Научная статья на тему 'К вопросу о развитии экологической культуры студентов в процессе их социокультурной подготовки в системе высшей школы'

К вопросу о развитии экологической культуры студентов в процессе их социокультурной подготовки в системе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL PROTECTION ACTIVITY / SOCIETY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбова Н. В.

В статье рассматриваются вопросы экологизации российского образовательного процесса в системе высшей школы на основе культурологического подхода. Анализируются понятия «экологическая культура», «культуротворчество», а также их функциональные связи в процессе социокультурной подготовки студентов с позиции формирования у них экологического мышления, ориентированного на природоохранную деятельность в личной и профессиональной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE STUDENT ENVIRONMENTAL CULTURE DEVELOPMENT IN THEIR SOCIAL AND CULTURAL TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION SYSTEM

The issues of the Russian educational process “ecological transformation” in higher education institution system on the basis of cultural approach are considered in the article. The concepts of "ecological culture", "cultural creativity", as well as their functional links in the process of student socio-cultural training from the position of shaping their ecological thinking, orientated on environmental protection activity in the personal and professional spheres are analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии экологической культуры студентов в процессе их социокультурной подготовки в системе высшей школы»

Литература

1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ 2010 г. (математика) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/view/sections/ 138/с1(Х£/522.Мт1 (дата обращения 02.12.2012).

2. Борисенко И.Г. Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций // Вестн. ИрГТУ. - 2011. - № 12. - С. 355-357.

3. Борисенко И.Г. Информация в образовательной системе: особенности социально-философского исследования // Вестн. ИрГТУ. - 2012. - № 4. - С. 198-302.

4. Борисенко И.Г. К проблеме образования: информационно-когнитивные аспекты // Вестн. ИрГТУ. -2013. - № 1. - С. 207-211.

5. Головина Л.Н. Системный подход к организации конструкторско-технологической подготовки машиностроителей // Изв. Самар. науч. центра РАН. - 2012. - Т. 2. - № 1. - С. 693-696.

6. Головина Л.Н. О влиянии технологий конструирования на объем и структуру дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» // SworlC: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. - 2012. - Т. 18. - № 4. - С. 21-29.

7. Кови, Стивен Р. Восьмой навык: От эффективности к величию: пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 422 с.

8. Шашкина М.Б., Владимирова А.Э. ЕГЭ по математике: оценка качества образования или удар по качеству? // Мат-лы VI всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Красноярск, 2011. - С. 57-59.

УДК 378 Н.В. Горбова

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются вопросы экологизации российского образовательного процесса в системе высшей школы на основе культурологического подхода. Анализируются понятия «экологическая культура», «культуротворчество», а также их функциональные связи в процессе социокультурной подготовки студентов с позиции формирования у них экологического мышления, ориентированного на природоохранную деятельность в личной и профессиональной сферах.

Ключевые слова: экологическая культура, природоохранная деятельность, общество, образовательный процесс.

N.V. Gorbova

TO THE ISSUE OF THE STUDENT ENVIRONMENTAL CULTURE DEVELOPMENT IN THEIR SOCIAL AND CULTURAL TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION SYSTEM

The issues of the Russian educational process “ecological transformation” in higher education institution system on the basis of cultural approach are considered in the article. The concepts of "ecological culture", "cultural creativity", as well as their functional links in the process of student socio-cultural training from the position of shaping their ecological thinking, orientated on environmental protection activity in the personal and professional spheres are analyzed.

Key words: ecological culture, environmental protection activity, society, educational process.

Интенсивное развитие промышленной, транспортной инфраструктуры общества, хозяйственная деятельность человека оказывают огромное влияние на состояние окружающей среды, в связи с чем современное общество вплотную подошло к экологическому кризису. Решение проблемы повышения эффективности системы государственного экологического надзора должно быть связано с реализацией не только организа-

ционных, хозяйственных, правовых, пропагандистских, но и идейно-воспитательных, образовательных задач. Подтверждение данной точки зрения мы находим в работах Дж. Боткина, Б.С. Гершунского, В.П. Зинченко, Е.И. Ефимовой, Е.А. Кроткова, Л.И. Романовой, B.C. Степина, В.Е. Шукшунова, которые отмечают, что без эффективной стратегии в области образования невозможен выход из кризиса техногенной цивилизации и переход к постиндустриальному обществу.

