УДК 349.2
Юридические науки
Бурцева Е. В., к.пед.н., доцент Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского,
г. Владивосток
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОФСТАНДАРТОВ
Аннотация: В статье обсуждаются юридические профессиональные стандарты - следователь - криминалист, специалист по конкурентному праву, специалист по операциям с недвижимостью, а также проект профессионального стандарта юриста в части требований к образованию.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, юрист, следователь -криминалист, специалист по конкурентному праву, специалист по операциям с недвижимостью, дополнительное профессиональное образование.
Abstract: The article discusses the legal professional standards - forensic investigator, specialist in competition law, specialist in real estate transactions, the draft professional standard of a lawyer in terms of educational requirements.
Keywords: professional standard, lawyer, forensic investigator, specialist in competition law, specialist in real estate transactions, additional professional education.
Профессиональный стандарт — это принимаемый Министерством труда и социальной защиты РФ нормативный правовой акт, в котором установлены требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ) [5].
В настоящее время разработан проект профессионального стандарта юриста. Принятие данного стандарта ожидается в ближайшее время. На данный
момент в части юриспруденции (код 09) существуют только три официально опубликованных профстандарта: следователя-криминалиста (09.001) [2], специалиста по конкурентному праву (09.002) [3] и специалиста по операциям с недвижимостью (09.003) [4].
Профстандарт следователя - криминалиста действует с 2015 года, с его применением все понятно. Уровень квалификации - седьмой, возможные должности: следователь-криминалист и старший следователь-криминалист, требования к образованию - высшее (специалитет, магистратура), Профстандарт обязателен к применению, так как данные специалисты работают, в основном, в государственных органах (если это не частное детективное агенство). В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, занимающимся следственной деятельностью федеральным законом, образование должно быть юридическое [6]. Что касается двух других принятых стандартов, то тут все более разнообразно. Так, специалист по конкурентному праву может иметь уровни квалификации с шестого по восьмой. Возможные должности: специалист по конкурентному праву, помощник юриста конкурентной практики (6 уровень), юрист конкурентной практики, консультант по конкурентному праву, ведущий специалист-эксперт по конкурентному праву, главный специалист-эксперт по конкурентному праву (7 уровень), руководитель подразделения в сфере конкурентного права, руководитель антимонопольной практики, антимонопольный риск-менеджер (8 уровень), эксперт по конкурентному праву, аналитик в сфере конкурентного права, комплаенс-контролер в сфере антимонопольных рисков (8 уровень). Стандарт требует высшее (непрофильное) образование и дополнительное профессиональное образование (переподготовку) в сфере конкурентного права. Обязательность применения профстандартов предусмотрена для государственных организаций (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 [1]. Следует заметить, что специалисты такой направленности работают, в основном, в негосударственных структурах, то есть использование
профстандартов работодателями, согласно ст. 195.3 трудового кодекса РФ, является не обязательным, но характеристики квалификации, содержащиеся в данном стандарте должны применяться работодателями в качестве основы для предъявляемых требований к работникам. Является ли рациональным столь дробный подход к должностям - это вопрос к работодателям, которые будут применять данные профстандарты в своей деятельности. Безусловно, это поможет в определении трудовых функций для специалистов и в написании должностных инструкций. Данный профстандарт относится к юридическим, но не содержит в себе требований именно к юридическому высшему образованию. То есть человек с любым высшим образованием может устроится на работу, получив дополнительное профессиональное образование в сфере конкурентного права. Тем не менее, в наименованиях должностей шестого уровня звучит слово «юрист». Возможно, что у людей с высшим юридическим образованием все-таки будет конкурентное преимущество. Хотя подразумевается, что диплом о переподготовке дает возможность работать на юридической должности человеку с другим базовым образованием.
Еще один совсем «свежий» юридический профстандарт - специалист по операциям с недвижимостью. Документ разработан Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и направлен на профессиональное совершенствование сотрудников риелторских организаций.
Риэлторов, в зависимости от компетенций, разделили на агентов, брокеров и экспертов. Требования к наличию юридического образования здесь также нет, значительный акцент в данном профстандарте сделан на обязательность дополнительного профессионального образования в сфере реализации прав на недвижимое имущество - переподготовку и повышение квалификации. Предполагается, что претенденты на вышеуказанные должности будут сдавать квалификационный экзамен в уполномоченных советом торгово-промышленной палаты РФ центрах оценки.
Профессиональный стандарт юриста в данный момент находится на стадии разработки. Одно можно сказать с уверенностью, для юристов в
«чистом» виде предполагается обязательное высшее профессиональное образование. Таким образом, наблюдается тенденция относить к юридическим профстандартам профессии, предполагающие юридические знания, но не требующие высшего юридического образования. Увеличивается значение дополнительного профессионального образования, сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями.
Библиографический список:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности".
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 марта 2015 г. N 183н "Об утверждении профессионального стандарта "Следователь-криминалист".
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 октября 2018 г. N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по конкурентному праву".
4. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2019 N 611н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по операциям с недвижимостью".
5. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".