УДК 331.1
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
И.В. Горячев
Ивановский Филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации А.П. Низовцева Аппарат Правительства Ивановской области
В статье рассматривается применение современных кадровых технологий на государственной службе субъекта Российской Федерации, на примере кадрового проекта Ивановской области «Команда Губернатора: Будущее за нами!». Охарактеризованы основные направления реализации такого кадрового проекта. Показаны механизм его применения на практике, роль и значение органов государственной власти Ивановской области и высших учебных заведений города Иваново в его реализации. Авторами делается вывод о том, что реализация данного кадрового проекта способствует притоку молодых кадров в сферу государственного управления, их адаптации к условиям профессиональной и служебной деятельности, а также усилению кадрового состава государственной гражданской службы Ивановской области. Дана оценка промежуточным итогам применения такой кадровой технологии в 2015 - 2016 гг.. Сформулированы рекомендации по устранению отдельных недостатков рассматриваемого кадрового проекта, которые были выявлены при его реализации на практике.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, современные кадровые технологии, проектное управление, управление кадровым проектом
Развитие государственной
гражданской службы в современных условиях, в значительной степени, определяется качественными и количественными изменениями в её кадровом составе. Работа с государственными гражданскими
служащими, ориентированная на эффективное развитие их
профессионального потенциала,
предусматривает применение
специфических средств воздействия, в качестве которых выступают кадровые технологии. Вопросам применения кадровых технологий на государственной службе посвящено достаточно большое количество различных изысканий. Среди авторов, работающих в данном направлении, следует отметить: Л.И. Воронину, Л.С. Пастухову, М.В. Преснякова, С.Е. Прокофьева, А.Н. Савлука и др. [5,6,7,8,9]. Современными
изыскателями подчеркивается, что применение кадровых технологий позволяет решить широкий круг задач, связанных с необходимостью повышения результативности профессиональной и служебной деятельности
государственных служащих в
современных условиях, их реализация даёт возможность руководителям, кадровым службам не только получать информацию о протекающих кадровых процессах в государственных органах, но и принимать, на основе полученных данных, своевременные управленческие решения.
Проект Ивановской области «Команда Губернатора: Будущее за нами!» представляет собой комплекс мероприятий, проводимых на постоянной основе и способствующих
формированию кадрового состава государственной гражданской службы
Ивановской области из числа молодых людей, обладающих специальными знаниями и опытом в сфере государственного управления. Данная кадровая технология реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Ивановской области от 15.06.2007 № 80-ОЗ «О государственной молодежной политике в Ивановской области», в целях повышения эффективности реализации кадровой политики на государственной гражданской службе Ивановской области [1,2]. Для реализации данной кадровой технологии используются также другие законодательные акты Ивановской области [3,4].
Целевая аудитория проекта -молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет. Срок реализации Проекта 2015 - 2020 гг. Целями проекта являются: поиск, выявление и подготовка талантливой молодежи для сферы государственного управления Ивановской области; обеспечение привлекательности
гражданской службы для молодых людей; формирование
профессионального сообщества
«Команда Губернатора: Будущее за нами!» из числа молодежи Ивановской области, наиболее успешные
представители которой прошли профессиональную подготовку и получили практические навыки профессиональной служебной
деятельности в сфере государственного управления [3]. Механизм реализации кадрового проекта «Команда
Губернатора: Будущее за нами!» состоит из следующих мероприятий: отбор участников проекта; управление Проектом (ведение реестра участников, организация и проведение мероприятий с участниками проекта и др.); применение результатов проекта. Большое значение имеет заключительный
этап реализации проекта, когда его участники, по итогам профессиональной подготовки:
а) представляются к назначению на должности государственной гражданской службы, замещение которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, осуществляется без проведения конкурса;
б) назначаются на должности гражданской службы, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
в) представляются к включению в кадровый резерв государственного органа, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Проект реализуется в трёх направлениях: первое направление -«PROдвижение - Поколение 2020». Участники данного направления отбираются из студентов третьих и четвертых курсов очной формы обучения учреждений высшего образования (получающих высшее образование впервые), а также студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по договору о целевом обучении. Основные этапы реализации данного направления:
1) проведение анализа потребности исполнительных органов в профильных специалистах (учитываются потребности и предложения органов власти, статистика назначений прошлых лет и др.);
2) запрос целевых мест в высших учебных заведенииях;
3) формулировка требований к претендентам;
4) публикация и продвижение информации о проведении отбора, сбор заявок;
5) анализ и проверка документов;
6) проведение комплекса оценочных процедур;
7) определение победителей конкурсного отбора. Заключение договоров о целевом обучении;
8) подписание трехстороннего договора. Согласование с вузами-партнерами необходимых изменений и дополнений в учебных планах;
9) назначение наставника в органе власти для осуществления практико-ориентированной подготовки;
10) реализация мероприятий профессиональной подготовки;
11) квотирование должностей в штатных расписаниях органов власти;
12) контроль результатов профессиональной подготовки и выполнения условий договора;
13) назначение на должность гражданской службы (на условиях срочного служебного контракта сроком на 1 год).
