Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 6, с. 93-97
93
УДК 342.4
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИИ
В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016 г. Р.И. Байгутлин, А.А. Суханова
Челябинский государственный университет, Челябинск
kpmp@csu.ru
Поступила в редакцию 10.09.2016
Анализируются конституционные ценности Российской Федерации в сфере высшего образования. Предпринята попытка теоретического осмысления понятия и форм развития конституционных ценностей в законодательстве, а также рассмотрены содержательные аспекты такого развития в нормативных правовых актах федерального уровня, регулирующих отношения в сфере высшего образования. Сделан вывод о необходимом характере отражения аксиологически нагруженных положений Конституции Российской Федерации в текущем законодательстве о высшем образовании.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционные ценности, развитие конституционных ценностей, конституционные ценности в сфере высшего образования.
В современной юридической науке, где все большую популярность приобретают идеи кон-ституционализации российской правовой системы [см., например: 1, 2], нормы Основного закона воспринимаются как «ведущий онтологический и аксиологический фактор формирования всей системы национального позитивного права, общеправового целеполагания и закрепления базовых для всех отраслей права ценностей» [3, с. 18].
Как верно отмечает Н.В. Витрук, Конституция Российской Федерации учреждает «свод основополагающих ценностных императивов государственно-организованного общества, а также более конкретных конституционных установок, утверждающих ценностные основы и ориентиры правопорядка в отдельных сферах государственной и общественной жизни» [Цит. по: 1, с. 166], фиксирует максимально обобщенные цели, задачи, принципы и приоритеты, формирующие направленность российского общества и государства, - конституционные ценности. В данном контексте понятие конституционных ценностей тесно связано с понятием основ конституционного строя, однако можно предположить, что система конституционных ценностей не ограничивается рамками первой главы Конституции, а включает в себя и ценности, содержащиеся в преамбуле Конституции, выступающие основой для понимания духа и целенаправленности конституционных установлений [4, с. 14], а также ценности, определяющие правовой статус человека и гражданина, ценности, обусловливающие организацию государственной власти, ценности, обеспечивающие безопасность государства.
Согласно позиции Н.С. Бондаря, особое место в системе конституционных ценностей занимают «имплицитно выраженные конституционные ценности как результат практической конституционно-судебной аксиологии» [1, с. 167], не имеющие прямого текстуального конституционного оформления, значение которых выводится из содержания и системно-семантических взаимосвязей нормативных положений Конституции [1, с. 167]. Например, такие формально не зафиксированные в Конституции Российской Федерации ценности, как справедливость и стабильность судебных актов, нашли свое воплощение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2007 года № 6-П [5].
Конституционные ценности Российской Федерации определяют необходимые ориентиры законодательного регулирования наиболее важных вопросов функционирования и взаимодействия общества и государства и служат критериями оценки нормативных правовых актов, принятых в развитие конституционных положений и наполняющих последние конкретным нормативным содержанием.
Развитие, способность к которому составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания, принято толковать как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов [6, с. 561]. Применительно к теме настоящей статьи развитие конституционных ценностей в нормативных правовых актах может быть определено как процесс отражения ценностей в содержании актов, которое приобретает устойчивую, зако-
номерную (необходимую) направленность на формирование, воспроизводство и охрану соответствующих данным ценностям моделей взаимодействия социальных субъектов.
С опорой на общую характеристику процесса развития [6, с. 561] можно предположить, что развитие конституционных ценностей в законодательстве, понимаемом в широком смысле как система нормативных правовых актов, может проявляться в изменении его состава и/или структуры. Изменение состава законодательства заключается в принятии актов, преследующих сопряженные с какой-либо ценностью цели правового регулирования, а также в отмене актов, не соответствующих конституционным ценностям. Изменение структуры законодательства, не связанное с изменением его состава, может выражаться в таком преобразовании содержания нормативных правовых актов, которое приводит к трансформации связей между ними. В этом случае, посредством установления сообразных конституционным ценностям правовых принципов и их систематизирующей функции, формируются системные связи как между обеспечивающими реализацию принципов нормами одного акта, так и между нормами различных актов.
Очевидно, что конституционные ценности своей первоосновой имеют духовные и социальные ценности как воплощение взаимосвязанных отношений личности, общества, государства, обеспечивающих человечность этих отношений [7, с. 38]. Именно Конституция [8] превращает исторически сложившиеся общечеловеческие ценности в конституционные, имеющие нормативное значение.
Так, к числу современных конституционно установленных и конституционно защищаемых социально-духовных ценностей относится право каждого на образование - неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, конституционное закрепление которого является важнейшей предпосылкой политического, экономического, социального и духовного развития общества [9, с. 33].
Согласно распространенному пониманию, ценность представляет собой определенную полезность, объективно-субъективную необходимость какого-либо явления или объекта, например права на образование. Следовательно, конституционная ценность права на образование предполагает его конституционную значимость как основы всестороннего развития общества.
