УДК 159.972:343.815
К ВОПРОСУ
О ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДОВ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ
Для цитирования
Сочивко, О. И. К вопросу о профилактике суицидов у несовершеннолетних в следственном изоляторе / О. И. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 1 (42). -С. 112-116.
Аннотация. В статье сообщается о профилактике суицидов у несовершеннолетних в следственном изоляторе. Отмечается, что суицидальное поведение относят к одной из форм проявления нарушений поведения. Указывается, что человек, решивший покончить жизнь самоубийством, никак это не афиширует, тщательно готовится, выбирает место и время таким образом, чтобы никто не смог помешать и, как правило, выбирают «надежный» способ свести счеты с жизнью. Подчеркивается, что одной из задач психолога следственного изолятора является диагностика личностных особенностей и формирующейся акцентуации характера с целью выявления групп риска. Указано, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений, в нашем случае - несовершеннолетний оказывается изолированным от близких, испытывает одиночество, страх пе-
© Сочивко О. И., 2018
О. И. Сочивко
ред будущим, утрату жизненных перспектив, остается наедине со своими проблемами и страхами. Отмечено, что в основе суицидального поведения лежит конфликт. Психологу важно присматриваться к возможным изменениям в поведении несовершеннолетнего, таким как: замкнутость, стремление к уединению, отгороженность, утрата интереса к окружающему, возможные нарушения аппетита, сна. Психолог должен хорошо изучить личное дело несовершеннолетнего с тем, чтобы оценить дополнительные риски возможного суицидального поведения - употребление алкоголя, психоактивных веществ, наличие в прошлом суицидальных попыток, возможные психические нарушения, что поможет спрогнозировать возможное деструктивное поведение подростка. Для профилактики суицидального поведения может проводиться групповая и индивидуальная психопрофилактика. Психологу важно убедить несовершеннолетнего при необходимости заниматься с психологом индивидуально для проработки личных проблем в режиме индивидуального консультирования.
Ключевые слова: несовершеннолетние, следственный изолятор, деструктивное поведение, профилактика суицида, групповая, индивидуальная психопрофилактика.
В настоящее время в уголовно-исполнительной системе значимое место занимает профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах (далее - СИЗО). Эта категория несовершеннолетних сталкивается с множеством сложностей, проявляющихся в отношениях между ними. Такие тюремные «традиции», как «прописка», подразделение на касты, заводят несформированного подростка в тупик, а соблюдение тюремных «законов» не дает ему выбора, формирует внутриличностный конфликт, а иногда ощущение унижения, бессилия и полной бесперспективности. В связи с этим одной из актуальных задач является профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Суицидальное поведение относят к одной из форм проявления нарушений поведения и различают следующие его основные типы: 1) демонстративное суицидальное поведение. Цель - привлечь внимание, разжалобить, избавиться от наказания, наказать обидчика. Такие суициды, как правило, незавершенные, но суицидент может просчитаться и все закончится летальным исходом. Есть мнение, что к таким формам суицидального поведения склонны демонстративные, инфантильные или гипертимные личности; 2) аффективное суицидальное поведение. Попытка суицида происходит на высоте аффекта, в момент, когда другого выхода, казалось бы, не существует. Если в этот момент удается вступить в контакт с суицидентом, то высока вероятность того, что он откажется от своего решения. Это чаще всего личности, акцентуированные по сенситивному типу или эмоционально лабильные; 3)истинное суицидальное поведение.
Человек, решивший покончить жизнь самоубийством, никак это не афиширует, тщательно готовится, выбирает место и время таким образом, чтобы никто не смог помешать и, как правило, выбирают «надежный» способ свести счеты с жизнью. К таким суицидам больше склонны сенситивные личности и циклоиды. В связи с этим одной из важных задач психолога, работающего в СИЗО, является диагностика личностных особенностей и формирующейся акцентуации характера с целью выявления групп риска.
