3. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. Иностранная психология. 1996; 7: 71 - 77.
4. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. Москва: Флинта, 2001.
5. Середенко П.В. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010.
6. Середенко П.В., Должикова А.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2009.
References
1. Verbickij A.A. Teoriya i tehnologiikontekstnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: MPGU, 2017.
2. Devyasilov V.A. Primernaya programma discipliny (kursa) «Bezopasnost zhiznedeyatel'nosti». Moskva: Flinta, 2010.
3. Shvarcer R., Erusalem M., Romek V. Russkaya versiya shkaly obschej samo'effektivnosti R. Shvarcera i M. Erusalema. Inostrannaya psihologiya. 1996; 7: 71 - 77.
4. Mitina L.M. 'Emocional'naya gibkost' uchitelya: Psihologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrekciya. Moskva: Flinta, 2001.
5. Seredenko P.V. Psihologo-pedagogicheskoe issledovanie: metodologiya i metody: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Yuzhno-Sahalinsk: SahGU, 2010.
6. Seredenko P.V., Dolzhikova A.V. Metodymatematicheskojstatistiki vpsihologo-pedagogicheskihissledovaniyah. Yuzhno-Sahalinsk: SahGU, 2009.
Статья поступила в редакцию 03.08.17
УДК 378.02:37.016
Dorzhu N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Artyna M.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Chypsymaa O.O., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF APPLICATION OF INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGES TRAINING IN THE UNIVERSITY. In the article the authors analyze the results of the experience of using interactive methods in teaching foreign languages in a university. The results of the practical implementation of interactive teaching methods show that they promote high degree of motivation, activation of cognitive and creative activity of students, rapid understanding of the teaching material and help to achieve higher quality of training. The interactive methods in teaching also allow students to be actively involved in discussions, provide an opportunity to transfer their knowledge from a modeled situation used at the lesson to a situation in real life. These interactive methods allow the teacher to develop mutual respect, tolerance to the statements of the opposite opinion in students. The research examines the problem of preparedness of the university teaching staff to introduce new teaching technologies into classroom work and to increase their own innovative potential.
Key words: innovative potential, interactive methods, learning process, questionnaire.
Н.С. Доржу, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
М.К. Артына, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
О.О. Чыпсымаа, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ
В данной статье авторы анализируют результаты опыта использования интерактивных методов в обучении иностранным языкам в вузе. Результаты практического внедрения интерактивных форм в учебный процесс показали, что интерактивные методы способствуют высокой степени мотивации, активизации познавательной и креативной деятельности студентов, быстрому усвоению изучаемого материала и достижению более высокого качества обученности, а также позволяют студентам активно включиться в обсуждение проблемы, дают возможность перенести знания из учебной ситуации в реальную. Именно интерактивные методы позволяют преподавателю воспитать у студентов взаимоуважение, терпимость к высказываниям противоположного мнения. В статье также рассматривается проблема готовности профессорско-преподавательского состава вуза к усвоению новых технологий преподавания и повышению своего инновационного потенциала.
Ключевые слова: инновационный потенциал, интерактивные методы, процесс обучения, анкетирование.
В настоящее время современное российское высшее образование ставит перед собой задачу подготовки профессиональных кадров, способных отвечать критериям, выдвигаемых современным обществом: наличие активной жизненной позиции в решении общественно значимых проблем и умение реализо-вывать свои профессионально-личностные устремления, т. е. основное внимание уделяется развитию и совершенствованию профессиональной компетентности выпускника современного вуза. Компетентность трактуется как «способности личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков» [1, с. 107].
Одним из условий реализации данной цели является использование передовых интерактивных технологий в учебном процессе, поскольку «традиционные формы организации учебного процесса не могут в полной мере удовлетворить по-
требности обучающихся в современных условиях и с новыми требованиями... Они необходимы для развития определенных личностных качеств у обучаемых, совершенствования умений и навыков взаимодействия в коллективе посредством диалогового и полилогового общения и помогают в решении проблемных ситуаций с применением критического мышления» [2, с. 100].
