Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах привлечения прямых инвестиций ТНК сша в экономику России в условиях введения санкций'

К вопросу о проблемах привлечения прямых инвестиций ТНК сша в экономику России в условиях введения санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
726
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЮНКТАД / ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНТРСАНКЦИИ / БЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА США / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / UNCTAD / FINANCIAL GLOBALIZATION / COUNTER SANCTION / BUREAU OF ECONOMIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошко О. В., Романова Е. М.

Предмет. Основные проблемы в привлечении американских инвестиций в экономику России с учетом неблагоприятных перспектив сотрудничества обеих стран. Цели. Определить основные сдерживающие факторы и проблемы, которые мешают увеличению объема притока американского капитала в нашу экономику в условиях «контрсанкционных» взаимоотношений между Россией и США. Методология. Использованы методы научной абстракции, статистический анализ на основе обзора отечественной и зарубежной литературы. Результаты. Выявлены позитивные и негативные тенденции в российско-американском инвестиционном сотрудничестве. Определен ряд проблем в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) ТНК США в экономику России. Область применения. Результаты могут представлять интерес для специалистов в области мировой экономики, научных работников, аспирантов и студентов, специализирующихся в сфере экономики и финансов. Выводы. Для увеличения притока ПИИ США в стратегически значимые и важные отрасли нашей экономики и улучшения инвестиционного сотрудничества обеих стран России необходимо решить ряд важных проблем, мешающих успешному двустороннему сотрудничеству при условии снятия санкций против нашей страны. Следует разработать свою собственную политику по выработке неодносторонних методов привлечения капитала в нашу страну с учетом принципа сдерживания ПИИ в стратегически важные отрасли экономики (как это практикуется японским, китайским и корейским правительствами). Определение дальнейших перспектив двустороннего инвестиционного сотрудничества между двумя странами носит очень неопределенный характер с весьма негативным оттенком. Причем сами США не делают ничего для того, чтобы улучшить эти отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On attracting direct investment of U.S. Transnational corporations to the Russian economy under sanctions

Importance The article shows major problems related to attracting U.S. investment to the Russian economy, taking into account 'unfavorable' prospects for cooperation between Russia and the USA. Objectives The purpose is to identify main constraints and problems preventing an increase in the American capital inflow to our economy under counter sanctions. Methods We employ methods of scientific abstraction, statistical analysis on the basis of domestic and foreign literature review. Results The paper unveils positive and negative trends in the Russian-American investment cooperation, identifies problems in attracting foreign direct investment (FDI) of the U.S. transnational corporations to the Russian economy. Conclusions To increase the inflow of U.S. direct investment to strategically significant sectors of our economy and improve the investment cooperation between Russia and the USA, it is necessary to solve essential problems hampering the successful bilateral cooperation, on condition that sanctions against our country be lifted. Russia should have a policy to develop methods of attracting capital to our country based on the principle of deterring FDI inflows to strategic sectors (as it is practiced by Japanese, Chinese, and Korean governments). Further prospects for bilateral investment cooperation are very uncertain. The United States does nothing to improve Russia-U.S. relations, much less to propel them to the next level. The article may be of interest to experts of the world economy, academic researchers, postgraduates and students majoring in economics and finance.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах привлечения прямых инвестиций ТНК сша в экономику России в условиях введения санкций»

pISSN 2071-4688 Инвестиционная деятельность

eISSN 2311-8709

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ТНК США В ЭКОНОМИКУ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ

Ольга Васильевна КОШКО Елена Михайловна РОМАНОВАь

я доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории, учета и анализа,

Вологодский государственный университет, Вологда, Российская Федерация

streamant@yandex. ш

htips://оrtid.оrg/0000-0001-8812-913X

SPIN-код: 1367-8138

ь кандидат экономических наук, эксперт в области развития малого и среднего предпринимательства,

Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства, Москва, Российская Федерация

mоla123@yandex.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 8692-3599

' Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Получена 28.08.2018 Предмет. Основные проблемы в привлечении американских инвестиций в экономику

Получена в доработанном России с учетом неблагоприятных перспектив сотрудничества обеих стран. виде 10.09.2018 Цели. Определить основные сдерживающие факторы и проблемы, которые мешают

Одобрена 21.09.2018 увеличению объема притока американского капитала в нашу экономику в условиях

Доступна онлайн 28.09.2018 «контрсанкционных» взаимоотношений между Россией и США.

Методология. Использованы методы научной абстракции, статистический анализ на основе обзора отечественной и зарубежной литературы.

Результаты. Выявлены позитивные и негативные тенденции в российско-американском инвестиционном сотрудничестве. Определен ряд проблем в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) ТНК США в экономику России. Область применения. Результаты могут представлять интерес для специалистов в области мировой экономики, научных работников, аспирантов и студентов, специализирующихся в сфере экономики и финансов.

Выводы. Для увеличения притока ПИИ США в стратегически значимые и важные отрасли нашей экономики и улучшения инвестиционного сотрудничества обеих стран России необходимо решить ряд важных проблем, мешающих успешному двустороннему сотрудничеству при условии снятия санкций против нашей страны. Следует разработать свою собственную политику по выработке неодносторонних методов привлечения капитала в нашу страну с учетом принципа сдерживания ПИИ в стратегически важные отрасли экономики (как это практикуется японским, китайским и корейским правительствами). Определение дальнейших перспектив двустороннего инвестиционного сотрудничества между двумя странами носит очень неопределенный характер с весьма негативным оттенком. Причем сами США не делают ничего для того, чтобы улучшить эти отношения.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Кошко О.В., Романова Е.М. К вопросу о проблемах привлечения прямых инвестиций ТНК США в экономику России в условиях введения санкций // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 9. — С. 2233 — 2248.

https://doi.org/10.24891/fc.24.9.2233

Введение

Как известно из экономической практики и исследований ученых, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) США, осуществляемые

УДК 339.9

JEL: F6, F21, F52, F63

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, ЮНКТАД, финансовая глобализация, контрсанкции, Бюро экономического анализа США

преимущественно американскими транснациональными корпорациями (ТНК), имеют большое значение в процессах глобализации мировой экономики: и для

2233

экономического развития государства (равно как и для мировой экономики в целом), и для международной торговли товарами и услугами. Указанный факт отмечается в ряде работ отечественных авторов1 [1 — 3]. Плюсам и минусам этого неизбежного процесса, а также имеющимся на сегодняшний день проблемам посвящено немало исследований и за рубежом [4—7]. Что представляют собой сами прямые инвестиции (ПИ) США в предприятие? Это вложение денежных средств в производство продукции, а также последующий ее сбыт в целях получения дохода, участие в управлении данным предприятием. При этом они дают возможность влиять на бизнес, реинвестировать свою прибыль. Под прямыми инвестициями в экономику России понимается категория трансграничных инвестиций, при которой резидент одной страны осуществляет контроль (более чем 50% голосов в управлении) или имеет значительную степень влияния (от 10 до 50%) на управление предприятием, являющимся резидентом другой страны. При этом могут использоваться различные способы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России (рис. 1).

