удк 378.14
(1<н: 10.20310/1810-231х-2016-15-2-123-126
Краткие к вопросу о проблемах повышения
сообше Н И Я качества аудиторных занятий в вузе
Гущина Татьяна Ивановна, Андреева Инна Геннадиевна
Тамбовский государственный университет
имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-шай: [email protected]
В статье рассмотрены некоторые пути повышения эффективности аудиторных занятий в современном вузе, способствующие комплексному развитию личностно-профессиональных компетенций будущих бакалавров и магистров. В качестве основной проблемы молодых педагогов выделена недостаточная методическая подготовка. Для нее совершенствования предлагается профессиональное сопровождение начинающих преподавателей, которое проводится в формах наставничества. Обоснована необходимость использования результатов научно-исследовательской деятельности преподавателей в образовательном процессе на примере использования сайта «Критическое мышление преподавателя и студента». Предложены способы повышения эффективности аудиторных занятий со студентами с ОВЗ.
Ключевые слова: компетентностный подход, качество аудиторных занятий, образовательные технологии, проблемы преподавателя, студент, самостоятельная работа, научно-исследовательская деятельность
Подготовка высококвалифицированных специалистов и повышение их конкурентоспособности в условиях введения ФГОС выдвигает на первый план необходимость преобразований образовательного процесса в вузе. В рамках модернизации российского образования становится приоритетным ком-петентностный подход, нацеленный на достижение новых образовательных результатов, способствующих комплексному развитию личностно-профессиональных компетенций будущих бакалавров и магистров. Конкурентные преимущества современных выпускников вузов заключаются не только в конкретных знаниях, но и в новых универсальных способностях личности и поведенческих моделях [1].
На сегодняшний день повышение эффективности аудиторного занятия - важнейшая проблема, волнующая всех преподавателей, которые ищут разные способы «оживления» занятия, привлечения студентов к активной работе, разнообразия форм объяснения, применения современных образовательных технологий. В педагогическом институте Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина с целью повышения качества аудиторных занятий приме-
няются следующие виды современных образовательных технологий: технологии проектного, проблемного, модульного обучения, имитационные технологии обучения (неигровые и игровые технологии), информационно-коммуникационные и дистанционные образовательные технологии.
Однако существует ряд проблем, одна из которых связана с однообразием применяемых методов обучения у начинающих педагогов. Как показывает практика, даже при достаточно высоком уровне готовности к преподавательской деятельности профессиональная адаптация молодого преподавателя может протекать длительно и сложно. Молодой педагог испытывает ряд трудностей на начальном этапе профессиональной деятельности в связи с недостаточной методической подготовкой, неумением использовать современные образовательные технологии и т. д.
Решением данной проблемы является профессиональное сопровождение молодых педагогов, которое проводится в формах наставничества, когда молодые педагоги закрепляются за опытным преподавателем вуза. При этом теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формировании практических умений и навыков при взаимо-
посещении занятий, проведении мастер-классов и др. В рамках «Педагогической мастерской», созданной на кафедре общей педагогики и психологии, преподаватели осуществляют коучинг начинающих педагогов - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей. Кроме того, молодые педагоги регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации («Ораторское искусство молодого педагога», «Эмоциональная культура преподавателя вуза», обучение дистанционным технологиям, иностранному языку и т. д.).
Преподаватель вуза должен активно участвовать в диагностике своих образовательных потребностей и возможностей, в планировании результатов обучения, реализации, оценивании и коррекции учебного процесса. В связи с этим возникает необходимость более активно использовать результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей в образовательном процессе. Эффективным средством решения данной проблемы является создание результативного канала продвижения, информирования преподавателей о педагогических инновациях. В связи с этим, в план Ученого совета института включены научные доклады, сообщения о результатах научно-исследовательской деятельности преподавателей. Так, в рамках проекта РГНФ «Разработка индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов» создан сайт -«Критическое мышление преподавателя и студента». Основная задача предлагаемого сайта -представление в сети Интернет информации о подготовке студентов и повышении квалификации преподавателей вуза в контексте эффективности развития критического мышления и организация дистанционного повышения квалификации педагогов, поиск коллег для совместных проектов. В разделе «Методическая мастерская» размещаются интересные идеи и разработки преподавателей, которые можно использовать в своей практической деятельности; предлагаются ссылки на зарубежные, федеральные и региональные ресурсы, которые содержат материалы образовательного характера; можно также получить консультации опытных педагогов по решению возникших проблем в профессиональной деятельности.
Важным фактором повышения качества образования является взаимодействие кафедр
с выпускниками и сферой их трудовой деятельности, а также участие работодателей в разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки студентов. В настоящее время наиболее распространенной формой взаимодействия с работодателями является целевая подготовка специалистов, участие в реализации основных образовательных программ, а привлечение работодателей к разработке программ совершенствования качества подготовки носит локальный характер. Это связано с тем, что представители профессионального сообщества еще нечетко представляют себе компетенции будущих бакалавров, воспринимая их как «недоучившихся специалистов».
