Гражданское право
Н.В. Бандурина
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СОДЕРЖАНИИ КОРПОРАТИВНОГО КОНФЛИКТА
В работе проведен анализ понятия «корпоративный конфликт», содержащегося в правовых актах и литературе. Автором исследуются различные основания для классификации корпоративных конфликтов и выражается мнение о необходимости достижения баланса интересов мажоритарных и миноритарных акционеров, самого общества и государства для эффективного функционирования хозяйственной системы экономики.
Ключевые слова: акционерное общество, корпорация, конфликт, стабилизация, эффективность, управление, акционер, органы управления, баланс, бизнес.
В настоящее время в условиях относительной стабилизации российской экономики возрастает количество корпоративных конфликтов в сфере осуществления деятельности одного из основных субъектов современного предпринимательства - акционерных обществах.
Действительно, осуществление акционерным обществом предпринимательской деятельности, успешное решение задач и достижение целей, поставленных перед акционерным обществом при его учреждении, возможны лишь при наличии в нем условий для предупреждения и урегулирования корпоративных конфликтов -конфликтов между органами общества и его акционерами, а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества1.
В Кодексе корпоративного поведения корпоративный конфликт определяется как конфликт между органами общества и его акционерами, а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества при осуществлении обществом пред-
© Бандурина Н.В., 2014
принимательской деятельности, успешное решение задач и достижение целей, поставленных перед обществом при его учреждении, возможны лишь при наличии в нем условий для предупреждения и урегулирования корпоративных конфликтов.
В п. 1.1.1 главы 10 указывается, что любое разногласие или спор между органом общества и его акционером, которые возникли в связи с участием акционера в обществе (в том числе и по вопросам надлежащего выполнения рекомендаций Кодекса или внутренних документов общества, принятых в соответствии с рекомендациями Кодекса), либо разногласие или спор между акционерами, если это затрагивает интересы общества, по своей сути представляет собой корпоративный конфликт, так как затрагивает или может затронуть отношения внутри общества. Поэтому необходимо обеспечить выявление таких конфликтов на самых ранних стадиях их развития и внимательное отношение к ним со стороны общества, его должностных лиц и работников.
Кроме того, О.В. Осипенко определяет корпоративный конфликт как длящиеся существенные разногласия между акционерами компании, акционерами и топ-менеджерами, органами, подчиненным им аппаратом управления и трудовым коллективом предприятия, членами коллегиальных органов управления, а также между компанией в целом, представленной ее мажоритарным участником или органами управления, с одной стороны, и внешними участниками корпоративных отношений в широком смысле, в числе которых органы государственной власти, контрольные и надзорные структуры (правоохранительные, антимонопольные, экологические, налоговые и тому подобные органы, регуляторы корпоративных отношений), кредиторы и дебиторы компании, иные ее значимые контрагенты, население административно-территориальной единицы, в экономике которой данная компания играет заметную роль, иные стейкхолдеры, предметом которых является системная оценка качества и эффективности корпоративного управления либо права совладения бизнесом компании (права, удостоверенные ценными бумагами, эмитированными данной ком-панией)2.
По его мнению, корпоративный конфликт имеет место там и тогда, где и когда:
1) не просто возник частный (локальный) спор по тем или иным вопросам руководства акционерным обществом или обладания титулами собственности на компанию, а инициирована одной из сторон и эволюционирует вполне намеренно поддерживаемая участниками конфликта конфронтация, неразрешимая по итогам
однократных консультаций сторон в той или иной форме (переговоры, переписка с соответствующим удовлетворением требований заявителя, конструктивная критика руководства компании на публичных корпоративных форумах - собрании акционеров, конференции трудового коллектива, разбирательстве на комиссии по трудовым спорам, заседании корпоративного секретариата, комитете совета директоров по корпоративной этике и т. п.). То есть корпоративный конфликт - это длящиеся существенные разногласия между агентами корпоративных отношений;
2) участниками корпоративного конфликта могут быть как «внутренние» участники корпоративных отношений (акционеры, ведущие менеджеры), а также в определенных ситуациях и члены трудового коллектива, не владеющие акциями и не входящие в коллегиальные органы управления и контроля компании, так и «внешние» участники корпоративной сферы в широком смысле;
3) базовый объект (стратегическая цель) корпоративного конфликта может быть двояким. Это или претензии на права по управлению компанией, включая: а) полный корпоративный контроль, б) реализацию особых прав, предоставляемых так называемыми значимыми до контрольными участиями (10-49 % от общего количества размещенных голосующих акций компании); в) права на осуществление миссии текущего (операционного) управления предприятием (пост генерального директора или управляющей организации) или целостные (и, как правило, альтернативные существующей модели управления) предложения по корректировке или радикальной реструктуризации стратегического менеджмента и операционного управления корпорацией. То есть речь идет о системных предложениях активной стороны конфликта, касающихся качества и эффективности корпоративного менеджирования. Авторами и «реализаторами» таких предложений могут быть, в частности, и «внешние участники» корпоративных отношений.
В.И. Добровольский четко выделяет при анализе природы корпоративных конфликтов определенные формы злоупотребления правами участников корпоративных конфликтов и недобросовестного выполнения своих обязанностей3:
1. Ненадлежащее уведомление акционера (участника) общества о проведении собрания общества (как первоначального, так и повторного) как форма недобросовестного исполнения обязанностей лица, созывающего собрание.
2. Злоупотребление правом на созыв и проведение повторного собрания акционеров с целью принятия решений помимо воли владельца контрольного пакета акций.
3. Злоупотребление правом путем фальсификации протокола общего собрания акционеров (участников) общества.
