УДК 614
DOI 10.21685/2072-3032-2017-3-11
М. С. Селихова, В. А. Григорян
К ВОПРОСУ О РЕПРОДУКТИВНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Очень важен уровень знаний преподавателей, работающих с молодежью, поэтому исследование такого плана на сегодня вызывает повышенный интерес. Несмотря на тот факт, что охрана здоровья матери и ребенка в современной России является приоритетным направлением развития медицины, репродуктивное здоровье подростков и женщин активного детородного возраста вызывает серьезные опасения. Решение данной проблемы безусловно сопряжено с разработкой превентивных мер, частью которых является репродуктивное просвещение. Целью исследования является оценка уровня знаний преподавателей немедицинских учебных учреждений по вопросам репродуктивного здоровья.
Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 48 преподавателей в немедицинских колледжах в Республике Башкортостан г. Стерлита-мак и г. Салават.
Результаты. Практически все преподаватели считают необходимым проведение занятий по половому воспитанию, однако нет единого мнения о сроках начала этих занятий, места их проведения и ответственных за это лиц. Анализ анкет указывает на низкую информированность преподавателей по вопросам полового созревания, сроках наступления менархе, вопросам половых инфекций.
Выводы. Учитывая полученные данные, можно утверждать, что целесообразно разработать систему мероприятий, позволяющую повысить уровень знаний и сформировать правильное отношение преподавателей колледжей и вузов по теме репродуктивного просвещения.
Ключевые слова: половая жизнь, детский гинеколог, репродуктивное просвещение, контрацепция.
M. S. Selikhova, V. A. Grigoryan
ON THE ISSUE OF REPRODUCTIVE EDUCATION OF YOUNG PEOPLE
Abstract.
Background. The level of knowledge of teachers working with young people is very important, so this kind of study is of increased interest. Despite the fact that the protection of mothers' and children's health in modern Russia is a priority in the development of medicine, the reproductive health of adolescents and women of active childbearing age raises serious concerns. The solution of this problem is certainly associated with the development of preventive measures, a part of which is reproductive education. The aim of the study is to assess the level of knowledge of teachers of non-medical educational institutions on reproductive health issues.
Materials and methods. An anonymous survey of 48 teachers at non-medical colleges in the Republic of Bashkortostan was conducted.
Results. Almost all teachers consider it necessary to conduct sex education classes, but there is no consensus on timing the beginning of these sessions, the place of
their conduct and the persons responsible for it. The analysis of the questionnaires indicates a low level of awareness of teachers about puberty, the timing of the onset of menarche and the issues of sexual infections.
Conclusions. Taking into account the received data, it is possible to suggest the expediency of developing a system of measures that will improve the level of knowledge and form a correct attitude of teachers of colleges and universities on the topic of reproductive education.
Key words: sexual life, children's gynecologist, reproductive education, contraception.
Введение
Незапланированная и нежеланная беременность и связанные с ней аборты остаются одной из актуальных проблем, особенно в нашей стране. Наиболее печальная ситуация среди подростков - более 10 % всех абортов приходится на девушек в возрасте до 19 лет [1].
Комплекс мероприятий, направленных на повышение информированности населения о правах, возможностях и наиболее целесообразных тактиках в области сохранения здоровья при реализации сексуальной и репродуктивной функции, - это репродуктивное просвещение. В протоколе Коллегии Минздрава РФ от 15.10.2002 № 15 отмечено, что репродуктивное просвещение молодежи приводит к значительному снижению числа абортов у подростков.
Безусловно, изменения экологических условий, социального уровня жизни отражаются на состоянии репродуктивного здоровья девочек-подростков. Выполнен ряд исследований по изучению репродуктивного здоровья девушек и женщин в зависимости от региональных особенностей [2-4].
В общемировом масштабе данная проблема актуальна. Всемирная ассамблея здравоохранения неслучайно в 2004 г. на 57 сессии Всемирной организации здравоохранения утвердила глобальную стратегию в области репродуктивного здоровья. Однако особо значима она для России, где уровень рождаемости не позволяет обеспечить простое воспроизводство населения [3, 5, 6].
По данным Н. В. Мингалевой (2007), уровень гинекологической заболеваемости женщин составляет около 30 %, причем в среднем на одну пациентку приходится 1,95 заболеваний. Ряд авторов [7, 8] отмечает негативные тенденции в состоянии репродуктивного здоровья женщин всех возрастных групп.
Значительное число факторов влияет на состояние репродуктивного здоровья: экологические [9]; состояние организации и качество медицинской помощи [7, 10]. социально-экономические [11]; уровень медицинской грамотности [1, 6]; особенности образа жизни [3, 12].
