Научная статья на тему 'К вопросу о построении электронного ассоциативного словаря проприальной лексики (на материале медианоминации)'

К вопросу о построении электронного ассоциативного словаря проприальной лексики (на материале медианоминации) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
382
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНОМАСТИКА / ONOMASTICS / PROPER NAMES / MEDIANOMINATION / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / ПРОПРИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / МЕДИАНОМИНАЦИЯ / АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коровченко Ирина Игоревна

В статье рассматривается метод ассоциативного эксперимента применительно к построению ассоциативного словаря, анализируется опыт формирования наиболее крупных ассоциативных словарей, а также обозначаются этапы проведения ассоциативных экспериментов на базе медианоминации и построения ассоциативного словаря медианазваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Коровченко Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On compiling the electronic associative dictionary of media names

The articles considers the associative experiment as a method for compiling associative dictionaries, analyzes the experience of compiling such dictionaries, and describes stages of conducting associative experiments on media names and steps of compiling the associative dictionary of media names.

Текст научной работы на тему «К вопросу о построении электронного ассоциативного словаря проприальной лексики (на материале медианоминации)»

и.и. коровченко

УДк 81'23

к вопросу о построении электронного ассоциативного словаря проприальной лексики (на материале медианоминации)

В статье рассматривается метод ассоциативного эксперимента применительно к построению ассоциативного словаря, анализируется опыт формирования наиболее крупных ассоциативных словарей, а также обозначаются этапы проведения ассоциативных экспериментов на базе медианоминации и построения ассоциативного словаря медианазваний.

Ключевые слова: ономастика, проприальная лексика, медианоминация, ассоциативный эксперимент, ассоциативный словарь.

Irina I. Korovchenko

on compiling the electronic associative dictionary of

media names

The articles considers the associative experiment as a method for compiling associative dictionaries, analyzes the experience of compiling such dictionaries, and describes stages of conducting associative experiments on media names and steps of compiling the associative dictionary of media names.

Keywords: onomastics, proper names, medianomination, associative experiment, associative dictionary.

Традиционно основным методом исследования языкового сознания является свободный ассоциативный эксперимент. К этому методу обращаются при исследовании восприятия, изучении семантических полей, их психологических эквивалентов, существующих в психике семантических связей слов. Этот метод выступает в качестве признанного и ведущего в исследовании языкового тезауруса [Алимушкина 2007; Воронцова 2004; Гридина 1996; Долинский 2011; Ефименко 2011; Овчинникова 2002; Патсис 2005; Трещева 2012].

Кроме того, по результатам проведенных масштабных свободных ассоциативных экспериментов создаются крупнейшие базы ассоциативных полей, являющиеся основой для дальнейшего исследования языкового сознания, формируются ассоциативные словари (прямые и обратные). Так, в настоящее время насчитывается несколько десятков таких словарей, наиболее крупными среди них можно назвать [Русский ассоциативный словарь... 1994, 1996, 1998; Русский ассоциативный словарь 2002; Славянский ассоциативный словарь. 2004; Словарь ассоциативных норм. 1997; Justeson, Katz 1991].

В рамках данной работы представляется актуальным построение ассоциативного словаря так называемой проприальной лексики, а именно - на материале медианоминации (прим. - здесь и далее в качестве относительных синонимов будут использоваться термины «проприальная лексика»,

«медианоминация», «медианазвания»). При этом под медианоминацией в работе понимается языковая номинация средств массовой информации, например, «Коммерсантъ» (газета), «Радиотехника и электроника» (журнал) и др.

Очевидно, что особенность изучаемого ономастикой материала требует от исследований особенного методологического и методического аппарата. Ономастические исследования проводятся благодаря методикам, отработанным и в лингвистике, и в психологии. Так, в ономастике с успехом применяется метод свободного ассоциативного эксперимента, например, в изучении ассоциативных реакций при восприятии или в исследованиях эффективности коммерческих названий [Крюкова 2004; Новичихина 2004] или при рассмотрении уровней отражения проприальной лексики (на материале эргонимов) в сознании носителей языка [Трапезникова 2010].

Однако до сих пор в ономастике по результатам проведенных свободных ассоциативных экспериментов для углубленного изучения ассоциативных полей не создаются ассоциативные словари. Более того, работы, касающиеся изучения ономастического пространства, базируются преимущественно на результатах, полученных в ходе свободного ассоциативного эксперимента [Караулов 2007; Карабулатова 1999; Карабулатова 2002; Копочева 1997; Крюкова 2002; Сабитова 1991; Суперанская 2007; Трифонова 2006]. Кроме того, до сих пор редкими остаются работы, в которых методами исследования являются другие виды ассоциативного эксперимента. Так, начало применения цепочечного ассоциативного эксперимента относительно недавно было положено работой А.А. Трапезниковой [2010]. Методика цепочечного ассоциативного эксперимента была выбрана, поскольку она выступает наиболее эффективной в реконструкции ассоциативного значения изучаемого наименования, а кроме того, позволяет зафиксировать все коннотации.

