Copyright © 2016 by the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences
____ Published in the Russian Federation
Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities
/«f ® и II fin of the Russian Academy of Sciences
Has been issued since 2008
ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670 Vol. 26, Is. 4, pp. 59-67, 2016
DOI 10.22162/2075-7794-2016-26-4-59-67 Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestnik
UDC 39
The Origins of the Uldchnr Ethnic Group Revisited
Tatyana I. Sharaeva 1
1 Ph. D. in History, Research Associate, Department of Ethnology, Kalmyk Scientific Center of the
RAS (Elista, Russian Federation). E-mail: sharaevati@ yandex.ru.
Abstract
The article considers the origins of the sub-ethnic group known as Uldchnr which is absent from any member lists of the Oirat ethno-political alliances that arrived in the Lower Volga Region in the 17th century, nor is it on the 18th century list of the "indigenous" Kalmyk clans. Nowadays representatives of the Uldchnr identify their clan as a separate one, i.e. sharing no direct common ancestry with the Buurl which it used to be assigned to according to the 19th century sources.
There are data indicating that the Uldchnr were formed by individuals of Torghut ancestry primarily from Eretenevsky Ulus ('District') the population of which had been forcibly dispersed among the other uluses of the Kalmyk Khanate in the late 18th century. The ancestral legends about the origins of the group retain a version according to which it was compiled from representatives of diverse clans after the 1771 exodus of the Kalmyks, including those connected with such zayisangs ('noblemen') as Miitr Noyon and Mazan-Baatr (Baghatur).
The changes in the number of ayimags ('settlements') of the Uldchnr in less than half a century were due to the reforms of the ulus-ayimag system among the Kalmyks, constriction of pasturing lands and merging of ayimags following the principle of kinship.
The ethnic group of Uldchnr comprises a considerable number of patronymies - arvans (Kalm. 'ten') - that are to be studied using a comprehensive approach. According to the available legends, some of them are of alien ethnic origin. A number of present-day Uldchnr arvans originate from representatives of the neighboring clans that had long shared common pasturing territories with the former, e.g. Bay Buurl, Daajakhn, Kelkyakhn. The origins of the rest of Uldchnr arvans are still understudied.
The materials on the ethnic group can be used for further development of a Catalogue of Kalmyk Clans.
Keywords: ethnic group, Uldchnr, clan, Kalmyk, ethnic history, Mazan-Baatr, Miitr Noyon.
Большинство представителей этнической группы Yлдчнр в настоящий момент компактно проживает в поселке Ульдючи-ны Приютненского района Республики Калмыкия (бывшая территория южной части Малодербетовского улуса, позднее — Ма-нычского улуса). Yлдчнр считают себя представителями субэтноса дербет. Проблема происхождения Yлдчнр затрагивалась нами, но косвенно при рассмотрении этнического
состава аймака бурул и одноименной группы родов [Шараева 2009: 124-130], так как в различных работах исследователей XX в. Yлдчнр указывались как часть бурулов [Ми-тиров 1998; Авляев 2002]. Если рассматривать различные источники по этнической истории и этногенезу калмыцкого народа, то обращает на себя внимание тот факт, что Yлдчнр не указываются в составе каких-либо этнополитических объединений ойратов,
Биььетм ор тне К1Н ор тне ЯЛ8, 2016, Уо1. 26, 4
пришедших в Нижнее Поволжье в XVII в.; нет их и в списках «исконных» калмыцких родов в XVIII в.
В настоящее время представители Yлдчнр идентифицируют свой род как самостоятельный, отдельный от буурл. Представителями Yлдчнр этот вопрос даже не рассматривается, нет никаких легенд и сведений в народной интерпретации. Довольно сложный и запутанный вопрос о происхождении Yлдчнр до сих пор остается открытым и требует детального рассмотрения с привлечением широкого круга источников. Мы попытаемся внести дополнительные сведения для уточнения некоторых вопросов происхождения этнической группы Yлдчнр.
В «Списке калмыцким родам и аймакам» Главного попечителя калмыцкого народа К. Костенкова, составленном в XIX в., в составе бурул Малодербетовского улуса указывалось 8 аймаков: «Ульдючинов Бадма Сумьянова 212 киб., Балзан Му-Кюкенева 138 киб., Шонта Трухметова 170 киб., Ана-на Инджиева 10 киб., Сермика Оклеева 102 киб., Дава Шараб-Джамбаева 30 киб., Кютер Боджиева 6 киб., Самтан Кобчиева 4 киб.» [Митиров 1998: 323].
Г. О. Авляев, описывая этническую группу Yлдчнр, как и А. Г. Митиров, опирался на свои архивные материалы и данные К. Костенкова, представленные в 1869 г. в Калмыцкое управление Астраханской губернии [Авляев 2002: 156; 168].
