В.В. Ушницкий УДК (902.6 + 902.7+94) (571)
К ВОПРОСУ О ПРИБАЙКАЛЬСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПЛЕМЕНИ БОМА-АЛАТЫ (по сведениям китайских источников)
Аннотация
В статье анализируются сведения китайских источников о племени бома, обитающем в таежной зоне Сибири. Термин бома в китайских источниках обозначает пегий, в тюркских языках пегий переводится как ала. Поэтому сведения о бома связываются с наличием тюркских этнонимов и топонимов. В статье подробно разбирается историография по проблеме этнического происхождения бома. Исследователи народ бома размещали в Западной Сибири, в Саяно-Алтайском регионе, на севере Красноярского края. Более убедительной является гипотеза, связывающая их с регионом Ангары. Материальная культура бома: земледелие, оседлое скотоводство, доение кобылиц из-за кумыса, вертикальные столбы при строительстве жилища свидетельствуют об этнической преемственности между саха и бома. Описания народа бома в китайских источниках сравниваются с курумчинской археологической культурой Прибайкалья У-У11 вв.
Бома можно связывать с носителями синкретичной культуры таежных тюрков в Южной Сибири и тюрко-монголов в Прибайкалье. Представители средневекового народа бома могли принять участие в этногенезе кыпчаков, спустя века в происхождении сибирских татар, алтайцев и казахов. Другая часть их ушла в Восточный Туркестан, и стала известна под именем басмыл. Бома принимали участие и в происхождении монголоязычных народов ойратов и бурятов, через носителей этнонимов елет и булаг-ат. Именно в Приангарье зафиксированы легендарные алакчины в XIII в. В статье доказывается, что самобытная якутская этнокультура имеет свои истоки в археологической курумчинской культуре Прибайкалья, оставленного племенем бома (алат).
Ключевые слова: бома-алаты, Прибайкалье, народы Сибири, курумчинская культура, китайские источники, якуты, этногенез, культурогенез.
Vasily V. Ushnitskiy
CONCERNING LOCALIZATION OF THE BOMA TRIBE NEAR LAKE BAIKAL (after Chinese sources)
Abstract
In the article the author analyzed information of the Chinese sources on the tribe Boma living in the taiga zone of Siberia. The term Boma in the Chinese sources means skewbald', in Turkic languages skewbald' is translated as ala. Therefore Boma is associated with the presence of Turkic ethnonyms and toponyms. The historiography on the problem of ethnic origin of Boma is considered in the article in detail. Researchers placed Boma the people in Western Siberia, in the Sayan-Altay region, in the North of Krasnoyarsk district; more convincing is the hypothesis connecting them with the region of Angara. Material culture of Boma: agriculture, cattle breeding, milking of mares to make kumys, vertical columns in construction of dwellings indicate ethnic continuity between Sakha and Boma. The description of Boma's people in the Chinese sources is compared to Kurumchin archaeological culture of the Baikal region from V-VII centuries.
Boma can be associated with native syncretic culture of taiga Turkic peoples in Southern Siberia and Turk-Mongols in the Baikal region. The representatives of the medieval Boma's people could take part in ethnogenesis of Kypchak, later in the origin of the Siberian Tatars, Altaians and Kazakhs. Another part of them went to East Turkestan, and is known under
Ушницкий Василий Васильевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Сектора археологии и этнической культуры Северо-Востока Сибири Института Гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского Отделения Российской Академии наук (Республика Саха, Якутия); е-mail: voma@mail.ru
Vasily V. Ushnitskiy, Cand. Sc. (History), research associate, Institute of the Humanities and the Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Republic of Sakha Yakutia); е-mail: voma@mail.ru
© Ушницкий В.В., 2015
the name Basmyl. The Boma took part and in the origin of the Mongolian people of Oyrat and Buryats, through the native ethnonyms of Elet and Bulag-at. In the Angara region the legendary alakchins in the Xlllth century are recorded. The article has confirmed that the original Yakut ethnic culture has the sources in archaeological Kurumchin culture of the Baikal region left by the Boma tribe (alat).
Key words: boma-Alat, Baikal, the peoples of Siberia, Kurykan era, Chinese sources, Yakuts, ethnogenesis, cultural genesis.
