УДК 291.8 226.5 229.8 Надеина Д.А., Чекрыгин О.В.
Надеина Д.А.
соискатель, экстерн Института философии Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)
Чекрыгин О.В.
доктор философии PhD, профессор семинария Св. Креста, Латвия, Рига (г. Москва, Россия)
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТРАДИЦИИ ХРИСТИАНСКОГО КРЕЩЕНИЯ
Аннотация: в данной статье авторы указывают на необходимость отделять изначальный смысл христианского «крещения Духом» от позднейшей интерпретации этой практики в церковном сознании через Таинство Крещения-Миропоазания. Учитывая современную доказательную датировку канонических евангелий, авторы определяют культурные истоки церковного понимания крещения и датируют становление самой практики церковных крещений концом II века нэ. В частности, отмечается влияние мандеизма на формирование раннехристианских представлений о способе вхождения в Церковь, как усыновления Богу через рождение Свыше «от воды и Духа». Авторы показывают, что традиционное церковное богословие крещения и соответствующая религиозная практика представляет собой синтез различных идейных и культурных компонентов, обусловленных полиморфизмом ранней христианской проповеди.
Ключевые слова: крещение, Иоанн Креститель, синоптические евангелия, Иисус, апостолы, Дидахе, мандеизм, митраизм, вакхические культы, богословие замещения.
Во всех четырех канонических евангелиях повествуется о том, как Иисус, будучи безгрешным человеком, приходит к Иоанну Крестителю с целью принять крещение «во оставление грехов», для прощения грехов Богом1. Очевидно,
вопрос о необходимости оставления грехов безгрешному человеку волновал самих евангелистов. Попыткой решить данную проблему явился диалог, который был приписан в каноническом евангелии от Матфея основным действующим лицам: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3: 13-15).
Данный разговор в свою очередь порождает вопрос: какую именно «всякую правду» надлежит исполнить Иисусу через омовение водой «во оставление грехов»? Сам Иисус в тексте не дает разъяснений на этот счет, однако во время крещения, как повествуется в евангельском тексте, разверзаются небеса, на Иисуса сходит Дух в виде голубя и небесный голос провозглашает Иисуса «Сыном возлюбленным»11. После этого, как известно, Иисус выходит на проповедь, набирает учеников, нарекает их апостолами, творит чудеса, посылает апостолов на проповедь, вручив им на время проповеди власть над духами и способность исцелять болезни, преображается перед некоторыми на горе Преображения, кормит тысячи людей пятью хлебами, ходит по воде. Затем он воскрешает Лазаря, проповедует в Иерусалиме, его арестовывают и казнят, после чего Иисус воскресает, является ученикам, посылает их на проповедь по всему миру со словами «научите и крестите» и наконец возносится, чтобы воссесть «одесную» Бога.
Внутри изложенной нами евангельской последовательности отсутствует указание на крещение учеников. Если буквально следовать каноническим текстам, то необходимо признать, что ученики Иисуса так и остались некрещеными. Более того, на них не сходит Дух Святой даже без крещения, сошествие которого Иисус обещал своим ученикам: в главах 13-17 Евангелия от Иоанна Иисус объяснял, что Он пошлет им Духа после своей телесной смерти и вознесения к Отцу в Царствие Небесное111.
Напомним, что церковное учение провозглашает принцип «благодатного преемства», согласно которому через возложение рук епископа Святой Дух низводится на принимающего рукоположение по аналогии с тем, как Иисус возлагал свои руки на апостолов для сообщения им духовных дарований на время проповеди. Однако Иисус возлагал руки по разным поводам, например, делал это по отношению к детям.
О ниспослании Духа на учеников определенно говорится в будущем времени, из чего следует, что при жизни Иисуса апостолы не имели Духа Святого и не были «рождены свыше» согласно речению Иисуса (Ин 3:5) «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Этот факт подтверждается описанием сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, которое содержится в книге Деяний№ Сделанный нами вывод о некрещении апостолов подтверждает и следующий фрагмент: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). Таким образом, согласно книге Деяний (имеющей довольно спорную историческую достоверность) лишь спустя пятьдесят дней на учеников сам собой без формальных актов крещения, миропомазания или рукоположения сходит Дух Святой, обещанный Иисусом, после чего никем не крещеные апостолы стали крестить людей во всем мире через омовение «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Церковное сознание утверждает, что христианином, подлинным последователем Иисуса может быть только тот, над кем священнослужитель совершил Таинство крещения-миропомазания. Считается, что в противном случае человек не имеет очищения от греховной скверны и лишается присутствия Духа Святого в своей жизни. Возникает вопрос о том, когда появилась указанная схема понимания, в которой без акта поливания водой невозможно войти в Церковь и усыновиться Богу. Прояснить ситуацию в этом отношении поможет анализ датировки евангелий.