В 2015 г. целевые места для участников проекта предоставили: Ивановский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы («Государственное и муниципальное управление» - 2 целевых места и «Юриспруденция» - 2 целевых места) и Ивановский государственный университет (по одному целевому месту по 4 направлениям подготовки: «Социология», «Психолого-педагогическое образование», «Филология», «Социальная работа»). В 2016 г. данное направление проекта поддержали 5 высших учебных заведений: Ивановский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» - 3 целевых места и «Юриспруденция» - 1 целевое место); Ивановский государственный энергетический университет (направление подготовки «Прикладная информатика» - 2 целевых места); Ивановский государственный университет (направление подготовки «Социология» - 1 целевое место); Ивановский государственный политехнический университет (направление подго-
товки «Строительство» - 1 целевое место); Ивановская государственная сельскохозяйственная академия (направление подготовки «Землеустройство и кадастры» - 1 целевое место). [4]. В 2015 г. на 8 целевых мест было подано 58 заявок (т.е. 7 человек на 1 место). Участниками конкурса стали представители 15 муниципальных образований Ивановской области. В 2016 г. на 9 целевых мест было подано 48 заявок.
Основная задача данного направления - «привить» участникам проекта наиболее важные профессиональные навыки в сфере государственного управления. Для участников направления «PROдвижение - Поколение 2020» в 2016 г. было организовано 8 тематических семинаров, на которых профильные специалисты и руководители структурных подразделений Аппарата Правительства Ивановской области поделились практическим опытом по различным вопросам прохождения государственной службы. В апреле и мае 2017 г. у участников проекта проводилась практико-ориентированная подготовка в органах исполнительной власти Ивановской области, которая завершилась для них одновременно с окончанием учебного процесса в вузах.
Второе направление - «Мастерская инноваций. Анализ и проектирование». Участники данного направления отбирались из граждан, получивших высшее образование по программам бакалавриата и проходивших обучение по программам магистратуры. Цель данного направления проекта заключалась в проведении прикладных исследований в рамках магистерской программы подготовки кадров, способных впоследствии работать в сфере государственного управления. Данное направление проекта не реализовано.
Третье направление - «Молодые лидеры. Знания и опыт - здесь и сейчас». Участники данного направления отбирались из граждан, имеющих высшее обра-
зование и стаж гражданской службы или стаж (опыт) работы по специальности, необходимый для исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области о государственной гражданской службе. Основная задача данного направления проекта заключается в обеспечении «карьерного лифта» лицам, успешным в своей профессиональной области, готовым к дальнейшей самореализации на гражданской службе, но не имеющих должных навыков. Участниками данного направления проекта стали молодые дипломированные специалисты, которым была предоставлена возможность претендовать на замещение руководящих постов в органах государственной власти Ивановской области. Основные этапы реализации данного направления:
1) сбор заявок органов исполнительной власти на подбор профильных специалистов;
2) формирование профиля компетенций кандидата;
3) разработка комплекса оценочных процедур, формирование экспертной группы;
4) проведение отбора, формирование состава финалистов - претендентов на замещение вакантной должности;
5) стажировка в органе исполнительной власти, разместившем заявку, выполнение практического задания,
оценка его результатов отборочной комиссией;
6) определение победителей отбора, их представление к назначению на вакантную должность.
В 2015 г. в данном направлении принимали участие 55 человек. По результатам работы были отобраны кандидатуры на должности заместителя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и консультанта Губернатора. Помимо победителей конкурсного отбора был выявлен пул (резерв) из 13 успешных специалистов и руководителей. Из их числа на различные должности гражданской службы, в том числе руководящие, было назначено 4 человека. Назначения произведены на должности в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, Департаменте экономического развития и торговли, Секторе по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Аппарате Правительства.
В таблице 1 представлены данные промежуточной оценки реализации кадрового проекта.
