УДК 274/278
07.00.00 Исторические науки
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ РАЗВИТИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)
Беликова Наталья Юрьевна
к.и.н., доцент, заместитель декана по научной и
инновационной деятельности социально-
гуманитарного факультета
РИНЦ SPIN -код: 8460-3710
belikova2003@mail.ru
ФГБОУВПО «Кубанский государственный технологический университет» Краснодар, Россия
В данной статье рассматриваются причины развития протестантизма на Юге России в конце XIX- начале XX вв. Среди населения юга России получает распространение штундбаптизм. Ряды протестантов пополнялись за счет социальных слоев, связанных с развитием капиталистических отношений в городе и деревне. Появление и развитие протестантизма - это важный признак капитализации, европеизации России. К началу XX века баптизм широко распространяется по всему Югу России. В конце XIX - начале XX века на Юге России наблюдался и такой процесс, как переход из православия в протестантизм казаков. В статье рассматривается русский протестантизм -старообрядчество. В 1883 году стало возможным свободное отправление старообрядческого культа. Русский протестантизм обрел почти полные права
Ключевые слова: ИДЕОЛОГИЯ, БАПТИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ, ПРАВОСЛАВИЕ, КАЗАКИ, СЕКТАНТСТВО, КУБАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАПИТАЛИЗАЦИЯ
UDC 274/278 Historical sciences
TO THE QUESTION ABOUT THE REASONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROTESTANTISM IN THE SOUTH OF RUSSIA (LATE XIX - EARLY XX CENTURIES)
Belikova Natalia Yurievna
Cand.Hist.Sci., associate professor, Deputy Dean of Research and Innovation of the Faculty of Social Sciences and Humanities SPIN-code: 8460-3710 belikova2003@mail.ru
FSBEE HPE «Kuban State Technological University» Krasnodar, Russia
The reasons for the development of Protestantism in the South of Russia in the late XIX - early XX centuries are discussed in this article. Standpattism is spreading among the population of southern Russia. The ranks of the Protestants were replenished with the social strata associated with the development of capitalist relations in town and village. The emergence and development of Protestantism is an important feature of capitalization and Europeanization of Russia. By the beginning of XX century the Baptists are widely distributed throughout the South of Russia. In the late XIX - early XX century the process of converting from Orthodoxy to Protestantism of Cossacks was observed in the South of Russia. The article also researches Russian Protestantism - the old belief. In 1883 it became possible the old believers' worship. Russian Protestantism gained almost full rights
Keywords: IDEOLOGY, BAPTIST, PROTESTANTISM, ORTHODOXY, COSSACKS, SECTARIANISM, KUBAN REGION, CAPITALIZATION
Религия всегда играла и играет важную роль в обществе. Изучая религиозную ситуацию в современном российском обществе, выявляются две тенденции: стремление вернуться к православию и противоположное движение - выйти за пределы православия в поисках другой религиозной системы. Подобные поиски не новы для России. После отмены крепостного права в России начинает активно развиваться протестантизм. В данной работе будут рассматриваться
причины развития протестантизма на Юге России в конце XIX- начале XX вв.
Юг России всегда отличался большим этноконфессиональным разнообразием. Однако, важные изменения в религиозной сфере произошли под влиянием экономических реформ второй половины XIX века.
Во второй половине XIX века усилились миграционные процессы -переселение различных народов на окраины России. На Кубань потянулись переселенцы из многих губерний России, в том числе немцы, осетины, эстонцы, армяне и др. За 30 лет (1867 - 1897г.г.) на Кубань прибыли более 946 тысяч человек. Они отличались этническим и конфессиональным разнообразием, среди этой категории населения выделялись последователи православия, ислама, католицизма, протестантизма и т.д.
К концу XIX века русское сектантство имело двухсотлетнюю историю. Со 2-ой половины XIX века на него все чаще стали оказывать влияние протестантские церкви. Прежде всего, среди церквей такого типа следует выделить влиятельный штундизм или штундбаптизм, который целенаправленно распространялся во всех слоях населения. Как отмечал Г.В. Вернадский, наиболее характерным для религиозной жизни России и ее южных территорий, в связи с бурным миграционным процессом, было распространение евангелических учений, отвергавших догмы и ритуалы православной церкви. Среди народных масс Юга России эта тенденция нашла выражение в штундобаптистском движении. Термин «штунда» идет от немецкого stunde (час). Он означал для некоторых немецких евангелических и реформистских групп час религиозных собраний. [1]. Штундисты появились на Юге России в первой половине и быстро распространились во второй половине XIX века. В 1870 годах они
попали под влияние учения баптистов, шедшего из Бессарабии и Закавказья. К концу столетия баптисты появились более чем в 30 губерниях России. В секретном рапорте начальника Кубанской области генерал-майора Михаила Павловича Бабича в Департамент общих дел МВД под №2239 от 11 декабря 1899 года сообщалось, что «появление баптистов в Баталпашинском отделе относится к концу 60-х и началу 70-х годов» [2].