Ввиду уникальности диссертационного исследования А.А. Трапезниковой, имеет смысл обратиться к опыту проведения ассоциативных экспериментов на основе эргонимов и к рассмотренным в исследовании принципам изучения ономастического материала. Проведенный анализ позволит нам выработать принципы изучения медианазваний и - в целом - принципы построения ассоциативного словаря проприальной лексики, в частности, ассоциативного словаря медианазваний.

Итак, А.А. Трапезниковой было проведено масштабное исследование восприятия так называемых эргонимов «горожанами» и «имядателями» Красноярска, позволившее ответить на вопрос об особенностях восприятия искусственной номинации. Отличительными особенностями работы являются обоснование понятия «ономастическое сознание», разработка теоретической модели ономастического сознания и сопоставление каждой из составляющих модели с методами их изучения. В этом исследовании кроме называвшегося цепочечного ассоциативного эксперимента был применен целый ряд методов, в совокупности позволивших реконструировать ономастическое сознание как современного «горожанина», так и «имядателя». В качестве методов исследования были выбраны следующие: метод направленного ассоциативного эксперимента, метод лингвистического интервьюирования, включающий метод субъективного шкалирования.

Особо следует подчеркнуть, что при исследовании восприятия искусственной номинации А.А. Трапезникова указывает на несовпадение ассоциативных полей нарицательной лексики и ассоциативных полей аналогичных коммерческих названий. Подобное несоответствие выявилось в сравнении некоторых результатов проведенного эксперимента и данных «Русского ассоциативного словаря» Ю.Н. Караулова [Русский ассоциативный словарь 2002]. Кроме того, именно проведенные цепочечный и направленный ассоциативные эксперименты позволили определить некоторые важные особенности ассоциативных полей искусственной номинации, например, при обращении к коэффициентам устойчивости и отклонения ассоциативных полей исследуемых эргонимов и аналогичных им имен нарицательных, указанных в словарных статьях.

Таким образом, сравнение результатов нескольких экспериментов и данных «Русского ассоциативного словаря» Ю.Н. Караулова сделало видимым отличительные черты ассоциативных полей эргонимов, а именно - особой семантической структуры и статистических показателей; более того, позволило обозначить важный вывод о том, что в ассоциативном поле эргонима существует особая зона - зона ономастического значения, которая не представлена в ассоциативных полях апеллятивов.

Примечательно, что масштаб исследований, проведенных А.А. Трапезниковой, вполне сопоставим с работой над ассоциативным словарем. Так, в ходе экспериментов, длившихся с 2004 по 2008 годы, было получено около 23 000 ассоциаций по 1500 стимулам, 700 рефлексивов горожан на 200 наименований; кроме того, 100 рефлексивов выявлено в ходе опроса имядателей. Стоит отметить, что по результатам исследований были составлены «ассоциативные словники», включающие по 100 ассоциативных полей, сформированных в ходе направленного и цепочечного ассоциативного экспериментов соответственно, и содержащие гендерные и возрастные характеристики респондентов.

Представляется логичным, что исследование ассоциативных полей искусственной номинации (как совпадающей с аналогичными ей нарицательными именами, так и не совпадающей с ними), проведенное на различном материале (например, эргонимов, медианазваний, прагматонимов), могло бы предоставить возможность выявить особенности, присущие разным группам названий, расширив при этом представление об ономастическом сознании. Кроме того, в планируемом нами исследовании медианоминации, помимо рассмотренной возможности сопоставления реакций, полученных в ходе экспериментов, и слов-стимулов, видится существенной возможность анализа характеристик участвующих в эксперименте респондентов. При этом представляется логичным провести сравнение ассоциативных полей на базе нескольких крупных ассоциативных словарей нарицательных имен.

Подобная задача представляется вполне осуществимой благодаря использованию современных электронно-цифровых возможностей, обращению к существующему опыту создания электронных версий ассоциативных словарей нарицательной лексики и использованию современных электронно-цифровых возможностей при формировании электронных версий ассоциативного словаря медианазваний. Таким образом, применительно к нашему исследованию

медианоминации предполагается логичным обратиться к созданию словаря ассоциативных соответствий, или Ассоциативного словаря проприальной лексики (на материале медианоминации).

