Научная статья на тему 'К вопросу о пространственной организации хозяйственной деятельности в республике Саха (Якутия)'

К вопросу о пространственной организации хозяйственной деятельности в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / КЛАСТЕРЫ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / SPATIAL ORGANIZATION / TERRITORIAL PRODUCTION COMPLEXES / COMPLEXES / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Е. Н., Пауль А. В.

Более половины жизненного пространства и значительная часть национальной экономики республики представлены районами с крайне неблагоприятными факторами хозяйствования и жизнедеятельности населения, для которых вдвойне актуальны и необходимы в пространственном устройстве экономики адекватные формы организации регионального общественного воспроизводства. В статье рассматриваются территориально-производственные комплексы, кластеры, свободные экономические зоны как формы пространственной организации хозяйственной деятельности в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of spatial organization of the economic activity in the Republic of Sakha (Yakutia)

More than a half of the territory of Sakha Republic, as well as a considerable part of the national economy are situation in the regions with very unfavorable factors for economy and living; therefore, specific forms of spatial economic arrangement and organization of regional production are necessary in the Republic. The article describes territorial production complexes, clusters and free economic zones as form of spatial economic organization in Yakutia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о пространственной организации хозяйственной деятельности в республике Саха (Якутия)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

К ВОПРОСУ О ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Е.Н. Федорова,

зав. отделом Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор географических наук, профессор [email protected]

А.В. Пауль,

соискатель Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова, ведущий экономист Национального банка РС (Я) (г. Якутск)

[email protected]

Более половины жизненного пространства и значительная часть национальной экономики республики представлены районами с крайне неблагоприятными факторами хозяйствования и жизнедеятельности населения, для которых вдвойне актуальны и необходимы в пространственном устройстве экономики адекватные формы организации регионального общественного воспроизводства. В статье рассматриваются территориально-производственные комплексы, кластеры, свободные экономические зоны как формы пространственной организации хозяйственной деятельности в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), пространственная организация, территориально-производственные комплексы, кластеры, свободные экономические зоны

УДК 338.124 (571.56) ББК 65.9 (2 Рос. Яку)

Конкуренция между субъектами хозяйствования в условиях глобализации мировой экономики заметно усиливается. Однако, по результатам аналитических исследований мировой практики, выясняется, что самостоятельное и изолированное использование отдельным предприятием отраслевых и региональных конкурентных преимуществ завоевания рынков товаров и капиталов, представляется невозможным. Поэтому стремление к кооперации участников рынка между собой и сотрудничеству с государством, наукой и общественностью, позволяет добиться высокой конкурентоспособности на основе совместного внедрения инноваций, повышения производительности труда и получения эффекта на основе синергизма.

Вплоть до конца прошлого века российские ученые-экономисты и экономико-географы разрабатывали плановую теорию развития и размещения производительных сил, в результате которой создавались территориально-производственные комплексы. На каждое десятилетие разрабатывалась Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны, которая предусматривала наиболее рациональное сочетание различных производств в территориальных комплексах и оптимальные пропорции развития отдельных экономических районов. Генеральная схема разрабатывалась в двух-трех вариантах, из которых выбирался наиболее экономически эффективный, что означало «максимальное повышение производительности общественного труда при заданном общественном фонде накопления» [10, с. 11].

Но вот на смену плановой экономике пришла рыночная, где индустриальная и постиндустриальная модели развития экономики устаревая, уступают место инновационной модели

с новыми технологиями управления экономикой, основанной на активном использовании конкурентных преимуществ, научных знаниях и последних достижениях экономической науки.

В последнее время альтернативной стратегией экономическому планированию становится политика экономического развития на основе промышленных кластеров. Кластерный подход отражает окончательный переход от традиционных программ развития экономики, сфокусированных на отдельном предприятии, к планированию прямых и косвенных связей предприятий и отраслей, рассматривающих их как неделимую систему. Путем выявления потенциальных кластеров с учетом специфики нужд отраслей внутри кластеров, в процессе планирования специалисты могут разработать стратегию развития региона на основе существующих преимуществ и с учетом специфичных условий [3, с. 17].

По мнению специалистов, после выявления промышленного кластера становятся очевидны разрывы в общем производственном процессе. При планировании кластеров необходимо использовать данное свойство с целью заполнения сегментов с низкой занятостью внутри отрасли для обеспечения непрерывности и бесперебойности производственного процесса. Как отмечает И.Е. Егорова — региональный исследователь в этой области, помимо роста занятости, кластеризация может стимулировать конкуренцию на региональном уровне, что в итоге повысит экономический рост. Другим положительным результатом создания кластеров является диверсификация отраслей путем развития сети поставщиков или смежных производств, обеспечивающих нужды крупных фирм и лидеров кластера. Последний аргумент в пользу кластерной политики пространс-

© ПСЭ, 2012

25 1

твенной организации связан с экономической устойчивостью такой структуры, что является результатом горизонтальной или вертикальной интеграции, повышающей восприимчивость к изменениям экономической среды [3, с. 18].