По данным Р. К. Надбитова в списке ро-
дов, кочевавших в южной части Малодер-бетовского улуса в 1874 г., значатся следующие ульдючиновские аймаки:
1) умершего зайсанга Бадмы Сумьянова, кочевьями которого были урочища Нойон-Шире, Манцын Хара-Зуха, Джурук;
2) зайсанга Араши Очир Балзанова, территорией кочевий которого были урочища Хагин-Сала, Манцын Хара-Зуха, Эргенен Хара-Зуха, Нойон-Шире, Ильварта-Хак, Аршан;
3) зайсанга Кютера Боджиева с кочевьями по урочищам Хагин-Сала, Манцын Ха-ра-Зуха, Эрегенен Хара-Зуха, Нойон-Шире, Ильварте-Хак, Аршан;
4) умершего зайсанга Б. Сермыкова с кочевьями по урочищам Нойон-Шире, Бюс-люрте, Нойон-Ширин, Элиста, Бурата, Га-шун-Сала, Джурук, Булгун-Сала;
5) зайсанга Шопты Трухметова, кочевьями которого были урочища Манцын Ха-ра-Зуха, Хагин-Сала, Мерген, Буру-Хале-сен-Хамбур, Омруни-Нур;
6) зайсанга Дава-Шараб Джамбаева, кочевьями которого были урочища Нойон-Ширин-Тепке, Манцын-Хара-Зуха, Хара-Зексен;
7) зайсанга Анан Инджиева на урочище Нойон-Шире;
8) зайсанга Самтан Кепчиева на урочище Нойон-Шире [Надбитов 2011: 33-34].
В ведомости об аймаках по калмыцким улусам в 1890 г. значатся также восемь аймаков, но один из них обозначен как казенный, а три — в опекунском управлении:
№№ Название рода, место кочевания Владелец рода Количество окладных кибиток Количество неокладных кибиток
1 Ульдючинов (Кенде, Ноин-Шире, Бургуста в опекунском управлении 249 4
2 Ульдючинов (Хара-Зуха, Цаган-Элсен) Кепчиев 4 -
3 Ульдючинов (Бислюрта) в опекунском управлении 36 1
4 Ульдючинов (в Области Войска Донского) Анан Инджиев 11 -
5 Ульдючинов (Цаган-Хак, Эмбле) Кютюров 5 1
6 Ульдючинов (Хара-Зухин-Бучу-Кеке-Булук, Хара-Булук) в опекунском управлении 212 8
7 Ульдючинов (Хара-Зуха, Беред) Балзанов 146 8
8 Ульдючинов (Тепке, Элиста, Ноин-Шире) казенный 93 5
[Надбитов 2011: 37-38].
В 1909 г. Н. Очиров в своем «Отчете о поездке по калмыцким степям» указывал в составе родов уже Манычского улуса следующие роды: «Улдчн-Сумйана, Улдчн-Сермычэ, Улдчн-Балзна, Улдчн-Шонтан», подразумевая ульдючиновские аймаки [Очиров 2002: 44], однако не указал названия родов в аймаках. В «Материалах стати-стико-экономического и естественно-исторического обследования Калмыцкой степи» в 1910 г. в этих четырех аймаках было зафиксировано: «Ульдючин-Сермыков род 85 кибиток (341 чел.), Ульдючин-Балза-нов род 228 кибиток (1 034 чел.), Ульдю-чин-Шонтаев род 238 кибиток (1 104 чел.), Ульдючин Сумьянов род 238 кибиток (1 097 чел.)» [Материалы 1910: 409-411]. Итого были зафиксированы 789 кибиток и 3 576 человек. У. Э. Эрдниев в своей работе также разделяет Yлдчнр по принадлежности к четырем зайсангам: «Кура зясингин амиг, Балдана Гарян амиг, Джальджа зясингин амиг, Сермиг зясингин амиг», но, судя по именам владельцев, эти сведения относятся к началу ХХ в. [Эрдниев 1974: 103].
Итак, к началу XX в. по сведениям из различных источников имелись четыре крупных по численности аймака ульдючи-новских зайсангов. Можно предположить, исходя из численности кибиток и данных о восьми аймаках ульдючиновских зайсангов на конец XIX в., что мелкие аймаки вошли в состав крупных. Этому могли способствовать следующие обстоятельства: 1) нахождение некоторых аймаков в опекунском управлении; 2) позднее — слияние по родственному принципу; 3) реформа улус-но-аймачной системы калмыков в 1892 г.; 4) разделение территории кочевий. Возможно, отделение Yлдчнр от бурул происходило в XIX в. вследствие увеличения их численности. На это указывает отсутствие наименования главного рода в виде приставки, служившей «пояснением или определением каждого аймака в главном роде» [Митиров 1998: 322], характерном именно для рассматриваемого периода. Как отмечал А. Г. Ми-тиров, у дербетов дробление аймаков среди наследников носило выраженный характер [Митиров 1998: 322]. Возможно, это и было одной из причин того, что в XIX в. сначала существовало восемь аймаков Yлдчнр с различным количеством кибиток в них, а уже в начале XX в. за счет нового слияния они были реорганизованы в четыре аймака, причем количество кибиток осталось практически таким же.