Древняя история Сибири в последующем будет представлять все больший интерес, ее изучение станет занимать большее место исходя из экономического и геополитического значения региона. Интерпретация китайских источников, из которых нам известны названия средневековых племен Сибири и сведения о них, имеет обширную историографию. Все они перепроверялись с данными по средневековой археологии края, связывались с теми или иными археологическими культурами. При изучении районов Средней и Западной Сибири большое внимание уделялось сведениям, посвященным племени бома. По вопросу происхождения термина бома существует версия, устанавливающая тождество сибирских бома с ганьсуйскими и переселение их в Сибирь во времена, предшествовавшие образованию Древнетюркского каганата [1, с. 63-70]. Нам же представляется, что ганьсуйские и сибирские бома - это два абсолютно самостоятельных этнонима, разделенных огромным расстоянием. Бома-алаты являются общими предками бурятов, елетов или ойратов, а также саха. По языковой принадлежности они являлись монго-лоязычным этносом.
Термин «бома» принято считать китайской транскрипцией тюркского слова «ала», он является китайским переводом древнетюркского этнонима алат, известного впоследствии в формах алачи, алак-булак, булак-ат, алан, алачин и т.д. Первые сведения об алатах появляются в китайских источниках с IV в. Среди 19 южнохуннских поколений, переселившихся с севера в Ордос, девятым названо хэлай (алат). В тюркский период основным местом их кочевий становятся области на западе Байкала [2, с. 108-116]. Хуннское племя ала затем вошло в состав сяньбийцев. Так, сяньбийская фамилия Хэлань произошла от наименования гор Хэлань (Алашань) [3, с. 323].
До нас дошли подлинные названия этого народа в китайской передаче бице-бике, били и элочже [4, с. 350]. Для сибирских племен название этнонима бома являлось кличкой. Этноним бики можно сопоставить с именем тотемного
i
предка бурятов Буха-Нойон. Если учесть, что в китайском языке нет буквы р и буква у заменяется на и, то правильное прочтение этнонима «буру» будет «били». Например, древнекитайское «гулигань» в древнетюркском читается как «курыкан». Термин «буру» уже напоминает самоназвание бурятов. Первоначальными бурятами были «булагаты».
В советской и постсоветской литературе имеется обширная историография изучения этнической истории загадочных бома-алатов. Исследователи, анализирующие сведения о бома, как об этнониме или как о государстве, локализовали это этносоциальное образование в различных физико-географических пределах Сибири. Локализация бома (алатов) определяется исследователями по-разному: Западное Прибайкалье, верховья р. Ангара; долина Среднего Енисея, севернее Минусинской котловины; лесостепные районы юга Западной Сибири, бассейн р.Обь.
Из китайских хроник известно, что территория бома граничила с государством енисейских кыргызов. А.Г. Селезнев приходит к выводу, что представители этого этноса в суйское время1 обитали на Алтае, а в районе верхних притоков Оби и на Среднем Енисее появились в цзинь-скую и монгольскую (Юань) эпоху. Автор связывает с ними археологические культуры на территории Верхнего Приобья в раннем и развитом средневековье [1, с. 63-65, 69]. Такая локализация позволяет связывать бома-алатов с населением верхнеобской культуры.
Ю.А. Зуев локализует бома на р.Нарым в пре делах Нарымского Приобья [5, с. 236]. Тут рассматривается историческая связь между бома и самодийцами Пегой Орды. Следует учесть, что предки селькупов2 - самодийцы Пегой Орды -были оленеводами, в китайских же источниках бома представлены в качестве оседлых скотоводов и земледельцев.
Вначале бома обитали к северу от Древне-тюркского каганата, при этом они были родственны древним тюркам, что прямо свидетельствует о тюркоязычии данного племени: «(Пут-
Суйское время - время существования Династии Суй (581-618 гг. н.э.)
К ВОПРОСУ О ПРИБАИКАЛЬСКОИ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПЛЕМЕНИ БОМА-АЛАТЫ ...
ники) достигают бома, миновав кочевья пяти больших туцзюэских племен. Имеют 30 тыс. солдат и 300 тыс. лошадей. Государством (термин го считается обозначением государства) бома управляет эркин, бома от тюрок туцзюе ничем особенным не отличаются» [3, с. 104].