Уместно подчеркнуть, что статусом конституционной ценности обладает не само образование, а именно провозглашенное в Конституции право каждого на его получение, подкреп-
ленное государственными гарантиями реализации данного права [7, с. 39].
В Конституции Российской Федерации отражена нормативная модель права на образование, сформулированная с помощью конституционно-правовых императивов [10, с. 15] (кон-курсность получения бесплатного высшего образования, исключительность полномочий Российской Федерации в установлении федеральных образовательных стандартов, обязанность государства поддерживать различные формы образования и самообразования), позволяющих обеспечить закрепление в конкретизирующих нормативных правовых актах значимых элементов отношений в сфере высшего образования и создающих необходимые ориентиры для формирования национального законодательства в указанной области.
Следует отметить особенность юридического оформления права на образование как конституционной ценности [11, с. 107]: с одной стороны, оно является составной частью основ конституционного строя, подпадая под содержание ст. 7 Конституции, определяющей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, с другой стороны, рассматриваемая конституционная ценность входит и в состав элементов конституционного статуса личности, что находит отражение в ст. 43 Конституции, регламентирующей непосредственно право на образование.
Признание права на образование конституционной ценностью позволяет наделить аналогичным статусом в сфере образования и ряд других сопутствующих прав и принципов их реализации, содержащихся как в главе первой Конституции Российской Федерации - Основы конституционного строя, так и в главе второй Основного закона, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В данном контексте внимания также заслуживает преамбула Конституции, провозглашающая ценности, получившие свое естественное развитие и конкретное воплощение непосредственно в нормах Конституции.
Рассмотрение подходов к формированию состава конституционных ценностей дает возможность выделить конституционные ценности, связанные со сферой высшего образования, в перечень которых могут быть включены: права и свободы человека и гражданина, равенство, справедливость, социальная государственность, светский характер государства, идеологическое многообразие, демократия, федерализм, государственное единство, равноправие народов, верхо-
К вопросу о развитии кокституциоккых цеккостей России
95
венство права и использование закона в качестве основного регулятора общественных отношений.
Среди закрепленных Конституцией Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина со сферой высшего образования связаны: право на образование, в том числе на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на свободный поиск, получение, распространение информации любым законным способом, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, право на защиту прав и свобод человека и гражданина.
В самом общем виде процесс развития конституционных ценностей в нормативных правовых актах федерального уровня, регулирующих отношения в сфере высшего образования, можно проследить на примере конституционной ценности, представленной правом каждого на получение высшего образования бесплатно на конкурсной основе, предусмотренным ч. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации, являющимся элементом права каждого на образование, провозглашенного ч. 1 данной статьи.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [12] (далее - Закон об образовании) в п. 1 ст. 1 устанавливает, что предметом регулирования указанного закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, что свидетельствует о принятии Закона об образовании в развитие ст. 43 Конституции. Далее, пп. 2 п. 1 ст. 3 данного системообразующего для области образования закона закрепляет обеспечение права каждого человека на образование как принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, а п. 1 ст. 5 гарантирует право каждого человека на образование, что также является проявлением развития в федеральном законодательстве такой конституционной ценности, как право на образование.
Кроме того, Закон об образовании конкретизирует предусмотренное Конституцией право каждого на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе. Так, субъектом рассматриваемого права, в соответствии с п. 3 ст. 78 Закона об образовании, являются
иностранные граждане, что уточняет максимально общее указание субъекта - «каждый», данное частью 3 статьи 43 Конституции.
Закон об образовании также детализирует и условия реализации права на получение высшего образования применительно к иностранным гражданам, в п. 3 ст. 78 устанавливая, что последние имеют право на получение высшего образования бесплатно - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, но в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также платно - за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.
Упомянутая квота определяется подзаконным нормативным правовым актом - Постановлением Правительства Российской Федерации «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [13], принятие которого обусловлено содержанием п. 3 ст. 78 Закона об образовании, о чем прямо сказано в тексте Постановления и что подтверждает развитие ценностных положений федерального закона в подзаконном нормативном правовом акте федерального уровня.
Порядок отбора, обеспечивающий конкурс-ность (предусмотренную для каждого ч. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации) получения иностранными гражданами бесплатного высшего образования, установлен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [14], в котором также можно проследить развитие аксиологически нагруженных норм более высокого уровня.
Приведенный пример иллюстрирует процесс развития конституционной ценности, представленной закрепленным в Конституции Российской Федерации правом каждого на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе, в нормативных правовых актах федерального уровня, регулирующих отношения в сфере высшего образования: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Постановлении Правительства Россий-
ской Федерации «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Развитие конституционных ценностей в правовых актах федерального уровня должно стать ключевым содержательным аспектом государственной политики в области высшего образования, специфика которой обусловлена потребностями общества и ресурсами, которыми оно располагает. Социальной политике любого государства, претендующей на эффективную реализацию, в качестве одного из приоритетов следует ориентироваться на образование, решение проблем которого должно выходить за границы исключительно образовательной системы, становясь компонентом государственной политики, затрагивающей все сферы жизни общества, что может достигаться посредством разработки и принятия новых нормативных правовых актов, государственных программ и концепций.