Можно предположить, что Yлдчнр изначально сформировались в составе буурл из родов иного происхождения, присоединенных к одному из бурульских родов. Об этом свидетельствует достаточно большое количество зайсангов и принадлежавших им кибиток, учитывавшихся в качестве «группы аймаков ульдючинова рода». Важно отметить, что Yлдчнр составляли приход одного хурула — Доджуд-Рацан, основанного еще в XVII в., а представители бурульских родов были прихожанами Малого Ламрим-Чойлин хурула (основан в 1776 г.) и Малого Раши-Донроб хурула (основан в 1777 г.). По сведениям, представленным в 1883 г. (т. е. 100 лет спустя) Главному попечителю калмыцкого народа, этот хурул все еще числился ульдючиновским: «Доджин Рацан Большой хурул ульдючинова рода. Кочевал летом по вершине урочища Нойн-Шире и «по хамурам», а зимой на урочище Бухин Нур. Ученики ульдючинова рода зайсанга Бал-занова, ульдючинова рода зайсанга Сумья-нова, ульдючинова рода зайсанга Шантае-ва, ульдючинова рода зайсанга Сермикова, джанчибикинова рода зайсанга Карнюева, аргакинова рода зайсанга Боро-Манджиева, шунгурцугикинова рода зайсанга Арлуева» [Бакаева 1994: 33; Батыров 2007: 71].
Еще один важный факт — это различие родовых печатей — тамг. Тамга большинства ульдючиновских родов была «джун-гру» в форме свастики, а у большинства бу-рульских — в виде плети «маля» [Гедеева 2003: 254-255].
На мысль о выходе Yлдчнр из группы бу-урл наводят также различные сведения о патронимических группах, входящих в состав Yлдчнр. У. Э. Эрдниев отмечает у Yлдчнр следующие 13 арванов: джирглмюд, эсря-кин, ширкигюд, боргдуд, харнуд (или тячин харнуд), ашхуд, келкянкин, дааджинкин, бага бурул, шаврахин, бодгуд, замлахин, бо-ранхин [Эрдниев 1974: 103].
А. Г. Митиров, согласно своим полевым материалам, собранным в 1992 г., писал, что Yлдчнр состоят из 23 арванов: ашгуд, баг буурл, борахн, боогуд, боднгуд, очрахн, шаазгуд, ширкгюд, харнуд, ямадгуд, укряхн, балзнахн, джирглмюд, келкяхн, шоткуд, шаврахн, му манжихн, замлахн, борал-муд, боргшдуд, дааджихн, оруд, авгнр [НА КИГИ РАН. Ф. 6. Оп. 2. Д. 334].
Г. О. Авляев выявил в составе ульдю-чиновских аймаков 10 арванов: харнут, за-млахн, джигирмуд, ширгигуд, бага-бурул, бодгуд, келькит, боранхин, эсрякин, дад-женкин [Авляев 2002: 169].
Виъьетм ор тне КГН ор тне ЯЛ8, 2016, Vo1. 26, Is. 4
По нашим полевым данным, собранным в 2005 г., в состав Yлдчнр входят следующие 20 малых патронимических групп (арванов): осрахн, ширкгYд, дуралмуд, ямадгуд, шот-худ, Yкряхн, бак буурл, келкэхн, шаврахн, бо-рахн, ашхуд, замлахн, боркштуд, балзнахн, бодцгуд, боовгуд, шаазгуд, даащихн, хар-нуд, щирhлмYд [ПМА].
В работах, представленных учащимися Ульдючиновской средней школы в разные годы (2003-2016 гг.) для участия в региональных олимпиадах по генеалогии и краеведению, собранных у представителей этой этнической группы, указываются 23 арвана: ямадгуд, замлахн, шаврахн, борахн, ширг-
личие представителей бурульских родов, келькит / келкяхн — представителей Кель-китского аймака (тугтунов Малодербетов-ского улуса), авгнр — абганеров Абганеров-ского аймака (Малодербетовского улуса). Представители родов харнут встречаются во многих родах у калмыков; по данным Г. О. Авляева, Харнутовский аймак был в Эркетеневском улусе; подразделения (арвн) харнут были «в Бага-Чоносовском аймаке Малодербетовского улуса, Ики-Багутов-ском и др. аймаках Яндыковского и Багацо-хуровского улусов» [Авляев 2002: 320].
куд, шоткуд, ашхуд, балзнахн, баг буурл, келкяхн, оруд, му манжихн, осрахн, харнуд, шаазгуд, боднгуд, боркшдуд, боовгуд, ду-ралмуд, авгнр, даажихн, жирглмуд, укряхн [Фонды БУ ДО РК РЦДЮТ и К].