К сожалению, у золотой инвестиционной медали есть и негативная обратная сторона: первичное сотрудничество перерастает в грубое давление, сила американских ТНК позволяет им успешно соперничать, а затем вытеснять с рынка национальных производителей. Так они расширяют (и даже в некоторой степени захватывают) зону своей деятельности и влияния в некоторых наиболее выгодных для них отраслях промышленности, где можно извлечь наибольшую прибыль при

1 Вайц Р. Оценка «перезагрузки» российско-американских отношений. URL: http://cоmmunity.livejоumal.cоm/gоlоs_ameri ki/312803.html; Ворошилов Д. Обама хочет активизировать торгово-экономичесекие отношения РФ и США. URL: https://ria.ru/economy/20100624/250008178.html; Шимаев Р., Лушникова А. Принять конкретные меры: Помпео высказался за нормализацию отнощений между Россией и США // RT News.

URL: https://russian.rt. com/world/article/518441-pompeo-otnosheniya-rossiya; Юзвович Л.И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. 2010. № 9. С. 48—52.

О.В. Кошко и др. / Финансы и креди

2234 http://fin-izd

минимуме затрат2 [8 — 10]. Как считают ведущие эксперты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), порой такая «успешная» деятельность корпораций иногда может только усугублять теневой бизнес и способствовать выведению огромных средств из страны-реципиента ПИ ТНК не совсем законным путем. А это может привести к убыткам, рискам и угрозам. Яркий пример — опыт России, латино-карибских стран (ЛКА) и стран Африки [11]. Для этого стране — реципиенту капиталовложений (в данном случае России) необходимо не забывать о месте государства в мировой системе, стремиться к устойчивости в экономическом развитии.

При этом следует постоянно быть готовым к защите страны от внешней угрозы (например, такой неусыпный контроль над экономикой страны осуществляется специальными органами безопасности в Японии, Китае, Южной Корее [11]). И этот опыт нам стоит воспринять и сделать соответствующие выводы3. Авторы считают, что России необходимо сосредоточиться на притоке наиболее выгодных и эффективных прямых инвестиций непосредственно в важные отрасли российской экономики (как это практикуется в Японии, например), а не в те, которые будут выгодны международным транснациональным корпорациям (из США и др.), стремящимся получить максимальную прибыль при минимальном риске4. Согласно предварительным данным американских ученых из Бюро экономического анализа (БЭА США), показатель вывоза капитала из США в различные страны мира в начале XXI в. продолжает расти, достигая своего пика в

2 Медведев Д.А. Строя российско-американские отношения. URL: https://www.kp.ru/online/news/221252/

3 Романова Е.М. Роль иностранных инвестиций

в инновационном менеджменте. О пользе привлечения прямых инвестиций (на примере США и Японии) // Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / под ред. О.А. Косорукова, В.В. Печковской, С.А. Красильникова. М.: Аспект Пресс, 2018. С. 103—107.

4 Кошко О.В., Романова Е.М. О привлечении прямых инвестиций США в экономику Японии // Финансы и кредит.

2018. Т. 24. № 5. С. 1229—1246.

2015 — 2017 гг. Так, согласно новым данным «Доклада о мировых инвестициях-2018» (WotM Investment Repоrt 2018), если в конце 2015 г. вывоз ПИИ из США был (в млрд долл. США) равен 303, в 2016 г. — 281; то уже к концу 2017 г. он составил 342 (то есть увеличился примерно в 1,2 раза, или возрос аж на 61 млрд долл. США по сравнению с предыдущим годом). Сами инвестпотоки из США, считают ученые из ЮНКТАД, оставались стабильными с сохранением высокой доли реинвестируемой прибыли компаний за рубежом после отмены в конце 2017 г. репатриации аккумулированной прибыли зарубежных доходов многонационалов (или МНК) США с эффектом «всеобщего зеркала». Однако неприятный зеркальный эффект все же отразился на показателе ввоза ПИИ в Штаты и несколько сократился (с 457 млрд в 2016 г. до 275 млрд долл. США в 2017 г.) по ряду общемировых причин по сравнению с предыдущими годами в соответствии со статистикой ЮНКТАД (2018 г.)5. Поэтому налицо неэффективность проводимых Д. Трампом реформ, в том числе налоговой. И все же выгоды от успешной перспективной деятельности ведущих ТНК мира за рубежом (особенно из США) для экономики страны очевидны и могут быть учтены Россией, так как они повышают конкурентоспособность, в частности, российской и японской экономики, и благотворно влияют на ее оживление (без новых технологий нет и прогресса). Активная международная инвестиционная деятельность

5 Так, согласно предварительным майским данным БЭА США (2018 г.), всего по состоянию на конец 2016 г. объем накопленных американских ПИ за рубежом (по исторической стоимости) составил 5,3 трлн долл. США, увеличившись на 5,6% против роста в 2,8% по сравнению с 2015 г. Но к концу IV кв. 2017 г. (согласно предварительным данным БЭА) этот же показатель (по рыночной стоимости) в экономике всех стран мира достиг аж 8,9 трлн против 8,6 трлн долл. США в III кв. 2017 г. (то есть увеличился на 268 млрд по сравнению с предыдущим кварталом и резко возрос примерно на 3,3 трлн по сравнению с предыдущим 2016 г.). Это довольно рекордная сумма по накопленным американским ПИИ за рубежом в конце 2017 г. Финансовых транзакций, касающихся новых сделок по ПИИ США, было проведено на 79,9 млрд долл. США (по строке «активы») и 49,8 млрд долл. США (по строке «обязательства») — и это также является весьма положительным фактором для мирового рынка вывоза капитала ПИИ.

ТНК США способствует укреплению экономических позиций в мировом хозяйстве не только США как страны-донора, но и страны-реципиента ПИИ в целом. [11] Привлечение американских ПИ в Россию позволило бы улучшить организацию производства, что снизило бы аварийность на устаревших промышленных объектах и создало новые рабочие места на российско-американских совместных предприятиях (СП) [1, 11]. Следует отметить, что в конце 1990-х — начале 2000-х гг. в российской экономике были созданы все необходимые условия для открытия американского бизнеса, был проведен ряд реформ (в том числе банковская), произошло открытие для инвестора ведущих секторов экономики в условиях ее либерализации, был резко улучшен инвестиционный климат для иностранных вложений из-за рубежа, был открыт ряд выгодных СП в различных российских регионах, были подписаны долгосрочные договоры о новых сделках в области прямых инвестиций из США6. А потом началась война санкций, двустороннее сотрудничество было заморожено, российские и американские предприниматели стали подсчитывать убытки7.

6 В том числе 9 июля 1999 г. был принят закон

«Об иностранных инвестициях», который гарантирует соблюдение прав иностранных инвесторов. Согласно постановлению Правительства РФ от 26.01.2017 № 87, сделки зарубежных инвесторов, имеющих стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны России.

