УДК 338.2:005.336.1 08.00.00 Экономические науки К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЯХ
Андреев Сергей Юрьевич к.э.н., доцент SPIN-код: 7988-2332
Мищенко Елена Анатольевна преподаватель
Самсонов Виталий Александрович студент
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Статья посвящена решению такой актуальной задачи как улучшение качественных параметров государственного управления на разных уровнях. В качестве объекта исследования рассмотрены современные факторы и условия повышения качества принимаемых решений в сфере государственного управления социально-экономическим развитием национальной и региональной экономик. Актуальность поднимаемых вопросов в условиях формирования государством действенных антикризисных мероприятий не вызывает сомнений. Ряд положений статьи, таких как разработка предложений по активизации роли науки, малого и среднего бизнеса в разработке новых форм муниципальной и региональной поддержки реального сектора экономики, а также действенных форм федеральной экономической политики, поднимаемые вопросы о необходимости эволюции существующей экономической системы, предложения по изменению на рынке банковских услуг, обладают научной новизной. Статья имеет исследовательский характер, выражающийся в том, что авторы, опираясь на разные научные работы, практический и теоретический опыт работы федеральных и региональных органов власти, выражают свою позицию и предложения по повышению качества принимаемых решений в сфере государственного управления социально-экономическим развитием национальной и региональной экономик. Статья представляет интерес для специалистов в области государственного и муниципального управления, рекомендуется к публикации в научном журнале КубГАУ
Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
UDC 338.2:005.336.1 Economical sciences
TO THE ISSUE OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF STATE ECONOMIC MANAGEMENT AT THE REGIONAL AND FEDERAL LEVELS
Andreev Sergey Yurievich Cand.Econ.Sci., associate professor SPIN-code: 7988-2332
Mischenko Elena Anatolyevna lecturer
Samsonov Vitali Aleksandrovich student
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article is devoted to the solution of such actual problem as improving the quality parameters of the state management at the different levels. As an object of study we consider the modern factors and conditions of improving the quality of decisions at the sphere of the state management of the socio-economic development of the national and regional economies. We believe raised questions in the formation of effective anti-crisis actions with government are up-to-date. The basis of the work is the developing of the number of offers to enhance the role of science, small and medium businesses in developing of the new forms of municipal and regional support of the real economy, as well as effective forms of the federal economic policy; the need in the evolution of the actual economic system is also raised, the offers to change banking services at the market are made. The article has a research nature, which is expressed by that authors, relying on different scientific works, practical and theoretical work experience of federal and regional authorities, express their position and offers to improve the quality of making solutions at the sphere of the state management of socio-economic development of the national and regional economies. The article is of interest of specialists of state and municipal management
Keywords: EFFICIENCY, MANAGEMENT, GOVERNMENT REGULATION, SOCIOECONOMIC FUNCTIONS
Рыночная экономика сама по себе не обеспечивает социально-справедливого распределения дохода, и поэтому, несмотря на то, что рынок представляет собой довольно отлаженный механизм, он всё же не в состоянии решить экономические задачи, стоящие перед обществом. Важность государственного вмешательства в рыночные процессы не вызывает сомнений, так как в современных условиях рыночный саморегулирующийся механизм, лежащий в основе социально-экономического уклада хозяйственных отношений российского общества, не обеспечивает экономической безопасности страны и не способен к антициклическому саморегулированию.
Безусловно, в настоящее время на темпы экономического развития национальной экономики влияют множество факторов, но определяющим фактором на протяжении всей истории человечества является роль государственного управления, инструменты и механизмы государственного регулирования, а также целевые ориентиры внешней и внутренней государственной политики.
