Марийский юридический вестник
Выпуск 9
УДК 347.7
Л. C. Леонтьева
К ВОПРОСУ
О ПРАВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Интеллектуальная собственность - одно из узловых понятий правовой теории. Междисциплинарный характер феномена представляет одну из наиболее дискуссионных проблем теории права.
Несмотря на то, что в отечественной юридической литературе преобладает гражданско-правовой аспект исследования интеллектуальной собственности, автор статьи полагает, что имеется необходимость изучения данного института с позиции теории и истории права, других отраслей права. Дальнейшая теоретическая разработка права интеллектуальной собственности способствует совершенствованию правового регулирования отношений интеллектуальной собственности в этой сфере.
Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, реформирование гражданского законодательства, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, судебная система, часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД), инстанцион-ность, использование результатов научно-технической деятельности, защита интеллектуальной собственности, патентная юстиция.
Основная цель реформирования гражданского законодательства при подготовке четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации заключалась в том, чтобы привести национальное законодательство об интеллектуальной собственности в соответствие с нормами международных договоров, в которых участвует Российская Федерация либо к которым намерена присоединиться. Прежняя система отношений, существовавших в России в этой сфере в период действия законов 1992-1993 гг., подверглась трансформации. Право интеллектуальной собственности получило оформление в виде кодификации гражданского законодательства. Новое законодательство ориентировано на современный российский, зарубежный и международный опыт правового регулирования. Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации как фундаментальный акт правотворчества призвана соответствовать национальным традициям и учитывать особенности российской правовой культуры.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»1 принято решение о разработке концепции развития гражданского законодательства РФ и проектов федеральных законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации. В качестве приоритетных задач концепции определены:
1 О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 // Российская газета. - 2008. - № 155; Собр. законодательства Росий-ской Федерации. - 2008. - № 29, ч. 1. - Ст. 3482. - С. 14803-14949.
124
2012
1. Вопросы теории и истории государства и права
дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства, соответствующих новому уровню рыночных отношений;
отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом;
сближение норм Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза;
использование в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;
поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах - участниках Содружества Независимых Г осударств;
обеспечение стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.
В ближайшей перспективе представляется возможным модификация многих норм об интеллектуальной собственности в качестве основных направлений деятельности законодателя.
Новый виток административной реформы в данной сфере уже проведен. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности1. Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» направлен на создание целостного и эффективного механизма распоряжения правами государства на результаты интеллектуальной деятельности и их защиты за счет четкого распределения функций органов власти. На Федеральную службу по интеллектуальной собственности возложены функции контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет государственного бюджета, а также надзора за деятельностью государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, осуществляющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 года № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ и технологических работ военного, специального и двойного назначения» правовая защита интеллектуальной собственности в военной сфере возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских
1 О Федеральной службе по интеллектуальной собственности: Указ Президента Рос. Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 // Российская газета. - 2011. - № 111, Собр. законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 29. - Ст. 3155.
125
Марийский юридический вестник
Выпуск 9
и технологических работ военного, специального и двойного назначения» при Министерстве юстиции РФ образовано Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД), которое возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее министром юстиции Российской Федерации.
Следовательно, контроль интеллектуальной собственности в военной сфере был перепоручен специально созданному при министерстве юстиции Российской Федерации государственному органу - ФГУ ФАПРИД. Такое разделение однородных полномочий снижало эффективность деятельности подчиненного министерству образования и науки Российской Федерации Роспатента, лишенного рычагов защиты интеллектуальной собственности в военной сфере, и перегружало органы министерства юстиции Российской Федерации несвойственными им функциями.
В настоящее время Федеральная служба напрямую подчинена Правительству Российской Федерации, выполняя отдельные функции Минюста России, в части юридической защиты интересов государства в процессе гражданскоправового оборота и экономической реализации результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения. Таким образом, новеллой Указа является дополнение компетенции Службы полномочием по контролю и надзору за правовой охраной изобретений, промышленных образцов и моделей не только гражданской, но и военной сферы. К компетенции Службы также отнесены оказание государственных услуг и нормативноправовое регулирование в указанной области. Президент Российской Федерации Д. Медведев выразил надежду, что «после реорганизации этой службы, точнее, других служб, работа по этому направлению будет в Правительстве более осмысленной»1.
