2023
УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ
Russian Journal of Criminal Law
№ 22
Научная статья
УДК 343.85 doi: 10.17223/23088451/22/13
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сергей Иванович Паканич1
1 Вятский государственный университет, Киров, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются некоторые вопросы противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Актуальность изучения коррупции обусловливается объективной необходимостью совершенствования российского законодательства и практики его применения по борьбе с данным негативным явлением. Раскрываются причины коррупционных проявлений, дается криминологический портрет сотрудника уголовно-исполнительной системы, склонного к совершению коррупционных правонарушений. На основе личного опыта работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Вологодской, Кировской и Кемеровской областей, анализа правовой базы и практики деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации отмечается ряд проблемных вопросов, а также высказываются отдельные предложения по их решению. По мнению исследователя, некоторые положения могут быть успешно реализованы в законодательстве в современных условиях реформирования в рамках Концепции развития УИС РФ до 2030 г.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, коррупция в уголовно-исполнительной системе
Для цитирования: Паканич С.И. К вопросу о противодействии коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Уголовная юстиция. 2023. № 22. С. 77-80. doi: 10.17223/23088451/22/13
Original article
doi: 10.17223/23088451/22/13
ON COMBATING CORRUPTION IN THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Sergey I. Pakanich1
1 Vyatka State University, Kirov, Russian Federation, [email protected]
Abstract. Anti-corruption activities are aimed at solving the following main tasks in the field of preventing and combating corruption: 1) improving the system of prohibitions, restrictions and obligations established to counter corruption, ensuring the inevitability of liability for corruption offenses; 2) increasing the efficiency of preventing and resolving conflicts of interest in the penal system, ensuring uniform law enforcement practice and the inevitability of liability; 3) improving anticorruption measures when purchasing goods, works, and services to meet state and municipal needs; 4) improving the control over expenses and providing, in the prescribed order, relevant materials to the Prosecutor's Office of the Russian Federation so that the property for which no information has been provided confirming its acquisition with legal income can become the state's income; 5) analyzing the current anti-corruption legislation of the Russian Federation to systematize and update it, as well as to eliminate gaps and contradictions in it. The analysis of these measures shows that they do not eradicate the main reasons that make the Russian penal system's employees commit corruption offenses. It seems appropriate, first of all, to resolve issues of personnel's social and legal protection, to consistently improve their working conditions, and staffing mechanisms. The measures proposed in the plan will not have a real impact on reducing the level of corruption in the penal system, in the author's opinion. Keywords: corruption, combating corruption, corruption in penal system
For citation: Pakanich, S.I. (2023) On combating corruption in the penal system of the Russian Federation. Ugolovnaya yustitsiya - Russian Journal of Criminal Law. 22. рр. 77-80. (In Russian). doi: 10.17223/23088451/22/13
Международное антикоррупционное движение Это крайне парадоксальное явление, поскольку теоре-
Transparency International опубликовало исследование тическая степень его изученности, а также интенсивность
«Индекс восприятия коррупции» за 2021 г. В данном рей- практических мер по борьбе с ним не способствуют ни ис-
тинге Российская Федерация набрала 29 баллов из 100 и коренению, ни даже уменьшению его проявлений. Кор-
заняла 136-е место из 180 стран. Столько же набрали, рупция продолжает оказывать крайне негативное влияние
например, Ангола, Либерия и Мали [1]. Тема коррупции на социальную жизнь общества, на его повседневную ре-
остается одной из наиболее притягательных для исследо- альность, поэтому ученые стремятся расширить границы
вателей самого широкого диапазона в течение последних существующих подходов к этому «серьезному наруше-
десятилетий. нию» [2. С. 3].
© Паканич С.И., 2023
В послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркивается, что коррупция является одним из главных барьеров на пути развития государства. Борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла; борьба с коррупцией - это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества [3].
