РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ НОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
УДК 379. 851 DOI: 10.12737/3879
I К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ I ТУРИЗМА
Кусков Алексей Сергеевич, кандидат культурологических наук, профессор, askuskov@mail.ru, Международный общественный университет туризма, Саратов, Российская Федерация,
Сирик Наталия Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса,
Смоленский гуманитарный университет, Российская Федерация,
Щука Галина Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры туризма, гостиничного и ресторанного дела,
Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина
В статье представлено авторское видение содержания правовой подготовки будущих бакалавров и магистров туризма, осуществляемой в рамках реализации стандартов нового поколения (3+), обосновывается необходимость разработки учебного курса «Правовое обеспечение сферы туризма». Авторы исходят из того, что правовые курсы традиционно считались наиболее сложными и для студентов и для преподавателей, потому что для их ведения требуются квалифицированные преподаватели-юристы, активно разрабатывающие проблематику правового регулирования в туризме. Поэтому большинство вузов либо сознательно отказывались от этой дисциплины, либо подменяли ее другими дисциплинами, такими как «Правовое регулирование туризма», «Правовое обеспечение в туризме», «Правовое регулирование индустрии туризма», «Правовое обеспечение туристской деятельности», «Правовые основы туризма», «Безопасность туризма», «Туристские формальности», «Туроперейтинг», «Стандартизация и сертификация в туристской индустрии», «Международное право» и др. В статье обосновывается необходимость комплексного рассмотрения важнейших вопросов, связанных с правовым обеспечением туристской деятельности, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ развития туризма. В авторском курсе «Правовое обеспечение сферы туризма» туристская деятельность рассматривается как объект правового регулирования, выделяются современные проблемы правового регулирования туристской деятельности, определяется субъектный состав туристской деятельности, характеризуется система договоров в турбизнесе, проводится исследование основных аспектов правового обеспечения разработки федеральных, региональных и муниципальных программ, кластеризации туристского рынка и т. д. Представленный в статье учебный курс предназначен для магистрантов (в качестве основного курса) и студентов-бакалавров (в качестве углубленного курса) высших учебных заведений, обучающихся по юридическим и сервисно-туристским направлениям.
Ключевые слова: правовое обеспечение сферы туризма, объект правового регулирования в туризме, субъектный состав туристской деятельности
Введение
Комплекс вопросов, связанных с правовым обеспечением туризма, на протяжении почти 15 лет является органичной частью образовательных программ, направленных на подготовку специалистов (бакалавров, магистров)
для сферы туризма с 2000 г.1; а с 2006 г.1 2 «Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма» («Правовое регулирование туризма») как отдельная дисциплина или дис-
1 В 2006 г. был утвержден ГОС ВПО второго поколения по направлению 100201 «Туризм».
2 В 2006 г. был утвержден ГОС ВПО второго поколения по направлению 100201 «Туризм».
74 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
К вопросу о правовой подготовке бакалавров и магистров туризма
циплинарный модуль обязательной/базовой части входит в содержание основных образовательных программ по социально-культурному сервису и туризму (туризму). С 2010 г., когда был утвержден ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 100400 «Туризм», а также в ближайшей перспективе (с утверждением ФГОС ВПО поколения 3+) правовые дисциплины выведены из обязательной части образовательных программ в вариативную.
Как показывает ретроспективный анализ, сфера туристской деятельности претерпела существенные изменения на протяжении последних десятилетий, следовательно, изменилось и правовое регулирование отношений, складывающихся между различными субъектами туристской деятельности, а также правовое обеспечение разработки и реализации федеральных и региональных программ развития туризма. В государственных и федеральных государственных стандартах по туризму, социально-культурному сервису и туризму последовательно акцентировались те или иные актуальные вопросы правового обеспечения туризма. Развитие содержания дисциплины «Правовое обеспечение туризма» отражено в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, на протяжении ряда лет — от стандарта к стандарту — происходило развитие содержания образования по правовому регулированию отношений субъектов туристской деятельности, а также правовому обеспечению разработки и реализации федеральных и региональных программ развития туризма. В ГОС и ФГОС ВПО по туризму, социально-культурному сервису и туризму акцентировались различные актуальные вопросы правового обеспечения сферы (индустрии) туризма. Тенденция развития содержания дисциплины (дисциплинарного/междисци-плинарного модуля) «Правовое регулирование туризма» отражает и общие тенденции российского профессионального образования: ориентацию на результаты образовательной деятельности и углубление специализации.