Напомним, что опыт создания словарей на базе свободных ассоциативных экспериментов ранее не подразумевал создание словаря ассоциативных соответствий или ассоциативного словаря, основанного на базе ономастического материала (однако, как было упомянуто выше, результаты проведенных экспериментов обобщались в так называемые ассоциативные словники). В связи с этим имеет смысл обратить внимание на реализованные электронные версии ассоциативных словарей (базы словарей) нарицательной лексики [Словарь ассоциативных норм... 1973, 2006], а кроме того, обратиться к методикам [Черкасова 2004б] и опыту построения электронных версий ассоциативных словарей, сложившимся в русской и зарубежной школах.

Таким образом, на основании рассмотренных методик и изученного опыта создание современного ассоциативного словаря медианазваний видится состоящим из нескольких этапов.

К первому этапу следует отнести следующее: формирование списка слов-стимулов, а также генерацию анкет эксперимента, применение технологии получения анкет (технологии русских ассоциативных словарей), формирование и подготовку анкет к печати, формирование и подготовку анкет для проведения экспериментов в веб-сети (при решении проведения эксперимента посредством веб-сети), создание базы данных экспериментов, ввод и проверку анкетных данных, наконец создание ассоциативного тезауруса.

Ко второму этапу психолингвистического ассоциативного эксперимента имеет смысл отнести исследование полученного формального тезауруса, составление статей ассоциативного словаря, подготовку и печать ассоциативного словаря, а также подготовку к размещению и размещение словаря в веб-сети, исследование сформированного ассоциативного словаря-тезауруса с использованием возможностей его электронной базы. Примером электронной версии словаря-тезауруса, созданного по результатам эксперимента на материале нарицательных имен, может служить [Русский ассоциативный тезаурус. 19881997]. В нем реализован интересующий нас механизм поиска по всему корпусу прямого и обратного ассоциативного словарей в соответствии с характеристиками респондентов (пола, возраста, профессии).

Методика, разработанная в Институте языкознания РАН, стала основой создания не только русского ассоциативного словаря (крупнейших Русского ассоциативного словаря, Славянского ассоциативного словаря и других), но и иностранного. Примером такого ассоциативного словаря является ассоциативный словарь французской лексики Le Dictionnaire des Associations Verbales du Français (Dictaverf), направленный на выявление ассоциативных норм современных носителей французского языка [Création du Dictionnaire. 2010]. В электронной версии этого словаря реализован прямой и обратный поиск, в котором учитываются дополнительные, по сравнению с рассмотренным Русским ассоциативным словарем, характеристики респондентов, а именно: пол, возраст, образование, специализация, город прохождения теста, область, родной язык.

Интересной особенностью данного словаря, которую также стоит учесть при создании ассоциативного словаря медианазваний, является то, что материал для него был собран в ходе интернет-опроса. Опрос проводился не так давно, с 2008 по 2009 годы, а анкеты были собраны со всех регионов Франции. В настоящее же время серия экспериментов не завершена, продолжается сбор материала для Французского ассоциативного тезауруса и планируется создание ассоциативных словарей бельгийского, швейцарского, канадского вариантов французского языка и французского языка Африки. Более того, все исследования проводятся при поддержке Maison des Sciences de l'Homme (Paris), Université Sorbonne Nouvelle - Paris 3 с французской стороны и Института языкознания РАН, Новосибирского государственного университета со стороны российских ученых.

Видится преимуществом тот факт, что создание специфических вариантов ассоциативных словарей на основе проведенных экспериментов далеко не исчерпывает всех возможностей электронных версий и электронных ассоциативных словарей.

Так, существует весьма интересный крупный проект британского Science and Technology Facilities Council (STFC) - The Edinburgh Associative Thesaurus [The Edinburgh Associative Thesaurus], основанный на ассоциациях, предложенных англоязычными респондентами. The EAT является частью The MRC Psycholinguistic Database, крупного комплекса, использующего психолингвистическую базу данных, содержащую 150837 слов и информацию о каждом слове по 26 лингвистическим и психолингвистическим параметрам. Такой крупный исследовательский комплекс задумывался в качестве инструмента для исследований в области психологии, лингвистики для разработки наборов экспериментальных стимулов, для применения в области искусственного интеллекта и компьютерных наук, требующих психологических и лингвистических описаний слов.

Обратимвнимание нато,чтовозможностидля исследований,предоставляемые этим комплексом, стали основой реализованных задач многочисленных проектов. The Edinburgh Associative Thesaurus применялся, например, Рандолфом Роттой (Randolf Rotta) в 2008 году в исследовании по анализу гранулярности стимулов-реакций [Graph: eatRS 2008]; Амансио, Оливейрой и Костой в 2012 году в исследовании по изучению связанности в использовании слов [Amancio, Oliveira, Costa 2012].