В 1893 г. в состав Ставропольской епархии входили Кубанская область (1 млн. 925 тыс. жителей) и Ставропольская губерния (875 тыс. жителей). По вероисповеданию, кроме православных, армяно-григориан, католиков, протестантов и лютеран, район населяло до 40 тыс. сектантов и старообрядцев. Среди них преобладали поповцы, штундбаптисты, адвентисты [3]. С середины XIX века в штундизме и в русском баптизме, а также их разновидностях, выступают совершенно новые для русского сектантства, а именно протестантские, рационалистические черты. Как отмечал Н.А. Бердяев, «протестантская теология XIX века уже совсем рационалистична, дух лютеранской религии постепенно подвергается влиянию позитивизма»[4].
Общины русских протестантов в основном состояли из крестьян -переселенцев. Формировался новый класс собственников. Баптистами становились в основном зажиточные слои деревни и мелкие собственники города. В докладе II съезду РСДРП «Раскол и сектантство в России» В.Д. Бонч-Бруевич отметил, что баптисты вербуют своих последователей по большей части из рядов мелкой буржуазии городов, пригородов, деревень, из всей этой мещанской и более или менее обеспеченной крестьянской среды[5]. То есть их ряды пополнялись за счет социальных слоев, связанных с развитием капиталистических отношений в городе и деревне. Появление и
развитие протестантизма - важный признак капитализации, европеизации России.
К началу XX века баптизм широко распространяется по всему Югу России. По данным Ставропольского епархиального миссионерского совета на территории Ставропольской губернии и Кубанской области в 1912 году насчитывалось 12 общин "христиан-баптистов евангелического направления.
По статистическим данным в 1913 году население страны составляло около 174,1 млн. человек. Из них православных было 69,9%, магометан- 10,8%, католиков- 8,9%, протестантов- 4,8%, иудеев- 4% [6]. В Ставропольской губернии на 1 января 1913 г. насчитывалось 1.258.525 человек, из них православных 93%, католиков 0,14%, протестантов 0,7%[7]. Был создан Всероссийский баптистский союз, входивший во Всемирный союз баптистов. У руководства баптистскими организациями стояли видные предприниматели; Дей Мазаев, Балихины и др. А первым русским баптистом был купец Н. Воронин, принявший крещение по вере в 1867 году в Тифлисе. С 1874 года баптизм, как «иностранное исповедание», имел право на свободное отправление культа, и вскоре появились русские проповедники-баптисты. В рапорте управления Ейского отдела Кубанской области №19 от 30 марта 1891 года сообщалось, что «баптисты обнаружены в станице Калниболотской и станице Незамаевской... пропагандистами баптизма и ревностными последователями этого учения являются землевладельцы Мазаевы и что, учение их принято и некоторыми казачьими семействами». В документе так же указано, что в баптизм уклонилось 12 казачьих семейств в станице Калниболотской и 1 в станице Незмаевской [8].
В конце XIX- начале XX века на Юге России наблюдался такой процесс, как переход из православия в протестантизм казаков. Так, в ведомости Ставропольской Духовной Консистории «О состоянии
раскола и сектантства в Кубанской области за 1905 г.» насчитывалось штундистов и баптистов 1.569 человек, и из них 385 были коренными жителями области, преимущественно казаками [9]. Выявлены документы «Прошения о переходе из православия в баптизм казаков некоторых станиц Кубанской области»[10]. Священнослужители отмечали целые станицы в Кубанской области, в которых происходил переход в баптизм. Так, например, в 1907 г. баптизм в станицах Лабинской, Зассовской и Упорной пополнился новыми членами из православных. В станице Упорной появился «полномочный» со всеми правами пресвитер, казак Попов. После выступления киевского пресвитера Кушнарева И.П. в станице Лабинской, пять семей в этой станице перешли в баптизм. Духовенство подчеркивало, что усилению роста этой секты способствовало не искание религиозной истины, а общее увлечение социальным учением, с которым баптизм имеет много точек соприкосновения»[11]. Количество мирян, перешедших из православия в протестантизм, увеличивалось с каждым годом. Например, в 1915 г. Ставропольской Духовной Консисторией было рассмотрено 85 дел о переходе, а в 1916 г. эта цифра увеличилась вдвое и составила 163 дела [12].
