Криминология и профилактика преступлений
УДК 347.73 E.V. MALAHATKINA
ББК 67.402.23
М18 LEGAL NATURE OF TAXES
Аннотация: в статье идет речь о правовой природе налогов, теории и практике правового регулирования налоговых сборов в Российской Федерации, раскрываются основные понятия и приводятся виды налогообложения по действующему российскому законодательству
Ключевые слова: налоги, правовое регулирование, виды налогообложения доля, налоговые правоотношения
ЕЛЕНА
ВАЛЕРЬЕВНА
МАЛАХАТКИНА*
КВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕНАЛОГОВ
Annotation'. The article deals with legal nature of taxes, theory and practice of legal regulation of tax collection in the Russian Federation, the author reveals the basic concepts and forms of taxation under current Russian law.
Key words', taxes, legal regulation, types of taxation, share, tax relationship.
Важное место в системе функций любого государства занимает сбор налогов, в результате которого оно получает средства, необходимые для реализации других своих функций.
Именно налоги служат, как правило, основным источником доходов государственного бюджета, поэтому от налогового законодательства напрямую зависит эффективность всей финансовой деятельности государства. Как отмечал в ХІХ в. профессор И.И. Янжул, «... ни одна ветвь финансового законодательства не имеет такого важного значения, как законы, относящиеся к определению и взиманию податей, и что... ни одна часть финансовой науки не обладает таким выдающимся практическим интересом, как та, которая имеет своим предметом исследование оснований рациональной податной системы»1.
Сбор налогов затрагивает интересы не только общества в целом, но и каждого конкретного индивида, который, являясь налогоплательщиком, вынужден расставаться с частью своих средств, поэтому правильная организация системы и принципов налогообложенияне-посредственно влияет на социальное самочувствие населения и политическое спокойствие государства.
Одна из основных проблем рационального налогообложения- сохранение баланса публичного и частного интересов: интересов государства максимально пополнить свой бюджет и интересов граждан сохранить свой доход. При установлении принципов налогообложенияне-обходимо правильно определить баланс между
* Заместитель начальника Межрайонной инспекции ФНС России по г. Москве, советник государственнойгражданской службы РоссийскойФедерации 3 класса. E-mail: editor62@vandex.ru.
ll0
стремлением максимально пополнить казну государства и необходимостью не разорить налогоплательщиков
Основоположникомтеории налогов считается Адам Смит, который в работе «О богатстве народов» сформулировал понятие налога как бремени, которое накладывается государством в форме закона, предусматривающего его размер и порядок уплаты2.
Одним из первых среди отечественных авторов уделил внимание серьезному исследованию теории и практики налогообложения Н.И. Тургенев. В своей работе «Опыт теории налогов» он обосновал мысль о том, что налоги необходимы, и охарактеризовал их как средство к достижению цели общества или государства3, а также предпринял попытку сформулировать основные правила налогообложения. К ним он относил прежде всего определенность налогов, подразумевая, что «их количество, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей»4 . Важное значение придавал он минимизации расходов на сбор налогов, а также сформулировал еще одно важное правило: «Налог должен всегда быть взимаем с дохода, и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались»5.
Большое внимание уделял вопросам теории и практики правового регулирования налогообложения один из крупных специалистов в области финансового права в Российской империи профессор И.И. Янжул. В своем фундаментальном труде« Основные начала финансовой науки» он предлагает следующее определение налога: «...под именем налогов должно разуметь такие односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек»6.
И.И. Янжул обращает особое внимание на следующие признаки налогов: во-первых, это односторонние пожертвования, поскольку налогоплательщик не обязательно получает от государства какой-либо эквивалент; во-вторых, установление и взимание налогов производится законодательным путем, а не путем произвола исполнительной власти. Способ взимания налогов должен быть определен законом. Кроме того, целью налогов непременно должно быть
удовлетворение общественных потребностей. Проанализировав данные признаки, И.И. Янжул сформулировал более сокращенное определение налогов: «Налог есть та доля, определенная законом, которую государство требует из имущества подданных для достижения высших целей своего существования»7.
