К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ОАО «РЖД»
Пухова Е.В., к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Московского государственного университета путей сообщения
В статье рассмотрены аспекты и ключевые моменты реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» в условиях затянувшегося третьего этапа реформирования железнодорожной отрасли.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, инвестиционная программа, ОАО «РЖД».
ON THE QUESTION OF THE INVESTMENT PROGRAM IMPLEMENTATION OF
JSC «RUSSIAN RAILWAYS»
Pukhova E., Ph.D., associate Professor of Finance and credit chair, Moscow State University of Railway Transport
The article describes the issues and key points of the investment program of JSC «RZD» in a prolonged third stage of the reform of the railway sector.
Keywords: railway transport, investment program, JSC «RZD».
В период 2001-2010 годы в целях повышения устойчивости работы железнодорожного транспорта, безопасности и качества оказываемых услуг, формирования единой эффективной транспортной системы страны, снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте, ОАО «РЖД» проводило структурную реформу железнодорожного транспорта.
Реформа проводилась в три этапа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года N 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте».
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте основной задачей второго этапа реформы являлось создание акционерных обществ на базе имущества, которым наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО «РЖД», осуществляющие отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте (отдельные специализированные грузовые перевозки, перевозки пассажиров в пригородном сообщении, услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, услуги по производству средств железнодорожной автоматики и телемеханики).
Основной задачей третьего этапа реформы являлось создание дочернего акционерного общества ОАО «РЖД», осуществляющего деятельность в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании.
Затем, после создания дочерних акционерных обществ, в целях привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта предусматривалась продажа пакетов акций дочерних обществ ОАО «РЖД», находящихся в государственной собственности.
Согласно подготовленному Росимуществом «Отчету о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества 2011-2013 гг.», в области железнодорожного транспорта планировалось продать принадлежащие государству пакеты акций 11 акционерных обществ, однако фактически только акции 6 акционерных обществ были проданы. Причем наиболее крупной сделкой была продажа в 2012 году акций ОАО «Российская дорожная лизинговая компания «Росдорлизинг», сумма сделки составила 217,95 млн. рублей.
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 1111 (с изменениями от 9.06.2014 г.) содержит перечень акционерных обществ, в которых до 2016 года планируется сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах. В указанный перечень включено ОАО «РЖД».
Приватизация является инструментом и способом решения экономических задач, в том числе задачи по привлечению инвестиций. До настоящего времени достаточно активной приватизации ОАО «РЖД» не проводится. А, следовательно, вопрос привлечения инвестиций для ОАО «РЖД» является очень актуальным, тем более, учитывая стоящие перед компанией задачи.
В конце 2013 года Счетной палатой РФ было проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ результатов струк-
турной реформы железнодорожного транспорта и ее влияние на экономику и социальную сферу в РФ».
По результатам проведенного анализа аудиторы сделали вывод, что проведенные преобразования в отрасли существенно не улучшили эксплуатационные характеристики и техническую оснащенность сети железных дорог.
По-прежнему сохраняются диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов. До настоящего времени 6 субъектов РФ (Республика Алтай, Республика Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край) не имеют железнодорожного сообщения. Еще в 10 субъектах железнодорожная сеть недостаточно развита.
Все это не позволяет в полной мере обеспечить качественные технологические связи между предприятиями, не обеспечивает доступа значительной части населения к транспортным коммуникациям, и, следовательно, отрицательно влияет на развитие экономики России.
Вместе с тем, развитие российской экономики требуют соответствующего развития железнодорожной инфраструктуры.
ОАО «РЖД» в рамках реализации Инвестиционной программы своими главными задачами на 2014 определяет: ликвидация «узких мест» на основных направлениях сети железных дорог с учетом перспективных объемов перевозок (строительство дополнительных главных путей, развитие железнодорожных станций, модернизация средств автоматики и связи и другие работы); обновление парка подвижного состава; обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса (снижение износа основных фондов, увеличение надежности работы устройств, оборудования, машин и механизмов, обеспечение их соответствия современным требованиям); обеспечение инфраструктуры железных дорог новыми эксплуатационными качествами (возможности пропуска тяжеловесных грузовых поездов, пассажирских поездов с более высокими скоростями или новыми габаритами).
Необходимо отметить, что чистая прибыль холдинга по итогам 2013 года сократилась по сравнению с 2012 годом в 2,6 раза и составила 36,7 млрд. рублей (93,7 млрд. руб. по итогам 2012 года). Снижение чистой прибыли обусловлено, в большей степени, падением доходности перевозок из-за роста доли низкодоходных грузов в структуре грузооборота ОАО «РЖД».
Кроме того, на снижение чистой прибыли повлияли рост расходов на обслуживание долга компании на 14,6 млрд. рублей в связи с увеличением за 2013 год размера долга на 203,7 млрд. рублей (с 491,9 млрд. рублей - на 31.12.2012 г. до 695,6 млрд. рублей - на 31.12.2013 г).
Первый квартал 2014 года ОАО «РЖД» завершило с убытком в размере 16 млрд. рублей. Причиной таких значительных убытков явилась неиндексация тарифа на перевозку нефти и нефтепродуктов.
Соответственно объем Инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» имеет устойчивую тенденцию к снижению. Так, в 2012 году объем Инвестиционного бюджета составил 481,6 млрд. рублей, в 2013 году - 467,5 млрд. рублей, а на 2014 год составляет 393,1 млрд. рублей.
За счет каких же средств, будут осуществляться мероприятия по решению задач, сформулированных в Инвестиционной программе ОАО «РЖД»?
