Научная статья на тему 'К вопросу о преподавании канонического права и сопутствующих дисциплин в духовных школах. Отзыв на статью П. И. Гайденко («Христианское чтение» № 2 за 2024 г.)'

К вопросу о преподавании канонического права и сопутствующих дисциплин в духовных школах. Отзыв на статью П. И. Гайденко («Христианское чтение» № 2 за 2024 г.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Барсовское общество / церковное право / каноническое право / новейшие нормативные документы / духовные семинарии / учебный план / Barsov Society / church law / canon law / latest normative documents / theological seminaries / curriculum

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексей Викторович Ведяев

Статья является полемическим отзывом на публикацию в журнале «Христианское чтение» № 2 за 2024 г. статьи П. И. Гайденко «Проблемы преподавания канонического права и сопутствующих дисциплин в высших светских и духовных школах: ожидания, реальность, перспективы», написанной на основе его доклада на конференции «Проблемы преподавания церковного права в церковных и светских ВУЗах», посвященной 5‑летию Барсовского общества (СПбДА, 30.01.2024 г.). В настоящей статье рассматриваются такие вопросы, как структура дисциплины, необходимость введения подготовительного курса и иных вспомогательных дисциплин, требования к преподавателям, содержание курса и отношение к нему со стороны преподавателей и учащихся. При этом по большинству вопросов выражается согласие с мнением П. И. Гайденко, однако по ряду проблем излагается критическая позиция, в частности, о необходимости введения дополнительных предметов, о преподавании дисциплины преимущественно клириками и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Алексей Викторович Ведяев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Teaching Canon Law and Related Disciplines in Theological Schools. Review of the Article by P. I. Gaidenko (“Christian Reading” No. 2, 2024)

The article is a polemical response to the article by P. I. Gaidenko “Problems of teaching canon law and related disciplines in higher secular and theological schools: expectations, reality, prospects” published in the magazine “Christian Reading” No. 2, 2024. It was based on his report at the conference “Problems of teaching church law in church and secular higher educational institutions” dedicated to the 5th anniversary of the Barsov Society (St. Petersburg Theological Academy, 01.30.2024). The article discusses such issues as the structure of the discipline, a need to introduce a preparatory course and other auxiliary disciplines, requirements for teachers, the content of the course and the attitude of teachers and students towards it. Along with this, agreement with the opinion of P. I. Gaidenko on most issues is expressed, though on a number of problems, a critical position is stated, in particular, on the need to introduce additional subjects, on teaching the discipline mainly by clergy, etc.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преподавании канонического права и сопутствующих дисциплин в духовных школах. Отзыв на статью П. И. Гайденко («Христианское чтение» № 2 за 2024 г.)»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 2024

А. В. Ведяев

К вопросу о преподавании канонического права и сопутствующих дисциплин в духовных школах. Отзыв на статью П. И. Гайденко («Христианское чтение» №2 за 2024 г.)

УДК [27-74+348+340]:378(049.3) DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_159 EDN ZCKDJI

Аннотация: Статья является полемическим отзывом на публикацию в журнале «Христианское чтение» № 2 за 2024 г. статьи П. И. Гайденко «Проблемы преподавания канонического права и сопутствующих дисциплин в высших светских и духовных школах: ожидания, реальность, перспективы», написанной на основе его доклада на конференции «Проблемы преподавания церковного права в церковных и светских ВУЗах», посвященной 5-летию Барсовского общества (СПбДА, 30.01.2024 г.). В настоящей статье рассматриваются такие вопросы, как структура дисциплины, необходимость введения подготовительного курса и иных вспомогательных дисциплин, требования к преподавателям, содержание курса и отношение к нему со стороны преподавателей и учащихся. При этом по большинству вопросов выражается согласие с мнением П. И. Гайденко, однако по ряду проблем излагается критическая позиция, в частности, о необходимости введения дополнительных предметов, о преподавании дисциплины преимущественно клириками и т. д.

