Научная статья на тему 'К вопросу о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы'

К вопросу о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
734
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лица / освободившиеся из мест лишения свободы / постпенитенциарная ресоциализация / persons released from places of deprivation of liberty / post-penitentiary resocialization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорий Борисович Добрецов, Артем Дмитриевич Невирко

Целью настоящего исследования является разработка теоретической модели ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и предложений по совершенствованию этой работы. В статье рассматриваются проблемы постпенитенциарной ресоциализации осужденных. Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются около 200 тысяч человек, более половины из них нуждаются в решении бытовых и социальных вопросов, трудоустройстве и иной помощи. Актуальность исследования заключается в том, что в течение года после освобождения каждый пятый из этих лиц совершает повторное преступление, что в определенной мере связано с проблемами ресоциализации. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе и оценке различных аспектов деятельности органов власти, необходимых для выработки теоретической модели, а практическая – в доведении предложений в сфере ресоциализации до стадии реализации. Авторы предлагают введение системы оценки состояния работы в сфере ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В целях повышения результативности социальной политики государства в отношении граждан, освобожденных из пенитенциарных учреждений, необходимо проведение ряда мероприятий, в первую очередь по совершенствованию организации деятельности структур, ответственных за социальную поддержку этой категории граждан. По мнению авторов, представляется важным принять федеральный закон о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (о системе пробации), который установит принципы, основные задачи и направления этой деятельности. В работе применены общенаучные методы исследования: сравнение и анализ, а также метод экспертных оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорий Борисович Добрецов, Артем Дмитриевич Невирко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty

The purpose of this study is to develop a theoretical model of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty, and proposals for improving this work. The article deals with the problems of post-penitentiary resocialization of convicts. Every year, about 200 thousand people are released from detention places, more than half of them are in need of solving everyday and social issues, employment and other assistance. The relevance of the study lies in the fact that within a year after their release, every fifth of these persons commits a second crime, which is to some extent associated with the problems of resocialization. The theoretical significance of the study lies in the analysis and evaluation of various aspects of the activities of the authorities necessary to develop a theoretical model, and the practical significance is in bringing proposals in the field of resocialization to the stage of implementation. The authors propose the introduction of a system for assessing the state of work in the field of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty. In order to increase the effectiveness of the social policy of the state in relation to citizens released from penitentiary institutions, it is necessary to carry out a number of measures, first of all, to improve the organization of the activities of structures responsible for social support for this category of citizens. According to the authors, it seems important to adopt a federal law on the social adaptation and rehabilitation of persons released from places of deprivation of liberty (on the probation system), which will establish the principles, main tasks and directions of this activity. The work uses general scientific research methods: comparison and analysis, as well as the method of expert assessments.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

УДК 343.8

Э01: 10.51522/2307-0382-2022-240-5-15-23

ГРИГОРИЙ БОРИСОВИЧ ДОБРЕЦОВ

старший научный сотрудник отдела по исследованию проблем трудовой занятости осужденных и экономических проблем функционирования уголовно-исполнительной системы НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9091-9285 Москва

АРТЕМ ДМИТРИЕВИЧ НЕВИРКО

главный консультант Организационно-аналитического управления аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

И [email protected] Москва

К вопросу о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Аннотация. Целью настоящего исследования является разработка теоретической модели ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и предложений по совершенствованию этой работы. В статье рассматриваются проблемы постпенитенциарной ресоциализации осужденных. Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются около 200 тысяч человек, более половины из них нуждаются в решении бытовых и социальных вопросов, трудоустройстве и иной помощи. Актуальность исследования заключается в том, что в течение года после освобождения каждый пятый из этих лиц совершает повторное преступление, что в определенной мере связано с проблемами ресо-циализации. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе и оценке различных аспектов деятельности органов власти, необходимых для выработки теоретической модели, а практическая -в доведении предложений в сфере ресоциализации до стадии реализации. Авторы предлагают введение системы оценки состояния работы в сфере ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В целях повышения результативности социальной политики государства в отношении граждан, освобожденных из пенитенциарных учреждений, необходимо проведение ряда мероприятий, в первую очередь по совершенствованию организации деятельности структур, ответственных за социальную поддержку этой категории граждан. По мнению авторов, представляется важным принять федеральный закон о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (о системе пробации), который установит принципы, основные задачи и направления этой деятельности. В работе применены общенаучные методы исследования: сравнение и анализ, а также метод экспертных оценок.

