Научная статья на тему 'К вопросу о принципах дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел'

К вопросу о принципах дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1493
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / DISCIPLINARY PROCEEDINGS / ПРИНЦИПЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА / PRINCIPLES OF DISCIPLINARY PROCEEDINGS / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ADMINISTRATIVE PROCESS / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малыхина Татьяна Анатольевна

Исследуются принципы дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел, выделенные на основе общих принципов административного процесса, рассматриваемых в теории административного права, и анализа норм действующего законодательства, регулирующего порядок привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности. В системе принципов выделяется принцип, присущий только такому виду административного производства, как дисциплинарное производство, осуществляемое в органах внутренних дел, принцип ранжирования объема полномочий по наложению дисциплинарных взысканий. Рассматривается содержание принципов дисциплинарного производства с учетом особенностей процессуальной деятельности, связанной с привлечением сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. На основе выделенной системы принципов автором определяется цель дисциплинарного производства в органах внутренних дел и формируется комплекс задач, обеспечивающих ее достижение. Выделенные принципы в совокупности рассматриваются в качестве системы, отражающей сущность самого дисциплинарного производства. Делается вывод о необходимости нормативного закрепления выделенных принципов дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PRINCIPLES OF DISCIPLINARY PROCEEDINGS CONDUCTED IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

The paper discusses the principles of disciplinary proceedings being conducted in the bodies of internal affairs allocated on the basis of general principles of administrative procedure, considered in the theory of administrative law, as well as on the basis of the analysis of current legislation that regulates the involvement of employees to disciplinary responsibility. The system of principles includes a specific principle, inherent only to one kind of administrative proceedings disciplinary proceedings that take place in the bodies of internal affairs. This principle is ranking principle of the scope of authority for disciplinary action. The author considers the content of the principles of disciplinary proceedings, taking into account the features of procedural activities related to the involvement of police officers to disciplinary responsibility. On the basis of the developed system of principles, the author defines the goal of disciplinary proceedings in the bodies of internal affairs and forms a set of tasks to ensure its achievement. Identified principles are considered altogether as a system that reflects the essence of disciplinary proceedings. The author draws a conclusion about the need to legislate allocated principles of disciplinary proceedings conducted in the bodies of internal affairs.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел»

120

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.1 Т.А. Малыхина

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Исследуются принципы дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел, выделенные на основе общих принципов административного процесса, рассматриваемых в теории административного права, и анализа норм действующего законодательства, регулирующего порядок привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности. В системе принципов выделяется принцип, присущий только такому виду административного производства, как дисциплинарное производство, осуществляемое в органах внутренних дел, - принцип ранжирования объема полномочий по наложению дисциплинарных взысканий. Рассматривается содержание принципов дисциплинарного производства с учетом особенностей процессуальной деятельности, связанной с привлечением сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. На основе выделенной системы принципов автором определяется цель дисциплинарного производства в органах внутренних дел и формируется комплекс задач, обеспечивающих ее достижение. Выделенные принципы в совокупности рассматриваются в качестве системы, отражающей сущность самого дисциплинарного производства. Делается вывод о необходимости нормативного закрепления выделенных принципов дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел.

Ключевые слова: дисциплинарное производство, принципы дисциплинарного производства, административный процесс, органы внутренних дел.

Любая процессуальная деятельность, в том числе и направленная на решение задач дисциплинарного производства, осуществляется в соответствии с определенными принципами, то есть конкретными правилами, «основными правовыми началами» [10. С. 224] процессуальной деятельности, связанной с привлечением к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное производство является составной частью административного процесса, поэтому на него распространяются его основные принципы. В научной литературе системе принципов административного процесса всегда уделялось достаточное внимание [11. С. 241; 9. С. 441-450; 4. С.313; 16. С. 189-192; 8. С. 293-296], что обусловлено их важным значением для органов государственного управления. Как указывает А.Ю. Якимов, трудно говорить о какой-либо устоявшейся системе взглядов на принципы административного процесса, поскольку разброс мнений ученых-административистов достаточно большой [25. С. 5].