Ключевые слова: Барсовское общество, церковное право, каноническое право, новейшие нормативные документы, духовные семинарии, учебный план.

Об авторе: Алексей Викторович Ведяев

Кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Самарской духовной семинарии, доцент кафедры; действительный член Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова (Барсовского общества) Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви. E-mail: wedalv@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9395-8741

Для цитирования: Ведяев А. В. К вопросу о преподавании канонического права и сопутствующих дисциплин в духовных школах. Отзыв на статью П. И. Гайденко («Христианское чтение» № 2 за 2024 г.) // Христианское чтение. 2024. №3. С. 159-164.

Статья поступила в редакцию 01.07.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 09.07.2024.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE

[Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3

2024

Alexey V. Vedyaev

On the Issue of Teaching Canon Law and Related Disciplines in Theological Schools. Review of the Article by P. I. Gaidenko ("Christian Reading" No. 2, 2024)

UDK [27-74+348+340]:378(049.3) DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_159 EDN ZCKDJI

Abstract: The article is a polemical response to the article by P. I. Gaidenko "Problems of teaching canon law and related disciplines in higher secular and theological schools: expectations, reality, prospects" published in the magazine "Christian Reading" No. 2, 2024. It was based on his report at the conference "Problems of teaching church law in church and secular higher educational institutions" dedicated to the 5th anniversary of the Barsov Society (St. Petersburg Theological Academy, 01.30.2024). The article discusses such issues as the structure of the discipline, a need to introduce a preparatory course and other auxiliary disciplines, requirements for teachers, the content of the course and the attitude of teachers and students towards it. Along with this, agreement with the opinion of P. I. Gaidenko on most issues is expressed, though on a number of problems, a critical position is stated, in particular, on the need to introduce additional subjects, on teaching the discipline mainly by clergy, etc.

Keywords: Barsov Society, church law, canon law, latest normative documents, theological seminaries, curriculum.

About the author: Alexey Viktorovich Vedyaev

Candidate of Theology, Head of the Department of Church Practical Disciplines at the Samara Theological Seminary, Associate Professor; Full Member of the T. V. Barsov Society for the Study of Canon Law (Barsov Society) at St. Petersburg Theological Academy of the Russian Orthodox Church. E-mail: wedalv@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9395-8741

For citation: Vedyaev A.V. On the Issue of Teaching Canon Law and Related Disciplines in Theological Schools. Review of the Article by P. I. Gaidenko ("Christian Reading" No. 2, 2024). Khristianskoye Chteniye, 2024, no. 3, pp. 159-164.

The article was submitted 01.07.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 09.07.2024.

В СПбДА 30.01.2024 г. состоялась конференция «Проблемы преподавания церковного права в церковных и светских ВУЗах», посвященная 5-летию Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова (Барсовского общества) Санкт-Петербургской духовной академии. Наверное, это было первое в новейшей церковной истории научное мероприятие, посвященное проблемам преподавания предметов правового и канонического профиля в духовных школах. На конференции прозвучало несколько интересных докладов, некоторые из них впоследствии были опубликованы1. В частности, это статья проф. П.И. Гайденко [Гайденко, 2024]. Она посвящена в основном концептуальным вопросам преподавания канонических предметов в духовных школах. В большей части высказанные в статье мысли вызывают одобрение и согласие, однако с некоторыми все же приходится не согласиться.

В начале своей статьи П. И. Гайденко утверждает, что за 5-летний срок существования Барсовского общества практически все попытки привлечь к его работе преподавателей канонического права не увенчались успехом (см.: [Гайденко, 2024, 172]). К сожалению, с этим тезисом приходится согласиться, хотя здесь нельзя не учитывать наличия множества серьезных причин, приводящих к такой позиции преподавателей. Это, как правило, низкая оплата, загруженность иными послушаниями, отсутствие моральных и материальных стимулов и пр.

