МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х
Для того что бы в дальнейшем обучение таких детей в школе было успешным, необходимо проведение специальных коррекционных мероприятий по формированию умения планировать собственное высказывание, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения полно и последовательно, связно и понятно передавать окружающим содержание готового текста, а так же самостоятельно определять содержание своего высказывания.
То есть вопрос о развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня - это серьезная проблема, которой уделяют внимание ученые, как в области логопедии, так и в смежных с ней областях.
Мы полагаем, что в связи с перечисленными нами особенностями в таблице 2, необходимо отбирать соответствующие методы и приемы для совершенствования связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Список используемой литературы:
1. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук, 1963 - С. 68-69; 71-88.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989 - С. 19; 20-21; 21-22; 22-23.
© Иванова Н.В., Радченко А.С., 2017
УДК 376.37
Иванова Наталья Викторовна
канд.пед.наук, доцент СмолГУ;
Шевелёва Елена Андреевна
Студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация
В современных исследованиях импрессивная (внутренняя) речь (от лат. impressю - впечатление) характеризуется как процесс понимания речевых высказываний. Данный процесс, по мнению Т.Б. Филичевой, начинается с восприятия потока чужой речи. В последующем происходит расшифровка этого потока, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимания его мотива [5, с.27].
Ключевые слова Логопедия, ОНР, ипрессивная речь, дошкольники, развитие речи.
Представление о внутренней речи как особом явлении связано с идеей о существовании этапа, предваряющего внешнюю речь. По мнению А.Р. Лурия, этап «замысла» будущей фразы необходим и играет роль «внутренней динамической схемы» предстоящего высказывания [2, с.58]. Дж. Миллер, К. Прибрам, А. Галантер по этому поводу пишут: «Конечно, у нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать» [7, с.10].
Оригинальная точка зрения в изучении внутренней речи была предложена Н.И. Жинкиным. Исследователь предполагал, что во время подготовки сообщений необязательно применяются словесные элементы. Слова могут быть заменены и иными сигналами, в качестве которых автор приводил образы, наглядные схемы, простые символы. Замена полного слова простыми сигналами не является
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
нормализованной, поэтому код внутренней речи субъективен. Данный код формируется вместе с общим развитием речи ребенка [3, с.149].
Различия между двумя видами внутренней речи приводит А.А. Леонтьев. Внутренняя речь, представляющая речевой этап, называлась им «внутренним программированием» и характеризовалась как «неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем порождается речевое высказывание» [3, с.149].
Общая физиологическая сущность внутреннеречевых механизмов заключается в реализации функции анализа и синтеза речевых сигналов. Следует сказать, что один из важных моментов заключается в интеграции физиологических механизмов, которые были сформированы в головном мозге в прошлом опыте при усвоении языка, с теми процессами, которые возникают в текущий момент под влиянием непосредственного воздействия. По мнению Ушаковой Т.Н. скрытыми внутреннеречевыми процессами образуется обширная область психофизиологических явлений, которые имеют отношение к важным психическим функциям [4, с.82].
Внутреннеречевые процессы не идентичны внешней речи (т. е. не являются «проекцией внешней речи»), т.к. они «порождают» произносимую речь и сами организуются в соответствии с законами работы головного мозга и высшей нервной деятельности человека.
Понимание речевого высказывания как устного, так и письменного - начинается с восприятия речевого сообщения, проходит стадию декодирования сообщения (выделения информативных моментов), завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).
Процесс восприятия речи отождествляется с процессом выделения и узнавания знаков языка, опознаванием структурных компонентов речи. Понимание слова основывается на анализе и синтезе звуков. Данный анализ осуществляется путем сравнения фонематической основы воспринимаемых звуковых комплексов и торможения несущественных звуковых признаков. Понимание значения слова во фразе напрямую обусловлено логико-грамматическими связями, связанными с ним. Это звено в структуре понимания речи гарантирует перешифровку логико-грамматических конструкций на единицы значения [6, с.271].
