Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266). Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 31-36.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ИДЕОЛОГИЯ
М. Г. Смирнов
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ. ИДЕОЛОГИЯ НАТУРАЛИЗМА
В данной статье предлагается альтернативный устоявшемуся взгляд на этапы и проблемы развития политических идеологий. На сегодняшний день большинство политологов считают политические идеологии пережитком ушедшей эпохи идеологического противостояния и либо отрицают значительное их влияние на современные политические процессы, либо констатируют мировую победу неолиберализма и его системы ценностей. Тем не менее, есть основания полагать, что именно в наше время происходит развитие действительно новой идеологии как с точки зрения ее системы ценностей, так и с точки зрения форм воздействия на массы. Эту комплексную политическую идеологию можно назвать натурализмом. И он знаменует новый этап развития идеологий в принципе. Взгляд автора статьи не претендует на роль «новой истины», а содержит лишь попытку взглянуть на знакомое политическое явление с новой стороны.
Ключевые слова: политическая идеология, религия, христианство, общественные ценности, идеология натурализма, свобода, равенство, братство, либерализм, социализм, фашизм, консерватизм.
«Политическая идеология» - некогда очень популярная у политологов тема постепенно исчезает из современных учебников и научных исследований. Политические партии приобретают идеологическую аморфность и многозначность, т. к. ни одна из политических идей на сегодняшний день не способна собрать под свои знамена значительное число преданных последователей. А развитые политические технологии позволяют добиться многого без излишней идеологизации. О политической идеологии сейчас говорить не модно и после заката эпохи биполярного противостояния это явление становится не актуальным. На первый план выходят проблемы, связанные с политическими процессами и способами управления ими. Идеология становится частью истории и культуры. Причин этому называется множество. В основном, исследователи сходятся на мысли о том, что главная причина упадка идеологий кроется в преобладании “функциональной рациональности”, свойственной бюрократии постиндустриального общества, которая
разрушает иллюзорное идеологизированное сознание.
Вместе с тем, история развития явления идеологии и понятия «идеология» далеко не однозначна. Она представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, которые в ходе исторического общественного развития неоднократно меняли содержание термина, его эмоциональное восприятие, а также подводили под него различные, не связанные между собой явления. В данной статье мы попробуем представить альтернативный устоявшемуся взгляд на развитие идеологий и на место ее в современной политической и общественной системах. В основу предлагаемого подхода положена эволюция ценностной составляющей идеологий от развития старого до появления принципиально нового.
Прежде всего, следует определиться, что такое идеология в самом общем виде. «Идеология» (гбго^оуСа) имеет греческое происхождение и образовано от слов: гбга - прообраз, идея; и ^оуос; - слово, разум, учение.
Под идеологией понимается система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая мировоззренческие и стратегемные позиции социальных групп различных форм, уровней и видов. Таким образом, идеология определяет взгляд человека как представителя определенной социальной группы или общности на социальный мир и свое место в нем. Кроме того, она определяет его стратегии поведения и реакции на различные события, вызовы и угрозы, а также систему основополагающих жизненных ценностей. Именно система ценностей задает основные параметры функционирования идеологии: цели и средства, алгоритмы восприятия человеком окружающего мира и поведения, способы, подходы к оценке действительности.
Рассмотрим поэтапное развитие идеологий в том виде, как оно представлено в современных работах.
Первым этапом можно считать западное средневековое традиционное общество. Это некий латентный этап развития идеологии, когда ее самой еще не существовало, но функционально ее роль в обществе закреплялась за религией. Этот этап довольно длителен: примерно с образования раннехристианских общин в 30-е годы I века нашей эры, до конца XVII века - периода Английской буржуазной революции.
В традиционном обществе система социальных ценностных ориентаций определялась религией. Церковь в рамках христианской доктрины обосновывала функциональное ранжирование социума при общем единстве перед лицом Бога. А благодаря концепции двух истин (Фома Аквинский), человеческий мир виделся лишь несовершенным отражением божественного - идеального и воспринимался верующими как священный и относительно справедливый. Церковь следила за соблюдением мировоззренческих традиций, которые постоянно ею актуализировались и воспитывались в молодом поколении. Религиозность общества амортизировала социальные диссонансы и кризисы.
Когда традиционное общество вошло в фазу кризисного существования и возник мировоззренческий диссонанс, стали появляться первые представления об идеологии. Сам кризис религиозной системы общественной регуляции начался в эпоху возрождения, с разложения института церкви (духовенства), продолжился в эпоху абсолютизма, когда были по-
дорваны устои феодального класса и затем постепенно распространился на другие сословия, вылившись в череду европейских революций, развивавших идеи секуляризма.