Здесь особенное внимание стоит уделить работе Maocheng Liang (National Research Centre) для Foreign Language Education, Beijing Foreign Studies University (BFSU), People's Republic of China, поскольку в целом продуманный механизм поиска электронной базы ассоциативного тезауруса является залогом легкости в дальнейшей работе с электронной системой. Maocheng Liang интегрировал данные The EAT в автономный инструмент для MS Windows для поиска словесных ассоциаций, что позволило добавить системе ряд возможностей поиска. В настоящее время работа Maocheng Liang доступна и на странице The Edinburgh Associative Thesaurus.

Однако интеграция данных в программу, работающую в среде определенной операционной системы, заведомо ставит пользователя электронного тезауруса в зависимость от этой операционной системы. Таким образом, применительно к

нашим исследованиям представляется логичным реализовать независимость от какой-либо операционной системы и работы веб-сети, предусмотреть различные возможности поиска будущей системы, используя языки программирования. Об этом подробнее будет сказано дальше.

Теперь же рассмотрим наиболее крупные примеры проектов, связанных с разработками электронных версий словарей и баз данных на материале русской лексики, проанализируем достоинства реализованных систем применительно к созданию электронного ассоциативного словаря медианазваний.

Ведением подобных проектов занимается крупный научно-образовательный кластер CLAIM, Computational Linguistics, Artificial Intelligence and Multimedia [Научно-образовательный кластер CLAIM.]. Последним событием в жизни кластера можно назвать полученную возможность участия в качестве партнера The First International Workshop on Russian Semantic Similarity Evaluation (RUSSE-2015), которая пройдет в рамках крупнейшей конференции по компьютерной лингвистике в России «Диалог-2015» [Диалог.]. НОК CLAIM, совместно с NLPub, организует дорожку по исследованию и применению данных ассоциативных экспериментов в оценке семантической и когнитивной близости слов.

Хотя CLAIM первоначально и задумывался лишь как информационный ресурс, посвященный научным исследованиям в области компьютерного интеллекта, компьютерной лингвистики, мультимедиа-технологий и других смежных направлений, вскоре после создания CLAIM смог стать надежной платформой для разработки в области передовых инфо-когнитивных технологий. Так, на его базе существует ресурс, посвященный автоматизации когнитивных исследований [Информационная система.; Проект РГНФ 12-04-12039 Информационная система.; Проект РГНФ (№12-04-12039) Информационная система.]. Этот ресурс представляет собой успешный современный способ дополнить возможности ассоциативных словарей, решая проблему типологии знаний, полученных в ходе исследований, а также построения компьютерной системы, моделирующей механизмы работы языкового сознания.

Преимуществом системы является удобное расположение в публичном репозитории облачного сервиса коллективной разработки (ранее мы говорили о простоте использования таких систем). Информационная система устроена таким образом, что позволяет работать с результатами нескольких экспериментов, когнитивного и ассоциативного, и помогает осуществить просмотр данных ассоциативно-вербальной сети и множества когнитивных единиц.

Интересными, с точки зрения построения ассоциативного словаря, представляются проекты ассоциативной вербальной сети, построенной на основе фрагмента электронной версии «Русского ассоциативного словаря», и базы данных элементарных когнитивных единиц, так называемых фигур знания Ю.Н. Караулова [Ассоциативно-вербальная сеть]. В первом проекте разработан особый механизм работы с данными, второй же отличают реализованные возможности работы с сортировкой хранящихся в нем данных. Именно эти преимущества и особенности имеет смысл принять во внимание при составлении электронного ассоциативного словаря.

Еще одним крупнейшим проектом, связанным с проведением ассоциативного эксперимента, является СИБАС (Сибирский ассоциативный словарь русского

языка), сформированный на основе результатов масштабных экспериментов, собранных в Русскую региональную ассоциативную базу данных [СИБАС...]). Исследования проводились с 2008 по 2011 год в наиболее крупных городах азиатской части России - Новосибирске, Омске, Красноярске, Томске и Северске, Новокузнецке, Барнауле, Кемерово, Владивостоке, Хабаровске, Чите и Иркутске.

В проекте СИБАС, как и в проектах научно-образовательного кластера CLAIM, используется похожий механизм работы с данными экспериментов. Так же, как и в других проектах, доступная в веб-сети электронная база данных включает в себя прямой и обратный словари, список стимулов и возможность просмотра результатов в зависимости от характеристик респондентов. Однако, говоря об отличительной особенности СИБАС по сравнению с ранее проведенными экспериментами и реализованными проектами словарей, укажем на задачу, стоявшую перед составителями СИБАС, а именно - получение регионально-специфичной информации. Видится целесообразным на этапе подготовки ассоциативного эксперимента, а далее и ассоциативного словаря медианазваний обратить внимание на следующее. Так, добавление в анкеты респондентов (а затем и в базу данных) информации о месте проведения экспериментов позволит получить большие возможности работы с регионально специфичной информацией.