7 Согласно мнению ведущих экспертов ЮНКТАД (2018 г.), усиление геополитических рисков и политической неопределенности в восприятии мировых инвесторов может отразиться на масштабах и характере роста ПИИ из США

в 2017 г. Причины банальны и ясны: во-первых, это политические события — выход Великобритании из Европейского союза и волнения в Каталонии (Испании); во-вторых, нестабильная ситуация на Украине и присоединение Крыма к России; в-третьих, ухудшение российско-американских экономических отношений; в-четвертых, отказ администрации США от участия в Транстихоокеанском партнерстве (что ставит в тупик

дальнейшие торгово-экономические связи со странами АТР) и попытки пересмотреть основные торговые соглашения, такие как Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА); в-пятых, неопределенность в политике президента США Д. Трампа с его уникальной политикой «трампономики». Возможная налоговая реформа в Соединенных Штатах также может серьезно повлиять на потоки ПИИ, если американские МНП станут сокращать

2235

Прямые инвестиции ТНК США в 2010—2016 гг.: динамика и отраслевая структура

Зададимся вопросом: чем был вызван в России рост прямых инвестиций из-за рубежа (в частности, из США) в 2000 — 2010-х гг.? В основном это объясняется инвестициями, связанными с приватизацией государственных активов и улучшением в стране инвестиционного климата, как утверждают ученые в области мировой экономики из ЮНКТАД8. В конце 2017 г. иностранные (особенно американские) инвесторы резко охладели к своим вложениям в страны с переходной экономикой (в том числе в РФ и СНГ). Кроме того, на структуру привлеченных ПИИ в Россию повлияли санкции США и Евросоюза (и не в самую лучшую сторону)9. Согласно данным БЭА США, показатель ежегодного объема накопленных американских ПИ в экономике России равнялся (в млрд долл. С ША) : в 2011 г. — 11,3; в 2012 г. — 13,4; в 2013 г. — 13,3; в 2014 г. — 9,3; 2015 г. — 8,5; в 2016 г. — 10,610. Совокупный объем

размер реинвестируемой в зарубежные филиалы прибыли. Все это стало причиной усиления неопределенности и привело к общемировой тенденции спада вывоза ПИИ из ряда стран, включая страны Евросоюза, США, Канаду, страны АТР, Россию.

8 Согласно методологии расчета Росстата, прямые инвестиции из-за рубежа (в частности, из США) осуществляются для оказания воздействия на процесс управления предприятием, что достигается посредством участия в его капитале. Предоставление кредита предприятию крупным акционером в форме, отличной от участия

в собственном капитале этого предприятия, также классифицируется как прямые инвестиции.

9 Мирзаян Г. Европейские львы должны найти свою смелость // Эксперт. 2018. № 20. С. 60—61. World Investment Report 2016. Investor Nationality: Policy Challenges, UNCTAD, Genova; World Investment Report 2017: Investment and the Digital Economy by UNCTAD. Global Foreign Direct Investment slipped in 2017 (URL: www.mailchi.mp/unctad/unctad-global-investment-trends-monitor-no448553?e=e9cfee308b); Investment Trends Monitor by UNCTAD. Special Edition. Tax reforms in the United States; implications for international investment. Highlights. 2018, iss. 29, pp. 1 — 3. Press-Release Tax Act could lead to repatriation of 2 trillion of dollars of overseas investment. Reforms affect firms holding 50% og global foreign direct investment. 2018.

10 Survey of Current Business, 2016, рр. 69, 78 (Table 14. U.S. Direct Investment Abroad:Selected Items by detailed country, 2011 — 2015; Table 13.3. U.S. Direct investment abroad: income without current-cost adjustments, 2015); Survey of Current

накопленных прямых инвестиций США в России за эти годы составил 66,4 млрд долл. США11.

И все же в 2017 г. отношение иностранных инвесторов к нашей стране немного улучшилось. По словам главы Российского фонда прямых инвестиций К. Дмитриева (июнь 2017 г.), все видят, что экономика России выдержала кризис. Все понимают, что цены на нефть стабильны и позитивны для нас. Однако вклад американских ПИ в экономику России довольно скромен. В то время как «богатейший» остров Джерси и другие инвестируют в Россию десятки миллиардов долларов (в 2017 г., согласно данным ЮНКТАД-2018, вывоз из РФ составил 27 млрд долл. США) — и это при сохраняющемся ограниченном доступе к международным рынкам капитала. Но наше правительство словно не замечает этого.

Фактически происходит офшоризация российской экономики12. С 2011—2015 гг. показатель ежегодного совокупного дохода от американских ПИ в российской экономике составлял 4,6 млрд долл. США13. По состоянию на конец 2016 г. Россия стояла на последнем, 10-м месте среди других стран, привлекательных для ПИИ, совокупный приток капитала в страну в форме прямых иностранных инвестиций из-за рубежа в указанный год составил всего лишь 38 млрд долл. США.

Обратимся к статистике. С 2006 по 2016 г. суммарный объем американских ПИ во все отрасли российской экономики составил 142,1 млрд долл. США. При этом по сравнению с

Business, 2017, (including: Table 1.1. U.S. Direct Investment Abroad on a historical-cost basis and Table 1.2. U.S. Direct investment abroad on a historical-cost basis); Survey of Current Business. Direct Investment Position for 2005. Country and Industry, рр. 20—35.

11 Ibidem.

12 Вайц Р. Оценка «перезагрузки» российско-американских отношений. URL: http://cоmmunity.livejоurnal.cоm/gоlоs_ameri ki/312803.html

13 Survey of Current Business, 2016, рр. 69,78 (Table 14. U.S. Direct Investment Abroad:Selected Items by detailed country, 2011—2015; Table 13.3. U.S. Direct investment abroad:income without current-cost adjustments, 2015).

2236

2015 г. ПИ США в России увеличились на 2,031 млрд долл. США14. Наиболее привлекательными отраслями для вложений транснациональных корпораций из США, согласно исследованиям ученых из БЭА США, являются следующие отрасли (в млрд долл. США): обрабатывающая промышленность (1); пищевая сфера (2,5); химическая (0,629); область информатики и вычислительной техники (0,889); оптовая торговля (0,739); холдинговые (небанковские) компании (0,553); компьютерная сфера (0,292); машиностроение (0,292); сфера НИОКР (0,241)15. Однако есть и положительные результаты деятельности российско-американских предприятий с 2006 по 2016 г., следует отметить цикличность взлетов и падений двустороннего сотрудничества стран.

Перечислим основных американских инвесторов. Безусловно, эти компании сумели не только выжить, но и адаптироваться к российским сложностям ведения бизнеса в РФ. Характер их деятельности (пищевая, табачная, химическая отрасли, область машиностроения, добывающая, обрабатывающая отрасли, оптовая и розничная торговля, информатика и вычислительная техника, включая

компьютерную и высокотехнологичную, а также финансовая сфера, холдинговые (небанковские) компании) носит довольно продуктивный характер и как для самих инвесторов из США, так и привносит эффективный вклад в экономику России, так как большинство их создает у нас выгодные

14 Survey of Current Business. Direct investment Position for 2006. Country and Industry, 2007 (Table 1.12. U.S. Direct Investment Abroad on a Historical-Cost Basis,2006); Survey of Current Business, 2017 (Direct Investment Positions for 2016. Country and Industry), (Table 1.1. U.S. Direct Investment Abroad on a Historical-Cost Basis, 2015 and Table 1.2. U.S. Direct Investment Abroad on a Historical-Cost Basis).