Однако с появлением очередного поколения образовательных стандартов каждый раз все более снижается значимость правовой подготовки бакалавров и магистров туризма. Если в образовательных программах по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» правовой подготовке студентов уделялось значительное внимание (в частности, читались учебные курсы «Правовое обеспече-
ние социально-культурного сервиса и туризма» и «Правоведение»), то в ГОС ВПО по направлению 100201 «Туризм» количество часов, выделяемых на изучение дисциплины «Правовое регулирование туризма», было существенно уменьшено. И, наконец, в ФГОС ВПО третьего поколения и поколения «3+» правовые дисциплины вообще были исключены из обязательной части, и изучение их предполагается в рамках вариативных блоков.
ФГОС ВПО по направлению 100400 «Туризм» указывает, что выпускник с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, многие из которых имеют явный «правовой оттенок» и предполагают их реализацию в рамках соответствующих правовых дисциплин.
Так, ОК-5 предполагает готовность выпускников соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой, применять нормативные и правовые документы в туристской деятельности. Если первая часть может быть реализована при изучении дисциплины «Основы социального государства», то «применению нормативных и правовых документов в туристской деятельности» места в числе обязательных дисциплин так и не нашлось.
Более того, без соответствующих правовых знаний вряд ли можно: реализовывать проекты в туристской индустрии (ПК-4); быть готовым к разработке (ПК-5) и реализации (ПК-6) турпродукта на основе современных технологий; принимать управленческие решения в организации туристской деятельности (ПК-8); использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10); организовывать и качественно осуществлять процесс обслуживания потребителя (ПК-12) [5, с. 34].
ФГОС ВПО третьего поколения, давшие максимальную свободу вузам в части наполнения вариативных блоков дисциплинами на свой выбор, привели в то же время к появлению целого ряда проблем, связанных с организацией правовой подготовки бакалавров и магистров туризма.
Во-первых, правовые курсы традиционно считаются наиболее сложными как для препо-
75
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
Таблица 1
Место правовых дисциплин в ГОС и ФГОС ВПО по подготовке специалистов (бакалавров, магистров) для сферы туризма
Место дисциплины/ дисциплинарного/ междисциплинарного модуля Содержание дисциплины/дисциплинарного/ междисциплинарного модуля Результаты образовательной деятельности/Компетенции
ГОС ВПО 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Дисциплина специализации (ДС.01.02) «Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма» Общие вопросы правового обеспечения туризма. Оказание правовых и консалтинговых услуг населению. Правовое регулирование взаимоотношений в социальнокультурном сервисе и туризме. Знает правовые нормы, умеет учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов.
ГОС ВПО 100201 «Туризм»
Дисциплина общепрофессионального цикла (ОПД.Ф.13) «Правовое регулирование туризма» Общие вопросы правового обеспечения туризма. Правовой статус субъектов туристской деятельности. Регламентация деятельности предприятий туризма. Система нормативно-правового обеспечения в туризме. Правовое регулирование развития туристских территорий. Знает правовые нормы, умеет учитывать их при разработке и реализации туристских продуктов и проектов.
ФГОС ВПО 100400 «Туризм» (Бакалавр)
Базовая часть профессионального цикла Общие вопросы правового обеспечения туризма. Правовой статус субъектов туристской деятельности. Регламентация деятельности предприятий туризма. Нормативное регулирование качества, стандартизации и сертификации в туристской индустрии. Правовое регулирование развития туристских территорий. Готов соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; способен использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии.
ФГОС ВПО 100400 «Туризм» (Магистр)
Базовая часть профессионального цикла Система нормативно-правового обеспечения туризма. Правовое обеспечение деятельности субъектов туристской индустрии. Правовое обеспечение крупномасштабных туристских проектов. Система нормативно-правовой регламентации стандартизации, сертификации и обеспечения качества туристского продукта. Правовое обеспечение стратегического развития туристских территорий (федеральный, региональный, местный уровни). Способен использовать углубленные знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении широкомасштабных и социально значимых проектов туристской индустрии, оценки результатов профессиональной деятельности; способен к разработке стратегий развития туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровнях; способен разрабатывать и внедрять нормативную документацию по стандартизации, сертификации и качеству туристского продукта и услуг туристской индустрии.