Таким образом, все описанные примеры функционального и конструктивного соединения возможностей, предоставляемых электронными базами данных, и применение этих возможностей при работе с результатами ассоциативных экспериментов могут рассматриваться в качестве ориентиров для построения электронного ассоциативного словаря медианазваний.

итак, перейдем от рассмотрения электронных версий ассоциативных словарей к рассмотрению построения электронной базы данных ассоциативного эксперимента на материале медианазваний. Далее будут описаны представляющиеся значимыми этапы создания ассоциативного словаря и его электронной версии, а также наиболее существенные особенности ассоциативных экспериментов. Вопросы, оставшиеся вне описания, видятся нами в качестве отдельной публикации.

При построении словаря необходимо учитывать, что получение ассоциативно-вербальной модели языкового сознания является одним из подходов для презентации образов сознания. Ассоциативный словарь позволяет осуществить моделирование и провести анализ ассоциативно-вербальной сети, при этом отражает современный процесс формирования ономастического сознания. Представляется целесообразным разделить получение ассоциативно-вербальной модели ономастического сознания на несколько этапов, логически соответствующих процессам подготовки, проведения и анализа эксперимента с одновременным построением ассоциативно-вербальной сети и ассоциативного словаря. В связи с этим видится обоснованным выделение следующих этапов.

первый этап. К этому этапу имеет смысл отнести формирование базы данных названий, содержащихся в Перечне наименований, зарегистрированных СМИ (Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), а также случайную выборку необходимого количества медианазваний, которые будут впоследствии задействованы в эксперименте.

Общее количество собранных нами медианазваний, составившее около 87000, показало целесообразность предпочтения в планируемых экспериментах тех названий средств массовой информации, к территории распространения которых относится Центрально-Черноземный экономический район (города: Воронеж, Белгород, Тамбов, Липецк, Курск, области: Воронежская, Белгородская, Тамбовская, Липецкая, Курская; суммарное количество названий средств массовой информации этих регионов составляет примерно 1500). Чтобы учесть СМИ, зарегистрированные в одной из областей ЦЧЭР, но имеющие большую территорию распространения, к участию в экспериментах мы будем относить и средства массовой информации, территория распространения которых охватывает Российскую Федерацию, а также может включать в себя тиражирование за рубежом.

Дальнейшими задачами видятся формирование списка слов-стимулов и подготовка анкет, участвующих в ассоциативном эксперименте, печать этих анкет. Параллельно с этим осуществляется создание базы данных эксперимента -ключевое звено для создания тезауруса и последующего анализа.

При этом база данных эксперимента планируется к реализации и частично реализуется в настоящее время с применением технологий веб-программирования. Стоит отметить, что упомянутая база данных, отвечающая за списки названий, регистрационных данных средств массовой информации, результатов эксперимента и являющаяся основой будущей системы ассоциативно-вербальной сети и ассоциативного словаря, планируется к реализации на фундаменте собственных информационных разработок.

В представлении технологии создания ассоциативного словаря невозможно обойти вниманием его основу - ассоциативный эксперимент. Обратим внимание на то, что перед проведением масштабного ассоциативного эксперимента планируется организовать пилотный эксперимент, в ходе которого будет определена валидность и выявлены необходимые корректировки составленных анкет.

Ассоциативный эксперимент, результаты которого найдут отражение в базе данных эксперимента, планируется к проведению в нескольких вариантах, а именно: свободный ассоциативный эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент, цепочечный ассоциативный эксперимент. Как уже отмечалось, это еще одно отличие от часто применимой технологии создания ассоциативных словарей, заключающейся в применении только метода свободного ассоциативного эксперимента. Стоит отметить, что использование в работе расширенного аппарата ассоциативного эксперимента позволит определить ассоциативное поле медианоминации, наиболее полно выявить его отличие от ассоциативных полей имен собственных (более подробно см. [Трапезникова 2010]).

По результатам проведенных экспериментов нами также предполагается провести исследование возможной зависимости полученных ассоциативных полей и принадлежности названий (слов-стимулов) определенному типу СМИ. В связи с этим соотнесение результатов всех трех видов экспериментов между собой и с данными ассоциативного словаря нарицательной лексики видится предпочтительным по сравнению с сопоставлением результатов свободных ассоциативных экспериментов, проведенных на материале медианазваний и на материале имен нарицательных. Перечисленное является предпосылкой к

реализации возможности сортировки полученных реакций от респондентов в базе данных эксперимента.