Правительством РФ были приняты решения об оказании государственной поддержки ОАО «РЖД», в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ). Для этого потребовалось внести изменения в порядок размещения средств ФНБ, поскольку в акции российских компаний средства ФНБ ранее не разрешалось размещать.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.11.2013 N 990 (ред. от 15.04.2014) «О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов» в специально выпущенные ценные бумаги ОАО «РЖД» и ОАО «Автодор» будут размещены средства ФНБ, предусмотренные для финансирования двух проектов - строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и реконструкция магистралей БАМ и Транссиб.
Объем финансирования строительства ЦКАД (масштабный проект развития инфраструктуры Московской области) до 2018 года составляет 299,9 млрд. рублей, в том числе 150 млрд. рублей из ФНБ.
На проекты по реконструкции БАМа и Транссиба ОАО «РЖД» предусмотрено направить до 2018 года 562 млрд. рублей, из них 150 млрд. рублей за счет средств ФНБ.
Правительство РФ выпустило Распоряжение от 12 октября 2013 года №1860-р, которым был утвержден план-график проведения работ по определению основных параметров, направлений и механизмов реализации проекта по реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Правительством РФ предусмотрено, что уставный капитал ОАО «РЖД» увеличится посредством дополнительного выпуска ценных бумаг.
Согласно распоряжению Правительства РФ ОАО «РЖД» дополнительно разместит 12,9 млн. обыкновенных именных акций стоимостью 1 тыс. рублей за штуку. Полученные в результате размещения указанных ценных бумаг средства, будут направлены на реализацию инфраструктурных проектов по реконструкции магистралей БАМ и Транссиб. Таким образом, часть средств ФНБ будет вложена в акции ОАО «РЖД».
Предусматривается, что возврат средств в ФНБ будет осуществляться в результате планируемой приватизации компании, а дивиденды, которые ОАО «РЖД» платит ежегодно, будут являться средствами, направляемыми на обслуживание средств, заимствованных из ФНБ.
Первоначально планировалось, что ОАО «РЖД» выпустит и разместить корпоративные облигации на сумму средств ФНБ, направляемых на финансирование инвестиционных проектов.
Однако выпуск облигаций увеличил бы суммарный объем долга компании, что, в свою очередь увеличило бы расходы на обслуживание долга.
Очевидно, что инвестиционные проекты, подобные проектам по реконструкции магистралей БАМ и Транссиб, вряд ли могут быть коммерчески привлекательными для частных инвесторов, поскольку имеют большой срок окупаемости и всевозможные риски.
Поэтому единственным способом решения проблемы финансирования данных проектов является государственно участие в виде различных форм господдержки.
РЕФОРМИРОВАНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Лёвин С.Б., к.т.н., генеральный директор ООО «А-транс»
В статье рассматривается структурная реформа железнодорожного транспорта и ее влияние на железнодорожные предприятия. Также отражены основные результаты структурной реформы. Автор затрагивает проблемы демонополизации железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: структурная реформа, железнодорожный транспорт, демонополизация железнодорожного транспорта, реформирование и реструктуризация железнодорожных предприятий.
REFORM AND RESTRUCTURING OF RAILWAY COMPANY IN ORDER TO OPTIMIZE LOGISTICS SOLUTIONS
Levin S., Ph. D., general director of LLC «A-trans Ltd.»
The article deals with the structural reform of rail transport and its impact on railway company. Also highlights of the results of structural reform are discussed. The author raises issues of the rail demonopolization.
Keywords: structural reform, rail transport, railway transport de-monopolization, reform and restructuring of railway company.
Структурная реформа железнодорожного транспорта проводится в целях повышения устойчивости работы железнодорожного транспорта, безопасности и качества оказываемых услуг, формирования единой эффективной транспортной системы страны, снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте.
Цели, сформулированные в постановлении Правительства РФ № 384 от 18.05.2001 и раскрытые в утвержденной этим постановлением Программе структурной реформы железнодорожного транспорта, отражают объективные критерии оценки деятельности отрасли «железнодорожный транспорт». Деятельность железнодорожного транспорта можно оценивать именно по тем критериям, которые отражены в целях реформирования: устойчивость, безопасность, качество услуг, удовлетворение спроса на перевозки, удешевление грузовых перевозок, способствование формированию единой транспортной системы страны.
Можно сделать обоснованный вывод о том, что оценка итогов реформирования железнодорожного транспорта в РФ, и оценка состояния отрасли «железнодорожный транспорт» по перечисленным выше критериям (целям реформирования) - это не одно и то же. Состояние отрасли, степень соответствия этого состояния некоторым целевым критериям (требованиям) - это результат воздействия многих
факторов, из которых решающую роль играет непосредственно работа множества организаций железнодорожного транспорта, их трудовых коллективов, их руководителей. Большую роль при этом играют и внешние факторы, например, рост или падение товарных рынков в грузообразующих отраслях, рост или падение благосостояния людей, то есть, потенциальных пассажиров железнодорожного транспорта.
Одним из этих факторов, и весьма существенным, является реализация Программы структурного реформирования железнодорожного транспорта. Однако, объективно оценивая характер проявления этого фактора, следует отметить, что структурная реформа оказывает опосредованное влияние на работу отрасли и на поведение ее пользователей услуг. Она изменяет условия работы организаций железнодорожного транспорта, меняет некоторые стереотипы экономического поведения пользователей услуг. Тем самым, реализация Программы структурной реформы призвана способствовать достижению целей железнодорожного транспорта, сформулированных в преамбуле постановления Правительства РФ385 от 18.05.2001. Она вносит свой вклад в их достижение тем, что создает необходимые предпосылки для этого.
За период реализации структурной реформы достигнуты следующие основные результаты:
1. Сохранение целостности и работоспособности железнодорожного транспорта в период преобразований;