УДК 658.114
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
И.В. Кузнецова1, П.В. Кузнецов2
Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, 7
Рассматривается возможность развития малого бизнеса в России на основе долгосрочнго кредитования начинающих предпринимателей (на 3 - 5 лет). Предложено с целью снижения рисков денежные ссуды по кредитам перечислять в соответствии с договором франшизы на трехсторонней основе с помощью безналичных расчетов, непосредственно компании - франшизодателю.
Ключевые слова: франчайзинг; малый бизнес; франшизные предприятия; платные услуги; долгосрочные кредиты.
Двадцатилетний опыт развития малого бизнеса в России показал, что значительная часть вновь создаваемых коммерческих предприятий разоряется в течении первых трех лет. Причем таких явлений много: это ограниченные производственные ресурсы, отсутствие эффективных маркетинговых исследований рынка, отсутствие современных технологий производства продукции или услуг, недостаточный опыт управления и т.д.
В настоящее время наличие субъектов малого бизнеса в РФ составляет приблизительно 10% от потребности.
Развитие малого бизнеса способствует созданию новых рабочих мест, повышению благосостояния, обеспечивает повышения уровня удовлетворения потребности населения в товарах и услугах.
Одним их ключевых моментов в развитии малого бизнеса можно считать франчайзинг. За рубежом франчайзинговую форму ведения бизнеса считают не только полезной, но и престижной. Мировым лидерам в области франчайзинга является «Макдональдс», с годовым оборотом 52950 млн. долларов, насчитывающий 30 771 франшизных ресторанов быстрого питания в разных странах мира.
К 2006 году франчайзинг в США применялся более чем 80-ти франшизных отраслях бизнеса, насчитывая 2500 компаний франшизодателей и более 80000 компаний франшизополучателей. Ведущими отраслями бизнеса в сфере франчайзинга следует отнести следующие сегменты рынка: общественное питание; розничную торговлю; гостиничный бизнес; риэлтерские услуги; туристические услуги; услуги автосервиса; бытовое обслуживание; телекоммуникации; образовательные услуги и др. .
В настоящее время страны мира, признанные лидеры развития и распространения системы франчайзинга, в том числе, Китай, США, Канада, Япония, Тайвань, Австралия, Германия, Франция,
Великобритания, Россия и другие страны, объединены Международным франчайзинговым советом, который занимается продвижением этого вида организации бизнеса по всему миру.
В СССР в 1972 году было создано первое предприятие - франшизополучатель по производству прохладительных напитков («Пепсико»), в 1989 году в Москве был открыт первый ресторан «Макдональдс», работающий с применением франшизы.
В настоящее время в России насчитывается 280 фирм-франшизодателей и 2800 компаний - франшизополучателей с общим оборотом 2000 млн. долларов. Совершенно очевидно, что развитие франчайзинга в России, особенно учитывая масштабы страны, явно недостаточно, тем более, что по характеру деятельности объекта франчайзинг может выступать в виде трех видов франшизы: товарный; производственный; деловой.
Все виды (формы) франшизы охватывают, практически, целый спектр отраслей бизнеса и могут с успехом применятся в жизни.
Внедрение и развитие франчайзинга, прежде всего, обеспечивает, для общества в целом, культуру ведения бизнеса, что обусловлено строгой регламентированностью франшизных предприятий. Это происходит, в первую очередь, за счет оперативного контроля со стороны франшизодателя за качеством услуг и -или продукции, а также контролем за уровнем обслуживания потребителей.
Кроме того, создание достаточного количества франшизных предприятий, как и любых других, дает возможность ускорения решения проблемы занятости населения.
Как уже отмечалось, российское предпринимательство остро нуждается в освоении новых технологий в бизнесе, что обеспечивается условиями договора франшизы.
92
НИИТТС
Наряду с новыми технологиями предприятия оснащаются соответствующим оборудованием, сырьем, что, опять-таки, оговаривается условиями франшизного договора.
