УДК 37
А.З. Каскулов, М.Х. Гилясова
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОК НЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Дано методологическое обоснование разработанной методики развития общей выносливости студенток. Показано распределение примененных средств и методов. Представлены основные показатели эффективности авторского подхода.
Ключевые слова: общая выносливость, методика развития, результаты в беге на 2000 м, индекс аэробной подготовленности Own Index.
Результатам многочисленных исследований показывают, что традиционное построение физического воспитания в вузе не способствует сохранению уровня общей выносливости, отмечаемого при поступлении, но зачастую приводит к более или менее выраженному его снижению вследствие действия различных факторов [1, 2, 3 и др.].
Имеются исследования, связанные с внедрением в физическое воспитание того или иного средства развития общей выносливости [4, 5Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Отбор и разработка таких средств связаны с определением этой двигательной способности. Это все виды упражнений, которые выполняются длительно, с умеренной интенсивностью, в которых задействовано большинство мышечных групп тела человека [6]. К таким средствам относятся, прежде всего, длительная ходьба и бег на различные дистанции, длительное плавание, езда на велосипеде. В последние десятилетия в их круг включаются общеразвивающие упражнения, гимнастические и танцевальные движения.
Для развития общей выносливости чаще выделяют следующие методы: "повторного интервального упражнения" (Л.П. Матвеев и Ж.К. Холодов; В.С. Кузнецов), "повторного" и "переменного" упражнения (В.М. Зациорский), "строго регламентированного упражнения с интервальной нагрузкой" (А.А. Гужаловский; Ч.Т. Иванков). Все они направлены на создание таких условий функционирования организма, при которых его деятельность характеризуется следующими показателями: ЧСС - до 150 уд/мин; концентрация лактата в крови - не свыше 2 ммоль/л; основные субстраты окисления - жиры (более 50%) и углеводы.
Идеи В.К. Бальсевича по конверсии технологий спортивной тренировки в практику физического воспитания [7], на наш взгляд, могут стать основой развития общей выносливости студентов вузов. Подтверждением тому спортивно-ориентированная методика физического воспитания, которая позволила активизировать динамику уровня общей выносливости у студенток Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии [8].
При разработке нашей методики развития общей выносливости студенток мы руководствовались следующими основными положениями: 1) процесс развития выносливости должен быть непрерывным; 2) объём и интенсивность нагрузки в течение учебного года и времени обучения в вузе должны постепенно увеличиваться; 3) в течение учебного года, месяца, недели нагрузка должна изменяться волнообразно; 4) применение средств и методов развития общей выносливости должно носить цикличный характер, что обеспечит преемственность в развитии выносливости при исчерпании резервов адаптации к одному виду нагрузки и замене её другой.
Кроме того, исследуя особенности проявления выносливости у 38 студенток 1-х курсов филологического факультета (бег на 2000 м с фиксацией скорости пробегания 100-метровых отрезков), мы выявили следующее: 1) крайне низкий уровень выносливости у студенток (что делает невозможным для большинства из них выполнение нормативов программы по физиче-
© Каскулов А.З., Гилясова М.Х., 2014.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2014. № 6(33). Том I
ской культуре; 2) отсутствие навыков рационального дыхания и равномерного преодоления дистанции у большинства испытуемых.
С учетом сказанного первые восемь занятий (сентябрь), по нашей методике, отводятся обучению рациональному дыханию и равномерному пробеганию дистанции. Исходные данные для определения рациональности различных типов дыхания взяты из [9Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Основное содержание методики реализуется в четыре этапа (с октября по май). В таблице 1 представлен фрагмент распределения средств развития общей выносливости на 1-ом и 4-м этапах реализации методики.
Таблица 1
Распределение средств развития общей выносливости на 1 -ом и 4-м этапах реализации методики
Неделя/ Бег/ Бег, ходьба/ Неделя/ Бег/ Бег, ходьба/ дозир.
занятие дозир. дозир. занятие дозир.
1/1 1000 м 25/1 200,100 мх4
1/2 200, 200 мх3 25/2 1000 м
2/1 800 м 26/1 400,200 мх3
2/2 200, 200 мх4 26/2 3000 м
3/1 1000 м 27/1 400,200 мх2
3/2 200, 200 мх5 27/2 1000 м
4/1 2000 м 28/1 200мх4через 1мин.
4/2 400, 200 мх3 28/2 3000 м
5/1 800 м 29/1 200мх5через 1мин.
