Научная статья на тему 'К вопросу о пропорциях тела верхнепалеолитических Венер (по материалам стоянки Авдеево Курской области)'

К вопросу о пропорциях тела верхнепалеолитических Венер (по материалам стоянки Авдеево Курской области) Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ / ЖЕНСКИЕ СТАТУЭТКИ / ФИГУРКИ ВЕНЕР / АВДЕЕВО / ПРОПОРЦИИ ТЕЛА / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ / UPPER PALEOLITHIC / FEMALE STATUETTES / VENUS FIGURINES / AVDEEVO / BODY PROPORTIONS / PERSPECTIVE REDUCTION

Аннотация научной статьи по биотехнологиям в медицине, автор научной работы — Воронцова Елена Леонидовна

Введение. Причины необычных пропорций женских верхнепалеолитических фигурок по сей день остаются неизвестными. В данной работе предложено объяснение, основанное на известном в изобразительном искусстве явлении перспективного сокращения. Материалы и методы. Фотографии женщин (n = 6), сделанные при разной высоте и удалении камеры; антропометрические данные этих женщин; фотографии трёх женских верхнепалеолитических статуэток со стоянки Авдеево Курской области из собраний НИИ и Музея антропологии МГУ. Результаты. Анализ полученных в ходе эксперимента фотоизображений показал, что пропорции тела человека искажаются в зависимости от расстояния до фотокамеры и её высоты, а также от степени выступания отдельных точек тела, связанной с уровнем жироотложения. Зависимость величины продольных и поперечных диаметров от расстояния до камеры у женщин с разными типами телосложения представлена графически. Наибольшая скорость увеличения ракурсных искажений для тела человека начинается на расстоянии 150 см от точки наблюдения. При смещении высоты камеры к верхнему полюсу тела искажение пропорций выражены сильнее и проявляются в увеличении высоты головы и шеи и ширины плеч с одновременным укорочением ног и относительным уменьшении ширины бёдер. При смещении высоты точки наблюдения ближе к центру тела перспективные искажения выражены не так сильно, размеры туловища увеличиваются, а головы и ног уменьшаются. Серии фотографий женщин использованы в качестве шкал для оценки пропорций верхнепалеолитических Венер методом фотосовмещения. Заключение. Проведённый анализ даёт основания предполагать, что резчик работал на расстоянии около 100 см от модели, при этом его глаза находились на уровне верхней части тела: ниже переносья, но выше нижнего полюса молочных желёз. Анализ закономерностей перспективного искажения позволяет предположить, что верхнепалеолитические женщины, прототипы статуэток из Авдеево, имели небольшую длину тела (около 150 см), узкие плечи и, возможно, относительно короткие голени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of body proportions of Upper Paleolithic Venus (based on the Avdeevo site in Kursk region)

Introduction. The reasons for unusual proportions of female Upper Paleolithic figurines remain unclear to the present day. In this paper, we propose an explanation based on the perspective reduction phenomenon known in visual arts. Following materials were used for the study: photos of women (n=6) taken at different camera heights and distances; anthropometric data of these women; photographs of three female Upper Paleolithic figurines from the Avdeevo site in Kursk region from the Research Institute and the Museum of Anthropology of Lomonosov Moscow State University collections. Results. The analysis of photographic images obtained during the experiment showed that the proportions of the human body are distorted depending on the distance to the camera and camera heights relative to the object, as well as on the degree of protrusion of individual points of the body relative to a level of fat deposition. The dependence of the magnitude of longitudinal and transverse diameters on a distance from a camera in women with different body types is showed graphically. The highest rate of human body distortion starts at 150 cm from the observation point. When the camera height is shifted to the upper pole of the body, the distortion of the proportions is more profound and manifests itself in an increase of the head and neck height, and shoulder width while it visually shortens legs length and relatively decreases hips width. With a shift in the height of an observation point closer to the center of the body, the perspective distortions are not so pronounced, the size of the body increases, and the head and legs proportions decrease. A series of photographs of women were used as a scale to assess the proportions of Upper Paleolithic Venus by a photo-shifting method. Conclusion. The performed analysis shows that figurine artist probably worked at about 100 cm from the model, while his eyes were at the level of her upper body: below the nose bridge, but above the lower pole of the mammary glands. The analysis of the perspective distortion patterns suggests that the Upper Paleolithic women, prototypes of Avdeevo figurines, had a short body length (about 150 cm), narrow shoulders and, possibly, relatively short tibiae.

Текст научной работы на тему «К вопросу о пропорциях тела верхнепалеолитических Венер (по материалам стоянки Авдеево Курской области)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

DOI: 10.32521/2074-8132.2019.1.093-103

Воронцова Е.Л.

МГУ имени МВ. Ломоносова, НИИ и Музей антропологии, ул. Моховая, д. 11, Москва, 125009, Россия

К ВОПРОСУ О ПРОПОРЦИЯХ ТЕЛА ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКИХ ВЕНЕР (ПО МАТЕРИАЛАМ СТОЯНКИ АВДЕЕВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Введение. Причины необычных пропорций женских верхнепалеолитических фигурок по сей день остаются неизвестными. В данной работе предложено объяснение, основанное на известном в изобразительном искусстве явлении перспективного сокращения.

Материалы и методы. Фотографии женщин (n = 6), сделанные при разной высоте и удалении камеры; антропометрические данные этих женщин; фотографии трёх женских верхнепалеолитических статуэток со стоянки Авдеево Курской области из собраний НИИ и Музея антропологии МГУ.