В принятии протестантизма для русского человека было много привлекательного. Воспитанный православием в сознании своей греховности, он после вступления в протестантскую церковь считал себя возрожденным, оправданным, святым; вступал в другое общество, от которого можно было ждать нравственной и материальной поддержки. Штундисты считали себя «обществом святых»; исповедь у священника и таинство покаяния в церковном смысле отвергались: каялись только перед богом; церковная иерархия отвергалась как излишняя.
Другим аспектом, привлекавшим внимание казаков к протестантским церквям, являлось то, что с середины XIX в. казачья община входила в рыночные капиталистические отношения, что приводило к развитию индивидуальных частных хозяйств. Промышленный переворот, индустриализация способствовали развитию индивидуальных частных хозяйств, как в городе, так и в деревне. Протестантизм, выдвинув три новых принципа; спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии, акцентировал внимание на индивидуализме, в отличие от православия главной идеей которого была соборность. И именно эта направленность баптизма привлекала внимание православных казаков.
Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший свободу совести, узаконил переходы из православия в другие конфессии. Эта тенденция подтверждалась Декретом временного правительства от 14 июля 1917 года, который, также активизировал и упростил процедуру перехода. Согласно п. 4 Нового закона «О свободе совести» для перехода лиц, достигших 14 - летнего возраста из одного в другое вероисповедание, не требовалось разрешения власти и, что согласно п. 2 того же закона, принадлежность к вероисповеданию малолетних детей, не достигших 9-ти летнего возраста, определялось их родителями. РПЦ противилась процессу перехода из православия в баптизм. Православие на протяжении многих столетий не менялось по сути в отличие от протестантизма. «Свое вероучение православные считают от Бога данным и истинным. В буквальном смысле слово «Православие» значит истинная вера. А разве можно что-либо менять в истине? - вопрошают его приверженцы и отвечают, - нет». В РПЦ до сегодняшнего дня являются действующими установления византийских соборов, принятые IV - VIII веках.
В соответствии с Флорентийской унией православная и католическая церкви должны были руководствоваться единым вероучением. Однако
РПЦ эту Унию не признало и продолжало ориентироваться на символ веры, сформулированный еще в IV - V веках. Такой консерватизм сдерживал процесс модернизационных изменений в обществе. А вот баптизм с самого его зарождения в начале XVII века с большим радикализмом, чем другие протестантские конфессии, стоял на том, что Священное Писание является единственным и вполне достаточным основанием веры, считая предания и традиции второстепенным и производным элементом религиозной жизни. Эта принципиальная установка дает возможность церкви переосмысливать формы и методы своей деятельности, препятствуя процессу самоконсервации.
Необходимо сказать и о православном протестантизме. Старообрядчество, оказавшись за пределами официальной православной религии, менялось. Уже в конце XVII века оно разделилось на два крупных направления: поповцы и беспоповцы. Наиболее активно развивалось беспоповское направление в старообрядчестве, которое имело наиболее яркие черты православного протестантизма. Беспоповское направление приблизилось к западному протестантизму. Оно отрицало православную церковную иерархию, отказалось от священников, заменив их выборными наставниками, провозгласило принцип всеобщего священства («каждый мирянин есть священник»), отрицало многие церковные обряды, кроме крещения, исповеди и причастия.
В 1883 году стало возможным свободное отправление старообрядческого культа, так как Закон о расколе подтвердил уже дарованные старообрядцам гражданские права: свободного передвижения по империи, занятия торговлей. Закон разрешил им закрытые богослужения, строительство молитвенных домов без крестов и колоколен, он гарантировал лицам, совершающим эти богослужения, свободу от наказаний. Однако, как и прежние, новый
закон запрещал пропаганду раскола. Русский протестантизм обрел почти полные права. Несмотря на это, старообрядцы сталкивались с нарушением гражданских прав. Так в Справке о фактах преследования старообрядцев в различных губерниях в 1894-1899 г. было указано, что на Кубани в 1896 году миссионером архимандритом Исидором Колоколовым был разрушен скит- приют, который «населяли те русские храбрые воины, которые напитали Кавказ, землю своею кровью, сражаясь за Царя и Отечество с врагами России». В 1894 году в станице Воздвиженской у старообрядцев был отобран молитвенный храм [13].