5/2 400, 200 мх4 29/2 2000 м
6/1 2000 м 30/1 300мх4через 2мин
6/2 400, 200 мх3 30/2 1000 м
7/1 1000 м 31/1 400мх3через 2мин
7/2 400, 200 мх4 31/2 3000 м
8/1 2000 м 32/1 200мх4через 1мин
8/2 400, 200 мх3 32/2 1000 м
9/1 3000 м 33/1 400мх3через 2мин
9/2 400, 200 мх3 33/2 3000 м
10/1 3000 м 34/1 200мх5через 1мин
10/2- Общеразвив. упр., 34/2 2000 м
23/1 восхожд. на ступеньку 35/1 300мх4через 1мин
23/2 1000 м 35/2 2000 м
24/1 200, 100 мх5 36/1 200мх5через 1мин
24/2 2000 м 36/2 1000 м
На втором этапе (8 занятий) девушки обучались видам двигательной деятельности аэробного характера в закрытом помещении. Студентки осваивали новый темп выполнения, соответствующий значениям ЧСС 130-140 уд/мин. Занятия с общеразвивающими упражнениями чередовались с занятиями, включающими восхождения на ступеньку. Затем 10 занятий - общераз-вивающие упражнения. Время выполнения упражнений варьировалось в пределах 10-15 мин.
На третьем этапе (8 занятий) основной задачей являлась реализация большого объёма двигательной активности в аэробном режиме. Предусмотрено чередование занятий. При этом продолжительность общеразвивающих упражнений 15 мин., а время восхождения на ступеньку на этом этапе возрастает от 20 до 30 мин.
Упражнения аэробного характера выполнялись преимущественно во второй половине занятия, в зависимости от его задач и содержания. Бег осуществлялся с такой скоростью, чтобы ЧСС не превышала 140 уд/мин. Бег и ходьба выполнялись с такой скоростью, чтобы в конце нагрузки ЧСС не превышала 130 уд/мин. Восхождение на ступеньку осуществлялось с такой
скоростью, соответствующей величине ЧСС 130-140 уд/мин. Повторный бег производился со скоростью несколько выше, планируемой в беге на 2000 м.
За время эксперимента величина прироста результатов в беге на 2000 м в среднем по экспериментальной группе составила 10,1% относительно исходного уровня (634±19,1 с против 705±31,4 с). В контрольной группе в течение учебного года наблюдалось снижение показателя на 0,7% (699±43,4 с против 695±44,6 с). При этом в экспериментальной группе произошла выраженная динамика показателя эффективности деятельности кардиореспираторной системы (Own Index): с 38,3±3,66 мл/кг до 41,8±2,46 мл/кг. В это же время в контрольной группе индекс аэробной подготовленности Own Index после некоторого повышения в первом семестре, затем снизился после сессии и каникул и незначительно повысился во втором семестре, в целом оставшись ниже исходного уровня: 38,4±3,22 мл/кг против 38,8±3,45 мл/кг.
Таким образом, результаты формирующего педагогического эксперимента: достоверно более высокие результаты в беге на 2000 м и показатели индивидуальной аэробной подготовленности Own Index в экспериментальной группе, при отсутствии различий в остальных показателях физической подготовленности студенток, позволяют считать, что разработанная методика развития общей выносливости более эффективна, чем традиционная.
Библиографический список
1. Заболотний, А.Г. Учёт соразмерности уровня развития кондиционных двигательных качеств как условие эффективной физической подготовки (на примере девушек): автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Заболотний. - Майкоп, 2005. - 20 с.
2. К проблеме воспитания выносливости у студентов вузов / Н.А. Немцева [и др.] // Проблемы физического воспитания и спорта: реалии и перспективы: науч. тр. кафедры лёгкой атлетики ИФК и дзюдо АГУ. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. - С. 68-75.
3. Овчаров, И.А. Принципы совершенствования физического воспитания в не физкультурных ВУЗах: дис. ... канд. пед. наук / И.А. Овчаров. - Майкоп, 2002. - 160 с.
4. Кохан, Т.А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Кохан. - Омск, 2001. - 24 с.
5. Руденко, Е.А. Оптимизация процесса физического воспитания студентов вузов на основе специального подбора содержания вариативного компонента программы: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Руденко. - Хабаровск, 2003. - 146 с.
6. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.
7. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-22.
8. Попова, Е.В. Организация и содержание занятий степ-аэробикой со студентками в системе неспециального физкультурного образования: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Попова. - СПб., 2003. - 147 с.
9. Михайлов, В.В. Дыхание спортсмена / В.В. Михайлов. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
КАСКУЛОВ Анзор Заурович - магистрант факультет физической культуры и спорта, Кабардино-Балкарский государственный университет.
ГИЛЯСОВА Марина Хакимовна - старший преподаватель кафедры ТиМОФКиС факультета физической культуры и спорта, Кабардино-Балкарский государственный университет.