УДК 378.14
ББК 22.171я73 О.И. Федотова
К вопросу о профессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса
В статье рассмотрен вопрос построения компетентностной модели специалиста агропромышленного комплекса (АПК), приведен анализ определения понятия «профессиональная компетентность» и рассмотрены ее компоненты.
Ключевые слова: компетентность, компетентностная модель специалиста, профессиональная компетентность, компоненты профессиональной компетентности.
O.I. Fedotova
Tc the question about professional competence of future specialists of the
agroindustrial complex
The question of a construction of the competence model of а specialist agroindustrial complex is considered in the article. The analysis of a determination «professional competence» is resulted and its components are considered.
Key words: competence, competence model of a specialist, professional competence, component of professional competence.
Еще 250 лет назад известный французский философ Жан Жак Руссо писал, что единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо - это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, но если нечем питаться, вы зависите от других. Торговля обеспечивает богатство, сельское хозяйство - свободу, утверждал философ. Сегодня закладываются основы продовольственной политики. Принятие закона «О развитии сельского хозяйства» и реализация Национального проекта «Развитие АПК» позволило правительству разработать и утвердить 5летнюю программу государственной поддержки этого важнейшего сектора экономики.
В. Денисова [1] отмечает, что «проводимая политика требует определенной корректировки, поскольку отсутствует один важный системообразующий сегмент - предсказуемая программа кадрового обеспечения отрасли. Начальный этап становления бизнеса в России, когда все исповедовали деньги и делали деньги, безвозвратно ушел. Теперь без профессионального менеджмента, профессиональных кадров, что называется от поля до высших звеньев аграрного бизнеса, попросту не обойтись». Об этом, в частности, в одном из своих недавних выступлений в Санкт-Петербурге говорил председатель правительства России В. Зубков. Он заявил о необходимости «кардинального повышения эффективности аграрной отрасли России путем совершенствования подготовки кадров».
В последние годы появилось немало проблем, негативно влияющих на качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса:
- морально устарела и слабо обновляется учебно-материально-техническая база; в образовательных учреждениях практически отсутствует учебная литература и технические средства для использования новых технологий обучения, в том числе дистанционного обучения; недостаточно обеспечен учебный процесс учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями;
- ослаблены связи образовательных учреждений с работодателями; профессиональные ассоциации и союзы не оказывают должного влияния на развитие образовательной системы, содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов; снижена мотивация руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению квалификации;
- постоянно снижается уровень жизни работников образовательных учреждений; их социальная незащищенность приводит к выбытию из системы молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения и росту среднего возраста научнопедагогических кадров;
- содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений;
- недостаточно обновляется материально-техническая база учебно-опытных и учебнопроизводственных хозяйств, отдельные учхозы не отвечают современным требованиям, что отрицательно сказывается на качестве практического обучения студентов и учащихся;
- имеет место диспропорция в объемах подготовки кадров по уровням образования и регионам России;
- выпускники сельских школ не имеют равных возможностей с жителями городов для получения качественного среднего (полного) общего образования, что затрудняет их поступление на учебу в аграрные образовательные учреждения;
- недостаточно финансирование подготовки квалифицированных кадров.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [2, с.25].
Важнейшим направлением совершенствования системы высшего профессионального образования, в том числе и аграрного, является реализация компетентностного подхода к обучению.
Действующие в нашей стране стандарты высшего профессионального образования построены на базе квалификационной модели специалиста, достаточно жестко привязанной к объекту и предмету труда. В последнее время наметилась явная тенденция к переходу от квалификационной модели к компетентностной.
В компетентностной модели специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе.
Ю.Г. Татур замечает, что: «Компетентностная модель специалиста не является моделью выпускника, ибо компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе студент в должном объеме приобрести не может. Следует редуцировать компетент-ностную модель специалиста для ее использования в качестве требований к выпускнику, заранее снизив требования, связанные с опытом профессиональной деятельности» [3, с. 26].
Учитывая, что результат обучения и воспитания в идеале рассматривается как всестороннее (или хотя бы разностороннее) развитие личности, он должен описываться рядом компетентностей, относящихся к различным аспектам, каждую из которых будем относить к определенному виду. В зависимости от того, с каких позиций будет построена модель выпускника, виды компетенции могут быть различны.
