12. Экономико-математический энциклопедический словарь / под ред. В.И. анило-ва-Данильяна. М.: ИНФРА-М, 2003. 688 с.
13. Иноземцев В.Л. «Постамериканский мир»: мечта дилетантов и непростая реальность // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 5. С. 27-36.
Информация об авторе
Владимиров Сергей Арсеньевич, доктор экономических наук, профессор кафедры общего менеджмента и логистики, академик РАЕ, e-mail: [email protected], СевероЗападный институт управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д.57/43.
Information about the author
Vladimirov S.A., Doctor of Economical Sciences, Professor of the chair of general management and logistics, member of Academy in Russian Academy of Natural History, e-mail: [email protected], North-West institute of management of Russian Academy of National Economy and Government Services (North-West institute of management RANEaGS), Saint-Petersburg, 57/43 Srednii Avenue HE, 199178, Russia.
УДК 332.872.45
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Е.Ю. Горбачевская
Проанализирована проблема проведения реформы жилищно-коммунальной системы на примере Иркутской области, выявлены основные проблемы. Предложен инновационный вектор развития жилищно-коммунальной системы, определены составляющие инновационного развития.
Ключевые слова: многоквартирный дом; жилищно-коммунальная система; инновационное развитие; жилищно-коммунальная реформа.
TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF THE HOUSING AND PUBLIC
SYSTEM IN RUSSIAN FEDERATION
E.Iu. Gorbachevskaia
We analysed the problem of implementing the reform in the housing and public system at the example of Irkutsk region, the main problems are found out. We suggested innovative vector in the development of the housing and public system and defined the strands of the innovative development.
Key words: block of flats; housing and public system; innovative development, housing and public reform.
Экономика требует рыночных подходов во всех своих сферах, в том числе и в жилищно-коммунальном секторе. Так, органами государственной власти были запущены ме-
ханизмы по реформированию системы ЖКХ. Одним из важных шагов стало введение 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса и появление на рынке жилищно-коммунальных услуг вместо муниципальных унитарных предприятий частных обслуживающих организаций.
Важную роль играет распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 года № 102-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 20102020 годы».
В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования системы ЖКХ:
- обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;
- совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);
- развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);
- перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);
- развитие системы ресурсо- и энергосбережения.
В соответствии с принятым в 2005 году Жилищным кодексом, собственники помещений в многоквартирных домах должны выбрать и реализовать один из следующих способов управления:
- управление управляющей организацией;
- управление ТСЖ и ЖСК, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном
доме.
В Иркутской области насчитывается 71 тыс. многоквартирных домов (или 14026,5 тыс. кв. м жилья) [2], где должен быть выбран способ управления. На 1 января 2013 года способ управления выбрали жители только в 41,9% от общего количества многоквартирных домов. При этом 11,9% - предпочли непосредственный способ управления, 3,4% -выбрали управление ТСЖ, ЖСК, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а 26,6% - заключили договор с управляющей организацией (рис. 1).
■ количество домов, где не выбран какой-либо способ управления
■ количество домов, где выбран какой-либо способ управления, в том числе
■ Непосредственное управление
■ ТСЖ, ЖСК и иные потребительские кооперативы
■ Управляющая организация
Рис. 1. Анализ способов управления многоквартирными домами в Иркутской области
В Иркутской области рынок жилищно-коммунальных услуг представлен 181 управляющей организацией, 581 товариществом собственников жилья, жилищностроительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами. Исходя из этих показателей, можно судить о развитии этого сектора экономики и наличии инструментов, стимулирующих предпринимателей к повышению качества оказываемых ими услуг.
Наиболее значимыми препятствиями при реализации способа управления многоквартирными домами, согласно исследованиям специалистов, можно выделить [1, 4]:
- отсутствие у специалистов, работающих в сфере жилищно-коммунальных услуг, необходимой подготовки по вопросам управления многоквартирными домами, а также недостаточная информационно-методическая работа с населением, пропаганда обязанностей собственников помещений в многоквартирном доме;
- недостаточный уровень самоорганизации собственников жилых помещений для совместного решения важных вопросов по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества дома, контроля по выполнению управляющей организацией своих обязательств по договору управления.
В целях развития жилищно-коммунального хозяйства администрациями регионов разрабатывается множество различных мероприятий, в том числе и направленных на повышение квалификации кадрового состава.
В соответствии с государственной программой по развитию жилищно-коммунального сектора Иркутской области [1], приоритетной должна оставаться реорганизация системы управления отраслью, создавая модель, при которой основная функция органов государственной и муниципальной власти останется контролирующей, а граждане - правообладатели жилых помещений многоквартирных домов должны занять активную позицию, осознавая ответственность за состояние своей собственности.