Актуальность исследования вопросов противодействия коррупции обусловлена повышенной опасностью данного явления для государства и общества. Проникая в различные сферы, коррупция наносит значительный ущерб общественным отношениям. Не является исключением деятельность Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России). Данной проблеме придается широкий общественный резонанс в связи с тем, что уголовно-исполнительная система (УИС) - это сфера осуществления исполнительной власти, требующая неукоснительного соблюдения норм законодательства в деле исполнения уголовных наказаний. Данная деятельность не должна содержать в себе каких-либо корыстных мотивов со стороны сотрудников ФСИН России [4. С. 3].
Вместе с тем с 2015 г. уголовному преследованию подверглись директор ФСИН России Александр Реймер и три заместителя директора - Николай Баринов, Олег Коршунов и Валерий Максименко. В отношении еще двоих - экс-главы службы Геннадия Корниенко и его первого заместителя Александра Рудого - после отставки были организованы проверки. Как отмечают некоторые средства массовой информации, ФСИН России стала «чемпионом» среди российских федеральных ведомств по числу уличенных в коррупции руководителей [5-7].
Причины роста преступлений коррупционной направленности в УИС определяются, прежде всего, общими факторами, обусловливающими преступность вообще: 1) слабая социально правовая защита; 2) отток квалифицированных кадров; 3) коррумпированность отдельных работников и их сотрудничество с лидерами преступных групп; 4) низкий уровень правовой культуры.
К факультативным причинам коррупционных проявлений в УИС РФ можно отнести:
1) высокий некомплект личного состава (так, например, только в период с 2020 по 2021 г. численность вакантных должностей в УИС РФ увеличилась на 9 261 единицу с 9,92 до 13,26% [8, 9]);
2) научно не обоснованные нормативы штатной численности персонала УИС РФ. Имеют место быть многочисленные случаи совмещения сотрудниками двух и более должностей, не оплаты этой деятельности и сверхурочной работы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [10]. Подобное отношение к сотруднику формирует в нем противоправные установки -«раз государство нарушает мои права, то и я могу не соблюдать нормы закона»;
3) слабое финансовое и материальное обеспечение УИС РФ (например, когда государство не решает многочисленные личностные, социально-бытовые и медико-психологические проблемы осужденных, они и их близкие родственники пытаются пойти на подкуп должностных лиц, чтобы передать теплые вещи, лекарства, книги);
4) провокации коррупционных ситуаций со стороны осужденных, подозреваемых и обвиняемых, их родственников, знакомых;
5) попустительство и некомпетентность руководства. Принятие антикоррупционной политики в учреждениях и органах УИС РФ должно сопровождаться не только информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. При этом Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» обязывает принимать конкретные меры по предупреждению коррупции [11]. Вместе с тем в ряде исправительных учреждений, например, не организовано питание личного состава (отсутствуют столовые для сотрудников), не ведется досуговая работа с персоналом и членами их семьи. Методы включенного наблюдения, опроса и анкетирования сотрудников УИС показывают, что в учреждениях и органах, руководство которых предпринимает максимальные меры по созданию наиболее благоприятных условий при прохождении службы, наблюдается меньшее число случаев коррупционных проявлений. На вакантные места в таких учреждениях и органах имеется значительно больший резерв кадров. Это позволяет руководству при приеме на службу подбирать наиболее квалифицированный персонал, тем самым снижая коррупционные риски.
В юридической литературе представлен криминологический портрет сотрудника, склонного к совершению коррупционных правонарушений: 1) возраст - до 30 лет; 2) стаж - менее 5 лет; 3) звание рядового, младшего или среднего начальствующего состава; 4) уровень образования - среднее специальное; 5) занимаемая должность - кадровый аппарат, медицинская служба, сотрудники охраны, режима, безопасности, конвоирования, оперативного состава [12]. Следовательно, чаще всего коррупционные правонарушения совершают лица с небольшим стажем, низким уровнем образования, занимающие должности младшего начальствующего состава. Однако в финансово-репутационном плане наибольший ущерб представляют коррупционные действия высших должностных лиц ФСИН России.
Правовую основу противодействия коррупции в УИС составляют: Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» [12], Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» [13], Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года» [14]. На основе данных документов в УИС разработан и реализуется «План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021-2024 годы» [15].
