Научная статья на тему 'К вопросу о праве законодательной инициативы прокурора'

К вопросу о праве законодательной инициативы прокурора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4512
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ЗАКОН / ЗАКОНОПРОЕКТ / PROSECUTORS / THE LEGISLATIVE INITIATIVE / THE LAW / BILL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шобухин Владимир Юрьевич

Рассматривается правотворческая деятельность органов прокуратуры, их роль в законотворческом процессе. Анализируется правоприменительная практика. Делается вывод о необходимости закрепления в Конституции РФ за Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами права законодательной инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In clause of the right legislative initiative of the prosecutor

The article deals with law making role and activity of Procuracy and its organs. Law enforcing practice is discussed. The conclusion on necessity of introduction into RF Constitution of the law making initiative of Procurator General and subordinated him procurators is made.

Текст научной работы на тему «К вопросу о праве законодательной инициативы прокурора»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 4 (21). С. 230-232. © В.Ю. Шобухин, 2009

УДК 343

К ВОПРОСУ О ПРАВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРОКУРОРА IN CLAUSE OF THE RIGHT LEGISLATIVE INITIATIVE OF THE PROSECUTOR

В.Ю. ШОБУХИН V.YU. SHOBUKHIN

Рассматривается правотворческая деятельность органов прокуратуры, их роль в законотворческом процессе. Анализируется правоприменительная практика. Делается вывод о необходимости закрепления в Конституции РФ за Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами права законодательной инициативы.

The article deals with law - making role and activity of Procuracy and its organs. Law enforcing practice is discussed. The conclusion on necessity of introduction into RF Constitution of the law - making initiative of Procurator General and subordinated him procurators is made.

Ключевые слова: прокуратура, законодательная инициатива, закон, законопроект.

Key words: prosecutors, the legislative initiative, the law, bill.

Прокуратура России - важнейший государственный орган, деятельность которого подчинена целям обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Одной из важнейших функций прокуратуры является участие прокуроров в правотворческой деятельности. Согласно ст. 9 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуроры в статусе руководителей органов прокуратуры (Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов федерации, прокуроры районов, другие приравненные к ним по статусу прокуроры) при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Основными направлениями правотворческой деятельности являются:

- инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры;

- участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти;

- подготовка правовых заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты;

- участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Федерации.

Полноценной реализации данной функции способствует надзорная деятельность прокуратуры. В ходе её осуществления прокуроры следят за соблюдением Конституции РФ и исполнением федеральных законов, соблюдением прав и свобод граждан федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законам их правовых актов. На данном участке прокурорской деятельности традиционно выявляется множество пробелов и противоречий в законодательстве, несовершенство отдель-

ных законодательных норм, потребность в принятии новых нормативно-правовых актов. Большое внимание уделяется проверке региональных законодательных актов на предмет соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Всё это тем более усложняется в условиях современного интенсивного законотворческого процесса как на федеральном, так и на региональном уровне, сложной структуры органов государственной и муниципальной власти. Повышенную актуальность в этом смысле представляют нормы бюджетной, налоговой, социальной, трудовой, природоохранной отраслей законодательства. Активное участие прокуроры принимают в разработке и совершенствовании законодательства о противодействии коррупции, выработке методов борьбы с ней. Вовлеченность прокурорского надзора практически во все сферы правового регулирования общественных отношений, с одной стороны, требует от прокуроров не только глубокого знания норм действующего законодательства, а с другой - дает возможность иметь широкую осведомленность о реальном положении в сфере соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, выявлять потребности правовой регламентации общественных отношений.

Следует иметь в виду, что до 1993 г. Генеральный прокурор РФ был наделен правом законодательной инициативы. Это очень важно. С принятием Конституции РФ в 1993 г. Генеральный прокурор РФ не был предусмотрен в числе субъектов, обладающих правом законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ). На наш взгляд, это не вполне оправдано.

Внесение законопроекта в законодательный орган субъектом, обладающим правом законодательной инициативы, предполагает его обязательное рассмотрение и требует конкретного решения. А обращение в законодательный орган с предложениями о принятии законов, их изменении, отмене не гарантировано обязательностью рассмотрения законодательным органом. В этой связи такие обращения нередко остаются без внимания. Генеральный прокурор РФ обращается со своими предложениями в законодательный орган в обычном порядке либо обращается в орган, обладающий правом зако-

нодательной инициативы, который если и вносит законопроект, то уже от собственного имени. В этом смысле, представляется примечательным то обстоятельство, что в конституциях и уставах многих субъектов Федерации для региональных прокуроров предусматривается право законодательной инициативы и в законодательных (представительных) органах власти к их законопроектам относятся с большим вниманием.

С 2007 г. в аппаратах прокуратур субъектов Федерации установлена должность старшего помощника по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Сотрудники прокуратуры систематически участвуют в подготовке проектов законов и иных нормативных актов, осуществляют их правовую экспертизу, входят в состав комитетов, комиссий и рабочих групп при разработке законопроектов.

Большая роль принадлежит органам прокуратуры в предупреждении принятия законодательными органами субъектов Федерации и местного самоуправления нормативных правовых актов, противоречащих федеральным законам. Так, например, в 2007 г. в Московской области прокурорами было выявлено около 2 тыс. незаконных правовых актов органов местного самоуправления, в Рязанской области - 632 муниципальных правовых акта, в Ханты-Мансийском автономном округе -323 правовых акта. Только в первом полугодии 2008 г. в стране прокурорами оспорено 67 766 муниципальных нормативных правовых актов, из которых 62 818 приведены в соответствие с федеральным законодательством [1]. Именно местными органами власти чаще всего принимаются нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. При этом в указанных правовых актах нередко используется неточная и неадекватная юридическая терминология, нарушаются правила юридической техники. В ряде случаев в их принятии участвуют лица, не обладающие элементарными правовыми знаниями.

В соответствии с современной структурой органов местной власти на территории одного района может находиться несколько муниципальных образований. Это затрудняет

участие прокурора в правотворческой деятельности, особенно если заседания законодательных органов нескольких муниципальных образований назначаются на одно время, а штат горрайпрокуратуры незначителен, тем более необходимо беспрерывно осуществлять и другие функции, возложенные на прокуратуру (надзорную, участия в рассмотрении дел в суде и т. д.). Тем временем непосредственное участие прокурора в заседаниях законодательных и исполнительных органов власти имеет большое значение для профилактики принятия законопроектов, не соответствующих действующему законодательству. Однако следует помнить, что для законодательного и исполнительного органа замечания прокурора по законопроекту не носят обязательный характер и прокурор не может использовать какие-либо меры прокурорского реагирования (например, внести

протест или представление), поскольку законодательство в этой ситуации не нарушается, а правовой акт, противоречащий Конституции РФ или другому федеральному закону, ещё не принят.

С учетом изложенного очевидно, что роль органов прокуратуры в правотворческом процессе велика. В целях обеспечения более эффективной деятельности прокуроров на данном участке представляется оправданным в Конституции РФ закрепить за Генеральным прокурором РФ и нижестоящими прокурорами (на соответствующем уровне) право законодательной инициативы.

1. См. подробнее: Петрова Л., Кобзарева Е., Манакова С. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности на муниципальном уровне // Законность. - 2008. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.