Ключевые слова: лица, освободившиеся из мест лишения свободы, постпенитенциарная ресоциа-лизация

Для цитирования

Добрецов Г. Б., Невирко А. Д. К вопросу о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 5. С. 15-23. https://www.doi.org/10.51522/2307-

0382-2022-240-5-15-23.

12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки)

© Добрецов Г. Б., Невирко А. Д., 2022

GRIGORY B. DOBRETSOV

senior researcher of the department for the study of problems of employment of convicts and economic problems of the functioning of the penitentiary system of the Research Center-1 of the Research Institute of the FPS of Russia, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9091-9285 Moscow

ARTEM D. NEVIRKO

Chief Consultant of the Organizational and Analytical Department of the Office of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation

H [email protected] Moscow

On the issue of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty

Abstract. The purpose of this study is to develop a theoretical model of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty, and proposals for improving this work. The article deals with the problems of post-penitentiary resocialization of convicts. Every year, about 200 thousand people are released from detention places, more than half of them are in need of solving everyday and social issues, employment and other assistance. The relevance of the study lies in the fact that within a year after their release, every fifth of these persons commits a second crime, which is to some extent associated with the problems of resocialization. The theoretical significance of the study lies in the analysis and evaluation of various aspects of the activities of the authorities necessary to develop a theoretical model, and the practical significance is in bringing proposals in the field of resocialization to the stage of implementation. The authors propose the introduction of a system for assessing the state of work in the field of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty. In order to increase the effectiveness of the social policy of the state in relation to citizens released from penitentiary institutions, it is necessary to carry out a number of measures, first of all, to improve the organization of the activities of structures responsible for social support for this category of citizens. According to the authors, it seems important to adopt a federal law on the social adaptation and rehabilitation of persons released from places of deprivation of liberty (on the probation system), which will establish the principles, main tasks and directions of this activity. The work uses general scientific research methods: comparison and analysis, as well as the method of expert assessments.

Keywords: persons released from places of deprivation of liberty, post-penitentiary resocialization

For citation

Dobretsov G. B., Nevirko A. D. On the issue of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty // Vedomosti of the Penal System. 2022. No. 5. P. 15-23. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-240-5-15-23.

12.00.08 Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)

По данным Минюста России, каждый год из мест лишения свободы освобождаются примерно 200 тысяч человек. Большей части из них требуется решение вопросов трудоустройства и жилищно-бытовой помо-

щи, а более одной трети - предоставление жилья. Порядка 200 центров социальной адаптации субъектов Российской Федерации в общей сложности рассчитаны не более чем на 10 тысяч мест. В силу своей малочисленности они не в состоянии

обеспечить соответствующую работу со всеми освобождающимися и нуждающимися в социальной помощи. По информации Российского агентства правовой и судебной информации, в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступают письма осужденных с просьбами о помощи при освобождении из учреждений ФСИН России. Освобождающиеся жалуются на отсутствие жилья, работы и средств к существованию [1].

Представители органов региональной власти называют проблемы, с которыми они сталкиваются в работе с этой категорией граждан. Это трудоустройство, которое осложнено тем, что осужденные за время отбывания наказания часто теряют профессиональную квалификацию. Отмечаются недостатки организации работы органов социальной поддержки, таких как центры социальной адаптации. Нередко представители региональных властей ссылаются на пробелы в законодательстве, которые затрудняют системную работу по социальной адаптации. Это мнение поддерживается и учеными. В частности, они говорят о необходимости принятия закона Российской Федерации о ресоциализации бывших осужденных. Кроме того, пишет Выжухович В., необходимо внести в статью 24 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в качестве категории людей, нуждающихся в социальной адаптации, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Регулирования нормативным правовым актом федерального уровня требует установление для них квот рабочих мест [2].

Российской конституцией провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное

развитие человека (статья 7). Своим основным законом оно устанавливает проведение политики, обеспечивающей каждому гражданину, включая и осужденных, и лиц, отбывших наказание, право на достойные условия и уровень жизни -уровень, который позволяет поддерживать здоровье его самого и членов его семьи, в том числе и в случае безработицы, болезни, инвалидности, и при наступлении старости.

