УДК 340.12 С.В. Катцина
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ НИГИЛИЗМЕ
В статье освещаются два подхода к понятию, причинам и способам преодоления правового нигилизма в российском обществе в зависимости от понимания роли права в системе социальных норм. Ключевые слова: правовой нигилизм, право, социальная норма, соотношение норм.
S.V. Kattsina TO THE ISSUE OF LEGAL NIHILISM
Two approaches to the concept, the reasons and the ways to overcome legal nihilism in the Russian society depending on understanding the law role in the social norm system are illustrated in the article.
Key words: legal nihilism, law, social norm, parity of norms.
В современной российской правовой науке актуальна тема о правовом нигилизме. Распространено мнение о том, что «вся история правового развития России - это в первую очередь история правового нигилизма всего российского общества»1.
По данным социологического опроса, проведенного 18-22 июня 2010 года Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр), подавляющее число россиян чувствуют себя незащищенными от возможного произвола властей, убеждены в невозможности влиять на политические процессы в стране и уверены, что чиновники не подчиняются законам. Так, не чувствуют себя защищенными от возможного произвола со стороны правоохранительных, налоговых, судебных и других государственных органов - 71 %; уверены или склоняются к убеждению, что чиновники не подчиняются законам - 82 %; не заинтересованы в участии в политической жизни страны и даже своего города - 62 %; сомневаются в возможности защитить свои права в случае их нарушения - 61 % опрошенных россиян2. Приведенные данные красноречиво свидетельствуют о распространенности явления, рассмотрению которого посвящена настоящая статья.
Что же такое правовой нигилизм?
Нигилизм (от латинского ничто - ничто, ничего) - полный скептицизм, отрицание общепринятых ценностей - идеалов, нравственных норм, культуры, форм общественной жизни3. Соответственно, правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма, выражающаяся в отрицании норм права, «невостребо-ванности права обществом»4.
Исследование содержания понятия «правовой нигилизм» с точки зрения места права в системе норм социального регулирования позволяет выявить два исторически сложившихся в науке подхода к рассматриваемому явлению.
Представители первого подхода исходят из принципа верховенства права в общей совокупности социальных норм. Так, Б.А. Кистяковский в 1909 году отмечал, что «... из всех формальных ценностей право, как наиболее совершенно развитая и почти конкретно осязаемая форма, играет самую важную роль»5.
Сторонники такого подхода провозглашают превосходство правовых норм над другими нормами социального регулирования: нормами морали, религии, идеологии и т.д.
Придерживающиеся указанной точки зрения представители современной российской науки, в частности В.С. Нерсесянц, характеризуют право как «всеобщую, необходимую и единственную форму бытия и выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни»6, утверждая, что «другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни, кроме правовой, человечество не изобрело. Да это и невозможно ни логически, ни практически. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы»7.
По мнению указанного исследователя, вне права не существует ни равенства, ни свободы, ни справедливости, так как мораль, нравственность, религия и другие «неправовые сферы (и присущие им формы и нормы регуляции) носят ограниченный, частичный характер, имеют какое-то фактическое (неформализованное) содержание (в силу множественности моральных, нравственных, религиозных форм, норм и представ-
1 Волкова С.В., Малышева Н.И. Обзор международной научно-теоретической конференции «Право и глобализация: проблемы теории и истории» // История государства и права. 2009. № 14.
2 URL: http://www.levada.ru/press/201006.html.
3 Новый словарь иностранных слов. М.: ACT, 2009.
4 Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. № б.
5 Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. - Cвердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. C.119.
6 Нерсесянц, В£. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // ^циол. исследования. 2001. № 10. C.5.
7 Там же, C. б.
лений о должном, отсутствия всеобщих морали, нравственности, религии и т.д). и лишены присущей лишь праву абстрактно-всеобщей формы (и всеобщей формализации), в которой только и можно выразить абстрактно-всеобщий, универсально-формализованный смысл равенства, свободы и справедливости в социу-ме»8. Развивая мысль о ведущей роли права среди других форм социального регулирования, В.С. Нерсесянц утверждает, что «поскольку внеправовые начала лишены определенности принципа правового равенства и права в целом (объективной всеобщности правовой нормы и формы, единого масштаба права, равной меры правовой свободы и справедливости), они неизбежно оказываются во власти субъективизма, релятивизма, произвольного усмотрения и частного выбора (индивидуального, группового, коллективного, партийного, классового и т.д)»9.