15 Survey of Current Business. Direct investment Position for 2006. Country and Industry, 2007 (Table 1.12. U.S. Direct Investment Abroad on a Historical-Cost Basis,2006); Survey of Current Business, 2017 (Direct Investment Positions for 2016. Country and Industry, (Table 1.1. U.S. Direct Investment Abroad on a Historical-Cost Basis, 2015 and Table 1.2. U.S. Direct Investment Abroad on a Historical-Cost Basis).

совместные предприятия [11]. Яркие примеры успешных российско-американских СП налицо. Это «Марс Инкорпорейтед» и ООО «Сникерс» — ООО «Марс» совместно с белорусским СП ООО «Стима» (последний импортирует изготавливаемую российско-американскую продукцию в свою страну); «Пепсико» (Pepsi^) работают совместно с АО «ВБД» («Вимм-Билль Данн», или WBD), ЗАО «ПепсиКо Продактс», ООО «ПепсиКо Продактс» работают также совместно с «ООО «Дана и Ко»; а ООО «Пепсико холдинг» сотрудничает совместно с ООО «Фрито Лей Мануфактуринг»; ООО «Юнилевер Русь»; ООО «Макдоналдс», ЗАО «Москва-Макдоналдс»; ООО «Джонсон&Джонсон» (с заводом-производителем в ряде стран, включая «Фамар Орлеан», Франция) и др.; американские корпорации имеют свои представительства и продуктивно действуют на российском рынке в различных отраслях. Другие американские транснациональные гиганты открыли ряд представительств на территории РФ и создали некоторые СП. Это и лидер общепита в России «Макдональдс» (McDonald's); и представительства других огромных ТНК из США: «Кока-Кола Компэни» (Coca Cola Company); и «Проктер энд Гэмбл» (Procter&Gamble Co.); и «Монделиз Интернэшнл» — ООО «Мондэлис Русь» (Mondelez International Inc.); «Дженерал Моторс» (General Motors Co.); «Джонсон энд Джонсон» (Johnson&Johnson); «Каргил» (Cargil); «Алкоа» (Alcoa); «Экксон Мобил Корпорейшн» (Exxon Mobil Corporation); «Дженерал Электрик» (General Electric); «Форд Мотор Компании» (Ford Motor Company), «Пфайзер Инк.» (Pfizer Inc.); «Найк» (Nike); «Юнилевер» (Unilever); «Убер» (Uber); «Эппл Компьютер Инк. (Apple Computer Inc.); «Майкрософт Корпорейшн» (Microsoft Corporation); «И-Бэй» (E-Bay); «Амазон.ком» (Amazon Company);

«Катерпилар» (Caterpilar) и др. [11]. Позитивно то, что упомянутые компании вовсе не намерены покидать российский рынок.

2237

О проблемах в сотрудничестве с прямым иностранным инвестором, а также о путях их решения

Чтобы бизнес был успешным, он должен быть прозрачным. Присутствие капитала США, очевидно, должно иметь прежде всего экономическую основу. Необходимо тщательно и предельно четко просчитать все выгоды и возможные издержки производства от данного сотрудничества, провести учет инвесторов, а также лаконично и ясно сформулировать свои выгоды [11]. Не случайно на экономику Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Тюменской и Сахалинской областей, Республики Коми (всего семь субъектов РФ) приходится свыше 70% объема накопленных прямых инвестиций США (до 2015 г.). В настоящее время из-за дипломатической войны и войны санкций между США и Россией в свете резкого ухудшения взаимоотношений, как считают эксперты, эта цифра колеблется в пределах 50%. К сожалению, из-за наплыва азиатского капитала (в основном из Китая, Японии и Южной Кореи), в 2017 г. лидерами среди стран-инвесторов были не Германия и даже не США, а уже Китай. Вероятно, Германия и США немного потеряли интерес к крупномасштабным вложениям в российскую экономику. Согласно данным Fоrbes (от 24 мая 2018 г.) участие США уменьшилось наполовину: американские инвесторы вложили ПИ только в 19 проектов вместо 38 в 2016 г. по причине тяжелой геополитической ситуации и обострения санкций.

Полезным было бы, к примеру, разработать десятилетний или пятнадцатилетний план инфраструктурных инвестиций с привлечением молодых специалистов. Вспомним и о том, что экономика нашей страны остро нуждается в модернизации собственного производственного оборудования на предприятиях (на некоторых российских заводах и фабриках много устаревшего оборудования, а директорам выгоднее все делать по старинке, нежели с помощью зарубежного инвестора внедрять

нововведения). Причем саму модернизацию активно внедряют в жизнь американцы и другие иностранные инвесторы (французские, немецкие) на созданных в РФ СП и при открытиях своих «дочек» на нашей территории. Нужны новые инвестиции для развития устаревшего оборудования в области станкостроения, авиа- и судоходного строения, химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники, добывающей отрасли с применением новейших технологий; геологоразведки, приборной и аналитической базы [11]. Эксперты признают, что сырьевую экономику РФ характеризуют низкая наукоемкость и устаревшая технологическая база и база телекоммуникаций с привлечением инвестиций в технологические инновации16. Поэтому руководителям российских компаний следует очень серьезно подойти к изучению и восприятию зарубежного опыта привлечения ПИ из-за границы для нашей страны. В частности, можно было бы взять за основу японский либо китайский опыт именно некой «системы пожизненного найма» при «системе взаимного доверия» (как это принято, например, в Японии, Китае, Южной Корее [10]), когда увольнение любого сотрудника практически невозможно, а стабильность дает гарантию в завтрашнем дне не только для инвестора, но и для гражданина. Это сможет понизить безработицу в России и хотя бы частично устранить высокий уровень бедности в нашей стране. А узкопрофильные специалисты получили бы шанс найти достойную высокооплачиваемую работу в СП (как, например, это происходит в Японии или Китае).

16 Романова Е.М. Об основных источниках угроз научно-технологическому развитию России на примере изучения источников угроз информационной, экономической и национальной безопасности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник РАН. М.: ИНИОН РАН, 2017. Ч. 3. 978 с.; Романова Е.М. Роль иностранных инвестиций в инновационном менеджменте. О пользе привлечения прямых инвестиций (на примере США и Японии) // Инновационная экономика и менеджмент: Методы и технологии. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. М.: Аспект Пресс, 2018. С. 103 — 107.

