Х. М. Абдулпатахова
К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ИУДАИЗМА В ХАЗАРИИ
Работа представлена кафедрой истории Дагестанского государственного университета Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А. И. Омаров
Статья посвящена проблеме проникновения и этапам распространения иудаизма на территории Приморского Дагестана как составной части Хазарского каганата в раннесредневековую эпоху.
Ключевые слова: иудаизм, евреи, еврейские общины, Дагестан, Северный Кавказ, маздакизм, Хазарский каганат, хазары, симбиоз.
The article is devoted to the problem of penetration and stages of dissemination of Judaism in the territory of coastal Dagestan as a part of the Khazar Kaganate in the Early Middle Ages.
Key words: Judaism, Jews, Jewish communities, Dagestan, the Northern Caucasus, mazdakism, Khazarian Kaganate, khazars, symbiosis.
Упоминания о существующих на Кавказе иудейских общинах мы находим в трудах средневековых армянских, грузинских и арабских историков. В частности, об этом писали Фавстос Бузанд, Егише, Мовсес Каланкатуаци, Мовсес Хоренаци, Мас'уди и др. Об этом также свидетельствуют историко-полевые разыскания, которые выявляют большое число преданий, связанных с бытованием иудаизма в регионе. В частности, горное село Табасарана называется Джуг1уд-къала (букв. «еврейская крепость», «крепость иудеев»); «ущелье вблизи Маджалиса - Джу-ут-Гатта, а гора в этой местности - Джу-фудаг, т. е. еврейская гора» [2, с. 445]. Лучше всего материальные следы иудейских общин сохранились в окрестностях
Дербента, а также на землях исторического Табасарана и Хайдака [2, с. 446].
Фавстос Бузанд (История, 134) пишет о том, что впервые на Кавказе евреи появились благодаря армянскому царю Тиграну, который привел их из Палестины и поселил их в горных ущельях, в I в. до н. э. Бузанд имеет в виду Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.), который правил обширной страной, раскинувшейся от Средиземного моря до Каспия. Схожим образом объясняют свое появление на Кавказе и предания горских евреев. В них утверждается, что их далекие предки, оказавшись в местности Джиут-гатта (букв. «еврейское ущелье») на границе владений Хайдака и Табасарана, «заботились не столько о хлебопашестве, сколько о за-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
щите от нападений» [7, с. 138]. Иудейские колонисты оставались влиятельной военной силой на Кавказе в течение многих столетий, вплоть до завоевания Армении Шапуром II (309-379). Шапур II осуществил опустошительный поход в Армению и увел десятки тысяч еврейских колонистов, для которых военное дело являлось основным ремеслом, и поселил их в Иране, в Табаристане [2, с. 114].
Осуществляя политику укрепления границ, Сасаниды различными способами (в том числе военными) привлекали на свою сторону хорошо организованных табуров-иудеев и поселяли их в Ху-зистане, в Табаристане, а позже и в Та-барсаране.
Ат-Табари сохранил интересное сообщение об участии в строительстве оборонительных сооружений в районе Дербента трех сасанидских правителей: Пе-роза (459-484) Кавада (488-531), и Ану-ширвана (531-579): «Царь Фируз /еще раньше/ возвел в области Сул и в области алан строение (бина), из скал с целью оградить свою страну от захвата теми народами, а царь (малик) Кубад, сын Фируза воздвиг в этих местах после своего отца много новых сооружений (бина), а когда вступил на престол Кисра (Хосров), то по его приказу были построены города (му-дун), укрепления (хусун), валы (акам) и многие другие сооружения в области Сул из камня (букв.: «из скал»), вытесанных в области Джурджан» [10, с. 69]. Сердцем оборонительной системы Сасанидов на Кавказе был Дербент и примыкавшие к нему крепости Дарпуша. «Дербент-наме» уточняет, что в город было переселено из внутренних районов Ирана 3 тыс. семейств, служивших опорой Сасанидских властей в самом городе и окрестных селениях. Таким образом, на Восточном Кавказе появилось массовое персидское и еврейское население [6, с. 26-27].
М. И. Артамонов предположил, что евреи попали на Восточный Кавказ после
подавления маздакитского движения в Иране (около 531 г.) [3, с. 265].
Во время правления Кавада I (489531) в Иране возникла религиозная секта маздакитов. Основатель ее, Маздак, учил, что Бог создает всех людей равными, требовал устранения личной собственности и уравнения имущества. Вавилонская община евреев разделилась на противников и сторонников маздакитов.