К первому этапу следует также отнести и подготовку информационной системы для реализации эксперимента в сети Интернет. При этом планируется создание выборки и принятие к рассмотрению анкет, полученных от респондентов, проживающих на территории ЦЧЭР. Кроме того, в описываемой базе планируется предусмотреть особые возможности, которые позволили бы обращаться к результатам экспериментов, учитывая в запросе данные о респондентах (пол, возраст, место рождения, родной язык, уровень образования, специальность, профессию; такие данные респонденты указывают о себе в анкетах), данные о медианазваниях (типы средств массовой информации, которым принадлежат названия, территория распространения, адрес регистрации и др.); также в качестве особенных возможностей стоит рассматривать расчет и указание валидности эксперимента.

Ко второму этапу имеет смысл отнести проведение экспериментов, получение результатов всех проведенных экспериментов, их обработку, проверку анкетных данных на наличие ошибок, «шума» в ответах респондентов в виде орфографических ошибок, сведение результатов в единую базу, кроме того, устранение ошибок, вызванных с ручным сведением списков реакций респондентов.

третий этап тесно связан с формированием базы данных и сведением результатов всех экспериментов в единую ассоциативно-вербальную сеть, формированием на основе этой сети ассоциативного тезауруса медианазваний, составление прямого и обратного ассоциативных словарей медианазваний, содержащего наряду с частотой встречаемости пар «стимул-реакция» значения относительной частоты (называемой также долей, или процентом).

Третий этап отличает исследование полученного ассоциативного тезауруса, составление статей ассоциативного словаря и подготовку ассоциативного словаря к печати. Таким образом, созданная база данных ассоциативного словаря медианазваний позволит изучить результаты ассоциативного опроса как по отдельным этапам, отдельным экспериментам, так и в целом, с учетом всех возможных параметров, заданных участвующими в экспериментах анкетами.

На основании подхода, описанного подробно Г. А. Черкасовой [2004а], нами разработаны принципы формирования электронного ассоциативного тезауруса и электронного словаря медианазваний, основанных на технологиях веб-программирования.

Итак, электронный ассоциативный словарь медианазваний представляет собой упорядоченные сведения, собранные в ходе нескольких ассоциативных экспериментов. Работу словаря планируется организовать таким образом, что в ее составе анкетные данные позволят представить прямой и обратный ассоциативные словари, кроме того, выявить частотность пар «стимул»-«реакция». Подобный механизм применялся при построении «Русского ассоциативного словаря».

Предложенный электронный ассоциативный словарь медианазваний основывается на клиент-серверной технологии, что предусматривает возможность работы с ним как в версии, доступной онлайн для всех заинтересованных сторон, так и на локальном компьютере. Реализация словаря на гибридной технологии

совместного применения языков php, JavaScript, HTML 5, SQL, CSS позволяет не зависеть от операционной системы и доступна для любого персонального компьютера или мобильного электронного устройства.

Электронный ассоциативный тезаурус будет сформирован также на основе указанных выше технологий из анкетных данных (стимулов), данных респондентами ответов (реакциях), данных о респондентах (указанных в анкетах). Все стимулы и все анкеты подлежат индексации. На основании такого представления формируется база данных, содержащая номер стимула, реакцию, уникальный код, присваиваемый анкете. Анкетные данные включают подробные сведения о респондентах. Справочник специальностей и профессий формируется на основе указанных респондентами специальностей и профессий.

Необходимый массив данных для работы над прямым и обратным ассоциативными словарями формируется при помощи упорядочивания основного массива данных по номеру стимула и представления количества одинаковых ответов-реакций. После сортировки по общему номеру стимула (в порядке убывания числа ответивших и реакций по алфавиту) формируется массив прямого ассоциативного словаря медианазваний. После сортировки по реакциям (в порядке убывания числа ответивших и номера стимула) формируется обратный ассоциативный словарь медианазваний.

При сортировке массива обратного ассоциативного словаря медианазваний по убыванию количества ответивших формируется список наиболее частотных пар «стимул-реакция». Подобная сортировка позволяет отразить и реакции, вызванные наибольшим количеством стимулов. При этом такое представление информации позволяет исследовать ядро ономастического сознания усредненного носителя языка.

Таким образом, перечисленные возможности формирования анкет, хранения материалов экспериментов, представления данных, сведение результатов и возможности работы с массивами данных реализуются посредством написанного приложения.

Стоит отметить, что планируемая работа над ассоциативными словарями подразумевает создание нескольких сводных массивов данных по результатам разных видов ассоциативных экспериментов, дальнейшее сравнение результатов проведенных экспериментов и формирование на основе экспериментов версий прямых и обратных ассоциативных словарей с реализацией возможности сопоставления этих результатов. Также предполагается реализовать возможность учета ответов респондентов в сопоставлении их с типами СМИ, которым принадлежат участвующие в экспериментах названия, получение статистической информации о словах-стимулах и реакциях, получение проекций прямого и обратного словарей, введение лингвистических параметров, характеризующих стимулы и реакции и другие функции.