В свете новых требований встает вопрос о необходимости внедрения инновационных методов обучения и повышения уровня профессиональной компетенции преподавателя вуза в области организации учебного процесса. При этом не стоит забывать, что роль преподавателя подвергается переосмыслению, наделяя его, главным образом, функциями модератора, способного осознанно и умело управлять процессом обучения с применением интерактивных методов и средств обучения. Таким образом, перед каждым преподавателем в условиях предъявляемых
требований встает задача наращивания своего, так называемого инновационного потенциала, т. к. «преподаватели вуза с инновационным подходом и активной профессиональной деятельностью являются главным достоянием и локомотивом прогресса высшего учебного заведения и общества» [3, с. 24].
От степени психологической и методической готовности преподавателя вуза к освоению новшеств, зависит успех выполнения данной задачи. Исследователями выделяются три основных уровня развития инновационного потенциала личности преподавателя вуза в профессиональной педагогической деятельности: низкий, который характеризуется несформированностью интереса к инновационной деятельности и наличием частичных знаний в данной сфере; средний, со стремлением профессионально развиваться и совершенствоваться, участием в инновационных образовательных мероприятиях вуза, но с непостоянной результативностью и ситуативным интересом к инновационным способам педагогической деятельности; высокий, характеризующийся глубокими знаниями в инновационной профессиональной деятельности высоким уровнем владения формами, методами и технологиями инновационной педагогической деятельности, высокий порог требований, предъявляемых в качестве самооценки профессиональной деятельности [3, с. 28]. Интерес представляют результаты анкетирования о степени готовности профессорско-преподавательского состава к инновационной профессиональной деятельности, которые выявили, что средним уровнем инновационного потенциала характеризуется 49% опрошенных преподавателей, низким - 25%. Готовыми к освоению технологических новшеств в педагогической деятельности себя чувствуют 26% преподавателей (данные по трем кафедрам экономического профиля Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова). Приведенные данные коррелируются с результатами другого анкетирования, в котором выяснилось, что средний балл оценки профессорско-преподавательского состава своих знаний об интерактивных методах составил 3,61 балла, что указывает на средний уровень инновационного потенциала ППС [4, с. 19].
На базе Тувинского государственного университета был проведен эксперимент по практическому внедрению интерактивных форм в учебном процессе. В качестве экспериментальных групп нами были выбраны две группы первокурсников с разным уровнем подготовки по профилям «Родной язык, литература и Иностранный язык (английский)», «Иностранный язык и Иностранный язык (английский и немецкий языки)». Описание применявшихся во время эксперимента интерактивных методов и средств обучения можно найти в статье «Опыт использования интерактивных методов на занятиях английского языка в вузе» (МНКО № 2 [57] от 30.04.2016). Для нас в данном случае, интерес представляет то, как впоследствии студенты этих экспериментальных групп оценивают опыт внедрения интерактивных методов в процессе обучения, соответственно, одной из задач исследования является анализ эффективности их применения в педагогической деятельности преподавателей. Также было проведено анкетирование преподавателей кафедры иностранных языков Тувинского государственного университета для выявления степени готовности к применению передовых инновационных технологий в своей профессиональной деятельности и эффективности их применения в целом.
Обратимся, прежде всего, к проведенному анкетированию среди преподавателей. Всего было опрошено 12 преподавателей кафедры иностранных языков филологического факультета Тувинского государственного университета. Преподавателям была предложена анкета, состоящая из 8 вопросов:
1. Какие интерактивные методы обучения Вы используете на своих занятиях? Назовите их.
2. Как часто Вы используете интерактивные методы обучения в процессе обучения иностранному языку?
3. На каком этапе работы над темой Вы предпочитаете использовать интерактивные методы обучения (начальном, среднем, завершающем)? Почему?
4. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при проведении занятий с использованием интерактивных методов обучения иностранному языку?
5. На Ваш взгляд, влияет ли использование интерактивных методов обучения на уровень профессиональной подготовки студентов?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
6. В чем, на Ваш взгляд, состоит преимущество интерактивных методов обучения по сравнению с традиционными?
а) способствует становлению активной субъектной позиции в учебной деятельности;
б) повышает активность каждого студента;
в) предоставляют возможность студентам проявить самостоятельность;
г) делают занятия увлекательными, интересными;
д) развивает мотивацию студентов в совместной работе;
е) активизирует критическое мышление;
ж) дает преподавателю возможность нестандартно креативно относиться к организации образовательного процесса;
з) способствуют проявлению индивидуальности студентов;
и) развивает навыки анализа и самоанализа (рефлексии) своих знаний, опыта;
к) затрудняюсь ответить.
