Научная статья на тему 'К вопросу о развитии дидактики в условиях электронного образования'

К вопросу о развитии дидактики в условиях электронного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Лидия Николаевна, Борщик Людмила Николаевна

В статье рассматривается ряд вопросов эволюции дидактики и проблематики электронного обучения в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Лидия Николаевна, Борщик Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии дидактики в условиях электронного образования»

Чиркова Л.Н.1, Борщик Л.Н.2

ХФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, к. п. н.. доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования, e-mail: lncir@yandex. ru 2ГАОУ «Сосногорская гимназия» г. Сосногорск, Республика Коми, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, e-mail: lnb02 4@yandex. ru

К вопросу о развитии дидактики в условиях электронного образования

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Дидактика, электронное обучение, информационные технологии. АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается ряд вопросов эволюции дидактики и проблематики электронного обучения в информационном обществе.

Современное российское образование переживает период модернизации, связанный с широким внедрением в образовательный процесс информационных и телекоммуникационных технологий. Это обуславливает актуальность замены традиционной парадигмы образования на новую, в основу которой положены системно-деятельностный, компетентностный подходы, требующие, в свое время, создания новых дидактических форм, методов и средств обучения.

Дидактика традиционно рассматривается как отрасль педагогики, предметом которой является теория образования и обучения, закономерности, принципы, цели, содержание, формы и методы, средства, организация учебного процесса, результаты обучения.

Дидактика в условиях информационного общества направлена на решение проблем, связанных с особенностями внедрения в науки об образовании информационных технологий, активно используемых в процессе обучения, обеспечивающих автоматизацию поиска, сбора, хранения и обработки данных, визуализацию и виртуализацию информации, позволяющих вести интерактивный диалог на основе реализации обратной связи пользователя и компьютерной системы.

Остановимся на характерных изменениях, происходящих на современном этапе развития дидактической науки в свете изменения парадигмы учебно-информационного взаимодействия обучающихся, обучающих и интерактивным источником информации, позволяющим реализовать дидактические возможности ИКТ и требующих научно-методического обеспечения безопасности личности в современных условиях информатизации.

Основные теоретические положения дидактики, определяющие ее развитие в условиях информатизации образования и являющиеся базой для разработки моделей новых методических систем, сформулированы коллективом института информатизации образования Российской академии образования под руководством И.В.Роберт. К ним относятся парадигмальные изменения в сфере образования, связанные с появлением учебного информационного взаимодействия между обучающимся, обучаемым и интерактивным источником информационного образовательного ресурса, а именно:

• изменение целей, результатов, организационных форм, методов и средств обучения в условиях электронного обучения;

• возникновение новых видов учебной деятельности;

• изменение структуры представления учебного материала (вместо линейного или концентрического представления — нелинейное, гипертекстовое, гипермедийное);

• изменение видов учебно-методического материала (возникновение интерактивных электронных учебников, электронных тестов и др.);

• интеллектуализация информационных систем, обеспечивающих автоматизацию и управление технологическими процессами в сфере образования;

• наличие «виртуального мира»;

• нивелирование авторитета преподавателя [1].

В аспекте вышеизложенного следует уточнить и основные положения современной дидактики, вызванные информатизацией образования. Термин для обозначения этой новой области дидактики в науке пока не введен. Поэтому ряд ученых называет ее «электронной дидактикой», полагая, что термин связан с использованием современных информационно-коммуникационных технологий обучения (Е.В. Ширшов, Н.Е. Бекетова и др.) или е-дидактикой (e-didactics) в свете общепризнанного термина E-learшng [2].

В частности, в отличие от традиционной, знаниевой дидактики, объектом дидактики в современных условиях информатизации образования становится процесс образования, реализованный в информационно-образовательной среде и направленный на развитие и реализацию интеллектуального потенциала обучающихся, достижение образовательных целей в соответствии с уровнем развития информационного общества.

Предметом электронной дидактики является учебный процесс, организованный в виртуальной информационной среде, закономерности этого процесса и соответствующие этим закономерностям методы и формы его организации.[3]. То есть современная дидактика, также как и традиционная, в качестве предмета рассматривает процесс образования в целом (содержание образования, средства обучения, организационные

формы и методы обучения, воспитательную роль учебных предметов, условия для благоприятного умственного развития и др.). Но в условиях информатизации образования все эти составляющие компоненты расширяются и видоизменяются, а именно:

• в содержании образования происходит переструктурирование рабочих программ, изменяется объем и содержание учебного материала, появляется интеграция учебных предметов, интерактивный контент, соответствующий заказу общества, уровню развития современной науки и технологий, необходимости интенсификации процесса интеллектуального развития и саморазвития личности;

• традиционные учебники, справочники, словари и другие печатные учебные издания вытесняются новой педагогической продукцией — электронными образовательными ресурсами (ЭОР), составленными на основе нелинейных способов подачи информации и интерактивности;

