Вопросы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии
УДК 343.98
к вопросу о предупреждении
административных правонарушений и преступлений в сфере охраны атмосферного воздуха
© Дицевич Я. Б., Кравцов А. Ю., 2015
Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, г. Иркутск
Рассматриваются вопросы противодействия нарушениям законодательства об охране атмосферного воздуха. Авторами анализируется практика привлечения к ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений в рассматриваемой сфере и предлагаются пути совершенствования правоприменительной деятельности в сфере охраны атмосферного воздуха.
Ключевые слова: Уголовный кодекс; экологическая преступность; загрязнение атмосферного воздуха; вред окружающей среде; предупреждение экологической преступности; нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха; ответственность за экологические правонарушения.
Экологическая ситуация в Российской Федерации, несмотря на принимаемые органами государственной власти меры, остается напряженной. Особую озабоченность вызывает уровень загрязнения атмосферного воздуха.
Проведенный в ходе исследования анализ факторов загрязнения атмосферного воздуха позволяет прийти к выводу, что одной из основных причин такового является деятельность крупных предприятий. Согласно статистическим данным, в Российской Федерации от деятельности данных хозяйствующих субъектов ежегодно в атмосферу выбрасывается свыше 1 млн 700 тыс. тонн вредных веществ (см. рис.) [1].
20425, 2056Я. 4 :обЗбЪ к :о •03.3
19115.6
191 19162,3 \.1SÍ 46.5
17451.9
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 201-1
Рис. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (тыс. тонн)
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к снижению уровня вредных выбросов в атмосферу, правоохранительными и природоохранными государственными ведомствами ежегодно фиксируется рост нарушений экологического законодательства, в том числе законодательства об охране атмосферного воздуха. Например, органами прокуратуры в 2014 г. выявлено 287 493 нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, что на 2,6 % выше показателей 2013 г. [2]. Тенденция к росту сохранилась и в начале 2015 г., в январе — марте которого прокурорами было выявлено указанных нарушений на 14,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года [3].
Динамика количества нарушений рассматриваемого вида состоит в прямой корреляционной связи с динамическим показателем уровня зарегистрированных экологических преступлений. Так, по данным официальной статистики, в 2014 г. было зарегистрировано 25 526 экологических преступлений, что на 3,2 % выше аналогичного показателя за 2013 г. [4].
Тем не менее уровень экологических преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды (в первую очередь, вод и атмосферного воздуха), в общей структуре экологической преступности из года в год
является крайне незначительным. Так, в 2013 г. органами федерального государственного экологического надзора Российской Федерации было выявлено 6 178 нарушений законодательства в области охраны вод и атмосферного воздуха, органами регионального государственного экологического надзора — 9 226 нарушений, а органами прокуратуры России за аналогичный период выявлено 59 тыс. нарушений в рассматриваемой сфере [5]. При этом количество возбужденных уголовных дел в России по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 250 УК РФ («Загрязнение вод») и ст. 251 УК РФ («Загрязнение атмосферного воздуха»), в 2013 г. составило: 13 уголовных дел — по ст. 250 и 5 дел — по ст. 251 [6]. Из них направлено в суд с обвинительным заключением 3 и 2 уголовных дела соответственно [7].
Важнейшее значение в предупреждении экологической преступности имеют такие меры социально-экономического характера, как совершенствование промышленного производства, оказывающего наиболее интенсивное воздействие на окружающую природную среду в целом и на атмосферу в частности. Положительным также является и то обстоятельство, что законодательство Российской Федерации устанавливает различные виды ответственности за загрязнение атмосферы. Несомненное превентивное значение имеют нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, где в ст. 251 установлена ответственность за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.
Кроме того, правовые основы для предотвращения экологических преступлений, повлекших загрязнение атмосферного воздуха, заложены в положениях Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В качестве таковых необходимо рассматривать установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (ст. 12), а также закрепление правовых оснований возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха (ст. 32).