Морально-нравственные, идеологические, религиозные, иные социальные регуляторы признаются произвольными, неопределенными, то есть неспособными справиться с поставленной задачей упорядочения общественной жизни.
Очевидно, что правовой нигилизм с позиции сторонников такого подхода выступает исключительно как неуважение к нормам права и к устанавливающим и обеспечивающим их исполнение государственным институтам.
Соответственно содержанию, вкладываемому в определение понятия, сторонниками вышеуказанного подхода предлагаются и пути преодоления явления правового нигилизма.
Так, критикуя «притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям»10, Б.А. Кистяковский утверждал, что «только новая волна западничества, хлынувшая в начале девяностых годов вместе с марксизмом, начала немного прояснять правовое сознание русской интеллиген-ции»11. По мнению этого автора, для преодоления явления правового нигилизма необходимо усвоение российским обществом таких западных ценностей, как верховенство закона, свобода воли, формальное равенство. При этом под верховенством закона понимается безусловное господство нормативного акта, независимо от его правового содержания; свобода воли с рассматриваемой позиции предполагает выбор поведения лишь в пределах, установленных правовыми нормами, а формальное равенство декларирует равенство субъектов права перед законом, игнорируя фактическое неравенство их статуса и возможностей.
Р.А. Ромашов и Е.Г. Шукшина отмечают, что «на формирование правового нигилизма в молодежной среде в значительной степени оказывают влияние факторы социальной среды, в частности: деидеологизация и коммерциализация общественных отношений, смена ценностных идеалов с ярко выраженной ориентацией на идеалы западной демократии, в связи с чем для правовой культуры молодежи характерен приоритет частных интересов по отношению к публичным, прагматическое восприятие государственноправовых институтов, отрицание традиционных ценностей ...»12. Этот тезис на первый взгляд свидетельствует о признании роли внеправовых социальных норм в социальном регулировании. Далее авторы пишут: «Нынешнее государство - это государство «отцов», в котором доминируют стереотипы, традиции, сформировавшиеся в предшествующий период общественного развития. Поколение молодых людей сталкивается с тем, что эти ценности «не работают» в реальных условиях, однако поколением «отцов» не предпринимается действенных мер по консенсуализации традиционных ценностей с современными условиями жизни общества»13. Одной из основных причин правового нигилизма является, по мнению указанных исследователей, устаревание и отставание от норм права ранее сформировавшихся традиций и социальных стереотипов. Такая позиция косвенно свидетельствует об отношении к внеправовым нормам как к «тормозу» в деле совершенствования регулирования общественных отношений. В качестве средств преодоления правового нигилизма Р.А. Ромашов и Е.Г. Шукшина предлагают включение в процесс социализации молодых людей следующих элементов: накопление навыков самостоятельного оперирования правовыми понятиями и категориями; определение социально-общественной позиции; передача достижений и ценностей правовой культуры от одного поколения другому; развитие юридического мировоззрения; выработка способности адекватно определять основные задачи и ценности права; определение правомерного действия сторон в конкретных условиях, проектирование и принятие возможных оптимальных вариантов развития событий в юридически значимых ситуациях.
Таким образом, несмотря на отмеченную роль внеправовых социальных норм, предлагаемые меры более отвечают позиции сторонников верховенства права, так как предполагают путь дальнейшего развития, направленный не столько на гармонизацию правовых и внеправовых социальных норм, сколько на внедрение новых правовых норм вместо «устаревших» традиций.
8 Там же, С. 8.
9 Там же, С. 6.
10 Кистяковский, Б.А. В защиту права. С. 123.
11 Там же, С. 130.
12 Ромашов Р.А., Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. 2006. № 2.
13 Там же.
