная интеракция, взаимодействие в социуме, оно «охватывает разные социальные пространства совокупностью информационных отношений» [Демина, Шкондин 2016: 187-199].

Язык политической коммуникации как способ актуализации смыслов формирует разновекторные мультимодальные типы коммуникаций (аудиовизуальные и видеовизуальные), являющиеся своего рода детерминантами политического медиапространст-ва, посредством которых транслируются воззрения акторов современной политической арены (в рамках статьи — французской). Являясь фрагментом, составной частью социального пространства, французское политическое медиапространство генерируется как новыми, так и традиционными медиа, репрезентирующими общественно-политический контекст. Как отмечает Ф. М. Шар-ков, «медиапространство, насыщенное политическим содержанием, превращается в политическое медиапространство, формируемое главным образом политическими субъектами, заинтересованными оказывать воздействие на свой целевой сегмент — к примеру, на электоральную аудиторию» [Шар-ков 2016].

Политическое медиапространство способно обретать агитационно-навязчивый характер в период предвыборной гонки и в период роста политической активности. К примеру, число видеосюжетов на видео-хостингах, цель которых — пропаганда того или иного политического курса, возрастает, транслируются ролики, призывающие голосовать за того или иного кандидата (к примеру, предвыборный видеосюжет Марин

Ле Пен [Clip de campagne officiel | Marine 2017]), усиливается активность акторов политической арены в социально значимых новых медиа. Политически ангажированные и ориентированные СМИ стремятся моделировать гражданскую позицию реципиентов.

Таким образом, политическое медиапространство представляет собой конвергентное по своей природе, генерируемое традиционными и новыми медиа, концентрирующее политический контент цифровое пространство, моделирующее как общественное, так и индивидуальное мнение, а также представляющее собой инструмент манипуляции сознанием реципиента с целью наиболее благоприятной репрезентации образа актора политической арены и актуализирующее риторико-стилистическую специфику политической коммуникации в целом.

В качестве объекта исследования выступает французское политическое медиа-пространство, репрезентирующее риторическую специфику политической коммуникации Г. Атталя.

Предмет исследования детерминирован видеоматериалами, иллюстрирующими риторико-стилистическую специфику политической медиакоммуникации нового премьер-министра Франции Г. Атталя.

Цель работы видится в том, чтобы на примере исследования французского политического медиапространства детерминировать риторический аспект политической коммуникации одного из ведущих акторов французской политической арены, определяющего как внутренний, так и внешний политический курс современной Франции.

Материал исследования репрезентирован языковыми единицами, детерминирующими политический курс Г. Атталя. Ритори-ко-стилистическому анализу подвергнуто вербальное поведение Г. Атталя непосредственно в должности премьер-министра.

Методологическая база исследования представлена коммуникативными методами исследования, а именно методом контекстуального анализа, описательным методом, а также такими общенаучными методами, как синтез и анализ. Метод анализа контента был использован при подготовке репрезентативного объема анализируемого материала и экстракции значимых фрагментов политического медиатекста. Также применялся такой журналистский метод, как метод информационного анализа, позволивший исследовать содержание текстовых материалов, и метод риторико-стилистического анализа, позволяющий осуществлять анализ стилистической специфики французской политической речи.

Научная новизна работы определяется отсутствием трудов в области исследования риторико-стилистических особенностей политической коммуникации Г. Атталя в российской гуманитаристике.