На наш взгляд, проблеме экологического образования личности в условиях высшей школы, а именно развитию экологической культуры студентов, не уделяется достаточного внимания. Необходимо всестороннее рассмотрение и глубокое изучение данной проблемы не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы.

Развитие экологической культуры студентов возможно лишь при условии целенаправленной и систематической работе в системе высшего образования. Необходимо формировать у студентов систему научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологические ценностные ориентации, нормы и правила в отношении к природе, умения и навыки по изучению и охране природы, экологическое мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях.

Как отмечает Б.Т. Лихачев, необходимо не дать юношам и девушкам застрять на уровне отчуждения от природы и утилитарно-потребительского отношения к ней. Для этого, по мнению ученого, следует сосредоточить внимание на развитии в молодых людях духовности [6, с. 255-256]. В педагогической лексике последних лет «духовность» стала одним из самых употребительных слов и имеет жизнеориентирующее, мировоззренческое значение. А.М. Столяренко отмечает, что духовность предполагает «способность человека совершать поступки и даже подчинять свою жизнь утверждению и совершенствованию культуры, морали, искусства, научных знаний, помогать другим людям, служить интересам общества без корыстного расчета, не для показа, а по внутренней духовной потребности» [10, с. 109-110].

Рассматривая духовную сферу жизни человека, многие ученые выделяют юношеский возраст как особый этап, связанный с осознанием молодым человеком себя как субъекта социокультурной действительности, носителя определенных духовных ценностей, социально полезную личность. Так, по мнению В.И. Сло-бодчикова и Е.И. Исаева, «центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и своему времени» [8, с. 323]. Таким образом, период юности тесно связан с и философским осмыслением и пониманием молодыми людьми сущности и значения экологии для человека. Молодые люди этого возрастного периода готовы к активной, сознательной, экологически созидательной деятельности.

На основе вышеизложенного становится очевидным, что развитие экологической культуры студентов неразрывно связано с их духовно-практической деятельностью в процессе культуроосвоения и культуротвор-чества в системе в высшей школы. Целесообразно организовать процесс развития экологической культуры студентов в условиях высшей школы в системе их социокультурной подготовки на основе культурологического подхода. Е.А. Ремигина в этой связи отмечает, что до сих пор педагогическая практика экологического развития личности реализуется в рамках естественно-научного, а не культурологического подхода [7, 5].

Раскроем сущность понятий: «культуроосвоение», «культуротворчество», «социокультурная подготовка», «экологическая культура».

Анализ педагогической литературы показал, что под культуроосвоением следует понимать приобщение личности к общечеловеческой и национальной культуре и приобретение ею навыков выполнения социальных ролей [1, с. 55]. Культуротворчество, согласно В.Т. Кудрявцеву, состоит в порождении «исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного (творческого) потенциала человечества» [5]. На основе анализа работ А.П. Валицкой, В.В. Волкова, В.В. Игнатовой, Е.А. Лаврухиной и других в нашем исследовании под куль-туротворчеством понимается любая человеческая деятельность, имеющая положительную созидательную направленность, в результате которой создается продукт, характеризующийся субъективной или объективной новизной. Л.С. Франк указывает на неразделимое двуединство сверхвременной целостности процессов культуротворчества и культуроосвоения, подчеркивая, что «созидание нового должно быть пропитано заботой о сохранении жизненности и прочности самой духовной непрерывности общественного бытия, должно быть раскрытием, развитием, усовершенствованием старого» [11].

Под социокультурной подготовкой студентов понимается «профессионально ориентированный педагогический процесс, направленный на организацию успешного культуроосвоения и культуротворчества, которые

обеспечивают освоение и преобразование социокультурных знаний и опыта, необходимых им для решения задач познавательного, практического характера в сфере будущей профессиональной деятельности» [2].

Экологическая культура рассматривается в психолого-педагогических работах Н.С. Дежниковой [3], Л.Ю. Ивановой, П.П. Костенкова [4], И.В. Снитко, Ю.В. Степанченко [9], Е.А. Ремигиной [7], З.А. Хусаинова [13] и других [14] преимущественно как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, обладающий экологической культурой, согласует все виды своей деятельности с требованиями рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому, согласно точке зрения ученых, человеку необходимо овладеть соответствующими научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по гармоничному сосуществованию человеческого общества и окружающей природной среды.