Если данные по арванам Yлдчнр из различных источников представить в таблице, то наглядно видно следующее: в Yлдчнр входили различные группы арвн, а попытка выявить «ядро», вероятнее всего, на данном этапе бессмысленна и безрезультатна. Судя по приведенным в таблице названиям, Yлдчнр могли сформироваться из представителей различных родов. Арваны бага-бурул, даадженкин указывают на на-
Подразделения (арвн) оруд также встречаются во всех родах у калмыков. В калмыцком языке термин «оруд» обозначает: 1) подданный; 2) принятый со стороны [КРС 1977: 404]. Оруд 'пришлые' называются калмыками роды, не имеющие кровнородственных отношений с представителями той этнической группы, в которую они были включены в силу различных причин. Другой арвн — ширкгYд — образовался по имени татарина Ширк, который поселился среди Yлдчнр по приглашению друга-калмыка. Место, где располагался хотон татарина и его
По данным По данным По данным Материалы ПМА автора
Г. О. Авляева У. Э. Эрдниева А. Г. Митирова школьных работ
харнут харнуд (или тячин харнуд) харнуд харнуд харнуд
замлахн замлахин замлахн замлахн замлахн
джигирмYд джирглмюд джирглмюд жирглмуд щирhлмYд
ширгигYд ширкигюд ширкгюд ширгкуд ширкгYд
бага-бурул бага бурул баг буурл баг буурл бак буурл
бодгуд бодгуд бод (н)гуд ? боднгуд бодцгуд
келькит келкянкин келкяхн келкяхн келкэхн
боранхин боранхин борахн борахн борахн
эсрякин эсрякин очрахн ? осрахн ? осрахн
дадженкин дааджинкин дааджихн даажихн дааж;ихн
боргдуд ? боргшдуд ? боркшдуд боркштуд
ашхуд ашгуд ашхуд ашхуд
шаврахин шаврахн шаврахн шаврахн
боогуд ? боовгуд ? боовгуд
шаазгуд шаазгуд шаазгуд
ямадгуд ямадгуд ямадгуд,
укряхн укряхн укряхн
балзнахн балзнахн балзнахн
шоткуд шоткуд шотхуд
му манжихн му манжихн ?
боралмуд дуралмуд ? дуралмуд
оруд оруд ?
авгнр авгнр ?
потомков, называется Мацкдын сала 'Балка татарина' [ПМА]. Согласно легенде, родоначальник арвн боркштуд был черкесом по происхождению: бездетная пара калмыков из Yлдчнр сумела уговорить путника-черкеса отдать им на воспитание своего сына. Взамен они отдали ему коня сивой масти (калм. бор мврн). Этот мальчик вырос и образовал среди Yлдчнр арвн боркштуд [ПМА]. Все три указанных арвана, таким образом, имеют иноэтничное происхождение.
Представители балзнахн являются родственниками Балзановых — одних из влиятельных зайсангов родов Yлдчнр. С именем другого ульдючиновского зайсанга — Куу-ра Леджинова — связано, согласно легенде, образование арвн шоткуд: «Однажды уль-дючинский Куура нойон собрал своих подвластных (албату) и начал считать, какое количество денег задолжали ему его подданные. Среди них был главный учетчик, который пересчитывал все долги и записывал их в большую книгу. Он считал так долго, что кучер по имени Улюмджи не удержался, стал считать лучше в уме, что проделывал быстрее главного учетчика. Куура нойон удивился уму и таланту своего кучера и решил создать арван под названием шоткуд 'считающие в уме', и представителей этого рода стали называть шоткуд 'считающие в уме'» [Борджанова 2007: 103].
Наименования арванов замлахн и ширк-гюд, согласно легендам, имеют эпонимное происхождение. «В Манычском улусе проживал Замл, который посватался к дочери торгутского хана, но на сватовстве произошла ссора, перешедшая в силовое противостояние. Конфликт удалось уладить после того как хан, пораженный красноречием Замл, воздал ему должные почести» [ПМА]. Эта легенда содержит много интересных моментов и исторических несоответствий, но тем она и интересна в свете вопросов происхождения Yлдчнр. Так, упоминаемый в ней Манычский улус был образован в начале XX в.; упоминается и торгутский хан, хотя ханство было ликвидировано в конце XVIII в.; сватовство к ханской дочери было возможно только при наличии равного хану статуса у Замл, к которому хан почтительно отнесся. Возникает много вопросов: был ли родоначальник этого арвана знатного происхождения, какой этнической принадлежности он был, в какое время проживал и т. д.
Кроме легенд, практически каждый арвн в этнической группе Yлдчнр имеет свои «присловья-прозвища», дразнилки, «от-
ражающие черты того или иного рода, их занятия, отрицательные и положительные
черты» [Басангова 2007: 98-105]. К примеру:
1. Хар нYдтз, хурц келтэ харнуд 'Черноглазые острословы харнуты';
2. Щирн вркэр щирИдг щирhлмYд 'В достатке / богато живущие 60 семей джир-глмюд';
3. Отг дундан тоомсрта олмка келтэ осрахн арвн 'Знаменитые в отоке, находчивые (букв. 'острые на язык') осрахн';
4. КедY буслад, ширгэд бээвчн ширгдго ширкгYд арвн 'Как бы ни были беспокойны, никогда не изведутся ширкгюды';
5) Дурндан бээдг дуралмуд арвн 'Вольно живущие дуралмуд';
6) Зун мврнд 99 цалм хайдг баатр баh буурл арвн 'Когда сто лошадей ловят, то 99 арканов набрасывают бага бурулы';
7) Шаврт даргддго шаврахн арвн 'Никогда погребенными не оказывающиеся шаврахн;
8) Ьучн врктэ Бурад буслад йовдг бо-рахн арвн 'Тридцатью семьями деятельно живущие борахн';
9) Зун врктэ замлахн 'Сто семей замлахн';
10) Борлад бээдг боргшдуд '„Сереющие" боршгдуд';
11) Бахлур авч ноолддг балзнахн арвн 'При драке хватающие за горло балзнахн ;
12) Ьаза Иархларн твврдг ямадгуд 'Выходя за пределы жилища / на простор, теряющиеся ямадгуд';
13) Бод-бод бээдг боднгуд 'Спокойно живущие боднгуд';
14) Дала дарщнгуд меддг даащихн 'Много скороговорок знающие даажихн;
15) Хурц Yгтэ, ут келтэ келкэхн 'Острословы с длинным языком — келкяхн;
16) Цааран-нааран гуудг, алтн юм хээдг шаазhуд 'В разные стороны бегающие и золото ищущие шаазгуд';
17) Алтн шорад даргддго ашхуд 'Аш-худ — как золото, что в пыли не затеряется' [Пер. авт.].