Результаты. Анализ полученных в ходе эксперимента фотоизображений показал, что пропорции тела человека искажаются в зависимости от расстояния до фотокамеры и её высоты, а также от степени выступания отдельных точек тела, связанной с уровнем жироотложения. Зависимость величины продольных и поперечных диаметров от расстояния до камеры у женщин с разными типами телосложения представлена графически. Наибольшая скорость увеличения ракурсных искажений для тела человека начинается на расстоянии 150 см от точки наблюдения. При смещении высоты камеры к верхнему полюсу тела искажение пропорций выражены сильнее и проявляются в увеличении высоты головы и шеи и ширины плеч с одновременным укорочением ног и относительным уменьшении ширины бёдер. При смещении высоты точки наблюдения ближе к центру тела перспективные искажения выражены не так сильно, размеры туловища увеличиваются, а головы и ног уменьшаются. Серии фотографий женщин использованы в качестве шкал для оценки пропорций верхнепалеолитических Венер методом фотосовмещения.

Заключение. Проведённый анализ даёт основания предполагать, что резчик работал на расстоянии около 100 см от модели, при этом его глаза находились на уровне верхней части тела: ниже переносья, но выше нижнего полюса молочных желёз. Анализ закономерностей перспективного искажения позволяет предположить, что верхнепалеолитические женщины, прототипы статуэток из Авдеево, имели небольшую длину тела (около 150 см), узкие плечи и, возможно, относительно короткие голени.

Ключевые слова: верхний палеолит; женские статуэтки; фигурки Венер; Авдеево; пропорции тела; перспективные сокращения

Введение

Пропорциональное несоответствие длины ног и размеров туловища верхнепалеолитических женских фигурок всегда отмечается авторами. Гипотезы, объясняющие это явление, мы разделили на две группы: 1) художественная гипербола и 2) перспективное сокращение.

Сторонники гипотез художественной гиперболы полагают, что скульптор намеренно подчеркнул анатомические особенности, связанные с детородной функцией, а ноги уменьшил, как не заслуживающие внимания. М.Д. Гвоздовер [Гвоздовер,

1985] отмечает, что у статуэток костёнковско-ав-деевского типа тело построено анатомически правильно и достаточно реалистично. Деформации пропорций она связывает с концентрацией основной художественной идеи скульптуры, возможно, определяющей её смысловую нагрузку, и предлагает термин «акцентировка» деталей. По мнению М.Д. Гвоздовер, различия типов акцентировки не отражают реальные различия в антропологическом типе населения, а лишь выражают приверженность к той или иной канонизированной символике.

Семантическая нагрузка при этом связывается с выражением женственности, плодовитости, продолжения жизни [Berenguer, 1973; Rice, 1981; Wymer 1982; Guilaine, 1986; Russell, 1998] и впоследствии трансформируется в неолитический культ Богини-Матери или Великой Богини [Marshack, 1972; Soffer et al., 2000]; с демонстрацией физиологических последствий материнства [Duhard, 1993]; с эротической атрибутикой, призванной удовлетворять одну из двух главных потребностей первобытного человека: голода и секса [Luquet, 1930; Kurten, 1986; Ucko and Rosenfeld, 1967] и др. Сразу стоит отметить, что не все исследователи соглашаются с принятыми трактовками Венер, считая ошибочным навязывание современных культурных стандартов и ценностей древним народам [Nelson, 1993; Vandewettering, 2015].

Гипотезы перспективного сокращения объясняют диспропорциональность статуэток разной удалённостью частей тела от точки наблюдения: то, что ближе, воспринимается крупнее, а то, что дальше, - мельче. И это приводит исследователей к мнению о том, что фигурки представляют собой аутогенную визуальную информацию: т.е. женщина изображала себя сама [McDermot, 1996; Arachige, 2010]. В доказательство своей гипотезы McDermot приводит серию фотографий тела беременной женщины с той же точки и под тем же углом, как она сама себя может видеть, и сравнивает с изображением палеолитической статуэтки. По мнению автора, эти ранние статуэтки воплощали акушерскую и гинекологическую информацию и, вероятно, означали прогресс в сознательном контроле женщин над материальными условиями их репродуктивной жизни [McDermott, 1996].

Мы также придерживаемся гипотезы перспективного сокращения. Однако объясняем этот эффект не самокопированием женщиной своего тела, а близким взаимоположением резчика и модели [Воронцова, 2017]. В данной работе мы сделали попытку экспериментально подтвердить наше предположение.

Материалы и методы

Чтобы решить вопрос о степени ракурсных искажений в зависимости от расстояния до объекта, мы измерили шесть реальных женщин с помощью антропологических инструментов, а также произвели измерения по их фотографиям, сделанным с разных расстояний. Все материалы были собраны анонимно, с соблюдением правил биоэтики и подписанием протоколов информированного согласия. В соответствии с законом о персональных данных, данные были деперсонифицированы.

Кроме того по фотоснимкам были измерены 3 верхнепалеолитические женские фигурки из кости мамонта со стоянки Авдеево (Курская область) из собраний Музея антропологии МГУ.

Антропометрическая программа

По стандартной антропометрической методике [Бунак, 1941] антропометром определялись высоты над полом точек vertex (ve), suprasternale (ss), trochanterion (tr), tibiale laterale (tl); с помощью ленты измеряли окружности груди (ОГ), талии (ОТ) и бёдер (ОБ). Дополнительно были введены ещё три точки по вертикальной оси: пупочная (um, от umbilicus - пупок, лат.), нижняя точка пупочной ямки; точка талии (lu, от lumbis - талия, лат.) - на линии наиболее узкой части туловища справа (на талию надевался узкий ремешок); точка латеральной лодыжки (ml, от malleolus lateralis, лат.) - наиболее выступающая в сторону точка на правой латеральной лодыжке. Кроме того, большим толстотным циркулем измерялись наибольшая ширина плеч (ШП) и бёдер (ШБ). Оба размера определялись эмпирически без опоры на скелетные маркёры. Наибольшая ширина плеч соответствовала отрезку между наиболее выступающими точками дельтовидных мышц, наибольшая ширина бёдер приходилась на верхнюю половину бедра, но чёткой локализации не имела.