Данный подход предполагает необходимость закрепления гарантий помощи в ресоциализации осужденным, освобожденным из мест лишения свободы, которые в результате наказания и судимости находятся в трудной жизненной ситуации. Ведь такие лица не всегда могут рассчитывать на поддержку своего социального окружения. Даже при наличии собственных ресурсов для ресоциа-лизации они часто сталкиваются с ситуацией, когда их недостаточно, и в связи с этим им необходима социальная защита государства.

В целях повышения результативности государственной социальной политики в отношении граждан, освобожденных из мест лишения свободы, необходимо проведение ряда мероприятий.

Во-первых, это совершенствование работы организаций, ответственных за социальную помощь гражданам, освобожденным из мест лишения свободы. К ним относятся учреждения социального обслуживания лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учитывая необходимость проведения специфической ресоциализационной работы в отношении рассматриваемой категории лиц, в государственном задании и уставах (иных руководящих документах) таких учреждений должно быть закреплено адресное оказание социальной помощи гражданам, освобожденным из мест лишения свободы. При подготовке к осво-

бождению осужденных необходимо информировать о возможности обратиться в такие учреждения.

На базе учреждений социального обслуживания также необходимо проведение консультаций медико-психологического, педагогического и правового характера для лиц, отбывших наказание. Соответствующая деятельность возможна на базе межведомственного взаимодействия с иными органами власти и негосударственными организациями.

Актуальным является и вопрос помещения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, утративших способность к самообслуживанию, в стационарные учреждения социального обслуживания населения, а лиц без определенного места жительства - в социальные гостиницы.

Законодательство об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации предусматривает создание индивидуальных программ социального обслуживания, в которых приведены основные характеристики социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень их поставщиков и задачи по социальному сопровождению (имеется в виду оказание помощи в получении услуг, не входящих в перечень социальных). Индивидуальная программа составляется исходя из личной потребности гражданина в социальных услугах и пересматривается с учетом достигнутых результатов. Подобный проект в целом рассчитан на эффективную организацию именно социального обслуживания гражданина.

Сегодня актуален вопрос о создании в постпенитенциарный период индивидуальных программ социального обслуживания граждан, освобожденных из пенитенциарных учреждений, которые следует рассматривать как часть индивидуальной карты ресоциализации осужденного, формируемой во время отбывания им

наказания. Такая карта предполагает комплексное определение мероприятий ресоциализационной направленности, в том числе с задачами, актуальными для постпенитенциарного периода. Это позволит усилить взаимодействие между учреждениями уголовно-исполнительной системы и учреждениями социального обслуживания населения, передавая информацию об освобождающихся лицах для их дальнейшего сопровождения.

На региональном уровне имеется практика ведения индивидуальных программ социального сопровождения освобожденного лица, которая возможна для федерального тиражирования, а именно создание карты социального сопровождения лица, освобожденного из учреждения уголовно-исполнительной системы, с целью его интеграции с обществом.

К числу социальных мероприятий ресоциализационной направленности и мероприятий по защите граждан, освобожденных из мест лишения свободы, относится организация получения социальной выплаты разового характера для обеспечения первоочередных бытовых нужд этих лиц. Здесь необходима организация предоставления социальных услуг, пособий, выплат и льгот, полагающихся освобожденному лицу в силу отнесения его к категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в соответствии с действующих законодательством, вне связи с фактом его освобождения из пенитенциарного учреждения (например, в случае инвалидности, отсутствия постоянного места жительства, достижения определенного возраста, многодетности, малоимущего положения и других).

Отдельным направлением социальной работы является юридическая помощь. Ответственными исполнителями соответствующих мероприятий должны быть субъекты, входящие в систему бесплатной юридической помощи (органы вла-

сти и подведомственные им организации, государственные юридические конторы, адвокаты) и негосударственной системы бесплатной правовой помощи. Характер оказываемой юридической помощи может различаться в зависимости от индивидуальных потребностей освобожденного лица: содействие в пенсионном обеспечении, восстановлении документов, прав на жилье, родительских прав, помощь в оформлении причитающихся пособий, льгот и так далее.