Если действовать в рамках образовательной парадигмы, согласно которой основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования, то модель выпускника вуза должна содержать виды компетентностей, характеризующих его, в первую очередь, как работника определенной сферы производства, науки или культуры.
Например, модель выпускника аграрного вуза должна содержать виды компетентностей, характеризующие его как специалиста АПК. Агропромышленный комплекс - сложная и крупная межотраслевая производственно-экономическая система, охватывающая прежде всего три сферы:
1) производство средств производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, для легкой и пищевой промышленности, производство специализированного автотранспорта, мелиоративной техники, минеральных удобрений и других средств химии, комбикормовая и микробиологическая промышленность, производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение сельского хозяйства;
2) сельскохозяйственное производство: отрасли растениеводства и животноводства, агрохимическая и ветеринарно-санитарная службы;
3) отрасли производства, обеспечивающие заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья: пищевая, мясомолочная и мукомольно-крупяная промышленность, легкая промышленность, занимающаяся первичной переработкой сельскохозяйственной продукции, элеваторно-складское хозяйство, а также организации, связанные с реализацией продукции.
Это могут быть такие компетентности:
• компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности специалиста
АПК;
• компетентность в широкой (инвариантной к различным специальностям) области профессиональной деятельности специалиста АПК;
• компетентность в общенаучной сфере, являющейся базой соответствующей профессии;
• компетентность в сфере социальных отношений;
• аутопсихологическая компетентность, готовность к критической самооценке, постоянному повышению квалификации.
Вполне очевидно, что конкретная модель по конкретной специальности будет отличаться целями, функциями, компетенциями, качествами, знаниями, решающими правилами и критериями достижения цели, информационным обеспечением.
Существенные различия будут наблюдаться и в моделях одного и того же специалиста, отнесенных к разным уровням образования (бакалавр, магистр). Эти различия могут наблюдаться как в наборе параметров специалиста, так и в критериальных значениях по отдельным параметрам (разные требования к теоретической и практической подготовке).
Остановимся подробнее на характеристике понятия профессиональная компетентность.
Л.В. Шмелькова [4] отмечает, что под профессиональной компетентностью следует понимать интегративное свойство личности, выражающееся в единстве теоретической, практической и мотивационной готовности к деятельности.
М.А. Чошанов [5] вкладывает в это понятие постепенное обновление знаний, овладение новой информацией для успешного применения в определенных ситуациях, умение применять эти знания на практике, способность среди множества решений выбрать наиболее оптимальное, аргументировано отвергнуть неверное решение.
Р.Х. Гильмеева профессиональную компетентность определяет как «интегральную характеристику профессиональных и личных качеств, совокупность знаний, умений и опыта в динамично развивающейся системе его профессиональной деятельности» [6, с. 6]. На основе данного определения Р.Х. Гильмеева выделяет структуру, включающую пять основных компонентов: специально-профессиональные знания, научно-познавательные потребности, коммуникативные способности, умения и навыки, организаторские способности и навыки управленческой деятельности, личностно-гуманные качества.
«Разделение компонентов профессиональной компетентности, - пишет Е.Р. Горюнова, - носит характер методологической условности, необходимой для удобства исследования каждого компонента, чтобы впоследствии, в ходе учебного процесса, разработать технологию взаимосвязанного формирования всех составляющих профессиональной компетентности как единого свойства личности» [7, с. 76].
По нашему мнению, причиной разных трактовок понятия «профессиональная компетентность» является феномен личностного его выражения в практической деятельности и рефлексия на меру его проявления.
Л.О. Денищева отмечает, что «компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Компетентность индивида в области определенной компетенции определяется уровнем его достижений в этой области» [8, с. 20].
Компетентность всегда проявляется в деятельности человека и в определенной степени относительна, ибо ее оценка, как правило, дается другими субъектами (например, работодателями), чья компетентность, в свою очередь, может оказаться сомнительной. Профессиональная компетентность проявляется при решении профессиональных задач. Рассмотрим, к примеру, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования второго поколения для направления подготовки дипломированного специалиста 660200 «Агрономия». Выпускник по направлению подготовки 660200 «Агрономия» может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
• производственно-технологическая;
• организационно-управленческая;
• научно-исследовательская.