• в учебно-методический комплект входят средства для поддержки процесса преподавания, программные средства учебного назначения, прикладные программы, учебные среды программирования, предметно-ориентированные программные среды, объектно-ориентированные программные среды (текстовый и графический редакторы, база данных, электронные таблицы и др.), управляющие робототехнические программные среды, диагностические и тестовые программы, а также методические рекомендации по их использованию отдельно для учеников и учителей;

• привычные всем традиционные технические средства обучения заменяются на программно-аппаратные средства (компьютеры, интерактивные доски, планшеты, мобильные устройства и другую цифровую технику), предоставляющие уникальную возможность хранения, передачи, обработки больших объемов информации, легкого доступа и обращения к ней, работы в режиме on-lain, автоматизации процессов контроля за результатами учебной деятельности и многое другое;

• новые организационные формы и методы обучения, реализующие возможности мультимедиа, веб-технологий с гипертекстовой подачей материала и основанные на активных и самостоятельных формах приобретения знаний, вытесняют привычные демонстрационные иллюстративные методы обучения; интерес обучающихся вызывают информационно-поисковые системы, учебно-игровые программные средства, в основу которых положены различные ситуации, вызывающие мотивацию участия обучающегося в деловой игре;

• использование информационных технологий совместно с элементами математической статистики позволяет

автоматизировать процессы управления информационными потоками, педагогическими проектами, планирования, организации и мониторинга учебного процесса, способствуя автоматизации ведения делопроизводства в образовательном учреждении, совершенствованию инфраструктуры системы образования в целом. Современная стратегическая линия образования, заключающаяся в отказе от передачи готовых знаний, нацелена на создание условий и механизмов саморазвития, самореализации, личностного и профессионального становления человека. Исходя из этого, основной целью обучения в современной электронной дидактике становится подготовка обучающегося к самостоятельной деятельности по приобретению знаний с использованием средств электронного обучения, которое в ст.16 Закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" понимается как организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [4].

Основные задачи традиционной дидактики также следует дополнить положениями в свете современного видения целого ряда проблем, связанных с внедрением в образовательный процесс электронного обучения, созданием единой интегрированной информационной образовательной среды и использованием государственных информационных систем (ГИС) «Электронное образование» для эффективного управления системой образования.

В этих условиях основными задачам электронной дидактики становятся:

• определение структуры, объема и содержания образования, удовлетворяющего эргономическим, здоровьесберегающим требованиям безопасности образования в условиях использования информационных и коммуникационных технологий, научно-техническому уровню развития общества, возрастным психологическим особенностям обучающихся;

• развитие новых форм, приемов и методов обучения, создание авторских методик, способствующих интенсификации образовательного процесса;

• создание условий для развития информационной культуры, максимальной активизации самостоятельной продуктивной деятельности, реализации творческих способностей личности и стремления к постоянному самосовершенствованию путем самообразования.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс в условиях информатизации образования приводит к изменению функций педагога, который скорее становится организатором, консультантом, исследователем, разработчиком авторских электронных образовательных ресурсов, которые с дидактической точки зрения обладают важнейшим преимуществом — возможностью их интерактивного оформления.

Однако реализация образовательных программ с применением электронного обучения сопряжена с рядом проблем. Обозначим некоторые из них.

Первая проблема связана с разработкой новых требований (стандартов) к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) и использованию инструментальных средств ИКТ и технологий в учебной деятельности. Требования к структуре ЭОР и инструментальным средствам должны быть такими, чтобы создавать условия для эффективной самостоятельной работы обучающихся по освоению содержания предмета, для приведения знаний в систему, использования их в различных ситуациях.

Несмотря на то, что на специализированных порталах размещено множество готовых ЭОР, обучающих программ по различным предметам, разработанных на достаточно высоком профессиональном уровне, большинство педагогов предпочитают использовать простые, но самостоятельно изготовленные на основе текстовых редакторов, презентации Power Point, табличного процессора Exсel и т.п. педагогические продукты. Это связано с тем, что освоение коллекций готовых учебных объектов отрывают у обычного педагога множество времени, а создание сложных ЭОР требуют достаточно высокого уровня профессионализма в области ИКТ. Кроме того, у каждого учителя с годами формируется собственный стиль преподавания, поэтому материалы из библиотек электронных наглядных пособий он конфигурирует «под себя» в соответствии с выбором цели, формы, содержания урока и, что немаловажно, удобства их использования на уроке и наличия дизайнерского решения.

Выход из создавшегося положения видится в модернизации подготовки учителей новой школы, максимального включения в образовательные программы основ электронной дидактики, более эффективной организации и перепроектирования содержания курсов повышения квалификации педагогов, включающих в программу переподготовки кадров создание и развитие системы специализированных коллекций медиаобъектов по различным областям знаний и сферам деятельности и их дальнейшую сертификацию.

Вторая проблема связана с разработкой методики использования в обучении инструментальных программных средств, обеспечивающих применение учащимися компьютера как инструмента для освоения знаний, а также новых методик и технологий организации учебной деятельности в информационно-образовательной среде; разнообразия способов и приемов

поддержки мотивации обучающихся, интерактивной дидактической поддержки самостоятельной работы в виртуальной среде, развития познавательных процессов с использованием предметных виртуальных мультимедиаресурсов, систем заданий для самостоятельной работы обучаемых по формированию их компетентности в выполнении различных видов деятельности.

