Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
ТУВА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Наша рубрика «Образы Тувы...» начинается с новой работы одного из старейших тувинских ученых - М. Х. Маннай-оола, для которого лето 2009 года стало примечательным. Он отметил 50-летие непрерывной трудовой деятельности в одном учреждении - Тувинском институте гуманитарных исследований (ТНИ-ИЯЛИ). Об этом событии, которое праздновали в родном для юбиляра институте, читайте в рубрике «Научная жизнь».
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СКИФО-СИБИРСКОГО «ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ»
М. Х. Маннай-оол1
Аннотация: Племена Саяно-Алтайского региона внесли существенный вклад в создании скифо-сибирского искусства. Тува в скифское время представляла собой один из важных центров кочевой цивилизации евразийских степей. По уровню социально-экономического и культурного развития она не уступала другим территориям скифского мира.
Ключевые слова: скифский период, звериный стиль, искусство, археологические памятники, Аржан-1, Аржан-2.
ON THE ISSUE OF THE ORIGIN OF SKIFO-SIBERIAN
"ANIMAL STYLE"
M. H. Mannay-ool
Abstract: Tribes of the Sajano-Altay region have brought an essential contribution to creation of the Skifo-Siberian art. During the Scythian times Tuva represented one of the important centers of nomadic civilisation of Euroasian
1 Маннай-оол Монгуш Хургул-оолович - кандидат исторических наук, заведующий сектором археологии и этнографии Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва, Заслуженный деятель науки РТ.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/joumal/issue_3/464-mannay-ool.html
119
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
steppes. By the level of social, economic and cultural development it did not concede to other territories of the Scythian world.
Keywords: The Scythian period, animal style, art, archaeological monuments, Arzhan-1, Arzhan-2.
Народы Саяно-Алтайского нагорья являются одними из древнейших тюркоязычных этносов, населявших Южную Сибирь и Центральную Азию. Ближайшие исторические предки современных тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев и тофаларов с давних пор имели тесные хозяйственные и этнокультурные связи как с родственными тюркоязычными, так и иноязычными этносами Центральной и Средней Азии. Жители Саяно-Алтайского региона прошли через определенные стадии исторического, социального и этнокультурного развития. Они имеют многовековую историю, самобытную культуру, богатое историко-культурное наследие.
Одной из важных составных частей историко-культурного наследия кочевых тюркоязычных народов Саяно-Алтайского региона, в частности Тувы, являются самые разнообразные и многочисленные археологические памятники, относящиеся почти ко всем периодам истории человечества. Эти памятники, оставленные нашими отдаленными и ближайшими историческими предками - яркое свидетельство их вклада, которого они внесли в общечеловеческую цивилизацию и мировую культуру.
Среди многочисленных и разнообразных археологических памятников Тувы исключительно важное место занимают памятники так называемого скифского времени (IX-III вв. до н.э.), исследованные разными исследователями почти по всей территории Тувы. Большой вклад в изучение памятников этого времени внесли известные ученые - доктора наук, профессора Л. Р. Кызласов, С. И. Вайнштейн, М. П. Грязнов, а также А. Д. Грач и другие. Наибольший интерес среди них занимают
120
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
цепочки курганов огромного размера в долине р. Уюк Пий-Хемского района, являющие фамильные кладбища племенной знати - вождей, «царей» того времени, занимавших самое высокое положение на иерархической лестнице правящей элиты.
Исходя из изложенного, в свете новейших открытий на территории республики центра Азии в данной статье я хотел бы кратко остановиться на одном из актуальных и до сих пор дискуссионном вопросе скифологии — о возникновении и формировании всемирно известного, уникального явления мирового искусства - «звериного стиля». Известно, что скифское время, совпадающее с ранним железным веком, сыграло исключительно важную роль в истории многих народов, которые населяли бескрайние степи, растянувшиеся тысячи километров от Дуная до Ордоса (Китая) на востоке.
В культуре и искусстве этих народов было много общего, что позволило называть их общинный мир скифо-сибирским. Сходство в искусстве народов скифского времени, проявилось в типологической близости курганного обряда захоронения, в типах оружия и особенностях стиля искусства - «звериного стиля».
Вместе с тем эти культуры нельзя рассматривать как нечто единое. В их огромном ареале прослеживаются локальные варианты, отличающиеся друг от друга специфическими особенностями.
Если говорить о Туве, то изучение памятников рассматриваемого времени свидетельствует о существовании в Туве специфической в ряде отношений местной археологической культуры, являющейся частью широкого круга культур Евразии скифо-сибирского типа. В процессе раскопок многих курганных комплексов скифского времени в разных районах Тувы найдены многочисленные и замечательные образцы произведений искусства, выполненные в хорошо сложившихся формах
скифской триады: в оружии, конском снаряжении и «зверином стиле».
121
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
Основным объектом изобразительного искусства в этот период были главным образом дикие и фантастические животные. Многочисленных и уникальных произведениях изобразительного искусства в Туве позднескифского периода касаться не буду. Остановлюсь лишь на материалах самого древнего памятника раннескифского периода -кургана Аржан-1 (IX-III вв. до н.э.).
Вопрос о происхождении скифо-сибирского «звериного стиля» у народов Великого пояса степей от Дуная до Ордоса остается недостаточно выясненным и дискуссионным, хотя по этой проблеме существует ряд точек зрения. Некоторые исследователи связывают происхождение этого стиля с проникновением в среду степных кочевников образов, родившихся в лесной зоне Евразии, что было связано с самим генезисом кочевых форм быта и хозяйства, получившего развитие под влиянием идеологии ранних кочевников.