ФГОС 3+ «Туризм» (Бакалавр) (Проект)
Блок 1. Дисциплины (модули)базовой и вариативной части), объем и содержание определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом ПООП Общие вопросы правового обеспечения туризма. Правовой статус субъектов туристской деятельности. Регламентация деятельности предприятий туризма. Нормативное регулирование качества, стандартизации и сертификации в туристской индустрии. Правовое регулирование развития туристских территорий. Академический бакалавриат Готовность к разработке туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований. Прикладной бакалавриат Умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии; способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии
ФГОС 3+ «Туризм» (Магистр)
Блок 1. Дисциплины (модули) базовой и вариативной части), объем и содержание определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом ПООП Система нормативно-правового обеспечения туризма. Правовое обеспечение деятельности субъектов туристской индустрии. Правовое обеспечение крупномасштабных туристских проектов. Система нормативно-правовой регламентации стандартизации, сертификации и обеспечения качества комплексного туристского обслуживания. Правовое обеспечение стратегического развития туристских территорий (федеральный, региональный, местный уровни). Способен к разработке и внедрению стандартов качества комплексного туристского обслуживания, к организации работ по стандартизации и сертификации туристского продукта; способен к разработке стратегий развития туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
76 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
К вопросу о правовой подготовке бакалавров и магистров туризма
давателей (для их ведения требуются квалифицированные преподаватели-юристы, активно разрабатывающие проблематику правового регулирования в туризме), так и для студентов, у которых этот курс вообще заслужил репутацию нежелательной дисциплины, которую следует «поскорее пройти». Поэтому большинство вузовских кафедр, не имея соответствующих специалистов для чтения курса «Правовое обеспечение сферы туризма», сознательно отказываются от этого предмета, заменяя его другими.
Во-вторых, актуализировалась проблема подмены дисциплины «Правовое обеспечение сферы туризма» иными дисциплинами, сходными по названию и содержанию. Перечень правовых дисциплин, читаемых будущим бакалаврам и магистрам туризма, отличается чрезвычайной пестротой: студенты слушают такие курсы, как «Правовое регулирование туризма», «Правовое обеспечение в туризме», «Правовое регулирование индустрии туризма», «Правовое обеспечение туристской деятельности», «Правовые основы туризма». Некоторые правовые вопросы рассматриваются в курсах «Безопасность туризма», «Туристские формальности», «Туроперейтинг», «Стандартизация и сертификация в туристской индустрии», «Международное право» и т. д.
В-третьих, указанная дисциплина читается студентам как вариативная, что отражается в сокращении количества отводимых на нее учебных часов. В большинстве вузов курс правового обеспечения читается в объеме 72 часов или двух зачетных единиц (из которых 36 часов отводятся на аудиторную и столько же на самостоятельную работу). Это, несомненно, подрывает качество подготовки бакалавров и магистров, снижает эффективность реализации компетентностного подхода, создает проблемы с применением полученных в вузе знаний на практике.
В-четвертых, отнесение дисциплины к вариативному блоку, отсутствие ее примерной рабочей программы, утвержденной в УМО, привели к тому, что в различных вузах страны появилось множество вариантов рабочих программ, методических указаний, учебников, учебных и справочных пособий, которые значительно отличаются между собой как названиями, так и содержанием, актуальностью представленных материалов. Особую сложность представляет необходимость постоянного отслеживания изменений существующей нормативно-правовой базы, что минимизирует актуальность учебной
литературы уже на стадии ее предпечатной подготовки и выпуска в свет.
Основная часть
Авторы представляют собственное видение содержания правовой подготовки будущих бакалавров и магистров туризма, реализуемого в процессе преподавания дисциплин «Правовое регулирование туристской деятельности» (для бакалавров) и «Правовое обеспечение сферы туризма» (для магистрантов). Авторская концепция дисциплин, программы, методические указания для преподавателей соответствуют подготовленному А. С. Кусковым и Н.В. Сирик учебному пособию «Правовое обеспечение сферы туризма» [3], выпущенному в издательстве «Форум» в марте 2014 г.
В названном пособии представлен опыт преподавания дисциплин «Правовое регулирование туристской деятельности» (базовый бакалаврский курс) и «Правовое обеспечение сферы туризма» (продвинутый бакалаврский и базовый магистерский курс). Базовый курс рекомендуется для изучения студентами на третьем (в шестом семестре) или четвертом (в седьмом семестре) курсах основной подготовки в рамках бакалавриата в количестве четырех зачетных единиц (144 часа), из которых 72 часа отводится на аудиторные занятия (поровну между лекционными и семинарскими занятиями) и столько же — на самостоятельную работу студентов. Основной формой итоговой отчетности рекомендуется избирать экзамен.