В настоящее время у Yлдчнр сложился собственный фольклор о самих себе. Так, они говорят: «Мы, ульдючины, — дым от тысячи кибиток». У. Э. Эрдниев отмечал, что «народ считал, что Ульдючин насчитывает более 1 000 кибиток, принадлежавших четырем зайсангам, по имени которых назывались каждая из четырех частей» [Эрдниев 1974: 103]. Это соответствовало исторической действительности, так как на начало
Вцъьетм ор тне КГН ор тне ЯЛ8, 2016, Vo1. 26, Is. 4
XX в. количество представителей Yлдчнр составляло почти 800 кибиток.
В другой версии поговорка звучит так: «Мы, ульдючины, — дым от тысячи кибиток Миитр-нойона». Согласно этой версии, по рассказам старожилов после ухода калмыков в 1771 г. в Китай оставшиеся части подвластных Миитр-нойона — Yлдл ('букв. остаток') — были перегруппированы и отданы в подданные новым нойонам. Прототипом Миитр-нойона, предания о котором широко распространены среди калмыков, калмыцкие исследователи считают одного из сыновей Чакдорджапа, внука Аюки-ха-на, — Нитара-Дорджи. Он имел отчаянный характер и особую страсть к лошадям, из-за которых он и его родные постоянно были вовлечены в различные конфликты. С его именем связаны события, происходившие в 1722-1725 гг., когда он вел борьбу за ханский престол в пользу своего старшего брата Дасанга. Нитар-Дорджи был убит в 1725 г. [Митиров 1990: 40-57]. Однако следует отметить, что Нитар-Дорджи был керяд, торгут по происхождению, и не мог быть владельцем дербетских родов, если только какая-то часть его подвластных не попала в конце XVIII в. в Малодербетов-ский улус.
Другая часть представителей этнической группы Yлдчнр связывает свою генеалогию с именем другой исторической личности. Так, Ц.-Д. Номинханов, описывая представителей Yлдчнр среди донских калмыков в станицах Беляевской, Бурульской, Новоалексеевской и Чоносовской, отмечал, что своим владельцем они считают Мазан-Батыра [Алексеева, Борманджинов 1999: 4, 19]. Мазан-Батыр — реальная историческая личность, представитель эркетеневского рода, торгут. Будучи талантливым военачальником, он принимал участие практически во всех войнах России во второй половине XVII в. Он особенно отличился в сражениях на Северном Кавказе. В легендах и преданиях о нем отразились его ратные подвиги и борьба с внешними врагами. Мазан-Батыр погиб в молодом возрасте от полученных в сражении ран.
Оба указанных героя жили до того, как группа Yлдчнр стала выделяться из буурл. Вместе с тем и Нитар Дорджи, и Мазан-Батыр предстают в легендах ульдючиновцев в первую очередь как защитники от набегов кавказских народов, с которыми калмыки постоянно конфликтовали. Они помогали изготавливать мечи (улд 'меч') и создать во-
йско меченосцев Yлдчнр, способных защитить свои владения и своих людей. В некоторых версиях преданий о Мазан-Батыре он помогает защититься от набегов черкесов, в других версиях повествуется о тысяче калмыцких семей, которых могли взять в плен или передать в качестве дани черкесам, но благодаря действиям Мазан-Батыра они избежали этой участи. Примечательно, что, несмотря на торгутское происхождение героя, легенды о Мазан-Батыре одинаково распространены среди дербетов и торгутов, но сюжетные линии имеют различия [Басаев 2007: 279-294; Очиров 2006: 49-56; 239-241].
В настоящее время не представляется возможным установить, отражают ли эти легенды исторический факт принадлежности части Yлдчнр в прошлом этим владельцам или являются продуктом народного вымысла. Однако мы допускаем, что исторические легенды о Мазан-Батыре и Миитр-нойоне можно рассматривать как подтверждение версии о происхождении части Yлдчнр из состава представителей Эр-кетеневского улуса, выходцами из которого были указанные исторические персонажи.
