2004. - 58 с.
12. Максимова, М.Н. Теория и методика синхронного плавания : учебник / М.Н. Максимова. - Москва : Спорт, 2017. - 304 с.
13. Никитушкин В. Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей : монография / В.Г. Никитушкин, ГН. Германов, Р.И. Купчинов. - Воронеж : Элист, 2016. - 506 с.
REFERENCES
1. Kendall, М.О. (1948), Rank correlation methods, Charles Griffin and Co., London.
2. Alter, M.J. (2001), The science offlexibility, Olympic Literature, Kiev.
3. Beshelev, S.D. and Gurvich, F.G. (1973), Expert assessments, Science, Moscow.
4. Germanov, G.N. (2020), Motor abilities and physical qualities. Sections of the theory of physical culture: tutorial, You wright, Moscow.
5. Germanov, G.N., Nikitushkin, V.G. and Tsukanova, E.G. (2012), "Expert assessment of the choice of exercise complexes for the development of local muscle endurance in middle-distance runners", Kultura fizicheskaja i zdorove, No. 5 (41), pp. 23-27.
6. Godik, M.A. (1988), Sports metrology, Physical culture and sports, Moscow.
7. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of the athlete: the foundations of theory and methods of education, Soviet sport, Moscow.
8. Kislyakov, A.V., Korolkov, A.N. and Germanov, G.N. (2019), "Expert assessments of the degree of influence of various types of training on the effectiveness of overcoming the obstacle course in fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp.141-146.
9. Korolkov, A.N., Germanov, G.N. and Shalaginov, V.D. (2016), "Expert grounds for the development of an industry standard for sports training in fire and applied sports", Kultura fizicheskaja i zdorove, Vol. 57, No. 2. pp. 78-81.
10. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnosis and development, TVT Division, Moscow.
11. Maximova M.N., Bogolyubskaya M.S. and Maximova, G.V (2004), Multi-flight sports training in synchronized swimming: manual for students, Moscow.
12. Maksimova, M.N. (2017), Theory and technique of synchronous swimming: textbook, Sport, Moscow.
13. Nikitushkin, V.G., Germanov, G.N. and Kupchinov, R.I. (2016), Metalearning on the education of motor abilities: monograph, Elist, Voronezh.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2020
УДК 378.147
К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В НОВОКУЗНЕЦКОМ ФИЛИАЛЕ-ИНСТИТУТЕ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
Елена Владимировна Красильникова, старший преподаватель, Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета; Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Сюзанна Орлановна Салчак, курсант, Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний
России, Новокузнецк
Аннотация
Новая коронавирусная инфекция COVID-19 внесла существенные изменения в учебный процесс на всех уровнях образования. Это повлекло за собой изменения в образовательных программах. В данной статье приведён опыт работы во время «первой волны» коронавирусной инфекции, по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в условиях дистанционного формата образовательной деятельности.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, элективные дисциплины по физической культуре и спорту, COVID - 19, физическая культура и спорт, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p266-270
TO THE QUESTION ABOUT TEACHING ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT AT NOVOKUZNETSK BRANCH-INSTITUTE OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY IN DISTANCE FORMAT
Elena Vladimirovna Krasilnikova, the senior teacher, Novokuznetsk Branch-Institute of Kemerovo State University; Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Suzanna Orlanovna, Salchak, the student, Kuzbass Institute of the Federal Service for the Execution of the Punishments of Russia, Novokuznetsk
Abstract
The new coronavirus infection COVID-19 has made significant changes in the educational process at all levels of education. This led to changes in educational programs. This article describes the experience of work during the "first wave" of coronavirus infection, in the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports" in the context of a remote format of educational activities.
Keywords: distance learning technologies, elective disciplines in physical culture and sports, COVID-19, physical education and sports, students.
ВВЕДЕНИЕ
Вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19 повлекла за собой перевод образовательного процесса в дистанционный формат, причём этот переход произошёл в достаточно короткое время без возможности качественной к нему подготовки. Система организации образования в НФИ КемГУ оказалась не совсем готовой к данным изменениям, конечно на тот момент существовали отдельные курсы в online формате, но повсеместно данный формат организации обучения распространён не был. К тому же существовала проблема реализации данного вида занятий, если лекционные и семинарские занятия в таком формате проводить можно, то вот как проводить практические занятия было не совсем ясно. Эти вопросы позволили сформировать цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования. Разработать методику преподавания «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту» в online формате.
Задачи исследования.
1. Оценить возможность различных интернет платформ для организации образовательного процесса по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
2. Разработать методику проведения занятий согласно выбранным платформам.
3. Оценить эффективность предложенной нами разработки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для выбора наиболее перспективных площадок для организации дистанционного формата обучения администрацией НФИ КемГУ было дано задание, соответствующему структурному подразделению по подбору образовательной платформы. Были проанализированы следующие платформы: skype, zoom, moodle, core, GSuile и др. По ряду причин нам была предложена платформа moodle. Данная платформа очень удобна для организации дистанционного образования. Она позволяет размещать задания сразу для всего курса/группы, задание может предусматривать различные варианты ответов: письменные ответы, фото и видеофайлы. Для проведения контроля можно давать тесты, задачи, творческие задания и т.д. Всё это очень хорошо для лекций и семинарских занятий, но практические занятия по физической культуре на платформе moodle проводить очень затруднительно.
