Источники и литература
1. Государственно-общественное управление в дошкольной образовательной организации: формирование духовно-нравственных компетенций дошкольников /Т.Ц. Дугарова, А.А. Ооржак. // Вестник ТГПУ. - 2015. -№ 11 (164). - С. 9-12.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Старшая группа / авт.-сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2012. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Ваксильевой. - 3-е изд., испр.и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия / авт.-сост. Е.И. Подольская. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2013.
4. Яшина М.М., Алексеева Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ.высш. и сред..пед.учеб.заведений. - 3-е изд. - М.: Академия, 2000.
УДК 378+316.7
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10015
Наталья Викторовна Кергилова Горно-Алтайский государственный университет,
г. Горно-Алтайск, Россия
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
В статье автор отмечает, что система образования Республики Алтай отражает приоритеты и механизмы государственной образовательной политики Российской Федерации. Поэтому развитие системы этнокультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии российского образования, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию полиэтничности, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.
Ключевые слова: образование, система образования, этнокультурное образование, дошкольное образование, начальное образование.
Natalya Kirgilova Gorno-Altai state University, Gorno-Altaysk, Russia
ON THE IMPLEMENTATION OF THE ETHNO-CULTURAL COMPONENT OF THE CONTENT
OF EDUCATION IN THE ALTAI REPUBLIC
The author notes that the education system of the Altai Republic reflects the priorities and mechanisms of the state educational policy of the Russian Federation. Therefore, the development of the system of ethno-cultural education is an integral part of the overall strategy of Russian education, which is based on the need to preserve the socio-cultural situation of multi-ethnicity, to protect the cultural identity of each ethnic community, thereby creating a humanitarian Foundation for civil, supra-ethnic principles of social order. Keywords: education, education system, ethno-cultural education, preschool education, primary education.
Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и родных языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.
Система образования Республики Алтай отражает приоритеты и механизмы государственной образовательной политики Российской Федерации. Развитие системы этнокультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии российского образования, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию полиэтничности, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.
В условиях ФГОС возникает необходимость в создании целенаправленной, специально организованной, непрерывной системы управления функционированием и развитием этнокультурной составляющей содержания регионального образования, также процесса преподавания алтайского языка и литературы, изучения истории, материальной и духовной культуры народов региона.
Дошкольное образование
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, это наиболее благоприятное время для развития у воспитанника интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности воспитанника важным компонентом содержания обучения и воспитания является этнокультурное образование. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в воспитаннике национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.
В целях обеспечения преемственности обучения на родном языке создаются при дошкольных образовательных организациях национальные группы, а также группы со смешанным национальным составом.
В дошкольных образовательных организациях ставятся следующие цели обучения и воспитания детей дошкольного возраста:
- интеграция личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуры;
- изучение русского, алтайского (родного) языков, формирование умений и навыков вести беседу на родном языке (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решения проблем);
- формирование системных представлений о родном крае (основы научных и художественных знаний), о роли и месте человека в нем; приобщение воспитанников к мышлению на основе экологических, гуманистических представлений;
- выработка навыков социальной культуры (поведение в обществе);
- формирование эмоционально-положительной реакции на эстетическое своеобразие национальной культуры.
Дошкольные образовательные организации по формированию этнокультурной компетенции воспитанников, должны ориентироваться на следующие принципы работы, а именно:
- целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности;
- единство влияния семьи и дошкольной образовательной организации на формирование этнокультурной компетенции воспитанников;
- интеграция усилий воспитанников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности воспитанников;
- направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций;
Этнокультурная компетентность воспитанника определяется как личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно: от познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий - к представлению, что этнокультурное многообразие - это позитивное, прогрессивное явление - и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми.
Основные показатели этнокультурной компетентности воспитанников:
*наличие представлений об этнокультурной действительности. Формирование представлений идет в соответствии с общей логикой развития: от общего к частному через дифференциацию понятий. Воспитанник способен сравнивать, обобщать, находить общее и специфическое в культуре разных народов. Воспитанник знает о культурном многообразии народов, об их историческом прошлом, о геральдических символах, об особенностях (климатического, географического)
проживания народов, о видах деятельности, об общности исторического и культурного прошлого (когнитивный компонент этнокультурной компетентности). Наличие представлений характеризует сформированность элементов национального самосознания воспитанников;
* развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов, эмоционально-положительное отношение к людям разных этнических групп, к результатам их деятельности в сфере быта, труда, культуры;
*развитие социальных способностей и навыков поведения. Воспитанник регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, участвует в совместных мероприятиях, общается с людьми разных национальностей, успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные) формы самовыражения, умеет конструктивно разрешать конфликты.