В целях выявления проблем при реализации кадрового проекта «Команда Губернатора: Будущее за нами!» и их возможных путей решения, было проведено анкетирование среди 16 участников Команды направления подготовки «РROдвижение - Поколение 2020». Некоторые результаты проанализированных данных представлены на рис.1:
Таблица 1
Оценка реализации кадрового проекта в 2015 - 2016 гг._
Показатель Результат
Общее количество мероприятий профессиональной подготовки участников проекта, в том числе количество мероприятий профессионально-ориентированной подготовки, проведенных в формате групповой и (или) общественной активности (стажировки, круглые столы, форумы, конференции и др.) В период 2015 - 2016 гг. проведено 34 мероприятия профессиональной подготовки, в том числе 29 в рамках реализации участниками собственного исследовательского проекта
Рис. 1. Результаты анкетирования. Распределение ответов участников на вопрос: о региональном кадровом проекте «Команда губернатора: Будущее за
нами!» я узнал(а) из...
Окончание табл. 1
Доля числа вакантных должностей государственной гражданской службы Ивановской области, замещенных участниками Команды Губернатора, от общего числа вакантных должностей государственной гражданской службы Ивановской области. В 2016 г. удовлетворено 90% заявок исполнительных органов на организацию целевой профессиональной подготовки будущих кадров государственной гражданской службы
Доля участников проекта, реализующих в рамках мероприятий профессиональной подготовки собственные инициативы, от общего количества участников Команды Губернатора. В 2016 г. 8 из 18 участников проекта были вовлечены в реализацию собственного исследовательского проекта
печатные СМИ 0
местное телевидение
социальные сети 0
образовательные учреждения
13
от знакомых
8 10 12 14
2
1
0
2
4
6
Как видно из диаграммы, активное участие в популяризации данного направления проекта принимают образовательные учреждения, но недостаточное внимание уделяется продвижению проекта в социальных сетях. Далее обратим внимание на процедуру отбора в Команду. В рамках анкеты респондентам задавался вопрос: «Какую конкурсную процедуру стоит убрать из оценки кандидатов?». Большинство опрашиваемых (12 человек)
ответили - конкурс из числа голосов пользователей сети Интернет. Также задавался открытый вопрос: «Какую конкурсную процедуру можно добавить при оценке кандидатов при проведении конкурсного отбора?». Отвечая на данный вопрос, 7 участников проекта сошлись во мнении, что при отборе стоит ввести собеседование. Ответы других респондентов: защита эссе (публичное выступление), дополнительная проверка знаний, ораторское искусство, конкурс на знание
профессиональной этики государствен- ной шкале было предложено оценить ут-
ного служащего, решение правового ка- верждения, представленные в табл.2
зуса и др. Респондентам по пятибалль-
Таблица 2
Данные опроса участников кадрового проекта «Команда Губернатора: Будущее за нами!»
1 (совершенно не согласен) 2 (не согласен) 3 (скорее не согласен) 4 (скорее согласен) 5 (полностью согласен)
Я очень рад (а), что являюсь членом данного кадрового проекта 0 2 чел. (6,7%) 1 чел. (6,7%) 4 чел. (26,7%) 9 чел. (60%)
Все мои ожидания о кадровом проекте «Команда губернатора: Будущее за нами!» оправдались 0 2 чел. (6,7%) 3 чел. (20%) 10 чел. (66,7%) 1 чел. (6,7%)
Я уверен(а), что знания, которые я получил(а) в рамках проекта на лекционных и семинарских занятиях, консультациях, мастер-классах с представителями Правительства и исполнительных органов, пригодятся мне для будущей работы в исполнительных органах 0 2 чел. (6,7%) 1 чел. (6,7%) 7 чел. (46,7%) 6 чел. (40%)
Работа в проекте помогла раскрыть мой потенциал 1 чел. (6,7%) 0 2 чел. (13,3%) 9 чел. (60%) 3 чел. (20%)
Мне кажется, что данный проект является качественной платформой для поиска, выявления и подготовки перспективных кадров талантливой молодежи для сферы государственного управления Ивановской области 0 2 чел. (6,7%) 0 5 чел. (33,3%) 9 чел. (60%)
Из приведенных в таблице 2 данных следует, что, в целом, участники проекта удовлетворены его реализацией, что подтверждается ответами на другой вопрос: «Оцените вашу удовлетворенность от участия в кадровом проекте». Результаты оказались ожидаемыми. Большинство участников - респондентов проекта удовлетворены участием в проекте, варианты ответа «Я не удовлетво-
рен (а)» и «Я очень не удовлетворен (а)» никто из респондентов не дал.