2238

России необходимо быть независимой от внешнеэкономических отношений, чтобы успешно противостоять бесконечным американским и европейским санкциям. Но как этого достичь? По мнению гендиректора Института актуальной экономики Н. Исаева, нам необходимо иметь промышленность, выпускающую уникальную, конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, чтобы ограничения в ее поставках были невыгодны Западу, и обширный внутренний рынок, позволяющий предприятиям обходиться внутренними ресурсами. Ни того, ни другого у нас нет17. Кроме того, нашей стране следует бороться за такую модель универсальной экономики, размеры которой не зависят от рынков сырья. По мнению авторов, России также необходимо разработать контролирующий механизм (к примеру, как в Японии), некий эффективный законодательный орган (японско-китайско-корейский аналог), который будет регулировать прямые иностранные инвестиции как на государственном, так и муниципальном уровнях. Следует разработать целую стратегию по увеличению ПИИ в конкретные годы (как в Японии и других странах АТР) в ведущие секторы российской экономики, как это, к примеру, было сделано и широко используется на практике премьер-министром Японии Синдзо Абэ18. Ведь без цели ничто не имеет значения. И это следует учесть нашей стране касательно постановки вопроса о том, что нужно нам сделать, какую стратегию необходимо разработать в области сохранения хотя бы уже имеющихся достижений в области ПИ с США19. Причем цель не должна строиться только на ответных введениях

17 Упражнения с рублем. Как повлияет на нашу жизнь новая волна санкций. Надо ли спасать олигархов? Интервью с

Н. Исаевым. URL: http://www.aif.ru/money/economy/uprazhneni ya_s_rublyom_kak_povliyaet_na_nashu_zhizn_novaya_volna_san kciy

18 Кошко О.В., Романова Е.М. О привлечении прямых инвестиций США в экономику Японии // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 5. С. 1229-1246.

19 Правительство чуда. Что нужно сделать министрам, чтобы

изменить Россию? URL: http://www.aif.ru/money/economy/prav

itelstvo_chuda_chto_nado_sdelat_novym_ministram_chtoby_izm enit_rossiyu

контрсанкций по отношению к США. В функции такого контролирующего органа (см. японскую модель регулирования ПИИ) должны входить регулирующая и консалтинговая деятельность; предоставление отчетов в режиме нон-стоп (как это практикуется в Японии); содействие в сбыте товаров и услуг (в том числе национальных товаров) за рубежом, а также выработка и принятие определенных норм, которые направлены на содействие привлечению иностранных капиталовложений, и некоторые другие эффективные меры20. Это поспособствовало бы увеличению притока ПИИ и настроило инвестора голосовать на 100% «за» свои вложения в российскую экономику. Необходимо также устранить и психологический барьер восприятия иностранного капитала, когда все заграничное кажется подозрительным, вредным, плохим.

Полезно было бы создать целую систему регулирования ПИИ и разработать некие особые спецмеры по привлечению ПИИ, как это опять же создавалось десятилетиями в японской (и даже корейской) экономике, и которые уже принесли свои ощутимые плоды государству (успешный тому пример — Япония и ее удачный опыт привлечения иностранных ПИ)21 [11]. Большинству российских предприятий просто необходимо укрепить свое неустойчивое финансовое положение и модернизировать устаревшую структуру при использовании финансовых инструментов, с которыми привыкли работать иностранные инвесторы. Конечно, некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обусловлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов (отсюда высокая степень бюрократии на местах, взяточничество и коррупция, рост теневого

20 Кошко О.В., Романова Е.М. О привлечении прямых инвестиций США в экономику Японии // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 5. С. 1229—1246.

21 Романова Е.М., Кошко О.В. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 5. С. 1229—1246.

2239

бизнеса, отсутствие прозрачности и надежности для вложений в российскую экономику [12, 13]. Следует устранить некую укоренившуюся систему «блата» на местах, когда крупные суммы денег и родственные связи или взятки имеют место быть и решают все)22. Зарубежный инвестор (и не только американский), вкладывающий свои средства в создание СП в России, должен быть обеспечен всеми необходимыми гарантиями надежности и прозрачности для своих вложений, особенно в сфере услуг. Поэтому необходимо срочно выработать такую политику путем усовершенствования и модернизации сферы услуг при условии разработки качественной и действенной нормативно-правовой базы, которая бы соответствовала западным и американским или японским стандартам23. Одним из основных источников инновационного развития экономики России, по утверждению авторов, является правильное привлечение иностранного капитала в экономику наряду с диверсификацией экономики без ущерба для ведущих российских отраслей и вреда национальному производителю. Причем особая роль отводится именно правильному изучению привлечения ПИИ в те отрасли российской экономики, где они имеют потенциально значимый интерес для нашей страны и где можно извлечь непосредственную выгоду (как, к примеру, основываясь на опыт привлечения в «открытые» для инвесторов отрасли в Японии)24 [11]. Словом, чтобы здравый смысл и экономический интерес не расходились друг с другом.

К сожалению, на чужих ошибках мы не учимся, а только на своих. Отсутствие

22 Правительство чуда. Что нужно сделать министрам, чтобы изменить Россию? URL: http://www.aif.ru/money/economy/prav itelstvo_chuda_chto_nado_sdelat_novym_ministram_chtoby_izm enit_rossiyu

23 Кошко О.В., Романова Е.М. О привлечении прямых инвестиций США в экономику Японии // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 5. С. 1229— 1246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Мирзаян Г. Европейские львы должны найти свою

смелость // Эксперт. 2018. № 20. С. 60—61; Кошко О.В.,

Романова Е.М. О привлечении прямых инвестиций США

в экономику Японии // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 5.

С. 1229—1246.

продуманной отечественной политики привлечения ПИИ проявилось в деформированной отраслевой структуре и их концентрации в сырьевых и добывающих отраслях, причем при относительно низком их уровне в высокотехнологичных отраслях, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости [11].

Многочисленные исследователи указывают на необходимость проведения особой политики прямой государственной поддержки заимствований. Форма ее может быть различной: приобретение патентов, финансирование центров трансферта технологий и инноваций, что будет не только продвигать товар на мировые рынки, но и способствовать удержанию его и внедрению на внутренний рынок страны для проведения модернизации собственного производства на основе зарубежного опыта25 [11]. Так, и.о. главы Минкомсвязи России Н. Никифоров считает, что России просто необходим цифровой суверенитет и следует вырабатывать особые меры по его обретению и регулированию. В России сегодня около 70 млн мобильных устройств, а 99,99% из них используют одну из двух американских мобильных операционных систем: либо Гугл (Andrоid), либо Эппл (IОS). Если речь идет о последней, то утечки информации и слежка за российскими гражданами налицо. Причем доступ к информации пользователей зачастую осуществляется непосредственно самим оператором мобильной системы, утверждает Н. Никифоров, так что зарубежные коллеги видят все с помощью Телеграма, Вотсапа или Вайбера26. По словам Н. Никифорова, у стран, которые не являются членами НАТО, доступа

25 Романова Е.М. Роль иностранных инвестиций в инновационном менеджменте. О пользе привлечения прямых инвестиций (на примере США и Японии) // Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. М.: Аспект Пресс, 2018. С. 103—107; Медведев Д.А Строя российско-американские отношения. URL: https://www.kp.ru/online/news/221252/

26 Николай Никифоров: «Мы будем и дальше отстаивать свой цифровой суверенитет». URL: http://www.aif.ru/society/w eb/nikolay_nikiforov_my_budem_i_dalshe_otstaivat_svoy_cifrov oy_suverenitet

2240

к этой информации по линии спецслужб нет. Нам надо разрабатывать свои базовые станции сотовой связи, антенны. Россия должна создавать свою собственную цифровую экосистему при условии господдержки, грантов молодым ученым и разработки программы министерства, которые, по словам Н.Никифорова, есть у нас27. Налицо необходимость проведения у нас ряда реформ, эта проблема уже весьма очевидна.