Перед нами встала задача разработки методики проведения занятий. Первоначально был сделан упор на формирование знаниевой составляющей компетенции, поэтому
были разработаны задания предполагающие изучение учебного материала, его конспектирование и представление отчётов, а также тестирование на усвоение изученного. В дальнейшем, из общения со студентами, в связи с рекомендациями по самоизоляции и с запретом на работу спортивных центров, стало понятно, то студентам не хватает двигательной составляющей при такой форме организации занятий. На первом этапе мы решали эту задачу следующим образом, студентам предлагалось составить комплекс упражнений и выполнить его, представив фото и видеоотчёты. В дальнейшем этот подход был расширен, и студентам предлагалось выполнять упражнения следующего типа и вида: ОРУ (общеразвивающие упражнения), вольные упражнения (гимнастика), акробатические упражнения и комбинации (гимнастика, раздел акробатика), силовые упражнения на снарядах: турник, брусья, «шведская стенка», канат, трапеция, кольца (спортивная гимнастика), беговые упражнения (лёгкая атлетика) и другие. Такой подход очень интересен, но у него есть и существенный минус, он не даёт объективной картины получаемой физической нагрузки. Непонятно, сколько и как выполняют студенты эти упражнения, получают ли они адекватную физическую нагрузку, как изменяются физиологические параметры под воздействием физической нагрузки и т.д.
Далее нами было принято решение направить процесс физического воспитания в более оздоровительное русло. Мы решили разделить все задания на две части, которые реализовывались как через платформу moodle, так и с помощью платформы коммуникации zoom. В moodle мы выкладываем общие задания для всех, которые имеют тренировочную направленность и соотносимо с теоретической информацией, которая выкладывалась в виде лекций или коротких сообщений. Например, при изучении работы сердечно-сосудистой системы мы проводили практическое занятие «Выполнение теста Купера» или «Преодоление определённой дистанции с контролем частоты сердечных сокращений» или «Выполнение интервальной тренировки» и т.д. Цель таких занятий была в укреплении сердечно-сосудистой системы. Проводились занятия и по другим темам: изучение опорно-двигательного аппарата, респираторной системы и других систем организма. Отдельно изучались физические качества человека и предлагались различные способы их тренировки. Практические занятия также проводились и на платформе zoom, содержание этих занятий было чисто оздоровительное с использованием элементов хатха-йоги (асаны, пранаямы), стретчинга, различных дыхательных гимнастик (по Бутейко, по Стрельниковой). В дальнейшем мы стали проводить занятия с использованием фитнесс устройств (резиновые петли, скользящие диски, скакалка, TRX - петли и др.). Таким образом, была сформирована система преподавания элективных дисциплин по физической культуре и спорту, которая носила ярко выраженный оздоровительный характер.
Для проверки эффективности разработанной нами системы дистанционного образования по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», был проведён педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты исторического факультета с I по III курс в количестве 63 человек (27 юношей и 36 девушек). Эксперимент проводился с апреля по июнь 2020 года и заключался в оценке определённых соматических параметров до и после внедрения разработанной нами дистанционной образовательной технологии. В ходе эксперимента оценивались следующие соматические параметры:
1. Рост, определялся ростомером.
2. Масса тела, определялась с помощью весов.
3. ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких) определялась с помощью спирометра.
4. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе).
5. Проба Генче (задержка дыхания на выдохе).
6. Индекс Руфье.
Для обработки данных использовались методы математической статистики, определялись среднеарифметические значения, квадратичные отклонения и достоверность по
^критерию Стьюдента.
Таблица 1 - Соматические показатели, оцениваемые в ходе эксперимента (юноши)
Показатель Обследование Разница Достоверность
Исходное Конечное
Рост (в см) 178±8.4 179±7.6 1 н.д.
Масса тела (в гр) 68350±8600 71370±7830 3020 н.д.
ЖЕЛ (литр) 3.4±0.6 3.5±0.7 0.1 н.д.
Проба Штанге (в сек.) 62.4±12.6 73.1±8.4 10.7 н.д.
Проба Генче (в сек.) 31.6±5.8 35.2±4.4 3.6 н.д.
Индекс Руфье (в ед.) 8.6±2.7 11.5±3.1 2.9 н.д.
Полученные данные свидетельствуют об изменения произошедших в уровне соматических показателей студентов.
Рост достоверно не изменился, прирост соответствует возможным физиологическим показателям. Масса тела изменилась также, не достоверно хотя, групповой прирост составил более 3 кг. Жизненная емкость лёгких увеличилась на 0.1 литра, хотя это изменение не достоверно. Проба Штанге и проба Генче также увеличились на 10.7 и 3.6 секунд соответственно, хотя эти данные не достоверны. Индекс Руфье увеличился у юношей на 2.9 единицы, это изменение не достоверно.