Большинство авторов к общим принципам административного процесса, то есть к присущим всем видам юридического процесса, относят принципы: законности; равенства всех лиц перед законом; гласности; всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела с вынесением обоснованного решения (материальная истина); ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса; национального языка и др. [10. С. 224-228; 14. С. 11; 16. С. 189]. К специальным (или особенным, специфическим) принципам административного процесса, присущим только ему, относят принципы быстроты (оперативности) и экономичности (ма-лозатратности) [14. С. 11], строгое соблюдение правил процесса, сочетание общественных и личных интересов [24. С. 28-29]. В.А. Юсупов к числу специфических принципов административного процесса также относит объективность истины [24. С. 28-29].

Кроме того, принципы должны иметь свое нормативное закрепление, только в этом случае, как указывал Г.С. Яковлев, правовые нормы придают ему государственно-властный характер [26. С. 15]. «Без легитимизации законодателем принципы не могут выполнять функцию правового регулятора административно-деликтных правоотношений» [22. С. 14].

Основные принципы административного процесса, как отмечалось ранее, присущи дисциплинарному производству, вместе с тем они обретают определенную специфику при их реализации в рамках исследуемой процессуальной деятельности, что обусловлено особенностями самого производства (внутриорганизационный, субординационный характер правоотношений, связанный с осуществлением дисциплинарного производства, внесудебный порядок осуществления производства).

Ю.С. Адушкин систему процессуальных принципов дисциплинарного производства рассматривает в качестве совокупности двух групп: конституционных принципов (законность, публичность,

обеспечение лицу, привлекаемому к ответственности, права на защиту, уважение личности, гласность, участие общественности) и иных принципов (объективная истина, процессуальная экономия, целесообразность). А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий выделяют такие принципы дисциплинарного производства, как законность, презумпция невиновности, гласность, объективность и всестороннее исследование доказательств, уважение права и достоинства лица, в отношении которого ведется производство [6. С. 391]. А.В. Никифоров к числу принципов дисциплинарного производства в органах внутренних дел относит законность, гласность, публичность, объективность и всесторонность, презумпцию невиновности и принцип автокоррекции или коррегирования управленческих решений [17. С. 90].

Рассмотрев выделяемые в теории административного права принципы административного процесса, основываясь на нормах действующего законодательства, регулирующего порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, и учитывая особенности процессуальной деятельности, связанной с привлечением к дисциплинарной ответственности, полагаем возможным выделить следующие принципы дисциплинарного производства в органах внутренних дел:

1) законности и обоснованности;

2)субъективной беспристрастности рассмотрения и разрешения дисциплинарного дела;

3) презумпции невиновности;

4) справедливости наложенного дисциплинарного взыскания;

5) целесообразности;

6) ранжирования объема полномочий по наложению дисциплинарных взысканий.

Принцип законности и обоснованности является универсальным конституционным принципом, требующим от субъекта дисциплинарной власти в рамках осуществления процессуальной деятельности, связанной с привлечением к дисциплинарной ответственности, надлежащего применения норм права.

О.В. Джуха, рассматривая принцип законности в административном процессе, выделяет в структуре принципа материально-правовой и процессуально-правовой элементы [8. С. 76]. Указанные элементы позволяют детально рассмотреть содержание принципа законности и в дисциплинарном производстве, осуществляемом в органах внутренних дел.

Материально-правовой элемент принципа законности в дисциплинарном производстве находит свое выражение в обязанности субъекта дисциплинарной власти надлежащего применения материального права при разрешении каждого конкретного дисциплинарного дела: верной квалификации спорных правоотношений, выбора нормы права, регулирующей эти отношения, правильного толкования и применения нормы. В соответствии с положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» дисциплинарные взыскания могут налагаться на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, что обязывает субъекта дисциплинарной власти квалифицировать действия (бездействия) сотрудника как нарушение служебной дисциплины [2. Ст. 50].