Важно отметить, что на протяжении всей перестройки российской экономики роль отечественной науки в становлении нового уклада экономических отношений была и остается несущественной, а идеи и предложения ученых в области экономики и управления, исходя из существующего направления экономической политики государства, практически не востребованными, в этой связи вопросы повышения роли «интеллектуального потенциала» в стимулировании развития отечественной экономики не потеряли своей актуальности, а в последнее время, учитывая экономические санкций со стороны США и стран ЕС против России, даже наоборот способствуют поиску внутренних источников развития российской экономики [1, С 212], и в том числе за счет стимулирования интеллектуальной деятельности, внедрения передовых
идей и формирования новых принципов использования интеллектуальной собственности в отечественной экономике.
Также отметим и то, что в ХХ! веке претерпевает изменение само понятие знания, вследствие этого резко увеличилось значение интеллектуальной собственности. Интеллект постепенно становится одним из важнейших факторов общественного производства, а творения человеческого разума или «интеллектуальный капитал» приобретает значение одного из основных объектов экономического оборота [2, С. 881].
Говоря о необходимости повышения роли «интеллектуального капитала» в создании условий стимулирования региональной и национальной экономик мы обратились к проблемам развития реального сектора экономики для построения логической цепочки в своих рассуждениях.
Важно отметить, что российская экономика уже более 20 лет строит рыночную экономику, но во многих источниках экономической литературы она по-прежнему считается переходной экономикой. На наш взгляд, в этом обстоятельстве прослеживается реальность восприятия существующих незаконченных рыночных реформ, ввиду отсутствия действенных условий для развития малого и среднего бизнеса, занятого производством конечной продукции. Нам представляется, что именно удельный вес импортной конечной продукции в общем количестве товаров на отечественных рынках, может служить наглядным критерием эффективности развития отечественного бизнеса, а также эффективности проводимой государством экономической политики.
К сожалению, современное положение отечественной экономики за годы реформ не может характеризоваться устойчивым развитием, а даже наоборот, в большей степени деградировала по ряду сфер деятельности. Окончательно превратившись в сырьевой придаток западноевропейской и китайской экономики, мы серьезно уязвили свою экономическую
безопасность и стали больше подвержены внешним факторам мировой экономики.
Сегодняшнее экономическое и политическое давление стран ЕС и США по отношению к России, во многом связано с пониманием уязвимости нашей экономики от внешних факторов, желанием разрушить нашу страну и поделить, что в условиях возросшей международной борьбы за природные ресурсы вполне предсказуемо.
На наш взгляд, первоочередной ответной реакцией России должна быть высокоэффективная внутренняя социально-экономическая политика, направленная на стимулирование развития отечественной экономики, наращивание экономического и производственного потенциала.
В ряде случаев поучительными для нас могут быть и накопленные знания в истории экономических учений. Так еще английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.) отмечал, что выигрывает та страна, товары которой пользуются наибольшим спросом за границей и которая наименее испытывает потребность в товарах из-за границы.
Также отметим, что при рассмотрении экономических проблем общества и поисков путей его реформирования Дж. Ст. Милль исходил из противопоставления законов производства законам распределения. Законы производства он считал неизменными, «вечными», определяемыми природой человека. Законы же распределения он признавал исторически преходящими, изменяющимися в зависимости от конкретных исторических условий [3, С. 205].
Соглашаясь с выше упомянутыми утверждениями Дж. Ст. Милля, мы хотим обратить внимание на то, что и в современной российской экономике назрела необходимость пересмотра сложившихся условий распределения национального дохода, для получения максимально возможного синергетического эффекта, что в свою очередь предполагает более рациональное принятие управленческих государственных решений,
а также активизацию роли интеллектуального отечественного потенциала в государственном регулировании национальной и региональной экономик.
Говоря об интеллектуальном потенциале, мы прежде всего говорим о слабой вовлеченности ученых, сотрудников ВУЗов, успешных предпринимателей, специалистов в процесс управления развитием реального сектора экономики нашей страны, отдельных сфер ее деятельности. Так, к примеру, несоответствие интересов руководства ВУЗов и министерства образования РФ в ходе реформирования образования является одним из очевидных фактов наличия конфликтов интересов, а также слабой роли науки и ее возможностей в регулировании процесса образовательных реформ, проводимых чиновниками.