Целью данного исследования является оценка уровня знаний преподавателей немедицинских учебных учреждений по вопросам репродуктивного здоровья.
Объем и методы исследования
Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование 48 преподавателей немедицинских колледжей в Республике Башкортостан
г. Стерлитамак и г. Салават. Анкета включала 15 вопросов, позволяющих получить представление об уровне знаний по половому развитию и необходимости занятий по половому воспитанию, о половых инфекциях и целесообразности вакцинации против вируса папилломы человека, о сроках начала половой жизни, необходимости такой специальности, как детской гинеколог, и показаниях к обращению к акушеру-гинекологу, вопросов контрацепции и прегравидарной подготовки. Анкетирование носило анонимный характер.
Результаты исследований
В ходе проведенного исследования были получены следующие данные.
На вопрос о том, что такое «половое развитие», преподаватели ответили следующим образом: каждый десятый (6 %) высказал мнение о том, что это должно сопровождаться началом менструаций (6 %) и сменой характера (раздражительность, склонность к депрессии). К счастью, большинство (88 %) опрошенных ассоциируют данный термин с появлением вторичных половых признаков (рост молочных желез, оволосение по женскому типу, изменение в строении тела).
Единогласно все респонденты заявили о важности проведения занятий по половому воспитанию. А вот о возрасте начала беседы по данному вопросу мнения несколько разошлись. Среди опрошенных 8 % считают, что чем раньше ребенок узнает о принципах и канонах полового воспитания, тем будет лучше, обосновывая свое решение тем, что дети слишком рано стали интересоваться половой жизнью, а также рано в нее стали вступать. Но 92 % считают, что беседы на эту тему лучше начать с началом менструаций, то есть в стенах школы. Обращает на себя внимание тот факт, что мнение о сроках начала менструаций у девочек разделились. Каждый четвертый опрошенный преподаватель (11 %) считает, что этот процесс меняется в зависимости от региона проживания. Большинство (85 %) считают, что это период с 11 до 14 лет, 4 % думают, что первые менструации начинаются в 8-10 лет.
По поводу того, кто впервые должен проводить беседу по половому воспитанию, практически единогласно (81 %) ответили, что это должны быть родители. В домашней обстановке ребенок более открыт к беседе, менее закомплексован, на него не давят сверстники. Но каждый третий (19 %) респондент, все-таки думает, что беседы на данную тему лучше проводить вне дома - в школе или в колледжах, и лучше специалистами, разбирающимися в данном вопросе.
Если беседы по теме полового воспитания все-таки будут проводиться в стенах школ, то каждый второй (52 %) опрошенный считает, что это обязанность учителя по биологии, чуть меньше респондентов (36 %) настаивают, что лекции должен читать специалист в данной сфере и целесообразно это предоставить врачу акушеру-гинекологу. Каждый пятый (12 %) считает, что это не должно выходить за рамки школы, и классный руководитель с данным вопросом вполне может справиться самостоятельно.
По вопросам о половых инфекциях, в частности о вирусе папилломы человека, также мнение респондентов значительно разнятся.
Большинство (60 %) его не боятся и считают, что самое страшное, что может быть от них, это бородавки и кондиломы. Только 23 % знают о страш-
ных последствиях данного вируса и его связи с возникновением рака шеики матки, а 9 % даже и не слышали о такой инфекции.
К вопросу о вакцинации против вируса папилломы человека каждый шестой опрошенный (8 %) относится к этой манипуляции крайне негативно, положительно относится каждый четвертый опрошенный (33 %), 17 % сомневаются в эффективности вакцинации. Самым поразительным оказалось то, что 42 %, т.е. чуть меньше половины респондентов, даже и не знали о таком методе профилактики вируса папилломы человека (рис. 1). Следует подчеркнуть, что все опрошенные являются специалистами с высшим образованием, работающими с подрастающим поколением.
Рис. 1
Детский гинеколог - это врач, который специализируется на заболеваниях женской половой сферы у девочек в возрасте до 18 лет. Врач может вести прием как в детской поликлинике, так и в женской консультации. В обязанности детского гинеколога входит выявление и лечение заболеваний, консультации по интимной гигиене девочек разных возрастных групп и подбор методов контрацепции. Детский гинеколог проходит специальное обучение, которое включает в себя не только диагностику и лечение гинекологических проблем у девочек, но и знание психологии детского возраста, умение наладить контакт с любым ребенком.