Процессуально-правовой элемент принципа воплощается в обязанности соблюдения процессуального порядка привлечения к дисциплинарной ответственности на всех стадиях дисциплинарного производства и предполагает соблюдение нормативно установленных требований:

- наложение дисциплинарных взысканий допустимо только в порядке, установленном законодательством (Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации [1]);

- дисциплинарные взыскания могут налагаться только на сотрудников, виновных в совершении дисциплинарного проступка или административного правонарушения, за совершение которых предусмотрена дисциплинарная ответственность [2. Ст. 50];

- соблюдение сроков наложения дисциплинарных взысканий [2. Чч. 6-7 ст. 51 ];

- соблюдение обязанности до наложения взыскания затребования объяснений в письменной форме от сотрудника, привлекаемого к ответственности [2. Ч. 8 ст. 51];

-соблюдение письменной формы правоприменительного акта о наложении взыскания [2. Ч. 9 ст. 51];

- соблюдение порядка и сроков исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания [2. Чч. 14-17 ст. 51].

2015. Т. 25, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Необходимо отметить, что эффективность реализации принципа законности в дисциплинарном производстве напрямую зависит от достаточности нормативного регулирования порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.

Обоснованность дисциплинарного взыскания означает всестороннее, полное и объективное исследование субъектом дисциплинарной власти обстоятельств дисциплинарного дела и принятие решения по результатам рассмотрения дела на основе всех достоверно установленных фактов и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания должно соответствовать установленным при рассмотрении дисциплинарного дела фактическим обстоятельствам.

Принцип субъективной беспристрастности рассмотрения и разрешения дисциплинарного дела имеет своим назначением недопущение субъективизма, предвзятости при рассмотрении и разрешении конкретного дисциплинарного дела.

Субъектам дисциплинарной власти, осуществляющим дисциплинарное производство, предоставлена значительная свобода использования собственного административного усмотрения при принятии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, в отношении которых ведется производство. Субъект дисциплинарной власти обязан рассматривать дисциплинарное дело, основываясь в принятии решения только на установленных фактах и доказательствах по своему внутреннему убеждению, основанному исключительно на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела. Данный принцип направлен на достижение объективной истины в дисциплинарном производстве.

Принцип презумпции невиновности воплощается в возможности привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины только в случае установления его вины в нарушении дисциплины [2. Ч. 1 ст. 50; 1. П. 39]. До тех пор, пока не будет установлена вина сотрудника в установленном законом порядке, он считается невиновным. В содержание принципа виновности входит и личная ответственность за совершение дисциплинарного проступка.

Вопрос о виновности или невиновности сотрудника, в отношении которого осуществляется дисциплинарное производство, является центральным на стадии рассмотрения дисциплинарного дела и принятия по нему решения. Понятие дисциплинарного проступка включает в себя такой обязательный признак, как виновность, которая «выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям, которая может проявляться в форме умысла или неосторожности» [23. С. 55-56], то есть для признания деяния дисциплинарным проступком надо установить, что оно явилось «проявлением воли и разума, то есть продуктом психической деятельности здравомыслящего лица, а именно: отражение процессов, происходящих в сознании, понимание вредоносности совершаемого деяния и предвидение его вредных последствий, а также проявления воли нарушителя — его желания (или предвидения) наступления вредных последствий» (Там же).