По структуре курса П. И. Гайденко указывает на необходимость для студентов знакомства с нормами действующего светского законодательства, а также с современными церковными документами, с правилами церковного документооборота, с историей развития церковных норм (см.: [Гайденко, 2024, 173-175]). Действующим единым учебным планом духовных семинарий (Основная образовательная программа «Теология») предусмотрены три предмета, связанных с правовыми и каноническими вопросами: «Каноническое право», «Новейшие нормативные документы Русской Православной Церкви» и «Правовые и экономические вопросы деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви». Также подразумевается еще один предмет — «Организация деятельности прихода», однако на практике он зачастую отсутствует, а сведения из него в сжатом виде включаются в «Правовые и экономические основы...» Данный предмет призван познакомить студентов с нормами действующего российского законодательства, имеющими отношение к Церкви, а также дать основные сведения об организации приходской деятельности (в т.ч. о его документообороте). В рамках курса «Каноническое право» обычно предусматривается достаточно объемный раздел по истории источников и памятников церковного права. В рамках предмета «Новейшие нормативные документы Русской Православной Церкви» изучаются ее современные документы. Таким образом, при нормальной постановке преподавания этих дисциплин практически все озвученные П. И. Гайденко вопросы должны изучаться в духовных школах. Пожалуй, добавление указанных им предметов будет целесообразным лишь в магистратурах церковно-правового профиля.

Далее П. И. Гайденко говорит о необходимости введения краткого курса «Теории государства и права» (см.: [Гайденко, 2024, 175]). Здесь с ним нельзя не согласиться. Это действительно было бы полезно на бакалавриате, поскольку облегчило бы изучение впоследствии всех трех предметов каноническо-правового профиля. Однозначно данный предмет представляется необходимым и в магистратурах церковно-правовой направленности2. При этом нельзя не отметить, что введение любых новых курсов 1) является прерогативой священноначалия и 2) скорее всего, будет связано с необходимостью сокращать часы, отведенные для иных предметов, поскольку в существующем учебном плане вряд ли возможно увеличение суммарного количества учебных часов.

1 Публикация доклада автора настоящей статьи планируется в ближайшем номере «Христианского чтения».

2 Отметим, что о подобном пропедевтическом курсе говорилось в докладе Ю. В. Ерохиной на упомянутой юбилейной конференции 30.01.2024 г., причем этот доклад вызвал обстоятельную дискуссию среди участников мероприятия.

Говоря о преподавателях дисциплины, П. И. Гайденко замечает, что курс канонического права чаще всего читается клириками, при этом указывает на желательность наличия у них базовой юридической подготовки и регулярного повышения квалификации (см.: [Гайденко, 2024, 175-176]). С мнением о желательности наличия у преподавателей канонического права юридического образования однозначно следует согласиться. Однако надо понимать, что это невозможно сделать прямо сейчас, поскольку тогда придется отстранить от преподавания дисциплины большое число людей, а заменить их будет некем. В то же время при продуманной и настойчивой политике священноначалия реализовать идею П. И. Гайденко возможно уже в ближайшей перспективе. Курсы повышения квалификации для преподавателей различных семинарских дисциплин в последние годы проводятся достаточно регулярно. Не являются исключением и предметы каноническо-правового профиля.

Что же касается преподавания дисциплины преимущественно клириками, то это далеко не всегда так. Причем чаще всего это обусловлено не тем, что клирики лучше могут это делать. Истинная причина обычно в том, что должность преподавателя в духовных школах рассматривается как совмещение с иной деятельностью, в связи с чем не предусматривает нормальной оплаты. Поэтому идеальным кандидатом становится клирик — как человек, тесно связанный с Церковью. Однако нельзя не заметить, что священный сан, при всем к нему уважении, сам по себе не делает человека специалистом во всех вопросах. И наличие большого опыта также не является преимуществом, поскольку такой опыт, пусть даже основанный на традиции, вполне может быть неправильным, нуждающимся в критическом осмыслении. Поэтому наилучшими критериями для подбора преподавателей в духовных школах (не только по каноническому праву, но и по иным дисциплинам) следует считать 1) качественное образование и 2) постоянную деятельность в данной сфере. У мирян, преподающих предметы правового и канонического профиля, занимающихся наукой, тесно связанных с Церковью и имеющих опыт решения практических церковных проблем, опыт в данной сфере может быть ничуть ни хуже, чем у клириков, а в некоторых случаях даже и лучше. Не следует забывать и дореволюционную практику: большинство преподавателей в семинариях и академиях были мирянами.