Вместе с тем в российской науке имеет место и другой подход к понятию правового нигилизма, представители которого считают, что «правовой нигилизм может представлять собой своеобразный протест против принижения значения внеправовых социальных норм или показатель того, что нормы права вошли в конфликт с актуальными внеправовыми социальными нормами»14. Этот подход основывается на принципах всеобщей взаимосвязи, гармонии и совершенства, стремления к завершенности правовых и внеправовых социальных норм друг в друге и, так же, как и первый, сформировался исторически.
А.И. Герцен в середине XIX века отмечал, что «нигилизм в серьезном значении - наука и сомнение, исследование вместо веры, понимание вместо послушания»15. В нигилизме он увидел «зарницы той совершеннейшей свободы от всех готовых понятий, от всех унаследованных обструкций и завалов, которые мешают западному уму идти вперед со своим историческим ядром на ногах»16.
Характеризуя особенности правового регулирования в России, Герцен писал: «Русский народ жил только общинной жизнью, свои права и обязанности он понимает лишь по отношению к общине. Вне ее он не признает обязанностей и видит только насилие. Подчиняясь ему, он подчиняется лишь силе; вопиющая несправедливость одной части законов вызывала в нем презрение к другой. Полное неравенство перед судом убило в нем в самом зародыше уважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал, нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно так же поступает правительство. Это тяжело и печально для настоящего времени, но для будущего тут огромное преимущество»17.
Таким образом, традиционно важная роль в развитии российского общества отводилась не столько правовым нормам, сколько обычаям, нормам морали и религии.
Рассматривая широко распространенные идейные течения России конца XIX - начала XX веков, П.И. Новгородцев писал о них так: «право по отношению к полноте нравственных требований есть слишком недостаточное и грубое средство, неспособное воплотить чистоту моральных начал»18. Характеризуя имевшие значительное влияние на современников взгляды Л.Н. Толстого, он отмечает, что «для Толстого перед огромной задачей нравственного совершенствования стушевывается скромная по виду роль правовой организации; право представляется ему скорее помехой, чем залогом нравственного прогресса»19.
С этой точки зрения право рассматривается не как высшая ценность (или главнейший среди социальных регуляторов), а как один из равноправных и взаимосвязанных элементов в общей гармоничной системе социальных норм.
Так, Ф.Х. Галиев отмечает, что «социальные нормы в обществе формируются в течение большого периода времени и функционируют на протяжении всей жизни общества, может быть, видоизменяясь под воздействием определенных общественно-политических и социально-экономических факторов...Ни одна из этих социальных норм не возникает по желанию или капризу какого-то одного человека или даже группы лиц. Эти социальные нормы вырабатываются самим обществом в целом и подвергаются изменению в силу общественных представлений о справедливом или несправедливом, положительном или отрицательном, хорошем или плохом и т.д.
Без традиционных социальных норм, которые являются проверенными временем и людьми регуляторами общественных отношений, существование современного общества нам представляется невозможным. И прежде всего потому, что вопрос между тем, что «можно», и тем, что «нельзя», не всегда решается на основе понятий «законно» или же «незаконно»20.
В таком случае решение проблемы правового нигилизма находится на пути сопоставления и анализа всех элементов социорегулятивной системы, как правовых, так и внеправовых, с целью выявления противоречий между ними и разрешения этих противоречий. Не только правовые нормы, но и нормы морали, нравственности, религии могут являться факторами, сдерживающими совершение правонарушения, но лишь в том случае, когда между правовыми и внеправовыми регуляторами имеет место гармоничное взаимодействие.
Автору настоящей статьи представляется, что правовые нормы следует рассматривать не в отрыве или противопоставлении, а в единстве с внеправовыми социальными правилами поведения, то есть с точки зрения второго из рассматриваемых подходов. Массовое отсутствие веры в справедливость и эффективность правового регулирования среди населения России, о котором свидетельствуют приведенные выше социологические данные, вряд ли может быть преодолено путем подчинения традиционных внеправовых норм социального регулирования нормам права. Реформирование государственных институтов и совершенствование правовых норм, конечно, необходимо, однако оно не может дать ожидаемого эффекта, если будет
14 Мельникова, Т.В. Методологическая функция социальной философии в изучении юридического лица как субъекта права. Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2009.