Что же нужно для развития экономики? Необходимы как реформы приватизации, правовой, налоговой, кредитно-денежной политики (стимулирующие, а не заграждающее высокими учетными ставками высокотехнологичное производство и устранение постоянно растущей инфляции, связанной с нестабильностью в валюте), так и реформы в области науки и образования, научно-технологические реформы (создание и развитие на базе организаций Роскосмоса промышленных и инновационных кластеров, инжиниринговых комплексов, научно-производственных объединений, технопарков и технологических платформ, центров молодежного инновационного творчества и т.д. Уже имеется подписанный в 2018 г. Москвой и Роскосмосом документ. Кроме того, необходимы реформы поддержки национального производителя и сельского хозяйства в целом, продвижение высокотехнологичной продукции на внешние рынки, реформы системы здравоохранения по улучшению качества жизни и сокращению смертности россиян и ряд др.)28. Отметим, что ведущие немецкие эксперты считают, что России необходимо провести ряд структурных реформ (особенно в банковской и налоговой сфере) и принять новые законодательные акты в области регулирования иностранных инвестиций (в частности, касающихся защиты инвестора от непредвиденных финансовых рисков). Это сможет повысить инвестиционную привлекательность нашей страны.

27 Там же.

28 Москва и «Роскосмос» создадут инновационные кластеры. URL: https://www.msk.kp.ru/daily/26816/3853000/

Ряд упомянутых реформ очень помогли бы достичь успеха нашей стране (как это было в кратчайшие сжатые сроки достигнуто Японией, Китаем и Кореей) и резко повысило бы наш международный инвестиционный статус в глазах зарубежных инвесторов. Что улучшило бы инвестиционную привлекательность нашей страны в общем29. Нет сомнения, как считают ведущие российские политологи, в том, что сотрудничество не может строиться по одностороннему карательному принципу, как, например, постоянные усиливающиеся санкции со стороны США и вводимые зеркальные ответные меры со стороны России, когда наша страна все время получается без вины виноватая, нуждается в новых инвестициях, а США в свою очередь демонстративно закрывает дверь перед нашим носом. Такая позиция США может полностью свернуть успешную за последние десятилетия деятельность своих компаний и транснациональных корпораций в России. В этих условиях весьма сложно строить конструктивный двусторонний диалог между Россией и США, а также со странами Евросоюза и особенно Великобританией30. Следовательно, дальнейшим российско-американским отношениям опять же мешают экономические и политические санкции. И это плохо для привлечения инвестиций, как считают зарубежные экономисты [11].

Чтобы не быть голословными, обратимся к недавней истории. Летом 2017 г. обеими палатами конгресса США был принят закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA). Эксперты отмечают, что американские ограничительные меры уже стоили России миллиардных сделок.

29 Кошко О.В., Романова Е.М. О привлечении прямых инвестиций США в экономику Японии // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 5. С. 1229-1246; Ворошилов Д. Обама хочет активизировать торгово-экономические отношения РФ и США. URL: https://ria.ru/economy/20100624/250008178.html

30 Романова Е.М. Об основных источниках угроз научно-технологическому развитию России на примере изучения источников угроз информационной, экономической

и национальной безопасности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник РАН. М.: ИНИОН РАН, 2017. Ч. 3. 978 с.

2241

В начале 2018 г. санкции расширились и ужесточились. Так, что война санкций, по мнению ведущих политологов, ИСКРАН и Правительства Москвы, продолжается, и даже обострилась в апреле 2018 г. в связи с карательными мерами со стороны США, и вряд ли этот процесс закончится в ближайшее время31. По прогнозу директора Института США и Канады В. Гарбузова, удручающая реальность продлится не один год, а саму политику между США и Россией в настоящее время вряд ли можно назвать конструктивной32. Сейчас взаимодействие России и Запада, по словам эксперта по США, вращается вокруг двух спиралей — конфронтационной и санкционной. Они превратились в два несущих столпа взаимодействия. Этот курс направлен на сдерживание России, — пояснил В. Гарбузов33. При этом американист посоветовал России воспринять китайский опыт абстрагирования от санкций США и назвал уникальным явлением в этой ситуации возвышение Китая. Некоторые специалисты даже называют эту страну сверхдержавой только по уровню «суперпозитивного коммунистического настроя» ко всем невзгодам и умению правильно разрабатывать стратегию противостояния натиску как США, так и других «стран-агрессоров». Именно в связи с санкциями у нас в стране не произошло ни полного выздоровления экономики, ни улучшения ситуации, связанной со стабилизацией рубля и отвязкой его от главных иностранных валют (доллара и евро (опять же из-за санкций). А сами санкции негативным образом влияют на девальвацию рубля и усиливают его зависимость от нефти в условиях ожидания дальнейших значимых политических событий (например, усиления санкций в режиме нон-стоп). Из новшеств 2018 г. в области введения ответных санкций со стороны России по отношению к США

31 МЭФ-2018: II Пленарная дискуссия. URL: http://me-forum.ru/media/news/8440/

32 Там же.

33 Там же.

можно выделить следующее: подписанный Президентом РФ В.В. Путиным законопроект об ответных контрсанкциях в отношении США, разработанный депутатами Госдумы и одобренный Советом Федерации. Его название: Федеральный закон РФ от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств». Он предусматривает ограничение на поставки сырья и продовольствия, включая сельскозяйственную продукцию, продукты питания (кроме жизенно необходимых товаров и лекарств), алкоголя, табака, технологий и оборудования США. Также нет нормы, из-за которой под ограничения могли попасть практически все российские компании и банки с иностранным участием. Эксперты предупреждают, что такое ввязывание России в полноценную торговую войну и состояние полной изоляции от всего мира, особенно от США, не принесет выгоды ни одной из сторон. Хотя в самом правительстве России пообещали не вредить контрсанкциями интересам простых россиян34. Это введет запрет на поставку в Россию отдельных групп товаров и приведет к прекращению сотрудничества в некоторых отраслях с США. Кроме того, сами компании из США не смогут больше участвовать в приватизации и госзакупках, а американским гражданам нельзя будет работать в России. Это будет

34 Санкции против США стали неожиданностью для министерств (URL: https://m.lenta.ru/news/2018/04/17/rus_meds).; Таблетки раздора. Готовы ли мы к полному импортозамещению лекарств (URL: http://www.aif.ru/society/h ealthcare/tabletki_razdora_gotovy_li_my_k_polnomu_importoza meshcheniyu_lekarstv); А ввоз и ныне там. Удалось ли России стать менее зависимой от импорта? (URL: http://www.aif.ru/mo ney/economy/a_vvoz_i_nyne_tam_udalos_li_rossii_stat_menee_z avisimoy_ot_importa). Согласно данным таможенной статистики, России импортировала в 2017 г. на 3,7 млрд долл. США самолетов и двигателей из США и поставила в эту страну титана на 200 млн долл. США. В 2017 г. США занимали 6-е место среди внешнеторговых партнеров России, а также 10-е место по объемам экспорта и 3-е место по объемам импорта. В целом товарооборот между Россией и США в 2017 г. увеличился на 15,8% до 23,1 млрд долл. США, по данным Минэкономиразвития России. Российский экспорт увеличился на 14,7% и составил 10,6 млрд долл. США, а импорт увеличился на 16,8% и составил 12,5 млрд долл. США.