Общетеоретическим базисом для изучения курса туристского права являются дисциплины «Организация туристской деятельности», «Менеджмент в туристской индустрии», «Маркетинг в туристской индустрии», «Туристскорекреационное проектирование», «Основы социального государства» и т. д. В то же время дисциплина «Правовое регулирование туристской деятельности» служит основой для последующего освоения таких учебных курсов, как «Туроперейтинг», «Стандартизация и сертификация в туристской индустрии», «Туристские формальности», «Безопасность туризма».
Цель учебного курса правового регулирования туристской деятельности видится нам в ознакомлении студентов с особенностями и направлениями правового регулирования туристской деятельности (на международном, государственном и региональном уровнях), а также возникающих хозяйственных отноше-
77
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
Авторская программа и тематический план дисциплины «Правовое регулирование туристской деятельности» (бакалавриат)
Таблица 2
Наименование темы Содержание темы Всего часов Из них
Л С СРС
1. Источники права и правоотношения, возникающие в сфере туризма Источники правового регулирования туристской отрасли. Правоотношения, возникающие в туристской отрасли. Туристские услуги как основной объект гражданских правоотношений. 10 4 2 4
2. Международное регулирование туристской деятельности Международные нормативно-правовые акты общей компетенции. Международные организации и сотрудничество в сфере туризма. Регулирующая и нормотворческая деятельность ЮНВТО. Зарубежная практика правового регулирования в туризме. Статус иностранного туриста в международном праве. 12 2 2 8
3. Государственное регулирование туристской деятельности Система государственного управления и регулирования в сфере туризма. Нормативно-правовые акты общей компетенции. Нормативноправовые акты отраслевой компетенции. Государственная концепция и региональные программы развития туризма. Стандартизация и сертификация как инструменты регулирования в сфере туризма. 16 4 4 8
4. Правовой статус субъектов туристского рынка Организационно-правовые формы туристского предпринимательства. Правовая регламентация туроператорской деятельности. Правовая регламентация деятельности турагентов. Правовая регламентация деятельности исполнителей услуг. Права туриста и особенности их законодательной защиты. Правовой статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма. 16 4 4 8
5. Способы обеспечения обязательств в сфере туризма Особенности и порядок применения финансового обеспечения. Банковская гарантия как инструмент финансового обеспечения. Страхование ответственности как инструмент финансового обеспечения. Финансовое обеспечение оказания экстренной помощи туристам. 16 4 4 8
6. Договорные отношения в туризме Гражданско-правовой договор: требования к форме и содержанию. Договор о реализации туристского продукта. Договор возмездного оказания услуг. Агентский договор (договор комиссии). Система договоров с контрагентами. 30 8 8 14
7. Правовое регулирование туристских перевозок Правовое регулирование международных перевозок туристов. Правовое регулирование перевозок туристов во внутреннем сообщении. Договорная документация транспортного обслуживания туристов. Чартерный договор (договор фрахта). 16 4 4 8
8. Правовое регулирование гостиничной деятельности Нормативно-правовые акты о предоставлении гостиничных услуг. Система классификации гостиниц и других средств размещения. Договор на гостиничное обслуживание. 12 2 4 6
9. Правовое регулирование страхования в туризме Организационные формы страховой деятельности. Нормы общего законодательства о страховании. Страхование в специальном туристском законодательстве. Договоры страхования в туризме. 8 2 2 4
10. Иные вопросы законодательства о туристской деятельности Законодательное закрепление основных туристских понятий. Правовой порядок туристского ресурсопользования. Правовое обеспечение безопасности туризма. Ответственность за нарушение законодательства о туристской деятельности. 8 2 2 4
ИТОГО: 144 36 36 72
ний между важнейшими субъектами туристского рынка. Перечислим задачи, стоящие перед учебной дисциплиной «Правовое регулирование туристской деятельности» [3, c. 35].
1. Выявление источников права и правоотношений, возникающих в сфере туризма и туристской деятельности.
2. Анализ особенностей и направлений международно-правового регулирования туристской деятельности.
3. Анализ особенностей и направлений государственно-правового регулирования туристской деятельности.
4. Определение правового статуса основных субъектов туристского рынка — туроператоров, турагентов, контрагентов и туристов.
5. Характеристика важнейших способов обеспечения исполнения обязательств субъектами туристской деятельности перед потребителями услуг.