Нам представляется, что отстраненность ученых, представителей малого и среднего бизнеса, а также лучших работников производства (высококвалифицированных специалистов) от решения социально-экономических вопросов развития отечественной экономики на федеральном и региональном уровнях, не способствует росту российской экономики. На наш взгляд, в правительстве и государственной Думе не количество чиновников (сегодня мы имеем необоснованно раздутый административный аппарат) определяет успешность проводимой социально-экономической политики, а их качество, с позиций профессиональной пригодности. Если в руководстве страны будут присутствовать в большом количестве боксеры, артисты, певцы и прочие непрофильные лица, а не экономисты, менеджеры, финансисты, бухгалтера, юристы и т.д. (т.е. лица с богатым практическим опытом работы, профессионалы своего дела), то и ожидать серьезных положительных изменений в эффективности государственной социально-экономической политики Российской Федерации не стоит.
В современных условиях, когда информационные и интеллектуальные ресурсы общества становятся важными факторами экономического роста, необходимо их консолидировать и эффективно использовать на благо отечественной экономики. На наш взгляд, учитывая демократические основы нашего современного общества, назрела необходимость более активной политической позиции отечественной науки. В частности мы предлагаем создать партию (условно назовем ее партией «ученых - малого и среднего бизнеса - рабочих»), в которую должны войти российские ВУЗы с подавляющим числом ее профессорско-преподавательского состава, привлечь активную часть студенчества, а также привлечь к совместным политическим действиям представителей малого и среднего бизнеса, специалистов предприятий. Консолидируя все стоящие предложения профессионалов в сфере бизнеса, обобщая зарубежный опыт, рассматривая новаторские предложения ученых и специалистов, адаптированные к условиям функционирования отечественной экономики, т.е. через активизацию интеллектуального потенциала непосредственно приближенных к реальному сектору экономики людей, на наш взгляд, возможно формирование эффективной региональной и национальной социально-экономической политики.
Необходимость образования предложенной нами партии заключается и в том, что для народа назрела необходимость перехода от многополярности политического устройства РФ, так как от количества партий и их лозунгов порядка и результативности в государственном управлении нисколько не прибавляется, а даже наоборот приводит к несогласованности и чрезмерной волатильности принимаемых решений. Нам представляется, что при создании предлагаемой нами партии «ученых - малого и среднего бизнеса - рабочих» возможно, будет сокращение госаппарата, так как многие решения будут приниматься на локальном уровне при согласовании предложений ученых и субъектов
малого и среднего бизнеса, специалистов на территориальном уровне. Если взять во внимание тот факт, что многие сегодняшние партии РФ, распыляя бюджетные деньги и интеллектуальные усилия на политические игры, имеют немало схожих лозунгов, то появление одной предлагаемой нами партии позволит со временем сосредоточить все усилия чиновников на одной задаче - на повышении социально-экономической эффективности российской экономики и уровня жизни респондентов.
Другим плюсом от формирования предлагаемой партии будет возможность продвигать в депутаты на региональном и федеральном уровне наиболее достойных и образованных граждан, и тем самым избежать попадания в госаппарат «случайных» людей, пришедших в государственный аппарат не для служения народу, а ради хорошей зарплаты, предпочитая пассивную работу активной плодотворной деятельности.
Нам также представляется, что служение народу (работа в государственном аппарате) должно быть почетным видом деятельности, а не результатом материальной мотивации в виде высокой зарплаты. Поэтому мы также предлагаем увязать зарплаты чиновников с зарплатами ученых, т.е. чтобы в нормативно-правовых актах четко оговаривалось, что зарплата чиновников не может превышать среднюю заработную плату академика более чем в пять раз (или даже не более чем в 2-3 раза). Такое предложение мы делаем исходя из того, что, на наш взгляд, в большей степени академики имеют право находиться в госаппарате, чем спортсмены и певцы, а те люди, которые идут работать в государственный аппарат ради высокой заработной платы, должны уйти в бизнес и там увязать свои желания с возможностями.