В настоящее время уже доказаноу, что пресиноптическим текстом (то есть тем, на основе которого писали синоптики) является Евангелие Господне Маркиона, которое объявилось в Риме в 140-м г., то есть в середине II в нэ[2]. Таким образом, датировка синоптических евангелий сдвигается на середину -конец II в., Деяния воспоследуют им, а на первый план по древности и степени достоверности выходит евангелие Иоанна, которое было написано примерно на рубеже веков[3]. Впоследствии именно из написанного в нем текста и синоптики, и автор маркионова евангелия черпали свои сведения, включая четкие заимствования.
Сцена крещения Иисуса у Иоанна описана очень детально: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день (после разговора Иоанна Крестителя с иудеями - прим. автора) видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1: 28-37). Обратим внимание на то, что в данном фрагменте отсутствует крещение самого Иисуса. Иоанн разговаривает с учениками, когда видит идущего к нему Иисуса, и они явно незнакомы, потому что сам Иоанн признается, что «не знал его». Может быть, он уже раньше «видел и засвидетельствовал»? Но это невозможно, поскольку ученики - рядом с ним и даже если бы он действительно «видел и засвидетельствовал», то кому? Употребление слов «на другой день» вызывает вопрос - на другой день после чего? После разговора Иоанна Крестителя с пришедшим к нему иудеями, которые интересовались, кто он такой. В этом
разговоре Иоанн Креститель упоминает некоего «идущего за ним, который больше его», на приход которого надеется в будущем, однако здесь ни слова не говорится о том, что он в этот день уже встретил и крестил Иисуса. Повествование продолжается словами «на следующий день», то есть он видит Иисуса в первый раз сейчас и свидетельствует: вот, я увидел и засвидетельствовал перед вами. Иоанн Креститель крестил только с той целью, чтобы увидеть среди пришедших к нему того, на ком Дух Святой. Однако Иоанн Креститель и Иисус разошлись, потому что Креститель отказался следовать за Иисусом, продолжив крестить.
Таким образом у нас имеются веские основания считать, что крещения Иисуса не было: безгрешному человеку, на котором пребывает Дух Святой, нет нужды в «оставлении грехов». Синоптики же, включая Маркиона, некорректно заимствовали сведения из указанного текста, добавив в свои евангелия элементы собственных фантазий. Логично предположить, что Иоанн не пошел за Иисусом по причине уверенности в собственной пророческой важности и стремлении сделать Иисуса своим учеником, вместо того, чтобы, увидев того, ради кого был «послан» крестить, оставить все и последовать за Иисусом, став его учеником. Последовавшее «на следующий день» посольство учеников Иоанна к Иисусу (Ин 1:36-39) может быть интерпретировано как попытка уговорить Иисуса присоединиться к иоанновым ученикам. Однако ученики Иоанна больше не вернулись к своему первому учителю, избрав своим новым учителем Иисуса и решительно покинув старого. А Иоанн продолжал крестить «во оставление грехов», что само по себе вызывает вопросы с точки зрения ветхозаветной религиозной парадигмы: библейский бог прощает грехи только через жертву ритуального убийства, и никак иначе, и никакими омовениями грех библейским богом не прощается. Последнее подтверждается словами самого Иисуса, который обличает внешние ритуальные омовения иудеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23: 25-26).
В этом контексте возникает вопрос о причине, по которой к Иоанну выходила креститься вся страна: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3: 5-6). Иудеи четко знали, как искупаются и прощаются грехи - только через жертвоприношение в храмеУ1, а не через омовение водой из реки, которой поливает пришедших к нему явившийся из пустыни отшельник. Ответ на этот вопрос заключается в том, что Иоанн проповедовал другую религию и новую веру в другого бога, что вызвало любопытство у людей, всегда склонных ко всякой незнакомой новизне. До сих пор в Ираке, в болотах Месопотамии (Междуречья) сохранились потомки галилейских мандеев-назореев - последователей зороастрийской вавилонской веры, привнесенной переселенцами из Ирана в послепленный великий мандейский пророк и проповедник, тогда как Иисус упомянут там как лжепророк и предатель мандейской веры, а также своего учителя Иоанна Крестителя[4].