Н.Я. Бичурину принадлежит фраза о том, что «бома - по-видимому, это были предки нынешних якутов» [4, с. 350]. Это утверждение первого российского ориенталиста заслуживает изучения, поскольку саха являются наиболее многочисленным и самобытным тюркским народом на территории Сибири.
Население племени бома, иначе била и елоч-жу обитало в горах, их насчитывалось 30 тыс. чел. - только войска, т.е. их численность в шесть раз превышала население страны гулигань (ку-рыкан). Также описываются обильный снегопад и наличие хвойных деревьев, свидетельствующие о расположении бома в таежной Сибири [3, с. 106]. Интересно, что курумчинские городища в большинстве случаев также возводились на господствующих высотах [6, с. 42].
Бома пахали с помощью лошадей, разводили пегих коней. На лошадях верхом не ездили, разводили их из-за молока, а из него делали кумыс, который им служил в качестве пищи. На севере территория их страны доходила до моря. Бома часто воевали с кыргызами, внешностью не отличались от них, но говорили они на разных языках [3, с. 106]. В их описании мы видим образ горно-таежного оседлого этноса, использовавшего лошадь в основном для хозяйственных целей. Такая таежная культура характерна для большинства тюркоязычных народов Южной и Восточной Сибири.
По хакасскому фольклору к разряду мифических народов относятся жители сказочной страны пегих коней - ала-ат. По данным мифа, эта страна располагалась за Восточными Саянами и Тофала-рией, в прибайкальских степях [7, с. 141-142].
Выделяется, что курумчинская культура является земледельческой и этот факт соответствует описанию бома, а не гулигань - типичных кочевников: «Климат крайне холодный, ежегодно зимой скапливается столько снега, что деревья не покрыты им только 1-2 чи. С наступлением тепла и оттаивания (почвы) пашут с помощью лошадей и людей, начиная с южных склонов; сеют хлеб (пять злаков - у гу)» [3, с. 140].
Около поселений курумчинцев найдены древние пашни в виде длинных параллельных грядок. Находка сошников свидетельствует о существовании плужного земледелия. Находки каменных жерновов говорят о довольно высоких урожаях. Сеяли курумчинцы просо, пшеницу, ячмень и коноплю [6, с. 140].
Бома жили в стационарных жилищах: «Останавливаются для жилья в зависимости от наличия воды и травы, складывают жерди как сруб колодца, покрытие из бересты служит крышей. На землю укладывается травяная подстилка, поверх нее кладут кошмы, на которых спят и сидят; переезжают, когда иссякнут травы, не имеют постоянного места жительства» [3, с. 105].
Курумчинцы по археологическим данным также вели полуоседлый образ жизни. Описание жилища бома сходствует с конструкцией якутских балаганов, которые напоминают курумчин-ские сооружения городища Улан-Бор с вертикально поставленными бревнами [6, с. 143].
Таким образом, описывается наличие земляных кроватей и травяных тюфяков в жилище бома, на них они спят [8, с. 118]. Характерная конструкция якутского балагана - земляной пол, где стояла деревянная тахта, куда складывали для лежанки травяную подстилку.
На тот факт, что бома располагались именно на территории Приангарья, указывает упоминание алакчинов в XIII веке. В труде Абульгази (XVII в.) упоминается Алакчин - город XIII в., основанный татарскими племенами на территории Прибайкалья [9, с. 20]. Впоследствии в советское время стали отождествлять алакчинов и бома (алатов) и появился историографический миф о существовании племени алакчинов. Для науки представляют интерес сведения, что на Ангаре, где распространены памятники курум-чинской культуры, проживает бурятское племя булагат. Основой этнонима «булагат» могло стать словосочетание «була ат», значение которого выводится из тюркских языков [10, с. 127]. Термин алат сходствует с обозначением ойратов - елет. Следовательно, обитавшие в Прибайкалье бома (алаты), могли принимать участие в этногенезе ойратского обьединения. Значит, бома можно считать общими предками бурят, ойратов (еле-тов), а также саха.