Действительно, после откочевки большей части калмыков в 1771 г. оставшихся простолюдинов распределили между феодалами в соответствии с указом императрицы Екатерины II. При этом астраханский губернатор Н. А. Бекетов на основании списков, поданных оставшимися калмыцкими нойонами, распределил оставшихся без владельцев калмыков таким образом: сначала возместил убытки за откочевавших, затем вознаградил наиболее верных нойонов и, наконец, оставшихся распределил поровну, не позабыв о себе. По мнению Л. В. Бад-няевой, рассматривавшей численность населения калмыцких улусов после событий 1771 г., дербетовские нойоны Цебек-Убаши и Ценден получили сначала 54 кибитки взамен откочевавших, затем еще 454 кибитки за «уведенные у них в разное время». Дополнительно Цебек-Убаши получил 100 кибиток эркетеневских калмыков и 200 кибиток «разного звания» [Бадняева 2002: 58-60]. Таким образом, в 1772 г. Дербетовский улус получил дополнительно еще 808 кибиток калмыков из разных родов, благодаря чему численность улуса достигла почти 5 тыс. кибиток. В числе переданных эркетеневцев была 31 кибитка зайсанга Зунчи Мазанова [Житецкий 1892: 109], потомка Мазан-Ба-тыра, однако пока не удалось определить, к кому они попали.
Как мы отмечали ранее, среди исследователей нет единого мнения относительно происхождения этнической группы Yлдчнр. Этимологию названия Yлдчнр, как и происхождение рода, многие исследователи связывают также с меченосцами армии Чингис-хана или с легендой о хойте Махан Ульдючин, который убил своего нойона Есельбейн-Сайн-Ка (XVI в.).
Бытование различных легенд об образовании этнонима и самой группы все же указывает на ее позднее формирование. Наиболее распространенными сюжетными линиями в различных легендах и преданиях об Yлдчнр являются: 1) формирование отряда меченосцев для сражения с горскими народами; 2) формирование группы под название Yлдчнр после 1771 г. Так, Г. О. Авляев выдвинул версию, ссылаясь на статью некоего Обуховского, опубликованную в 1936 г. в газете «Ленинский путь», согласно которой этническая группа Yлдчнр образовалась из калмыков, оставшихся без нойонов, после откочевки калмыков в 1771 г. [Авляев 2002: 168]. По данным полевых материалов, Yлдчнр сформировались из калмыков, оставшихся в 1771 г. без нойона, и из-за того что приходилось часто отражать набеги кавказцев, мужчины научились мастерски владеть мечами [ПМА]. Но в походы, как отмечал старейшина и знаток традиций Yлдчнр Бад-ма Алаев, их водил «маляч Мазн Баатр, возглавлявший тысячи кибиток Yлдчнр» [Алаев 2000: 4].
Таким образом, существуют различные версии формирования этнической группы Yлдчнр, требующие дополнительных уточнений. Например, рассмотрение родословных зайсангов бурульских, ульдючинов-ских и, возможно, эркетеневских зайсангов может пролить свет на вопрос о «роде-ядре» «группы ульдючиновских родов бурулов». Отметим, что современные Yлдчнр имеют все формальные признаки, позволяющие их считать этнической группой. В настоящее время этническая группа Yлдчнр включает большое количество патронимических групп арвн, и ее представители компактно проживают на определенной территории.
Источники
Архив Калмыцкого научного центра РАН. Ф. 6.
Оп. 2. Д. 334. БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения» ПМА — Полевые материалы автора:
Бальджирова Джани Овшиновна, 1914 г .р.,
Yлдчнр;
Мангаев Батр Бадмаевич, 1966 г .р., Yлдчнр, шав-рахн;
Нишеев Александр Сергеевич, 1957 г .р., Yлдчнр, ашхуд;
Окнеева Зинаида Павловна, 1936 г .р., Yлдчнр, осрахн арвн;
Одыкова Цаган Санджиевна, 1930 г .р., Yлдчнр, джирглмюд;
Тугтунов Манц Манджиевич, 1934 г .р., Yлдчнр, авгнр.
Литература
Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа (середина IX — I четверть XVIII в.). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. 248 с.
Алаев Б. Манцин кецин Yлдчнэ нутг // Хальмг Yнн. 2000. № 132. С. 4.
Алексеева П. Э., Борманджинов А. Э. Об этническом составе донских калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 1999. 41 с.
Бадняева Л. В. К вопросу о численности населения калмыцких улусов после 1771 года // Калмыки и их соседи в составе Российского государства. мат-лы Межд. науч. конф. (г. Элиста, 7-11 сентября 2001 г.). Элиста: АПП «Джангар», 2002. С. 58-60.
Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.
Батыров В. В. Кочевья хурулов и родов в Калмыцкой степи в конце XIX в. // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: КалмГУ, 2007. С. 68-77.
Басаев Д. Э. Семь звезд: Калмыцкие легенды и предания / сост., пер., вступ. ст., коммент. Д. Э. Басаева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2004. 415 с.
Басангова Т. Г. Прозвищный фольклор калмыков // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: КалмГУ, 2007. С. 98-105.
Борджанова Т. Г. Магическая поэзия калмыков. Исследование и материалы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 182 с.
Гедеева Д. Б. О знаках собственности у калмыков // Монголоведение в новом тысячелетии (к 170-летию организации первичной кафедры монгольского языка в России): мат-лы межд. науч. конф. Элиста: КалмГУ, 2003. С. 254-259.
Житецкий И. А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки). Астрахань: б/и., 1892. 45 с.