Следующий вопрос, который задавался участникам участников Команды по направлению подготовки
«PROдвижение - Поколение 2020»: «Какая деятельность в рамках проекта вызывает у Вас наибольшие затруднения?». Результаты ответов представлены на рис.2.
Не испытываю затруднений
Подготовка аналитических материалов
Выполнение домашних заданий по проекту
Посещение исполнительных органов власти
Еженедельные собрания
3
3
3
1
01234567
6
Рис. 2. Результаты анкетирования. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какая деятельность в рамках проекта вызывает у Вас наибольшие затруднения?»
Следует обратить внимание на то, что вариант ответа «Не испытываю затруднений» был выбран только тремя респондентами. Респондентам также задавался вопрос «Что Вам понравилось в реализации проекта в наибольшей степени в 2016 - 2017 гг.?». Анализ ответов показал, что участники проекта демонстрируют больший интерес к практико-ориентированной подготовке в органах исполнительной власти Ивановской области. В настоящее время действие кадрового проекта продолжается и протекает достаточно успешно.
На наш взгляд, успех реализации данного кадрового проекта заключается, в том, что он организован по всем канонам проектного управления, когда его разработчики четко определили цель и задачи проекта, сроки реализации, социальных партнеров, конкретные ответственные структуры за его реализацию и др. Однако успех реализации проекта сам по себе ещё не исключает возможности разработки предложений по совершенствованию реализации данной кадровой технологии. В общем виде они представлены в таблице 3.
Таблица 3
Предлагаемые мероприятия по совершенствованию реализации регионального кадрового проекта Ивановской области «Команда Губернатора: Будущее за нами!»
Действие Результат
Участие кадрового проекта Ивановской области«Команда Губернатора: Будущее за нами!» в конкурсе «Проектный Олимп», проводимый Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации Получение дополнительного опыта в сфере проектного управления. Тиражирование положительного опыта Аппарата Правительства Ивановской области в сфере управления проектной деятельностью в масштабах Российской Федерации.
Управление карьерой победителей проекта Высококвалифицированные кадры в органах государственной власти Ивановской области
Устранение отдельных недостатков в реализации кадрового проекта Ивановской области«Команда Губернатора: Будущее за нами» за нами!» Оптимальная реализация данной кадровой технологии на практике
Далее более подробно охарактеризуем представленные в таблице предложения.
1. В 2016 г. проект «Команда Губернатора: Будущее за нами!» победил на Ш-м открытом российском конкурсе «Лучший проект года-2016» в номинации «За вклад в совершенствование государственного и муниципального управления». На наш взгляд, останавливаться на достигнутом результате не надо. Необходимо выводить данный проект на более высокий уровень. Участие в конкурсе «Проектный Олимп», проводимый Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, даст организаторам «Команды Губернатора» реальную возможность получения дополнительного опыта в области проектного управления, будет способствовать распространению опыта эффективного управления проектами. Проект «Команда Губернатора» может быть представлен в номинации «Управление комплексными проектами - Лучший проект года», где оценивается система управления реализацией комплексного проекта, включающая общее
руководство проектом, создание условий, правил и обеспечивающих элементов, а также регламентирование и эффективное применение процессов управления проектом.
2. По итогам проведения регионального кадрового проекта Ивановской области «Команда Губернатора: Будущее за нами!» решался комплекс задач, связанных с обеспечением государственных органов власти Ивановской области квалифицированными специалистами. Такие специалисты по итогам конкурса были определены. Далее обозначается вопрос об их непосредственной профессиональной деятельности в органах государственной власти и управлении их карьерой. В дальнейшем профессиональная деятельность победителей проекта должна оцениваться с применением современных методических инструментов комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.
3. В рамках анализа реализации регионального кадрового проекта Ивановской области «Команда Губернатора:
Будущее за нами!» был проведен опрос среди его участников. Результаты обработки данных опроса свидетельствуют о том, что имеются отдельные недостатки в реализации проекта.
Проанализировав полученные ответы, следует выделить меры, которые могут быть применены в части совершенствования реализации проекта «Команда Губернатора: Будущее за нами!» по направлению подготовки
«PROдвижение - Поколение 2020»:
1) Увеличение информирования потенциальных участников проекта в Интернете. Целевой аудиторией проекта является молодежь, которая активно пользуется социальными сетями.
2) Акцентирование внимания потенциальных участников на преимуществах участия в проекте (гарантированное трудоустройство, возможность работы в команде и реализации собственных инициатив, проектная работа и др.).