Таким образом, сведения о племени бома в Сибири впервые появляются в VII в. Народ
2 Селькупы - народ, живущий на севере Западной Сибири. ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/4 (70)
бома в древнетюркских памятниках рунической письменности под этим именем не известен. Возможно, он фигурировал под другим именем. Сведения о большом племени бома-алатов позволяют их сравнивать с самобытной и оригинальной якутской культурой. Бома принимали участие и в происхождении монголоязычных народов ой-ратов и бурятов, через носителей этнонимов елет и булаг-ат. Именно в Приангарье зафиксированы легендарные алакчины в XIII веке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. - Новосибирск: Наука, 1994. - 184 с.
2. Зуев Ю.А. Из древнетюркской этнонимии по китайским источникам // Труды ИИАЭ имени Ч. Ва-лиханова АН Казахской ССР. Т.15. - Алма-Ата: Наука, 1962. - С. 107-116.
3. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1989. - 432 с.
4. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 3. -М., Л.: Наука, 1953.
5. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002. - 338 с.
6. Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - 189 с.
7. Бутанаев В.Я. Бутанаева И.И. Мир хонгорско-го (хакасского) фольклора. - Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 376 с.
8. Савинов Д.Г. Этническое окружение страны енисейских кыргызов // Малые этнические и этнографические группы. - Спб.: Новая альтернативная полиграфия, 2008. - С. 110-122.
9. Родословное древо тюрков. Сочинение Абуль-Гази. Хивинского хана / перевод и предисловие Г.С. Саблукова. - Казань: Типограф, 1914. - 39 с.
10. Зориктуев Б.Р. Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине I - первой половине II тыс. н.э. // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии - Новосибирск: Наука, 1993. - С. 127-129.
REFERENCES
1. Seleznev A.G. Barabinskie tatary: istoki etnosa i kyltyry [The Baraba Tatars: the origins of ethnicity and culture]. Novosibirsk, Nauka, 1994, 184 p.
2. Zuev Yu.A. Iz drevnetyurkskoy etnonimii po kitayskim istochnikam [From ancient Turkic ethnonymy by Chinese sources]. Proceedings of Ch.Valikhanov memorial conference. Vol. 15. Almaty, 1962, pp. 107-116.
3. Malyavkin A.G. Tanskie khroniki o gosudarstvakh Tsentral'noy Azii [Tang chronicles of the Central Asian states]. Nauka, 1989, 432 p.
4. Bichurin N.Ya. Sobranie svedeniy o narodakh, obitavshikh v Sredney Azii v drevnie vremena [Collection of data on peoples in Central Asia in ancient times]. Vol. 3. Moscow, Leningrad, Nauka, 1953, 332 p.
5. Zuev Yu.A. Rannie tyurki: ocherki istorii i ideologii [Early Turks: essays on history and ideology]. Almaty, Dyke-Press, 2002, 338 p.
6. Dashibalov B.B. Arkheologicheskie pamyatniki kurykan i khori [Archaeological monuments of the Kurykan and Hori]. Ulan-Ude, Publishing House of RAS, Siberian branch, 1995, 189 p.
7. Butanaev V.Ya., Butanaeva I.I. Mir khongorskogo (khakasskogo) fol'klora [World of hongor (Khakassian) folklore]. Abakan, N.F. Katanova, Khakassky gov't. Univ., 2008, 376 p.
8. Savinov D.G. Etnicheskoe okruzhenie strany eniseyskikh kyrgyzov [Ethnic environment of the Yenisei Kyrgyz country]. St. Peterburg, New alternative printing, 2008, pp. 110-122.
9. Rodoslovnya turkov [The Family Tree of the Turks]. Composed by Abul-Ghazi Khan. Translation and preface by G.S. Sablukov. Kazan, 1914, 39 p.
10. Zoriktuev B.R. Ob etnicheskom sostave naseleniya Zapadnogo Zabaykal'ya i Predbaykal'ya vo vtoroypolovine I—pervoypolovine II tys.n.e. [The ethnic composition of the population of Western Transbaikal and Cis-Baikal in the second half I - first half of II millennium A.D.] In: Jetnicheskaja istorija narodov Juzhnoj Sibiri i Central'noj Azii [Ethnic history of the peoples of South Siberia and Central Asia]. Novosibirsk, Nauka, 1993, pp.127-129.