В настоящее время на французской политической арене лидируют две яркие фигуры, репрезентирующие политические противоборствующие силы французского политического медиапространства, вербальное поведение которых иллюстрирует их политические курсы, от реализации которых во многом зависит будущее Франции и положение страны на международной арене в условиях современной турбулентности сложившегося миропорядка, а именно — молодые политики Габриэль Атталь и Джордан Бардел-ла. Двадцатисемилетний преемник М. Ле Пен Джордан Барделла, сменивший ее в 2021 году на посту председателя крупнейшей во Франции политической партии «Национальное объединение», репрезентирует идеологию правых французских формаций. Следующая колоритная фигура на французской политической арене — новый премьер-министр Франции тридцатичетырехлетний Габриэль Атталь, сменивший 9 января 2024 года на этом посту Элизабет Борн, член политической партии «Возрождение», ратующей за центризм. Французскими журналистами канала TF 11nfo отмечается, что «в настоящее время именно Г. Атталь и Дж. Барделла, представители молодого поколения французских политиков, последователи Э. Макрона и М. Ле Пен, определяют политический курс страны» [Débat G. Attal / J. Bardella — Replay du 20H de TF1]. В равной степени в ходе телепередач ведущими французскими политическими журналистами, в частности Roselyne Febfre, Jannick Alimi, различных французских периодических изданий (в том числе «Le Parisien», «Le Monde», «France 24») широко обсуждается кандидатура нового премьер-министра: единогласно отмечается, что Г. Атталь, несмотря на свой относительно молодой возраст для премьер-министра страны, имеет солидный опыт работы, прекрасно образован и, в отличие от Э. Мак-рона, «не отличается заносчивостью и не выказывает своего презрительного отношения к среднему классу» [France 24], — таким образом, вербальное поведение данного нового актора французской политической арены заслуживает пристального внимания и требует скрупулезного изучения специалистами по коммуникации. Журналист А. Ку-деля отмечает: «Политические аналитики констатируют: за счет Атталя Макрон хочет сбросить накопленный негатив и поднять рейтинги своей партии перед выборами

в Европарламент. Назначение столь юного политика из числа фаворитов Макрона не вызвало восторга у оппозиции. Марин Ле Пен написала в соцсети: «Чего могут ожидать французы от этого четвертого премьера и пятого правительства за семь лет? Ничего. Устав от ребяческого балета амбиций, они ждут плана, который вернет их в центр общественных приоритетов» [Куделя 2024].

ДИСКУССИЯ.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассмотрим колоритные примеры политической коммуникации Г. Атталя, фигурирующие во французском политическом медиапространстве и очерчивающие риторико-стилистическую специфику вербального поведения молодого французского политика.

В ходе церемонии передачи полномочий премьер-министра в Матиньонском дворце [Gabriel Attal Premier ministre: revivez la passation de pouvoir avec Elisabeth Borne], а также в своем первом интервью на посту премьер-министра Франции телеканалу Tf 1 Info журналисту Жилю Було [Gabriel Attal 2024] Г. Атталь, говоря о своих ближайших целях и задачах, использует популярные риторические приемы, свойственные его предшественникам и детерминирующие специфику французской политической коммуникации, а именно анафорические повторы, риторический вопрос, метафору с целью придания образности своим выступлениям, «аргумент к авторитету», цитирование. Необходимо подчеркнуть, что вербальное поведение Г. Атталя, транслирующее идеологию центризма, в той или иной форме имитирует стиль политической коммуникации Э. Макрона: Г. Атталь во многом перенимает специфику речевого поведения своего руководителя (в том числе, используя так называемый «управленческий дискурс», «discours managérial», определяющий изначально риторическую специфику «макроновского стиля» вербального поведения). Приведем соответствующие примеры.

1. Анафора представляет собой характерный риторический прием, используемый Г. Атталем: повторение нескольких лексем в начале фразы осуществляется политиком с целью усиления эмоционального воздействия на аудиторию: «Moi, voilà, ce que je veux: de l'action, de l'action, de l'action, des résultats, des résultats, des résultats» / «Вот то, чего я хочу добиться в первую очередь: действия, действия, действия, результатов, результатов, результатов»; «On agit pour la planète de