По мнению Б.Т. Лихачева, экологическую культуру порождает взаимодействие таких культур, как философская, нравственная, политическая, правовая, эстетическая, физическая, культура труда. «Философская культура предоставляет человеку возможность осмыслить и понять его назначение как продукта природы и общества; эстетическая - создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; политическая - обеспечивает экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью общества и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законом взаимодействий с природой; физическая - направляет человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная - одухотворяет отношения человека к природе и т.д.» [6]. Таким образом, Б.Т. Лихачев указывает на то, что экологическая культура органически связана с сущностью личности человека в целом, с ее различными сторонами и качествами.

В нашем исследовании на основе работ И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной и других авторов под экологической культурой студента мы понимаем утверждение в его сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения гражданских и профессиональных экологических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [14].

Процесс развития экологической культуры студентов можно условно поделить на три этапа. Первый этап предусматривает формирование категориального аппарата экомышления студентов на основе сознательно-научного отношения к экологическим проблемам посредством освещения широкого круга знаний экологического характера; второй - осознание студентами на эмоционально-чувственной основе взаимодействия «природа-человек» как ценности посредством выработки нравственно-эстетического отношения к ним; третий - выработка правил и норм поведения и природоохранительной деятельности на деятельностнопрактической основе.

В работе по развитию экологической культуры студентов следует сделать акцент на междисциплинарной связи предметов естественно-научного, гуманитарного и общепрофессионального циклов. Справедливо утверждение П.П. Костенкова, в этой связи отмечающего, что «от преподавателей всех дисциплин требуется взаимное согласование и умелое коллективное планирование работы» [4].

При этом могут быть выделены следующие формы организации учебно-воспитательных мероприятий, направленные на развитие экологической культуры студентов в процессе их социокультурной подготовки: познавательные (факультативы, спецкурсы, «круглые столы», дебаты, экскурсии и др.); научноисследовательские (научно-исследовательские задания, конференции, походы и др.); конкурсные (выставки плакатов, конкурсы стихов, фотографий, экологические олимпиады, участие в соответствующих грантах и др.); игровые («эко-игра», «эко-лото» и др.); продуктивные (озеленение городских рекреаций, участие субботниках и др.). В результате включения студентов в познавательную, научно-исследовательскую и игровую деятельность у них формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интереса к познанию экологических проблем, возникших в результате реальных противоречий между обществом и природой; выявляются и анализируются причины возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения на муниципальном, краевом и всероссийском уровнях. Продуктивные формы экологической работы обеспечивают реальный вклад каждого студента в дело сохранения окружающей среды, овладение природоохранительными нормами и правилами поведения в личной и профессиональной сферах.

Таким образом, одним из важных условий повышения эффективности работы, направленной на развитие экологической культуры студентов, является постоянное совершенствование содержания, методов их

социокультурной подготовки в системе высшей школы. В заключение отметим, что цель развития экологической культуры студентов состоит в формировании экомышления, основанного на осознании взаимодействия «природа-человек» как ценности и проявляющегося в природоохранительной деятельности. При этом развитие экологической культуры студентов в системе социокультурной подготовки предполагает использование потенциала предметов естественно-научного, гуманитарного и общепрофессионального циклов и достигается за счет включения экологических сведений как фрагментов учебного материала на лекционных, семинарских и практических занятиях, преломляя процессы культуроосвоения и культуротворчества студентов под углом зрения их направленности на личное участие в решении гражданских и профессиональных экологических проблем.

Литература

1. Волков В.В. Ориентирование будущего специалиста социальной работы на культуротворческую деятельность: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Красноярск, 2006. - 167 с.

2. Горбова Н.В. Социокультурная подготовка будущего лингвиста-переводчика средствами народной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чита, 2008. - 22 с.

3. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Снитко И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учеб. пособие. - М., 2001. - 64 с.

4. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: учеб.-метод. пособие. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990. - 160 с.

5. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журн. -1998. - Т. 19. - № 3. - С. 17-33.

6. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие. - М.: Прометей, 2009. - 282 с.

7. Ремигина Е.А. Развитие экологической культуры студентов сельскохозяйственного вуза в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ростов н/Д., 2011. - 25 с.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

9. Степанченко Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 12-17.

10. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -382 с.

11. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

12. Хусаинов З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся // Инновации в образовании. - 2005. - № 2. - С. 66-72.

13. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справ. пособие. - М., 2007. - 80 с.

14. Экологическое образование школьников /под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - М.,1983. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.