7. Как, по-вашему, студенты относятся к использованию на занятиях интерактивных методов обучения?
а) студентам нравятся занятия, проходящие в интерактивной форме;
б) студентам не нравятся занятия в интерактивной форме, они вынуждают их творчески применять полученные знания, требуются некоторые усилия от студентов;
в) студентам безразлично, какая методика используется при проведении занятий;
г) затрудняюсь ответить.
8. Как вы оцениваете эффективность использования интерактивных методов на своих занятиях?
Проанализировав ответы преподавателей на вопросы анкеты, можно сделать вывод, что все преподаватели стараются использовать интерактивные методы в процессе обучения студентов иностранному языку. На своих занятиях преподаватели в основном используют следующие интерактивные методы: ролевые игры, тренинги, проектную деятельность, дискуссии, круглые столы, диспуты, кейс-метод, дебаты, мозговые атаки. Из числа опрошенных 8 (67%) преподавателей часто используют интерактивные методы на своих занятиях, а 4 (33%) из них -редко. Следует отметить, что на занятиях преподаватели стали больше обращаться к таким методам, как ролевые игры, тренинг, кейс-метод, которые еще в недавнее время были менее востребованными. Данный факт свидетельствует о неуклонном повышении уровня профессиональной компетентности преподавателей, в частности Тувинского госуниверситета.
В основном все преподаватели используют интерактивные методы на среднем и завершающем этапах, это объясняется тем, что усвоена необходимая лексика, повторены грамматические материалы, студенты лучше подготовлены. Три преподавателя (25%) предпочитают использовать интерактивные методы на начальном этапе, чтобы повысить интерес студентов к изучаемой теме, мотивируя их к изучению иностранного языка.
Преподаватели также указали проблемы, с которыми столкнулись, при проведении занятий с использованием интерактивных методов: разный уровень владения иностранным языком (это проявляется в недостатке лексики по обсуждаемой теме), пассивность некоторых студентов, слабое техническое знание преподавателей, требуется более кропотливая подготовка преподавателей к занятию. Все преподаватели отметили, что использование интерактивных методов обучения, несомненно, влияет на уровень профессиональной подготовки студентов. Преимущество интерактивных методов обучения отмечены в следующем: в повышении активности каждого студента (67%), в предоставлении возможности студентам проявить самостоятельность (75%), в проявлении индивидуальности студентов (42%), в развитии навыков анализа и самоанализа (рефлексии) своих знаний, опыта (50%), занятия становятся более увлекательными, интересными (83%), растет мотивация студентов в совместной работе (58%), активизируется критическое мышление (42%), увеличиваются возможности преподавателя нестандартно, креативно относиться к организации образовательного процесса (92%). Также отмечено, что студентам нравятся занятия, проходящие в интерактивной форме, и преподаватели высоко оценивают эффективность использования интерактивных методов на своих занятиях. Результаты анкетирования подтверждают мысль о том, что интерактивные методы обучения способствуют достижению не только учебных целей, но и, прежде всего, воспитательных, что является важным условием в процессе формирования личности студента как будущего специалиста и гражданина с активной жизненной позицией.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Для анализа опыта внедрения интерактивных форм обучения было проведено анкетирование среди студентов. Приняло участие 16 студентов из двух экспериментальных групп. Студентам было предложено ответить на 15 вопросов. Анализ ответов студентов дал следующий результат: большинству студентов (94%) нравится групповая форма работы на занятиях. 81% студентов легко общаются с преподавателем и другими студентами на занятии. 56 % студентов легко вступают в дискуссии, организуемые преподавателем-модератором на занятии.
Интерактивность, как известно, предполагает доминирование активности самих обучаемых в процессе обучения, преподаватель лишь им управляет, но не вмешивается. Все студенты указали, что им больше нравится такая форма проведения занятий. 63 % студентов активно участвуют в обсуждении проблем при групповой форме работы. 25 % опрошенных стараются не принимать никакого участия в групповых обсуждениях и соглашаются с тем, что решат члены группы. Все студенты отметили, что довольны результатами совместной работы. Кроме того, студенты отмечают недостатки и достоинства общей работы: им не нравится, когда некоторые студенты отмалчиваются, появляются разногласия в решении проблем, иногда возникает непонимание друг друга, существует также неподготовленность одногруппни-
Библиографический список
ков, имеется посторонний шум; всем нравится взаимопомощь, интереснее узнавать новое вместе, помощь со стороны преподавателя, сплоченность студентов, что помогает лучше усваивать материал. Помощь преподавателя студенты видят в поддержке студентов, в мотивировании их, в исправлении ошибок, в четком объяснении задания и минимуме участия при решении проблемы студентами.