Масса тела (МТ) определялась электронными весами с точностью до 100 гр.

Методика фотосъёмки

Фотографирование женщин проводилось на фотофоне серого цвета с нанесённой на него сеткой 10x10 см. Вдоль стены помещался коврик шириной 60 см. Параллельно переднему краю коврика были нанесены линии с шагом в 50 см, таким образом получились отметки 50, 100, 150, 200 и 250 см. Фотосъёмка проводилась камерой смартфона Samsung GALAXY Note 3 SM-N9005 (основная камера: разрешение 13 Мпикс, автофокус, смарт-стабилизация, LED-вспышка) в режиме панорамной фотосъёмки. Камера устанавливалась на штативы. В процессе съёмки были задействованы два штатива, отрегулированных так, чтобы вместе с камерой примерно соответствовать высоте глаз человека стоящего (большой штатив) и сидящего (малый штатив): высота большого штатива 135,0 см, малого - 85,0 см, камеры 13,5 см. Таким образом, съёмка из положения «фотограф стоит» осуществлялась объективом, расположенным на высоте 148,5 см, из положения «фотограф

сидит» - 98,5 см. В центре штативов между ножками закреплялся отвес, позволяющий контролировать положение центра штатива относительно линий разметки. На рисунке 1 можно видеть рабочее место для фотосъёмки.

Женщины вставали вплотную к переднему краю, коврика, т.е. расстояние от верхушек больших пальцев ног до стены составляло 60 см. Поза естественная, ладони рук предлагалось поместить на груди над молочными железами. Первая фотография делалась с расстояния 250 см. После каждого кадра штатив перемещался вперёд на 50 см. После последнего кадра (с расстояния 50 см) камера переустанавливалась на второй штатив и процедура повторялась. Таким образом, для каждой женщины было получено по 2 серии фотографий из 5 кадров каждая, на которых и производились измерения.

Программа измерения фотоснимков

Так как на фотографиях невозможно точно определить локализацию антропометрических точек, в обозначениях добавлен надстрочный индекс f (от figura, лат.). Локализация точек для измерений на фотографиях представлена на рисунке 2.

vef - точка на вершине головы, несколько ниже верхней границы волос. Условность положения этой точки компенсируется практически полным совпадением её на всех фотографиях. Т.к. за время съёмки женщины не встряхивали головой и не поправляли причёску, то рисунок положения отдельных прядей на всех фотографиях практически идентичный;

gnf - подбородочная - нижняя точка контура лица по средней линии;

ssf - верхнегрудинная - нижняя точка ярёмной ямки по средней линии шеи;

maf - точка, лежащая в центре линии, соединяющей нижние границы молочных желёз; обычно за нижнюю границу молочных желёз принималась нижняя точка чашечки бюстгальтера;

luf - точка талии - определялась в самом узком месте туловища справа;

umf - пупочная - точка на нижнем крае пупочной ямки;

trf -вертельная точка (правая); её положение определялось на женщине и фиксировалось меткой;

puf - пубальная - вершина лобкового треугольника (по нижнему белью);

tlf - верхнеберцовая наружная (правая); её положение определялось на женщине и фиксировалось меткой;

I

Рисунок 1. Рабочее место для фотосъёмки Figure 1. Photography workplace

mlf - точка латеральной лодыжки (правая) -наиболее выступающая точка латеральной лодыжки на правой ноге;

def - наиболее выступающая точка дельтовидной области;

alf - наиболее выступающая точка латерально-абдоминальной области;

flf - наиболее выступающая точка латерально-бедренной области.

Основную группу составляли размеры по вертикальной оси. Из поперечных диаметров определялись только расстояние между дельтовидными def, латеральными абдоминальными alf и латеральными бедренными flf точками. Уровень над полом этих размеров определялся в точке пересечения оси размера с медианной плоскостью.

АНТРОПОЛОГИЯ № 1/2019: 93-103 Вестник Московского университета. Серия XXIII

Anthropology, 2019, no. 1, pp. 93-103 Moscow University Anthropology Bulletin

Рисунок 2. Точки, использованные при измерениях на фотографиях Figure 2. Measurements points on photos

Для получения сопоставимых результатов все измерения выполнялись после предварительного приведения длины тела на фотографиях к единому стандарту 2000 пикселей, независимо от реальной длины тела женщины. На каждом фотоснимке определялась нулевая точка, равная высоте положения объектива камеры.

Серии фотографий женщин в дальнейшем использовались в качестве шкал для сопоставления с изображениями верхнепалеолитических Венер.

Все измерения на фотографиях и фотосовмещения выполнены в программе Adobe Photoshop CC 2015.

Математическая обработка данных

Из значений каждого признака мы вычли высоту камеры, получив, таким образом, абсолютное отклонение положения точки от нулевого значения. Все последовательные изменения значений признаков были представлены графически.

Вычисления и построения графиков реализованы в программе Microsoft Excel 2010.

Результаты и обсуждение

В таблице 1 приведены антропометрические характеристики обследованных нами женщин. Можно видеть, что возрастной диапазон находится в интервале от 24 до 54 лет (I и II зрелый возраст согласно схеме возрастной периодизации 1965 г.). Длина тела находится в интервале от 1559 до 1776 мм, масса тела - от 48,8 до 78,7 кг; окружность груди - от 800 до 1060 мм, талии - от 610 до 1006 мм, бёдер - от 885 до 1200 мм.