Еврейский князь Мар-Зутра II, управлявший еврейскими общинами иранской державы, поднял мятеж против шахиншаха и выделил в отдельное государство четыре месопотамских округа, население которых составляли главным образом евреи. Восстание явилось следствием внутренних противоречий в среде правящего класса еврейского населения Ирака и сильных симпатий к маздакиз-му со стороны самих мелких еврейских крестьян, арендаторов, издольщиков, наемных работников, ремесленников и рабов, и, судя по всему, их оказалось достаточно много [9, с. 137].
К 522-523 гг., когда произошло восстание, симпатии Кавада к «коммунистической» проповеди Маздака давным-давно испарились. Через четыре года, сразу после смерти Кавада, его сын Хосров I Анушир-ван жестоко расправился с лидерами маз-дакитов (их живьем зарывали в землю) и полностью подавил их движение в стране. Участники маздакитского движения, как персы, так и евреи, были переселены на Восточный Кавказ [8, с. 16].
Исход предков горских евреев из области Табарийа и их насильственное переселение на Кавказ, судя по всему, не одно и то же.
Позднее Дербент вместе с сетью крепостей на Северо-Восточном Кавказе оказывается в руках у хазар. Таким образом, появляются некоторые основания считать, что первоначальная иудаизация ранних хазар связана именно с переселенцами-иудеями.
К вопросу о распространении иудаизма в Хазарии
Симбиоз евреев с хазарами создал благоприятные условия для иммиграции в Хазарию византийских евреев-раббини-стов во время гонений на них при Ираклии в 628-629 гг., за расправы их над греками во время персидской оккупации Сирии и Египта, и при Льве Ш Исавре в 723 г., за сотрудничество с арабами, вторгавшимися в Малую Азию. В Хазарии евреи нашли приют и разбогатели, участвуя в транзитной торговле, ибо Итиль лежал на пути из Китая в Прованс [4, с. 161].
Первое сообщение о принятии иудаизма хазарами принадлежит Мас'уди. «Царь хазар, - гласит этот рассказ, - обратился в иудаизм во времена халифа ар-Рашида, и стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рима, это потому, что царь Рума Роман в настоящее время, год 332 (=943-44 гг.), настаивая, чтобы иудеи, которые находятся в его царстве, перешли в христианство, и понуждал их» [1, с. 54].
На основе данного сообщения Б. Н. Заходер выделил два периода иудаи-зации Хазарии: первый - во времена Ха-руна ар-Рашида (786-809 гг.), когда иудаизм принял царь хазар, и второй - во время правления византийского императора Романа I Лекопина (919-944 гг.), когда под влиянием религиозных гонений из Византии в Хазарию бежало множество иудеев [5, с. 150-151].
Таким образом, на наш взгляд, можно выделить три этапа иудаизации Хазарии:
• I охватывает период до 1-й половины VIII в. С образованием Хазарского каганата, в 20-х гг. VII в. город Дербент вместе с сетью крепостей на СевероВосточном Кавказе оказывается в руках у хазар. И данная фаза распространения иудаизма в Хазарии является отражением длительного процесса ассимиляции евреев с местным населением.
• II этап (2-я половина VIII - 1-я половина IX в.). В этот период еврейская община в Хазарии начинает играть значительную роль в экономической и политической жизни страны. Так как евреи участвовали в транзитной торговле по великому Волжскому пути, ибо Итиль лежал на пути из Китая в Прованс.
• III этап (2-я половина IX - до конца 60-х гг. X в., а по мнению некоторых исследователей, он просуществовал до конца XI в.). В этот период царь Обадия проводит очередную религиозную реформу. Из вероисповедания одного из знатных хазарских родов (Булана) иудейство при Обадии сделалось религией правящей верхушки Хазарского государства, религией царя и кагана [3, с. 274].
Однако принятие каганом иудаизма не привело к установлению единой веры среди более или менее широкого круга хазарского населения. Четыре религии -иудаизм, христианство, мусульманство, язычество (тенгрианство) - по-прежнему и после обращения кагана в иудаизм вели ожесточенную и неустанную борьбу между собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Мас'уди. Луга золота и драгоценных камней / Пер. Н. А. Караулова. Тифлис: СМОМПК, 1908. Вып. XXXVIII.
2. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003.
3. АртамоновМ. И. История хазар. СПб., 2002.
4. Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани // Русская литература. 1974. № 3. С. 160-174.
5. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.
6. СаидовМ. С., Шихсаидов А. Р. Дербент-наме (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
7. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Вып. II. Тифлис, 1882. Отд. 2.
8. Семенов И. Г. О происхождении горских евреев. М., 1997.
9. Солодухо А. Ю. Движение Маздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине V в. // Вестник древней истории. 1940. № 3-4. С. 131-145.
10. Шихсаидов А. Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. М., 1986.