По мнению многих исследователей, проводивших сопоставление сущности принципов формирования территориально-производственных комплексов и экономических кластеров, установлен ряд отличий и схожих принципов. Во-первых, территориально-производственные комплексы создавались с целью наиболее эффективного использования природных и человеческих ресурсов, в то время как кластер призван объединить различные институты и фирмы для создания высоко конкурентной продукции. Во-вторых, территориально-производственные комплексы создавались по директивам правительственных органов, в основном, в непосредственной близости от источника сырья, в то время как для появления кластера необходимо наличие конкурентного преимущества данной территории (природных ресурсов, научного потенциала, рынка труда с квалифицированной либо дешевой рабочей силой и др.) [3, с. 48].

В работе И.В. Пилипенко находим, что основное отличие заключается в разных условиях функционирования территориально-производственных комплексов и кластеров: кластеры не могут развиваться без конкуренции как внутри самой системы, так и на внешних рынках [9].

Исследователи Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН [10] также отмечают, что основным характерным признаком кластера является производство им экспортоориентированной конкурентоспособной продукции.

В пользу продолжения реализации региональной экономической политики на основе территориально-производственных комплексов выступает В.Ю. Малов [7, с. 2-19], который соглашается с другими авторами в том, что новое для отечественной науки понятие кластера ни в коей мере не повторяет принципы формирования территориально-производственных комплексов. Более того, он считает, что дальнейшее развитие экономики регионов должно происходить в рамках ТПК-подхода с некоторыми изменениями, внесенными понятием кластеров.

С учетом специфики российской экономики и наличием отечественного опыта в создании территориально-производственных комплексов как «прообразов» кластеров на первоначальном этапе внедрения нового подхода целесообразно выделить кластеры в существующих межотраслевых комплексах. В качестве такового примера может быть использован, формирующийся на территории Республики Саха (Якутия) и в целом в России, алмазно-бриллиантовый кластер, отличающийся активной динамикой внутренних связей и высокой инновационностью экономики, а также бесспорной конкурентоспособностью конечной продукции на мировом рынке, и состоящий из предприятий четырех взаимосвязанных подсистем. Первая подсистема — это поисковые и геологоразведочные работы по подготовке надежной минерально-сырьевой базы горнодобывающей промышленности. Продукцией этой первой стадии производственной цепочки алмазно-бриллиантового кластера можно считать промышленные и прогнозные запасы алмазного сырья. Вторая подсистема — алмазодобывающая промышленность, представленная горно-обогатительными комбинатами с рядом небольших частных предприятий, получивших лицензии на геологическую разведку и добычу алмазов в некоторых регионах. В рамках второй стадии производственного цикла помимо добычи алмазов производится их обогащение и первичная сортировка. Поэтому горно-обогатительные комбинаты представляют собой мощные карьеры, рудники и крупные обогатительные фабрики. На данной стадии формируется конечная продукция второй стадии производственного цикла — сортированные оцененные необработанные алмазы. Третья подсистема — алмазообрабатывающая, включает предприятия по производству бриллиантов и алмазных инструментов. Сейчас их несколько десятков, подавляющее большинство — частные предприятия с участием иностранного капитала. В последние годы появились крупные предприятия холдингового типа, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации, а также частные структуры со значительными объемами производства и широкой географией сбыта. Продукция алмазообрабатывающей отрасли, к которым относят оцененные, сортированные алмазы (бриллианты), явля-