В таблице 2 представлены значения вычисленных индексов. Индекс массы тела (ИМТ) для нашей группы находится в интервале от 19,5 до 29,9, причём половина женщин характеризуется нормальной массой тела, а половина - избыточной в стадии предожирения [Негашева, 2017]. По отношению окружности талии к окружности бёдер четыре женщины характеризуются гиноидным типом жироотложения (меньше 0,8) [Дерябин, 2009], а две попадают в неопределённый интервал (больше 0,8, но меньше 0,9). Кроме того были рассчитаны отношения ширины плеч и бёдер к длине тела (ДТ) и отношение ширины бёдер к ширине плеч.

1. Продольные размеры

Результаты измерений вертикальных точек тела в зависимости от расстояния от фотокамеры до модели представлены в таблице 3. Признак

Таблица 1. Индивидуальные значения размеров женщин Table 1. Individual values of women's sizes

.и £ Возраст, лет Масса тела, кг Высота точек от площади опоры, мм Наибольшая ширина плеч, мм Наибольшая ширина бёдер, мм Окружность, мм

ve SS um lu tr tl ml груди талии бёдер

1 34 48,8 1559 1251 927 954 770 374 78 386 339 800 610 885

2 31 72,3 1610 1305 968 1037 797 416 81 386 382 1060 910 1115

3 54 78,7 1623 1334 925 993 831 436 95 375 350 1060 1006 1200

4 24 53,8 1645 1350 1004 1055 873 433 82 371 335 840 670 890

5 48 77,0 1647 1346 985 1054 806 433 111 406 382 1040 870 1100

6 33 61,4 1776 1449 1084 1139 922 448 90 397 369 850 690 1025

ВК - высота камеры, т.е. уровень точки на теле женщины, равный высоте камеры.

В руководстве по антропометрической съёмке [Перевозчиков, 1987] есть указание на то, что расстояние от камеры до фотографируемого человека должно быть не менее пятикратной величины наибольшего размера тела, т.е. для съёмки взрослого человека в полный рост это расстояние должно быть около 10 м. Камера должна устанавливаться на высоту, равную половине длины тела снимаемого и может не перемещаться по вертикали, если длина тела исследуемых отклоняется не сильно (около 5 см) [Перевозчиков, 1987]. Таким образом, нами умышленно нарушены сразу 3 требования: расстояние до камеры, высота установки камеры, подстройка высоты камеры под длину тела снимаемого.

По каждой серии снимков были построены графики. В данной работе приведены графики, нормированные на высоту камеры, для двух женщин, занимающих крайние положения по ИМТ и ОТ / ОБ (рис. 3).

Графики А и С демонстрируют искажение пропорций женщины № 6 при положении камеры на высоте 148,5 и 98,5 см соответственно; графики В и й - то же для женщины № 3.

Можно видеть, что перспективные искажения наблюдаются уже на расстоянии 250 см, которое в 4 раза меньше необходимого. Хотя отчасти эффект может объясняться и методическими расхождениями измерений на живом человеке и на фотографиях.

На графиках С и й перспективные искажения меньше, что связано с положением камеры ближе к середине высоты тела женщины. Отклонение точек от их истинного положения происходит более равномерно в обоих направлениях.

Перспективные сокращения значительно сильнее выражены на верхней паре графиков, т.е. в

Таблица 2. Индивидуальные значения индексов женщин

Table 2. Individual values of women's index

с н ю О н et н et С 3

с с LQ to

*> S о 3 3 3

1 20,1 0,69 0,25 0,22 0,88

2 27,9 0,82 0,24 0,24 0,99

3 29,9 0,84 0,23 0,22 0,93

4 19,9 0,75 0,23 0,20 0,90

5 28,4 0,79 0,25 0,23 0,94

6 19,5 0,67 0,22 0,21 0,93

случае высокого положения камеры: при приближении камеры удалённые точки сближаются, стремясь слиться. Для женщины № 6 (график А) относительное положение камеры ниже, чем для женщины № 3 (график В), т.к. разница между ними по длине тела составляет 153 мм. Линия точки бб на графике А идёт практически параллельно линии высоты камеры, а на графике В сильно отклоняется книзу.

Для оценки степени искажения пропорций мы нашли отношения величины вертикальных отрезков тела при крайних значениях расстояния до камеры (т.е. величину сегмента тела, измеренную на фотографии, полученной с расстояния 50 см, мы разделили на величину этого сегмента на фотографии, сделанной с расстояния 250 см). Результаты приведены в таблице 4.

Отрезок ve-ББ характеризует высоту головы и шеи. При высоте камеры 148,5 см при близком положении камеры (50 см) величина этого отдела в среднем составляет 170% от величины при максимальном удалении (250 см), т.е. относительная величина сильно возрастает. При высоте камеры

РЗ э Ш fN ^t 429 in CO st ON in st 00 NO m NO 00 ■st О 00 ■st гГ- ■st in О 00 NO in St ■St On CO "st in st td- st Г- ■st о NO о ■st in О ■st о ■st in St ■st fN О NO 00 ■st ■St Г--1П ■St tN in ■St о 00 St о in in oo fN ^t 429 NO CO ^t 00 Г- ■St

* э m IT) со oo in CO o NO CO fN 00 CO fN 00 ■st ON ON О •st t- tN st St ГО СО in fN NO ■St in in st NO ■St OO oo St ■st CO NO St NO CO fN NO CO NO NO CO st ON CO in ON st On 1П tN st o fN st m st St oo in NO tN CO oo fN CO oo fN CO ■st in CO tN fN st