demain, on agit pour l'école, on agit pour......» /

«Надо действовать во имя планеты завтрашнего дня, во имя развития образования,

действовать во имя.....»; « Si on veut permettre aux français de., si on veut répondre aux grands defis de la planète....» / «Если мы хотим позволить французам то или другое, если мы хотим отвечать на глобальные вызовы нашей планеты...»[Gabriel Attal 2024]. Говоря о необходимости сфокусироваться на проблемах среднего класса, обеспечивающего стабильность французского общества, политик, используя безличное местоимение 3 лица единственного числа on, повторяет словосочетание on valorise (ценится, ценим): «on valorise le mérite, on valorise les gens» / «ценятся заслуги, ценятся люди». Следует отметить, что столь частое использование безличного местоимения on как бы «снимает ответственность» за происходящее, наблюдается тенденция к обобщению: «все мы ответственны за происходящее, не только я», прослеживается стремление к обезличиванию («on est tous en équipe» / «мы все — одна команда). Приведем еще один пример анафорического повтора: «Il y a beaucoup de français qui doutent, beaucoup de français qui souffrent, beaucoup de français qui.» / «очень много французов сомневается, много французов страдает.» [Gabriel Attal 2024; Gabriel Attal Premier ministre : revivez la passation de pouvoir avec Elisabeth Borne].

2. Риторический вопрос, излюбленный прием французских политических деятелей, также используется Г. Атталем с целью «заставить поразмыслить» реципиента, поразмышлять о неоднозначности ситуации: «Et qu'est qu'on a montré?» [Gabriel Attal 2024] / «И что нам это дало?» (в значении «отсутствия результатов»).

3. Метафорический компонент используется французским премьер-министром с целью придания фразе образности, эстетизации речи на стилистическом уровне. Коммуникативная функция метафоры актуализируется в своей персуазивности: «Je suis armé de le faire» / «Я обязан это выполнить» в значении « мой долг реализовать это во что бы то ни стало», прямое значение глагола armer — вооружать; «Je suis un responsable politique lucide» / «Я — ясный политик с трезвыми взглядами»; «sensibilité de droite» / «чувствительность правых» в значении «слабое место правых сил». Антропоморфная метафора также используется Г. Атталем: «le coeur de m'engager» (в значении «вступление на должность премьер-министра — зов сердца»); использование антропоморфной метафоры: «l'école est la mère de nos batailles, le coeur de nos actions» / «школа (образование) — мать нашей борьбы (в значении „главная цель"), сердце наших дейст-

вий». Говоря о своих целях на должности премьер-министра, Г. Атталь прибегает к метафоричному использованию лексемы boussole, «компас»: «c'est ma boussole» в значении «это мой путь, моя цель» [Gabriel Attal 2024; Gabriel Attal Premier ministre : revivez la passation de pouvoir avec Elisabeth Borne].

4. Использование существительного obsession («наваждение») и трёхкратное использование глагола obséder («неотступно преследовать», «осаждать») на протяжении десяти минут интервью свидетельствует о максимализме молодого премьер-министра и стремлении показать свою «одержимость» судьбой Франции; «C'est l'objectif qui vous obsède /«Это цель, которая преследует вас»; «Mon obsession et ma méthode est de dire la vérité et la lucidité» / «Моя самая главная цель, мое предназначение — говорить лишь правду и обладать трезвостью взглядов» [Gabriel Attal 2024].

5. Использование лексем разговорного регистра; «le boulot — c'est d'agir» / «работа наша заключается в том, чтобы действовать, вкалывать»; «les français ne sont pas dupes» / «французы не дураки» [Gabriel Attal 2024]. Включение сниженной лексики может свидетельствовать о стремлении политика к сокращению дистанции и иллюстрации желания быть «ближе к народу», а также об отсутствии надменности, часто вменяемой Э. Макрону.

6. Риторико-стилистической особенностью политической коммуникации Г. Атталя является частое употребление местоимений первого лица единственного числа je, moi («я») с целью акцентирования внимания на собственной персоне и придания значимости сказанному; «Je vais continuer de m'investir à ce sujet» / «Я буду продолжать заниматься данной проблемой»; «J'ai toute confiance en elle pour mener ce chantier» / «Я целиком и полностью доверяю ей эту сферу» (говоря о новом министре Н. В. Белкасем, своей преемнице на посту министра образования); «Moi, je crois profondément... Je respecte beaucoup de l'opposition ...» / «Я глубоко убежден .... Я безмерно уважаю оппозицию» [Gabriel Attal 2024].