Результаты опроса выявили, что лишь один респондент знает о наличии в поликлинике по его месту жительства детского врача акушера-гинеколога, большинство опрошенных (81 %) отмечает, что у них нет детского врача акушера-гинеколога, а каждый четвертый даже и не интересовался наличием такого специалиста по их месту жительства (17 %). Основная масса (65 %) респондентов считает, что детский гинеколог обязательно должен входить в штат врачей поликлиники. При этом каждый четвертый (25 %) считает, что обыкновенный гинеколог с этим вопросом компетентен справиться, а 10 %, даже и не знали, о существовании специалиста в данной сфере (рис. 2).
Не было единого мнения и о причинах и сроках первого обращения девочки к акушеру-гинекологу. 67 % респондентов считают, что впервые девочка должна начать посещать врача акушера-гинеколога при возникновении проблем вне зависимости от возраста, 21 % ассоциирует первичное обращение к акушеру-гинекологу с началом половой жизни, часть опрошенных счи-
тает, что посетить врача акушера-гинеколога следует после наступления менархе (12 %).
Есть ли у Вас по месту жительства детский врач акушер-гинеколог?
45
I .
Да Нет Не знаю
Рис. 2
Удивляет мнение преподавателей о сроках начала половой жизни. После достижения 18 лет начало половой жизни считают правильным 63 % респондентов, и только 37 % опрошенных уверены, что возраст не имеет значения, главное, чтобы это произошло в официальном браке.
На вопрос о контрацепции получено единогласное мнение. Все респонденты считают, что всем детям нужно давать информацию о существующих методах контрацепции, причем до начала половой жизни. 25 % опрошенных, т.е. каждый четвертый респондент, настаивают на том, что беседу на данную тему необходимо проводить лишь когда ребенок сам изъявляет желание узнать о ней. Каждый пятый опрошенный считает, что беседы на данную тему могут вызвать ранее начало половой жизни, но 67 % не считают, что беседа как-то повлияет на возраст начала половой жизни.
Большинство (75 %) респондентов утверждают, что здоровая женщина должна планировать беременность, но каждый четвертый опрошенный сомневается в необходимости прегравидарной подготовки у женщин без соматической патологии и осложненного акушерского анамнеза (25 %).
Заключение
Полученные результаты после анализа анкет указывают на низкую информированность преподавателей по вопросам полового созревания, сроках наступления менархе, вопросам половых инфекций.
По результатам анкетирования можно предположить, что все преподаватели считают необходимым проведение занятий по половому воспитанию, однако нет единого мнения о сроках начала этих занятий, места их проведения и ответственных за это лиц.
Принимая во внимание тот факт, что все опрошенные респонденты были специалистами с высшим образованием и работают с подрастающим поколением, целесообразно разработать систему мероприятий, позволяющих
40
35 30 25 20 15 10 S
о
сформировать правильное отношение преподавателей колледжей и вузов по
теме репродуктивного просвещения [13].
Библиографический список
1. Бебнева, Т. Н. Экстренная контрацепция у подростков и молодежи. Основы консультирования / Т. Н. Бебнева // Репродуктивное здоровье детей и подростков. -2008. - № 2. - С. 13-18.
2. Карахалис, Л. Ю. Репродуктивная система женщин в различные возрастные периоды жизни : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Карахалис Л. Ю. - М., 2007. -46 с.
3. Серегина, И. Ф. Качество и доступность медицинской помощи в Уральском федеральном округе / И. Ф. Серегина // Уральский медицинский журнал. - 2009. -№ 9 (63). - С. 5-11.
4. Хамошина, М. Б. Репродуктивное поведение и контрацептивный выбор девушек-подростков Приморского края / М. Б. Хамошина // Акушерство и гинекология. - 2005. - № 2. - С.46-49.
5. Щепин, О. П. Современная медико-демографическая ситуация в России / О. П. Щепин, В. Б. Белов, А. Г. Роговина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 6. - С. 3-8.
6. Белов, В. Б. Проблемы повышения рождаемости на современном этапе /
B. Б. Белов, А. Г. Роговина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2008. - № 6. - С. 3-6.
7. Кротин, П. Н. Репродуктивное здоровье подростков как фактор демографического развития / П. Н. Кротин, A. M. Куликов // Демографическое развитие Санкт-Петербурга и Северо-Запада России : материалы конф. - СПб., 2004. -
C. 169-i7i.
8. Кудрин, В. А. Здоровье женщин трудоспособного возраста / В. А. Кудрин, С. А. Краевой, Р. Э. Кузнецов // Проблемы городского здравоохранения : сб. науч. тр. / под ред. проф. Н. И. Вишнякова. - СПб., 2007. - Вып. 12. - С. 228-230.
9. Айламазян, Э. К. Общие и частные проблемы экологической репродуктоло-гии / Э. К. Айламазян, Т. В. Беляева // Журнал акушерства и женских болезней. -2003. - Т. i, № 2. - С. 4-10.