Таким образом, в групповой работе студенты приобретают новый опыт: прислушиваться к чужому мнению, анализировать, рассуждать, приходить к общему заключению, работать в коллективе, уметь четко выражать свое мнение, быстро принимать решение, опыт сотрудничества, стараться не отставать от других, быть активным, а также отметили, что стали дружнее. Многие из опрошенных считают, что если поддерживать друг друга, работать сообща, периодически избирать и менять лидеров групп, кропотливо готовиться к заданию, активно работать - это улучшит командную работу в группе.
Использование на занятии интерактивных методов обучения положительно влияет на успешность усвоения материала. Более того, всем студентам нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, они считают, что взаимодействие на уровне интеракции друг с другом при минимальном или полном отсутствии вмешательства со стороны преподавателя, способствует активной мыследеятельности, им это интересно и помогает лучше усваивать материал.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009.
2. Артына М.К., Доржу Н.С. Опыт использования интерактивных методов на занятиях английского языка в вузе. Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск, 2016; № 2 (57): 100 - 103.
3. Миронова И.В. Модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза. Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск, 2016; № 2 (57): 24 - 29.
4. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: методическое пособие. Владимир: Издательство ВлГУ, 2014.
References
1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.
2. Artyna M.K., Dorzhu N.S. Opyt ispol'zovaniya interaktivnyh metodov na zanyatiyah anglijskogo yazyka v vuze. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2016; № 2 (57): 100 - 103.
3. Mironova I.V. Model' psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya innovacionnogo potencíala prepodavatelya 'ekonomicheskogo vuza. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2016; № 2 (57): 24 - 29.
4. Plaksina I.V. Interaktivnye tehnologii v obuchenii i vospitanii: metodicheskoe posobie. Vladimir: Izdatel'stvo VIGU, 2014.
Статья поступила в редакцию 01.08.17
УДК 37.013
Zenkova L.A., postgraduate, Department of Humanities and Physical Education, Academy of Social Management (Moscow,
Russia), E-mail: [email protected]
THE EDUCATIONAL MOTIVATION: THE HISTORICAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE PHENOMENON AND THE MODERN STATE OF THE PROBLEM. The researcher focuses on a problem of raising the level of learning motivation among students in the educational process, which remains relevant in our modern time, and its solution is still important for teaching science. Different historical periods, different cultures and different individuals may significantly differ from each other in terms of their typical motivation to achieve academic goals and to express the explicit dependence on the historical development and cultural differences. Motivation to learning depends not only on changing the overall culture of the society, on the offset reference values, but also on technical progress and lowering of the level of difficulty in the question of obtaining knowledge. The motives, experience, interests of students are not constant in the evolution of the society and culture. They're like part of the individual and also change from generation to generation, from person to person. There is a kind of evolution of motivation for learning. In the definition of the learning motivation a personal component is affected, which depends on the aspirations of the individual and the ways that he chooses to achieve certain objectives. In the process of the development of pedagogical science under the influence of the changing society the concept of motivation is not only personal, but it becomes a basis for every human activity.
Key words: educational motivation, motivations, learning goals, personal and active aspects of motivation.
Л.А. Зенкова, аспирант ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», кафедра человековедения и физическая
культура, г. Москва, E-mail: [email protected]
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Проблема повышения уровня учебной мотивации у обучающихся в образовательном процессе остается значимой и её решение актуально для педагогической науки. Различные исторические эпохи, различные культуры и различные индивиды могут существенно отличаться друг от друга с точки зрения типичной для них мотивации к достижению учебной цели и выражают явную зависимость от исторического развития и культурных различий. Мотивация к учебной деятельности, как и раньше, напрямую зависит не только от изменения общей культуры общества, в смещении ценностных ориентиров, но и от