Статья подготовлена в рамках государственного задания М 27.259.2016/НМ на выполнение проекта по теме «Анализ состояния нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере высшего образования, и разработка предложений по ее совершенствованию, а также информационно-методическое сопровождение реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере высшего образования».
Примечание
1. См., например: Авакьян С. А. Глобализация, общие конституционные ценности и национальное регулирование // Социальные интересы. 2001. № 4. С. 4447; Зорькин В.Д. Аксиологические аспекты Конституции России // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 4 (65). С. 7-20; Малько М.П. Предмет конституционной аксиологии // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Право». 2010. № 19 (200). С. 34-37; Ройзман Г.Б. Понятие и юридическая природа конституционных ценностей // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Право». 2012. № 1 (255). С. 18-25; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М.: Юрист, 1994. 285 с.
Список литературы
1. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. 544 с.
2. Крусс В.И. Конституционализация права: основы теории: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016. 240 с.
3. Кокотов А. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. № 1. С. 15-22.
4. Снежко О. Правовая природа конституционных ценностей современной России // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 2. С. 13-19.
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2007 г. № 6-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.05.2007. № 22. Ст. 2686.
6. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев,
B.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
7. Каштанова Е.А. Право на образование в системе конституционных ценностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4 (52). С. 38-43.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
9. Матюшева Т.Н. Право на образование - конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. 2008. № 12. С. 33-38.
10. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2001. 688 с.
11. Бондарь Н.С. Юридическое образование как конституционная ценность: сочетание публичных и личностных начал // Гуманитарий юга России. Высшее образование: проблемы и перспективы. 2013. № 3.
C. 104-110.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
13. Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 г. № 891 // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.10.2013. № 41. Ст. 5204.
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 28 июля 2014 г. № 844 // Российская газета. 17.12.2014. № 287.
К eопросу о pa3eumuu KOHcmumyquoHHUx qemocmeü Poccuu
97
ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN CONSTITUTIONAL VALUES IN FEDERAL
NORMATIVE LEGAL ACTS REGULATING RELATIONS IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION
R.I. Baigutlin, A.A. Sukhanova
This article presents an analysis of the constitutional values of the Russian Federation in the field of higher education. The authors undertake an attempt at theoretical understanding of the concept and forms of the development of constitutional values in the legislation. Some substantial aspects of the development of federal normative legal acts regulating relations in the field of higher education are also considered. The authors conclude that axiologically loaded provisions of the Constitution of the Russian Federation need to be reflected in the current legislation on higher education.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional values, development of constitutional values, constitutional values in the field of higher education.
References
1. Bondar' N.S. Sudebnyj konstitucionalizm v Rossii v svete konstitucionnogo pravosudiya. M.: Norma; IN-FRA-M, 2011. 544 s.
2. Kruss V.I. Konstitucionalizaciya prava: osnovy te-orii: Monografiya. M.: Norma; INFRA-M, 2016. 240 s.
3. Kokotov A.N. Konstitucionnoe pravo v ros-sijskom prave: ponyatie, naznachenie i struktura // Pravovedenie. 1998. № 1. S. 15-22.
4. Snezhko O. Pravovaya priroda konstitucionnyh cennostej sovremennoj Rossii // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2005. № 2. S. 13-19.
5. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16 maya 2007 g. № 6-P // Sobranie za-konodatel'stva Rossijskoj Federacii. 28.05.2007. № 22. St. 2686.
6. Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar' / Gl. red. L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. M.: Sovetskaya ehnciklopediya, 1983. 840 s.
7. Kashtanova E.A. Pravo na obrazovanie v sisteme konstitucionnyh cennostej // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2011. № 4 (52). S. 38-43.
8. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsen-arodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 04.08.2014. № 31. St. 4398.
9. Matyusheva T.N. Pravo na obrazovanie - kon-stitucionno zashchishchaemaya duhovnaya cennost' // Sovremennoe pravo. 2008. № 12. S. 33-38.
10. Shkatulla V.I. Obrazovatel'noe pravo: Uchebnik dlya vuzov. M.: Norma, 2001. 688 s.
11. Bondar' N.S. Yuridicheskoe obrazovanie kak konstitucionnaya cennost': sochetanie publichnyh i lich-nostnyh nachal // Gumanitarij yuga Rossii. Vysshee obrazovanie: problemy i perspektivy. 2013. № 3. S. 104110.
12. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (red. ot 02.06.2016) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 31.12.2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.
13. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Ob ustanovlenii kvoty na obrazovanie inostrannyh gra-zhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii» ot 8 oktyabrya 2013 g. № 891 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 14.10.2013. № 41. St. 5204.
14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-sijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Poryadka otbora in-ostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva na obuchenie v predelah ustanovlennoj Pravitel'stvom Rossijskoj Fed-eracii kvoty na obrazovanie inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii» ot 28 iyulya 2014 g. № 844 // Rossijskaya gazeta. 17.12.2014. № 287.