Начальное общее образование
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
На сегодняшний день ФГОС начального общего образования обеспечивает:
С одной стороны, национально-культурные права всех этнических групп регионов на изучение родных языков;
С другой стороны, реализацию государственного статуса языков титульных народов республик в составе Российской Федерации;
Достаточное количество учебного времени для полноценного изучения каждого языка;
Изучение региональных особенностей субъекта РФ.
Таким образом, этнокультурное образование является важнейшей составляющей общего образования, обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. С учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации разработан и Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.
Для этнокультурного образования в начальной школе должны быть соблюдены определенные педагогические условия:
- обогащение кругозора обучающихся информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;
- создание благоприятного психологического климата для позитивного общения обучающихся, принадлежащих к различным этническим группам;
- проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов;
- включение обучающихся разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации;
- развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
- развитие у обучающихся гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т. д.);
- включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания
Для достижения целей этнокультурного образования в начальной школе, необходимо:
-создать теоретически обоснованную дидактическую систему, где этносфера и человек были
бы полно представлены в содержании образования и способствовали развитию обучающихся и возрождению национальной культуры;
- разработать учебно-методическую базу как часть этой системы, реализующую взаимодействие образовательных организаций с этносоциумом;
- обучать родному языку, музыкальной, эстетической, художественно-прикладной культуре, истории, традициям, приобщать к иным духовным ценностям своего народа во взаимодействии с культурами других народов;
- предоставлять обучающимся возможности приобретения знаний об этнокультурных ценностях других народов;
- создавать обучающимся условия для усвоения национальных обычаев в процессе проведения
праздников, имеющих историческую ценность для каждого этноса и всех народов в целом. С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в образовательных организациях, а также формирования гуманистических этнокультурных связей целесообразно вовлекать обучающихся в многоплановые учебные и внеучебные виды деятельности, как то:
- проводить национальные праздники и отмечать памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;
- организовывать олимпиады, выставки по национальной культуре, спортивные соревнования по национальным видам спорта и играм;
- проводить фольклорные концерты с исполнением национальных песен и танцев;
- организовывать конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и другие мероприятия.
В Республике Алтай этнокультурная составляющая образования является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры алтайского народа, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой. И реализуется двумя путями. В первом случае через изучение родного языка и литературы носителями языка. Во втором - через интеграцию культуры титульного этноса в содержание образовательных областей начального общего образования, в образовательные программы дошкольного, дополнительного и профессионального образования.
Введение в базовое содержание предметов этнокультурной составляющей должно осуществляться на основе психолого-педагогических принципов, среди которых основополагающими являются:
- «диалог культур», который исключает абсолютизацию национальной специфики, ведущей к изоляции культуры, и позволяет подчеркнуть значимость каждой культуры вне зависимости от наличия или отсутствия государственности у народа - её носителя, от его компактного или дисперсного проживания.
- принцип поликультурности, основанный на представлении о многокультурности человеческого бытия, равноправности культур в социальной жизни, необходимости взаимодействия па поликультурном пространстве как способе преумножения созидательных возможностей человека.
- принцип природосообразности, опора на врожденные способности и возрастные особенности детей;
- принцип доступности, реализуемый через предложение детям заданий того уровня трудности, преодоление которого требует от ребенка максимума приложения интеллектуальных и душевных усилий;
- принцип ориентации, позволяющий вести целенаправленный отбор учебного материала предметов этнокультурного компонента. Наиболее полно этнопедагогический материал представлен в содержании учебного предмета «Окружающий мир»;
- принцип формирования целостной картины мира. Именно этот принцип предполагает такой отбор предметного содержания, которое позволит рассмотреть различные объекты окружающего мира с разных точек зрения, представить всевозможные межпредметные взаимосвязи. Это легко подтвердить на примере содержания учебных предметов «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение» и других.
- принцип интеграции, который предполагает организацию освоения обучающимися рознодисциплинарной информации по признакам сходства и сочетания ее функциональной направленности, является одним из главных для внедрения этнокультурного компонента в базовое содержание предметов.
