что налоговые отношения у древних русичей использовались задолго до первого русского государства - Киевской Руси.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая история налогов: от простого к сложному. http:// temadnya. ru/
2. О Велесовой книге. http // sacrament. h1. ru/ slavan/ veles. htm
3. Священные книги ведической религии. // "Отечественные записки". 2002. № 4-5. http: // sacrament. h1. ru/ kniga. htm
4. Данилевский И.Н. Древняя Русь (9-12вв.): Лекции. http: // www. lants. tellur. ru/ history/ danilevsky/
5. Данилевский И.Н. Попытки "улучшить" прошлое: "Влесова книга" и псевдоистории. // Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII века). http: // www. softhawkway. com/ danilev. htm
6. Демин В. Тайны русского народа: В поисках истоков Руси. http:// lib. makehosting. com/
7. Иванов В. Д. Повести древних лет. Кн. 1, часть 1. За чёрным лесом. http: // bestlibrary. rusinfo.ru
8. Истархов В. А. Удар русских богов. http: // istarhov - vladimir -a . viv. ru/
9. Лесной С. (Парамонов). Откуда ты, Русь? http: // lib. makehosting. com/
10. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. http:// lib. ru/
Поступила в редакцию 15.02.05
V. V. Orekhov, N.A. Nasonov
The article is devoted to the issue of the early evidence aboud tax relation in Ancient Russia
The authors give evidence that the time for appearing tax relation in Ancient Russia came earlier than the year of 945, which is mentioned by the authors of publications on history taxations as the year of the beginning of tax relation in Ancient Russia. Tax relation emerged earlier than the sate formation took place. Taxes originated not from "state" but from society's demand that came earlier than the state formation. The article presents the evidence aboud "Velesov Book" and "Stories of Times", which reflect the origin of tax relation. The given facts are not known for a wide readership.
Орехов Владимир Викторович,
Насонов Николай Алексеевич
Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 4.
ЭКОНОМИКА 2005. №3
большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало.
В Повести временных лет не рассказывается, как древляне убили Игоря. Византийский летописец утверждает, что привязали Игоря к двум склонённым верхушками деревьям.
Эпизод смерти Игоря от разгневанных его чрезмерными поборами налогоплательщиков в 945 году считается в большинстве налоговых учебников началом налогообложения на Руси.
Содержание приведенных фрагментов из Повести временных лет показывает, что налогообложение на Руси практиковалось и до года гибели князя Игоря, по крайней мере, где-то на 100 лет раньше.
С. Лесной пишет о взимании русичами дани с арабов ещё в первой половине VII века [9].
В подати в до Киевской Руси шла десятая часть доходов: хлеба, мёда, льняной пряжи и кудели, рыбы солёной и сушёной, шкур, птичьего пуха, шерсти, драгоценной и мягкой пушнины, изделий из железа, полотна, дерева, кости. Город брал подати всем, чем давали. И серебром, и золотом, и самими достатками [7].
Обязательные взносы натуральными продуктами и платежи в общинах до Киевской Руси собирали старшины. Под надзором старшин служили приказчики. Приказчики взвешивали привезённое зерно, мёд и воск, считали ложки, миски и топорища, перемеряли деревянными вёдрами шерсть и птичий пух. Принесённая подать отмечалась на бирках. Принесшему выдавался кожаный ярлык - свидетельство, что он от подати чист [7].
Русский историк Сергей Фёдорович Платонов в Полном курсе лекций по русской истории (1917) сообщает, что «из дружины князь брал своих администраторов, с помощью которых он управляет землею и охраняет ее. Эти помощники назывались «вирниками» и «тиунами»; обязанность их состояла в суде и взыскании виры, то есть судебной пошлины, в управлении землею и в сборе дани. Дань и вира кормили князя и дружину. Князь собирал дань иногда с помощью чиновников, а иногда и лично. Собиралась дань натурой и деньгами, и точно так же не одной натурой, но и деньгами давалась дружине» [10].
Документальные свидетельства налоговых отношений у древних русичей: Велесова Книга, Повесть временных лет, много «моложе» законов царя Хаммурапи (XVII в. до Рождества Христова), законов Ману (около VI в. до Рождества Христова), иных ранних свидетельств налогообложения в Египте (XXXII - ХХХХЇЇ в. до Рождества Христова), в Китае, в Японии, в Риме, в Греции и в других государствах.
О налогообложении на Руси в древние времена можно судить по сведениям из Велесовой Книги и из Повести временных лет, откуда явствует,
В год 885 ...Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даёте дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали...
В год 907 ... Пошёл Олег на греков... И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».
...И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей...
... и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Сте-мида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любе-ча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу...
... Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань...
В год 914 ...Пошёл Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой...
В год 944 . Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников у них взял, -и пошёл на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли себе печенегов». Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
Год 945. ... Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины...
. Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем странам. И пришла осень, и стал он замышлять пойти на древлян, желая взять с них еще большую дань...
Мы подошли к событиям Повести временных лет, датируемым 945 годом. Именно их с разной степенью точности привязки к оригинальному тексту Повести большинство российских авторов считает началом налогообложения в Отечестве. Мы, надеемся, убедительно показали, что они - налоговые отношения - использовались древлянами-русичами много раньше.
Год 945. ...В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь - пошёл к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая
ЭКОНОМИКА 2005. №3
Повесть временных лет
Повесть временных лет - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится обычно к началу XII века. Летопись вобрала в себя материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Нами используется её текст в переводе Д. С. Лихачева (www. chat. ru/).