Необходимость проводить «осмысленную» политику в этой сфере становится еще более очевидной, если учесть, что Россия входит в список стран, где вопросы защиты интеллектуальной собственности стоят особенно остро. Она, в 14-й раз оказалась в списке из 12 стран, где недостаточно соблюдаются права на интеллектуальную собственность. Рядом с Россией находится Китай1 2. Следует оговориться, что включение в этот список не влечет никаких санкций для государств. Главная его цель - напомнить правительствам стран о необходимости защиты интеллектуальной собственности. Также в список попали такие страны, как Аргентина, Индия, Индонезия, Колумбия, Мексика, Пакистан, Парагвай, Таиланд, Филиппины и Эквадор.
Следует заметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 года № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятель-
1 URL: http:// www.rian.ru
2 Шебалдин Ю. Президент встал на защиту интеллектуальной собственности. URL: http:// www.km.ru/.../medvedev-vstal-na-okhranu-intellektualnoi-sobstvennosti
126
2012
1. Вопросы теории и истории государства и права
ности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» в целях создания условий для сохранения интеллектуального потенциала страны и его эффективного использования в решении задач, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации, приоритетными направлениями обозначены сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов научно- технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий. Кроме того, предусматривалось государственное стимулирование самого процесса создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и повышения на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей.
Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации определен порядок использования результатов научно-технической деятельности. В частности, установлено, что права на результаты научно- технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР части бюджета СССР, и средств федерального бюджета закреплены за Российской Федерацией при соблюдении условий: если права на такие результаты не включены в состав приватизированного имущества; такие права не являются объектами исключительных прав физических и юридических лиц; на эти результаты не поданы заявки на получение исключительных прав в установленном порядке.
Широко обсуждаемой в юридической литературе является проблема повышения эффективности судопроизводства в сфере применения законодательства об интеллектуальной собственности и создания в этой связи системы специализированной патентной юстиции. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации подготовлена концепция законопроекта «О внесении изменений и дополнений в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», касающаяся вопроса создания Патентного суда Российской Федерации, подготовлены проекты Федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»1 2.
Модели специального патентного суда используются ведущими странами мира. В таких европейских странах, как Бельгия, Дания, Испания, Италия, Франция созданы специализированные составы в рамках судов общей юрисдикции. Коммерческие суды Австрии, Ирландии, Португалии, Швейцарии и на Филиппинах наделены полномочиями по рассмотрению споров по интел-
1 См. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности».
2 URL: http:// www.rian.rupda.arbitr.ru/vas/presidium/prac/28957.html.
127
Марийский юридический вестник
Выпуск 9
лектуальной собственности. В США и некоторых других странах споры по интеллектуальной собственности рассматриваются апелляционными судами. Специализированные суды по интеллектуальной собственности существуют в Великобритании, Германии, Индии, Таиланде, Турции, Японии, Корее. На уровне Европейского сообщества принято решение о создании Патентного суда Сообщества1. Мировая практика доказывает обоснованность и целесообразность отнесения рассмотрения споров по интеллектуальной собственности к категории специальных дел, подведомственных самостоятельным органам судебной системы.
В настоящее время в Российской Федерации сложились предпосылки для создания такого специализированного суда. Дела, связанные с защитой интеллектуальной собственности, уже сформировались в относительно самостоятельную категорию гражданских и административных дел.
Вместе с тем, при разрешении споров, возникающих по поводу интеллектуальной собственности, произошел дуализм судебной системы России. Рассмотрение дел, связанных с защитой интеллектуальной собственности, отнесено действующим законодательством к компетенции как судов общей юрисдикции (по гражданским и уголовным делам), так и арбитражных судов (в зависимости от субъектного составе участников процесса). Вследствие вышеизложенного отсутствуют единые подходы при толковании норм права об интеллектуальной собственности, что влечет разноречивую правоприменительную практику. Нередко возникают и проблемы с определением подведомственности конкретных дел рассматриваемой категории.