Французский социолог Дюркгейм доказал, что рейтинг самоубийств напрямую связан с социальной интеграцией человека, то есть степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Дюрк-гейм считал, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает перед ним внезапно, например, при потере работы, а в нашем случае - несовершеннолетний оказывается изолированным от близких, испытывает одиночество, страх перед будущим, утрату жизненных перспектив, остается наедине со своими проблемами и страхами.
В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт. В любом конфликте существуют, во-первых, объективные требования, предъявляемые человеку ситуацией; во-вторых, субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности; в-третьих, оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирую-щей ситуации; в-четвертых, реальные действия личности в такой ситуации.
Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности - как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный выход.
Попав в конфликтную критическую ситуацию, фрустрирующую их лич-ностно значимые потребности, люди, в особенности подростки, испытывают острую необходимость в помощи других людей. Характерной особенностью этого периода является потребность к установлению неформального, эм-патического контакта, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке. Практически все суициденты отмечают, что им очень хотелось найти поддержку, поделиться переживаниями, разделить тревогу. Очень важно, чтобы в этот момент рядом с несовершеннолетним оказался психолог, который вовремя распознает нарастающее чувство тревоги, ощущение безысходности, отверженности, вызванное ожиданием неблагополучного развития событий, начало процесса социально-психологической дезадаптации. У подростка возникает чувство, что у него нет будущего, утрачивается смысл жизни. При этом мысль о смерти может носитьхарактертеоретизирования или же мысль о смерти приобретает некий романтический налет. Психологу важно внимательно присматриваться к возможным изменениям в поведении несовершеннолетнего, таким как: замкнутость, стремление к уединению, отгороженность, утрата интереса к окружающему, возможные нарушения аппетита, сна. Специалист должен хорошо изучить личное дело несовер-
шеннолетнего (подозреваемого, обвиняемого, осужденного) с тем, чтобы оценить дополнительные риски возможного суицидального поведения -употребление алкоголя, психоактивных веществ, наличие в прошлом суицидальных попыток, возможные психические нарушения. Это поможет спрогнозировать возможное деструктивное поведение подростка.
Важным предварительным этапом для профилактики суицидов является психологическая диагностика индивидуально-психологических особенностей личности, образующих суицидальную предиспозицию с целью выявления лиц, требующих особого внимания. Исследования Ф. С. Сафуа-нова и В. А. Тихоненко [1, с. 277] свидетельствуют о совокупности следующих преморбидных личностных особенностей: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;особенности интеллектуальной переработки информации (максимализм, категоричность), а также незрелость суждений; особенности коммуникативных способностей (выраженная интроверсия, отсутствие способности к эмпатии и сопереживанию и т. д.); неадекватная самооценка (заниженная, завышенная или неустойчивая); ограниченный репертуар копинг-стратегий (возможностей со-владающего поведения); неразвитость психологических защит. Как показывает практика, большинство несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных имеют такие характеристики.
Психолог в СИЗО должен отличаться особой наблюдательностью, чтобы вовремя распознать неадаптивные позиции подростка, которые могут привести к суициду. В. А. Тихоненко выделяет шесть признаков, характеризу-
ющих неадаптивные позиции личности: 1) фиксированность. Субъект не в состоянии изменить образ ситуации, свободно манипулировать ее элементами, он как бы застывает в ее рамках; 2) вовлеченность. Человек помещает себя в точку приложения угрожающих сил и способен смотреть на ситуацию только изнутри. Он уже не способен отстраниться от конфликтной ситуации, дистанцироваться от нее, осуществлять рефлексию; 3) сужение смыслового поля сознания и самосознания. Сужение смысловой сферы личности происходит за счет представлений об ограниченных собственных ресурсах в преодолении конфликта; 4) изолированность и замкнутость позиции. В структуре осознания конфликтных отношений вместо адаптивного противопоставления «Мы-Они» имеет место гораздо более уязвимая конфронтация «Я-Они», свидетельствующая об утрате связи с референтными группами, нарушениях социальной идентификации; 5)пассивность. Субъект не способен представить собственные конструктивные действия в конфликтной ситуации. Подобная пассивность позиции обесценивает любые известные человеку варианты решений - они остаются лишь знаемыми; 6) сужение, неразвитость временной перспективы, нет психологического будущего. Если оно и существует в сознании субъекта, то только в виде представлений о заведомом продолжении или усугублении, ухудшении актуальной ситуации. Происходит утрата ценности жизни с одновременным возрастанием ценности смерти [2, с. 278].