Апогеем кризиса западного традиционного общества стала Великая французская революция, начавшаяся 14 июля 1789 года с взятия Бастилии. В отличие от Английской буржуазной революции, французская смела все устои традиционного общества, превратив Францию из монархии в республику с юридически закрепленной свободой равных между собой граждан. Лозунгом Великой французской революции стал девиз «Свобода, равенство, братство» (фр. Liberté, Égalité, Fraternité), провозгласивший основные ценности нового общества и положивший начало классическим идеологиям.
Сам термин «идеология» ввел в научный оборот в 1796 году французский философ и экономист Дестют де Траси в докладе «Проект идеологии». В этом докладе и в появившемся позднее четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей Нового времени - Бэкона, Локка, Кондильяка, Гельвеция и создать общую «теорию идей». Он называл «идеологию» наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления. Развить науку об идеях ему было не суждено. Пришедший к власти Наполеон назвал идеологию демагогией и болтовней, придав тем самым термину резко отрицательное значение пустой идейной спекуляции, не имеющей под собой ничего конкретного. Так появилось и устоялось два подхода к пониманию идеологии: первый раскрывал ее как подлинное сознание народа; второй, с подачи Наполеона, как сознание иллюзорное.
Идеология - не наука, хотя может включать в себя научные знания. В отличие от науки, идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни. По сути, идеология заняла место религии, взяв на себя многие ее функции, а саму религию оттеснила в духовную сферу жизни общества, тем самым жестко закрепив барьер между духовным и светским режимами существования человека. Для религии авторитетным источником воздействия был Бог. Для идеологии в условиях нарастающей секуляризации ценностей таким источником стал народ.
Хотя, конечно, надо отдать должное и упомянуть о том, что религиозные идеологии также впоследствии имели место, в особенности на Востоке, но даже там они сочетали в себе светские и духовные начала. Да и сам авторитет народа подтверждался авторитетом Бога: «Французский народ провозглашает перед лицом высшего Существа следующую декларацию прав и обязанностей человека и гражданина»1.
Таким образом, вторым этапом развития идеологии можно считать этап секуляризации основных ценностей социальной доктрины христианства, приведший к появлению «изначальной идеологии» - идеологии-прародительницы классических политических идеологий. Хронологически это этап с конца XVII века по конец XVIII века, т. е. до конца Великой французской революции. Для того чтобы определить содержание «изначальной идеологии», в свете избранного нами аксиологического подхода, необходимо вернуться к лозунгу Великой французской революции.
«Изначальная идеология» Великой французской революции вытеснила религию, выдвинув вышеупомянутую единую ценностную триаду: свобода, равенство, братство. Эти ценности были зафиксированы в основном документе Великой французской революции -Декларации прав человека и гражданина (фр. Déclaration des Droits de l’Homme et du Citoyen). Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 года.
• Свобода, здесь, состояла «.. .в возможности делать всё, что не наносит вреда другому»2.
• Равенство означает, что все граждане равны перед законом «.и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способ-ностями»2. Таким образом, гражданин имел право по закону на необходимое для жизни, а остальное он получал - по способностям.
• Братство определяется следующим образом: «Не делай другим того, что не хотел бы получить сам; делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы по отношению к себе»1. Это есть возведение семейных ценностей и практики взаимопомощи на уровень государства.
В результате, с точки зрения декларации, свобода человека ограничена свободой других людей, которые делают благо для других, ана-
логичное тому, что вершат для себя, и имеют равные права и возможности перед земным и божественным законом. Таким образом, если приглядеться к содержанию вышеописанной триады, то оно исходит из социальной доктрины христианства и не противоречит ей.
В раннем христианстве категории равенства и свободы понимались в духе социальной справедливости: «Все же верующие были вместе и имели всё общее, и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого»3. В своем подходе к вопросам собственности, труда и распределения ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному «закону свободы», характерно использование целого ряда естественно-правовых идей и представлений. Но естественность права определялась законом, установленным Богом в период Творения. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей и соблюдению такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений. Весьма энергично ранние христиане проповедовали основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости
- воздаяние равным за равное4.
С укреплением церковных институтов и с процессами канонизации в христианстве проповедуется мысль о подчинении высшей власти, ответственной перед лицом Бога.
Свобода в христианстве определяется статусом первочеловека - Адама в божественной иерархии. Адам - со-творец Бога. Так же, как и Бог, он обладает даром творчества, который способен реализовывать лишь будучи свободным от ограничений. Человек сам накладывает на себя ограничения сообразно воли Бога, рабом которого он является, и несет ответственность за несоблюдение требований Всевышнего - за грехи. Аналогичным образом видится и свобода человека в Декларации прав человека и гражданина. Закон, перед которым равны граждане, в свете конвенциализма и есть то ограничение, которое человек разумно на себя накладывает, дабы сохранить свободу и возможность делать все, что не нарушает закон.