Развитие этого сектора экономики имеет большое влияние на социальное положение регионов, а разрабатываемые инструменты, способствующие его развитию, должны иметь вектор инновационной направленности. Как видно из представленных статистических данных на рис. 2, доля используемых передовых технологий в области проектирования и инжиниринга составляет около 20%, что за 2013 год составило 38 735 использованных технологий.
120,00%
100,00%
80,00%
60,00%
40,00%
20,00%
0,00%
1,66%
2.73%
40,26% 5,84%
0,94% 28,59% 19,98%
Интегрированное упр авление и контроль
Производственная информационная система
Связь и управление
> Аппаратура автоматизированного наблюдения и/или контроля
Автоматизированная тр анепсртировка матери а лов и детал ей
" Производство, обработка и сборка
Пр оектирование и инжиниринг
Рис. 2. Используемые передовые производственные технологии
Наиболее инновационно развитыми являются предприятия, занимающиеся производством и переработкой сырья, а также организации, предоставляющие услуги связи. Разработанные технологии в области инжиниринга и проектирования применяются в основном для нового строительства, в то время как более 56,3 тыс. многоквартирных домов Иркутской области нуждается в проведении капитального ремонта, этот показатель составляет 80% от общего количества домов, что свидетельствует о значительном износе жилищного фонда и сложной ситуации для предпринимателей, занимающихся управлением многоквартирными домами.
Еще в 1911 году известным ученым в области инноватики Й. Шумпетером выделено пять типичных изменений, которые влекут за собой внедрение инноваций [3]:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства купля-продажа.
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
Согласно учению Й. Шумпетера, основной движущей силой в поиске и внедрении нововведений является увеличенная прибыль. Определяющую роль здесь играет не конкуренция цен или качества, а конкуренция новых технологий, улучшенного качества предоставленных услуг и вновь созданных организационных форм. Вначале конкуренцией нововведений, способствующей росту продукции и прибылей, пользуется небольшое число предпринимателей, те, кто раньше других их использует. Когда нововведения распространяются, то производственные затраты выравниваются и прибыль исчезает. Такой подход стимулирует предпринимателей использовать внедрение инноваций на постоянной основе.
При развитии жилищно-коммунального сектора эта теория экономического развития должна быть основной потому, что на сегодняшний день эта сфера полностью демонополизирована. При этом главной целью органов государственной власти стало создание конкурентноспособного сектора экономики, они оставили за собой только контролирующие функции. Хозяйствующие субъекты этой отрасли, работающие на рынке, сталкиваются с рядом существенных проблем:
1. Изношенность жилищного фонда.
2. Регулирование цен на коммунальные услуги самими поставщиками.
3. Регулирование тарифов за содержание жилья соответствующими службами.
4. Слабая заинтересованность собственников в повышении качества управления.
5. Отсутствие квалифицированных кадров в области управления жилой недвижимостью.
Решение вышеперечисленных проблем является первоочередной задачей и для достижения максимального эффекта, в том числе и экономического, требует применения инновационного подхода. В теории принято выделять следующие виды инноваций:
• Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы.
• Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
• Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
• Организационные - совершенствование системы менеджмента.
• Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, ис-
пользование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Внедрение инноваций в жилищно-коммунальную сферу должно базироваться на применении следующих их видов, которые должны носить социальный характер:
1. Организационные инновации должны использоваться хозяйствующими субъектами с целью решения проблемы подготовки квалифицированного персонала и снижения организационных затрат.
2. Маркетинговые инновации помогут улучшить качество работы с потребителями и расширить клиентскую базу.
3. Технологические инновации будут способствовать снижению себестоимости оказываемых услуг.
Статья поступила 12.01.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Поставновление правительства Иркутской области № 446-пп от 24.10.2013 года «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы.
2. http://irkutskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/ru/statistics/housing/.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 34 с.
4. Литвинова О.В. Определение показателей и характеристик, оказывающих влияние на величину затрат на ремонт. Вестник ИрГТУ. 2012 № 6. С. 172-178.
Информация об авторе
Горбачевская Евгения Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: 89025785034, e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Gorbachevskaia E.Iu., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: 89025785034; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 332. 812. 123
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИННЫХ
ДОМОВ
К.В. Демьянов
Дана характеристика жилищного фонда РФ и Иркутской области. Указана актуальность решения проблемы воспроизводства отдельных категорий многоквартирных домов с учетом степени их физического износа посредством проведения капитального ремонта зданий. Рассмотрены существующие модели воспроизводства жилищного фонда, вклю-