Часть дел в сфере интеллектуальной собственности подведомственна и самому низшему звену судебной системы - мировым судам, что идет в разрез с научной доктриной и противоречит концепции создания мировой юстиции, призванной урегулировать конфликты семейного, бытового характера, разрешать мелкие имущественные споры, в основном несложные по фактическому и правоприменительному составу, стремиться к мирному исходу на основе взаимных уступок спорящих сторон, защищать бесспорное право путем выдачи судебного приказа.
Дела, связанные с защитой интеллектуальной собственности, достаточно сложны, имеют ярко выраженную специфику; для обеспечения правильного и справедливого их разбирательства необходим комплекс специальных правовых и технических познаний. Кроме того, сам объект правовой охраны - исключительные права представляет собой права особого рода (sui generis), обособившись от классического деления гражданских прав на вещные, обязательственные и личные. Сказанное требует юридической подготовки узкой специальной направленности, которой должны овладеть профессиональные юристы, в том числе и судьи.
1 URL: http:// www.rian.ruwww.patentinfo.ru/cont2010.html
128
2012
1. Вопросы теории и истории государства и права
Как правило, особенностью рассмотрения данной категории дел являются длительные процедуры, с неизбежностью усугубленные многоуровневой ин-станционностью. В частности, по делам об оспаривании действительности патента или свидетельства на товарный знак, в соответствии с позицией, высказанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, необходимо соблюсти предварительный внесудебный (административный) порядок их разрешения в Палате по патентным спорам. Однако нормативными актами, регламентирующими деятельность этого органа, не установлены сроки рассмотрения им данных дел и не определены основания, в соответствии с которыми руководитель патентного ведомства, который должен утвердить решение Палаты, может не согласиться с ним и направить дело на новое рассмотрение1. И, наконец, после принятия Палатой по патентным спорам решения оно может быть оспорено сначала в арбитражном суде субъекта (рассматривающим спор по первой инстанции), затем в апелляционной, кассационной и надзорных инстанциях. В результате окончательное разрешение конкретного дела может затянуться на несколько лет. Также характеризуется длительностью судебных разбирательств по делам о защите от незаконного использования товарных знаков в арбитражных судах субъектов Российской Федерацией в связи с назначением судебных экспертиз об установлении сходства либо тождества товарному знаку (наименованию места происхождения товаров) различных обозначений контрафактной продукции. Ссылаясь на то, что суды не обладают специальными познаниями в области патентоведения, не решаются самостоятельно, без заключения экспертов, выносить решения по существу спора.
Следует признать, что создание Патентного суда в России является своевременным и необходимым условием проведения судебной реформы.
Создание в России специализированного суда по интеллектуальной собственности повысить эффективность судопроизводства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, обеспечит единообразие толкования и применения правовых норм об интеллектуальной собственности, повысит уровень и качество защиты прав граждан и юридических лиц, повлияет на инвестиционную привлекательность российской экономики для иностранных и отечественных компаний. В международно-правовом русле введение подобного судебного органа приблизит Россию к международным стандартам судопроизводства в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности с учетом специфических практических аспектов российского законодательства.
Опыт Германии по созданию и функционированию патентного суда рассматривается как наиболее приемлемый в российских условиях.
1 О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам: приказ Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56 // Российская газ. - 2003. - № 22; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 31.
129
Марийский юридический вестник
Выпуск 9
L. S. Leontieva
TO THE ISSUE OF INTELLECTUAL PROPERTY LAW
Intellectual property is one of central concepts of the legal theory. Interdisciplinary character of the phenomenon represents one of the most debatable problems of the legal theory. In spite of the fact that the Civil law aspect of the intellectual property research prevails in the legal literature of our country, the author of the article believes that there is a necessity of studying of the given institute from the position of the theory and history of law, other branches of law. The further theoretical development on intellectual property law promotes improvement of legal regulation of relations in this sphere.
Keywords: intellectual property law, reforming of the Civil law, Federal Service for Intellectual Property, judicial system, Part IV of the Civil Code of the Russian Federation, Federal Agency for the Legal Protection of intellectual activity of the military, special and dual-purpose (FAPRID) instantsionnost, the use of scientific and technical activities, protection of intellectual property, patent justice.
ЛЕОНТЬЕВА Людмила Сергеевна - аспирант кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
LEONTIEVA Ludmila Sergeevna - Post-Graduate Student of the Department of Theory and History of State and Law of Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
130