Мероприятия плана противодействия коррупции направлены на решение следующих основных задач в
Уголовно-исполнительное право /Penal law
области профилактики и противодействия коррупции: 1) совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения; 2) повышение эффективности предотвращения и урегулирования конфликта интересов в уголовно-исполнительной системе, обеспечение единообразной правоприменительной практики и неотвратимости ответственности; 3) совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 4) совершенствование механизмов контроля за расходами; направление в установленном порядке соответствующих материалов в органы прокуратуры Российской Федерации с целью обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; 5) проведение анализа действующего законода-
тельства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции с целью его систематизации, актуализации, а также устранения пробелов и противоречий.
Анализ данных мероприятий показывает, что они не решают основных причин толкающих сотрудников УИС РФ на коррупционные правонарушения. Представляется целесообразным в первую очередь решить вопросы социально-правовой защиты персонала, последовательно улучшать условия их труда, совершенствовать механизмы комплектования кадров. Предложенные же в плане мероприятия реального влияния на снижение уровня коррупции в УИС РФ, по нашему мнению, не окажут.
Таким образом, в целях эффективного противодействия коррупции в УИС РФ важно знать наиболее уязвимые места, создающие благоприятную почву для ее развития. Актуальность перечисленных выше проблем обусловливает необходимость их дальнейшего теоретического осмысления и разрешения в нормах законодательства и практике его применения.
Список источников
1. Россия в Индексе восприятия коррупции - 2021: 29 баллов и 136-е место. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021-29-ballov-i-136-e-mesto (дата обращения: 24.11.2022).
2. ГорбоваВ.В. Философско-антропологические измерения коррупции : автореф. дис. ... канд. философ. наук. Воронеж, 2016. 19 с.
3. Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2008, 2012, 2013, 2015 годы // Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 10.03.2022).
4. Яковлев Е.А. Правовое регулирование и организация деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации антикоррупционного законодательства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2015. 24 с.
5. Из кресла на нары: как руководители ФСИН занимали места своих подопечных.ЦКЬ: https://pasmi.ru/archive/316480/ (дата обращения: 24.11.2022).
6. Оборот незаконных коррупционных схем в системе ФСИН достигает 5 миллиардов рублей в год: тюремный контингент как источник криминального дохода. URL: https://www.ng.ru/politics/2020-12-17/1_8043_prison.html (дата обращения: 24.11.2022).
7. Селиверстов В.И. Куда социальный лифт теперь вывезет экс-директора ФСИН // Независимая газета. 2015. № 70 (6400). С. 14-17.
8. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2021 года). Тверь, 2022. С. 231-232.
9. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2020 года). Тверь, 2021. С. 211-213.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрании законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.
11. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 06.02.2023) // Собрании законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.
12. Дазмарова Т.Н., Чёрная А.В. Коррупция среди сотрудников УИС: причины и административно-правовые методы предупреждения и противодействия // Правовая культура в современном обществе : сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 194-198.
13. Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» от 16.08.2021 № 478 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 34. Ст. 6170.
14. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года» от 29.04.2021 № 1138-р // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.09.2023).
15. План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021-2024 годы (утв. ФСИН России 17.09.2021) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.09.2023).
References
1. Transparency.org.ru. (2021) Rossiya v Indekse vospriyatiya korruptsii - 2021: 29 ballov i 136-e mesto [Russia in the Corruption Perceptions Index 2021: 29 points and 136th place]. [Online] Available from: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021-29-ballov-i- 136-e-mesto (Accessed: 24.11.2022).
2. Gorbova, V.V. (2016) Filosofsko-antropologicheskie izmereniya korruptsii [Philosophical and anthropological dimensions of corruption]. Abstract of Philosophy Cand. Diss. Voronezh.
3. Kremlin.ru. (2022) PoslaniyaPrezidentaRF Federal'nomu SobraniyuRFna 2008, 2012, 2013, 2015gody [Messages ofthe President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation for 2008, 2012, 2013, 2015]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru (Accessed: 10.03.2022).