Планируется, что сформированная в результате обработки данных анкетирования база будет доступна в режиме онлайн (логин и пароль будет предоставляться по требованию), помимо этого, будет осуществлена возможность экспорта базы данных в популярных форматах представления данных с целью формирования ассоциативного тезауруса на электронно-цифровом носителе и

составлена бумажная версия прямого и обратного ассоциативного словарей на основе проведенных исследований.

Таким образом, созданные словарь и электронная система позволят в наиболее удобной форме работать с результатами экспериментов и использовать их в дальнейших ономастических исследованиях. А включение параметров описания, принципиально совместимых с уже существующими разными ассоциативными базами, позволит использовать их впоследствии в сравнительно-сопоставительных и междисциплинарных исследованиях.

Алимушкина О.А. Механизмы проявления стереотипизации в ассоциативном поле: дис. ... канд. филол. наук / Алимушкина Ольга Алексеевна. - Барнаул, 2007.

Ассоциативно-вербальная сеть // Информационная система когнитивных экспериментов. - Режим доступа: http://tesaurus.ru/aweb.php (дата обращения: 04.12.2014).

Воронцова И.А. Историко-типологическое исследование тезаурусов английского языка: дис. ... канд. филол. наук / Воронцова Инна Алексеевна. -Иваново, 2004. - 276 с.

Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи: явление языковой игры: дис. ... д-ра филол. наук / Гридина Татьяна Александровна. - Москва, 1996. - 566 с.

Диалог - крупнейшая конференция по компьютерной лингвистике в России // Диалог. Международная конференция по компьютерной лингвистике: новости. -Режим доступа:http://www.dialog-21.ш/Default.aspx?DN=041d0211-9983-4db1-840e-e76ce4eea92c&l=Russian (дата обращения: 04.12.2014).

Долинский В.А. Моделирование вербальных ассоциативных полей в квантитативной лингвистике: дис. ... д-ра филол. наук / Долинский Владимир Аркадьевич. - М., 2011. - 587 с.

Ефименко Н.В. Ассоциативная структура цветового значения слова и текста: дис. ... канд. филол. наук / Ефименко Наталья Вячеславовна. - Уфа, 2011. - 208 с.

Информационная система когнитивных экспериментов. - Режим доступа: http://tesaurus.ru/index.php (дата обращения: 04.12.2014).

Карабулатова И.С. Психолингвистические методы в изучении гидронимии региона / И.С. Карабулатова // Славянские духовные традиции Сибири. Материалы Общероссийской научно-практической конференции «Культура и просвещение, философия и история, язык и литература». - Тюмень, 1999. - С. 38-44.

Карабулатова И. С. Русская топонимия в этнопсихолингвистическом аспекте: дис. ... д-ра филол. наук / Карабулатова Ирина Советовна. -Тверь, 2002. - 501 с.

Караулов Ю.Н. Способы существования элементарных единиц знания в обыденном языковом сознании / Ю.Н. Караулов // Язык и действительность: сборник научных трудов памяти В. Г. Гака. - М., 2007. - С. 53-61.

Копочева В.В. О восприятии условно-символических наименований / В.В. Копочева // Человек - коммуникация - текст. - Барнаул, 1997. - Вып. 1. - С. 43-48.

литература

- 193 с.

Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: дис. ... д-ра филол. наук / Крюкова Ирина Васильевна. - Волгоград, 2004. - 360 с.

Крюкова И.В. Рекламное имя: рождение, узуализация и функционирование / И.В. Крюкова // Ономастика Поволжья: Тезисы докладов 9-й международной конференции. - Волгоград, 2002. - С. 121-122.

Научно-образовательный кластер CLAIM (Computational Linguistics, Artificial Intelligence and Multimedia) // Научно-образовательный кластер CLAIM: О научно-образовательном кластере CLAIM. - Режим доступа: http://it-claim.ru/about. htm (дата обращения: 04.12.2014).

Новичихина М.Е. Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации: дис. . д-ра филол. наук / Новичихина Марина Евгеньевна. - Воронеж, 2004. - 351 с.

Овчинникова И.Г. Ассоциативный механизм в речемыслительной деятельности: дис. ... д-ра филол. наук / Овчинникова Ирина Германовна. - СПб., 2002. - 382 с.

Патсис М. Ассоциативное поле как инструмент анализа значения слова: на материале греческого языка: дис. ... канд. филол. наук / Патсис Михаил. - М., 2005.

Проект РГНФ (№12-04-12039) Информационная система когнитивных экспериментов (ИСКЭ): Information system for cognitive experiments // CLAIM -научно-образовательный кластер. - Режим доступа: http://it-claim.ru/Projects/RFH/ ISKE_details.htm (дата обращения: 04.12.2014).