Основной недостаток состояния социальной помощи освобожденным лицам состоит в том, что она носит консультационный характер. Чтобы перенаправить ее на реальное решение проблем лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него, и их семей, а также на предупреждение преступлений, необходимо недвусмысленное федеральное предписание нормативного характера и соответствующее финансирование.

Как верно указывает Казанцев В. Н., ресоциализация рассматриваемой категории лиц представляет собой, с одной стороны, комплексную систему, а с другой - результат социального и воспитательного воздействия на человека в целях формирования как минимум его готовности удовлетворять свои потребности законопослушным способом. Задача максимум - полноценно функционировать в обществе [3]. Центральной задачей данного процесса, считает Голодов П. В., является восстановление социально полезных связей и отношений лица, освобожденного из мест лишения свободы [4].

Важно создать общегосударственную систему стимулирования работодателей организаций всех форм собственности, трудоустраивающих лиц, отбывших наказание, включающую налоговые льготы и преференции, подчеркивает Бабаян С. Л. Лица, освобожденные из мест лишения свободы, по его мнению, должны иметь

возможность получения новой специальности, новой квалификации или повышения имеющихся [5].

Отметим, что в некоторых субъектах Российской Федерации соответствуующие акты уже приняты. В Республике Башкортостан, например, действует Закон от 03.02.2009 № 92-з «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы», в соответствии с частью 1 статьи 9 которого органы государственной власти республики в пределах своих полномочий оказывают лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, содействие в трудоустройстве (поиске подходящей работы), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения учитывают эту категорию лиц при осуществлении мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске места работы.

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации созданы организации социального сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказывающие им помощь в устройстве на работу, получении жилого помещения, регистрации и тому подобном (например, такая служба функционирует в Красноярском крае).

Работа муниципалитетов по ресоциа-лизации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, свидетельствует об их заинтересованности в разрешении вопросов содействия таким лицам и организации общественного контроля за этим. Такие действия местных органов власти, безусловно, следует поддерживать и стимулировать органам власти субъектов Российской Федерации, оценивая их на основании объективных и субъективных критериев.

К объективным критериям оценки следует отнести такие признаки, как при-

мерное поведение лиц, освобожденных из мест лишения св о бо ды, честное и до бро со-вестное отношение к труду, учебе, точное и неуклонное соблюдение законов и правил человеческого общежития, участие в общественной жизни организаций и поселений и другие. Субъективные критерии оценки характеризуются состоянием (уровнем) удовлетворенности новыми социальными ролями, стремлением добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к окружению, семье, коллективу и так далее.

Оценку уровня ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, считаем целесообразным проводить с применением следующих показателей (критериев):

1) уровень рецидивной преступности среди этих лиц;

2) степень нуждаемости в социальном обслуживании и доля направленных в установленном порядке в организации, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме (от числа нуждающихся);

3) уровень обеспеченности работой, жильем, услугами медицинских учреждений;

4) доля лиц, обучающихся в учебных заведениях (продолживших и вновь поступивших);

5) состояние взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, организаций различных форм собственности, общественных объединений граждан в целях социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также уровень обеспечения защиты прав и законных интересов указанных лиц;

6) состояние отношения в обществе к лицам, освобожденным из мест лишения свободы.

Важным документом является Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также

оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Минюста России от 13.01.2006 № 2. В ней отображен общий порядок подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, особенности подготовки к освобождению осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, престарелых, беременных женщин и женщин с детьми, несовершеннолетних, а также порядок их социально-бытового обеспечения.

Многие исследователи отмечают необходимость принятия федерального закона о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (о системе пробации), на основе которого субъекты Российской Федерации смогли бы принять собственные нормативные акты [5]. В федеральном законе следует определить основные понятия, виды, принципы, субъекты, критерии и показатели, закономерности и механизмы ресоциализации указанной категории лиц.

Ресоциализация осужденных после освобождения из мест лишения свободы в основном осуществляется на региональном уровне. В этом процессе задействованы как органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальные органы власти, так и общественные и религиозные организации, представители бизнеса, формирующие соответствующие благотворительные фонды, а также иные институты гражданского общества. Вопросы ресоциализации осужденных являются темой научных конференций, круглых столов, проводимых на федеральном и региональном уровнях, диссертационных исследований, научных публикаций, находят отражение в средствах массовой информации. Однако рассматриваемая проблема нуждается в

серьезном осмыслении и решении на государственном уровне.

