Научная статья на тему 'К вопросу о повышении эффективности преподавания гуманитарных наук, в частности социологии'

К вопросу о повышении эффективности преподавания гуманитарных наук, в частности социологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / РЫНОК / FORMATION / EFFICIENCY / SOCIOLOGY / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / THE MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евланников Владимир Прокопьевич

Статья посвящена некоторым проблемам преподавания общественных наук, в частности социологии, в современном техническом вузе, прилагаются некоторые меры, которые способствовали бы повышению эффективности преподавания с учетом современных реалий рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted some problems of teaching of social studies and in particular sociologists, in modern technical college, some measures which would promote increase of efficiency of teaching taking into account modern realities of the market are applied.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении эффективности преподавания гуманитарных наук, в частности социологии»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 37. 022:316 В. П. Евланников

д-р филос. наук, профессор, СПГУВК

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, В ЧАСТНОСТИ СОЦИОЛОГИИ

TO A QUESTION ON INCREASE OF EFFICIENCY OF TEACHING OF THE HUMANITIES AND IN PARTICULAR SOCIOLOGY

Статья посвящена некоторым проблемам преподавания общественных наук, в частности социологии, в современном техническом вузе, прилагаются некоторые меры, которые способствовали бы повышению эффективности преподавания с учетом современных реалий рынка.

Article is devoted some problems of teaching of social studies and in particular sociologists, in modern technical college, some measures which would promote increase of efficiency of teaching taking into account modern realities of the market are applied.

Ключевые слова: образование, эффективность, социология, гуманитарное знание, рынок.

Key words: formation, efficiency, sociology, humanitarian knowledge, the market.

БУДУЧИ основным социально-культурным механизмом, человечество создает и использует образование для целенаправленного влияния на ход своего развития и качество его результатов. То есть образование не сводится к простой передаче социального опыта (знаний, умений, навыков) от поколения к поколению, а служит способом формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию и быстрой адаптации в условиях высокого динамизма современного российского общества, которое, находясь в переходном состоянии, в значительной мере (гораздо большей, чем в стабильных социальных системах) пренебрегает опытом предыдущих поколений, что перекладывает на систему высшего образования целый ряд новых задач, ранее решаемых в рамках иных институтов, вовлеченных в процесс социализации личности.

Большая часть решения данных задач в нашем университете находится в орбите гуманитарных дисциплин и в том числе социологии. Значимость общественных дисциплин в данном случае детерминирована двумя факторами: отказом от парадигмы целевого

профессионального обучения и плюрализмом подходов к научному объяснению сложных общественных явлений и процессов. Первый из них ведет к дифференциации гуманитарных специальностей, что в некоторой степени снижает остроту проблемы, но не решает ее. Для приемлемого решения проблемы гуманитаризации образования следует отказаться от деления предметов на профилирующие и непрофилирующие, создать условия для овладения студентами таким количеством знаний, которое бы позволило при надобности расширить их самостоятельно. Самообразование сильно затрудняется вторым фактором, который определяет отсутствие универсального, единственно верного решения и необходимость выбора точки зрения, в наибольшей степени соответствующей собственным мировоззренческим позициям, которые по многим причинам обычно не сформированы.

Если, как обыкновенно принято, сравнивать с западной социологией, то основой таких образовательных программ является радикальный функционализм, и все остальные теории рассматриваются сквозь призму методологической базы функционализма.

Выпуск 3

Выпуск 3

| 50]

Однако функционализм, вполне достаточный для описания целостной картины стабильного общества, неприменим для объяснения большинства социальных явлений и процессов в обществах динамичных, и в современной учебной литературе он представлен не иначе как эклектическое сочетание тем. Таким образом, в наших условиях требуется включать в учебный курс изучение следующих вопросов: освещение основной тематики и направленности современных научных периодических изданий, раскрытие идейно-теоретических и методологических основ наиболее известных авторов в конкретных областях социологического знания. Изучение данных вопросов с неизбежностью закладывает фундамент необходимых для поиска и нахождения (в случае надобности) нужного материала, развивает навыки критического восприятия изучаемого материала, в том числе и навыки различных методов анализа содержания текстов.