В зависимости от вида профессиональной деятельности выпускник подготовлен к выполнению следующих профессиональных задач:
- Производственно-технологическая деятельность: оценка пригодности агроландшафтов для возделывания сельскохозяйственных культур и их рациональное использование; реализация технологий возделывания сельскохозяйственных культур и воспроизводства плодородия почв; эффективное использование удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, семян, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур; оценка качества растениеводческой продукции и определение способов ее использования.
- Организационно-управленческая деятельность: организация производственных коллективов и управление ими; организация и проведение полевых работ и принятие управленческих решений в различных погодных и материально-технических условиях; определение энергетической и экономической эффективности производства продукции растениеводства и принятие технологических решений по повышению ее конкурентоспособности.
- Научно-исследовательская деятельность: анализ состояния и перспектив повышения урожайности сельскохозяйственных культур и воспроизводства плодородия почв; планирование и разработка схемы и методики агрономических экспериментов по повышению продуктивности земледелия; закладка и проведение различных опытов; обобщение результатов опытов, их статистическая обработка и формулирование выводов.
Используя анализ теории и практики по проблеме исследования, сформулируем определение понятия «профессиональная компетентность специалиста АПК».
Профессиональная компетентность специалиста АПК - это интегральная характеристика личности специалиста, представляемая комплексом компетенций в профессиональной сфере деятельности (производство средств производства, сельскохозяйственное производство, отрасли производства, обеспечивающие заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья), включающей его личное отношение к ней и ее предмету.
Уточнение понятия «профессиональная компетентность специалиста АПК» вызывает необходимость построения модели профессиональной компетентности, которая логично входит в виде структурного элемента в компетентностную модель специалиста, и определения комплекса профессиональных компетенций, которые, с одной стороны, требуются от специалиста в связи с современным экономическим положением России и рынком труда, а, с другой - позволяют решать вопрос це-леполагания высшего аграрного образования.
Литература
1.Статья Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по аграрным вопросам Валентина Денисова для журнала «Промышленник России» http://www.mcx.ru/documents/document/show/4238.htm
2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
3.Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. 2004. №3. С. 20-26.
4.Шмелькова Л.В. Цель проектирования - технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. 2002. №4. С. 36-49.
5.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 157с.
6.Гильмеева Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации // Методист. 2002. №5. С. 6-8.
7.Горюнова Е.Р., Жуков И.В., Хачкинаян С.А. Формирование профессиональной компетентности. Роль междисциплинарных связей в организации содержания учебного процесса // Аккредитация в образовании. 2007. №7. С. 76-77.
8.Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике // Математика в школе. 2008. № 6. С. 19-30.
Literature
1.Article of Chairman of Committee of the State Duma of the Russian Federation of Valentin Denisov agrarian questions for the magazine «Industrialist of Russia» http://www.mcx.ru/documents/document/show/4238.htm2.
2.The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010 года.
3.Tatur J.G. Competence in the structure of the model of quality of preparation of the expert // Visshaya obrazovanie segod-nya. 2004. №3. P. 20-26.
4.Shmelkova L.V. Purpose of designing - technological competence of the teacher // Shkol’nye technologii. 2002. №4. P.
36-49.
5.Choshonov M.A. Flexible technology of problem-modular training. М., 1996.
6.Gilmeeva R.H. Development of professional competence of the teacher of system of improvement of professional skille. 2002. №5. With. 6-8.
7.Goryunova, E.R., Zhukov I.V., Hachkinayan S.A. Forming of professional competence. A role of interdisciplinary connections in the organization of the content of educational process // Accreditatsiya v obrazovanii. 2007. №7. P. 76-77.
8.Denishcheva L.O., GlazkovaYu.A., Krasnyanskaya K.A. Check of competence of graduates of secondary school at an estimation of educational achievements in mathematics // Matematika v shkole. 2008. №6. With. 19-30.
Федотова Ольга Ивановна, аспирант, Омский государственный педагогический университет.
Fedotova Olga Ivanovna, past-graduate student, Omsk State Pedagogical University.
644060, г. Омск e-mail: fedotova 109@rambler. ru