ется частично сырьем для ювелирного производства. В составе алмазно-бриллиантового кластера республики важное место занимает гранильное производство. Перспективы рынка алмазно-бриллиантового кластера связываются с ростом потребности в технических алмазах и увеличением спроса на бриллианты в быстро развивающихся странах Юго-Восточной Азии и нефтедобывающих арабских странах, а также с перспективами синтеза алмазов на основе новых открытий в области физики плазмы. К четвертой подсистеме можно отнести и ювелирные предприятия в части производства изделий с бриллиантами. В перспективе при значительном развитии ювелирной отрасли с использованием ограненных алмазов ее можно рассматривать как самостоятельную подсистему. Продукция ювелирного производства поступает в оптовую торговую сеть для дальнейшей реализации конечному потребителю всего производственного цикла алмазно-бриллиантового кластера, а именно, населению через систему розничной торговли. Помимо алмазогранильных, на территории республики действуют предприятия, специализирующиеся на производстве алмазных инструментов и порошков. Все эти предприятия уже заняли свои ниши на рынке производителей алмазного инструмента. Их продукция ориентирована на российский рынок. Пятая подсистема — торговая, имеющая две специализированные структуры. Сеть оптовой и розничной ювелирной торговли представлена фирменными магазинами производственных предприятий, торгово-выставочными центрами, частными торговыми точками, региональными торговыми представительствами и оптовыми площадками по реализации ювелирных изделий [8]. Одной из наиболее эффективных форм торговли на свободном рынке являются биржи. По своему назначению и специализации их подразделяют на товарные, фондовые, валютные, универсальные и трудовых ресурсов. Специализированные биржи по торговле алмазами и бриллиантами можно условно отнести к разряду товарных бирж, они действуют на основе самоокупаемости и предназначены для оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок. Все алмазные биржи — некоммерческие организации [6].

Таким образом, в структуре алмазно-бриллиантового кластера присутствуют предприятия всех звеньев производственной цепочки от геологоразведки до реализации продукции в розничной торговле. В результате интегрируются геологоразведочные организации, добывающая и обрабатывающая отрасли, а также сфера услуг. Алмазно-бриллиантовый кластер отличается от других межотраслевых комплексов высокой стоимостью конечного продукта, его тесной связью с производством драгоценных металлов (золото, платина, палладий) и быстрым ростом добавленной стоимости по мере углубления обработки сырья; разнородностью экономики первичных, вторичных, третичных и четвертичных отраслей алмазно-бриллиантового кластера [3, с. 69, 70, 74].

Формирование и использование кластерного подхода в пространственной организации экономики в сфере нефтегазовой промышленности также становится актуальной проблемой сегодняшнего дня. Созданная в республике производственная база нефтегазовой промышленности отвечает сегодняшним требованиям и способна решать программные мероприятия. Однако, для выполнения новой инновационной стратегии, нужно дальнейшее развитие и наращивание мощностей производств по эксплуатации газовых месторождений, совершенствование их организационной структуры на основе вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий, т.е. создание нефтегазового кластера является уже насущной необходимостью. По мнению Э.И. Ефремова, регионального эксперта в этой области, ныне существующие мелкие и разрозненные, сугубо местного значения акционерные общества республики: ОАО «ЯТЭК», ОАО «Ленагаз», ООО «Таас-Юряхнефтегаз», ЗАО «Иреляхнефть», «АЛ-РОСА-Газ», ОАО «Ленанефтегаз», ОАО «Сахатранснефтегаз», каждое в отдельности не обладают необходимой потенциальной возможностью и компетенцией, чтобы принимать решения по более сложным организационным и производственным вопросам стратегического характера и направления. Многочисленные предприятия нефтегазовой отрасли республики, являясь юридически самостоятельными, не связанными между собой производственными субъектами, преследуют только свои интересы. В результате оказалась разорванной единая технологическая система общего производственного цикла — от разведочных и добычных скважин до распределительных сетей низкого давления, от магистрального нефтепровода до перерабатывающих

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

производств и бензоколонок. Разрозненная производственная структура не создает условия свободной конкуренции между предприятиями, а наоборот, усложняет механизмы взаимоотношений и, тем самым, способствует возникновению дополнительных затрат [4, с. 270-283; 5].

Следовательно, для реализации стратегических задач, прежде всего, потребуется усиление разрозненных мелких нефтегазовых предприятий республики за счет их непосредственной интеграции. Только объединение усилий, причем достаточно опытных для эффективной организации работы в экстремальных условиях Крайнего Севера предприятий, могут развивать производственный потенциал, необходимый для обеспечения энергетической безопасности региона, в том числе для создания многоуровневой и комплексной технологической системы на основе применения новых технологий. Такой подход соответствует кластерному образованию, поскольку кластер представляет собой систему взаимосвязанных предприятий, общественных, научных организаций и государственных органов, планирующих и координирующих свою деятельность в соответствии с единой целью, выраженной в повышении конкурентоспособности продукции кластера на основе эффекта синергизма [5].