Сегодня в России отсутствует единая политика ресоциализации осужденных. В частности, нет взаимосвязи между деятельностью уголовно-исполнительной системы по исправлению осужденных в целях их ресоциализации и постпенитенциарным воздействием на осужденных после освобождения. Если цель исправления не достигнута, то уже не учреждения, исполняющие наказания, а общество, государство выступают субъектами достижения этой цели. Соответственно, для этого необходимо специальное законодательство: поскольку уголовно-исполнительные правоотношения прекратились, возникает комплекс иных (постпенитенциарных) правоотношений, регламентируемых иными отраслями права.

Такое законодательство в настоящее время не сформировано ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Федеральный законодатель отказался от правового регулирования этих отношений, передав их на региональный уровень. Но в субъектах Российской Федерации нет единообразных форм нормативных актов, регламентирующих вопросы ресоциализа-ции: в одних субъектах это законы, в других - программы ресоциализации, в-третьих - разделы в законах о профилактике преступлений и так далее. Такое разнообразие явно не способствует эффективности решения задач ресоциализации.

В этом вопросе необходима координирующая деятельность государства, основывающаяся на федеральном законодательстве: как говорилось выше, необходимо разработать и принять закон Российской Федерации о социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений (о системе пробации).

На уровне субъектов Российской Федерации следует установить органы, обязанные решать проблемы данной ка-

тегории лиц, формировать нормы, стимулирующие работодателей к приему их на работу, закреплению на производстве, повышению трудовой квалификации, а также предоставлению общежитий.

Постпенитенциарное законодательство о ресоциализации осужденных в обязательном порядке должно иметь два уровня:

- федеральный - закон о ресоциализа-ции и социальной адаптации осужденных (о системе пробации), где закрепляются основные принципы ресоциализации, минимальный уровень оказания государственной помощи в социальной адаптации, основания ответственности государственных органов и должностных лиц за невыполнение поставленных задач;

- уровень правового регулирования субъектов Российской Федерации, где реализуются конкретные формы ресоциа-лизации осужденных, меры по оказанию помощи в социальной адаптации.

Возможен также и третий уровень -нормативные акты муниципальных органов власти, принимаемые в развитие и дополнение законодательства субъектов Российской Федерации.

Проблема социальной адаптации осужденных, освобожденных из исправительных учреждений, показывает, что типовыми вопросами, подлежащими решению в процессе сопровождения освобождаемых осужденных, являются следующие:

- восстановление документов;

- содействие в лечении;

- трудоустройство;

- помощь в решении жилищных проблем;

- оказание помощи в решении семейных проблем.

Поэтому предлагаем разработать нормативные акты, обязывающие соответствующие государственные органы решать эти вопросы незамедлительно.

Кроме того, есть категории осужденных (несовершеннолетние, женщины, престарелые, инвалиды, утерявшие социальные полезные связи и другие), нуждающиеся в индивидуальном социальном адаптационном сопровождении, которое необходимо нормативно возложить на государственные органы: полицию, управления социальной защиты населения, министерства здравоохранения.

Если у осужденного не сохранились связи с семьей, то в таких случаях социальная адаптация строится на индивидуальном сопровождении освобождаемого и должна включать некоторый минимум действий для решения проблем: определение жилья для проживания, решение вопросов питания, одежды и работы, социальной и правовой поддержки, восстановление необходимых документов, справок, оформление возможных льгот и выплат, а также медицинское обслуживание.

Необходимо шире использовать в ре-социализации потенциал религиозных и общественных объединений. В этом контексте государственным и муниципальным органам и организациям следует координировать свою деятельность по ресо-циализации с данными формированиями.

Одним из путей внедрения предложений по совершенствованию ресоциализа-ции является разработка комплексной федеральной дорожной карты, о чем пишут многие исследователи. Необходимо, делают вывод Кленова Т. В. и Одоевская О. А., принятие специального акта «Дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него». Карта, считают они, - межотраслевой акт, включающий нормы различной отраслевой принадлежности, нацеленные на разрешение указанной проблемы. Для решения данной задачи необходимо объединить усилия государства, науки, бизнеса и

общества, которые в результате смогут разработать основные руководства по ре-социализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него [6].