78
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
К вопросу о правовой подготовке бакалавров и магистров туризма
6. Анализ особенностей правового регулирования договорных отношений, складывающихся между субъектами туристской деятельности.
7. Рассмотрение проблем и направлений правового регулирования транспортного, гостиничного и страхового обслуживания туристов.
8. Рассмотрение иных вопросов и проблем законодательства о туристской деятельности.
Авторская программа курса с содержанием основных тем и распределением часов представлена в таблице 2.
Согласно пункту 7.3 ФГОС ВПО по направлению 100400 «Туризм», реализация компе-тентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций туристской деятельности, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов туристской индустрии.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий. Мы рекомендуем организовать преподавание правовых дисциплин в форме лекционных, семинарских и практических занятий, а также аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Лекционные занятия (36 часов) лучше «наполнять» наиболее сложными теоретическими и проблемными вопросами. К примеру, на лекционные занятия можно вынести вопросы, связанные с определением сущности и содержания правоотношений в сфере туризма, системы источников правового регулирования туристской деятельности. Целесообразно на лекциях рассмотреть также наиболее сложные и фактологически насыщенные темы по международно-правовому и государственно-правовому регулированию туристской дея-
тельности, правовой природе договоров в сфере туризма.
На семинарских занятиях (8 часов) следует: а) определить правовой статус субъектов туристской деятельности; б) проанализировать систему международного и государственного управления и регулирования туризма; в) рассмотреть содержание нормативно-правовых актов, регулирующих туристскую деятельность; г) разобрать иные вопросы и проблемы законодательства о туристской деятельности. В пределах всех четырех семинарских занятий можно проводить небольшие проверочные работы для оперативного контроля усвоения материала (к примеру, терминологические пятиминутки).
Практические занятия (28 часов) предполагают использование разнообразных активных и интерактивных форм обучения. Так, четыре занятия следует провести в виде деловых и ролевых игр или с использованием метода проблемных ситуаций для разрешения сложных правовых проблем из жизненной или судебной практики. Два занятия необходимо провести на базе предприятий туристской индустрии или в мировом (районном) суде для присутствия на судебном разбирательстве по делу о защите прав туристов. Одно занятие можно провести в форме психологического или бизнес-тренинга (тренинга командообразования) для активизации и сплочения студенческой группы в процессе решения поставленных правовых проблем. Два занятия мы рекомендуем провести в виде мастер-классов или тематических встреч с экспертами или специалистами сферы туризма. На трех занятиях следует увлечь студентов разрешением казусов. Два занятия необходимо посвятить организации промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
Самостоятельная работа студентов (72 часа) организуется в различных формах: а) выполнение групповых проектов; б) анализ судебных решений по определенной категории туристских споров; в) выполнение реферативных работ; г) анализ важнейших международных и национальных нормативно-правовых актов, регламентирующих туристскую деятельность; д) характеристика системы правового регулирования туристской деятельности в одной из стран мира. Наиболее активным студентам можно засчитывать в качестве СРС работу на предприятиях индустрии туризма, правовое
79
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
консультирование туристов в рамках юридических клиник, предприятий туризма и т. д.
В течение семестра возможно проведение промежуточного контроля знаний студентов в виде тестов или письменной контрольной работы. В процессе проведения промежуточного и итогового контроля наибольшее внимание следует уделять закреплению основных знаний и навыков, касающихся: а) анализа содержания нормативно-правовых актов, регулирующих туристскую деятельность; б) разрешения наиболее распространенных правовых конфликтов и проблем с участием туристов и турфирм; в) выявления и рассмотрения основных правоотношений с участием туристов;
г) определения правовой природы туристских договоров, круга оснований их расторжения;
д) определения правового положения субъектов туристского рынка и т. д.
Еще одной формой организации учебного процесса являются учебные и производственные практики, наличие которых предполагается ФГОС ВПО по направлению «Туризм». Такие практики, организуемые на базе предприятий туризма, судебных учреждений, позволяют познакомиться с практикой применения туристского законодательства, а также знаний и навыков, полученных при изучении курса правового регулирования туристской деятельности. Практики позволяют студентам глубже «окунуться» в специфику правового регулирования туризма, правовой работы туристских организаций, приобрести соответствующие знания и навыки, необходимые как для работы на предприятии туризма, так и для разрешения правовых проблем.
Остановимся еще на одном аспекте преподавания правового регулирования в сфере туризма. Туристское законодательство является довольно новым межотраслевым институтом права в Российской Федерации, в отличие от туристского законодательства ряда зарубежных стран, поэтому использование метода сравнительного анализа при преподавании правовых дисциплин в туризме представляется целесообразным и необходимым.