Проект РГНФ 12-04-12039 Информационная система когнитивных экспериментов (ИСКЭ) // Альманах исследований и разработок: январь-ноябрь 2012 г. - 2012. - Режим доступа: http://it-claim.ru/Projects/RFH/ISKE_Almanac.htm (дата обращения: 04.12.2014).

Русский ассоциативный словарь. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. В 3-х частях, 6-ти книгах / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. Кн. 1, 3, 5. Прямой словарь: от стимула к реакции. Книга 2, 4, 6. Обратный словарь: от реакции к стимулу. - М., 1994, 1996,

Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I. От стимула к реакции: ок. 7000 стимулов. - М.: АСТ-Астрель, 2002. - 784 с. Т. II. От стимула к реакции: Более 100 000 реакций. - М.: АСТ-Астрель, 2002. - 992 с.

Русский ассоциативный тезаурус. Русский ассоциативный словарь. Веб-версия. - 1988-1997. - Режим доступа: http://tesaurus.ru/dict/dict.php (дата обращения: 04.12.2014).

Сабитова С.О. Экспериментальное исследование особенностей идентификации топонимов (на материале русского языка) // Проблемы семантики: психолингвистические исследования: сб. науч. тр. - Тверь, 1991. - С. 85-88.

СИБАС - Русская региональная ассоциативная база данных (2008-2012 гг.) // Русская региональная ассоциативная база данных (2008-2012 гг.): о проекте. -Режим доступа: http://adictru.nsu.ru/about (дата обращения: 04.12.2014).

- 167 с.

1998.

Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова, Ю.Н. Караулов, Е.Ф. Тарасов. - М., 2004. - 792 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Словарь ассоциативных норм русского языка // под ред. А.А. Леонтьева. -М.: МГУ, 1977. - 192 с.

Словарь ассоциативных норм русского языка. Прямой / Под ред. А.А. Леонтьева. - M., 1973. Обратный словарь / Г.А. Черкасова. Электронное издание.

- 2006. - Режим доступа: http://it-claim.ru/Projects/ASIS/Leont/Index.htm (дата обращения: 04.12.2014).

Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. -2-е изд., испр. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 368 с.

Трапезникова А.А. Ономастическое сознание современного горожанина: на материале эргонимии Красноярска: дис. ... канд. филол. наук / Трапезникова Анна Алексеевна. - Красноярск, 2010. - 213 с.

Трещева Е.Г. Имена ситуаций-событий и типология их ассоциативных полей: дис. ... канд. филол. наук / Трещева Елена Геннадиевна. - Саратов, 2012. - 241 с.

Трифонова Е.А. Названия деловых объектов: семантика, прагматика, поэтика: на материале русских и английских эргонимов: дис. ... канд. филол. наук / Трифонова Екатерина Александровна. - Волгоград, 2006. - 247 с.

Черкасова Г.А. Русский ассоциативный тезаурус: компьютерная версия / Г.А. Черкасова // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: сб. статей / под ред. Н.В. Уфимцевой. - М., 2004a. - С. 240-256.

Черкасова Г.А. Формальная модель ассоциативного исследования / Г.А. Черкасова // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики. Вып. 2: сб. статей / Отв. ред. Н.В. Васильева. - М.: Азбуковник, 2004б. - С. 139-156.

Amancio D R, Oliveira Jr O N and Costa L da F. Using complex networks to quantify consistency in the use of words / D R Amancio, О N Oliveira Jr and L da F Costa // Journal of Statistical Mechanics: Theory and Experiment. - Vol. 2012, January 2012. - IOP Publishing Ltd, 2012. - Режим доступа: http://iopscience.iop.org/1742-5468/2012/01/P01004/pdf/1742-5468_2012_01_P01004.pdf (дата обращения: 04.12.2014).

Création du Dictionnaire d'associations verbales en français du 15 juin 2010 au 17 juin 2010 // Université Sorbonne Nouvelle - Paris 3: Colloques - journées d'études. - 2010.

- Режим доступа: http://www.umv-paris3.fr/creation-du-dictionnaire-d-associations-verbales-en-francais--59222.kjsp?RH=ACCUEIL (дата обращения: 04.12.2014).

Graph: eatRS // Multi-Level Graph Clustering: The Graph Collection.

- 2008. - Режим доступа: http://studiy.tu-cottbus.de/~clustering/benchmark_ graphs:collection:eatrs (дата обращения: 04.12.2014).

Justeson John S., Katz Slava M. Co-occurrences of antonymous adjectives and their contexts / John S. Justeson, Slava M. Katz // Journal Computational Linguistics. -Volume 17, Issue 1, March. - Cambridge, MA: MIT Press, 1991. - P. 1-19.

The Edinburgh Associative Thesaurus // STFC e-Science Word Association Thesaurus. - Режим доступа: http://www.eat.rl.ac.uk (дата обращения: 04.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.