3) Увеличение объема информации о проекте в региональных средствах массовой информации (на правах социальной рекламы).
Также следует обратить внимание на необходимость более интенсивного включения участников проекта в практическую работу органов власти, должна быть расширена система производственных практик. По мнению опрошенных, в организацию деятельности Команды в 2017-2018 гг. следует добавить: совместную работу всей командой, круглые столы по поводу актуальных проблем государственного управления с участием приглашенных экспертов.
При анализе реализации проекта было выявлено то, что у отдельных членов Команды отсутствует должная мотивация, поскольку они уверенны в будущем трудоустройстве и не нацелены на достижение высоких результатов в ходе проекта. Решение данной проблемы связано с необходимостью закрепления систематической проверки знаний, умений и
навыков участников проекта. Если же член Команды не будет показывать должных знаний, умений и навыков во время работы то, он может быть отчислен из Команды. Его место на конкурсной основе может занять кто-то из находящихся в сообществе «Территория развития. Стремление и готовность» (сообщество формируют наиболее заметные участники отборочных кампаний проекта, не ставшие их победителями). Данная мера позволит: дополнительно мотивировать членов Команды на развитие стремления к достижению более высоких результатов; активизировать работу с участниками сообщества «Территория развития. Стремление и готовность», а предложенный инструмент их отбора в Команду даст им стимул к активному участию в общественной деятельности; повысить статусность проекта вследствие развития конкуренции среди его участников.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что кадровые технологии, реализуемые во властных структурах Правительства Ивановской области в рамках проекта, призваны играть важную роль в управлении системой государственной службы, их использование позволяет достичь значимых целей в системе управления кадровым составом государственной службы. Посредствам кадровых технологий проекта обеспечивается комплексное воздействие на будущего государственного служащего,
направленное на повышение уровня его профессиональной деятельности.
Реализация проекта способствует притоку молодых кадров в сферу государственного управления, их адаптации к условиям профессиональной и служебной деятельности, содействует усилению кадрового состава
государственной гражданской службы Ивановской области, росту её кадрового потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в действ. ред.).
2. О государственной молодежной политике в Ивановской области: Закон Ивановской области от 15.06.2007 № 80-ОЗ.
3. Положение о региональном кадровом Проекте Ивановской области «Команда Губернатора: Будущее за нами!»: Указ Губернатора Ивановской области от 18.07.2016 № 121-УГ.
4. О государственной гражданской службе Ивановской области: Закон Ивановской области от 06.04.2005 № 69-ОЗ (в действ. ред.)
5. Воронина Л.И. Кадровое планирование, построение модели сотрудника и служебная дисциплина в государственных и муниципальных заведениях // Менеджмент в государственных структурах: Альманах. М.: Издательский дом "Имидж-Медиа", 2010. С.23-24.
6. Пастухова Л.С. Понятие молодежного кадрового резерва: нормативное закрепление и реализация на практике // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6. С. 42-49.
7. Пресняков М.В. Приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы // Гражданин и право. 2011. № 8. С. 3-19.
8. Прокофьев С.Е., Беляев А.М. Современные кадровые технологии в органах власти: [Электронный ресурс]: монография. М.: Юсти-цинформ, 2015. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=CMB&n=17952#0.
9. Савлук А.Н. Перспективный молодежный кадровый резерв государственной службы: вопросы формирования // Власть. 2013. № 2. С. 66-68.
Рукопись поступила в редакцию 30.10.2017
TO THE QUESTION ON REALIZATION OF MODERN PERSONNEL TECHNOLOGIES ON THE STATE CIVIL SERVICE OF THE IVANOVO AREA
I. Goryachev, A. Nizovtseva
In article application of modern personnel technologies on the state service of the subject of the Russian Federation, on an example of the personnel project of the Ivanovo area «The Command of the Governor: the Future for us!» is considered. The basic directions of realization of such personnel project are characterized. The mechanism of its application in practice, the role and value of public authorities of the Ivanovo area and higher educational institutions of a city of Ivanovo in its realization are shown. Authors the conclusion that realization of the given personnel project promotes inflow of young shots to sphere of the government, their adaptation to conditions of professional and office activity, and also strengthening of personnel structure of the state civil service of the Ivanovo area becomes. The estimation is given to intermediate results of application of such personnel technology in 2015 - 2016 years. Recommendations about elimination of separate lacks of the considered personnel project which have been revealed at its realization in practice are formulated.
Key words: the state civil service, modern personnel technologies, design management, management of the personnel project.