Таблица 2 - Соматические показатели, оцениваемые в ходе эксперимента (девушки)
Показатель Обследование Разница Достоверность
Исходное Конечное
Рост (в см) 163±6.5 163±6.6 0 н.д.
Масса тела (в гр) 58200±4500 63450±6200 5250 н.д.
ЖЕЛ (литр) 2.3±1.2 2.8±1.7 0.5 н.д.
Проба Штанге (в сек.) 48.2±8.4 53.4±6.6 5.2 н.д.
Проба Генче (в сек.) 28.5±6.2 31.3±5.2 2.8 н.д.
Индекс Руфье (в ед.) 12.3±2.7 14.2±3.1 1.9 н.д.
Полученные данные свидетельствуют об изменениях, произошедших в уровне соматических показателей студенток.
Рост не изменился, среднегрупповое значение оказалось одинаковым до и после проведения эксперимента. Масса тела увеличилась более чем на 5 килограмм, изменения не достоверны. Жизненная ёмкость лёгких увеличилась в среднем на 0.5 литра, изменения не достоверны. Проба Штанге и проба Генче увеличились на 5.2 и 2.8 секунды соответственно, но эти изменения не достоверны. Индекс Руфье увеличился на 1.9 единицы, изменения не достоверны.
Полученные данные позволяют провести обсуждение полученных результатов.
Рост, как у юношей, так и девушек достоверно не изменился, хотя у юношей наблюдается увеличение роста на 1 см. Полученные результаты говорят о том, что изменения, полученные в ходе исследования, связаны с морфологическими изменениями присущими данному возрасту.
Масса тела достоверно не изменилась как у юношей, так и у девушек, хотя средне-групповые приросты весьма существенны. Это говорит о том, что ограничение двигательной активности в данном возрасте будет негативным, так как молодые люди не готовы менять свои пищевые пристрастия, всё это и привело к изменениям по данному показателю.
Жизненная ёмкость лёгких увеличилась и у юношей и у девушек, у девушек гораздо более выражены эти изменения. Мы связываем это с благотворным влиянием разработанной нами системы преподавания Элективных дисциплин по физической культуре и спорту, а точнее с использованием дыхательных упражнений из йоги и дыхательных гимнастик.
Проба Штанге, или задержка дыхания на вдохе увеличилась в обеих группах и у юношей и у девушек, это можно связать также с благотворным влиянием предлагаемых
нами изменениях в программе, а именно с введение дыхательных упражнений.
Проба Генче также увеличилась и у юношей и у девушек, это говорит о благотворном влиянии дыхательных упражнений на результат в данном показателе.
Индекс Руфье, увеличился в обеих группах. Это говорит о том, что в нашей программе все-таки не хватает деятельностного компонента, а именно учебно-тренировочных занятий направленных на развитие общей выносливости, вернее того компонента, который бы мотивировал студентов на работу в аэробном режиме в течении длительного времени.
ВЫВОДЫ
1. Показанные результаты свидетельствуют о том, что организовать дистанционный форма в практике обучения элективным дисциплинам по физической культуре и спорту возможно, но не всегда эффективно.
2. В практике необходимо шире использовать возможности разных платформ дистанционного образования для повышения его эффективности.
3. Дистанционные занятия могут способствовать повышению показателей соматического здоровья, и это необходимо использовать.
4. Дистанционные занятия не всегда способствуют активному участию студентов в деятельности связанной с проявлением аэробных способностей. Студенты не любят выполнять двигательную деятельность связанную с работой на выносливость, отчасти это связано с школьным образованием, когда детей по разным причинам ограничивают в выполнении таких упражнений.
5. Данная работа призвана показать недостатки, которые существуют в дистанционном образовании и направлена на решение возникающих проблем.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.11.2020
УДК 796.42
КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Татьяна Витальевна Красноперова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Наталия Борисовна Котелевская, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры
Аннотация
С помощью методов ритмокардиографии и электромиографии изучено состояние кардиоре-гуляторных механизмов и нервно-мышечного аппарата у легкоатлетов различных нозологических групп на начальном этапе спортивной подготовки, выявлены «слабые звенья» подготовки спортсменов, сформированы предложения по совершенствованию тренировочного процесса. В обследовании приняли участие 16 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), 13 - с интеллектуальными нарушениями, 11 - с нарушением зрения. Установлено, что независимо от нозологии наиболее благоприятными для проведения тренировочного процесса являются умеренное преобладание парасимпатической активности и автономный вариант реакции механизмов кардио-регуляции в ответ на ортостатическое тестирование. Неблагоприятным для проведения тренировочного процесса является высокое преобладание симпатической регуляции и автономный вариант реакции механизмов кардиорегуляции в ответ на ортостатическое тестирование. Выявлены особенности нервно-мышечного аппарата у спортсменов различных нозологических групп: с поражением ОДА - высокий мышечный тонус и дисбаланс в покое, мышцы верхних конечностей имеют больше функциональных возможностей по сравнению с мышцами нижних конечностей; у спортсменов с