Калмыцко-русский словарь. М.: Русский язык, 1977. 768 с.
Bulletin of the KIH of the RAS, 2016, Vol. 26, Is. 4
Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники: пер. с калм. / сост., ред., вступ. ст., предисл., коммент. А. В. Бадмае-ва. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. 477 с.
Материалы статистико-экономического и естественно-исторического обследования Калмыцкой степи Астраханской губернии. Ч. 2. Астрахань: Паров. губерн. тип., 1910. 509 с.
Митиров А. Г. По следам находок и утрат. Элиста: Калм.кн. изд-во, 1990. 92 с.
Митиров А. Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. 384 с.
Надбитое Р. К. Роды и аймаки калмыцкой степи Астраханской губернии (70-90-е гг. XIX в.). Историко-этнографический справочник. Элиста: АПП «Джангар», 2011. 48 с .
Очиров Н. Избранные труды. Элиста: АПП «Джангар», 2002. 152 с.
Очиров Н. Живая старина. На калм. и русск. яз. / сост., вступ. ст., коммент. Б. А. Бичеева. Элиста: Калм.кн. изд-во, 2006. 398 с.
Шараева Т. И. К вопросу об этническом составе аймака бурул в субэтнической группе дербетов // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Вып. 1. Элиста: КИГИ РАН, 2009. С. 124130.
Эрдниев У. Э. Материалы по калмыцкой этнонимии (О происхождении некоторых «этнонимов») // Вестник института. Серия этнографии. Вып. 10. Элиста: КНИИЯЛИ, 1974. С. 99-115.
Sources
BU DO RK "Respublikanskij centr detsko-junosh-eskogo turizma i kraevedenija" [Budgetary organization of additional education "Republican Center for Children's Tourism and Regional Ethnography"].
Arhiv Kalmyckogo nauchnogo centra RAN [Archive of the Kalmyk Scientific Center of the RAS]. F. 6. Op. 2. D. 334 (In Russ.).
PMA — polevye materialy avtora [Author's field data (a list of respondents)]:
Okneeva, Zinaida Pavlovna, b. 1936, Uldchnr, Os-rakhn arvn (Kalm. "ten", i.e. "section (military unit)");
Odykova, Tsagan Sandzhievna, b. 1930, Uldchnr, Dzhirglmyud clan
Baldzhirova, Dzhani Ovshinovna, b. 1914, Uldchnr
Mangaev, Batr Badmaevich, b. 1966, Uldchnr, Shavrahn clan
Tugtunov, Mants Mandzhievich, b. 1934, Uldchnr, Avgnr clan
Nisheev, Aleksandr Sergeevich, b. 1957, Uldchnr, Ashkhud clan
References
Avlyaev G. O. Proishozhdenie kalmyckogo naro-da (ser. IX — I chetv. XVIII) [The Origins of the Kalmyk people (the mid-9th — early 18th cc.)]. Elista, Kalm. Book Publ., 2002, 248 p. (In Russ.).
Alaev B. Mantsyn ketsin Uldchna nutg [The territories of the Uldchn ethnic group in the Manych region]. Hal'mg unn [The Kalmyk Truth newspaper], 2000, No. 132, p. 4 (In Kalm.).
Alekseeva P. E., Bormandzhinov A. E. Ob etnich-eskom sostave donskih kalmykov [On the ethnic composition of the Don Kalmyks]. Elista, Dzhangar Publ., 1999, 41 p. (In Russ.).
Badnyaeva L. V. K voprosu o chislennosti naseleni-ja kalmyckih ulusov posle 1771 goda [The size of the post-1771 Kalmyk population revisited]. Kalmyki i ih sosedi v sostave Rossijskogo go-sudarstva [Kalmyks and their neighbors within the Russian borders]. Elista, 2002, pp. 58-60 (In Russ.).
Bakaeva E. P. Buddizm v Kalmykii. Istoriko-etno-graficheskie ocherki [Buddhism in Kalmykia. Historical and ethnographic sketches]. Elista, Kalm. Book Publ., 1994, 128 p. (In Russ.).
Batyrov V. V. Kochevya hurulov i rodov v Kalmyt-skoj stepi v kontse XIX v. [The nomadic territories of khuruls (monasteries) and clans in Kalmyk Steppe in the late 19th cent.]. Prob-lemy etnogeneza i etnicheskoj kul'tury tjurko-mongol'skih narodov [The issues of ethnogen-esis and culture of Turco-Mongols]. Elista, Kalm. State Univ. Press, 2007, pp. 68-77 (In Russ.).
Basaev D. E. Sem' zvezd: Kalmytskie legendy i pre dan ij a. Sost., per., vstup. st., komment. D. E. Basaeva [The Seven Stars: Kalmyk legends and folk tales. Transl., comp., comment. and foreword by D. Basaev]. Elista, Kalm. Book Publ., 2004, 415 p. (In Russ.).
Basangova T. G. Prozvishhnyj fol'klor kalmykov [Nickname folklore of the Kalmyks]. Prob-lemy etnogeneza i etnicheskoj kul'tury tjurko-mongol'skih narodov [The issues of ethnogen-esis and culture of Turco-Mongols]. Elista, Kalm. State Univ. Press, 2007, pp. 98-105 (In Russ.).