Соблюдение названных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в сочетании с такими принципами, как научность, системность, последовательность, прочность, связь обучения с жизнью, воспитывающая направленность обучения, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности. При формировании приоритетов этнокультурной составляющей в содержании образования следует учесть:
- разнообразие национального состава, языковой ситуации, традиций, обычаев, культурных особенностей характерных для нашей республики;
- актуальность воспитания культуры межнационального общения, уважение к культуре родного и других народов, проживающих на территории Республики Алтай. Определить основные требования к отбору учебных материалов о родном крае, в какой форме и последовательности
использовать местный материал в учебном процессе.
Известно несколько путей введения этнокультурной составляющей в учебный процесс начальных классов направленный на формирование этнокльтурной компетентности обучающихся:
1. Включение регионального содержания в базовое путем «диффузии» и равномерного распределения его по учебным предметам. Такое введение будет способствовать расширению и углублению основных тем и разделов базового содержания. Изучение учебного материала с опорой на специфику своего региона повышает эффективность обучения.
2. Введение этнокультурной составляющей в учебный процесс на интегрированных уроках. Вопросы этнокультурной составляющей рассматриваются в русле общего содержания и распределятся по разным темам. В этом случае появляется необходимость обобщать и систематизировать полученные знания на обобщающих уроках.
3. Введение этнокультурной составляющей в программы общеобразовательного учреждения при организации внеурочной деятельности:
—образовательные программы, ориентированные на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности для обучающихся 1-2 классов;
—образовательные программы, формирующие позитивное отношение к базовым ценностям для обучающихся 2-3 классов;
—образовательные программы, дающие ребенку опыт самостоятельного общественного действия для обучающихся 4 классов.
Например, учебные курсы, кружки, экскурсии, конференции, круглые столы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Таким образом, базовыми направлениями формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы являются:
*развитие у них принятия и понимания других народов, признания ценности этнокультурного многообразия;
*воспитание их в духе мира, гуманного межэтнического общения, привитие идей альтруизма и уважения к другим, развитие эмоциональной устойчивости и толерантных качеств личности;
*приобретение ими знаний, представлений об истории, географии, культуре, обычаях, традициях, образе жизни, ценностях разных народов;
*формирование у них осознания и признания приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимания необходимости гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, а также поиск общих культурных элементов, интересов, потребностей;
*развитие у них конструктивных коммуникативных умений и поведенческих моделей во взаимодействии с этнофорами.
Этнокультурная компетентность - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
В самой общей форме эффективность этнокультурной компетентности могут быть выражены в степени:
а) обученности (знания и представления о географии, природных условиях, истории, выдающихся деятелей, обычаях, фольклоре, искусстве, основных хозяйственных занятиях людей и традиционных ремеслах в прошлом и настоящем, устройстве быта, религиозно-мифологических представлениях, народных играх, нормах и ценностях как собственной, так и другой этнической общности; представления об антропологическом типе этнофоров, их национальной одежде и др.; понимание (принятие) культурных универсалий и специфики традиций и обычаев этносов; знание последствий интолерантного поведения и отношения к представителям иной национальности; умения правильно интерпретировать культурно обусловленное поведение этнофоров, налаживать с ними конструктивный диалог, разрешать конфликты и разногласия мирным путем;
б) воспитанности (преодоление этноцентризма, этнической, расовой и конфессиональной предубежденности, интолерантности в общении и поведении; готовность к коррекции собственного поведения и взглядов); в) адаптации ребенка (от приспособления к полиэтнической среде до принятия культурного плюрализма).
Основные показатели этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы: *знание своей и других этнокультур (известных (в прошлом и настоящем) общественных деятелей, представителей науки и культуры, традиционных ремесел и видов деятельности, блюд национальной кухни, традиций и обычаев, танцев, песен, фольклора и др.);
*отношение к этнокультурному разнообразию и этнофорам; отношение к этнокультурным различиям и их учет при общении;
*мотивация к изучению этнокультур; испытываемые чувства, связанные с этничностью;
*владение этноспецифическими умениями, родным и иностранными языками; готовность и способность включаться в межэтническое взаимодействие, стратегия поведения в конфликтной ситуации; соблюдение традиций
Основное общее образование
Основное общее образование является неотъемлемой частью системы непрерывного общего и профессионального образования.