Принцип справедливости наложенного дисциплинарного взыскания раскрывается при регламентации целей наложения дисциплинарных взысканий. В Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» закреплена цель наложения взысканий - обеспечение и укрепление служебной дисциплины. Исходя из установленной цели, справедливость заключается в соразмерности решения о наложении определенного вида дисциплинарного взыскания цели, на достижение которой и направлено взыскание, и в индивидуализации дисциплинарной ответственности, а именно:

- в соразмерности определяемого субъектом дисциплинарной власти вида дисциплинарного взыскания тяжести проступка и степени вины сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено с учетом установленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность сотрудника, характера проступка и особенностей личности сотрудника, совершившего проступок [1. П. 40]. Соблюдение принципа имеет значение в условиях предоставления субъектам дисциплинарной власти значительной свободы собственного административного усмотрения при решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, в отношении которых ведется производство;

- в однократности взыскания за каждый случай нарушения служебной дисциплины [2. Ст. 50];

- в нормативно установленной возможности освобождения сотрудника от дисциплинарной ответственности при малозначительности проступка в случае отсутствия необходимости наложения взыскания [1. П. 40];

- в необходимости учета индивидуальных особенностей личности сотрудника, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, и находит свое воплощение в положениях Дисциплинарного устава органов внутренних дел (Там же), устанавливающих критерии индивидуализации. При определении вида дисциплинарного взыскания субъект дисциплинарной власти обязан принимать во внимание личные особенности сотрудника, допустившего нарушение служебной дисциплины.

Принцип целесообразности воплощается в нормативно установленном требовании соблюдения сроков давности привлечения к дисциплинарной ответственности, в течение которых возможно наложение дисциплинарных взысканий [2. Чч. 6-7 ст. 51]. Законодателем установлены сроки, в течение которых может быть наложено дисциплинарное взыскание, которые являются наиболее эффективными для осуществления дисциплинарного производства, по истечении установленных сроков привлечение к дисциплинарной ответственности может лишиться своей значимости.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее чем через две недели со дня обнаружения дисциплинарного проступка, в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка, не считая периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

Помимо своевременности наложения дисциплинарного взыскания принцип целесообразности заключается:

- в возможности досрочного снятия дисциплинарного взыскания в порядке поощрения;

- в возможности освобождения сотрудника от дисциплинарной ответственности при малозначительности проступка в случае отсутствия необходимости наложения взыскания [1. П. 40].

Принцип ранжирования объема полномочий по наложению дисциплинарных взысканий выражается в возможности наложения субъектом дисциплинарной власти определенных видов дисциплинарных взысканий на подчиненных сотрудников исключительно в пределах предоставленных дисциплинарных прав и основан на разграничении полномочий субъектов дисциплинарной власти по наложению определенных видов дисциплинарных взысканий, то есть на определении пределов распространения дисциплинарных прав на подчиненных сотрудников. Объем совокупности прав по наложению дисциплинарных взысканий определенных видов напрямую зависит от уровня замещаемой должности. Приказом МВД России от 6 мая 2013 г. № 241 [3] утвержден перечень руководителей (начальников) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующих им прав по наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных сотрудников, определены категории прямых руководителей (начальников), обладающих разным объемом прав по наложению взысканий. Соответственно, по объему дисциплинарных прав выделяются субъекты, обладающие полной или ограниченной дисциплинарной властью [5. С. 13].

Соблюдение принципа способствует усилению ответственности субъектов дисциплинарной власти за совершение ими процессуальных действий.

Выделенные принципы дисциплинарного производства отражают специфику правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, законах и подзаконных актах, определяют сущность процессуальной деятельности субъектов дисциплинарной власти по возбуждению и проведению проверки, рассмотрению и принятию решений по дисциплинарным делам, по исполнению приказов о наложении дисциплинарных взысканий. Реализация принципов осуществляется в неразрывной органичной связи между собой всех принципов.

Принципы дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел, не находят своего прямого закрепления в отдельных правовых нормах, как, например, принцип равенства всех перед законом, а вытекают из ряда правовых норм, которые отражают в совокупности содержание каждого принципа.

Реализация принципов дисциплинарного производства способствует защите прав и законных интересов сотрудников, в отношении которых осуществляется дисциплинарное производство, и в целом обеспечивает эффективное осуществление процессуальной деятельности по привлечению к дисциплинарной ответственности.

2015. Т. 25, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Рассмотрение принципов дисциплинарного производства непосредственно связано с рассмотрением цели и задач производства, поскольку именно система принципов является основой формирования данного комплекса (цели и задач).