В рамках курса социологии решение вышеперечисленных проблем затруднено в силу разнообразия тем и ограниченности времени, отпущенного на их изучение. Поэтому целесообразно параллельно со сквозным курсом социологии вводить в качестве спецкурсов изучение отдельных социологических дисциплин по направлениям: социология экономики, социология труда, социология права и тому подобные, которые конкретизируют не только ряд тем общей социологии, но и предоставляют возможность более детально (с приведением многочисленных примеров) рассмотреть сквозные теории среднего уровня (социология малых групп, социология конфликта, социология организаций). При подобном подходе можно провести предметное разграничение между общей социологией и отдельными отраслями социологического знания, при котором первая рассматривала бы основные методологические подходы к изучению общества, а также теорию и методику конкретно-социологических исследований,

0 а последние способствовали бы овладению этими знаниями на практике применительно к отдельным частным вопросам, составляющим предметную сферу данной отрасли. Изменения в Госстандарте позволяют провести такие разграничения. Здесь общая социология

могла бы пойти как федеральный, а отраслевая — как региональный компоненты цикла дисциплин. При этом последняя действительно заостряла бы внимание на специфике местных условий, (например, в рамках социологии труда целесообразно рассматривать особенности судовых коллективов и т. д.). Однако это разграничение возможно лишь при условии, что в учебный план входят и общая социология, и одна из ее частных дисциплин, а также последовательность чтения курсов, иначе будет нарушена целостность восприятия социологического знания студентами.

Другой стороной этого процесса является нарушение целостности восприятия в связи с введением новых учебных дисциплин и снижением удельного времени изучения каждой из них. Излишняя дифференциация общественных наук породила ситуацию «лоскутного изучения» одних и тех же социальных явлений и процессов. Рассматривая сложные многомерные явления и процессы, каждая наука акцентирует лишь те их стороны, которые составляют предметную сферу данной науки. Это не всегда подчеркивается преподавателями, и студенты, сталкиваясь с различными дефинициями одного и того же явления, не постигают явление как многогранную целостность, синтезируя знания о каждой из его сторон, а рассматривают их как набор не связанных между собой элементов, или даже противопоставляют их друг другу.

Сегодня дифференциация учебных дисциплин требует интегративного подхода к преподаванию. Одним из возможных путей решения данной проблемы могло бы стать создание интегративной дисциплины, которая бы сквозным образом читалась параллельно всем гуманитарным курсам, о чем мне уже приходилось высказываться на страницах данного журнала. Другим путем может выступить согласование учебных программ различных гуманитарных кафедр, что могло бы принести значимый результат, однако лишь при наличии единой комплексной программы, четко определяющей тематику каждой дисциплины и место изучаемых вопросов в системе гуманитарного знания. Подобная программа с необходимостью должна включать совместную работу преподавателей различных кафедр, оп-

ределять формы и методы межкафедральной работы (организация научно-практических и методологических семинаров, ознакомление с учебными курсами и определение критериев их согласования, сопоставимости). Наличие комплексной программы может способствовать формированию у студентов не только целостного восприятия мира, но и навыков, умений использовать полученные знания при изучении других дисциплин. Введение в нашем институте балльно-рейтинговой системы оценки знаний в наибольшей степени достигается определением заданий для самостоятельной работы студентов, их ориентацией на привлечение широкого круга литературы и источников.

В социологии подобные задания целесообразно давать в рамках отдельных отраслей социологической теории, которые широко используют понятийно-категориальный аппарат, применяемый смежными дисциплинами. Так, базисные понятия политологии, культурологии, социологии, философии, права, экономики во многом совпадают, да и предметная сфера этих дисциплин также близка и взаимообусловлена. Не случайно политическая, экономическая, юридическая науки широко используют данные социологических исследований. Почему бы в задания не включать изучение эмпирической базы, оценки ее репрезентативности и валидности? Социологические исследования составляют одну из основ маркетинга; и здесь использование знаний методики и техники исследования могут быть включены в структуру самостоятельной работы студентов. В равной степени это касается и теоретических проблем. Рассматривая специфические политические, экономические и другие институты и организации, студентов необходимо ориентировать на умение выделить специфические свойства изучаемых образований в структуре их общих характеристик. В противном случае, что отмечалось выше, студенты воспринимают социальные и, скажем, политические институты как разные явления.

Следует отметить, что задача социологии — прививать навыки использования социологических знаний и в рамках других гуманитарных дисциплин, и в структуре формирования собственного поведения. Данная

задача будет выполняться в более полной мере, если в преподавании других гуманитарных дисциплин увеличится доля апелляций к социологическому знанию, а отдельные отрасли социологии будут постоянно ссылаться на теории других гуманитарных дисциплин. При наличии определенной учебной программы, включающей перечень гуманитарных дисциплин и постоянное место их преподавания (номер семестра, количество часов), можно организовать системное преподавание наук о человеке и обществе, способствуя становлению целостной личности.