Создание предлагаемой нами партии в перспективе могло бы повлиять и на изменение экономической системы нашей страны. Важно понимать, что одним из условий стимулирования развития российской
экономики, является создание действенных конкурентных преимуществ в распределительном процессе. К примеру, упразднение частных банков, и становление сети государственных банков (а у нас уже есть отечественный опыт использования лишь государственных банков в командно-административной системе), позволит государству:
- более эффективно использовать денежные ресурсы страны, включая временно свободные средства граждан и юридических лиц;
- эффективно противодействовать оттоку капитала из страны;
- использовать ссудный процент как своеобразную форму налога на бизнес или на потребление (в зависимости от цели кредита и заемщика);
- более эффективно проводить антикризисную и антициклическую политику посредством денежно-кредитной политики;
- эффективней контролировать инфляционные процессы, проявляющиеся в виде банковского мультипликатора;
- и т.д.
На наш взгляд, становление института государственного коммерческого банка может стать одним из главных факторов стимулирующих развитие реального сектора российской экономики, повышающих эффективность современной денежно-кредитной и фискальной политики нашего государства. Считаем, что становление государственных коммерческих банков может быть постепенным, и за счет более низких процентных ставок по кредитам, используя рыночный механизм, со временем вытеснить все коммерческие банки с российского рынка банковских услуг.
Важно отметить и то, что существенное снижение налогового бремени для отечественного бизнеса является необходимой предпосылкой для государственного стимулирования развития национальной экономики, но чтобы эта мера носила долгосрочный характер, и не отражалась негативно на государственном бюджете, целесообразно увеличить долю
неналоговых поступлений в казну. Нам представляется, что одним из перспективных источников роста неналоговых доходов в бюджеты разных уровней, должно стать эффективное управление муниципальной и государственной собственностью, но не за счет ее продажи и разбазаривания, а за счет формирования новых принципов управления данной собственностью [4].
Нам представляется важным и вполне возможным утверждение в законодательном порядке механизма поощрений физических лиц как работающих на унитарных предприятиях, так и сторонних специалистов, ученых, разработавших и предложивших муниципальным и государственным предприятиям рационализаторские предложения, способствующие сокращению издержек и росту прибыли.
На наш взгляд, в качестве механизма вознаграждения авторов рационализаторских и инновационных предложений целесообразно устанавливать процент от прироста прибыли, полученной от внедрения данных предложений (скажем 5% от прироста прибыли) и сроком на несколько лет (к примеру, на 5 лет и более) [4].
Поскольку повышение экономической эффективности унитарных предприятий невозможно без привлечения инвестиций и обновления производственных мощностей, то также следует поднять значимость вопросов софинансирования предприятий, функционирующих на муниципальной и государственной собственности, как со стороны собственников в лице муниципалитетов и государства, так и со стороны прочих экономических субъектов. Необходимо развивать партнерские отношения и совместные проекты унитарных предприятий с потенциальными деловыми партнерами - частными компаниями, на взаимовыгодных условиях.
Именно такой подход, основанный на финансовом стимулировании коммерческих унитарных предприятий, будет способствовать
привлечению новых идей и капитала, а также активизации коммерческой деятельности, росту прибыли муниципальных и государственных предприятий, и, как следствие, росту неналоговых отчислений в муниципальные, региональные и федеральный бюджеты.
