Научная статья на тему 'К вопросу о правовом статусе субъектов, образующих состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав'

К вопросу о правовом статусе субъектов, образующих состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
817
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ / СИ СТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ / ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ / COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS / THE SYSTEM OF PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY / THE CHAIRPERSON OF THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS / EXECUTIVE SECRETARY OF THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна

Введение: Комиссия по делам несовершеннолетних орган, координирующий деятельность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер шеннолетних. От определенности статуса лиц, образующих ее состав, зависит эффективность деятельности указанной системы в целом. Цель: рассмотрение правового статуса субъектов, образующих состав комиссии по делам несовершенно летних и защите их прав. Методологическая основа: анализ, синтез, логический метод, формально юридический метод, метод межотраслевых юридических иссле дований. Результаты: проанализированы положения федерального и регионального законодательства, регулирующего вопросы организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Предлагается считать статус за местителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав организационно-контрольным, а ответственного секретаря указанной комиссии обеспечительным. Вывод: нормативно-правовое регулирование вопросов создания и организации деятельности комиссий может иметь специфику в отдельно взятом субъекте РФ, а при наделения органов местного самоуправления данными полно мочиями и в отдельно взятом муниципальном образовании, но как в одном, так и в другом случае, оно должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ и Примерного положения..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF THE SUBJECTS, FORMING THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS

Background: the juvenile Affairs Commission the coordinating body for the prevention of child neglect and juvenile delinquency. From the certainty of the status of individuals that make up its composition, the effectiveness of this system as a whole. Objective: consideration of the legal status of the subjects, forming the Commission on Affairs of minors and protection of their rights. Methods: the analysis, synthesis, logical method, formal legal method, method of intersectoral legal studies. Results: analyzed the provisions of the Federal and regional legislation regulating the organization and activities of commissions for minors and protection of their rights. It is proposed to consider the status of the Deputy Chairman of the Commission on Affairs of minors and protection of their rights of organization and control, and the Executive Secretary of said Commission interim. Conclusion: the legal regulation of creation and activities of the commissions may have information on a particular subject of the Russian Federation, and in giving local authorities these powers in a particular municipality, but in the one and in the other case, it shall be implemented in accordance with the requirements of article 11 of the Federal law from June 24, 1999 № 120-FL and sample clauses.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом статусе субъектов, образующих состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»

УДК 342.922:351.766.2

Е.В. Ильгова

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СУБЪЕКТОВ, ОБРАЗУЮЩИХ СОСТАВ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ*

Введение: Комиссия по делам несовершеннолетних — орган, координирующий деятельность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. От определенности статуса лиц, образующих ее состав, зависит эффективность деятельности указанной системы в целом. Цель: рассмотрение правового статуса субъектов, образующих состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Методологическая основа: анализ, синтез, логический метод, формально юридический метод, метод межотраслевых юридических исследований. Результаты: проанализированы положения федерального и регионального законодательства, регулирующего вопросы организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Предлагается считать статус заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав организационно-контрольным, а ответственного секретаря указанной комиссии — обеспечительным. Вывод: нормативно-правовое регулирование вопросов создания и организации деятельности комиссий может иметь специфику в отдельно взятом субъекте РФ, а при наделения органов местного самоуправления данными полномочиями и в отдельно взятом муниципальном образовании, но как в одном, так и в другом случае, оно должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ и Примерного положения..

Ключевые слова: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

E.V. Ilgova

TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF THE SUBJECTS, FORMING THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS

Background: the juvenile Affairs Commission — the coordinating body for the prevention of child neglect and juvenile delinquency. From the certainty of the status of individuals that make up its composition, the effectiveness of this system as a whole. Objective: consideration of the legal status of the subjects, forming the Commission on Affairs of minors and protection

© Ильгова Екатерина Владимировна, 2017

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия) © Ilgova Ekaterina Vladimirovna, 2017

Candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor, Department of administrative and municipal law (Saratov state law Academy)

* Статья публикуется в рамках выполнения Задания Минобрнауки России, проект № 29.4380.2017/5.1 «Научно-методическое обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их

146 прав (продолжение)».

of their rights. Methods: the analysis, synthesis, logical method, formal legal method, method of intersectoral legal studies. Results: analyzed the provisions of the Federal and regional legislation regulating the organization and activities of commissions for minors and protection of their rights. It is proposed to consider the status of the Deputy Chairman of the Commission on Affairs of minors and protection of their rights of organization and control, and the Executive Secretary of said Commission — interim. Conclusion: the legal regulation of creation and activities of the commissions may have information on a particular subject of the Russian Federation, and in giving local authorities these powers in a particular municipality, but in the one and in the other case, it shall be implemented in accordance with the requirements of article 11 of the Federal law from June 24,1999 № 120-FL and sample clauses.

Key-words: Commission on Affairs of minors and protection of their rights, the system of prevention of neglect and juvenile delinquency, the Chairperson of the Commission on Affairs of minors and protection of their rights, Executive Secretary of the Commission on Affairs of minors and protection of their rights.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 7 июня 2017г.) (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ)1 порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта РФ.