В настоящее время проблемой становится атомизация или фрагментация поля социологического образования в вузах, несмотря на внешние признаки консолидации. По сути, каждый вуз, даже каждый преподаватель, ведет свою линию и реализует свое понимание социологического образования, как, впрочем, и самой социологии. Это выражается в отсутствии единых или даже близких учебных программ и учебных планов, в наличии на рынке учебной литературы массы несогласующихся по базовым принципам учебников социологии, в нежелании активно поддерживать общенациональные социологические ассоциации и др.

Социологическая культура в российском интеллектуальном сообществе формируется крайне медленно, что контрастирует с повсеместным присутствием социологии в ее различных номинальных ипостасях. Даже люди, профессионально занимающиеся социологией, нередко видят в ней некую туманную дисциплину, «обсуждающую» общество «вообще». В таком случае практически любое суждение об обществе (тем более глубокомысленное) воспринимается как «социологическое». Возникает этакая «квазисоциология», состоящая зачастую из совершенно ненаучных компонентов (скажем, религиозно-идеологические, житейские и пр.), которая вытесняет еще не оперившуюся научную социологию. Это еще больше отдаляет российское социологическое образование от мирового.

На этом фоне в российской социологии возник еще один, весьма опасный феномен, назовем его «бонапартизм в образовании». Каждое, сколь угодно малое звено в социо-

Выпуск 3

Выпуск 3

логической структуре (вуз, кафедра или отдельный социолог) считает возможным устанавливать свои стандарты социологического образования (хотя формально, быть может, и делает реверансы в сторону утвержденных Министерством образования стандартов). «Бонапартизм» в данном контексте означает позицию «А я так вижу!» Подобного рода научная нескромность фактически стала нормой. Ложно понимаемая свобода научных исследований и преподавания, лишенная внутренней приверженности профессиональным стандартам, превратилась в господствующий фактор. На практике это означает, что для выражения своего «Я» в социологии вовсе не обязательно иметь большой опыт, публикации, признание со стороны профессионального сообщества. Отсутствие квалифицированного контроля, низкий образовательный уровень студентов, принципиальная незаинтересованность в качестве образования и большая деловая энергия обеспечивают «успех» практически любому самопровозглашенному социологу.

Таким образом, объективно на социологическом поле возникло жестокое столкновение нескольких факторов: тенденции плюрализации, отсутствие глубокой социологической культуры, отсутствие профессиональной корпоративности. Как правило, «бонапартизм» в социологии обосновывает игнорирование требований международной социологии и уход в свою «своеобычность». (Существенно реже можно столкнуться с бонапартизмом и в виде сектантского западничества, когда тот или иной специалист, будучи поклонником какой-либо западной школы, нарочито и с сектантской исступленностью противопоставляет себя «неразвитому» окружению, не многим лучше и «промарксист-ское» сектантство, особенно в условиях технического вуза.)

Указанные процессы, может быть, имеют естественный и переходный характер (но, возможно, и нет). Но в любом случае этот процесс требует аналитической оценки и последующей терапии. Исходной позицией для осуществления терапевтических мер можно считать, прежде всего, установление смысловых стандартов в трактовке социологии и соответственно социологического образования.

В настоящее время практически ни один традиционный предмет преподавания, традиционная специальность или область знания в чистом виде никого не устраивают, и прежде всего студентов. Постоянно востребуются новые составные образовательные продукты, гибриды, которые в любой комбинации будут содержать компонент бизнес-образования и менеджмента.

Скажем, мало кого устраивает традиционная фундаментальная социология. Она не собирает необходимого числа заинтересованных студентов. Весьма ограничены возможности применения чисто социологического знания по окончании вуза. Социологические специальности уже не могут конкурировать с другими по числу привлеченных студентов и объемам внешнего внебюджетного финансирования. Поэтому в некоторых университетах традиционная факультетская структура нашла свое спасение в открытии общеуниверситетской и межфакультетской программы (к примеру «Организации и мировая конкуренция»), где традиционные дисциплины фундаментальной социологии существенно трансформировались (и прежде всего в своих названиях) в предметы, более привлекательные для студентов и обеспечивающие им будущую занятость по специальности. В европейских вузах многие естественно-научные, инженерные и медицинские специальности сегодня соединяются с конкретными обществоведческими специальностям в рамках единых образовательных программ с последующим присуждением степени.