4. Yakovlev, E.A. (2015) Pravovoe regulirovanie i organizatsiya deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy v sfere realizatsii antikorruptsionnogo zakonodatel 'stva [regulation and organization of the activities of the penal system in the field of implementation of anti-corruption legislation]. Abstract of Law Cand. Diss. Ryazan.
5. Pasmi.ru. (2022) Iz kresla na nary: kak rukovoditeli FSIN zanimali mesta svoikh podopechnykh [From the chair to the bunk: how the heads of the Federal Penitentiary Service took the roles of their charges]. [Online] Available from: https://pasmi.ru/archive/316480/ (Accessed: 24.11.2022).
6. Ng.ru. (2020) Oborot nezakonnykh korruptsionnykh skhem v sisteme FSINdostigaet 5 milliardov rubley v god: tyuremnyy kontingent kak istochnik kriminal'nogo dokhoda [The turnover of illegal corruption schemes in the Federal Penitentiary Service system reaches 5 billion rubles a year: the prison population as a source of criminal income]. [Online] Available from: https://www.ng.ru/politics/2020-12-17/1_8043_prison.html (Accessed: 24.11.2022).
7. Seliverstov, V.I. (2015) Kuda sotsial'nyy lift teper' vyvezet eks-direktora FSIN [Where will the social elevator now take the exdirector of the Federal Penitentiary Service]. Nezavisimaya gazeta. 70 (6400). pp. 14-17.
8. RF Federal Penitentiary Service. (2022) Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy FSIN Rossii. Informatsionno-analiticheskiy sbornik (yanvar '-dekabr' 2021 goda) [Main performance indicators of the penal system of the Federal Penitentiary Service of Russia. Informational and analytical collection (January-December 2021)]. Tver: FKU NIIIT FSIN Rossii. pp. 231-232.
9. RF Federal Penitentiary Service. (2021) Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy FSIN Rossii. Informatsionno-analiticheskiy sbornik (yanvar'-dekabr' 2020 goda) [Main performance indicators of the penal system of the Federal Penitentiary Service of Russia. Information and analytical collection (January-December 2020)]. Tver: FKU NIIIT FSIN Rossii. pp. 211-213.
10. Russian Federation. (2002) Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. Ot 19.12.2022) [Labor Code of the Russian Federation dated December 30, 2001, No. 197-FZ (as amended on December 19, 2022)]. Sobranii zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1. Art. 3.
11. Russian Federation. (2008) Federal'nyy zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ "O protivodeystvii korruptsii" (red. Ot 06.02.2023) [Labor Code of the Russian Federation dated December 30, 2001, No. 197-FZ (as amended on December 19, 2022)]. Sobranii zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 52 (I). Art. 6228.
12. Dazmarova, T.N. & Chernaya, A.V. (2019) [Corruption among employees of the penal system: causes and administrative and legal methods of prevention and counteraction]. Pravovaya kul'tura v sovremennom obshchestve [Legal culture in modern society]. Proceedings of the 2nd International Conference. pp. 194-198. (In Russian).
13. Russian Federation. (2021) Ukaz Prezidenta RF "O Natsional'nom plane protivodeystviya korruptsii na 2021-2024 gody" ot 16.08.2021 № 478 [Decree of the President of the Russian Federation "On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024" dated August 16, 2021, No. 478]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 34. Art. 6170.
14. Consultant Plus. (2021) Order of the Government of the Russian Federation "On approval of the Concept for the development of the penal system of the Russian Federation for the period until 2030 " dated 29 April 2021 No. 1138-r. Moscow: Consultant Plus. (In Russian).
15. Consultant Plus. (2021) Anti-corruption plan of the Federal Penitentiary Service for 2021-2024 (approved by the Federal Penitentiary Service of Russia on September 17, 2021). Moscow: Consultant Plus. (In Russian).
Информация об авторе:
Паканич С.И. - доцент кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности Юридического института Вятского
государственного университета, кандидат юридических наук (Киров, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
S.I. Pakanich, Cand. Sci. (Law), associate professor, Vyatka State University (Kirov, Russian Federation). E-mail: sergeipaka-
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.05.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 13.12.2023.
The article was submitted 18.05.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 13.12.2023.