При этом реализация указанных положений сопряжена с рядом проблем, которые, несомненно, снижают их криминологически-превентивный потенциал.
Как уже отмечалось, наибольший «вклад» в загрязнение атмосферного воздуха вносят крупные предприятия (в первую очередь, в области производства полимерных материалов, металлургии и проч.). При осуществлении вредного воздействия на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух [8] природопользова-тель обязан, в том числе: разработать и согласовать с органами Росприроднадзора проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, а также получить разрешение на выбросы; разработать проект санитарно-защитной зоны [9]; осуществлять производственный экологический контроль; снижать уровень негативного воздействия на окружающую среду в период неблагоприятных метеорологических условий, а также выполнять иные требования природоохранного законодательства.
Органами государственного экологического надзора, а также органами прокуратуры ведется работа по привлечению при-родопользователей, не соблюдающих данные требования, к административной ответственности (в основном по ч. 1 ст. 8. 21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) «Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения», ст. 8.5 КоАП РФ «Искажение экологически значимой информации», ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), а также к уголовной ответственности при установлении в действиях должностных лиц предприятия признаков состава преступления, предусмотренных ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации (последнее встречается значительно реже).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, для получения разрешения на выбросы в территориальном органе Росприроднадзора необходимо приложить к заявлению утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятия, имеющие стационарные источники выбросов, должны иметь разрешение на осуществление выбросов, получить которое возможно лишь на основании разработанных ими и утвержденных органами Росприроднадзора нормативов предельно допустимых выбросов. Однако данная обязанность хозяйствующими субъектами в большинстве случаев не исполняется.
В этой связи большое значение приобретают надзорные функции органов прокуратуры, выполняющих важную роль в предупреждении экологических преступлений и правонарушений. Так, при выявлении указанных нарушений прокурорами применяются различные меры прокурорского реагирования, наиболее эффективной из которых является направление в суд искового заявления о понуждении к разработке и согласованию проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проведению лабораторных исследований атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта. Положительные примеры предъявления прокурорами подобных исковых требований имеются в Центральном, Сибирском, Дальневосточном и иных федеральных округах [10].
Как уже указывалось, одной из обязанностей предприятий, оказывающих значи-
тельное воздействие на атмосферный воздух [11], в соответствии с нормами Федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» является разработка проекта санитарно-защитной зоны предприятия (т. е. специальной территории с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух; своего рода защитного барьера между предприятием и жилой застройкой и объектами соцкультбыта, обеспечивающего уровень безопасности населения при эксплуатации предприятия).
Как показывает практика, осуществление предприятиями деятельности в отсутствие разработанного проекта санитарно-защитной зоны является весьма распространенным нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха. При этом основной мерой воздействия на нарушителей, наряду с привлечением к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, являются иски прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к данным хозяйствующим субъектам об обя-зании разработать проект предварительной санитарно-защитной зоны и получить на него положительное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы [12] (нередко сопровождаемые требованием о приостановлении деятельности предприятия до приведения ее в соответствие с нормами действующего законодательства).
Одной из основных причин сложности выявления преступлений и иных правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха также является недостоверность данных производственного экологического контроля. Этому способствуют условия как объективного, так и субъективного характера. Прежде всего хозяйствующие субъекты изначально не заинтересованы в достоверности сведений об объемах выбросов в атмосферу, поскольку на основании данных производственного контроля осуществляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и в целом оценка законности их деятельности по загрязнению воздуха.