2242

важной составляющей контрсанкций России по отношению к Америке.

Что же еще в пакете российских контрсанкций? Прекращение или временное приостановление международного сотрудничества РФ с Америкой, российских юридических лиц с США, а также организациями, находящимися прямо или косвенно под американской юрисдикцией в атомной отрасли, отрасли авиастроения и ракетно-двигательной отрасли. Очевидно, последний пункт имеет ключевое значение для российских авиакомпаний, авиапрома, отечественного производителя титана «ВСМПО-Ависма» и американской корпорации «Боинг». Российский центр «Боинг» работает уже 25 лет и является самым большим за пределами США. Российские инженеры, плотно работающие с «Эйрбас», «Боинг» и «Бомбардьер» (Канада), могут запросто лишиться дохода. В самой «ВСМПО-Ависма» уже заявили, что данные контрсанкции со стороны России могут нанести значительный ущерб компании. «Мы надеемся на мудрость и дальновидность российских законодателей, которые, по нашему убеждению, не могут принять решение, способное негативно отразиться на российской титановой отрасли и экономике страны в целом», — отметили в «ВСМПО-Ависма»35. Структура российской внешней торговли, в которой преобладают экспорт сырья и технологический импорт, делает невыгодной для России ведение санкционной войны. Однако американские компании и корпорации, действующие на территории России, тоже могут потерять многомиллионные доходы.

Заключение

Прогресс, как известно, невозможно остановить, технологии быстро обновляются. И Россия не сможет оградить себя от этого быстроразвивающегося процесса. Простое освоение производства высокотехнологичных

35 Санкции против США: Россия подбирает калибр. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/04/13/11716537.shtml

товаров еще не дает уверенности в выигрыше в технологической гонке [11]. Освоив одну новинку, мы отстанем на порядок в других сферах. Еще одно неприятное обстоятельство: имеется разработанное специалистами предложение отменить исключительное право на товарные знаки в отношении товаров, правообладателями которых являются граждане США. Есть намерение разрешить производить американские товары без разрешения американцев (в данном случае — без разрешения правообладателя). Это напоминает практику китайских умельцев, которые мастерски копируют изделия ведущих марок. Речь идет о том, что предприятия, производящие на российской территории товары под американскими брендами и по лицензии, выплачивают отчисления — роялти правообладателю (пример: «Пепси» и «Кока-кола»). Депутаты предлагают сделать правообладателем этой торговой марки наше государство. Таким образом, Россия получит в свое полное распоряжение все американские технологии, имеющиеся на предприятиях. И уже тогда будет поставлен вопрос о том, как ими правильно распорядиться.

Весьма целесообразным будет для российских ученых постараться тщательно изучить и по возможности постараться применить на практике упомянутый успешный зарубежный опыт привлечения американских ПИ Японии, Китая и Южной Кореи. Безусловно, России есть чему поучиться у некоторых стран АТР36. Итак, какой же опыт может быть полезен:

1) иметь выдержку в ведении бизнеса при неусыпном контроле государства в принятии решений;

2) применять и уметь использовать на практике искусство лавирования в непростых ситуациях, научиться доверять

36 Кошко О.В., Романова Е.М. О привлечении прямых инвестиций США в экономику Японии // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 5. С. 1229—1246; Романова Е.М. Об основных источниках угроз научно-технологическому развитию России на примере изучения источников угроз информационной, экономической и национальной безопасности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник РАН. М.: ИНИОН РАН, 2017. Ч. 3. 978 с.

I, 2018, т. 24, вып. 36, стр. 2233-2248

Ьги/}оита1Лс/ 2243

бизнес-партнеру и уметь владеть собой, и все это при вечном позитивном настрое (как это практикуется в Японии, Китае, Корее) и обязательно с верой в светлое будущее страны, при этом с опорой на четкую законодательную базу в области защиты прав инвесторов в РФ;

3) разработать свою, особую схему привлечения инвестора с учетом сложных геополитических условий в мире;

4) не дать потенциальному инвестору уйти с российского рынка. То есть необходимо создать иностранному (в частности, американскому) инвестору, вкладывающему свой капитал в нашу страну, специальные комфортные условия для работы (как это практикуется в экономике Японии).

Надежда на то, что политический консенсус между США и Россией будет все-таки найден, становится, наконец, реальностью. Об этом свидетельствует долгожданный саммит президентов США и России, состоявшийся в

Хельсинки в июле 2018 г.37. Стороны обсудили главные мировые проблемы, обменялись предложениями по улучшению отношений. В том числе В.В. Путин обсудил с Д. Трампом и проблемы экономического сотрудничества: «Особое внимание уделили экономике. Интерес к сотрудничеству со стороны деловых кругов обеих стран, безусловно, есть. Американская бизнес-делегация была одной из самых крупных на майском петербургском экономическом форуме, в ней приняли участие более 500 представителей деловых кругов Соединенных Штатов»38. По словам В.В. Путина, он также договорился с Д. Трампом о создании совместной группы, которая объединит «капитанов» российского и американского бизнеса. «Предприниматели лучше знают, как выстраивать взаимовыгодную кооперацию. Пусть

39

подумают, что можно сделать»39, — сказал В.В. Путин. Работа предстоит трудная, рассчитанная на долгий срок и на серьезный успех.

37 «Лучше, чем супер»: итоги встречи Путина и Трампа. URL: https://ria.ru/world/20180716/1524729736.html

38 Там же.

39 Там же.

2244

Рисунок 1

Способы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России Figure 1

Ways to attract foreign direct investment to the Russian economy

Источник: [2] Source: [2]

2245

Список литературы

1. Супян В.Б. США в мировой экономике в начале XXI века // США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 1. С. 3 — 16.

2. Колбасникова А.В. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 315 — 318.

3. Маковецкий М.Ю. Международное движение капитала в условиях финансовой глобализации // Омский научный вестник. 2015. № 1. С. 179 — 183.

4. Lam K.-Ch. Did Abenomics' Two Arrows Hit the Bulls? Journal of Applied Finance & Banking, 2015, vol. 5, no. 3, pp. 47-61. URL: https://www.scienpress.com/journal_focus.asp? main_id=56&Sub_id=IV&Issue=1465

5. Buckley P. J., Casson M.C. The ^ema^at^n theory of the multinational enterprise: A review оf the progress оf a research agenda after 30 years. Journal of International Business Studies, 2009, vol. 40, iss. 9, pp. 1563-1580.