В профилактической работе психолог должен осуществлять поиск и формирование так называемых антисуицидальных факторов, которые
образуют определенную систему, состоящую из следующих компонентов: интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чувство долга, обязательность; религиозные представления о греховности самоубийства; четкое осознание социальныхтребований,зависимость от общественного мнения; представление о неиспользованных жизненных возможностях; наличие творческих планов, стремление к самореализации; наличие эстетических критериев - нежелание выглядеть некрасиво даже после смерти; боязнь физического страдания [3, с. 279].
Чем большее количество антисуицидальных факторов активизируется у субъекта в ситуации кризиса, тем менее вероятна реализация суицидальных намерений. Сочетание суицидо-генных и антисуицидальных факторов меняется в течение жизни. Задача психолога - стимулирование развития антисуицидальных факторов у подростка.
Для профилактики суицидального поведения может проводиться как групповая, так и индивидуальная психопрофилактика.
Методы группового психопрофилактического воздействия для подростков должны быть доступными и интересными и могут включать в себя следующее: 1) совместный просмотр видеофильмов, чтение книг или восприятие их на слух, обсуждение жизненной позиции героев, их ценностных ориентаций; 2) творческая деятельность (рисование, лепка, музыкальные занятия); 3) анализ биографий выдающихся или просто интересных в данном контексте личностей; позитивные примеры известных людей (музыкантов, певцов, актеров); 4) стимулирование
позитивного конструктивного и эмпа-тийного поведения; 5) налаживание отношений с родственниками, помощь в составлении писем родным.
Целью данных мероприятий является информирование подростка о конструктивных способах решения кризисных ситуаций, повышение уровня общей осведомленности и психологической компетентности несовершеннолетнего.
Индивидуальная психопрофилактика должна быть более дифференцированной и опираться на анализ личного дела несовершеннолетнего, результаты наблюдения за его поведением, учитывать его индивидуально-личностные особенности.
Основные направления индивидуальной профилактической работы включают в себя: 1) работу с установками, разрешающими суицидальное поведение, формирование понимания ценности жизни и установок на позитивное будущее, формирование ясного образа своего будущего и желания его достичь; 2) формирование позитивного отношения к себе; 3) распознавание катастрофических ситуаций и ситуаций, с которыми возможно справиться, развитие умения их анализировать и находить разные варианты их решения, разъяснение преимуществ гибкого поведения; 4) формирование установок на развитие собственных ресурсов для решения значимых для личности проблемных ситуаций; 5) развитие коммуникативных
навыков, умение принимать и просить поддержку у окружающих людей; 6) развитие умения распознавать и вовремя выходить из опасных ситуаций или из контакта с определенными людьми; 7) убеждение в важности умения анализировать собственное эмоциональное состояние, а если есть необходимость -вовремя обращаться за помощью к специалистам (психологу, врачу), информирование подростка о безопасности и эффективности такой специализированной помощи; 8) стимулирование желания конструктивно общаться, поддерживать связь с родственниками, изменение пассивной жизненной позиции; 9) установка на здоровый образ жизни, адекватная оценка саморазрушающего поведения (алкоголизм,употребление психоактивных веществ), разъяснение последствий; 10)стимулирование стремления к самореализации, построение реальных планов на будущее; 11) поддержка религиозных представлений о лишении себя жизни.
Для психолога важно убедить несовершеннолетнего при необходимости заниматься с психологом индивидуально для более глубокой проработки личных проблем в режиме индивидуального консультирования.
Библиографический список
1. Тихоненко В. А., Сафуанов Ф. С. Введение в суицидологию // медицинская и судебная психология. Курс лекций. М., 2004. 606 с.