Что касается качества и содержания преподавания, то П. И. Гайденко неоднократно указывает на то, что в ходе изучения дисциплины студенты обычно разочаровываются, поскольку убеждаются, что никакого канонического (церковного) права не существует, а все решается так, как благословит архиерей или благочинный (см.: [Гайденко, 2024, 173, 175, 177]). Этот тезис тесно связан с проблематикой церковного правосознания и церковной правовой культуры. К сожалению, приходится признать их нынешний крайне низкий уровень среди различных слоев церковного социума. На данный факт указывали участники упомянутой юбилейной конференции 30.01.2024 г. Представляется, что таковое состояние церковного правосознания обусловлено крайне слабым знанием канонического права не только учащимися духовных школ и их преподавателями, но и многими клириками и даже архиереями, а также практически полным отсутствием в Церкви каких-либо институтов контроля за соблюдением церковно-правовых норм. Хочется верить, что ситуация в этой сфере все же будет постепенно улучшаться, что, разумеется, невозможно без улучшения преподавания каноническо-правовых дисциплин.

В качестве отдельной темы для курса канонического права П. И. Гайденко называет статус мирян, отмечая, что им уделяется в этом курсе крайне мало внимания, хотя их роль в различных церковных сферах может быть весьма значительной (см.: [Гайденко, 2024, 175]). С этим мнением также следует согласиться. Поэтому представляется целесообразным расширение данного блока в предметах канонического профиля.

Особо П. И. Гайденко останавливается на вопросе о церковных судьях. Церковное судопроизводство можно рассматривать как одну из форм реализации на практике знаний, полученных в духовных школах в курсе канонического права. Павел

Иванович отмечает, что церковным судьям необходим специальный курс (2-3 года) и регулярные курсы повышения квалификации (см.: [Гайденко, 2024, 175]). Данную проблему автор настоящей статьи также отмечал ранее (см.: [Ведяев, 2021, 315]). Представляется, что с ее решением смогут справиться появившиеся недавно магистерские программы в Общецерковной аспирантуре и докторантуре («Православная теология. Каноническое право») и в МДА («Современное каноническое право»). Они смогут в ближайшем будущем подготовить запас кадров, из которых некоторые лица могут стать церковными судьями (при наличии священного сана) либо работать в аппарате церковных судов (где священный сан не требуется).

В отношении курсов повышения квалификации церковных судей следует отметить, что проведение таковых было рекомендовано на двух заседаниях Высшего общецерковного суда, состоявшихся 23-24 сентября 2020 г. На первом было рассмотрено дело об оставлении в силе решения суда Полоцкой епархии Белорусского экзархата (Выписка по делу № 01-1-2020). Во втором случае (Выписка по делу № 03-1-2020) рассматривалась апелляция на решение епархиального суда Выборгской епархии. В обоих случаях Высший общецерковный суд констатировал наличие значительных процессуальных нарушений, в связи с чем рекомендовал провести курсы повышения квалификации церковных судей (соответственно Выборгской епархии и Белорусской Православной Церкви). Однако сведений о том, что таковые курсы проводились, нет. Известно, что 02.04.2021 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре завершился недельный онлайн-семинар, организованный совместно с Управлением делами Московской Патриархии, на тему «Эффективная организация работы судей епархиальных судов», в котором приняли участие 124 председателя и сотрудника епархиальных судов (Онлайн-семинар ОЦАД). С одной стороны, очень хорошо, что таковое мероприятие состоялось, причем на общецерковном уровне, поскольку это явно качественнее, чем мероприятие на уровне экзархата или, тем более, обычной епархии. С другой стороны, едва ли за одну неделю можно всесторонне освоить все нюансы церковно-судебного процесса и церковно-дисциплинарного права. В лучшем случае слушатели онлайн-семинара были лишь ознакомлены с их основами. К тому же после этого мероприятия прошло уже более трех лет, а информация о проведении нового семинара отсутствует. Представляется необходимым регулярное проведение таких семинаров, причем не только для новых членов церковных судов, но и для тех, кто такие семинары / курсы уже проходил.