Вместе с тем абз. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 120-ФЗ предусмотрена возможность издания Правительством РФ Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — Примерное положение). В соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ Правительством РФ на основании и во исполнение положений Федерального закона № 120-ФЗ было издано Постановление, утверждающее Примерное положение, которое согласно ч. 2 указанной статьи является обязательным к исполнению в Российской Федерации. Также обязательность исполнения в Российской Федерации Примерного положения (Постановления Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»2) обосновывается нормами ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г.)3 (далее - Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ).

В соответствии с п. 8 Примерного положения в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссия) входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии (у каждого субъекта имеется свой правовой статус).

Анализ норм Примерного положения, определяющих статус субъектов, образующих состав комиссии (пп. 9-12), позволяет сделать вывод о том, что перечень их полномочий является закрытым и носит исчерпывающий характер. Следовательно, в случаях, когда заместитель председателя комиссии не исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие, Примерным положением он не наделен такими полномочиями, как участвовать в обсуждении

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177; 2017. № 24, ст. 3478.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 45, ст. 5829.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 51, ст. 5712; 2017. № 1, ч. I, ст. 3.

постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам); голосовать при принятии комиссией постановлений; иными правами, закрепленными для членов комиссии п. 12 Примерного положения. В соответствии с п. 11 Примерного положения ответственный секретарь комиссии, также не наделен правом участвовать в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), а также правом голосовать при принятии комиссией постановлений.

Статус заместителя председателя комиссии по своему содержанию является организационно-контрольным, а статус ответственного секретаря комиссии можно назвать обеспечительным.

В соответствии с подп. «в» п. 9 Примерного положения председатель комиссии имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии, что дает ему право выражать свое мнение, голосуя (в отличие от совещательного голоса). При этом председатель комиссии участвует в голосовании наравне с членами комиссии, а в случае равенства голосов вступает в силу право его решающего голоса.

Разграничение правового статуса председателя, заместителя председателя, члена и ответственного секретаря комиссии позволяет каждому из указанных субъектов выполнять свой объем работы, тем самым сделать ее более упорядоченной и системной, что способствует эффективной реализации функций комиссии как коллегиального органа административной юрисдикции.

Необходимо отметить, что нормы Примерного положения запретов на наделение субъектов, образующих состав комиссии, двумя правовыми статусами устанавливают. Так, например, заместитель председателя либо ответственный секретарь комиссии может иметь параллельно статус члена комиссии и наоборот.

Член комиссии, наделенный полномочиями заместителя председателя комиссии, должен выполнять в т.ч. полномочия организационно-контрольного характера, закрепленные п. 10 Примерного положения. В свою очередь член комиссии, наделенный полномочиями ответственного секретаря, должен выполнять и полномочия обеспечительного характера, закрепленные п. 11 Примерного положения и наоборот.

Согласно п. 24.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 30 октября 2017 г.)4 (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий.

В соответствии с ч. 6 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

148

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005; 2017. № 45, ст. 6573.

Определение персонального состава субъектов, образующих комиссию, а также определение их правового статуса, является вопросом, связанным с организацией ее деятельности. Следовательно, решение данного вопроса отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые могут быть переданы органам местного самоуправления.

В случае передачи органам местного самоуправления соответствующего субъекта РФ полномочий по созданию комиссий и организации их деятельности, вопрос о наделении члена комиссии полномочиями ответственного секретаря, либо заместителя председателя комиссии регулируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления, которым определяется персональный состав комиссии.

Анализ, например, норм постановления администрации Частинского муниципального района Пермского края от 14 сентября 2017 г. № 528 «О внесении изменений в постановление администрации Частинского муниципального района от 9 сентября 2015 г. № 476 „Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Частинского муниципального района и ее состава"»5, определяющего персональный состав комиссии, позволяет заключить, что заместитель председателя и ответственный секретарь комиссии данного муниципального района не наделены полномочиями члена комиссии, а следовательно, не обладают правом участвовать в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосовать при принятии данных постановлений.

В случае если органы местного самоуправления указанными полномочиями не наделены, данный вопрос регулируется нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

Анализ положений постановления Правительства Калужской области от 27 июля 2006 г. № 198 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территориях муниципальных образований калужской области»6 и постановления Правительства Калужской области от 7 июля 2017 г. № 398 «О внесении изменений в постановление правительства Калужской области от 27 июля 2006г. № 198 „О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территориях муниципальных образований Калужской области"»7, которыми определяется персональный состав комиссий, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований Калужской области, также свидетельствует о том, что заместители председателей и ответственные секретари указанных комиссий не наделены полномочиями члена комиссии, а следовательно, не обладают правом участвовать в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосовать при принятии данных постановлений.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование вопросов создания и организации деятельности комиссий может иметь специфику в отдельно взятом субъекте РФ, а при наделения органов местного самоуправления данными полномочиями, и в отдельно взятом муниципальном образовании, но как в одном, так и в другом случае, оно должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 120-ФЗ и Примерного положения.

5 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 См.: Весть. 2006. 22 авг.

7 См.: Весть документы. 2017. 21 июля. 149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.