Целью этнокультурного образования основного общего образования является создание оптимальных условий для дальнейшего этнокультурного развития личности обучающегося и формирования у него основ национального менталитета. Задачи:
- обеспечение преемственности этнокультурного образования на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования;
- повышение уровня этнокультурной компетентности обучающегося основной школы;
- обеспечение научно-методического сопровождения разнообразных форм и направлений этнокультурного образования обучающегося.
На ступени основного общего образования в содержании этнокультурного образования наиболее полно должны быть представлены компоненты, обеспечивающие личности возможность самоиндентифироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции, вступить в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением, включиться в современные мировые общецивилизационные процессы - приобщиться к наиболее универсальным знаниям, охватывающим глобальные изменения в жизни мирового сообщества и способы международного сотрудничества, включая права человека и международное право, вопросы экономики, экологии и истории мировых цивилизаций, иностранные языки и формальные языки современных средств коммуникаций.
Формирование духовно богатой личности возможно только при создании особой этнокультурной образовательной среды, в которой происходит сохранение и трансляция духовного, культурно-исторического наследия народа, формирование у подрастающего поколения нравственных ценностных установок, являющихся неотъемлемой частью национального менталитета.
Базовыми направлениями формирования этнокультурной компетентности обучающихся основной школы являются:
- развитие представлений о подростка о значении традиционных норм морали и этикета, общечеловеческих ценностей в жизни;
- обобщение знаний, представлений о духовной и материальной культуре культуре, моральных, нравственных ценностей алтайского народа.
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие региональной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
- развитие способностей школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Система этнокультурного образования основного общего образования в общеобразовательном учреждении должна состоять из следующих компонентов:
- изучение учебных предметов «Алтайский язык», «Алтайская литература», «История Горного Алтая» в общеобразовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения;
- изучение учебных предметов «Алтайский язык», «История Горного Алтая» в общеобразовательных учреждениях с русским (родным) языком обучения;
- углубление и расширение этнокультурного компонента в содержании предметных областей (филология; общественно-научные предметы; математика и информатика; основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы; технология; физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности), предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом;
- введение учебных курсов, новых интегративных дисциплин, циклов спецкурсов по этнокультурной направленности, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся («Литература, история, культура родного края», «Алтайский фольклор», «Современное декоративно-прикладное искусство Горного Алтая», «Русско-алтайские литературные связи», «Мир
деятельности» и т.д.);
- введение внеурочной деятельности по этнокультурной составляющей содержания общего образования.
Знание родного языка должно быть обязательным, поскольку через родной язык постигаются другие языки.
В рамках изучения учебных курсов по этнокультурной направленности школьники должны осознавать национальные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры.
Выпускник основного общего образования, воспитанный в особой этнокультурной образовательной среде - это гражданин, знающий культурно-историческое наследие своего народа, любящий родной край, уважительно относящийся к языку и культуре других народов, населяющих республику и страну.
Сущность этнокультурного воспитания состоит в формировании и развитии толерантного, позитивного отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
На ступени основного общего образования у выпускника должны быть сформированы следующие качества:
• любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, своего народа, российского гражданского общества, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Республики Алтай и России;
• креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность родного языка, культуры, истории, литературы алтайского народа;
• мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
• осознающий себя личностью, носителем национальной и общероссийской культуры, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, республикой, государством, человечеством;
• уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
• осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
• подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
• мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Таким образом, на основе значимости поднимаемой проблемы, анализа теоретических положений и существующего опыта разработаны рекомендации по внедрению этнокультурной составляющей в образовательный процесс:
- проектирование образовательного процесса с учетом специфики национально-культурных, исторических, природных и других условий своего региона;
- определение направления образовательного вектора как приобщение обучающихся к ценностям культуры своего народа и народов, проживающих на территории региона, развитие личности как субъекта полиэтнической образовательной среды, с одной стороны, идентифицирующей себя и культуру своего этноса, с другой - уважающей и принимающей культуру других народов;
- создание единого этнокультурного пространства, включающего информационно-познавательный, эмоционально-ценностный и опытно-деятельностный составляющие;
- в соответствии с содержанием включение в образовательные программы дисциплин материала по этнокультуре народов своего региона;
- подбор методов и форм, оптимально соответствующих особенностям культуры народов своего региона; эффективное использование этнокультурных ресурсов своего региона в этнокультурном образовании школьников;
- этнокультурная компетентность педагога, предполагающая способности реализовывать организационно-педагогические условия этнокультурного образования обучающихся.