Не исключается, что в скором времени факультеты и кафедры как самостоятельные структурные единицы начнут отмирать, уступая место динамичным междисциплинарным программам, открывающимся и закрывающимся в соответствии с запросами рынка и опирающимся на подвижный состав преподавателей, привлекаемых на договорной основе. Вузы в современных условиях всемерно стремятся снять с себя груз гарантий и обязательств перед штатным составом преподавателей, приглашая преподавателей к участию во временных междисциплинарных программах (часто весьма успешных в экономическом отношении, но заведомо временных), где все

зависит от рыночной эффективности этих программ при минимуме ответственности администрации за возможный неуспех в будущем.

Это требует и нового типа преподавателя — умеющего легко перенастраивать свое преподавание, специалиста в нескольких смежных областях знания, находящего контакт с любой аудиторией вне зависимости от уровня ее подготовки, владеющего мультимедийными технологиями и полностью интегрированного в Интернет.

Тенденции к междисциплинарности, динамичности, рыночной ориентированности вступают в конфликт с традиционными ценностями преподавания в вузах. А поскольку финансовые успехи вуза на самом деле зависят от качественного состава преподавателей, (хотя сама администрация уверена, что только от менеджмента), то университетам в спешном порядке следует организовать программы переподготовки преподавателей по наиболее привлекательным направлениям (re-education of educators).

Важным вопросом является то, что все в меньшей степени фундаментальное знание (прежде всего в гуманитарных дисциплинах) сохраняет свою привлекательность для студентов и вузовской администрации. Его место постепенно занимает знание экзотическое, то есть ориентированное на необычность, неповторимость, уникальность и при этом раскрывающее свои новые потребительские качества на рынке профессий. На поиски новых комбинаций и междисциплинарного синтеза направлены усилия руководителей академических программ. В известной мере сами фундаментальные знания, прежде всего в гуманитарной области, тоже приобретают экзотический характер, ими занимаются лишь немногие студенты и столь же немногочисленные профессора, по разным причинам не вписавшиеся в основной поток коммерциализации. Разумеется, внутри любого университета по-прежнему остаются подразделения и профессора, отвечающие традиционным требованиям и не приносящие прямых доходов. Их статус и дальнейшая судьба в каждом отдельном случае определяются по-разному. Иногда их оставляют в покое, не требуя практической эффективности, по соображениям

престижа университета в целом, особенно если благоприятная экономическая конъюнктура дает для этого основания. Но в случае ухудшения конъюнктуры подобные островки чистой науки приносятся в жертву в первую очередь. С другой стороны, университет по-прежнему выступает и в роли центра экспертизы по тем или иным научным вопросам, для чего нужна узкая специализация, основанная на фундаментальном знании.

Нельзя не упомянуть мультимедийные средства в аудиторном преподавании. Известно, что современным студентам присуще усвоение информации в основном визуальными рецепторами, как утверждают психологи образования. Преподавательским стратегиям следует динамично отозваться на это. Причем речь идет не о визуализации тех или иных материалов, а о существенном их переструктурировании в связи с включением в процесс визуализации, то есть не просто размещать картинки на экране монитора или на большом экране, но совершенно пересмотреть концепцию лекции, ее структуру, тезисный характер изложения материала, включение звуковой дорожки, видео и пр.

Все материалы курса размещаются на сайте преподавателя, и студенты имеют круглосуточный доступ к этому сайту, где они также общаются со своим преподавателем и оставляют ему свои послания и готовые письменные работы. Многие лекционные курсы оцениваются студентами в основном со стороны зрительного эффекта, которые они производят, и более высокие рейтинги получают те преподаватели, которые более удачно визуально преподносят свои курсы.

Можно наметить несколько конкретных перспективных тенденций развития современного университета. Ни для кого не секрет, что отношение студентов и их родителей к университетскому образованию становится все более потребительским. Большое значение приобретают такие компоненты выбора университета, как стоимость обучения (быть 1 53 может, цена превращается в ведущий фактор в определении высшего учебного заведения будущим студентом и его родителями), территориальная расположенность, широко известный бренд, красивый и убедительный

Выпуск 3

Выпуск 3

каталог, хорошая реклама, наличие современного сайта и пр.

Для большинства студентов университетское образование потеряло характеристику экзистенциальности, обучение в университете — это всего лишь эпизод в их жизни, развертывающейся параллельно с другими, не менее важными эпизодами: престижная работа, личная жизнь, наполненная удовольствиями потребительского общества, и пр.

Имея это в виду, от университета требуется безусловно хороший сервис во всех его инфраструктурных и основных компонентах: доступность и инвайронментальная дружественность (хорошее расположение кампуса в городе, удобная парковка автомобилей, развитая природная среда, комфортность, экологичность помещений, прекрасное питание, наличие торговых точек и индустрии рекреации непосредственно в кампусе и др.), легкая усваиваемость предметов, сквозная ясность состава образовательного продукта с заранее ожидаемыми свойствами (дисциплины, учебные программы, биографии профессоров), полное соответствие требованиям рынка труда, наличие в учебном плане спецпредложений, то есть особых эксклюзивных предметов), недоступных студентам других вузов, организация праздников и фестивалей самого различного рода, необременительность университетской жизни. Университет должен находится на гребне технического и технологического прогресса, предлагая студентам самые новейшие достижения в организации учебного процесса и студенческой жизни. Постепенно университетское образование включается в процесс виртуализации, то есть все больший вес приобретают программы дистантного образования, телеконференции, образование через интернет-сайты и пр. Для любого студента университет и преподаватель должны быть оперативно доступны. И даже традиционные формы обучения скоро уже будут немыслимы без максимальной поддержки в Интерне -те и виртуальных библиотек.

Постепенно трансформируются и другие, казалось бы, вечные формы университетского преподавания. На смену поточным лекциям приходят дискуссии со студентами

по типу «ток-шоу», возникает сеть промежуточных форм вовлечения клиентов в университетское образование: семинары для публики и местного сообщества, консультации фирмам и общественным организациям и многое другое. Иногда за участие в этих, чаще всего платных формах работы студентам могут начисляться зачетные баллы, которые в итоге войдут в учебный план. За всем этим стоит принцип «Все средства хороши» для привлечения новой клиентуры (но при этом под угрозой будет соблюдение высокого стандарта предоставляемых образовательных услуг). В этих условиях потребуются четкие регулирующие нормы и принципы. Все обусловливается контрактами и договорами, за каждой формой взаимодействия со студентами-кли-ентами должно быть грамотное, а главное — прозрачное юридическое сопровождение.

Хорошо, если вуз может предложить учебные (и досуговые) программы за рубежом и иметь свои кампусы-базы в различных привлекательных регионах. В этом смысле процесс обучения и туризм постепенно сближаются. К примеру, Бостонский университет имеет программу обучения на океанском лайнере, барражирующем в Мировом океане и встающем на якорь в различных портах. Причем речь идет не об обучении океанологии, а о сугубо гуманитарных и экономических дисциплинах. В процессе обучения студенты хотят быть в движении, меняя координаты своей географической и социально-культурной локализации. Имея в виду профиль нашего вуза, это вовсе не кажется утопией.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определен ряд принципов, которые заложены в основу разработки содержания высшего образования: универсальность, то есть полный набор гуманитарных дисциплин для базовой подготовки специалистов; интегративность — содержательное и структурное единство учебного процесса; вариативность — гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору студентов; целостность картины мира, которая обеспечивается комплексом базовых дисциплин; фундаментальность — высокое качество и научная основательность общекультурной,

гуманитарной, психолого-педагогической и специальной подготовки.

Данные принципы предопределяют содержание задач гуманитарной составляющей вуза: предложить студенту систему знаний о взаимосвязях человека с природой, обществом и государством. Тем самым способствовать развитию и углублению целостной гуманитарной и естественно-научной картины мира. Это даст возможность студенту самостоятельно оценивать социальные и природные явления и процессы, а также овладеть способами работы с огромным объемом информации. В рамках проблемы гуманизации образования стоит задача вооружить студента системой антропологического знания в соответствии с принципом проблемно-содержательной взаимосвязи социальных, гуманитарных, культурологических, психолого-педагогичес-

ких и специальных дисциплин, обеспечить становление общей и профессиональной культуры специалиста. Комплекс гуманитарных дисциплин имеет цель — ознакомить студентов с наличным уровнем знаний о природе, о путях и средствах освоения человеком мира, иными словами, обрести мировоззренческие ориентации. Достижение этой цели целесообразно осуществлять посредством комплексного решения задач гуманитаризации инженерного образования. Думается, что сегодня очень важно в деле подготовки квалифицированных специалистов для транспортной отрасли использовать весь просветительский, обучающий и воспитательный потенциал общественных дисциплин — философии, социологии, политологии, отечественной истории, экономической теории, психологии и педагогики, культурологии и др.

Выпуск 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.