Компаративистский метод может быть использован как при проведении лекционных и семинарских занятий, так и при самостоятельной работе студентов. Использование данного метода на лекциях позволяет преподавателю показать преимущества и недостатки правового регулирования отдельных общественных
отношений в национальном туристском законодательстве, выработать рекомендации по возможному усовершенствованию норм и правоприменительной деятельности с учетом новелл зарубежного законодательства. Альтернативой предложенного метода является анализ на ряде семинарских занятий нормативных актов, в первую очередь, специального законодательства, с выявлением особенностей и отличительных черт в правовом регулировании тех или иных институтов права. Метод сравнительного правоведения незаменим и при самостоятельной работе студентов, проводимой под руководством преподавателей. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с научнотеоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения правового регулирования в сфере туризма, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации [6, с. 10—11].
Магистерский курс «Правовое обеспечение сферы туризма» направлен, в первую очередь, на углубление знаний, полученных при освоении учебной дисциплины «Правовое регулирование туристской деятельности» в рамках основной образовательной программы бакалавриата и соответствующих его профилей. При этом количество часов и конкретное наполнение учебного курса для магистрантов будет определяться спецификой избранной магистерской программы, но обычно не превышает объема в 70—100 часов.
Магистерский курс «Правовое обеспечение сферы туризма» предполагает наиболее полноценную реализацию авторского подхода к его содержанию и преподаванию. Авторы представили свое видение содержания данной дисциплины, включив в него два больших раздела — правовое обеспечение туристской деятельности и правовое обеспечение туристского развития, отражающих, соответственно, сферу туризма и ее правовое регулирование в статическом и динамическом состояниях.
Первый раздел содержит углубленный и отчасти повторительный материал, в него включены следующие главы: источники правового регулирования туристской деятельности; правовой статус субъектов туристской деятельности; новеллы правового регулирования туристской деятельности; договорные отношения
80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
К вопросу о правовой подготовке бакалавров и магистров туризма
между туристами и туристскими организациями; основания расторжения договора о реализации туристского продукта; договорные отношения между туроператорами и турагентами; договорные отношения между туроператорами и контрагентами; проблемы правового регулирования туристской деятельности.
Особый интерес представляет материал второго раздела, объединяющий исследования авторов по ряду вопросов, которые ранее не разрабатывались в учебной и научной литературе. Так, правовое обеспечение туристского развития раскрывается авторами через: а) правовое обеспечение разработки и реализации Федеральных целевых программ развития туризма; б) правовое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ развития туризма; в) основные направления оптимизации туристской отрасли (кластеризацию, туристское проектирование, брендирование и имиджирование); г) защиту интеллектуальных прав в сфере туризма.
Магистерской дисциплиной «Правовое обеспечение сферы туризма» целесообразно завершать курс магистерской подготовки, поскольку предмет готовит обучающихся к дальнейшей практической деятельности, подводит их к самому ответственному этапу — защите магистерской диссертации, снабжает их наиболее актуальными и необходимыми материалами и знаниями для прохождения профессиональной практики, разрешения проблемных ситуаций, связанных с защитой интересов субъектов туристской деятельности — туристов и туристских организаций.
Определенным «камнем преткновения» для преподавателей и научных работников, занимающихся вопросами туристского права, является проблема обеспеченности курса актуальной учебной и научной литературой. Весь информационный массив, с которым мы настоятельно советуем поработать преподавателям и студентам, можно разделить на четыре блока.
Первый блок представлен циркулирующими на книжном рынке и в Интернете учебниками, учебными и методическими пособиями, подготовленными М.Б. Биржаковым, П.Н. Бирюковым и Ю.А. Хамовой, Н.А. Соколовой, Д.П. Стригуновой, Н.И. Волошиным, а также рядом внутривузовских изданий, опубликованных малыми тиражами.
Второй блок представлен справочными и монографическими изданиями, коммен-
тариями к действующему законодательству. Так, в учебном процессе можно успешно использовать справочные работы А. С. Кускова и Ю.А. Джаладян, Г.М. Дехтярь, Н.И. Волошина, Ю.Ф. Волкова, В.С. Сенина и др. В качестве дополнительной литературы могут использоваться комментарии к туристскому законодательству (Я.Е. Парций, О.Н. Викулова, Е.Л. Писаревский, А.А. Батяев, И. В. Зыкова, Ю.С. Сапрыкин) и монографические исследования (Н.В. Сирик, А.С. Кусков, Я.В. Вольвач и др.). Для получения более детальной информации рекомендуем обращаться к библиографическому указателю, подготовленному А.С. Кусковым и Н.В. Сирик [4].