В юридической литературе ряд авторов отождествляет понятие целей административного производства с его задачами. Например, Ю.С. Адушкин считает тождественными понятия целей и задач и под целями (задачами) дисциплинарного производства понимает «составляющие общественный и государственный интерес юридические и социальные результаты, на достижение которых оно направлено» [5. С. 52]. Для определения цели и задач дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел, необходимо рассмотреть соотношение указанных категорий.

Исходя из определения цели как категории философской, обозначающей заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека [7. С. 498], сознательную установку на оптимальное решение конкретной задачи [15. С. 13], результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия [21. С. 505], цель можно рассматривать как предполагаемый желаемый результат определенной деятельности, в том числе и применительно к процессуальной деятельности.

Соответственно, цель дисциплинарного производства состоит в предполагаемом желаемом результате процессуальной деятельности, связанной с привлечением к дисциплинарной ответственности.

Цель находит свою конкретизацию в задачах, «что является одним из важных условий, обеспечивающих ее достижение» [20. С. 111]. Под «задачей» в русском языке понимается «то, что требует исполнения, разрешения; сложный вопрос, проблема, требующая исследования, разрешения» [18. С. 207].

Из соотнесения определений рассматриваемых категорий очевидно, что процесс достижения цели не состоит из одного лишь определения и фиксирования желаемого результата, а включает в себя то, что требует исполнения, действия для достижения цели, то есть конкретные задачи. Разграничивая понятия «цель» и «задача», И.Л. Петрухин отмечает, что цель - «идеальная модель будущего, к которой следует стремиться, а задача - это требование (предложение) установить искомые данные на основе исходных данных путем нахождения нужного алгоритма» [19. С. 56].

Таким образом, категории «цель» и «задача» дисциплинарного производства не являются тождественными: достижение цели, то есть желаемого результата деятельности, невозможно без решения определенных задач. С учетом изложенного, цель дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел, можно сформулировать как желаемый результат процессуальной деятельности, связанный с привлечением к дисциплинарной ответственности, вытекающей из толкования правовых норм, регулирующих данную деятельность, который заключается в обеспечении и укреплении служебной дисциплины [2. Ст. 47].

Основные задачи дисциплинарного производства в юридической литературе определяются как «обеспечение правильного и объективного разрешения дела о дисциплинарном проступке в целях укрепления государственной и служебной дисциплины» [13. С. 91], «установление наличия дисциплинарного проступка и его состава в действиях привлекаемого к ответственности, законное и обоснованное назначение ему дисциплинарного взыскания из предусмотренных нормативными правовыми актами» [6. С. 398].

К основным задачам дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел, сформулированным исходя из его цели, относятся: выяснение фактических обстоятельств, причин и характера совершенного дисциплинарного проступка; выяснение причин и условий, способствующих совершению дисциплинарного проступка; объективное рассмотрение и разрешение дисциплинарного дела по существу; обеспечение своевременного осуществления принятого решения о наложении дисциплинарного взыскания в целях достижения цели наказания - предупреждения нарушений дисциплины как самим сотрудником, привлеченным к дисциплинарной ответственности, так и среди личного состава.

Рассмотрение основных исходных категорий дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел, позволяет сделать следующие выводы.

1. Выделенные принципы производства в совокупности представляют собой систему, отражающую сущность самого дисциплинарного производства, поскольку именно принципы являются основным вектором направления процессуальной деятельности на достижение его цели и задач.

2. Специфическим принципом, характерным только для дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел, является принцип ранжирования объема полномочий по наложению дисциплинарных взысканий.

3. Отсутствие законодательно закрепленных принципов способствует возникновению определенных проблем в правоприменительной деятельности, связанной с привлечением сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, приводит к искаженному пониманию сущности самого дисциплинарного производства, к нарушению формальных оснований привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности, что влечет за собой увеличение количества предъявленных в суды общей юрисдикции исков сотрудников к МВД России о восстановлении нарушенных трудовых правоотношений. Выявленные проблемы свидетельствуют, на наш взгляд, о необходимости дополнительной правовой регламентации дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел, в части нормативного закрепления перечня принципов производства.

