УДК 32:316.422(470 + 571)
Прядкина Ирина Михайловна
Pryadkina Irina Mikhailovna
аспирант кафедры политологии и политического управления Воронежского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
PhD student, Political Science and Political Management Department, Voronezh branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ
CONCERNING DEVELOPMENT OF POLITICAL MODERNIZATION IN RUSSIA
Аннотация:
Summary:
В статье рассматривается концепт модернизации с точки зрения зарубежных и российских исследователей, анализируются теоретические модели политической модернизации, а также препятствия в выработке модернизационного курса.
The article examines the concept of modernization in the researches of foreign and Russian scholars. The author analyses the theoretical models of political modernization, and the obstacles to elaboration of the modernization course of development.
Ключевые слова:
модернизация, политическая модернизация, проект, стратегия, инновации.
Keywords:
modernization, political modernization, project, strategy, innovation.
Россия в своей истории пережила не одну смену социально-экономического и политического устройства. Вызовы времени непосредственно затронули сферу общественных отношений, общественно-политических структур. В 90-е гг. XX в., когда Россия переживала непростую трансформацию, коснувшуюся всех сфер жизни общества, исследователи часто сравнивали процесс модернизации с революцией. Модернизацию понимали как коренную ломку всего общественного уклада.
Для традиционных обществ процесс модернизации всегда проходил крайне болезненно. И Россия не была исключением. Переход от командно-административной экономики к рыночной, становление нового общественно-политического строя в России коренным образом изменили политико-экономическую реальность в крупнейшей стране. Тем самым это вызывало в обществе серьезное сопротивление модернизационным процессам. Но в то же время общество осознавало важность и значимость цивилизационных преимуществ.
Так что же такое модернизация в понимании зарубежных и российских ученых?
По мнению С. Блэка, автора основополагающего труда «Динамика модернизации», модернизация есть «процесс, посредством которого исторически эволюционировавшие институты адаптируются к быстро меняющимся функциям, что отражает беспрецедентное расширение человеческих знаний, позволяющее осуществлять контроль над своим окружением, которое сопровождало научную революцию» [1, с. 18].
Израильский ученый Ш. Эйзенштадт понимал модернизацию как «процесс изменения различных обществ в направлении политических моделей Запада» [2, с. 58].
Большинство российских исследователей под модернизацией в широком смысле понимают переход от традиционного общества к индустриальному (современному). Член-корреспондент РАН Н.И. Лапин определяет модернизацию как переход цивилизованного общества к новым способам создания основных средств жизнедеятельности с новыми их качествами [3, с. 5]. Ученый включает в процесс модернизации четыре компоненты: технологическую, экономическую, социокультурную и институционно-регулятивную. Эти компоненты модернизации как составляющие цивилизационного процесса взаимосвязаны и в совокупности образуют интегративную целостность. В зависимости от социально-политических, экономических и иных условий реформирования политическая модернизация встраивается в каждую из компонент.
Особое внимание необходимо уделить именно политической модернизации. Сегодня политическая модернизация означает обновление политической системы на основе открытости и соревновательности политических элит, формирование и распространение политической культуры, развитие политических институтов.
Процесс политической модернизации уже давно созрел внутри российского государства. Результатом проводимых модернизационных преобразований должно стать новое качество политической системы Российской Федерации.
Сегодня в стране не существует готовой модели политической модернизации. Это длительный и сложный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимоотношений власти и общества. В свое время ряд российских исследователей презентовали возможные проекты модернизации, стратегии долгосрочного развития страны. Представленная на заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. («Стратегия-2020») [4] предлагает новую социально-экономическую политику, основанную на сочетании либеральных реформ с государственным контролем. По сути, она является политическим решением о переводе российской экономики с энергосырьевого на инновационный путь развития.
Стратегия требует качественного подхода ко всем отраслям, связанным с развитием человеческого капитала. Для России это означает осуществить коренные политические и экономические реформы, реформы образования, здравоохранения, пенсионной системы.
Институт современного развития (ИНСОР) в 2009 г. вынес на общественное обсуждение доклад «Модернизация России как построение нового государства» [5]. Доклад был подготовлен в рамках общественной дискуссии о модернизации страны. По мнению авторов доклада, модернизация связана с процессом формирования базовых социальных институтов, образующих основу общества модерна: рациональных субъектов управления, всеобщей и единой системы образования, науки, единой судебной и правоохранительной системы.
Хотелось бы отметить два модернизационных проекта, которые также были предложены Институтом современного развития. Одним из них является доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра» [6]. Значительная часть доклада посвящена политической модернизации, без которой, как утверждают авторы, невозможна и экономическая. Ведь главный залог успеха модернизации - высококвалифицированный работник. В государстве должны присутствовать политический плюрализм, соревновательность и смена политических элит.
Другой доклад носит громкое название «Обретение будущего. Стратегия 2012» [7]. В работе раскрываются основные проблемы, стоящие на пути модернизации России, и предлагаются конкретные меры по их решению. Модернизация, в понимании авторов, является проектом «национального спасения», что означает кардинальный разворот в сторону экономики знаний, наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций.
В конечном счете России действительно нужен проект по проведению комплексной и системной политической модернизации, который бы основывался на ценностях и институтах демократии. Как верно отметил А.Е. Городецкий в своей статье «Модернизационный проект для России», «главная цель модернизационного проекта должна заключаться в формулировании целостной научно-исследовательской программы по истории и теории российской модернизации, свободной от некритических заимствований и политико-идеологической вкусовщины, учитывающей успешный опыт модернизаций как по их историческим типам, так и в цивилизационно-куль-турном, страновом разрезе» [8].
Подводя итог, можно сказать, что политическая модернизация для России - это исторический вызов, стратегия устойчивого развития, во многом определяющая цивилизационный выбор. Это либо продолжение легитимизации политических и социальных практик вседозволенно разрушать и растаскивать народное хозяйство, либо преодоление низкого качества жизни людей, преобладания сырьевого вектора экономики, непрозрачности управления, повсеместной коррупции [9, с. 69].
Таким образом, сегодня Россия находится на стадии выбора стратегии развития страны. Пока по значительным ключевым параметрам, таким как укрепление безопасности и целостности государства, устойчивое улучшение благополучия населения, наблюдается если не отсутствие, то существенная заторможенность модернизационного движения.
Ссылки:
1. Блэк С. Динамика модернизации: очерки сравнительной истории. М., 1993.
2. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.
3. Лапин Н.И. Актуальные теоретико-методологические аспекты исследований российской модернизации // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 5-10.
4. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», 8 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/strategy/gos_rf/1814-vladimir-putin.-vystuplenie-na.html (дата обращения: 15.12.2016).
5. Модернизация России как построение нового государства, 29 октября 2009 г. [Электронный ресурс] / И. Пономарев, М. Ремизов, Р. Карев, К. Бакулев. URL: http://www.apn.ru/publications/article22100.htm (дата обращения: 15.12.2016).
6. Россия XXI века: образ желаемого завтра. М., 2010.
7. Доклад «Обретение будущего. Стратегия 2012» [Электронный ресурс]. URL: http://www.insor-russia.ru/files/Find-ing_of_the_Future%20.FULL_.pdf (дата обращения: 16.12.2016).
8. Городецкий А.Е. Модернизационный проект для России [Электронный ресурс] // Чиновник. 2000. № 9. URL: http://chi-novnik.uapa.ru/ru/issue/2000/03/10/ (дата обращения: 16.12.2016).
9. Прядкина И.М. Политическая модернизация в России: современный ракурс // Власть. 2016. № 3. С. 68-71.