Третий блок представлен диссертационными исследованиями Е.Л. Писаревского (1999, 2012), Н.В. Сирик (2001), А.Н. Ошнокова, С.М. Елина (2002), Ю.А. Чененова, К.С. Свиридова (2003), А.Е. Толстовой, И.А. Чеботаревой, О.В. Ткаченко (2004), Э.Г. Баразговой, Т.Т. Сунарчиной (2005), С.Л. Соловьева (2006), Е. В. Ахтямовой, Ю.В. Никоноровой, Л.Е. Калининой (2007), Н.А. Ган, А.В. Стригулиной, М.Р. Плиевой (2008), Т.Э. Погудиной, Ю.А. Хамовой (2009), М.В. Шаруевой, Я.В. Вольвач (2010), М.А. Бобкова (2011), А.А. Муталиевой, И.Е. Отческого (2012), Е.А. Батищева (2013).
И, наконец, четвертый блок образуют статьи и научно-практические публикации по вопросам правового регулирования туристской деятельности, представленные в журналах «Туризм: право и экономика», «Вопросы туризмоведения», «Вестник Национальной академии туризма», «Хозяйство и право», «Право и экономика», «Турбизнес», «Туризм: практика, проблемы, перспективы», «Адвокат», «Законодательство», «Актуальные проблемы российского права» и др., а также в сборниках статей и материалов конференций.
Выводы
Суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, задачей профессионального образования в сфере туризма является не столько реагирование на нужды рынка туристских услуг, сколько подготовка кадров для него в опережающем режиме. При подготовке специалиста следует учитывать необходимость формирования профессиональных компетенций: ведь если он не обладает основными компетенциями, указанными в профес-
81
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
сиональном стандарте, то неминуемо теряет позиции и не сможет достичь полного успеха в профессиональном мире.
Во-вторых, формирование правовых компетенций бакалавров и магистров в сфере туризма обусловлено высокой значимостью данной категории в системе подготовки выпускников и требованиями современного рынка рабочей силы. Указанный процесс невозможен без освоения необходимых и систематизированных правовых знаний, которые являются важным элементом профессиональной подготовки бакалавров и магистров в сфере туризма.
В-третьих, формирование специализированных правовых компетенций у студентов, обучающихся по туристским направлениям, требует накопления и усвоения как знаний основ и общих принципов права и государства, правового положения личности в обществе,
конституционных прав и обязанностей человека и гражданина (которые могут быть реализованы в рамках общеправовых дисциплин), так и знаний отдельных отраслей права и законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью бакалавров и магистров в сфере туризма и гостеприимства.
В-четвертых, можно уверенно говорить, что успех формирования профессионально грамотных специалистов в области туризма основывается на целостности обучения, интегрированности программ подготовки бакалавров и магистров по правовому обеспечению туризма, использованию зарубежного опыта правового регулирования в сфере туризма, а также ориентированности студентов на успех и стремлении состояться в будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Егоров В.Е. Правовое образование в неюридическом вузе: Монография. Псков: ЛОГОС, 2009.
2. Кириллов В.П. Правовая подготовка студентов туристского вуза: состояние и перспективы // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 3.
3. Кусков А.С., Сирик Н.В. Правовое обеспечение сферы туризма: Учебное пособие. М.: Форум, 2014.
4. Кусков А. С., Сирик Н.В. Правовое регулирование туристской деятельности: Библиографический указатель. Саратов: Наука, 2013.
5. Кусков А.С. Проблемы правовой подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 100400 «Туризм» // Право и образование. 2012. № 8.
6. Сирик Н.В., Шкредова Э.Г. Использование компаративистского метода в обучении студентов юридического факультета: на примере гражданского и уголовного права // Юридическое образование и наука. 2006. № 3.
7. Щука Г.П. Система професшно! освгги у сферi туризму в Росшськш Федераци, Украш та РеспублЩ Бшорусь: Монограф1я. Луганськ: ЛНУ iменi Тараса Шевченка, 2013.