По данным всероссийской переписи на 1 января 1912 г. в России было 1.211.246 беспоповцев, а всего приверженцев старого обряда насчитывалось 2.206.621 человек [14]. При этом наибольшее количество старообрядцев проживало в Пермской губернии-216.441 человек. Следующая по количеству староверов была Донская область, где проживало 145.127 человек, в Кубанской области проживало более 30 тыс. человек [15]. Необходимо отметить, что старообрядчество на протяжении второй половины XIX века сильно изменялось, занимая все более активную позицию в жизни общества. Старообрядческие общины в городах объединяли немалые капиталы. Старообрядчество в части беспоповцев вписалось в рыночную экономику. «Старая вера» с ее аскетизмом, взаимовыручкой, доверием оказалась мощной поддержкой в становлении предпринимательства. Из среды раскольников вышли многие видные предприниматели России (П. П. Рябушинский, Гучковы, Морозовы). Однако православный протестантизм отличался от западного. Если на Западе большая религиозная свобода способствовала утверждению индивидуализма, проявлению личной инициативы и личных интересов, то для православного протестантизма характерен коллективизм, общинные
норы и правила жизни. Отличительная черта старообрядческих общин также замкнутость, закрытость. Войти в круг старообрядцев можно было, лишь приняв повторное крещение. Динамика развития жизни старообрядцев в конце XIX - начале XX веков совпадала с этапами развития российского общества в целом.
Таким образом, сфера влияния Русской Православной церкви в конце XIX века сужается, размывается протестантскими и сектантскими идеями. Такие явления, как распространение
религиозных протестантских течений, отток православного населения в другие конфессии, были отражением тех противоречий, которые определяли развитие России во второй половине XIX- начале XX века.
Литература
1. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997. C.262
2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) Ф.454. Оп.1. Д.5298.
Л. 23
3. См.: Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. Расцвет христианства на Северном Кавказе //Родная Кубань. 2000. №1. С.28
4. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999. С.167
5. См.: Бонч-Бруевич В.Д. Раскол и сектантство в России //Избранные сочинения.- М., 1959. Т. I. С.169
6.См.: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 2000. С. 236.
7. Обзор Ставропольской губернии за 1912 г. Ставрополь, 1914. С.15.
8. ГАКК Ф.454. Оп.21. Д.779 Л.30.
9.Государственный архив Ставропольского края (ГАСК) Ф.135.Оп.63.Д.1016.Л.12.
10. ГАКК Ф. 449.Оп. 9. Д.674-679.
11. Православная Церковь на Кубани (конец XVIII - начало XX в.). Сборник документов. - Краснодар, 2001. С.293
12. ГАСК. Ф.135. Оп. 73. Д. 330-452. Оп. 74. Д. 470-733.
13. ГАРФ Ф.564. Оп.1 Д.331. Л.1-3
14. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 2000. С.227
15. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. М.,1999. С.80
References
1. Vernadskij G.V. Russkaya istoriya. M., 1997. C.262
2. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya (GAKK) F.454. Op.1. D.5298. L. 23
3. Sm.: Gedeon, mitropolit Stavropol'skij i Bakinskij. Rascvet hristianstva na Severnom Kavkaze //Rodnaya Kuban'. 2000. №1. S.28
4. Berdyaev N.A. Novoe religioznoe soznanie i obshchestvennost'. M., 1999. S.167
5. Sm.: Bonch-Bruevich V.D. Raskol i sektantstvo v Rossii //Izbrannye sochineniya.-M., 1959. T. I. S.169
6.Sm.: Semennikova L.I. Rossiya v mirovom soobshchestve civilizacij. Bryansk, 2000. S. 236.
7. Obzor Stavropol'skoj gubernii za 1912 g. Stavropol', 1914. S.15.
8. GAKK F.454. Op.21. D.779 L.30.
9.Gosudarstvennyj arhiv Stavropol'skogo kraya (GASK) F.135.0p.63.D.1016.L.12.
10. GAKK F. 449.0p. 9. D.674-679.
11. Pravoslavnaya Cerkov' na Kubani (konec XVIII - nachalo XX v.). Sbornik dokumentov. - Krasnodar, 2001. S.293
12. GASK. F.135. Op. 73. D. 330-452. Op. 74. D. 470-733.
13. GARF F.564. Op.1 D.331. L.1-3
14. Semennikova L.I. Rossiya v mirovom soobshchestve civilizacij. Bryansk, 2000.
S.227
15. Ershova O.P. Staroobryadchestvo i vlast'. M.,1999. S.80