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что импрессивная речь это неотъемлемая часть в речевом развитии детей. К числу ведущих отклонений речевого развития относятся своеобразные нарушения речевых действий - порождение речевого высказывания и понимания в виде грамматических конструкций, которые видят в трудностях удержания сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания). Это выражается в неиспользовании или неправильном использовании языковых элементов, как в процессе понимания речи, так и при построении собственного высказывания.
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, импрессивная речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
В психологическую структуру импрессивной речи входят шесть уровней сформированности, представленных на рисунке 1 [1, с.256].
В теории и практике дошкольного образования основные направления методики развития речи разработаны достаточно полно, однако, как свидетельствуют исследования, посвященные младшему дошкольнику, уровень речевого развития детей данного возраста крайне неоднороден. Это выражается, прежде всего, в том, что многие дошкольники испытывают затруднения в понимании сложных грамматических конструкций, так как работа по развитию импрессивной стороны речи проводится не всегда своевременно и часто без учета индивидуальности речевого развития каждого ребенка.
Важной составляющей дошкольного периода детства является познавательно-речевое развитие ребенка. В процессе речевого развития происходит формирование высших форм познавательной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
деятельности, способности к понятийному мышлению. Отсутствие или нарушение речевой деятельности детей дошкольного возраста оказывает негативное влияние на формирование у них интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
I уровень
Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень характерен для здорового ребенка 3-6 месяцев.
II уровень
Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя» и т.д. (6-10 месяцев).
П уровень
Ребенок понимает название отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображения (12-14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15-18 месяцев).
IV уровень
Ребенок понимает обозначение действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Ребенку достаточно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).
V уровень
Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев - 3 года).
VI уровень
Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).
Рисунок1 - Уровни сформированности понимания речи (по Н.С. Жуковой)
Таким образом, импрессивная речь дошкольника - это не только его способность правильно воспринимать устную родную речи, понимать значение слов, фраз, текстов, а еще понимание общей мысли, мотива и контекста речевого высказывания.
Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.
В случае недоразвития речи важное внимание следует уделять формированию фонематического восприятия. Для воспитания звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе необходимо использовать игры и упражнения на развитие слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. При этом материал должен постепенно усложняться и повторяться. Последовательность закрепления и дифференциации звуков необходимо давать с учетом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе развития речи.
Для развития импрессивной стороны речи необходимо проводить комплексную работу с младшими дошкольниками, с использованием преимущественного игрового метода обучения и воспитания.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы
1. Жукова Н.М., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с. С. 121—129.
2. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - С. 58.
3. Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии //Психологический журнал. -1980.- Т. 1. - № 4. - С. 145-154.
4. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.- 524 с
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-метод. пособие. - М.: Из-дательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
6. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность: учеб. пособие. - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. - 424 с.
7. Miller J. L.y Eimas P. D. Studies on the categorization of speech by infants // Cognition. - 1983. - 13 (2). - P. 135-165.
© Иванова Н.В., Шевелёва Е.А., 2017
УДК 376.37
Иванова Наталья Викторовна
канд.пед.наук, доцент СмолГУ;
Савина Яна Андреевна
Студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ
ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. В ней приведены определения понятия и характерные признаки общего недоразвития речи. Исследованы основные нарушения звукопроизношения и особенности его формирования у детей с различными уровнями общего недоразвития речи.
Ключевые слова
общее недоразвитие речи; звукопроизношение; фонематическое развитие, звуковая и слоговая структура слова.
FEATURES OF THE SOUND PRONUNCIATION AT THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH
Summary
Article is devoted to a sound pronunciation problem at children with the general underdevelopment of the speech. In it definitions of a concept and characteristic signs of the general underdevelopment of the speech are given. The main violations of a sound pronunciation and feature of its formation at children with various levels of the general underdevelopment of the speech are investigated.