15 Герцен А.И. Сочинения: в 9 т. Т. 8. М., 1958. С.307.
16 Там же С.394
17 Герцен А.И. Собр. соч. в 30 т. Т. 7. М., 1956. С.251.
18 Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. - М.: Наука, 1996. С. 20.
19 Там же, С.20.
20 Галиев Ф.Х. Социальные нормы и правовая культура в призме исторического развития // История государства и права. 2010. № 2.
механически заимствовать готовые образцы других стран, не учитывая существующие в российском обществе традиции, нормы морали, нравственности, религии, идеологии и т.д. или относясь к ним только как к досадным помехам на пути общественного прогресса
С позиции всеобщей взаимосвязи и единства мира все элементы системы необходимы, социальные нормы взаимно дополняют, обогащают друг друга и находят друг в друге свое развитие и завершение. Таким образом, пути преодоления правового нигилизма находятся в сфере развития и совершенствования всех форм духовного освоения социальной действительности (моральной, политической, правовой, религиозной и др).
УДК 581.1: 58.44.032 Д.А. Сакович
СЕЗОННАЯ ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ ВОДЫ В ОРГАНАХ ДЕКОРАТИВНЫХ КУСТАРНИКОВ
В ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Выявлены особенности содержания воды в органах и тканях 20 видов древесных растений-интродуцентов, имеющих разные сроки цветения, в морозный период года. Это позволяет расширить представление об адаптационных возможностях изученных интродуцентов в неблагоприятный период года.
Ключевые слова: кустарник декоративный, сезон, динамика, интродукция, зимостойкость.
D.A. Sakovich
SEASONAL DYNAMICS OF WATER AVAILABILITY IN ORNAMENTAL BUSH ORGANS
IN COLD YEAR PERIOD
Peculiarities of water availability in organs and tissues of 20 species of woody plants- introducents having various flowering time in cold year period are revealed. It allows to broaden knowledge about adaptation potential of the researched introducens in the unfavorable year period.
Key words: ornamental bush, season, dynamics, introduction, resistance to cold.
В наше время все большее значение приобретает внедрение новых видов древесных растений в более удаленные районы от естественных мест их произрастания, т.е. процесс интродукции. Эта работа проводится как специалистами в различных учреждениях, так и любителями-садоводами на своих приусадебных участках. Знания о потенциальной зимостойкости видов имеют решающее значение при их интродукции. Значимым критерием зимостойкости является характер накопления воды в побегах и почках, т.е. способность выбранных видов к внутренней регуляции водного баланса [1].
Известно, что в цитоплазме одним из основных элементов является вода, регуляция ее содержания позволяет при взаимодействии с другими компонентами клетки влиять на устойчивость растения к стрессовым воздействиям [2]. Это связано, прежде всего, с тем, что избыточное водообеспечение плазмы приводит в условиях низких температур к возникновению большого количества льда. Состояние и поведение воды в клетках и тканях является интегральным показателем степени их устойчивости. По этой причине изучение поведения воды имеет важное научное и практическое значение. Существует недостаток информации о поведении воды в растении при отрицательных температурах, что в свою очередь ограничивает представление о механизме их низкотемпературной устойчивости [3]. Нам известна подобного рода только работа [4].
Целью исследований было выявление особенностей содержания воды в морозный период года в органах и тканях древесных растений, имеющих разные сроки цветения.
В связи с этим были сформулированные следующие задачи исследований:
1. Изучить динамику содержания воды в почках и побегах в период действия низких температур, т.е. в зимне-весенний период года.
2. Выявить виды растений, которые отличаются значительно по содержанию воды, т.е. были контрастными в период наших исследований.
Материалы и методы
Работа выполнялась в арборетуме и окрестностях Никитского ботанического сада (Ялта, АР Крым) в период 2004-2006 годов. Объектами нашего исследования послужили 20 видов декоративных кустарников-