В современной литературе под налогом понимаются обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью обеспечения функционирования самого государства. Налог характеризуется как «форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (в денежной форме - с развитием денежного обращения), принадлежащего населению»8. Такой подход позволяет охарактеризовать налоговые отношения как отношения по распределению «бремени публичных расходов, результаты которых выражаются в перераспределении доходов в обществе»9. Более того, некоторые авторы определяют налог как «кредит», передаваемый публичному субъекту на социально значимые цели10. Похожей точки зрения придерживался и один из первых отечественных теоретиков финансового права М.Ф. Орлов, отмечавший, что «всякий налог есть пожертвование собственности, принесенное гражданином для пользы и безопасности всего общества.»11.
Принудительное взимание налогов государством нарушает право частной собственности. Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч. 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).
Вместе с тем право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях. По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимов целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствуетобщепризнанным принципам и нормам международного права, в час-
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
тности Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (ч. 1 ст. 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократичном обществе (ч. 2 ст. 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. (ст. 4).
Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.
Термин «налог» может употребляться в широком и узком смысле. В последнем случае под ним понимают не только собственно налог, но и сбор, а также пошлину. При разграничении дан-
ных понятий можно использовать действующий Налоговый кодекс РФ. В указанном документе под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования (п. 1 ст. 8). Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8).
Определение пошлины в Налоговом кодексе РФ отсутствует, хотя сама пошлина упоминается. По мнению Д. Черкаева, пошлина представляет собой один из видов сбора, поскольку ее уплата подразумевает определенную индивидуальную возмездность, например уплата та -моженной пошлины дает право на перемещение товара через таможенную границу12.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей составляет налоговую систему государства, которая определяется как совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения13.
Правовая природа налогов обусловливается их функциями в государстве. Известно, что основная функция налогов - это функция фискальная: налоги используются в качестве источника доходов государства, средства пополнения государственной казны. Кроме того, налоги могут быть использованы как экономический и социальный регулятор. В качестве экономического регулятора налоги могут стимулировать или замедлять рост производства, спрос на определенные товары и услуги. Как социальный регулятор они помогают сглаживать социальные противоречия в обществе, перераспределяют доходы, изымая часть доходов богатых в пользу бедных. В ряде современных государств за счет высоких налогов существует развитая система социальной поддержки нуждающихся слоев населения.
Основным видом классификации налогов служит их деление на прямые и косвенные. В современном финансовом праве такое де-
ление определяется тем, является ли юридический плательщик одновременно фактическим плательщиком. В этом случае налог будет считаться прямым. Косвенные налоги, к числу которых относятся, например, акцизы, включаемые в цену товара, факти-
чески уплачиваются конечным потребителем этих товаров, хотя юридически плательщиком выступает их продавец14. Соотношение прямых и косвенных налогов - один из важнейших признаков любой налоговой системы.
1 ЯнжулИ.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственныхдоходах М., 2002. С. 244.
2 См.: Финансовое право / отв. ред. О.Н. Горбунова М., 1996. С.178-179.
3 См.: ТургеневН.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права. М., 1998. С. 129.
4 Там же. С. 137.
5 Там же. С. 141.
6 Янжул И. И. Указ соч. С. 240.
7 Там же.
8 Финансовое право. С. 178.
9 Винницкий Д.В. Предмет российскогоналогового права // Журн рос. права. 2002. № 10. С. 72.
10 См.: СоловьевВ.А. О правовой природе налога // Там же. № 3. С. 28.
11 ОрловМ.Ф. О государственномкредите // У истоков финансового права. М., 1998. С. 303.
12 См.: ЧеркаевД. Налог, сбор, пошлина // Право и жизнь. 2000. № 27. С. 168.
13 См.: Основы налогового права / под ред. С.Г. Пепеляева М., 1995. С. 80.
14 Финансовое право. С. 185.
Криминология и профилактика преступлений