7. Так называемый «управленческий дискурс», «discours managérial» Г. Атталя, определяющий риторическую специфику его руководителя Э. Макрона, репрезентируется в использовании Г. Атталем динамических глагольных единиц (глаголов действия) с целью усиления стилистического эффекта, а именно лексем s'engager, agir, batîr, s'investir («взять на себя обязательство», «действовать», «строить», «вкладываться») [Gabriel Attal 2024; Gabriel Attal Premier ministre :

revivez la passation de pouvoir avec Elisabeth Borne].

8. «Аргумент к авторитету», вкрапление цитат: цитирование ученого или писателя добавляет весомости сказанному, как, например, перефразирование фрагмента произведения Ф.-М.-А. Вольтера «Кандид, или Оптимизм»: «tout ne va pas bien dans le meilleur des mondes» [Gabriel Attal Premier ministre: revivez la passation de pouvoir avec Elisabeth Borne] / «Все не идет к лучшему в этом лучшем из миров», что также может свидетельствовать о подражании Г. Атталя стилю политической коммуникации Э. Макрона и разделении идеологических принципов центризма. К примеру, в самом начале своей первой речи в должности премьер-министра Франции Г. Атталь использует риторический прием «аргумента к авторитету», апеллируя к социалисту Леону Блюму: «Depuis Léon Blum c'est d'ici depuis l'hôtel de Matignon que nos premiers et nos premières ministres ont ouvré à bâtir la France» [Gabriel Attal Premier ministre : revivez la passation de pouvoir avec Elisabeth Borne].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как фрагмент социального пространства, политическое медиапространство аккумулирует средства массовой информации и генерируется как новыми, так и традиционными медиа, репрезентирующими общественно-политический контекст, что актуализируется на примере французской политической коммуникации. На основе проанализированных выступлений представляется возможным сделать выводы о риторической специфике недавно вступившего в должность премьер-министра Франции Г. Атталя, неоднозначной, спорной, но яркой фигуры на современной мировой политической арене.

Политическую коммуникацию Г. Атталя отличает от вербального поведения действующего главы французского государства отсутствие излишней литературоцентрично-сти, а также стремление к сокращению дистанции с широкими слоями населения, что репрезентируется в риторических приемах, используемых молодым политиком. В то же время отмечается заимствование элементов «управленческого дискурса», «discours ma-nagérial», свойственного речевому поведению Э. Макрона. Паралингвистический аспект, а именно особенности модуляции голоса, специфика жестикуляции и просодического наполнения Г. Атталя могут составить предмет дальнейших исследований в русле коммуникативистики.

Практическая значимость работы определяется возможностью включения подверг-

нутых риторическому анализу языковых маркеров политической коммуникации Г. Ат-таля в методические пособия, разрабатываемые с целью подготовки спецкурсов по предмету «Язык политики и прессы (французский)» на гуманитарных факультетах высших учебных заведений.

ИСТОЧНИКИ

1. Куделя, А. У премьера Франции Габриэля Атталя нашлись корни в Одессе / А. Куделя. — 09.01.2024. — URL: https://www.kp.ru/daily/27551/4876377/ (дата обращения: 24.03.2024). — Текст : электронный.

2. Clip de campagne officiel | Marine 2017. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=FYWnuQc5mYA (date of access: 24.03.2024).

3. Débat G. Attal / J. Bardella — Replay du 20H de TF1. — URL: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=oQpry KlWYjY (date of access: 24.03.2024).

4. Gabriel Attal. "Ma méthode, c'est d'être lucide et de dire la vérité". — URL: https://www.youtube.com/watch?app=desk top&v=TmGRwmGsf5I 01.2024 (date of access: 24.03.2024).

5. Gabriel Attal Premier ministre : revivez la passation de pouvoir avec Elisabeth Borne. — URL: https://www.youtube. com/watch?v=GG4D_giWA9s (date of access: 24.03.2024).

6. FRANCE 24. Gabriel Attal, un nouveau souffle? — URL: https://www.youtube.com/watch?v=ppbHYxtu-Yw (date of access: 24.03.2024).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аннушкин, В. И. Медиариторика: современный статус и важнейшие задачи / В. И. Аннушкин. — Текст : непосредственный // Медиариторика и современная культура общения: наука — практика — обучение : сб. статей XXII Международной научной конференции (30 января — 1 февраля 2019 г.) / отв. ред. В. И. Аннушкин. — Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2019. — С. 23-32.