На наш взгляд, решить данную проблему возможно за счет создания базовых кафедр в учреждениях. Так, на базе центра образования МБОУ СОШ № 31 г. Тамбова работает филиал кафедры общей педагогики и психологии, где организованы все виды практик для студентов по направлению «Педагогическое образование», ежегодно выполняются дипломные работы, школьные и студенческие научные проекты. В перспективе планируется заключить договор на создание базовых кафедр с рядом образовательных учреждений.
Развитие мотивации к самостоятельной работе студентов является одним из определяющих факторов, влияющих на качество образовательного процесса. Учебная деятельность протекает наиболее успешно там, где она максимально мотивирована. Правильно сформированные мотивы, по мнению многих авторов (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Г. В. Рогова), имеют большое значение при формировании положительного отношения к учению, которое, в свою очередь, способствует формированию познавательного интереса.
Более того, в соответствии с ФГОС изменилось и соотношение аудиторной и самостоятельной работы [2]. Однако, дополнительное время, отведенное на самостоятельную работу, студент часто тратит не в пользу учебы. На наш взгляд, решение данной проблемы состоит в: увеличении доли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий, что требует от преподавателя разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов; уси-
лении проектной деятельности, повышении роли научных студенческих кружков; привлечении студентов к деятельности учебно-практических центров и лабораторий.
Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе является актуальной современной проблемой. Обучение в высшем заведении образования для современного молодого человека - один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, увеличением учебной нагрузки, разным уровнем подготовки, что не может не влиять качество аудиторных занятий [3]. Для более успешной адаптации первокурсников, на наш взгляд, необходимо:
учитывать трудности адаптации первокурсников при разработке учебных планов и возможно ввести в качестве факультатива учебную дисциплину «Культура учебного труда», в рамках которой студенты знакомятся с рациональной организацией рабочего времени, приемами поиска и запоминания информации, составления конспекта и т. д.;
осуществлять психолого-педагогическое сопровождение первокурсников (проведение у студентов первого курса системы адаптационных тренингов);
повышать роль куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе.
Важным аспектом образовательной деятельности является работа со студентами с ограниченными возможностями, однако не все преподаватели владеют соответствующими методиками, не знают специфических особенностей конкретного контингента. Для студентов с ограниченными возможностями препятствием может стать не только окружающая среда, но и неуверенность в себе, неумение общаться с людьми, психологический комплекс неполноценности. К сожалению, многие из них являются аутсайдерами в своих группах. В результате этого, студент с
ограниченными возможностями теряет интерес к учебе, к студенчеству и выпадает из общественной жизни.
В целях повышения качества аудиторных занятий со студентами с ОВЗ необходимо:
- разработать и провести курсы повышения квалификации преподавателей по психолого-педагогическим проблемам лиц с ОВЗ;
- реализовывать всестороннее социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса студентов с ОВЗ;
ресурсное усиление учебно-методического и программного обеспечения, специальных адаптивно-технических средств для обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, мы полагаем, что решение вышеозначенных проблем позволит повысить эффективность аудиторных занятий в вузе.
Литература
1. Краснова Т. И. Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 484-486.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2016 г., регистрационный № 40536). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/ 440301.pdf
3. Макарова О. А. Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. 2007. № 40(16). С. 427-432.
References
1. Krasnova T. I. Povysheniye kachestva obu-cheniya v vuze v usloviyakh integratsii smeshannoj modeli obucheniya [Improvement of quality of training at the higher education institution in the conditions of integration of the mixed training model] // Molodoj uchenyj. 2015. № 5. S. 484-486.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki 44.03.01 Pedagogicheskoye obrazovaniye (uro-ven' bakalavriata) (zaregistrirovan Ministerstvom yustit-sii Rossijskoj Federatsii 11 yanvarya 2016 g., registrat-sionnyj № 40536). [The federal state educational standard of the higher education in the program 44.03.01 Pedagogical education (bachelor degree level) (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on January 11, 2016, registration № 40536)]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440301 .pdf
3. Makarova O. A. Model' i diagnostika kon-kurentosposobnykh kachestv vypusknika srednej shkoly s profil'nym obucheniyem [Model and diagnostics of competitive qualities of the graduate of
high school with profile training] // Izvestiya Ros-sijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo un-iversiteta im. Gertsena. 2007. № 40(16). S. 427-432.
* * *
to the issue about problems of improvement of quality of classroom lessons at the higher education institution
Gushchina Tatyana Ivanovna, Andreeva Inna Gennadievna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article authors considered some ways of increase of efficiency of classroom lessons at the modern higher education institution promoting complex development of personal and professional competences of future bachelors and masters. The main problem of young teachers is insufficient methodical preparation. Authors offered professional maintenance of the starting teachers carried out in mentoring forms for its improvement, proved need of use of results of research activity of teachers for educational process on the example of use of the website «Critical Thinking of the Teacher and Student» and offered ways of increase of efficiency of classroom lessons of Health Impact Assessment with students.
Key words: competence-based approach, quality of classroom lessons, educational technologies, teacher's problems, student, independent work, research activity
Об авторах:
Гущина Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Андреева Инна Геннадиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the authors:
Gushchina Tatyana Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Director of Teacher Training College, Tambov State University named after G .R. Derzhavin
Andreeva Inna Gennadievna, Candidate of Psychology, Associate Professor Social and Pedagogical Formation Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin