УДК 332.132
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА (на материалах Ростовской области)
© 2012 г. А.С. Панченко
Панченко Антон Сергеевич — аспирант,
кафедра региональной экономики и природопользования, Ростовский государственный экономический университет, ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: [email protected].
Panchenko Anton Sergeevich — Post-Graduate,
Department of Regional Economics and Nature, Rostov State Economic University, B. SadovayaSt., 69, Rostov-on-Don, 344002. E-mail: [email protected].
Рассматривается эмпирический и аналитический материал злободневной проблемы повышения энергоэффективности российской экономики в целом и производственной сферы в частности. Представлен перспективный обзор целенаправленности действия нормативно-правовых актов Ростовской области в сфере энергоэффективности. Структурированы этапы и направления модернизации производственной сферы региона на основе энергосберегающих и экологич е-ски чистых технологий.
Ключевые слова: энергоэффективность, региональная экономика, производственная сфера.
The article provides empirical and analytical data regarding to crucial problem of energy efficiency of the Russian economy in general and the production sector in particular. The perspective overview of the focus of legal acts of the Rostov region energy efficiency is presented. The stages and directions of modernization of the production sector in the region based on energy saving and environmentally friendly technologies are structured.
Keywords: energy efficiency, regional economics, industrial sphere.
Энергоэффективные технологии - важный элемент инновационного развития всех отраслей производственной сферы региона. В последнее время повышение энергоэффективности отечественной экономики является одной из важнейших стратегических задач социально-экономического развития страны. Ее успешное решение в значительной степени будет определять процессы оздоровления и подъёма экономики.
На федеральном уровне Правительством РФ Постановлением от 17.11.2001 г. № 796 была утверждена единая для топливно-энергетического комплекса и энергетического хозяйства страны в целом федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002 - 2005 гг. и на перспективу до 2010 г. Ее разработка вызвана изменениями в экономике России (удешевление рубля, дефицит востребованных
разработок, удлинение сроков окупаемости проектов), произошедшими в 1998 - 2000 гг., а также необходимостью решить главную задачу - обеспечить программные мероприятия энергосбережения реальными финансовыми механизмами. Эта программа выполнялась, исходя из основных положений «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» [1].
23 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...», в настоящее время функционирующий в последней редакции от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ. В соответствии с его требованиями в Ростовской области была разработана и утверждена постановлением администрации области от 16.09.2010 г. № 186 «Областная долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергоэффективности в Ростовской области на период до 2020 года» (в редакции от 22.12.2010 г. № 405), а затраты на ее реализацию включены в областной бюджет на 2011 г. Всего на эту программу из областного бюджета планировалось направить 1,855 млрд р. за 10 лет, в том числе 180 млн р. в 2011 г. Реализация данной программы будет проводиться поэтапно.
Так, в период до 2012 г. сделано следующее (365 млн р.):
- проведено обязательное энергетическое обследование всех зданий областных бюджетных учреждений (50 млн р.);
- завершено оснащение всех зданий областных бюджетных учреждений приборами учета энергоресурсов (35 млн р.);
- прекращена закупка ламп накаливания для всех областных бюджетных учреждений и проведена замена их на энергосберегающие лампы с установкой в местах общего пользования датчиков движения и освещения (30 млн р.);
- осуществлена информационная поддержка и пропаганда политики энергосбережения среди населения и предприятий области (10 млн р.);
- обеспечено минимум на 3 % в год снижение объема потребления энергоресурсов в бюджетных учреждениях области к уровню 2010 г.;
- реализован ряд пилотных проектов по развитию и применению возобновляемых и альтернативных источников энергии, а также по мерам энергосбережения в бюджетной сфере и в жилищном фонде (35 млн р.);
- создана и начнет функционировать система мониторинга изменения целевых показателей энергосбережения в жилищной сфере (5 млн р.);
- выполнен комплекс мер областной поддержки по 4 направлениям: оказание энергосервисных услуг; разработка, внедрение и производство на территории области энергосберегающих оборудования или материалов, обладающих высокой энергетической эффективностью (200 млн р.) (постановление Администрации области от 23.12.2010 г. № 406) [2].
В 2013 - 2014 гг. планируются меры по следующим направлениям:
- дальнейшая модернизация систем освещения в бюджетной сфере;
- продолжение оказания информационной поддержки и пропаганды;
- обеспечение ежегодного снижения потребления энергоресурсов;
- реализация и тиражирование успешных пилотных проектов (солнечная и ветряная энергетика, биотопливо, тепловые насосы, ЖКХ);
- совершенствование системы мониторинга целевых показателей;
- стимулирование организаций области в сфере энергосервисных услуг, разработки, внедрения для собственных нужд или производства на территории области энергосберегающих оборудования или материалов;
- масштабная работа по выполнению энергосервисными компаниями для бюджетных учреждений области мероприятий, рекомендованных им по итогам выполненного обязательного энергетического обследования.
Для Ростовской области как для угледобывающего субъекта проблемы внедрения энергоэффективных технологий, оборудования систем и материалов в топливно-энергетическом хозяйстве в силу масштабов производства и потребления энергоресурсов приобретают особую актуальность.
В целях снижения энергоемкости выпускаемой в области продукции, наряду со структурной перестройкой экономики, необходимо целенаправленное проведение организационных и технологических мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов путем реализации программы энергосбережения.
Наиболее рациональным является включение перспективных технологических решений в комплексные малозатратные программы модернизации энергетических объектов региона. При этом необходимо учитывать, что повышение эффективности использования энергетических ресурсов предполагает выявление и использования соответствующих резервов и при производстве, транспортировке, и при потреблении энергоресурсов, с учетом сбалансированности интересов как производителей, так и потребителей.
С этой целью необходимо стимулировать, во-первых, повышение инвестиционной привлекательности внедрения энергоэффективных технологий со стороны частных инвесторов. Во-вторых, существенными резервами для экономии энергоресурсов обладает и сектор потребления. Так, по мнению специалистов, «учитывая уровень технического состояния систем теплоснабжения и квалификацию обслуживающего персонала в звене производства тепла, в большей мере необходимо сделать упор на внедрение энергосберегающих технологий в сфере потребления. Тут есть серьезные проблемы и в сфере существующего жилищно-коммунального фонда, и в сфере нового строительства. К сожалению, существующая либеральность строительных норм и правил позволяет тиражировать проектирование и строительство энергозатратных жилых и общественных зданий. Меры по снижению удельных затрат энергии на отопление, вентиляцию и освещение на стадии проектирования принимаются недостаточные, а качество строительства зачастую сводят их на нет. Действие мер должно быть направлено и на то,
чтобы выработать экономически и технически обоснованные и экспериментально подтвержденные нормативы, соблюдение которых контролировалось бы не только на всех стадиях инвестиционного процесса, но и при последующей эксплуатации. Необходимо принять меры снижения экологической нагрузки на окружающую среду не только за счет абсолютного снижения использования энергоресурсов, но и за счет применения экологически чистого оборудования, технологический процесс которых
проходит со значительным снижением вредных выбросов в атмосферу» [3].
Следует отметить, что в настоящее время разработано достаточное количество технологий, обеспечивающих значительную экономию энергоресурсов. Причем это касается и теплоснабжения промышленных предприятий, и жилых зданий. На рис. 1 представлен эффект от внедрения таких технологий на примере нового строительства.
Рис. 1. Эффект от внедрения энергоэффективных технологий в новое строительство, % [3]
Некоторые из энергосберегающих технологий (например такие как повышение теплоизоляционных свойств ограждающих конструкций) регламентированы нормативными документами, направлены в большей степени на обеспечения минимальных уровней безопасности и являются обязательными к применению. Принятие решения по использованию целого ряда других технологий, превышающих минимальный уровень требований, оставлено на усмотрение самих проектировщиков и строителей.
Важным фактом при этом является то, что в России имеются существенные резервы для повышения эффективности энергетического оборудования.
Так, сравнение его с зарубежными аналогами показывает, что российские электростанции в среднем не так много уступают зарубежным по производительности, однако почти в два раза превышают по потерям в электросетях (таблица).
Эффективность работы энергетического оборудования РФ в сравнении с зарубежным, % [4]
Россия Мировой уровень
Среднее значение Передовые образцы Среднее значение Передовые образцы
КПД ТЭС на газе, 38,5 51 - 52 40 44 - 45
ПГУ 51 - 52 54 - 55 58
КПД ТЭС на угле 34,2 38 - 44 37 - 40 45 - 47
Потери в электрических сетях 13,2 - 7,5 -
Рассмотрение структуры потерь тепла при производстве, транспортировке и потреблении позволяет наметить для реализации основные пути повышения энергоэффективности в этой сфере [3]:
- приблизить источники тепла, работающие на газе, к потребителю с целью уменьшения потерь тепла при транспортировке путем устройства пристроенных, встроенных, крышных автоматизированных котельных;
- организовать системы диспетчеризации, управления и учета производства и потребления тепловой энергии, используя самые современные информационные технологии, это позволит перевести систему теплоснабжения на качественно новый уровень интеллектуальных систем;
- использовать вместо существующего качественного метода регулирования с температурным графиком 150 - 70 °С количественный метод отпуска тепла с частотно-регулируемым электроприводом циркуля-
ционных насосов с постоянной температурой теплоносителя 115 - 60 °С в отопительный период и 75 °С в летний, который позволяет снизить коррозионный износ тепловых сетей и перейти на обратном трубопроводе на использование пластиковых материалов;
- при наличии обоснования экономического эффекта использовать для целей теплоэлектроснабжения промышленных предприятий и жилых районов мини-ТЭЦ на базе современных газопоршневых или газотурбинных установок, устройство электрических надстроек существующих котельных с использование паротурбинных или газотурбинных агрегатов.
Развитие систем централизованного теплоснабжения, как отмечают многие эксплуатирующие организации, должно происходить именно таким путем и главным образом созданием условий для неразрывности всей цепи от выработки тепла до потребителя. Таким
путем пошли теплоснабжающие организации в странах Восточной Европы и добились реального снижения затрат на отопление, повысив коммерческую привлекательность квартир, построенных в 1960 - 1970-х гг.
Если внимательно проанализировать статью П.А. Ха-ванова [5], станет видно, что автор ответил на поставленный вопрос: «Технический уровень современного энергосберегающего оборудования по выработке, технологии транспорта и распределения теплоты позволяет создавать эффективные и рациональные инженерные системы, уровень централизации которых должен иметь соответствующее обоснование».
Однако, несмотря на все преимущества предлагаемого подхода, в РФ и Ростовской области зарубежный опыт внедрения энергоэффективных технологий пока не получил широкого распространения. Практическая реализация проектов по внедрению современных инженерных систем, обеспечивающих ресурсосбережение (в том числе энергосбережение) и снижение негативного загрязняющего воздействия на окружающую среду все еще носит точечный характер. Даже при новом строительстве, а не только при реконструкции, используются системы так называемой «вертикальной разводки систем отопления», которые не позволяют эффективно организовать индивидуальный учет и регулирование тепла. Системы отопления развиваются в направлении расширения и реконструкции центральных тепловых пунктов, которые также не обеспечивают экономию электроэнергии и тепла (для сравнения, в зарубежной
практике уже давно используются системы автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов).
Разработка раздела «Энергоэффективность» зачастую носит формальный характер, отсутствует контроль за внедрением ресурсосберегающих технологий на этапе сдачи и эксплуатации. Основными препятствиями на пути активного внедрения мероприятий по энергосбережению является, во-первых, некоторое увеличение капитальных затрат при строительстве и отсутствие механизма возврата вложенных средств, во-вторых, приверженность традиционным технологиям, боязнь нового.
Анализ показывает, что производственная сфера Ростовской области обладает высоким потенциалом энергосбережения, реализация которого позволит более успешно развиваться предпринимательским структурам в данных секторах. В целом Ростовская область располагает значительным потенциалом экономии энергоресурсов, который превышает прирост потребления первичной энергии в 2000 - 2008 гг., когда экономика области развивалась быстро, т.е. возможно развитие экономики области без прироста потребления энергии в течение 8 - 10 лет.
В целом по области за 2009 г. наблюдается снижение объемов потребления электрической энергии почти на 7 % по сравнению аналогичным периодом 2008 г., в 2010 г. - увеличение по сравнению с 2009 г. на 6,4 %, что составило 16,65 млрд кВт/ч.
Рис. 2. Схема модернизации производственной сферы региона (составлена автором)
Однако, помимо осуществляемых в настоящее время мер, на наш взгляд, для повышения эффективности политики в области стимулирования внедрения энергоэффективных и экологически чистых технологий в производственной сфере региона необходимо внедрение схемы, основанной на принципах, применяемых в странах ЕС и зарекомендовавших себя как эффективные (рис. 2).
Реализация данной схемы предполагает тесное взаимодействие хозяйствующих субъектов производственной сферы региона и региональных органов власти, в процессе которого согласуются и разрабатываются финансовообоснованные бизнес-планы энергоэффективного и экологически чистого развития предприятий и инфраструктурных объектов.
Ключевыми элементами данной схемы, отличающими ее от всех существующих до настоящего времени в России и регионах схем стимулирования экологизации деятельности хозяйствующих субъектов инфраструктурных секторов, являются:
- применение инструмента так называемых «наилучших доступных технологий» (НДТ);
- создание системы разрешений (комплексных экологических разрешений), которые могли бы заменить существующие сегодня громоздкие и неэффек-
Поступила в редакцию
тивные многочисленные разрешения и лицензии на выбросы в атмосферу, водопользование, сброс загрязняющих веществ в воду, образование и размещение отходов.
Литература
1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О порядке предоставления субсидий организациям, осуществляющим деятельность в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 25.05.2012).
3. Шарыпов А.Я., Силин ВМ. Энергосберегающие и энергоэффективные технологии - основа энергетической безопасности. URL: http://www.abok.rUfor_spec/artides.php?md=3249 (дата обращения: 25.05.2012).
4. Бегак М., Гусева Т. Справочные документы по наилучшим доступным технологиям: основные понятия, структура и содержание // Материалы проекта «Гармонизация экологических стандартов II - Россия». URL: http://ippc-russia.org (дата обращения: 25.05.2012).
5. Хаванов П.А. Децентрализованное теплоснабжение -альтернатива или шаг назад // Новости теплоснабжения. 2006. № 3.
8 июня 2012 г.