В этой связи эффективным способом предупреждения нарушений природоохранного законодательства (а также важным источником информации о данных нарушениях) может стать законодательное введе-
ние обязанности по установке предприятиями на каждый стационарный источник выбросов датчиков непрерывного экологического контроля (так называемых автоматизированных средств измерения и технических средств фиксации и передачи информации об объемах выбросов и о концентрации загрязняющих веществ), а также технических средств фиксации и передачи в органы государственного экологического надзора информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ. Стоит отметить, что первый шаг в этом направлении сделан, и с 2018 г. нормы п. 9 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» о необходимости совершения указанных действий вступят в силу в отношении предприятий, отнесенных к объектам I категории (т. е. оказывающим наибольшее негативное воздействие на окружающую среду), перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данная профилактическая мера технического характера позволит также предотвратить и нарушения, допускаемые предприятиями в период неблагоприятных метеорологических условий (речь идет о несоблюдении природопользователями требований по снижению производственных мощностей, а следовательно, и уровня негативного воздействия при определенных климатических условиях).
В период неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) в приземном слое атмосферного воздуха происходит накопление загрязняющих веществ выше предельно допустимых концентраций (что создает опасность для здоровья населения и окружающей среды в целом). В такой период законодателем предусмотрен особый режим работы предприятий, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, при котором должно обеспечиваться снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Порядок проведе-
ния указанных работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
Частью 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии (Росгидромет) представляет информацию о НМУ заинтересованным лицам. При этом гидрометеорологические обсерватории, входящие в состав Росгидромета, информацию о режиме НМУ передают лишь пользователям (потребителям), с которыми заключен договор и которые оплачивают данную услугу [13].
Таким образом, если на уровне субъекта Федерации данный вопрос не урегулирован, а также если хозяйствующими субъектами не совершены действия по заключению указанных договоров, большая часть предприятий остается не оповещенной о неблагоприятных метеоусловиях и не реализует мероприятий по снижению выбросов в период НМУ.
Урегулирование указанного вопроса на уровне отдельных субъектов Российской Федерации не создаст достаточных правовых оснований для судебного понуждения к осуществлению указанных действий предприятий, не выполняющих требования по заключению договоров рассматриваемого вида, поскольку в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, ввиду того что правовое регулирование указанного вопроса на уровне региона не выполняет должным образом своей превентивной функции, целесообразным видится решение данной проблемы путем законодательного закрепления на федеральном уровне норм об обязанности юридических лиц по заключению договоров о предоставлении информации о НМУ с государственными органами, осуществляю-
щими сбор и хранение указанной информации (в настоящее время — Росгидромет).
По мнению некоторых ученых, одной из перспективных профилактических мер предупреждения экологических преступлений могло бы стать введение уголовной ответственности юридических лиц за их совершение. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится законопроект № 750443-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц», внесенный заместителем председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству А. Ре-мезковым в марте 2015 г. [14]. Вместе с тем, не вступая в дискуссию о целесообразности введения данного института и его соответствия принципам российского уголовного права, следует отметить, что внесенным законопроектом не предусматривается введение уголовной ответственности юридического лица за совершение экологических преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ. Кроме того, немало вопросов вызывает предложение об определении вины юридического лица через вину физического лица (ст. 963 УК РФ в редакции законопроекта), а также виды наказаний, назначаемых юридическим лицам (ст. 968 УК РФ в редакции законопроекта). Так, разработчики проекта предлагают установить следующие виды уголовных наказаний для юридических лиц: предупреждение; штраф; лишение лицензии, квоты, преференций или льгот; лишение права заниматься определенным видом деятельности; запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации; принудительная ликвидация. Очевидно, что применение большинства указанных мер к юридическим лицам возможно в рамках иных отраслей законодательства. Ш
1. Окружающая среда : официальная статистика [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : [офиц. сайт]. URL: http:// www.gks.ru/ wps/ wcm/ connect/rosstat_main/ros-stat/ru/statistics/environment/ #.
2. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь — декабрь 2014 г. [Электронный ресурс] //
Генеральная прокуратура Российской Федерации : [офиц. сайт]. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/602117/.
3. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь — апрель 2015 г. [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации : [офиц. сайт]. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/749258/
4. Состояние преступности за январь — декабрь 2014 г. [Электронный ресурс] : стат. сборник // Генеральная прокуратура Российской Федерации : [офиц. сайт]. URL: http://genproc.gov.ru/upload/iblock/581/2014.pdf.
5. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации : [офиц. сайт]. URL: http:/ / www.mnr.gov.ru/upload/iblock/ 6c7/gosdokladeco.pdf).
6. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации : [офиц. сайт]. URL: http://www.mnr. gov.ru/upload/iblock/ 6c7/gosdokladeco.pdf.
7. Органы прокуратуры принимают меры по усилению надзора за исполнением законов об охране вод и атмосферного воздуха [Электронный ресурс] : новости Генеральной прокуратуры РФ от 7 апр. 2014 г. // Генеральная прокуратура Российской Федерации : [офиц. сайт]. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-86904/.
8. Все перечисленные далее обязанности природопользо-вателей применимы и к деятельности по сбросам вредных веществ в водные объекты.
9. Данное требование является обязательным для предприятий с 1-го по 3-й класс опасности.
10. Решение Ононского районного суда Забайкальского края 11 ноября 2010 г. по гражданскому делу № 2-299/2010 [Электронный ресурс] // Росправосудие : [сайт]. URL: https://rospravosudie.com/court-ononskij-rajonnyj-sud-zaba-jkalskij-kraj-s/act-101467334/; Решение Советского районного суда г. Томска от 11 января 2011 г. [Электронный ресурс] // Там же; Апелляционное определение Московского городского суда от 20 дек. 2012 г. по делу № 11-25638 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система. Документ опубликован не был; Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 13 мая 2013 г. [Электронный ресурс] // Росправосудие : [сайт]. URL: https://rospravosudie.com/court-chkalovskij-rajonnyj-sud-g-ekaterinburga-sverdlovskaya-oblast-s/act-107315074/.
11. Предприятия по СанПиНу о санитарно-защитных зонах делятся на предприятия с 1-го по 5-й класс опасности и предприятия с 1-го по 3-й класс опасности. Они в 2 этапа обязаны разработать проект санитарно-защитной зоны.
12. См., напр.: Решение об обязании ООО «Нижнетагильская птицефабрика» согласовать проект организации санитарно-защитной зоны взято на контроль прокуратурой [Электронный ресурс] // УралБизнесКонсалтинг : [сайт]. URL: http://urbc.ru/269082-reshenie-ob-obyazanii-ooo-nizhnetagilskaya-pticefabrika-soglasovat-proekt-organizacii-sanitarno-zashhitnoj-zony-vzyato-na-kontrol-prokuraturoj.html; Суд обязал автовокзал Екатеринбурга организовать санитар-но-защитную зону 2010 г. [Электронный ресурс] // Екатеринбург Он-Лайн : [сайт]. URL: http://www.e1.ru/ news/spool/news_id-305256.html.
13. В соответствии с п. 11 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях (утвержденного Приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 г. № 899) требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам являются специализированной информацией и в соответствии со ст. 1, 17 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» предоставляются на возмездной основе.
14. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц : законопроект № 750443-6 [Электронный ресурс] // Гос. Дума Федер. Собрания Рос. Федерации : [офиц. сайт]. — URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?O penAgent&RN=750443-6&02.
список литературы
Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
Об охране атмосферного воздуха : федер. закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -1999. - № 18. - Ст. 2222.
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : федер. закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1650.
О гидрометеорологической службе : федер. закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 30. - Ст. 3609.
Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам : приказ Минприроды РФ от 17 нояб. 2011 г. № 899 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 12.
Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) : приказ Минприроды РФ от 25 июля 2011 г. № 650 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 14.
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц : законопроект № 750443-6 [Электронный ресурс] // Государственная Дума Федерального Собрания РФ : [офиц. сайт]. - URL: http: / / asozd2.duma.gov.ru/ main.nsf/%28SpravkaNew%29?0penAgent&RN=750443 -6&02 (дата обращения: 31.05.2015).
Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 2013 г. [Электронный ресурс] / / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации : [офиц. сайт]. - URL: http:/ / www.mnr.gov.ru/upload/iblock/6c7/ gosdoklad eco.pdf (дата обращения: 24.05.2015).
Окружающая среда [Электронный ресурс] : официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики : [офиц. сайт]. - URL: http:/ / www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ro sstat/ru/statistics/environment/# (дата обращения: 02.06.2015).
Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь - декабрь 2014 г. [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации : [офиц. сайт]. - URL: http://genproc. gov.ru/stat/data/602117/ (дата обращения: 02.06.2015).
Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь - апрель 2015 г. [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации : [офиц. сайт]. - URL: http://genproc.gov.ru /stat/data/749258/ (дата обращения: 29.05.2015).
Состояние преступности за январь - декабрь 2014 г. [Электронный ресурс] : стат. сб. // Генеральная прокуратура Российской Федерации : [офиц. сайт]. - М., 2015. - URL: http://genproc.gov.ru/upload/ iblock/581/2014.pdf. (дата обращения: 38.05.2015).
Решение Ононского районного суда Забайкальского края от 11 ноября 2010 г. по гражданскому делу №2-299/2010 [Электронный ресурс] // Росправосудие : [сайт]. - URL: https://rospravosudie.com/court-onon-skij-rajonnyj-sud-zabajkalskij-kraj-s/act-101467334/ (дата обращения: 21.05.2015).
Решение Советского районного суда г. Томска от 11 января 2011 г. [Электронный ресурс] // Рос-правосудие : [сайт]. - URL: https://rospravosudie. com/ court-sovetskij -raj onnyj -sud-g-tomska-tomskaya-oblast-s/act-100400761/ (дата обращения: 21.05.2015).
Апелляционное определение Московского городского суда от 20 дек. 2012 г. по делу № 11-25638 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система. Документ опубликован не был.
Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 13 мая 2013 г. [Электронный ресурс] // Росправосудие : [сайт]. - URL: https://rospravo-sudie.com/court-chkalovskij-rajonnyj-sud-g-ekaterinbur-ga-sverdlovskaya-oblast-s/ act-107315074/ (дата обращения: 22.05.2015).
Решение об обязании ООО «Нижнетагильская птицефабрика» согласовать проект организации санитар-но-защитной зоны взято на контроль прокуратурой [Электронный ресурс] // УралБизнесКонсалтинг : [сайт]. - URL: http://urbc.ru/269082-reshenie-ob-obyazanii-ooo-nizhnetagilskaya-pticefabrika-soglasovat-proekt-organizacii-sanitarno-zashhitnoj-zony-vzyato-na-kontrol-prokuraturoj.html (дата обращения: 03.06.2015).
Суд обязал автовокзал Екатеринбурга организовать санитарно-защитную зону 2010. [Электронный ресурс] // Екатеринбург Он-Лайн : [сайт]. - URL: http:/ / www.e1.ru/news/spool/news_id-305256.html (дата обращения: 01.06.2015).
Органы прокуратуры принимают меры по усилению надзора за исполнением законов об охране вод и атмосферного воздуха [Электронный ресурс] : новости Генеральной прокуратуры России от 7 апр. 2014 г. // Генеральная прокуратура Российской Федерации : [офиц. сайт]. - URL: http://www.genproc.gov.ru/ smi/news/genproc/news-86904/ (дата обращения 21.05.2015).
On the Issue of Prevention of Administrative Offenses and Crimes in the Field of Atmospheric of Air Protection
© Ditsevich Y., Kravtsov A., 2015
The authors consider the issues of combating crimes and administrative violations in the field of air protection. This article contains analysis of the practice of accountability for law violations in this sphere. The authors suggests ways to improve law enforcement in the field of atmospheric air protection.
Key words: Criminal code; the ecologial crime; atmospheric air protection; environmental damage; the prevention of ecologial crime; violations of the law on atmospheric air protection.