4. Злоупотребление акционером (участником) правом на обжалование решений собрания (совета директоров) общества с целью последующего оспаривания сделок, заключенных обществом, выпуска акций и т. п.
5. Злоупотребление правом путем ведения двойного, параллельного реестра акционеров.
6. Злоупотребление правом путем обжалования сделок и решений общества лицом, которое не являлось акционером на момент их совершения (принятия) или не является таковым на момент обращения в суд.
7. Злоупотребление правом путем противодействия акционеру в реализации его права на участие в собрании и голосовании.
8. Злоупотребление правом лицом, которое стало владельцем акций (долей) заведомо для него в отсутствие законных оснований.
9. Злоупотребление правом путем игнорирования при проведении собрания и подсчете голосов акций лица, которому суд запретил голосовать.
10. Злоупотребление правом путем обжалования сделок, право на обжалование которых акционеру не предоставлено.
11. Злоупотребление правом путем неправильного исчисления сроков исковой давности по корпоративным спорам.
Довольно органично корпоративный конфликт был определен Д.И. Дедовым как нарушение прав и (или) законных интересов участников, и (или) общества в результате совершения неправомерных действий со стороны других участников или менеджмента общества4.
По его мнению, корпоративные конфликты возникают в результате совершения неправомерных действий со стороны участников (как мажоритарных, так и миноритарных) или членов органов управления, менеджеров общества, нарушающих права и законные интересы других участников и (или) общества.
Кроме того, корпоративным отношениям в любой стране присущи три вида конфликтов:
1) противостояние между менеджерами и акционерами;
2) противостояние между контролирующими и миноритарными акционерами;
3) противостояние между компанией (акционерами как группой) и внешними группами, такими как кредиторы и наемные работники.
Таким образом, любое разногласие или спор между органом общества и его акционером, которые возникли в связи с участием акционера в обществе, либо разногласие или спор между акционе-
рами, если это затрагивает интересы общества, по своей сути представляет собой корпоративный конфликт, так как затрагивает или может затронуть отношения внутри общества.
В настоящее время классификация корпоративных конфликтов различными авторами проводится по большому количеству оснований.
Так, наиболее распространенной является классификация корпоративных конфликтов по содержанию и скрытым целям на следующие виды: нарушение норм законодательства; поглощения; конфликты по поводу дивидендов; конфликты с менеджерами; конкуренция; корпоративный шантаж; противоречия в законодательстве и др.5
Достаточно основательный и концептуальный подход к классификации корпоративных конфликтов содержится в работе О.В. Осипенко. Так, указанный автор полагает, что, учитывая достаточно широкий концептуальный подход к категории «корпоративный конфликт», представляется методологически оправданным строить типологию современных российских корпоративных конфликтов с использованием нескольких классификационных критериев6.
Таким образом, корпоративные конфликты могут быть разделены на группы в зависимости от участия в них тех или иных органов управления акционерным обществом, возникновения или реализации их имущественных прав, процедурных аспектов деятельности акционерного общества, заключения различных видов сделок, нарушения условий договоров, непредоставления информации, нарушения эмиссионных процедур, изменения состава органов корпоративного управления и т. д.
На основании проведенного анализа полагаем возможным сформулировать классификацию корпоративных конфликтов в акционерных обществах в зависимости от субъектного состава корпоративного конфликта7:
- между уровнями корпоративного управления: конфликты между акционерами и менеджментом, между советом директоров и менеджментом, между акционерами и директорами;
- внутри органов корпоративного управления: конфликты между миноритарными и мажоритарными акционерами; между директорами (выборными членами совета директоров и независимыми [профессиональными] директорами) и др.;
- между головной (материнской) компанией и дочерними и зависимыми обществами, входящими в одну корпорацию.
Следует отметить, что корпоративные конфликты неизбежны в условиях функционирования организаций, особенно акционерных об-
ществ, так как существует большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих процесс организации общества, выпуска ценных бумаг, поведения внутри корпорации, а в масштабах каждой фирмы еще и устав и учредительный договор создают благоприятную почву для неоднозначных трактований положений документов8.
Кодекс корпоративного поведения в п. 3 устанавливает, что в случае возникновения корпоративного конфликта между акционерами общества, способного затронуть интересы самого общества либо других его акционеров, органу общества, ответственному за рассмотрение данного спора, следует решить вопрос о том, затрагивает ли данный спор интересы общества и будет ли его участие способствовать урегулированию такого спора, а также принять все необходимые и возможные меры для урегулирования такого конфликта.
Не вызывает сомнения тот факт, что в управлении корпоративными отношениями должен быть найден определенный баланс интересов мажоритарных и миноритарных акционеров, самого общества и государства. Такое воздействие на корпоративные отношения, которое обеспечивает баланс интересов различных участников этих отношений, минимизирует конфликты их интересов, обеспечивает устойчивое существование корпоративных отношений и их поступательное развитие, является корпоративным управлением.
Примечания
1 Распоряжение ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4.
2 См.: Осипенко О.В. Конфликты в деятельности органов управления акционерных компаний. М.: Статут, 2007. С. 10.
3 См.: Добровольский В.И. Применение корпоративного права: практическое руководство для корпоративного юриста. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 102.
4 Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 278.
5 Корпоративные конфликты [Электронный ресурс] // «Премьер» АО. URL: http://www.1ao.ru/uruslg/us02.html (дата обращения: 21.01.2014).
6 См.: Осипенко О.В. Указ. соч. С. 10-12.
7 См.: Андреева А.Р. Правовое регулирование корпоративных конфликтов по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 213.
8 См.: Петрова А.Д. Виды корпоративных конфликтов и корпоративных споров. М., 2008. С. 37.