Также отметим, что неналоговые отчисления от прибыли унитарных предприятий в разных регионах формируются на основе местного законодательства, и в ряде случаев они вообще могут не взыматься, что, на наш взгляд, не приемлемо, так как собственник имущества должен использовать в полной мере право на доход от эксплуатации своей собственности в условиях рыночной экономики. Поэтому мы предлагаем установить гибкие неналоговые отчисления от чистой прибыли унитарных коммерческих предприятий, а именно - установить разные процентные ставки для отчислений на разные части (шедулы) чистой прибыли унитарных предприятий, что будет менее болезненно сказываться на финансовой устойчивости муниципальных и государственных предприятий [4].
Мы также считаем, что раз унитарные предприятия функционируют на основе эксплуатации муниципальной и (или) государственной собственности, то и вклад от их деятельности в улучшение социально-экономического положения муниципальных образований, в которых они функционируют, должен быть более значимым, что особенно актуально в настоящее время, учитывая дефицит многих муниципальных бюджетов.
Отчуждение государственной собственности через приватизацию нельзя рассматривать как единственно верный способ увеличения бюджетных доходов. История современной России изобилует множеством примеров, когда смена собственников не оказывала положительного влияния на развитие приватизируемых предприятий и организаций. На наш взгляд, дальнейшее разгосударствление и передача собственности в частные руки не всегда целесообразны, и в ряде случаев являются
наглядным свидетельством функционирования неквалифицированных (или неэффективных) управленческих кадров (менеджеров) в государственных органах власти.
В заключение отметим, что выше названные и прочие подобные преобразования в нашем обществе, безусловно, могут положительно отразиться на эффективности государственного управления развитием российской экономики, но для полноценности данных преобразований нужна твердая политическая воля и чувство гражданского долга руководства ВУЗов РФ, без единогласия которого невозможно будет формирование партии «ученых - малого и среднего бизнеса - рабочих», а также создание условий для лоббирования предложений и интересов народа в правительстве по преобразованию распределительных процессов в нашем обществе, которые во многом будут противоречить интересам российских олигархов, чьи интересы защищает сегодняшняя власть.
Литература
1 Андреев С.Ю. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / С.Ю. Андреев, Л.Э. Тауш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2010. - №55(01). - С. 207-213. - IDA [article ID]: 0551001001. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdf
2 Андреев С.Ю. К вопросу о роли интеллектуального потенциала в стимулировании развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края / С.Ю. Андреев, А.И. Сергеева, Е.А. Мищенко, Е.М. Дрофичева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №06(100). С. 880 - 892. - IDA [article ID]: 1001406057. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/06/pdf/57.pdf
3 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. — СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
4 Дулин М.П. К вопросу о повышении социально-экономических функций унитарных предприятий Краснодарского края / М.П. Дулин, С.Ю. Андреев, С.А. Мамий и др. // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №92 (08). - IDA [article ID]: 0921308079. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru /2013/08/pdf/79.pdf
References
1 Andreev S.Ju. Rol' organov vlasti i KGAU v provedenii jeffektivnyh antikrizisnyh
meroprijatij na territorii Krasnodarskogo kraja / S.Ju. Andreev, L.Je. Taush // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2010. - №55(01). - S. 207-213. - IDA [article ID]: 0551001001. - Rezhim dostupa: http://ej .kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdf
2 Andreev S.Ju. K voprosu o roli intellektual'nogo potenciala v stimulirovanii razvitija malogo i srednego biznesa Krasnodarskogo kraja / S.Ju. Andreev, A.I. Sergeeva, E.A. Mishhenko, E.M. Droficheva // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №06(100). S. 880 - 892. - IDA [article ID]: 1001406057. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/06/pdf/57.pdf
3 Vechkanov G.C., Vechkanova G.R. Makrojekonomika. — SPb.: Piter, 2008. - 240 s.
4 Dulin M.P. K voprosu o povyshenii social'no-jekonomicheskih funkcij unitarnyh predprijatij Krasnodarskogo kraja / M.P. Dulin, S.Ju. Andreev, S.A. Mamij i dr. // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №92 (08). - IDA [article ID]: 0921308079. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru /2013/08/pdf/79.pdf