Международный франчайзинг дает возможность перенять опыт успешного ведения бизнеса и адоптировать его к условиям рынка другой страны, в том числе, к условиям российского рынка.
Для предпринимателя - начинающего бизнесмена, франчайзинг - это возможность организовать собственный успешный бизнес.
Приобретая франшизу, франшизополучатель получает возможность организовать собственный бизнес в рамках франшизной системы франшизодателя, т.е. пользоваться преимуществами, которые доступны только крупным и стабильным предприятиям: ведение бизнеса под общепризнанными товарными знаками и определенную нишу на рынке.
По условиям любого франшизного договора франчайзодатель обязуется передать приобретателю «стандартный пакет» документации в виде четких инструкций по использованию материалов, сырья и оборудования, поставщикам, системам сбыта, и технологиям ведения бизнеса, для чего проводит курс обучения. Все это позволяет владельцу франшизы в кратчайшие сроки начать новый бизнес.
Риск банктротства для франшизного предприятия значительно меньше, чем для любого другого малого предприятия, в связи с тем, что франчайзер заинтересован в стабильной работе франшизного предприятия, предоставляя последнему краткосрочные кредиты, обучая специалистов франшизного предприятия и т.д.
Заинтересованность франчайзера в успешной работе франшизного предприятия обусловлено возможностью расширения рынка сбыта своей продукции (услуг), без дополнительных капитальных вложений, а также, получением значительных финансовых поступлений от продажи франшизы, ежемесячных поступлений средств (роялти), сбыта своей собственной продукции франшизному предприятию и оказание ему дополнительных платных услуг.
Т. о., на первый взгляд, обе стороны договора получают определенные преимущества: предприятие- франшизо-
получатель получает возможность создать успешный современный бизнес, сохраняя юридическую самостоятельность и независимость в принятии решений, а предприятие - франшизодатель развивается значительно быстрее и прибыльнее за счет использования чужых ресурсов , в том числе фнансовых, управленческих и трудовых.
Однако система франчайзинга не лишена и недостатков. С точки зрения франщизополучателя, основная проблема, заключается в стоимости самой франшизы, а также ежемесячных выплат (роялти), ведь средний размер комиссии по франшизе колеблется от 16 до 42 тыс. долларов в зависимости от отрасли бизнеса. Это, конечно, и является основном недостатком франчайзинга для покупателя франшизы . Кроме того, к недостаткам со стороны покупателя можно отнести и постоянный контроль за исполнением технической и финансовой дисциплины, за качеством предоставления услуг и культурой обслуживания клиентов и покупателей.
В целях развития малого бизнеса, в том числе, на условиях франчайзинга, необходима помощь государства, в т.ч. и финансовая и правовая.
С нашей точки зрения, целесообразно начинающим предпринимателям выделять долгосрочные кредиты на 3 - 5 лет, денежные ссуды по которым перечислять в соответствии с договором франшизы на трехсторонней основе с помощью безналичных расчетов, непосредственно компании - франшизо-дателю. Франшизополучатель организует производство и ведет свой бизнес, выплачивая стоимость франшизы банку-кредитору. Подобный способ кредитования позволит снизить риск невозврата и, что прежде всего, нецелевого использования средств. С другой стороны, постоянный контроль предприятия- франшизодателя предоставляет возможность государству несколько ослабить контроль за деятельностью франшизного предприятия. Тогда, наряду с ранее изложенными преимуществами, для общества в целом, работа объектов малого бизнеса в рамках франшизной системы позволит сократить численность контролирующих государственных органов.
1 Кузнецова Инна Владимировна, ассистент кафедры «Экономика туризма» СПбГУСЭ, тел.:
(812) 786 32 24 '
2
Кузнецов Петр Владимирович, к.э.н, доцент кафедры «Управление предпринимательской деятельностью» СПбГУСЭ, тел.: (812) 786 52 55
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2(12) 2010
93