2. Белоусов, К. И. Имиджевый дискурс как механизм ориентации избирателя в политическом пространстве / К. И. Белоусов, Н. Л. Зелянская. — Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 11. — С. 107-110.

3. Будаев, Э. В. Метафора в политическом интердискурсе : мо-ногр. / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2006. — 215 с. — Текст : непосредственный.

4. Воркачев, С. Г. Лингкокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев. — Текст : непосредственный // Филологические науки. — 2001. — № 1. — С. 64-72.

5. Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике / Т. Н. Галин-ская. — Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — N° 1. — С. 91-94.

6. Гофман, В. А. Слово оратора: риторика и политика / В. А. Гофман. — Москва : Книжный Дом Либроком, 2021. — 230 с. — Текст : непосредственный.

7. Демина, И. Н. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации / И. Н. Демина, М. В. Шкондин. — Текст : непосредственный // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — T. 5. — № 2.

8. Зубанова, Л. Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации / Л. Б. Зубанова. — Текст : непосредственный // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2008. — № 2. — С. 6-17.

9. Коханова, Л. А. Тренды журналистики: теория и практика / Л. А. Коханова, С. Б. Головко, Т. С. Алексеева, Ю. Е. Черешнева, А. Е. Луничев. — Москва : Академия медиаиндустрии, 2021. — 212 с. — Текст : непосредственный.

10. Кравцов, В. В. Политическая пропаганда и СМИ / В. В. Кравцов. — Текст : непосредственный // Вестник Академии Ме-диаиндустрии. — Москва, 2022. — № 1. — С. 135-146.

11. Хазагеров, Г. Г. Политическая риторика / Г. Г. Хазаге-ров. — Москва : Никколо-Медиа, 2002. — 313 с. — Текст : непосредственный.

12. Цуциева, М. Г. Лингвоперсонология как исследовательское направление в современной лингвистике / М. Г. Цуциева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 11-2. — С. 84-86.

13. Шарков, Ф. И. Визуализация политического медиапро-странства / Ф. И. Шарков. — Текст : электронный // Полис. Политические исследования. — 2016. — N° 5. — С. 97-107. — URL: https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08 (дата обращения: 24.03.2024).

14. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса : мо-ногр. / Е. И. Шейгал ; Ин-т языкознания РАН ; Волгогр. гос. пед. ун-т. — Волгоград : Пермена, 2000. — Текст : непосредственный.

15. Johnson, T. J. Every blog has ist day: politically-interested Internet users' perceptions of blog credibility / T. J. Johnson, B. K. Kaye, S. L. Bichard, W. J. Wong. — Text : unmediated // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2007. — Vol. 13. — Iss. 1. — P. 100-122.

MATERIALS

1. Kudelya, A. (2024, Jan. 9). Uprem'era Frantsii Gabrielya Attalya nashlis' korni v Odesse [For the French Prime Minister Gabriel Attal roots was found in Odessa]. Kp.ru. Retrieved March 24, 2024, from https://www.kp.ru/daily/27551/4876377/ (In Russ.)

2. Clip de campagne officiel | Marine 2017. Retrieved March 24, 2024, from https://www.youtube.com/watch?v=FYW nuQc5mYA

3. 20H de TF1 (n.d.). Débat G. Attal / J. Bardella — Replay du 20H de TF1. Retrieved March 24, 2024, from https://www.you tube.com/watch?app=desktop&v=oQpryKlWYjY

4. Gabriel Attal (n.d.). "Ma méthode, c'est d'être lucide et de dire la vérité". Retrieved March 24, 2024, from https://www. youtube.com/watch?app=desktop&v=TmGRwmGsf5I 01.2024

5. Youtube (n.d.). Gabriel Attal Premier ministre : revivez la passation de pouvoir avec Elisabeth Borne. Retrieved March 24, 2024, from https://www.youtube.com/watch?v=GG4D_giWA9s