с В oo о in CO On ■st ON ON ■St oo ON ■st о CO in NO OO ■St in ON st tN ON st tN tN in tN in CO OO ■St О oo ■st in ON ■sf On О in CO О in st NO ■St in in st NO in ■ST О r- St St r- St CO о in ON О in ON ON ■sf CO in in NO st St fN st ■st о -St ■st ON in St NO r-st

s о in oo ON и 0Q ■st NO CN fN NO CN NO in tN fN in fN 00 CO tN ■st tN fN ON OO ■st О tN in О tN 00 tN fN St tN in oo О о tN О tN fN Г- r- 00 ON О ON Г--00 in ON CO О fN NO ON CO ON О 00 ON On On m tN ■st NO in in 00

3 Q. <L> s се Ё NO CO 00 CO NO m oo t-- l> 00 5- in NO oo r- О tN NO in о NO ON NO CO О fN CO о fN ■St CO in CO NO NO fN 00 in 00 ■St st tN in On NO On 00 fN ON in CO О m NO 00 00 fN О fN

к св н О о •д CO OS st rON st ^t ON st CO ON st in ■st ■st in ON in CO in o in ^t sd- NO in о in о in ■st fN in fN m ■st NO CO in о CO in ■st CO in fN in о ■st r- fN in 00 fN in 00 in fN in ■st co st oo st NO OO st fN О in ON OO ■st О CO st

PQ - ON fN ON ON ^t ON o st ON fN CO ON o oo NO 00 ON NO ■St ON о NO ON ON 00 ON 00 NO OO ON CO NO ON On ON oo On ON ON CO CO о ON CO о 00 о 00 tN О Г--ON NO in ON 00 in ON 00 st ON On NO OO CO NO ON NO Г-ON о о о in 00 ON NO st ON

а 3 NO со fN st CO CO r-o О NO NO fN CO st о st CO St fN ON О fN NO О O fN OO о CN О r-- Г--NO st NO st r- NO I-- NO st fN st О CO st st tN tN CO fN st tN NO OO r- in fN

ся (Л in in fN Г- m t— 'nO in CO in in ■oo in ON in О in ON r- 1П tN ON in ON CO NO О ON in in Г"-in NO ON in NO fN NO OO fN NO fN CO NO fN NO CO NO NO st NO 1П Г-NO ON NO in 00 tin r- NO in NO On m On О NO о oo in oo in NO ON in NO Ol OO NO

W □ 01 st ^t CO in ■St ON ■St ^t ON st fN in 00 st CO ON -St О in tN in 00 tN NO fN in ^t NO in ■st о NO st st in ON Г--m in st 00 NO CO st fN NO St r-n m Г- in st in st in r- St in fN ■st in 00 St ^t о st ON st ^t NO 00 ■st st in in

* э fN NO со Г-CO o 00 CO oo ■st NO ON ■St fN st NO CO ■st ON st st О 00 ■st О tN NO NO st О ■st Г--st fN ■st in m St NO t r-co О oo CO St о Tt CO CO ■sr 00 tN in tN st ON On ■sf st ON St О О NO o St CO fN st CO O in CO On CO NO in

с В о in in in NO tain CO tN NO ■st ON r- in ON ■st St о in NO st in CO о NO tN 00 r- st OO ■St ON ON ■St fN in OO Г-- in r- Г-NO ■st oo NO ■St st О in fN NO in NO CO in On st NO in 00 St in О О NO о oo r-~ st 'NO St OO NO St ON ■st tN in fN О r-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S о in oo" -st m m о ON CO ON oo ON oo о Г- oo m oo in ■st 00 00 ■st 00 l— 00 t- 00 NO r- CO о Г- CO oo NO tN OO CO oo fN NO Г-- o OO NO in О OO ■st ON Г- in о о NO CO r- ON in NO CO О 00 00 NO О in ■St t- Г-- o oo oo in oo NO fN NO in NO fN NO NO CO in

3 Он tu 2 св и я н о о Ё r-NO CO (N 00 ON Г- 00 NO о CO 00 o ON ON 00 NO о Г-- NO OO ON ON OO NO NO 00 Г- ON 00 st 00 o ON r- о 00 CO 00 ON r-- ON ON t-- ОС NO ON C-- in 00 -St ON NO 00

- (N in ■st in oo ■st co ■st О ON fN st NO in r^ in in tN О in 00 in ■t in CO o in in in in CO in NO st OO t— tN CO NO о NO in fN О in in tN st ■st ON tN г— in NO st in in о in CO sd-st NO о CO roo ■st o о in st OO st CO CO ■st fN CO

3 CQ - NO st ON ON tN ON CO Г- oo ON in in NO m fN 00 ON NO NO ON in 00 00 tN 00 Г-- in in fN О CO On ON in in On О OO NO OO ^t in in о fN st О 00 ON ON NO 00 fN NO CO 00 ON Г--st ON 00 Г--00 NO Г--r- fN in St m ON in ON NO ON CO CO oo fN О NO

Ё 3 О fN ON oo О (N о о ON 00 <N NO ■st 00 ON fN О fN On 00 fN ON in о NO О fN О ON Г- fN fN st NO r-st fN r-o CO ON O) NO tN in tN О r— о st ON 00 CO St in in о in oo о st in О о NO ON NO r^ NO

ся (Л OO 'NC in NO Ш m oo о in ON CN st "St NO fN 00 in 00 in NO in ON fN ■st о CO го NO О On m oo NO in NO m st t--fN NO fN NO fN fN NO st 00 in CO in NO in CO О NO ON in in St fN in о in St tN tN in CO NO in ■st in in Ol in m О St

tu S я § в 3 Он 1 S я О к о Ifi о 0 01 о 1Л чн О о О in 0 ITj 01 о 0 01 О 1Л O О о <r, о in О о о 1Cl о о О 1Л 0 1Л 01 О О п о 1Л о о о If, о 1Л <4 о 0 01 о 1Л о о о <f, о <s о 0 01 о IT) о о О If,

я Он о ее

¡Ü R - fN со st in NO

i-5 3—— S-$ 3-E i-Э i-i i-* -E <- £-

i.........< >.........* %........4 >.........< r-.....A

- -.d _____—i * '<

i

Г ?----

r- - —

si о

а, i

50 100 150 200 250 Реальн. Расстояние до камеры, си

А

—1

>.......... ......... >........-t

■■■............

i ___-i Г" V . -4 L

в

| -1500

£ -2000

В

D

50 100 150 200 Расстояние до камеры, см

250

Реальн.

tf 500 &

| -500

в

I

i -юоо «

& -1500

---€ -E -E

< ..-.-A ?..... >.........< >

>.....—''

j .•-•"ül'.i —- ----j

l....... r...... k

> -—, —. H

50 100 150 200 250 Реальн. Расстояние до гамеры, см

1

r......... >......