Далее обратим внимание на третью и четвертую главы евангелия Иоанна: «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу» (Ин. 3: 22-24), «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн -хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его - то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.» (Ин. 4: 1-3). То есть, сам-то Иисус не крестил, но крестили ученики: эти ученики Иисуса являлись бывшими учениками Иоанна Крестителя и продолжали дело своего прежнего учителя, чему Иисус просто не противился, не возражал. Когда же количество желающих принять крещение стало увеличиваться, Иисус, отнюдь не разделявший мандейскую веру учеников и не видевший смысла в мандейских омовений, ушел от реки и вернулся домой в Галилею, куда и ученики пошли за ним, оставив эту крещальную практику.
Сделанные нами выводы необходимо соотнести с известными словами Иисуса из разговора с Никодимом о рождении свыше, которые традиционно
используются для обоснования знакомой нам церковной крещальной практики: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3: 3-6). Даже поверхностный анализ данного фрагмента вскрывает очевидное противоречие: вода представляет собой плоть (материю) и никак не может быть ни источником Духа, ни даже сопровождать его, играя в крещении Духом роль какой-то вспомогательной субстанции, поскольку Дух и материя (в д.с. вода) друг с другом не сообщаются, Дух по учению церкви трансцендентен материи, то есть никак с материей взаимодействовать не может. Очевидно, что упоминание воды попало в тексте не со слов Иисуса, а от его учеников, которые до общения с Иисусом были мандеями и верили в практику водного «очищения грехов». При написании евангелий ученикам было важно совместить духовное рождение с известной им практикой водного очищения.
Таким образом из различных компонентов сложилась искусственная схема водного крещения, которое прощает человеку грехи при вхождении в Церковь: сначала грех омывается водой, а потом на омытого от греха человека, как на чистого и непорочного - и только при этом условии - становится возможным снисхождение Духа Святого в таинстве миропомазания. При этом ученики, крестившие многих людей, так и остались сами некрещеными, если не допустить, что хотя бы некоторых из них (например, Иоанна и Андрея Первозванного) Предтеча крестил «иоанновым крещением». Однако с точки зрения церковного богословия такое крещение по вере в другого - не в иудейского иегову и не в христианского Отца Небесного - бога мандеев Хайи Рабби (Великий Живой) не может быть признано церковью как традиционное христианское крещение, рождающее крещаемого Свыше от Духа, и вводящего в Церковь. Поскольку Иоанн крестил учеников в контексте своей зороастрийской
веры, крещение апостолов Иоанном, если и имело место до их встречи с Иисусом, никак не может считаться их христианским крещением.
В самой первой иудеохристианской церкви, которая, очевидно, состояла из мессианских иудеев, превратно понявших проповедь Иисуса об Отце, но уверовавших в него как в еврейского Машиаха-Христа после его воскресения, сохранялась вера в библейского бога Яхве и закон еврейской Библии. Так что в этой раннехристианской церкви не могло быть практики крещения новообращенных, поскольку Яхве для оставления грехов дал закон о кровавых жертвах, который никогда не отменял. Отголосок этого мы обнаруживаем в описании Павлом «первого апостольского собора», на котором состоялся спор о соблюдении Закона новообращенными из язычников, из чего становится совершенно ясно, что сами христиане из иудеев закон чтут и свято соблюдают™. Более того, апостол Павел сетует в послании к Галатам, что иудеохристиане считали мессианство продолжением богоизбранности для одних только евреев, уверовавших в Иисуса-Машиаха. Именно этим объясняется отсутствие иудеохристианского прозелитизма - проповеди христианства неевреям. Согласно книге Деяний, апостолы, сформировав представление о том, что Иисус и есть тот самый Машиах никуда не пошли, и так и оставались в Иерусалиме до самой Первой иудейской войны. Павел неоднократно упоминает о том, что, обходя с проповедью селения, он в первую очередь заходил в синагоги к местным евреям - особым избранникам их бога. Лишь потерпев неудачу в проповеди евреям, он начинал проповедовать местным язычникам-неевреям. И, конечно, ни о каком «прощении грехов» через омовения-крещения для иудеохристиан и речи быть не могло, они знали, что Яхве прощает грехи не иначе, чем через принесение кровавой жертвы и никакими омовениями грех не прощается. Поэтому для них и иоанново крещение, и впоследствии утвердившееся в неиудейской среде христианское крещение «во оставление грехов» через омовение водой было совершенно бессмысленным. С этой точки зрения вступление в Церковь через «рождение Свыше от воды и Духа» для
иудеев должно было быть немыслимым, вода никак не могла повлиять на приобщение к Духу, сходившему на крещаемого.