ON LEGAL COMPETENCE OF BACHELORS AND MASTERS IN TOURISM
Kuskov Aleksei Sergeevich, Professor, Candidate of Cultural Anthropology, askuskov@mail.ru International Public University of Tourism, Moscow, RussianFederation,
Sirik Nataliia Valerievna, Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Procedure,
Smolensk University for Humanities, Russian Federation,
Shchuka Galina Petrovna, Doctor of Pedagogics, Associate Professor at the Department of Tourism, Hotel and Catering Industry,
Taras Shevchenko National University of Luhansk, Ukraine
The article presents the author’s perspective on the content of legal training as part of the undergraduate and graduate education in tourism-related disciplines and as implemented in the framework of the new (3+) generation of standards. The authors substantiate the expediency of the «Legal groundwork for the tourism industry» course development. The authors proceed from the premise that law-related courses have always been generally considered to be the most challenging both for the faculty (as their teaching requires
82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
Из опыта применения принципа двухмерной дидактики в учебном процессе
faculty members to be qualified instructors and legal practitioners actively engaged in research concerning legal regulation in the tourism industry) and the students, which brought a majority of HE institutions to consciously exclude the course from the curriculum or to replace it by other less law-specific courses. The authors of the article make a case of a complex approach to and consideration of the major issues linked to the legal groundwork for tourism activity, the development and implementation of the federal and regional tourism development programmes. The «Legalgroundworkfor the tourism industry» course, as developed by the authors, views tourist activity as the object of legal regulation, covers the current issues of tourist activity legal regulation, identifies the operators of the tourist activity, describes the contracting system used in the tourism industry, provides for research into the major aspects of the legal groundwork for federal, regiona, and municipal programme development, the tourist market clusterization, etc. The course is designed as a core course for graduate students and as an advanced course of study for undergraduate students majoring in law- and/or service-and-tourism-related disciplines.
Keywords: legal groundworkfor the tourism industry, the object of legal regulation in tourism, tourist activity operators
References:
1. Egorov, V.E. Pravovoe obrazovanie v neiuridicheskom vuze: monograflia [Legal training at non-law-oiiented HE institutions: monograph]. Pskov: LOGOS Publ., 2009.
2. Kirillov, V.P. Pravovaia podgotovka studentov turistskogo vuza: sostoianie i perspektivy [Legal training for students of colleges of tourism: current status and prospects]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 2013. № 3.
3. Kuskov, A.S., Sink, N. V. Pravovoe obespechenie sfery turizma: uchebnoe posobie [Legal groundwork for the Tourism industry: a study guide]. Moscow: Forum Publ., 2014.
4. Kuskov, A.S., Sink, N. V. Pravovoe regulirovanie turistskoi deiatel’nosti: bibliograficheskii ukazatel’ [Legal regulation oftourist activity: bibliography]. Saratov: Nauka Publ., 2013.
5. Kuskov, A.S., Sink, N. V. Problemy pravovoi podgotovki studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchaiushchikhsia po napravleniiu 100400 «Turism» [On legal training as provided for undergraduate and graduate students specializing in tourism]. Pravo i obrazovanie [Law and education]. 2012. № 8.
6. Sirik, N. V. Ispol’zovanie komparativistskogo metoda v obuchenii studentov iuridicheskogo fakul’teta: na primere grazhdanskogo i ugolovnogo prava [Comparative method as employed in the instruction of law students (case study: civil and criminal law)]. Iuridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal training and science]. 2006. № 3.
7. Shchuka, G.P. Sistema profesiinoi osviti u sferi turizmu v Rosiis’kii Federatsii, Ukraini ta Respublitsi Bilorus’: monografiia [System of professional training in tourism-related disciplines in the Russian Federation, Ukraine and Belarus: monograph]. Lugansk: KNU imeni Tarasa Shevchenka Publ., 2013.
УДК 622:502.3 DOI: 10.12737/3880
ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА ДВУХМЕРНОЙ ДИДАКТИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН
Цеханович Ольга Михайловна, кандидат технических наук, доцент, olgagzhel@mail.ru,
Бырдин Виктор Степанович, кандидат технических наук, доцент, kirchevskay-m.s@yandex.ru, Гжельский государственный художественно-промышленный институт, пос. Электроизолятор, Раменский р-н, Московская обл., Российская Федерация
Статья описывает методику применения концепции двухмерной дидактики при проведения занятий для студентов вузов «Гжель-1», разработанную Гжельским государственным художественно-промышленным институтом с целью формирования у студентов-бакалавров в области туризма более глубоких общекультурных и профессиональных компетенций. Методика ориентирована на развитие индивидуальных способностей студентов, интеграцию аудиторного, ин-
83