Психологические науки Экспериментальные и теоретические исследования
УДК: 314(470.345)
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
Е.Н. Касаркина. Мордовский государственный университет им. Н. П.
Огарева (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье анализируется специфика технологии консультирования в социальной работе с пожилыми людьми в сельской местности (на примере исследования в Республике Мордовия).
Ключевые слова: консультирование, пожилые люди, психологические особенности пожилых, социальная работа.
Обратившись к словарям и энциклопедиям мы не найдем единого определения понятия «готовность к браку». Все, кто употребляют это понятие, вкладывают в него свое собственное интуитивное содержание и смысл. Понятие готовности к брачно-семейным отношениям охарактеризовать не просто, так как это этап индивидуального развития измеряющегося не астрономическим, а, скорее, психологическим временем. Готовность к браку детерминирует добрачное поведение.
Под добрачным поведением мы понимаем - поведение, определяемое биологическими, психологическими, социальными характеристиками индивида, зависящее от социокультурных условий проживания человека, направленное на выбор брачного партнера и детерминирующее характер будущего супружества, эмоционально-психологическое отношение к семейным ценностям, итогом которого, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть: вступление в брак и создание семьи; создание семьи вне брака; отказ от вступления в брак и отказ от создания семьи.
Задача изучения добрачного поведения весьма сложна. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, сложностью добрачного поведения как социально-психологической системы. Добрачное поведение включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, затруднительно определить все ценности, установки, потребности, мотивы, входящие в структуру этого поведения. В формировании добрачных отношений имеет место значительное количество личностных, психологических, возрастных, половых особенностей человека, участвует социальное окружение, влияют социально-экономические и территориальные условия проживания, традиции, обычаи и нормы общества.
Во-вторых, отсутствием единого подхода к понятиям «добрачное поведение» и «выбор брачного партнера», единого понимания их сущности и структуры. К тому же, в настоящее время отсутствует единая теория, которая выполняла бы роль теоретического базиса для изучения добрачного поведения, вместо этого имеется значительное количество концепций с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к пониманию добрачного поведения и брачного выбора.
В-третьих, значительным воздействием обыденного опыта на добрачное поведение. Добрачное поведение - область социальной жизни, о которой каждый человек имеет свое представление, считая его единственно правильной моделью для понимания добрачных отношений вообще. События, происходящие в добрачном поведении уникальны, интимны, изменчивы, отличаются отсутствием четких контуров и стандартов. Добрачное поведение воплощает разнообразные человеческие свойства, качества, потребности и вместе с тем характеризуется конструктивными и неконструктивными параметрами.
Добрачное поведение - это определенный этап, какая-то фаза индивидуального развития, которое трудно определить более или менее точными возрастными, социальными, или психологическими характеристиками. Например, в качестве нижнего предела можно взять начало полового созревания, которое имеет достаточно четкие признаки, многократно описанные в научной литературе. В качестве нижнего предела этот возраст взят не случайно, так как именно в пубертатный период пробуждается половое влечение, появляется обостренный интерес подростков к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Гормональные процессы влекут за собой не только изменения в телосложении, но и в социальном поведении, психологии, интересах, самосознании.
Указать верхнюю границу добрачного поведения еще более затруднительно, так как добрачное поведение не всегда заканчивается решением вступить в брак, тем более что многие вступают в брак в достаточно зрелом возрасте или не вступают вообще. В некоторых случаях добрачное поведение может быть для индивида непрерывным процессом активного добрачного поиска. Это можно объяснить разными причинами - одни не вступают в брак, поскольку не приспособлены к нему психологически, материально или физиологически, другие избегают связанной с браком ответственности, третьи состоят в фактическом браке, но не регистрируют его.
Половая зрелость явление достаточно ясное и определенное, но социальные, психологические и нравственные аспекты зрелости более сложны. Здесь практически невозможно установить какие-то временные интервалы, жизненный опыт приобретается разными индивидами с неодинаковой интенсивностью. Человек может достичь половой зрелости, но не сформироваться как личность. Готовность к браку должна определяться не возрастом, а социально-психологической целостностью личности.
В рамках диссертационного исследования в МГУ им. Н.П. Огарева был проведен социологический опрос студентов, обучающихся в крупных высших учебных заведениях Республики Мордовия на тему: «Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи». Он позволил определить социальную и психологическую готовность молодежи к брачно-семейным отношениям. Распределение мнений респондентов относительно степени их подготовленности к выполнению ряда семейных обязанностей показало, что многие молодые люди психологически и материально не готовы к выполнению ряда социальных функций супругов (таблица 1).
Опираясь на полученные результаты, мы можем назвать уровень подготовки современной студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям недостаточным, не целенаправленным, основанным на социально-бытовых научениях, отражающим в большей степени желания, чем реалии брачно-семейных отношений.