« -------« -------> •------1 -A >

J i

---- >--- >

50 100 150 200 250 Реальн. Расстояние до камеры, см

□ ve О ss

Ж tr Atl omi ХВК

Рисунок 3. Относительное изменение высоты точек в зависимости от расстояния до камеры Figure 3. Relative change of points' height depending on the distance from the camera Примечания. A и B - высота камеры 1485 мм; C и D - высота камеры 985 мм. A и C - женщина № 6 (ДТ 1776 мм, ИМТ 19,5, ОТ/ОБ 0,67); B и D - женщина № 3 (ДТ 1623 мм, ИМТ 29,9, ОТ/ОБ 0,84).

Notes. A and B - camera height is 1485 mm; C and D - camera height is 985 mm. A and C - woman No. 6 (body length 1776 mm, BMI 19.5, waist girth/hip girth 0.67); B and D - woman number 3 (body length 1623 mm, BMI 29.9, waist girth/hip girth 0.84).

985 мм происходит, наоборот, относительное уменьшение головы; её высота составляет всего 88% от высоты при максимальном удалении камеры.

В целом, при высоком положении камеры с её приближением к снимаемому очень сильное относительное увеличение претерпевают высота головы и высота туловища между точками бб и ит. Нижняя часть тела, наоборот, относительно укорачивается; длина отрезка ит-А составляет всего 49%, а И-т! - 33%.

При ВК 98,5 см относительно увеличиваются отделы туловища (ББ-ит - 115% и ит-А - 111%), а высота головы и голени, наоборот, уменьшаются (уе-ББ - 88%, И-т! - 63%).

Интересно ведёт себя линия пупка (ит) при высоком положении камеры. С приближением точки наблюдения она стремится к линии большого

вертела ^г), и при сильном выступании живота пересекает её (график В). В нашей серии пересечение отмечено только 1 раз, у женщины № 3 (рис. 3, В), в двух случаях наблюдается соединение точек (женщины № 4 и 5); сильное сближение также в двух случаях (женщины № 1 и 2) и в одном случае - практически параллельный ход линий (рис. 3, А). Т.е., при сильно выступающем животе расстояние от него до камеры оказывается существенно меньшим, чем от других точек тела, что ведёт к более выраженным искажениям.

Таким образом, при смещении точки наблюдения к верхнему полюсу тела перспективные сокращения выражаются, прежде всего, в увеличении высоты головы и сильном уменьшении длины ног. При расположении точки наблюдения ближе к середине длины тела происходит визуальное

Таблица 4. Отношение вертикальных сегментов тела при удалении камеры на 50 см к их величине при

удалении на 250 см

Table 4. The ratio of vertical body segments when the camera is removed by 50 cm to camera removed by

250 cm

№ п/п Высота камеры 148,5 см Высота камеры 98,5 см

ve-ss ss-um um-tl tl-ml ve-ss ss-um um-tl tl-ml

1 1,70 1,46 0,53 0,35 0,98 1Д7 1,02 0,64

2 1,69 1,59 0,48 0,35 0,88 1,15 1Д4 0,61

3 1,85 1,68 0,26 0,29 0,91 1,24 0,97 0,69

4 1,72 1,43 0,66 0,27 0,86 1,11 1,21 0,56

5 1,83 1,62 0,41 0,32 0,91 1,17 1,10 0,63

6 1,39 1,56 0,59 0,39 0,76 1,04 1,21 0,66

М 1,70 1,56 0,49 0,33 0,88 1,15 1,11 0,63

«растягивание» центральных отрезков тела и сжатие верхнего и нижнего полюсов. Однако степень искажения меньше, чем при расположении камеры на уровне головы. Степень искажения наиболее резко возрастает на участке от 150 до 50 см и зависит как от длины тела снимаемого, так и от степени его жироотложения и, как следствие, вы-ступания живота.

2. Поперечные размеры

Значения поперечных диметров тела, измеренных на наших сериях фотографий, представлены в таблице 3. Несмотря на некоторое нарушение однонаправленности изменений значений признаков, хорошо прослеживается тенденция к их увеличению при приближении камеры.

Графики на рисунке 4 позволяют видеть изменение поперечных размеров тела у женщин № 3 и 6 в зависимости от расстояния до камеры. При высоком положении камеры (рис. 4А, В) на отрезке от 150 до 50 см у обеих женщин происходит резкое увеличение всех поперечных диаметров, но ширина бёдер возрастает слабее, чем ширина плеч и живота.

При низком положении камеры (рис. 4С, й) её удалённость практически не отражается на ширине плеч, а резкое увеличение ширины живота и бёдер происходит на участке от 100 до 50 см.

В таблице 5 представлены численные значения относительных изменений ширины плеч и бёдер при наибольшем и наименьшем расстоянии до камеры. Значения индекса ШБ / ШП при удалении камеры на 250 см очень близки к значениям, вычисленным по антропометрическим данным (см. табл. 2).