За последние годы в стране и республике сложились определенные положительные тенденции в развитии сельскохозяйственного производства. Существенно улучшаются показатели по производству сельскохозяйственной продукции, сократилось число убыточных предприятий, идут положительные процессы становления и развития агропромышленных формирований нового типа и агробизнеса, наиболее полно отвечающих требованиям рыночных отношений. Тем не менее, в целом в агропромышленном комплексе сохраняется пока неблагоприятная обстановка. Низкие инвестиционные возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно ограничивают условия для дальнейшего развития. В этой обстановке единственно правильным путем выхода из затянувшегося кризиса является формирование и развитие инновационно-экономического кластера агропромышленного комплекса с максимальным использованием возможностей научно-технического потенциала отрасли в восстановлении и развитии реального сектора экономики и придании ему инновационного характера. Это исключительно важное направление для поддержки предпринимательства, агрохолдингов, ферм и фирм, особенно пищевой и перерабатывающей промышленности. Инновации становятся ключевым фактором роста производства и занятости в сельском хозяйстве, что предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, и это особенно важно в свете предстоящего вступления России во Всемирную Торговую Организацию [1].

По наблюдениям региональных исследователей Дарбасо-ва В.Р., Афанасьевой А.В., Торговкиной О.В., в настоящее время в сфере агропромышленного комплекса региона создана определенная система взаимодействия Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики республики с научно-образовательными учреждениями, что позволяет подойти к новым перспективным элементам инновационной системы агропромышленного комплекса — технологическим кластерам. В этом плане для перевода продуктового комплекса агропромышленного комплекса на инновационный путь развития пространственной организации экономики представляет определенный интерес вопрос создания регионального инновационно-экономического кластера агропромышленного комплекса [1].

Таким образом, выявленные примеры формирующихся и прогнозируемых промышленных кластеров, сосредоточивающих на определенной территории взаимодействующие фирмы, компании, проектные, научные, образовательные и другие хозяйствующие субъекты рыночной экономики с целью достижения высокой эффективности своей деятельности и общей конкурентоспособности региона внутри страны и на мировом рынке, могут выступать в качестве вариантов пространственной организации экономики.

В мировой практике широко используются свободные экономические зоны самых различных типов и видов, с различными целями и задачами. В работе Е.Г. Егорова «Север России: экономика, политика, наука» находим, что в России эта форма предпринимательской, научно-технической и внешнеэкономической деятельности субъектов экономики начала применяться только в последние десятилетия в результате перехода к

рыночным отношениям. Причем отечественный опыт создания свободных экономических зон во многом оказался неудачным, так как сегодня эффективно функционируют только свободная экономическая зоны «Находка» на Дальнем Востоке, свободная экономическая зона в Калининградской области и свободная экономическая зона «Алтай» [2, с. 143].

Среди вариантов пространственной организации хозяйственной деятельности региона следует отметить некоторый опыт создания экономических зон развития, в частности, в целях отработки механизма решения социально-экономических проблем села при переходе к рыночным отношениям. Правительством республики в целях оказания реальной экономической помощи коренному населению были разработаны и претворялись Программы социально-экономического развития зоны «Заречье», «Лена», Индигирской и Колымской групп улусов (районов), а также улусов (районов) алмазной провинции в Западной Якутии. Как отмечает Е.Г Егоров, реализация этих программ не дала существенных результатов [2, с. 143]. Взять, к примеру, создание особой зоны развития «Заречье», основной задачей которой предписывалось решение приоритетных проблем жизнеобеспечения населения. Была создана администрация Программы зоны для осуществления единой экономической, социальной и инвестиционной политики, реализации мероприятий по развитию производства, консолидации финансово-кредитных ресурсов, объединения усилий в создании межрайонной производственной инфраструктуры, которые должны были радикально изменить уровень и качество жизни в заречных селах. Были утверждены Положения об экономической зоне развития «Заречья»«, об администрации экономической зоны, о регламенте Наблюдательного совета экономической зоны, о порядке налогообложения предприятий-резидентов экономической зоны, о порядке финансирования реализации Программы экономической зоны. В Программе экономической зоны развития «Заречье» намечено было семь приоритетных направлений. Самым актуальным признано решение проблемы обеспечения населения питьевой водой и обводнение сельхозугодий. Вторым важным направлением Программы являлся ускоренный переход теплоснабжения на жидкое топливо, газификация населенных мест. Следует отметить, что в настоящее время основной жилищный фонд «Заречья» — это деревянные одно- и двухэтажные постройки с отоплением от кирпичных печей, только 20% зданий отапливаются от котельных, при этом используется уголь — дорогостоящий, неэффективный и экологически опасный вид топлива. Третье направление Программы — строительство жилья в основном коттеджного типа. Четвертое направление — создание в зоне «Заречья» перерабатывающих предприятий сельскохозяйственной продукции. Пятый аспект Программы — создание в заречных улусах промышленных предприятий по выпуску товаров народного потребления. Начато внедрение мини-производств, цехов и мастерских, артелей по производству широкого ассортимента товаров повседневного спроса. Предусмотрено также создание сети альтернативной торговли: кооперативной, акционерной, частной. Особо важным является дорожное строительство и формирование зональной стройиндустрии; укрепление системы связи и транспорта, включая водный и воздушный [11, с. 51, 52].