Основными источниками знаний и субъектами, осуществляющими добрачную подготовку, сегодня являются печатные издания, фильмы и телепередачи (больше развлекательного, а не обучающего характера), разговоры с родителями, друзьями. Соответственно, ничего похожего на
специальную, систематическую подготовку молодежи к браку и семейной жизни сегодня нет.
Полученные данные показали, что ухаживание, сексуальность и ценностные ориентации современной студенческой молодежи отделены от матримониальных намерений и имеют самостоятельную ценность. Современная молодежь вступает в половые отношения, сожительствует, не всегда имея намерение вступить в брак и создать семью. В результате исследования было выявлено усиление личной свободы и индивидуальности в выборе брачного партнера, усиление открытости добрачной сексуальной сферы, повышение толерантности к добрачным половым связям и незарегистрированным бракам-сожительствам. Однако планы молодежи на будущее определены довольно позитивно.
Четко вырисовываются две основные модели брачно-семейных отношений: юридически зарегистрированный брак и брак, освещенный церковью, с последующей юридической регистрацией. Это свидетельствует о том, что студенческая молодежь, несмотря на толерантное отношение к сожительству, связывает свою жизненную стратегию с юридически зарегистрированным браком и семейным образом жизни. Если в прошлом культура через механизм социального воспроизводства определяла выбор брачного партнера интересами рода, семьи, сословия и индивид подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении.
Таблица 1
Распределение мнений респондентов по поводу степени подготовленности к исполнению ряда семейнын обязанностей, б %
Степень подготовленности
Ниши степень pi* Ниже среднего «2п Срсднн.н степень «3* Ьиши Средне ВышпаД степень «5»
5 о Е $ к а < Б к 5 Ъ Е X Й а Г 5 5 Е X 1 -Е X 5 i о Е % в 1 К 5 6 Е X £ о -с г зс
1. Материально содержать семью 35.78 6239 15,37 21.56 28.90 13,76 9,36 2.23 10,09 0
2. Осуществлять мелкий ремонт Б доме 4ДЗ 16,74 10,55 24,31 26.33 за .07 32,57 16.23 25,92 4,59
3. Организовывать досуг семьи 2,29 0,92 11,70 Й,49 40,37 25,46 36.7D 26,61 13,43
4. Создать порядок и у (От 6 доме 3,90 0 9,АО 1.83 30.05 15,14 27,0В 45.В7 29,59 37,16
5. Выполнять коз. работы по дому 4,13 о,э; 7..S0 1.83 26.33 23,17 34,36 33,39 2Б,3& 35,09
б. Ухаживать за ребенком 7,60 9,63 17,89 1,34 33.72 25,69 16,74 32. ВО 23,В5 24,54
7. Создавать благоприятную атмосферу 6 семье 2,52 0,92 12,16 6,42 30,50 33,49 29,13 29,36 25,69 29,32
8. Быть хорошим сенсуальным партнером 2.23 S.2S 1.61 17.20 36.24 41,06 29,59 34,17 25,69
9. Быть любящим (ей) супругом и отцом, (супругой и матерью) 3,90 0 S.Ü3 а 14,6В 15,КЗ 52,29 51,61 21,10 32,57
10. Брать на себя ответственность за семью и ее членов 4,59 1,33 5,96 3,17 14,91 31,42 «,79 26,ES 27,75 30,73
Сфера общения современных молодых людей становится более дифференцированной и избирательной. Ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальную монополию: любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение представляют для них ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак, создать семью или нет. Все это, на наш взгляд, является общим следствием трансформации и снижения регулирующего потенциала общественных норм в отношении добрачного поведения
молодежи.
Тем не менее, отрадно, что большая часть молодежи имеет положительные репродуктивные установки, предполагает в будущем вступить в брак, создать семью. Вероятно, несмотря на формирование новых взглядов на семью и добрачное поведение, в обществе еще достаточно силен тысячелетний опыт семейных традиций. Молодые люди, так и не вступившие в брак, не создавшие в свое время семью, не родившие детей, оказываются периферийными индивидами. Имеется в виду, что они не оцениваются по критериям «хорошие» или «плохие», оценка идет по показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам, которые гласят: «Человек обязан иметь детей, семью, брак должен быть законно зарегистрирован».
Kasarkina, E.N. K voprosu o psihologicheskoj i social'noj gotovnosti molodkzhi k brachno-semejnym otnoshenijam / E.N. Kasarkina // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri [Jelektronnyj nauchnyj zhurnal]. - №4. -2013. - URL: http://bulletinpp.esrae.ru/205
© Е.Н. Касаркина, 2013.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. — • —
Подписано в печать 30.12.2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013.
Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.