10. Закоркина, Н. А. Причины абортов у подростков, проживающих в сельской местности / Н. А. Закоркина, И. А. Банушевич // Проблемы социальной гигиены здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 4. - С. 20-23.
11. Александров, Р. И. Научно-организационные основы деятельности перинатального центра в условиях Крайнего Севера : автореф. дис. ... канд. мед. наук : i4.00.33 / Александров Р. И. - СПб., 2005. - 18 с.
12. Серегина, И. Ф. Качество и доступность медицинской помощи в Дальневосточном федеральном округе / И. Ф. Серегина // Дальневосточный медицинский журнал. - 2009. - № 4. - С. 110-113.
13. Максимова, Т. М. К вопросу о модернизации статистической информации о здоровье населения / Т. М. Максимова, В. Б. Белов, А. Г. Роговина // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. - 2013. - № 2. - С. 27-31.
References
1. Bebneva T. N. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Reproductive education of children and teenagers]. 2008, no. 2, pp. 13-18.
2. Karakhalis L. Yu. Reproduktivnaya sistema zhenshchin v razlichnye vozrastnye periody zhizni: avtoref. dis. d-ra med. nauk [Women's reproductive system in various age peri-
ods: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of medical sciences]. Moscow, 2007, 46 p.
3. Seregina I. F. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal [Ural medical journal]. 2009, no. 9 (63), pp. 5-11.
4. Khamoshina M. B. Akusherstvo i ginekologiya [Obstetrics and gynecology]. 2005, no. 2, pp. 46-49.
5. Shchepin O. P., Belov V. B., Rogovina A. G. Problemy sotsial'noy gigieny, zdra-vookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of social hygiene, healthcare and the history of medicine]. 2009, no. 6, pp. 3-8.
6. Belov V. B., Rogovina A. G. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of social hygiene, healthcare and the history of medicien]. 2008, no. 6, pp. 3-6.
7. Krotin P. N., Kulikov A. M. Demograficheskoe razvitie Sankt-Peterburga i Severo-Zapada Rossii: materialy konf. [Demographic development of Saint-Petersburg and the North-West of Russia: conference proceedings]. Saint-Petersburg, 2004, pp. 169-171.
8. Kudrin V. A., Kraevoy S. A., Kuznetsov R. E. Problemy gorodskogo zdravookhraneniya: sb. nauch. tr. [Problems of municipal healthcare: collected papers]. Saint-Petersburg, 2007, iss. 12, pp. 228-230.
9. Aylamazyan E. K., Belyaeva T. V. Zhurnal akusherstva i zhenskikh bolezney [Journal of obstetrics and women's diseases]. 2003, vol. 1, no. 2, pp. 4-10.
10. Zakorkina N. A., Banushevich I. A. Problemy sotsial'noy gigieny zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of social hygiene, healthcare and the history of medicine]. 2009, no. 4, pp. 20-23.
11. Aleksandrov R. I. Nauchno-organizatsionnye osnovy deyatel'nosti perinatal'nogo tsen-tra v usloviyakh Kraynego Severa: avtoref. dis. kand. med. nauk: 14.00.33 [Scientific and organizational foundations of perinatal center functioning in Far North conditions: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of medical sciences]. Saint-Petersburg, 2005, 18 p.
12. Seregina I. F. Dal'nevostochnyy meditsinskiy zhurnal [Far Eastern Medical Journal]. 2009, no. 4, pp. 110-113.
13. Maksimova T. M., Belov V. B., Rogovina A. G. Byulleten natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N. A. Semashko [Bulletin of National Reearch Institute of Public Health named after N.A. Semashko]. 2013, no. 2, pp. 27-31.
Селихова Марина Сергеевна доктор медицинских наук, профессор, кафедра акушерства и гинекологии, Волгоградский государственный медицинский университет (Россия, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1)
E-mail: [email protected]
Григорян Венера Артуровна
кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог, ООО «Гиппократ» (Россия, г. Стерлитамак, ул. Локомативная, 2Б)
E-mail: [email protected]
Selikhova Marina Sergeevna Doctor of medical sciences, professor, sub-department of obstetrics and gynecology, Volgograd State Medical University (1 Pavshikh Bortsov square, Volgograd, Russia)
Grigoryan Venera Arturovna Candidate of medical sciences, doctor obstetrician-gynecologist, LLC "Hippocrates" (2B Lokomativnaya street, Sterlitamak, Russia)
УДК 614 Селихова, М. С.
К вопросу о репродуктивном просвещении молодежи / М. С. Селихова, В. А. Григорян // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2017. - № 3 (43). - С. 95-102. Б01 10.21685/2072-3032-2017-3-11