На необходимость системной и комплексной работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, указывают не только ученые-юристы, но и специалисты в области педагогики и психологии. Так, считают Аминов И. И. и Орлов В. Н., период ресоциализации осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, должен иметь системное и комплексное сопровождение: организационно-правовое и социально-педагогическое, при этом взаимодействие и взаимосогласованность субъектов этой деятельности очень важны [7].

Таким образом, в целях повышения результативности социальной политики государства в отношении граждан, освобожденных из пенитенциарных учреждений, необходимо проведение ряда мероприятий.

В первую очередь к ним относятся мероприятия по совершенствованию организации деятельности региональных и муниципальных органов власти, ответственных за социальную поддержку граждан, освобожденных из пенитенциарных учреждений.

Важным шагом государства в этом направлении является принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р). В ней признается, что требуется принятие дополнительных мер для ре-социализации осужденных и социальной адаптации в открытом обществе лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Важным вопросом организации ресо-циализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является внедрение системы муниципальной и региональной оценок уровня этой работы. Предлагаем

использовать критерии оценки состояния организации постпенитенциарной ресоциализации, описанные выше.

Одним из путей внедрения предложений по совершенствованию ресоциали-зации осужденных является разработка комплексной федеральной дорожной карты. Закон Российской Федерации о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (о системе пробации) должен создать определенные федеральные стандарты. Наряду с этим он должен регулировать следующие сферы ресоциализации: порядок создания индивидуальных программ для восстановления и формирования со-

циально полезных связей осужденных, помощь в трудоустройстве после освобождения, получение всех видов образования, получение пособий и льгот, консультирование по иным социально-правовым вопросам и так далее.

Минюстом России совместно с заинтересованными органами государственной власти, представителями правозащитных организаций и научного сообщества разработан и в апреле текущего года размещен для общественного обсуждения проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации». Данный проект в значительной степени соотносится с предложениями авторов, изложенными в статье.

1. Савельева А. Освободившиеся из мест лишения свободы жалуются на отсутствие работы и жилья // РАПСИ-ньюс : информационное агенство. 20.05.2020. URL: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_ news/20200520/305823720.html. (дата обращения: 25.01.2022).

2. Выжухович В. Жизнь после тюрьмы // Интернет-портал «Российской газеты» : сетевое издание. 08.09.2020. URL: https://rg.ru/2020/09/08/kak-adaptirovat-k-obychnoj-zhizni-byvshego-osuzhdennogo.html (дата обращения: 25.01.2022).

3. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе : учебное пособие / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань : Академия ФСИН России, 2006. С. 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Голодов П. В. Средства исправления осужденных: проблемы классификации и правовой регламентации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 2. С. 32.

5. Бабаян С. Л. К вопросу о постпенитенциарной ресоциализации // Пенитенциарная наука. 2016. № 4. С. 15.

6. Кленова Т. В., Адоевская О. А. Проблема правовой определенности политики ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1. С. 128.

7. Аминов И. И., Орлов В. Н. Проблемы ресоциализации и адаптации личности к моменту и после отбывания наказания // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 11. С. 58.

1. Savelyeva A. Released from places of deprivation of liberty complain about the lack of work and housing // RAPSI-news : information agency. 05/20/2020. URL: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_ news/20200520/305823720.html. (date of access: 01/25/2022).

2. Vyzhukhovich V. Life after prison // Rossiyskaya Gazeta Internet portal : online edition. 09/08/2020. URL: https: //rg.ru/2020/09/08/kak-adaptirovat-k-obychnoj-zhizni-byvshego-osuzhdennogo.html (date of access: 01/25/2022).

3. Social work in the penitentiary system : textbook / ed. ed. Yu. I. Kalinina. Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2006. P. 24.

4. Golodov P. V. Means of correction of convicts: problems of classification and legal regulation // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2016. No. 2. P. 32.

5. Babayan S. L. To the question of post-penitentiary resocialization // Penitentiary science. 2016. No. 4. P. 15.

6. Klenova T. V., Adoevskaya O. A. The problem of legal certainty of the policy of resocialization of persons who have served a criminal sentence and released from it // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 1. P. 128.

7. Aminov 1.1., Orlov V. N. Problems of resocialization and adaptation of the individual to the moment and after serving the sentence // Questions of modern jurisprudence. 2016. No. 11. P. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.