Bordzhanova T. G. Magicheskaja poezija kalmykov. Issledovanie i materialy [Kalmyk magic poetry. A case study and materials]. Elista, Kalm. Book Publ., 1999, 182 p. (In Russ.).
Gedeeva D. B. O znakah sobstvennosti u kalmykov [On signs of property among the Kalmyks]. Mongolovedenie v novom tysjacheletii (k 170-letiju organizacii pervichnoj kafedry mongol'skogo jazyka v Rossii): Materialy
mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Mongol Studies in the New Millennium (celebrating the 170th anniversary of the first Mongolian language department in Russia): Proc. of the internal research conf.]. Elista, Kalm. State Univ. Press, 2003, pp. 254-259 (In Russ.).
Zhitetsky I. A. Astrahanskie kalmyki (nabljudenija i zametki) [Astrakhan Kalmyks (observations and sketches)]. Astrakhan, 1892. 45 p.
Kalmycko-russkij slovar' [A Kalmyk-Russian dictionary]. Moscow, Russky Yazyk Publ., 1977, 768 p. (In Kalm. and Russ.).
Lunnyj svet: Kalmyckie istoriko-literaturnye pam-jatniki: Per. s kalm. /Sost., red., vstup.st., pre-disl., komment. A. V. Badmaeva [The Moonlight: Kalmyk historical and literary monuments. Transl. from Kalmyk, comp., edit., comment. and foreword by A. Badmaev]. Elista, Kalm. Book Publ., 2003, 477 p. (In Russ.).
Materialy statistiko-ekonomicheskogo i estestven-no-istoricheskogo obsledovanija Kalmyckoj stepi Astrahanskoj gubernii [Materials of statistical, economic, natural and historical investigations of Kalmyk Steppe of Astrakhan Governorate]. Astrakhan, Governorate Print. House (steam-powered), 1910, 509 p., Part 2 (In Russ.).
Mitirov A. G. Po sledam nahodok i utrat [Tracing the path of discoveries and losses]. Elista, Kalm. Book Publ., 1990, 92 p. (In Russ.).
Mitirov A. G. Oiraty — kalmyki: veka i pokolenija [The Oirats — Kalmyks: centuries and genera-
tions]. Elista, Kalm. Book Publ., 1998, 384 p. (In Russ.).
Nadbitov R. K. Rody i ajmaki kalmyckoj stepi As-trahanskoj gubernii (70-90-e gg. XIX v.). Is-toriko-etnograficheskij spravochnik [Clans and settlements in Kalmyk Steppe of Astrakhan Governorate (1870-90s)]. Elista, Dzhangar Publ., 2011, 48 p. (In Russ.).
Ochirov N. Izbrannye trudy [Selected works]. Elista, Dzhangar Publ., 2002, 152 p. (In Russ.).
Ochirov N. Zhivaja starina. Na kalm. i russk. jaz. / Sost., vstupit. St., komment. B. A. Bicheeva [Living Antiquity. In Kalm. and Russ. Comp., comment. and foreword by B. Bicheev]. Elista, Kalm. Book Publ., 2006, 398 p. (In Russ.).
Sharaeva T. I. K voprosu ob etnicheskom sostave ajmaka burul v subetnicheskoj gruppe derbetov [The ethnic composition of the Burul settlement of the Dorbets revisited]. Problemy etnogeneza i etnicheskoj kul'tury tjurko-mongol'skih naro-dov [The issues of ethnogenesis and culture of Turco-Mongols]. Elista, Publ. Dept. of the Kalm. Inst. For Humanities of the RAS, 2009, No. 1, pp. 124-130 (In Russ.).
Erdniev U. E. Materialy po kalmyckoj etnonimii (O proishozhdenii nekotoryh «etnonimov») [Materials on Kalmyk ethnonymics (Revisiting the origins of some ethnonyms)]. Vestnik instituta. Serija etnografii [Bulletin of the Institute. The Ethnographic Series], iss. 10. Elista, Publ. Dept. of the Kalm. Research Inst. of Language, Literature and History, 1974, pp. 99-115 (In Russ.).
УДК 39
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ YЛДЧНР Татьяна Исаевна Шараева 1
1 кандидат исторических наук, научный сотрудник, отдел этнологии, Калмыцкий научный центр Российской академии наук (Элиста, Российская Федерация). E-mail: sharaevati@ yandex.ru.
Аннотация. В статье рассматриваются версии о происхождении этнической группы Yлдчнр. Некоторые из них связаны с образованием группы из среды бурульских родов субэтнической группы дербетов, другие — из представителей родов субэтнической группы торгутов, преимущественно Эркетенеского улуса, подвергшегося в конце XVIII в. насильственному расселению в другие улусы бывшего Калмыцкого ханства. В различных версиях подчеркивается роль таких легендарных личностей, как Миитр-нойон и Мазан-Батыр, в образовании этнической группы Yлдчнр.
Этническая группа Yлдчнр включает большое количество патронимических групп арванов, изучение которых требует комплексного подхода.
Ключевые слова: этническая группа, род, калмыки, этническая история, Мазан-Батыр, Миитр-нойон.