В свете всего сказанного выше нельзя обойти стороной вопрос о том, как относиться к традиции крещения новообращенных «водой и Духом», зафиксированной в самых ранних источниках древнего христианства. Например, в ДидахеУ111, водному крещению посвящена целая отдельная глава 7: «1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня». Также известно, что Римская церковь II в. была вполне согласна во всем и с «Евангелием Господним» Маркиона и с павловыми посланиями (обнародованными тем же Маркионом), в которых упоминается Крещение Господне и обычай крестить при вступлении в Церковь. А это означает, что водное крещение для Церкви второго века было отнюдь не в новинку, и представляло собой давно установившуюся общецерковную практику. Неоднократно упоминается о водном крещении и в Деяниях, начиная со второй главы и далее: «38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа... 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». (Деяния, гл. 2)
Как указывают многие современные исследователи древнего христианства, проповедь в I в. была полиморфной[5]: наряду с иудеохристианством исключительно для одних уверовавших в Иисуса евреев, «всем народам» проповедовал и Павел - апостол, отменивший библейский Закон, и ученики-галилеяне - настоящие апостолы Иисуса, и бывшие ученики Иоанна Крестителя - мандеи, превратившиеся после Воскресения Иисуса в христианских гностиков. Именно эклектика, постепенное смешение всех
указанных «стилей», а также современных им языческих культов Дионисия, Митры и проч., сплавили общехристианскую проповедь в своеобразное смешение всех этих компонентов в сознании христиан II в., которое постепенно стало мейнстримом ортодоксального христианства. Этот эклектизм нашел благодатную почву в непритязательной богословской толерантности обращенных в христианство греко-латинских язычников. Выделим следующие компоненты указанного смешения: 1) водное крещение «во оставление грехов», позаимствованное у мандеев и их пророка Иоанна Крестителя, 2) причащение (теофагия) плотью и кровью своего бога, заимствованное из митраизма[6] и вакхических культов, и присвоенное Иисусу, как и многие другие языческие обычаи, освоенные церковью из многих языческих культур в свой обиход в течение веков, 3) богословие жертвы и искупления грехов человечества через убийство Иисуса иудеями «в жертву Отцу», почерпнутое Павлом1Х из иудейской библейской парадигмы, 4) разработанное предположительно Павлом богословие «замещения», которое возвело христиан в степень нового богоизбранничества со стороны ветхозаветного иудейского бога и дало им право не исполнять Закон Яхве по причине «умножения благодати», 5) привлечение в догматику элементов греческой философииХ.
В итоге этот инородный проповеди Иисуса эклектизм языческого происхождения закрепился в Церкви и получил сакральный статус подлинного христианского вероучения.