В таблице 6 приведены коэффициенты ракурсных искажений поперечных диаметров при минимальном и максимальном удалении камеры.

Таким образом, при уменьшении расстояния от точки наблюдения до объекта поперечные диаметры тела увеличиваются; степень этого увеличения зависит от высоты камеры относительно положения линии измерения.

3. Пропорции Венер

Полученные в ходе эксперимента серии фотографий были использованы нами в качестве шкал, с которыми мы сравнивали три фигурки Венер со стоянки Авдеево (рис. 5).

В результате исследования выявлено следующее:

Пропорции фигурки 573/99 (рис. 5А) наиболее всего соответствуют пропорциям тела женщин на фотографиях, сделанных при положении камеры на высоте 148,5 см и удалении её на 100 см, причём наилучшее соответствие получено с невысокими женщинами (№ 1). Обращает на себя внимание сильное укорочение голени относительно бедра у фигурки, что может дополнительно свидетельствовать в пользу небольшой длины тела верхнепалеолитической женщины-прототипа, вероятно, не выше 150 см.

Пропорции фигурок 573/100 (рис. 5В) и 570/50 (рис. 5С) наиболее совпадают с фотографиями невысоких женщин при положении камеры на высоте 98,5 см и удалении её на 50 см. Однако имеются заметные отклонения в пропорциях: на фотографиях женщин при таком приближении область живота увеличена значительно сильнее, чем на фигурках, а верхняя часть тела несколько короче относительно длины ног. Отсюда можно предположить, что для лучшего соответствия пропорциям статуэток точка наблюдения должна быть выше 98,5 см, но ниже 148,5 см. В этом случае на всём ряде фотоизображений высота верхней части туловища несколько возрастёт, нижняя граница молочных

Рисунок 4. Относительное изменение поперечных размеров тела в зависимости от расстояния до камеры Figure 4. Relative change of transverse dimensions of the body depending on the distance from the camera Примечания.А и B - высота камеры 1485 мм; C и D - высота камеры 985 мм. A и C - женщина № 6 (ДТ 1776 мм, ИМТ 19,5, ОТ/ОБ 0,67); B и D - женщина № 3 (ДТ 1623 мм, ИМТ 29,9, ОТ/ОБ 0,84).

Notes. A and B - camera height is 1485 mm; C and D - camera height is 985 mm. A and C - woman No. 6 (body length 1776 mm, BMI 19.5, waist girth/hip girth 0.67); B and D - woman number 3 (body length 1623 mm, BMI 29.9, waist girth/hip girth 0.84).

Таблица 5. Индивидуальные значения отношения ширины бёдер к ширине плеч в случае удаления камеры на 250 и 50 см Table 5. Individual values of the ratio of the hip's width to the shoulder's width when the camera is 250 and 50 cm away

Таблица 6. Отношение поперечных диаметров тела при удалении камеры на 50 см к их величине

при удалении на 250 см Table 6. The ratio of the transverse diameters of the body when the camera is removed by 50 cm to camera removed by 250 cm

№ Высота камеры 148,5 см Высота камеры 98,5 см

n/n 250 см 50 см 250 см 50 см

1 0,87 0,66 0,84 1,07

2 0,98 0,80 1,00 1,31

3 0,93 0,78 0,92 1,21

4 0,89 0,72 0,88 1,27

5 0,92 0,69 0,89 1,08

6 0,97 0,79 0,96 1,50

M 0,93 0,74 0,92 1,24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Высота камеры 148,5 см Высота камеры 98,5 см

ШП ШЖ ШБ ШП ШЖ ШБ

1 1,56 1,37 1,18 1,04 1,35 1,33

2 1,59 1,45 1,28 1,08 1,27 1,41

3 1,54 1,39 1,28 1,04 1,37 1,37

4 1,59 1,41 1,27 1,02 1,35 1,47

5 1,59 1,43 1,19 1,02 1,23 1,23

6 1,52 1,52 1,23 1,06 1,30 1,67

М 1,56 1,43 1,23 1,04 1,32 1,41

А В С

Рисунок 5. Три верхнепалеолитические Венеры со стоянки Авдеево: А - 573/99, В - 573/100, С - 570/50 Figure 5. Three Upper Paleolithic Venuses from the Avdeevo site: А - 573/99, В - 573/100, С - 570/50

желёз опустится, ножки визуально станут немного короче. Тогда наиболее комплементарными фигуркам окажутся изображения женщин при удалении камеры на расстояние около 100 см. Высота камеры при этом должна находиться примерно на уровне 110 см.

Отношение ширины бёдер к ширине плеч у женщины № 1, чьи пропорции тела наиболее соответствуют статуэтке 573/99, при расстоянии до камеры 100 см и высоте 148,5 см равно 0,77; среднее значение этого индекса, рассчитанное по шести наблюдениям - 0,85. Это же соотношение у статуэтки - 1,01.

Для фигурок 573/100 и 570/50 этот указатель выше, чем у статуэтки 573/99, и имеет значения 1,13 и 1,26 соответственно. Возможно, это связано как с большей величиной жироотложения в области бёдер, так, по-видимому, и с более низким уровнем положения глаз резчика. На фотографиях женщин такие значения индекса отмечаются только при расположении камеры на высоте 98,5 см и удалении её на 50 см (среднее значение 1,22), т.е. при максимальном в нашем случае ракурсном искажении. При увеличении высоты точки наблюдения (1100 мм) и удалении на 100 см значение этого индекса должно несколько уменьшиться, а значит, относительная ширина плеч будет больше, чем у верхнепалеолитических статуэток.

Заключение

Проведённое нами исследование не опровергает предположение о том, что наблюдающаяся диспропорциональность телосложения верхнепалеолитических женских статуэток со стоянки Авдеево является следствием перспективных искажений, связанных с очень близким расположением резчика относительно модели.