Следует также отметить, что опыт создания экономических зон развития территорий, не получил должного внедрения в пространственной организации экономики региона. Однако, это не предполагает, по мнению Е.Г Егорова, что зональный подход к определению и обеспечению комплексного социально-экономического развития локальных территорий является неприемлемым и неэффективным. Существенным фактором, оказавшим влияние на практику создания свободных экономических зон, реализацию зональных программ развития производства, оказали системный экономический кризис, неблагоприятный инвестиционный климат и отсутствие устойчивой законодательной базы в стране [2, с. 143].

Более половины жизненного пространства и значительная часть национальной экономики республики представлены районами с суровыми природно-климатическими условиями и крайне неблагоприятными факторами хозяйствования и жизнедеятельности населения. И для них вдвойне-втройне актуальны и необходимы в пространственной организации экономики адекватно высокие потенциалы науки, технологии и организации регионального общественного воспроизводства.

Литература

1. Дарбасов В.Р., Афанасьева А.В., Торговкина О.В. Экономические предпосылки развития инновационных процессов в агропромышленном производстве Якутии // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 5.

2. Егоров Е.Г. Север России: экономика, политика, наука. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2006. — 560 с.

3. Егорова И.Е. Кластерный подход к развитию экономики: аспекты теории и практики. — Якутск: изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007. — 156 с.

4. Ефремов Э.И. ТЭК Якутии: состояние, проблемы и перспективы. — Якутск, 2007.

5. Ефремов Э.И., Ефремов А.Э. Инновационные приоритеты газификации населенных пунктов РС (Я) и их структуризация // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 5.

6. Лихтерман С.С., Николаев М.В., Егорова И.Е., Марактаев А.Н. Первая алмазная биржа России — Алмазная Палата России // Полярная звезда. — 2001. — № 7.

7. Малов В.Ю. ТПК и кластеры: общее, особенное, частное // ЭКО. — 2006. — № 11.

8. Николаев М.В. Современные направления научно-исследовательских работ в экономике алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. — М., 2009, № 32 (125) октябрь.

9. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. — Смоленск: Ойкумена, 2005. — 495 с.

10. Пространственный аспект социально-экономического развития региона / Под ред. А.С. Новоселова. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 408 с.

11. Экономическая зона развития «Заречье». Информационный бюллетень. Составитель: агентство «Тургут». — Якутск, 1994.

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В ИННОВАЦИОННОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Н.В. Охлопкова,

директор, заведующий кафедрой международных экономических отношений» Финансово-экономического института

Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук, профессор [email protected]

Л.Ю. Писарева,

заведующий социологической лабораторией Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат социологических наук [email protected]

В статье представлена концепция формирования и развития социального капитала в муниципальных образованиях северных регионов при сотрудничестве представителей администрации, ученых, бизнеса и местного сообщества, как драйвер инновационного развития северных территорий.

Ключевые слова: социальный капитал, социально-экономическое партнерство, инновационное развитие, северные регионы России.

УДК 332.146.2 ББК 65.01

Объект исследования — северные регионы России, занимающие более 64% ее территории при малом количестве населения 6,8-7 млн. человек и с огромным потенциалом развития.

Согласно Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера «Север — высокоширотная часть территории России, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обусловливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения» [1]. К районам Севера относятся полностью или частично территории 6 республик, 3 края, 11 областей и 8 автономных округов. Российский Север — самая заселенная и обширная территория среди всех северных стран и регионов мира.

Цель работы — обоснование роли социального капитала как драйвера инновационного социально-экономического развития северных регионов.

Методология исследования инновационного развития северных регионов — совокупность методов исследования и

проектирования инноваций. Методология управления инновационным развитием — система методов, факторов, условий, рычагов, приемов, механизмов, используемых для разработки и реализации стратегии инновационного развития региона.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «т», что переводится с латинского как «в направлении»; если переводить дословно, «инновация» означает «в направлении изменений».

Особую остроту необходимость развития инновационных систем приобретает в районах европейского и азиатского Севера, где сосредоточен основной природно-экономический потенциал развития страны в обозримой и дальней перспективе. Следует отметить, что использование богатств Севера и его освоение всегда наталкивалось на огромные трудности и издержки, обусловленные как его природно-географической спецификой, так и доминирующей до сих пор политикой освоения. Вместе с тем, современный российский регионализм существенно демократизирует и диверсифицирует условия и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.