Распространен и другой взгляд на эту проблему, связывающий историю стиля, с одной стороны с древним искусством Ближнего Востока, в частности Ирана, с другой - с единым процессом сложения и развития скифо-сибирских культур в степях от Дуная до Китая1.
Однако новейшие открытия последних лет, в частности самого древнего памятника раннескифского времени - кургана Аржан-1, исследованного археологической экспедицией Тувинского НИИ языка, литературы и истории в 1971-1974 гг. в долине р. Уюк под общим руководством автора данной статьи (начальник экспедиции) совместно со своим учителем и наставником профессором М. П. Грязновым (научный консультант) позволяют совершенно по новому подойти к рассмотрению вопроса о возникновении и формировании скифо-сибирского «звериного стиля».
Курган Аржан-1 имел внушительный внешний вид и сложные
погребальные сооружения. Он возвышался над местностью огромной
122
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
каменной насыпью (первоначальная высота 4-5 м.), диаметром 120 м. В процессе его раскопок под насыпью на поверхности земли было обнаружено сложное деревянное архитектурное сооружение, состоящее из радикально расположенных вокруг него 70 срубов-камер с бревенчатым потолком. По предварительным подсчетам, на их сооружение потребовалось около 5000 массивных лиственничных бревен, длина которых достигала 8-10 м. Посередине центрального сруба находился малый сруб из тонких бревен, отесанных сверху примерно на одну треть. Это основная могила центрального сруба - могила «царя» и «царицы». Вокруг нее вдоль трех стен сруба расположены шесть деревянных колод и два маленьких срубика. Это могилы сопровождающих «царя» наиболее преданных и высокопоставленных людей.
Вдоль восточной стены захоронены лошади «собственного седла», т.е. «царя» богатым убранством. Их было всего шесть. Все эти люди были именитыми и погребены со всеми полагающимися им почестями в индивидуальных гробах (колодах) и специальных срубах. Всего же в кургане похоронили 15 чел., сопровождающих «царя» и более 160 коней. Все эти люди были именитыми и погребены со всеми полагающимися им почестями в индивидуальных гробах (колодах) и специальных срубиках. Многочисленные драгоценности из золота, серебра и импортных вещей также являются доказательством знатного происхождения погребенных.
Несмотря на разграбление в древности в кургане Аржан-1 были найдены самые ранние уникальные находки, выполненные в строгом соответствии с канонами лучших образцов «скифо-сибирского звериного стиля». Эти предметы вооружения, конского снаряжения и изобразительного искусства. Особый интерес представляют различные личные и бытовые украшения из бронзы, золота, драгоценных камней, рога и кости.
123
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
Среди находок кургана Аржан-1 особо выделяются прекрасно отлитая бронзовая бляха с великолепным изображением свернутого в круг хищника (пантеры), бронзовый кинжал с исключительно реалистически выполненной фигурой дикого кабана, бронзовые навершии с великолепным реалистичным изображением горных баранов (архаров) и многие другие изделия из рога, кости, выполненные в лучших образцах «звериного стиля».
В своих первых публикациях мы с М.П. Грязновым с учетом археологических памятников исследованных того времени датировали курган Аржан-1 VIII-VII вв. до н.э. При этом мы имели в виду, что эта датировка может быть уточнена и пересмотрена в свете новейших археологических открытий.
Однако в результате раскопок другого более позднего неразграбленного «царского» кургана в долине той же реки Уюк-Аржан-2 (VII-III вв. до н.э.), исследованного в 2001-2003 гг. совместной археологической экспедицией Государственного Эрмитажа и Германского археологического института (руководители К. В. Чугунов - нач. экспедиции, Г. Парцингер, А. Наглер) - может быть пересмотрена первоначальная датировка кургана Аржан-1. Замечательные находки этого кургана многочисленные золотые изделия и украшения, выполненные в «скифо-сибирском зверином стиле», представляют настоящие произведения изобразительного искусства.
Уникальные материалы кургана, Аржан-1 (прежде всего), а также кургана Аржан-2 и других погребальных памятников свидетельствуют о том, что племена Тувы, жившие в то время, были одними из создателей оригинального, яркого всемирно известного скифо-сибирского искусства, а их территория обитания (Тувы) являлась очень важным центром его зарождения.
124
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, № 3
Это подтверждается еще и тем, что в аржанских курганах полностью представлена вся скифская триада в исключительно хорошо сложившихся формах. Великолепные образцы «звериного стиля», отражающие сложившиеся устойчивые формы обнаружены также в ранних оленных камнях монументальных каменных надгробных памятниках и наскальных изображениях Тувы того времени.
Таким образом племена Тувы в целом Саяно-Алтайского региона внесли существенный, очень важный вклад в создании замечательного и яркого скифо-сибирского искусства, обогатившего мир изумительными произведениями искусства. Что касается территории Тувы, то она в скифское время представляла собой один из важных центров кочевой цивилизации евразийских степей. По уровню социальноэкономического и культурного развития она не уступала другим территориям скифского мира.
Племена, жившие в Туве в рассматриваемое время составили этническое ядро сложения современного тувинского народа. Элементы скифо-сибирского «звериного стиля» прослеживаются в традиционном декоративно-прикладном искусстве современных тувинцев. 1
1 «Степи европейской части СССР в скифо-сибирское время». - М., 1989.
125