Фотосовмещение изображений Венер с фотографиями женщин даёт основания предполагать, что резчик работал на расстоянии около 100 см от модели, при этом уровень его глаз находился на уровне верхней части тела: ниже переносья, но выше нижнего полюса молочных желёз.

Анализ закономерностей перспективного искажения позволяет предположить, что верхнепалеолитические женщины, ставшие прообразами статуэток, имели небольшую длину тела (около 150 см), узкие плечи и, возможно, относительно короткие голени.

Благодарности

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 16-06-00420 «Охотники-собиратели на финальных этапах палеолита и мезолита: анализ истории повседневной жизни методами естественных наук». Сбор материала и математическая обработка осуществлены в рамках темы госзадания «Коллекционные фонды НИИ и Музея антропологии в исследованиях актуальных проблем наук о человеке», государственная регистрация № АААА-А16-116030210017-0.

Библиография

Воронцова Е.Л. Верхнепалеолитические Венеры: взгляд антрополога // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2017. № 2. С. 122-132.

Гвоздовер М.Д. Типология женских статуэток костёноковской палеолитической культуры // Вопросы антропологии, 1985. № 75. С. 27-66.

Дерябин В.Е. Антропология: Курс лекций. М.: Издательство Московского университета, 2009. 344 с. Негашева М.А. Основы антропометрии: учебное пособие. М.: Экон-Информ, 2017. 216 с.

Перевозчиков И.В. Основы антропологической фотографии (учебное пособие для студентов). М.: Издательство Московского университета, 1987. 60 с.

Сведения об авторах

Воронцова Елена Леонидовна, к.б.н.: Ю ОРСЮ: 0000-00027817-7274; [email protected].

Vorontsova E.L.

Lomonosov Moscow State University, Anuchin Research Institute and Museum of Anthropology,

Mokhovaya St, 11, Moscow, 125009, Russia

ON THE QUESTION OF BODY PROPORTIONS OF UPPER PALEOLITHIC VENUS (BASED ON THE AVDEEVO SITE IN KURSK REGION)

Introduction. The reasons for unusual proportions of female Upper Paleolithic figurines remain unclear to the present day. In this paper, we propose an explanation based on the perspective reduction phenomenon known in visual arts.

Following materials were used for the study: photos of women (n=6) taken at different camera heights and distances; anthropometric data of these women; photographs of three female Upper Paleolithic figurines from the Avdeevo site in Kursk region from the Research Institute and the Museum of Anthropology of Lomonosov Moscow State University collections.

Results. The analysis of photographic images obtained during the experiment showed that the proportions of the human body are distorted depending on the distance to the camera and camera heights relative to the object, as well as on the degree of protrusion of individual points of the body relative to a level of fat deposition. The dependence of the magnitude of longitudinal and transverse diameters on a distance from a camera in women with different body types is showed graphically. The highest rate of human body distortion starts at 150 cm from the observation point. When the camera height is shifted to the upper pole of the body, the distortion of the proportions is more profound and manifests itself in an increase of the head and neck height, and shoulder width while it visually shortens legs length and relatively decreases hips width. With a shift in the height of an observation point closer to the center of the body, the perspective distortions are not so pronounced, the size of the body increases, and the head and legs proportions decrease. A series of photographs of women were used as a scale to assess the proportions of Upper Paleolithic Venus by a photo-shifting method.

Conclusion. The performed analysis shows that figurine artist probably worked at about 100 cm from the model, while his eyes were at the level of her upper body: below the nose bridge, but above the lower pole of the mammary glands. The analysis of the perspective distortion patterns suggests that the Upper Paleolithic women, prototypes of Avdeevo figurines, had a short body length (about 150 cm), narrow shoulders and, possibly, relatively short tibiae.

Keywords: Upper Paleolithic; female statuettes; Venus figurines; Avdeevo; body proportions; perspective reduction

References

Vorontsova E.L. Verkhnepaleoliticheskie Venery: vzglyad antropologa [The Venus of the Upper Paleolithic: View of Anthropologist]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23.: Antropologiya [Moscow University Anthropology Bulletin], 2017, 2, pp. 122-132. (In Russ.).

Gvozdover M.D. Tipologiya zhenskikh statuetok kostenokovskoi paleoliticheskoi kul'tury [Typology of female figurines of the Kostenoky paleolithic culture]. Voprosy antropologii [Problems of Anthropology], 1985, 75, pp. 27-66. (In Russ.). Deryabin V.E. Antropologiya: Kurs lektsii [Anthropology: Course of lectures]. Moscow, MSU Publ., 2009. 344 p. (In Russ.). Negasheva M.A. Osnovy antropometrii: uchebnoeposobie [Basics of anthropometry: study guide]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2017. 216 p. (In Russ.).

Perevozchikov I.V. Osnovy antropologicheskoi fotografii (uchebnoe posobie dlya studentov) [Basics of anthropological photography (textbook for students)]. Moscow, MSU Publ., 1987. 60 p. (In Russ.). McDermott L.D. Self-Representation in Upper Paleolithic Female Figurines. Current Anthropology, 1996, 37 (2), pp. 227-275. Nelson S.M. Diversity of the Upper Paleolithic "Venus" Figurines and Archaeological Mythology. In Gender in Cross-Cultural Perspective. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1993, pp. 51-58. Vandewettering K. R. Upper Paleolithic Venus Figurines and Interpretations of Prehistoric Gender Representations. PURE Insights, 4, 7. Available at: https://digitalcommons.wou.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1051 &context=pure (Accessed 07.12.2018).

Information about Authors

Vorontsova Elena L, PhD: ID ORCID: 0000-0002-7817-7274; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.