6. Konings J. The effects of direct foreign investment on domestic firms: Evidence from firm level panel data in emerging economies. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/3102950.pdf

7. Kokko A. Technology, market characteristics, and spillovers. Journal of Development Economics, 1994, vol. 43, iss. 2, pp. 279-293. URL: https://doi.org/10.1016/0304-3878(94)90008-6

8. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. М.: Сувенир, 1993. 487 с.

9. Наливайко П.Н. Российско-американские отношения на современном этапе: произошла ли «перезагрузка»? // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2010. № 4. С. 114—121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-amerikanskie-otnosheniya-na-sovremennom-etape-proizoshla-li-perezagruzka

10. Леонтьева Е.Л. Экономика Японии в 2012-2013 гг.: новый курс экономической политики // Япония. Ежегодник. 2013. № 42. С. 60 — 72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-yaponii-v-2012-2013-gg-novyy-kurs-ekonomicheskoy-politiki

11. Романова Е.М. Американские прямые инвестиции в экономику Японии // США и Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 9. С. 87-105.

12. Алексеев А.С., Пантелеев С.С., Голодаев Д.М. и др. Особенности современного российского стиля управления // Концепт. 2016. № S43. С. 180—184.

URL: https://e-koncept.ru/2016/76446.htm

13. Бадмаева С.В., Тимофеева Е.К. Влияние «российского менталитета» на стиль российского менеджмента // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. C. 68 — 76.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном

отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было

третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных,

написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

2246

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

Investing

ON ATTRACTING DIRECT INVESTMENT OF U.S. TRANSNATIONAL CORPORATIONS TO THE RUSSIAN ECONOMY UNDER SANCTIONS

Ol'ga V. KOSHKO % Elena M. ROMANOVAb

a Vologda State University, Vologda, Russian Federation streamant@yandex. ru ORCID: not available

b National Small and Medium-sized Enterprise Fund, Moscow, Russian Federation

mola123@yandex.ru

ORCID: not available

• Corresponding author

Article history:

Received 28 August 2018 Received in revised form 10 September 2018 Accepted 21 September 2018 Available online 28 September 2018

JEL classification: F6, F21, F52, F63

Keywords: foreign direct investment, UNCTAD, financial globalization, counter sanction, Bureau of Economic Analysis

Abstract

Importance The article shows major problems related to attracting U.S. investment to the Russian economy, taking into account 'unfavorable' prospects for cooperation between Russia and the USA.

Objectives The purpose is to identify main constraints and problems preventing an increase in the American capital inflow to our economy under counter sanctions. Methods We employ methods of scientific abstraction, statistical analysis on the basis of domestic and foreign literature review.

Results The paper unveils positive and negative trends in the Russian-American investment cooperation, identifies problems in attracting foreign direct investment (FDI) of the U.S. transnational corporations to the Russian economy.

Conclusions To increase the inflow of U.S. direct investment to strategically significant sectors of our economy and improve the investment cooperation between Russia and the USA, it is necessary to solve essential problems hampering the successful bilateral cooperation, on condition that sanctions against our country be lifted. Russia should have a policy to develop methods of attracting capital to our country based on the principle of deterring FDI inflows to strategic sectors (as it is practiced by Japanese, Chinese, and Korean governments). Further prospects for bilateral investment cooperation are very uncertain. The United States does nothing to improve Russia-U.S. relations, much less to propel them to the next level. The article may be of interest to experts of the world economy, academic researchers, postgraduates and students majoring in economics and finance.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Koshko O.V., Romanova E.M. On Attracting Direct Investment of U.S. Transnational Corporations to the Russian Economy under Sanctions. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 9, pp. 2233-2248. https://doi.org/10.24891/fc.24.9.2233

References

1. Supyan V.B. [USA in the World Economy at the Beginning of 21st Century]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura = USA v Canada: Economics, Politics, Culture, 2008, no. 1, pp. 3-16. (In Russ.)

2. Kolbasnikova A.V. [Problems of attracting foreign investment in the Russian economy]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 26, pp. 315-318. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Makovetskii M.Yu. [International transactions of capital under conditions of financial globalization]. Omskii nauchnyi vestnik = Оmsk Scientific Bulletin, 2015, no. 1, pp. 179-183. (In Russ.)

2247

4. Lam K.-Ch. Did Abenomics' Two Arrows Hit the Bulls? Journal of Applied Finance & Banking, 2015, vol. 5, no. 3, pp. 47-61.

URL: https://www.scienpress.com/journal_focus.asp?main_id=56&Sub_id=IV&Issue=1465

5. Buckley P.J., Casson M.C. The internalisation theory of the multinational enterprise: A review of the progress of a research agenda after 30 years. Journal of International Business Studies, 2009, vol. 40, iss. 9, pp. 1563-1580.

6. Konings J. The effects of direct foreign investment on domestic firms: Evidence from firm level panel data in emerging economies. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/3102950.pdf

7. Kokko A. Technology, market characteristics, and spillovers. Journal of Development Economics, 1994, vol. 43, iss. 2, pp. 279-293. URL: https://doi.org/10.1016/0304-3878(94)90008-6

8. Goncharov V.V. Vpoiskakh sovershenstva upravleniya: Rukovodstvo dlya vysshego upravlencheskogo personala: Opyt luchshikh promyshlennykh firm SShA, Yaponii i stran Zapadnoi Evropy [In search of management efficiency: A guide for top management personnel: Best practices of the best industrial firms of the USA, Japan, and Western Europe]. Moscow, Suvenir Publ., 1993, 487 p.

9. Nalivaiko P.N. [Russian-American relations at the present stage: There was a 'reboot'?]. Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya = Ojkumena. Regional Researches, 2010, no. 4, pp. 114-121. URL: https://cyberleninka.m/article/n/rossiysko-amerikanskie-otnosheniya-na-sovremennom-etape-proizoshla-li-perezagruzka (In Russ.)

10. Leont'eva E.L. [Japanese Economy in 2012-2013. The New Economic Policy]. Yaponiya. Ezhegodnik = Yearbook Japan, 2013, no. 42, pp. 60-72.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-yaponii-v-2012-2013-gg-novyy-kurs-ekonomicheskoy-politiki (In Russ.)

11. Romanova E.M. [American direct investment in the economy of Japan]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura = USA v Canada: Economics, Politics, Culture, 2007, no. 9, pp. 87-105. (In Russ.)

12. Alekseev A.S., Panteleev S.S., Golodaev D.M. et al. [Specifics of the modern Russian management style]. Kontsept, 2016, no. S43, pp. 180-184. (In Russ.)

URL: https://e-koncept.ru/2016/76446.htm

13. Badmaeva S.V., Timofeeva E.K. [The influence of "Russian mentality" on the style of Russian management]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2010, no. 5, pp. 68-76. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

2248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.