Третья проблема затрагивает учебно-методическое обеспечение деятельности обучающихся, обеспечение их сертифицированными электронными учебниками, словарями, справочниками, дидактическими материалами, поддерживающими развитие самостоятельности обучающихся. Связи с этим необходимо обеспечить доступ к электронным библиотекам, каталогам образовательных ресурсов, электронных музеев, коллекциям текстов, графики, опорных конспектов, учебных аудио- и видеоматериалов, моделей, Flesh-приложений, презентаций, электронных тестов, виртуальных лабораторий, электронных тренажеров, электронных дидактических игр и др.

Четвертая проблема видится нам в обновлении форм организации учебных занятий в условиях информатизации образования в рамках традиционной классно-урочной системы. В российской школе накоплен огромный опыт, обеспечивающий разнообразие форм ведения уроков. Это уроки лекции, уроки конструирования знаний с помощью технологической карты, уроки взаимоконтроля, уроки-конференции, уроки изобретательства, защиты проектов, уроки решения задач, игровые уроки, нестандартные уроки, семинарские занятия, уроки общественного смотра знаний, уроки-диспуты, уроки-ролевые игры, уроки-пресс-конференции, уроки-соревнования, турниры, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, аукционы, уроки — театрализованные представления, уроки творчества, комплексные творческие уроки, творческие отчеты., уроки-консультации («желтые уроки» Г.Д.Луппова), уроки-обобщения, уроки-экскурсии, урок — творческие мастерские и многие другие.

Важно не растерять этот арсенал, а модернизировать его применительно к новым условиям информатизации образования на основе использования компьютерной техники. Например, современная лекция становится интерактивной по форме видеолекцией, по содержанию межпредметной, уроки-зачеты проводятся в форме Internet — тестирования, уроки- дискуссии — в форме Internet-дискуссии, защита творческой работы может происходить в рамках Internet-конференции, учебная экскурсия превращается в заочную видеоэкскурсию, практикум по моделированию — в Internet или СD — практикум. На игровых уроках учителя используют учебные компьютерные игры с целью переориентации интересов обучающихся с коммерческих компьютерных игр, которые порождают у них серьёзные психологические проблемы, на игры, имеющие воспитательную направленность. Контент этих игр должен быть наполнен материалами изученных тем, учебно-познавательных ситуаций и

обеспечивать возможность поиска ответов на вопросы. Для решения данной проблемы необходимо развитие новых научных школ по конкретным предметам.

Следующая проблема определяет обеспечение управления, контроля и мониторинга учебных достижений обучающихся и связана с разработкой, совершенствованием и использованием экспертных систем в организации учебной деятельности учреждений образования.

Например, система ГИС «Электронное образование»[5], внедренная в школах Республики Коми, практически полностью реализует государственные, муниципальные и школьные услуги в сфере образования. Система обеспечивает контроль за деятельностью любого образовательного учреждения по всей вертикали власти от Министерства образования до конкретного учреждения на основе единой базы данных. Администрация, учителя, родители, обучающиеся оценили удобство использования данной системы, которая включает в себя электронный журнал, электронный дневник и другие сервисы. Администрация теперь имеет возможность оперативно проверить состояние рабочих программ по всем предметам, выполнение учебного плана, программ, своевременность выставления оценок в электронном журнале. Учителя оценили возможность знать об изменениях в расписании уроков, оперативную связь с родителями, заполнение журнала в любое удобное для учителя время, возможность связи с любым учеником во внеурочное время, организацию чатов. Для родителей особенно ценна оказалась система интерактивного общения с учителем для решения проблем, возникающих у ребенка в школе, и обеспечение контроля домашнего задания.

Таким образом, подводя итоги рассуждениям по поводу изменений в современной дидактике, сделаем вывод: современная дидактика исследует процесс обучения, функционирующий посредством помещения обучающегося в информационную образовательную среду с доминирующей тенденцией к самообучению. Это приводит к нелинейному проектированию учебных курсов, в которых содержится базовый и дополнительный материал, упражнения и задачи, имеющие проблемный и исследовательский характер; изменению частных методик преподавания, разработке новой системы управления процессом учения.

Материалы данной статьи легли в основу разработки рабочей программы по дисциплине «Развитие дидактики в условиях информатизации образования» для магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», программе

«Информационные технологии в образовании», которая реализуется в САФУ им. М.В. Ломоносова.

Литература

1. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования как транфер -интеративной области научного познания (концепция). М.: ИИО РАО, 2014 — 38с.

2. Фролов И.Н. E-learшng как форма обучения в XXI веке. Информатика и образование. — М, 2009.

3. Ширшов Е.В. , О.В.Чурбанова Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов, Архангельск, АГТУ, 2005- 307с.

4. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ"

5. http://giseo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.