6. FRANCE 24 (n.d.). Gabriel Attal, un nouveau souffle? Retrieved March 24, 2024, from https://www.youtube.com/ watch?v=ppbHYxtu-Yw

REFERENCES

1. Annushkin, V.I. (2019). Mediaritorika: sovremennyy status i vazhneyshie zadachi [Media rhetoric: modern status and most important tasks]. In V.I. Annushkin (Ed.), Mediaritorika i sovremennaya kul'tura obshcheniya: nauka — praktika — obuchenie (Collection of articles of the XXII International Scientific Conference, January 30 — February 1, 2019, pp. 23-32). Moscow: Gosudarstvennyy institut russkogo yazyka im. A. S. Pu-shkina. (In Russ.)

2. Belousov, K.I., & Zelyanskaya, N.L. (2011). Imidzhevyy diskurs kak mekhanizm orientatsii izbiratelya v politicheskom prostranstve [Image discourse as a mechanism of voter orientation

in the political space]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 11, 107-110. (In Russ.)

3. Budaev, E.V., & Chudinov, A.P. (2006). Metafora v politi-cheskom interdiskurse [Metaphor in political interdiscourse] [Monograph]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 215 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vorkachev, S.G. (2001). Lingkokul'turologiya, yazykovaya lichnost', kontsept: stanovlenie antropotsentricheskoy paradigmy v yazykoznanii [Linguistic culture, linguistic personality, concept: the formation of an anthropocentric paradigm in linguistics]. Filologicheskie nauki, 1, 64-72. (In Russ.)

5. Galinskaya, T.N. (2013). Ponyatie mediaobraza i problema ego rekonstruktsii v sovremennoy lingvistike [The concept of media image and the problem of its reconstruction in modern linguistics]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universi-teta, 1, 91-94. (In Russ.)

6. Gofman, V.A. (2021). Slovo oratora: ritorika i politika [The speaker's word: rhetoric and politics]. Moscow: Knizhnyy Dom Librokom, 230 p. (In Russ.)

7. Demina, I.N., & Shkondin, M.V. (2016). Mediasistema Rossii: metodologicheskie aspekty optimizatsii [Russian media system: methodological aspects of optimization]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 5(2). (In Russ.)

8. Zubanova, L.B. (2008). Sovremennoe mediaprostranstvo: podkhody k issledovaniyu i printsipy interpretatsii [Modern media space: approaches to research and principles of interpretation]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv, 2, 6-17. (In Russ.)

9. Kokhanova, L.A., Golovko, S.B., Alekseeva, T.S., Cheresh-neva, Yu.E., & Lunichev, A.E. (2021). Trendy zhurnalistiki: teoriya i praktika [Journalism trends: theory and practice]. Moscow: Akademiya mediaindustrii, 212 p. (In Russ.)

10. Kravtsov, V.V. (2022). Politicheskaya propaganda i SMI [Political propaganda and the media]. Vestnik Akademii Mediaindustrii, 1, 135-146. (In Russ.)

11. Khazagerov, G.G. (2002). Politicheskaya ritorika [Political rhetoric]. Moscow: Nikkolo-Media, 313 p. (In Russ.)

12. Tsutsieva, M.G. (2013). Lingvopersonologiya kak issledo-vatel'skoe napravlenie v sovremennoy lingvistike [Lingvoperso-nology as a research direction in modern linguistics]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 11-2, 84-86. (In Russ.)

13. Sharkov, F.I. (2016). Vizualizatsiya politicheskogo media-prostranstva [Visualization of political media space]. Polis. Politicheskie issledovaniya, 5, 97-107. Retrieved March 24, 2024, from https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08 (In Russ.)

14. Sheygal, E.I. (2000). Semiotika politicheskogo diskursa [Semiotics of political discourse] [Monograph]. Volgograd: Permena. (In Russ.)

15. Johnson, T.J., Kaye, B.K., Bichard, S.L., & Wong, W.J. (2007). Every blog has ist day: politically-interested Internet users' perceptions of blog credibility. Journal of ComputerMediated Communication, 13(1), 100-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.