В Повести временных лет говорится (до 852 года) ...после смерти братьев Кия, Щека и Хорива стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, -саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось всё это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению...
Год 859. ... Варяги из заморья взимали дань с чуди и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
Год 862. ...Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть...
С этого, 862-го года говорит нам Повесть временных лет, что после прекращения уплаты дани варягам из заморья, среди племён русичей - новгородских словен, чуди, мери, веси и кривечей - началась усобица. Закончилась усобица тем, - пишет в своих Лекциях по истории Древней Руси И. Н. Данилевский [8], - что её участники решили найти себе князя, который бы ими «володел и судил по праву». И по их просьбе пришли княжить на Русь три брата-варяга: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик начал княжить в Новгороде (потом он переберётся в Киев и сделает его престольным градом), Синеус -на Белоозере, а Трувор - на Ладоге.
862 год. ... И было у Рюрика два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата «Кий Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».
В год 882 ... Олег начал ставить города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 3GG гривен ежегодно.
В год 883 ...Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по чёрной кунице.
В год 884 ..Пошёл Олег на северян, и победил северян и возложил на них лёгкую дань, и не велел им платить дань хазарам.
сания текстов Велесовой Книги он считает приблизительно 880 год [9]. Есть мнение, что она писалась ориентировочно с 5-го по 9-е столетие жрецами Русколани и Древнего Новгорода [3].
Велесова Книга - это записи, начинающиеся событиями, которые происходили задолго до Рождества Христова, доведённые до времён Аскольда и Дира, но не захватившие вовсе киевского князя Олега. Вероятно, это древнейший русский источник. Излагаются в нём события, как уже упоминавшиеся в других исторических находках, так и зафиксированные впервые, ибо касаются эпохи, вовсе не затронутой летописью Нестора [2; 9].
Велесова Книга о налоговых отношениях
Приведём содержание некоторых фрагментов из текста Велесовой Книги. Извлечения приводятся в основном из Велесовой Книги в переводе
А. И. Асова (2-е изд. М., 1955).
На дощечке № 3 Велесовой Книги сообщается, что во времена язычества славяне отдавали от своего дохода 10% старейшинам рода на общие нужды и 1% - волхвам [8].
. Так отдавали мы десятую часть отцам нашим и сотую - властям.
...И от гуннов торговцы прятались за мужами Белояровыми и говорили, что дают серебро и два коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимо готов, также суровых в битве, и дойти до Днепра. И кони у них бесчисленны, и дважды берут они дань...
. И Велес идет там править стадами, и ступает по золоту и живой воде, и никому там не надо платить дань...
. А затем ушли в солнечный Египет. И долго в те годы давали мы
дань...
. Единственно к смеху то, что мы должны были платить подать -мыто, и никогда не смели... если дань терпели...
. А эллины плакали о печали своей и просили, чтобы им платить
дань...
... И собирали с них дань - овец на заклание и вино...
... И вот прошли две тьмы, а за этими двумя тьмами пришли варяги и отобрали землю у хазар, на которых мы работали и кому платили дань...
...Не уважили (решение) и потому были разбиты, и потому у нас взяли дань...
В Велесовой Книге часто говорится о дани. Судя по контексту, она взималась с побеждённых общин, но это не лишает её налоговой сути.
В Велесовой Книге указывается, чем платили дань, подать, мыто, налоги - овцами и вином.
Может показаться, что внимание к Велесовой Книге излишне. Это сделано преднамеренно. Историю налогообложения на Руси обычно начинают с 945 года, с упоминания в Повести временных лет (писалась около 1113 года, а возможно, и много позднее) о походе киевского князя Игоря за данью. Предложенный материал из Велесовой Книги доказывает, что существует более раннее упоминание о налоговых отношениях на Руси.
ЭКОНОМИКА 2005. №3
УДК 336.2:930(470)(045)
В.В. Орехов, Н.А. Насонов
К ВОПРОСУ О РАННИХ СВИДЕТЕЛЬСТВАХ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУСИ
Исследован вопрос о ранних свидетельствах налоговых отношений на Руси.
Ключевые слова: налог; налоговые отношения.
Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов.
Ф. Нитти
Налоговые отношения появились вследствие общественных потребностей, то есть раньше возникновения в сообществе государственного образования. Эта посылка хорошо видна на примере Руси.
В российских публикациях как наиболее ранний пример налогообложения на Руси приводится описание в Повести временных лет похода за данью князя Игоря в 945 году. Налоговые отношения использовались русичами и много раньше [3].
Налоги, как считается, существуют столько же, сколько существует человечество [1]. Применительно к нашему отечеству можно сказать, что налоговые отношения у русичей использовались со времён образования их общностей.
Велесова Книга
Велесова Книга - самый ранний или один из самых ранних объёмных документов, в котором явно проступают налоговые отношения, хотя свидетельства Велесовой Книги не приводятся в учебных пособиях по налогообложению.
Велесова Книга - это священное писание славян [3], священный древнеславянский текст, в котором содержится бесценная информация о мировоззрении и истории наших предков. В течение многих тысячелетий эта книга писалась волхвами докирилличными письменами на деревянных дощечках. Это отдельные, зачастую не связанные между собой беспрерывной нитью «лекции» волхвов о бытии славян начиная примерно с XXXI века до Рождества Христова. Так считает В. В. Данилов [6]. И. Н. Данилов считает, что дощечки рассказывают историю славянских племён с IX века до Рождества Христова [4; 5]. С. Я. Лесной (Парамонов) считает, что Велесова Книга (он называет её Влесовой книгой) охватывает историю приблизительно с 650 года до Рождества Христова до последней четверти IX века. Временем напи-