Что касается братства, то сама идея также была заложена в деятельной доктрине раннего христианства. Не делай другим того, что не хотел бы получить сам, и делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы
по отношению к себе - это основа существования раннехристианской общины. Этому посвящен ряд максим раннехристианской правовой идеологии: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы»5; «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам»6 и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что идеалы Великой французской революции представляют собой секуляризированный вариант христианских идеалов. Более того, они также освещены именем Бога при посредничестве конвенциально ориентированного закона. В этом смысле дальнейшее развитие идеологий представляет собой усиление секуляризации - с одной стороны, и ликвидацию триединства основных ценностей (свободы, равенства, братства) - с другой.
Третьим этапом идеологического развития стало появление классических идеологий. Хронологически он определяется с начала XIX века по 30-е годы XX века. Каждая из трех ценностей Великой французской революции породила одну из классических идеологий сообразно их основному идеалу.
«Свобода» стала основанием для идеологии либерализма (фр. libéralisme) - философской, политической и экономической идеологии, исходящей из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.
«Равенство» стало основанием для идеологии социализма - экономической, социальнополитической идеологии, характеризующейся идеями социального равенства, при котором процесс производства и распределения доходов полностью сконцентрирован в руках государства без частной собственности на средства производства, соблюдаются нормы минимального материального обеспечения каждого гражданина, оказывается помощь нуждающимся и воздается каждому по труду. Государство действует во благо общества и вопреки мировоззренческому, политическому и экономическому индивидуализму.
«Братство» стало основанием для идеологии фашизма (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение»), правда, вместо братства использовались термины «национализм» и «национальное единство». В целом, фашизм
- это политическая идеология, краеугольной ценностью которой является национальный интерес, приравненный к государственному. Исходя из этого, происходит огосударствление всех сфер жизни общества и оптимизация об-
щества во благо усиления государства во всех сферах жизни.
Еще одной классической идеологией стал консерватизм (фр. conservatisme, от лат. œnservo - сохраняю), несущий в себе амортизационное начало для ликвидации последствий реализации вышеназванных идеологий.
В итоге классические идеологии разбили христианское триединство основных ценностей, абсолютизировав их и положив в основу отличные представления об основном субъекте политической реальности: для либерализма это - индивид (отдельный человек), для социализма - общество с его особой справедливостью, а для фашизма - государство-нация с ее особыми надындивидуальными и сверхобще-ственными интересами.
В этой форме ценности свободы, равенства и братства стали не просто не сочетаемыми, но и антагонистичными, противоречащими друг другу.
В итоге это вылилось в следующий, четвертый этап развития идеологии в целом - эпоху идеологического противостояния, начавшуюся в 30-е годы XX века и завершившуюся в 1991 году с развалом Советского Союза. В рамках этой эпохи можно выделить два периода.
• I период Второй мировой войны - противостояние либерализма (западного социал-ли-берализма), социализма (советского ленинизма и сталинизма) и фашизма (национал-социализма и фашизма), ознаменовавшееся разгромом последнего.
• II период Холодной войны - противостояние западной либерально-демократической идеологии и советской социалистической, ознаменовавшееся победой неолиберализма.
Эти два периода представляют собой не только противостояние универсальных классических идеологий, но и их развитие путем гибридизации. К середине XX века, а может быть и раньше, становится очевидно, что ни одна из классических идеологий не является адекватной реальной политике и политической практике и не отвечает всем вызовам и угрозам современности. Идейно-политическая доктри-нальность перестает быть эффективной политической позицией. Появляются гибридные идеологии, сочетающие в себе ценностные элементы различных классических идеологий в разных пропорциях и сочетаниях. Таковыми явились: социал-либерализм, неолиберализм, национал-социализм, социал-демократия и др.
Стимулом к их ускоренному развитию было идеологическое противостояние, а результатом - материально-технические и социальноэкономические достижения государств-носителей. Одновременно с этим происходит развитие «периферийных» идеологий, не участвовавших в основном противостоянии. Они также подвергаются гибридизации и до сих пор имеют значительный потенциал за счет использования социокультурных ресурсов и ориентиров. К подобным периферийным идеологиям можно отнести, прежде всего, национальные идеологии, такие как пантюркизм и пантуранизм, хиндутва, китайский социализм и др.