Отсюда следует далеко идущий вывод о возможном критерии в определении датировки древних христианских текстов: те тексты, в которых упоминается крещение во оставление грехов во времена после Воскресения, причащение Плоти и Крови, принесение Сына в жертву Отцу, а также идея замещения богоизбранных евреев христианами, не могут претендовать на датировку ранее второй половины второго века, в послемаркионитские времена. Усыновление же верующих Отцу Небесному, очевидно, изначально не было связано с омовением водой по типу «крещения иоаннова» или практикой помазания освященным миром. В изначальном смысле оно осуществляется через
обещанное Иисусом Рождение Свыше в крещении Духом по вере уверовавших в Иисуса Сына Божия и Его Отца Небесного, который (Дух) непосредственно сходит на верующее в Иисуса сердце, поскольку «дышит, где хочет» (Ин. 3: 8). И поспособствовать этому крещению новообращенного Духом могло лишь молитвенное согласие членов общины на приобщение к Церкви, выраженное в символическом возложении рук ранее крещеных на вновь крещаемого для «сообщения» ему Духа в акте «рукоположения», впоследствии замененного сперва на возложение рук епископа, а впоследствии - через таинство миропомазания «миром» (специальным маслом), освященным епископом. Традиция, которая, безусловно, установилась в церкви значительно позднее первого века.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Евангелие Матфея;
2. Евангелие Марка;
3. Евангелие Луки;
4. Евангелие Иоанна;
5. Евангелие Господне Маркиона, восстановленное Гарнаком;
6. Деяния святых апостолов;
7. «Послание к Галатам» св. ап. Павла;
8. «Послание к Римлянам» св. ап. Павла;
9. Дидахе или Учение двенадцати апостолов»;
10. А.Л. Рычков. Гностическое христианство в истории европейской философии: от
маркиона до наших дней. ж. Соловьевские исследования. Выпуск 2(57) 2018;
11. Vinzent M. Marcion and the Dating of the Synoptic Gospels. Belgium: Peeters, 2014;
12. Б.М. Мецгер «Новый Завет. Контекст, формирование, содержание»;
13. Мандеи: История, литература, религия / Сост. Н. К. Герасимова. СПб.: «Летний сад», «Журнал "Нева"», 2002. 398 с;
14. Алексеев Д. Античное христианство и «гностицизм». URL: https://nordxp.3dn.ru/gnosis/d-alekseev-antichnoe_khristianstvo_i_gnosticizm.pdf
15. Кюмон, Франц. Мистерии Митры. — СПб.: Евразия, 2000;
16. Большая советская энциклопедия, 1973
Nadeina D.A., Chekrygin O. V.
Nadeina D.A.
PhD Candidate, External Student, Institute of Philosophy St. Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia)
Chekrygin O.V.
Doctor of Philosophy PhD, Professor Holy Cross Seminary, Latvia, Riga (Moscow, Russia)
THE ORIGIN OF TRADITION OF CHRISTIAN BAPTISM
Abstract: in this article, the authors point out the need to separate the original meaning of the Christian "baptism in the Spirit" from the later interpretation of this practice in the church consciousness through the Sacrament of Baptism-Chrismation. Taking into account the modern evidentiary dating of the canonical gospels, the authors determine the cultural origins of the church understanding of baptism and date the formation of the practice of church baptisms to the end of the 2nd century CE. In particular, the influence of Mandaeism on the formation of early Christian ideas about the method of entering the Church as adoption by God through birth from Above "from water and the Spirit" is noted. The authors show that traditional church theology of baptism and the corresponding religious practice is a synthesis of various ideological and cultural components conditioned by the polymorphism of early Christian preaching.
Keywords: baptism, John the Baptist, synoptic gospels, Jesus, apostles, Didache, Mandaeism, Mithraism, Bacchic cults, substitution theology.
I Стоит обратить внимание на то, что русское понятие, обозначающее совершенное над Иисусом действие - «крещение», способно исказить первоначальный исторический смысл слово «Ралтюрод», которое в дословном переводе означает «омовение».
II Мф 3:16-17, Мк1:10-11, Лк 3:21-22
III Ин.14:16-17: «16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет», Ин 14:26 «26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Ин 16:7 7 «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам»
IV «Деяния святых апостолов», глава 2
у «в 2015 г. Дитер Т. Рот опубликовал расширенную критическую реконструкцию Евангелия Маркиона, сопроводив греческий текст различными уровнями достоверности чтений. Дополнительно использовав, в частности, ранние «западные» латинские редакции Евангелия от Луки, в том же году Маттиас Клингхардт 11 опубликовал итоговую реконструкцию греческого текста Евангелия Маркиона, сопроводив ее текстологической сверкой с синоптическими евангелиями. Его анализ доказывает, что каноническое Евангелие от Луки является пересмотренным изданием Евангелия Маркиона, на этом основании текст Маркиона был идентифицирован исследователем как «пресиноптический», датировка Евангелия от Луки отнесена ко II столетию н.э., а существование гипотетического «источника логий Q» поставлено под сомнение» [1,с186]
VI Библия, Ветхий Завет, Книга Левит, глава 4
VII Ап. Павел «Послание к Галатам», глава 2
VIII Дидахе или «учение двенадцати апостолов
IX К примеру: Ап. Павел «Послание к Римлянам» глава 5: 6-9
X К примеру, учение о Логосе Гераклита[7]