Заключение

Таким образом, с большинством тезисов, изложенных в статье П. И. Гайденко, следует согласиться. Действительно, у большинства семинарских преподавателей предметов каноническо-правового профиля наблюдается слабый интерес к развитию этих дисциплин; в семинарии (бакалавриате) желательно наличие подготовительного курса по основам права; большинство клириков, преподавателей и студентов сводят церковное право к тому, как благословит архиерей или благочинный (в чем проявляется недостаток церковного правосознания и церковно-правовой культуры со стороны членов Церкви); в курсе церковного права недостаточно внимания уделяется статусу мирян.

Заслуживает одобрения мысль П. И. Гайденко о необходимости специальной подготовки и регулярного проведения курсов повышения квалификации для церковных судей. Следует согласиться и с мнением о том, что для преподавателей церковно-правовых дисциплин желательно наличие базового юридического образования.

В то же время оспорим тезис Павла Ивановича о том, что чаще всего преподавателями церковного права являются клирики, тогда как среди них достаточно много мирян. По мнению автора настоящей статьи, главным критерием при назначении преподавателя должен быть не священный сан, а качественное образование и опыт решения церковно-практических задач, которые позволяют критически

переосмысливать любой опыт, даже основанный на устойчивой традиции, могущей быть неправильной.

Следует также отвергнуть мнение П. И. Гайденко о необходимости введения в духовных школах предметов по истории источников и памятников церковного права, по церковному документообороту и по российскому светскому законодательству, поскольку существующий учебный план подразумевает три предмета, в рамках которых должны быть раскрыты все указанные темы.

В заключение хочется выразить надежду на постепенное улучшение преподавания в духовных школах курсов церковно-правовой направленности, поскольку это является одним из условий повышения качества церковно-административной, церковно-судебной и церковно-практической сфер.

Источники и литература

Источники

1. Онлайн-семинар ОЦАД — В Общецерковной аспирантуре и докторантуре завершился онлайн-семинар «Эффективная организация работы епархиальных судов». URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/5794145.html (дата обращения: 11.07.2024).

2. Выписка по делу № 01-I-2020— Выписка из решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу №01-1-2020. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5717127. html (дата обращения: 11.07.2024).

3. Выписка по делу № 03-I-2020 — Выписка из решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу №03-1-2020. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5717105. html (дата обращения: 11.07.2024).

4. Основная образовательная программа «Теология» — Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (направление подготовки 48.03.01 Теология). URL: https://www.uchkom.mfo/upload/mediaHbrary/000/Типовая_характеристика_ ООП_48_03_01_бакалавриат_ФГОС_3++_28_04_2023^ (дата обращения: 11.07.2024).

5. Конференция «Проблемы преподавания церковного права» — Состоялась конференция «Проблемы преподавания церковного права в церковных и светских вузах», посвященная 5-летию Барсовского общества. URL: https://spbda.ru/news/sostoyalas-konferentsiya-problemy-prepodavaniya-tserkovnogo-prava-v-tserkovnyh-i-svetskih-vuzah-posvyashchennaya-5-letiyu-barsovskogo-obshchestva (дата обращения: 11.07.2024).

Литература

6. Ведяев (2021) — Ведяев А.В. Нормативное регулирование деятельности церковного суда в Русской Православной Церкви: история, современное состояние, проблемы и перспективы // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 305-320.

7. Гайденко (2024) — Гайденко П. И. Проблемы преподавания канонического права и сопутствующих дисциплин в высших светских и духовных школах: ожидания, реальность, перспективы // Христианское чтение. 2024. № 2. С. 170-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.