С победой неолиберализма в идеологическом противостоянии обозначился пятый, и на сегодняшний день последний, этап в развитии идеологии - появление идеологии натурализма. Хронологически он имеет начало с конца 80-х годов XX века и до сих пор не является завершенным. Идеология натурализма - это не одна, а целый комплекс современных идеологий. К ним можно отнести: современный неолиберализм, глобализм (как идеологию), геополитику (как идеологию), феминизм, современные формы анархизма и др. Их объединяющим ядром является натуралистический подход в определении идеологических основ и призыв к свободной конкурентной циркуляции идеологических ценностей - своего рода идеологическому рынку.
Натурализм появляется из крайне трансформированного в русле развития либерализма комплекса естественно-правовых идей христианства и конвенциализма.
Из теории естественного права исчезает фигура Бога, санкционирующего земное бытие и его законы. Теперь естественное право трактуется скорее в духе социал-дарвинизма и социального биологизма. Природные потребности, имеющие естественное происхождение, переносятся не только в социально-политической и экономической теории, но и в практике на человека, общество и государство. А их развитие есть демократическая, естественная конкуренция спроса и предложения во всех сферах общественной жизни. Это приводит к господству в обществе экономической и геополитической форм мышления. Источником опять же выступает неолиберализм. Именно он активно поддерживает идею человека-потребителя. Более того, он развивает формы и темпы потребления за счет окончательного превращения денег в товар, а товары - в брендовые услуги.
Основными его идеями являются: монетаризм, разработанный в трудах Роберта Манделла и Маркуса Флеминга, обосновывающий идею экономической глобализации; полное отрицание протекционизма в экономике, плавно перетекающее на иные сферы общественной жизни и поддерживающее наднационального потребителя (принципы деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации); рыночная интерпретация всех типов общественных связей и отношений, когда все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды субрыночной конкуренции.
Вследствие развития подобных тенденций к неолиберализму перестали относиться как к политической идеологии, рассматривая его как некую естественную данность - идейно-культурную среду развития человека и общества. Кроме того, зачастую термин «неолиберализм» заменяют другим термином - «демократия», понимая под последним не разновидность политического режима, а свободную, конкурирующую политику, экономику и потребляющее общество. Важно отметить, что натуралистический подход не чувствителен к социокультурному протекционизму и общественной морали, вытесняемой концепцией успеха.
Таким образом, можно прийти к выводу, что новая натуралистическая идеология пятого этапа идеологического развития представляет собой совершенно новый фундамент для формирования идеологий современности, опирающийся на новое сознание и новые ценности - не регламентируемые выросшей из христианской социальной доктрины триадой: свобода, равенство и братство. Более того, трансформируются и сами субъекты политической реальности: человек, теряя антропоморфные качества, превращается в потребителя; общество - в мировое сообщество, представляемое как арена свободной конкуренции во всех сферах жизни; государство - в живой организм, своего рода макроиндивида с его макроиндивидуальными потребностями.
Конечно, идеология натурализма, как детище неолиберализма, - это не единственная идеология современности. Существуют идейные течения, противостоящие ей. К ним можно отнести: неомарксизм, коммунитаризм, традиционализм, национализм и др. Но можно констатировать факт, что ни одна из них не имеет реальной массовой поддержки и практики ни в
одном государстве мира. Это своего рода про-тестные контр-идеологии.
Если в целом взглянуть на этапы развития политической идеологии, то можно отметить, что, учитывая реальное полное изменение идейно-ценностной основы идеологии, из пяти этапов остается всего два:
1) этап появления изначальной идеологии, основанной на секуляризированной христианской социальной доктрине и ее ценностях;
2) этап появления идеологии натурализма, основанной на естественности и адекватности тварной природы человека и ее экстраполяции на социальные объекты и процессы.
Остальные этапы можно назвать промежуточными. Они обеспечили переход от одной идеологической системы к другой в духе диалектических законов перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания.
Примечания
1 Конституция Франции от 5 фрюктидора III г. (22 авг. 1795 г.). URL : http://www.hist.msu.ru.
2 Original Declaration of the Rights of Man and of the Citizen (1789-1791), UNESCO Memory of the World Programme. URL : http://www.unesco. org.
3 Деяния святых апостолов. Новый Завет. 2:44, 2:45. URL : http://days.pravoslavie.ru.
4 История политических и правовых учений / под общ. ред. акад. РАН, доктора юридич. наук, проф. В. С. Нерсесянца. М. : Норма, 2000.
5 Нагорная проповедь // Евангелие от Матфея, первая книга Нового Завета. 7:2. URL : http:// biblia.org.ua.
6 Евангелие от Марка, вторая книга Нового Завета 4:24. URL : http://biblia.org.ua.