Анализ системы принципов дисциплинарного производства, осуществляемого в органах внутренних дел Российской Федерации, имеет теоретическое и практическое значение для исследования дисциплинарного производства как правового института.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О дисциплинарном уставе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 // СЗ РФ.2012. № 43. Ст.5808.

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

3. О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 6 мая 2013 г. №241 // Российская газета. 2013.19 июля.

4. Административное право России: курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: Проспект, 2007.

5. Адушкин Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР / под ред.В.М. Манохина. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1986.

6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М.: Зерцало-М, 2007.

7. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 46.

8. Джуха О.В. Принципы административно-юрисдикционного процесса: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.

9. Козлов Ю.М. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2007.

10. Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса: монография. М.: Юрлитинформ, 2013.

11. Коренев А.П. Административное право России: учебник. 4-е изд. М.: Московская академия МВД России; Центр юридической литературы «Щит», 2002.

12. Костенков М.В., Куракин А.В., Кононов А.М., Кононов П.И. Актуальные проблемы административного права: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

13. Лапина М.А. Административная юрисдикция в системе административного процесса: монография. М.: Финансовый университет, 2013.

14. Леженин А.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: курс лекций. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012.

15. Макаров М.Г. Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии. Л.: Наука, 1977.

16. Мухин А.А., Мухина И.А. Административное право России: учеб.пос. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2010.

17. Никифоров А.В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1998.

18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азь Ltd., 1992.

19. Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М.: Наука, 1979.

20. Михайловская И.Б. Цели управления в сфере правоохранительной деятельности // Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / под ред. В.Д. Малкова. М.: Академия МВД СССР, 1990. Гл.УШ.

21. Философский словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

22. Хорев А.А. Принципы производства по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Моск. ун-т МВД РФ, 2009.

23. Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего: дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

24. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М.: Юрид.лит., 1979.

25. Якимов А. Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса // Государство и право. 1999. № 5.

26. Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. М.: Юрид. лит.,1974.

Поступила в редакцию 12.04.15

Т.А. Malykhina

ON THE PRINCIPLES OF DISCIPLINARY PROCEEDINGS CONDUCTED IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

The paper discusses the principles of disciplinary proceedings being conducted in the bodies of internal affairs allocated on the basis of general principles of administrative procedure, considered in the theory of administrative law, as well as on the basis of the analysis of current legislation that regulates the involvement of employees to disciplinary responsibility. The system of principles includes a specific principle, inherent only to one kind of administrative proceedings -disciplinary proceedings that take place in the bodies of internal affairs. This principle is ranking principle of the scope of authority for disciplinary action. The author considers the content of the principles of disciplinary proceedings, taking into account the features of procedural activities related to the involvement of police officers to disciplinary responsibility. On the basis of the developed system of principles, the author defines the goal of disciplinary proceedings in the bodies of internal affairs and forms a set of tasks to ensure its achievement. Identified principles are considered altogether as a system that reflects the essence of disciplinary proceedings. The author draws a conclusion about the need to legislate allocated principles of disciplinary proceedings conducted in the bodies of internal affairs.

Keywords: disciplinary proceedings, principles of disciplinary proceedings, administrative process, internal affairs bodies.

Малыхина Татьяна Анатольевна, майор внутренней службы, начальник правового отделения Управления МВД России по г. Ижевску, адъюнкт кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академия управления МВД России 127171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8 E-mail: tmalyhina@inbox.ru

Malykhina T.A., Internal Service Major,

Head of legal department in Ministry of Internal Affairs

in Izhevsk city,

Associate Professor at Department of management of securing public peace

Academy of the Interior Ministry of Russia 127171, Russia, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh st., 8 E-mail: tmalyhina@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.